1. Понятия «Актор» и «Участник мировой политики».Актор (англ. actor) — термин, обозначающий участника МО. Данное понятие стало широко использоваться в последнее время, когда помимо гос-ва, являвшегося на протяжении долгого периода времени 1-м участником МО, стали появляться и негос-ые участники, роль которых на международной арене возрастает. К акторам современной системы МО можно отнести государства, ТНК, Генерального секретаря ООН, МВФ. словом все организации и институты и отдельные личности, роль которых в этой системе очевидна.Хабермас: « Актор - лицо действующее, участник дискурса». Брайар,Джалили:«Актор — любое лицо, которое принимает активное участие, играет важную роль, в сфере МО под актором можно понимать любой авторитет, любую организацию, любую группу и даже любого индивида, способного играть определенную роль, оказывать влияние.»^ Социальная общность тоже может рассматриваться как межд-й актор в том случае, если оно оказывает определенное влияние на МО, пользуется признанием со стороны государств и их правительств и учитывается ими при выработке собственных решений. Как следствие — если все акторы являются участниками МО и МП, не все участники — акторы.«+» термина:1) отражает широкий спектр взаимодействующих общностей,2) делает акцент на поведении общностей3) помогает понять, что разные акторы играют разные роли (но все участвуют в создании спектакля на мировой арене). Акторов можно разделить на Традиционных: Гос-ва, МПО (Мортон: суверенные государства региональные международные организации, универсальные организ) и Нетрадиционных: ТНК, НПО, внутригос-е магаполисы, регионы (Брайар, Джалили — «потенциальные акторы»:нац.-освободит. движения, региональные и локальные общности).^ Иерархия акторов 1-й подход: (от реалистской традиции) государства играют основную роль, поэтому они на вершине иерархии {государственно-центристский мир).^ 2-й подход (от либеральной парадигмы) новые нетрадиционные акторы играют определяющую роль в формирование новой картины мира. Использование новой терминологии - мировая политика (worldpolitics), глобальная политика (global_ politics), транснациональная политика (transnationalpolitics).=> Формирование многоакторного мира, каждый актор обладает собст-ми хар-ми Ресурсы (эконом, полит, знания и умения, доверие), цели (созидательные, разрушительные), инструменты (традиционные и нетрадицонные, soft и hard), ценности, влияние, отношение к среде, орг. структура (жесткая, с ограниченным или неограниченным членством и т. д.), международная идентичностьЕС как актор МП.:1. ЕС как субсистема МО 2. ЕС и (как) процесс МО («Europe between superpowers» =>Economic Superpower=> InternationalActor) 3. EC как сила МО (trading states, civilian power)2. Европейские интеграционные теории и внешнеполитическое измерение ЕС1. Интегравернментализм (Хоффман) концепция наиболее близкая к классической теории МО (один из наиболее ярких сторонников – Моравчик). Согласно межправительственному подходу, интеграционные процессы развиваются по принципам «большой торговли» – политики договариваются точно так же, как и договаривались тысячу лет назад, на основе взаимных уступок и договоренностей. Ключевые понятия: Нациопальпый-суверенитет, национальные интересы, национальная идентичность, «Европа Отечеств». Тип голосования: Национальное вето, единогласие. Конечный релуьтат - Национальные государства, м. б. конфедерация. Движ. Сила - Главы нац государств. Институты проводники -Европейский Совет, Совет ЕС. Минусы теории - Не принимает во внимание активное участие в процессе интеграции «третьих» сил, например общественных организаций, выступающих против «национального эгоизма» (МППнациональный или международный уровень, но не уровень ЕС)^ 2. Федерализм (Делор, Тиндеманс, Спаак)- по мотивам интеграции это сфера высокой политики. Интеграция происходит одномоментно, когда в результате некоего конгресса заключается соглашение о формировании федеративного государства с делегированием полномочий от центра в регионы. Ключевые понятия: наднацион-ть, наднац-е органы, субсидиарность, «общий интерес».Тип голосования – квалифицированное большинство. Конечный результат –федерация. Новое супергос-во. Движ. Сила – Различный спектр сил (от гос-в до индивилов), главнео – выражение общего интеерса. Институты проводники- Комиссия и Суд ЕС. Минусы теории – Считает категорию нац. Суверенитета и нац. интереса устаревшей.^ 3. Неофункционализм (Хаас, Най)- сфера низкой политики - Интеграция -итог этого спонтанного политического взаимодействия. После интеграции управления какой-либо узкой сферой, постепенно изменяется вся система. Такая интеграция, с одной стороны приводит к тому, что за счет интеграции одной сферы постепенно усиливается координация деятельности других, а с другой – по мере успешной деятельности интеграционной группировки будет проводиться интеграция и других сфер Неофункционализм был официальной идеологии единой Европы в 60-70-е гг. Ключевые понятия: Spill-over, политические элиты, кризисы, региональная интеграция, федерация, политическая интеграция. Тип голосования- Допустимы все три типа в зависимости от случая. Конечный результат -«...в Сообществе наднациональность означает такое состояние государств, при котором они находятся ближе к архетипу федерации...». Движ. Сила - Политические элиты. Институты проводники - КЕС, Совет ЕС, ЕП, Европейский совет. Минусы теории - Линейность в трактовке развития интеграции. НФ (уровень ЕС (институты) и национальный (политические элиты)^ Wessels Wolfgang Теория Ratchet Fusin(храповой механизм) — тезис о непрерывной постепенной интеграции (внешний импульс +не движение назад)МПК— стимулируют развитие нового уровня коммунитаризации. что в итоге ведет к образованию нового политиче ского сообщества, которое более всего напоминает федерацию, супер-государство. CFSP уровень CFSP –уровень «высокой политики» ^ Совет ЕС_ «Construct European Cosmos» — Три «E's»: exploring, explaining, evaluating, extrapolating Дейч? Конечный результат интеграции pluralistic security community (глава гос-ва & международн институты – множество , но не фиксир.) amalgamated security'community (в федерации много частей но …из них подчиняются центру ) 3. Мировая политика конца 1980-х — начала 1990-х гг.: вызовы для ЕвросоюзаВ к80х - н.90-х карта мира претерпела серьезные изменения. СССР в целом, положил конец зависимости государств ЦВЕ от Москвы, превратив их в новых актором МП. Дробление постсоветкого пространства на пятнадцать суверенных государств изменило геополитическую ситуацию и для соседних стран, ранее взаимодействовавших с единым Советским Союзом. Не только изменились локальные «балансы сил», но и резко возросла многовариантность отношений. Руководством ЕС была подчеркнута необходимость усилить роль Европейского сообщества на международной арене, в частности в отношении стран Центральной и Восточной Европы. В развитие этого пункта ЕС взяло на себя роль координатора международной помощи Польше и Венгрии в рамках программы РНАКЕТ. Официальные отношения между ЕС и странами Восточной Европы, в том числе и Советским Союзом, были установлены в 1988 г. после подписания Совместной декларации Европейского сообщества и Совета экономической взаимопомощи. ^ Падение берлинской стены поставило Сообщество перед лицом новых сложных проблем. В частности, встал вопрос о порядке объединения ФРГ и ГДР и формах присоединения восточной части Германии к Сообществу. Этот вопрос был решен на внеочередном заседании Европейского Союза 28 апреля 1990 г. в Дублине. По инициативе Сообщества 29 мая 1990 г. был учрежден ^ Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). 15 июля 1991 г. Совет принял регламент об оказании технической помощи Советскому Союзу, который в дальнейшем послужил основой программы ТАСИС.16 декабря были подписаны Европейские соглашения с Польшей, Венгрией и Чехословакией. Они не предусматривали вступление этих стран в Европейское сообщество. Впоследствии соглашения такого типа были заключены и с другими странами Центральной и Восточной Европы, включая и государства Балтии. Другой актуальной проблемой является феномен локальных конфликтов. Окончание холодной войны сопровождалось заметной активизацией локальных конфликтов. Вызвавшие их противоречия были связаны с сепаратизмом, борьбой за власть или территорию в рамках одного государства. Большая часть конфликтов стала результатом распада Советского Союза, Югославии, обострения национально-этнических противоречий, проявление которых ранее сдерживалось авторитарными системами или блоковой дисциплиной холодной войны. Другие конфликты, например в Африке, стали следствием ослабления государственности и экономической разрухи. Третья категория - это длительные «традиционные» конфликты на Ближнем Востоке, в Шри-Ланке, Афганистане, вокруг Кашмира, которые пережили завершение холодной войны, или вспыхнули вновь, как это случилось в Камбодже. Т.о.Более актуальными становятся вооруженные операции, которые предпринимаются под руководством ведущих западных стран, и США, против стран, которые, как считается, нарушают международное право, демократические или гуманитарные нормы. В конце 80-х - начале 90-х г.г. в рамках ЗЕС был предпринят ряд военно-морских акций - в Персидском заливе во время ирано-иракской войны, там же против Ирака после его нападения на Кувейт (в ходе операции «Буря в пустыне»), в блокаде Югославии и др. ЗЕС сформулировал знаменитые «петерсбергские задачи» (1992г), кот включ-и: гуманитарные и спасательные задачи; поддержание мира; задачи боевых сил в управлении кризисами, включая миротворчество.+ Новые направления в области ОВПБ - формирование отдельными европейскими странами объединённых донных группировок. Франция и Германия, создавшие в 1989 г. франко-германскую бригаду, которая 22 мая 1992 г. была преобразована и Европейский корпус. К 1995 г. в Еврокорпус входили силы уже 5 членов ЕС (Франции, Германии, Испании, Бельгии и Люксембурга) общей численностью около 60 тысяч. В 1995 г. Франция, Италия, Испания и Португалия начали создание двух группировок - сухопутной (Еврофор) и военно-морской (Евроморфор). Великобритания, Бельгия, Германия и Нидерланды образовали свою многонациональную дивизию, а две последние страны ещё отдельный германо-нидерландский корпус численностью 35 тысяч. К концу 1990-х гг. существовало уже 16 таких многонациональных формирований. 4. Появление и развитие внешнеполитического и оборонного измерения ЕС: домаастрихтский период. Цели и задачи. Принцип «America leads — Europe follows» 1947 г – План Маршала (отправная точка, направленная на помощь восстановлению странам Европы).=> Европа не хотела засилия американцев на своей территории. 47г.- Договор между Фр и Великобр (Брюссель) -создание общеевроп-й полит системы и вооруж сил. В 48г –,к дог-у присоед-ся страны Бенилюкса => Западный Союз. Знаменитая Декларация Шумана 50г. =>1950г - План Плевена – целый проект развития вооруженных сил Европы (полное слияние личного состава и вооружений" западноевр стран в армию под единым европ политическим и военным руководством) В декабре 1950 года совет НАТО дал согласие на дальнейшую разработку проекта "европейской армии". Одновременно был ликвид-н военной Западный Союза, поскольку ее поглотила НАТО. Амер намерев-сь подчинить вооруже силы Европы своему руков-у. В феврале 1951 г. по инициативе Фр нач перег-ы о создании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Договор был подписан 27 мая 1952 г. 6ю участниками ЕОУС (Бельг,Ит,Люкс,Нидер,Фр,ФРГ). – формиров-е вооруж сил ЕОС из контингентов, предоставл-х гос-членами. Создание ЕОС серьезно ограничивало национальную независимость его членов. Почти одновременно (10 мая 1953 г.) этой же ``6-ой'' был подготовлен проект договора о Европ-м полит Сообщ-е (ЕПС). Однако договор о ЕОС был отклонен Национ-м собранием Франции г. и не вступил в силу. После этого ``6-а'' отказалась и от второго проекта.23 окт 1954 г. были подписаны Парижские соглашения, которые внесли изменения и дополнения в Брюссельский договор=> Западный союз был преобразован в Западноевропейский союз (ЗЕС), членами кот стали 6-ка+ ФРГ и Италия. ЗЕС - междунар организ-я, по сути- военно-полит союз европ гос-тв, объедин-х свои усилия и ресурсы в решении вопросов обороны и безоп-и, включая взаимные гарантии в случае вооруж нападения – (учрежден в мае 1955 г.) Главное условие сотруд-а: ЗЭС сущ-ет в системе НАТО + элемент независимости( в ЗЕС не существовало собственной системы внешнеполитической координации.) Этапы развития ЗЕС: 1) 1954 — 1984 гг. — большая зависимость от НАТО. Практически полное отсутствие самостоятельности. Действие по принципу «America leads — Europe follows» 2) 1984 —1992 — борьба атлантистов и европеистов. Тенденция к снижению зависимости от НАТО, усиление самостоятельности. (Еврокорпус). Пегерсбергские задачи! Начиная с 50-х – эра Де Голля – интергаверментализма. Он принимает дискурс «Атлантицизм против Европеизма». Чтобы противостоять Америке –Европа должна говорить в 1ин голос. С этой целью - создание комитета Фуше. Он приготовил проект, исходя из межправит. подхода – совместные действия глав. Д.бб появиться союз с 3мя принципами: 1. единогласия, 2. возможность конструктивного воздержания при голосовании, 3. индивидуальность вместо супранационализма. –провал. В 1962г- 2ой План Фуше. Очень четко проводиться мысль об опасности углубленного сотрудничества ЕС- с НАТО и Британией( проводник интересов США.) Провал плана Фуше привел к созданию Франко-Германского Блока. 1968г - Е…………….Соглашение, согласно которому Фр и Герм д.б. встречаться не реже 3х раз в год и решать проблемы сообщества – именно его потом назовут мотором. 1969г – новый президент Франции Джорж Пампиду организовал саммит с Гааге. - мысль об образовании Полит. Сообщества в рамках ЕСобщ-в. 27 октября 1970 г.- Доклада экспертной группы Давиньона, =>система Европейского полит сотруд-ва(ЕПС) – межгос-й механизм взаимной информации и политич-х консультаций на уровне мин-в ин дел (не реже 1раза в полгода), кот готовились Полит-м комитетом (``комитет Давиньона'') в составе директоров полит-х департ-в МИД. ЕПС функц-ло вне форм-х рамок Рим/ договора; в его компет-ю не вход ?ы обороны. Попытки перейти от координации нац-х позиций к выработке единой полит линии + вопр обороны и безоп -сер70-х. => Доклад о Европейском Союзе, (премьер-мин Бельгии Лео Тиндеманс в 75 г). Но он не встретили поддержки. В 1980-е гг. наблюдается развитие ЕПС и активизация ЗЕС, но предлож-я наделить Сообщества полномочиями в оборонной области по-прежнему отвергались. ^ 1981-г – Лондонский доклад - узаконил деятельность Европейской Комиссии на всех уровнях. Консультации с комиссией и ее мнение станов обяз-ым. Ответственность за координацию внеш пол - председатель ЕС. Была создана Тройка, а в помощь ей Секритариат.январь 1981 г - ``инициатива Геншера-Коломбо'' (мин ин дел ФР и Ит). –объединение в общ полит систему деят-ть органов ЕС, под эгидой Евр Совета. Этот план вылился в Торжественную декларацию о ЕС принят-ю в Штутгарте (1983 г.) –она распространила компетенцию ЕПС только на ``политические и экономические аспекты безопасности''. Данный шаг был официально закреплен статьей 30 Единого европейского акта в 1987 г.. В ЕЕА страны ЕС заявили о намерении ``более тесно координировать свои позиции по политическим и экономическим аспектам безопасности''. ЕЕА впервые включил ЕПС в единые правовые рамки Сообщества. Особая ответственность за это координац. Внешн полит возлаг-сь на гос-во, председ-е в Совете ЕС, ина Комиссию. ЗЕС к этому времени практически исчерпал себя в своем прежнем качестве Но система ЕПС охват лишь невоенные аспекты безопасности =>гос-члены вновь проявили заинтерес-ть в развитии по линии ЗЕС. Окт 1984 г.- Римская декларация Совета ЗЕС - Совет ЗЕС стал собираться 2р в год на уровне мин ин дел и обор. Совет ЗЕС в окт 1987 г. принял ``Платформу об интересах европейской безопасности'' В конце 80-х - начале 90-х г.г. в рамках ЗЕС был предпринят ряд военно-морских акций - в Персидском заливе во время ирано-иракской войны, там же против Ирака после его нападения на Кувейт (в ходе операции «Буря в пустыне»), в блокаде Югославии и др. Нов направл -формир-е отдельнстранами объед-х группировок. Фря и Герм в 1989 г. созд. франко-германскую бригаду, которая в мае 1992 г. была преобразована и Европейский корпус.В Петерсберге июнь 1992 -«Петерсбергский» комплекс целей - триада: гуманитарные и спасательные задачи; поддержание мира; задачи боевых сил в управлении кризисами, включая миротворчество.5. Маастрихтский договор и оформление внешней политики ЕС. Институционализация II опоры.Идея включить в систему европейских договоров специальный комплекс положений, по ОВПБ – Фр и Герм (письмо Миттерана Гельмуту Колю от 6 дек1990) В сравнительно смягчённом виде эти идеи нашли своё воплощение в новом разделе 5 Маастрихтского договора «Положения об ОВПБ». Впервые в истории ЕС были сформулированы цели Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ): «Защита общ ценностей и основных интересов и независ-и Союза; укрепление безоп-ти Союза и его гос-членов всеми способами; сохран-е мира и укреп-е междунар безоп-ти, в соотв-и с принципами Устава ООН, так же как и с принципами Хельсинкского Заключительного Акта и целями Парижской хартии; содействие междунар сотрудн-у; развитие и консолидация демократии и законности, и уважение прав человека и основных свобод». ЕС включил в МД -два вида деятельности в сфере ОВПБ: «общие позиции» по различным проблемам МеждП и безоп-и и «совместные действия» (на межправит-й основе), которые предпринимают члены ЕС. Общие позиции в практической деят-ти ЕС сущ-ли в прошлом, но полжение о них впервые было кодифицировано. Совместн. Дейт-я – новшество, предоставлявшее широкую возможность для организации ЕС многостор-х операций в сфере внеш пол и между-й безоп-ти. До исторических сдвигов кон.90-х, приведших к ЕПБО, число совм. действий ЕС быстро росло: 1993 г….-1998 г. - 20. МД успешно суммировал и другие формы полит взаимод-я членов ЕС: сотрудничество дипломатических и консульских миссий в третьих странах, взаимные действия делегаций ЕС на междунар конференциях и в междунар организ-х, включая ООН, дальнейшее развитие обмена информацией, мнениями, позициями. Серьёзным недочётом МД было сдерж-е отнош-е к проблемам общей обороны (компромисс между европеистами и атлантистами): «ОВПБ включают все ?-ы, относящиеся к безопасности Союза, в том числе и формир-е в общей оборонной политики, кот-я мбб преобразована со временем в общую оборону». Вместе с тем оборонные проблемы довольно детально обсуждались в Специальной Декларации о Западноевропейском Союзе, приложенной к МД, но существо этой декларации состояло в подтверждении амбивалентного характера ЗЕС (внутри НАТО)-атлантисты победили.6. Амстердамский договор: основные нововведения. АД подписан 2 октября 1997 г., вступил в силу 1 мая 1999 г. Дог-р не только вобрал в себя все достижения в сфере ОВПБ Маастр Дог-ра, но и продвинулся далеко вперёд. Главн Нов.введ. касались, прежде всего сферы общей обороны ЕС, они изменили подход Союза, открыв перспективу формир-я ЕПБО. 1. АД установил, что ЕС включает общую оборону в сферу своей ответствен-ти: «Евр совет определяет принципы и основные ориентиры ОВПБ, в т.ч затрагивающих оборону». АД заложил правовую основу для деятельности ЕС в оборонной сфере. 2. В АД речь шла уже о конкретном «поступательном» формировании общей оборонной политики. 3. АД узаконил комплекс «петерсбергских задач», в своё время сформулированных Западноевропейским союзом, как офиц-ю программу целей оборонной политики ЕС. 4. В АД было включено спеце положение о совместных усилиях в производстве вооружений.. 5. АД впервые предусмотрел «возможность интеграции ЗЕС в Союз, если так решит Европейский совет». => Европейский Совет одобрил. 6. В АД были включены 2а нововвед: Концептуальным решением Европейский совет был уполномочен разраб-ть и принимать общие стратегии, которые реализуются при помощи совместных действий и общих позиций, внедренных в жизнь ЕС Маастрихтским договором. Организационно-структурным нововведением, был учреждён пост Генерального секретаря Совета министров / Высокого представителя по проблемам внешней политики и политики безопасности. Им стал Б. Генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана. 7. +schengen acquis введены в договор Надо отметить, что победа европеистов в Амстердамском договоре не была всё же 100%. Некоторые из нововведений были сформулированы в условной, недостаточно калорической форме. 7. Сент-Мало: на пути к ЕПБО: цели и задачи политики в области обороны Отсчёт строительства ЕПБО идёт со времени франко-британского саммита в Сен-Мало 4-5 декабря 1998 г. В своей Совместной декларации Жак Ширак и Тони Блэр призвали лидеров ЕС создать собственную военную организацию В декларации прямо указывалось, что Европейский совет должен( как и было предусмотрено Амстердамским договором) решить постепенно формировать общую оборонительную политику» и что «Союз должен иметь способность осуществлять. автономные действия..». ЕС по существу призывали отказаться от курса, по кот-у он следовал почти полвека. Решение Евросоюза оказалось полной неожиданностью для многих европейцев, равно как и для политиков и экспертов Америки, России, да и других стран.^ Предпосылки Сен-Мало: Амст-й Дог-р, саммит в Пёр-чахе (24-25 октября 1998 г.), 1 декабря 98г франко-германская встреча на высшем уровне в Потсдаме. Причины Сен-Мало: 1.превращение ЕС о в экономического гиганта, не обладающего вместе с тем соизмеримой политической, а тем более, военной мощью. 2. Глобальная трансформация, которая произошла в связи и после окончания «холодной войны». Ослабевание НАТО. Европейцы нач беспок-ся о своей безоп. 3. в течение 1990-х гг., Лондон совершил резкий поворот в сторону Франции и Германии, то же сделали Нидерланды и Италия. В ЕС сложилось то, что м. назвать «оборонным консенсусом». 4 конфликты нового поколения, особенно на Балканах. =>неадекватность возможностей Европы в попытках урегулирования их. (.Босния и Герц, Югославия и Косов) Европейский совет, заседавший в ^ Кёльне 3 и 4 июня 1999 г принял два важнейших документа: Декларацию об укреплении общей европейской политики безопасности и обороны и доклад на ту же тему(прдгот-н Герм.). Он конкретизировал практические меры, которые следовало принять в развитие Декларации. Декларация: -ЕС должен играть полноценную роль на международной арене. – ЕС должен обрести способность к автономным действиям, обеспеченную эффективными военными силами, органами принятия решений. -Новый военный потенциал ЕС будет формироваться на базе существ-х национальных, двунац-х и многонац-х сил, а также и собственных сил ЕС. ЕС обязался принять особые меры для наращивания своего потенциала в области разведки, стратегического транспорта, системы командования и управления, а также усилить промышл-ю и технол-ю базу обороны, сделать её конкурентоспособной и динамичной. Европейский совет решил, что он возьмёт на себя осуществление «петербсбергских задач», а «ЗЕС, как организация, завершит свою деятельность». + решение о создании системы новых органов ЕС для выработки и реализации ЕПБО.: Комитет по политике и безопасности (КПБ), Военный комитет Европейского Союза (ВКЕС), Военным штабом ЕС (ВШЕС). Следует подчеркнуть, что все три новых органа – это исполнительные структуры. Политические решения принимают вышестоящие органы (Европейский совет+, Совет по общим вопросам и внешним отношениям главный в системе Советов Евросоюза, - министры иностранных дел) Вся система ЕПБО по-прежнему остаётся межгосударственной и не подчиняется главному исполнительному органу Евросоюза - Европейской комиссии. - решения принимаются только единогласно.^ Хельсинкском саммите ЕС (10-11 декабря 1999 г.). концентрировал свои усилия на выработке форм и методов создания европейских сил быстрого реагирования. Коротко его решения можно сформулировать в двух словах: «Головная цель»: обеспечить к 2003 г. способность быстро, в течение 60 дней развернуть и поддерживать на протяжении минимум одного года силы корпусного уровня. + В Хельсинки же был утверждён специальный доклад «Невоенное управление кризисами Европейским Союзом»: «создании потенциала быстрого реагирования в области управления кризисами с применением невоенных средств». => конкретная программа формирования полицейского контингента ЕС для действий в кризисных ситуациях была утверждена на заседании Европейского совета, в Фейре 19-20 июня 2000 г.8. Ниццский договор и изменения во внешнеполитическом измерении ЕСПодписан 2002г, ратифицирован 2003. «Реализация оборонного консеснсуса»- Совместная декларация НАТО и ЕС по обеспечению безопасности. ЕС получал доступ к планировнаию в НАТО. Признавалась роль США в Европ. Обеспечении безопасности. Появляется расширен круг вспомогательных структур в рамках институтов ЕС: Комитет по политике и безопасности (КПБ), в котором переговоры проходят на уровне послов от стран-участниц ЕС. Цели его весьма размыты: следить за международной обстановкой, относящейся к области внешней политики.; и вносить вклад в определение политики, представлять мнение Совету по собственной инициативе или по тредованию Совета. Чуть ниже находится новый Военный комитет ЕвроСоюза (ВКЕС), (Начальники Ген Штабов гос членов) который призван реализовывать военное управление и руководить ещё одним новым институтом - Военным штабом ЕС (ВШЕС). В компетенцию последнего входят контроль над системой раннего предупреждения, стратегическое планирование, реализация т.н. «петерсбергских» задач и осуществление других практических задач в рамках ОВПБ. В Ниццах так же оформилась Головная Цель, + предусматривалось развитие гражданских сил.В преддверии межправительственной конференции в Ницце "более тесное сотрудничество вновь стало объектом оживленных политических дискуссий, прежде всего во взаимосвязи с вопросом о путях федерализации ЕС. Согласно Ниццкому договору "более тесное сотрудничество" распространяется на раздел V Договора о Европейском Союзе - ОВПБ (ст.27а-27е Договора о ЕС Н. ред.). К данному сотрудничеству предъявляются несколько иные требования: оно должно соблюдать ценности всего Союза и служить его интересам, в особенности утверждению идентичности Союза как сплоченной силы на международной арене; соблюдать принципы, цели, общие ориентиры и согласованность общей внешней политики и политики безопасности, а также принятых в их рамках решений, согласованность между политикой Союза в целом и внешнеполитическими действиями Союза (там же, ст.27а Н. ред.). При этом особо оговаривается, что "более тесное сотрудничество" может иметь место только в целях проведения совместных действий или реализации общих позиций и не может затрагивать вопросы военного или оборонительно-политического характера (там же, ст.27b Н. ред.). Заявление о получении разрешения на такое сотрудничество направляется государствами-членами в адрес Совета, который после получения мнения Комиссии и доведения его до Европейского парламента принимает решение квалифицированным большинством голосов. Государству-члену, которое по "важным и обоснованным причинам национальной политики" намеревается выступить против "более тесного сотрудничества", предоставляется право вето (там же, ст.27с Н. ред. во взаимосвязи со ст.23 Н. ред.).9. Конституционный договор: шаг вперед или два назад?В декабре 2001 г. на сессии Европейского совета в Бельгии во исполнение Декларации № 23, приложенной к Ниццскому договору, было принято решение о созыве Конвента о будущем Европы. В состав Конвента вошли представители Европейского парламента и ЕК, представители от национальных парламентов и правительств гос-членов и гос-кандидатов на вступление в ЕС (среди последних были также представители Болгарии, Румынии и Турции). Всего в работе Конвента приняли участие 107 делегатов, равное им число заместителей и тринадцать наблюдателей. Председателем Конвента стал б. президент Французской Республики Валери Жискар д'Эстен. Работа Конвента, вопреки многим пессимистическим прогнозам, оказалась достаточно эффективной. Договор об учреждении Конституции для Европы был подписан в Риме 29 октября 2004 К. как бы синтезирует Договор о ЕС и Договор о Сообществе в единое целое и одновременно включает ряд новых положений, связанных с конституционным оформлением ЕС. Она состоит из преамбулы и четырех частей. Особый раздел Конституции был посвящен внешнеполитической деятельности ЕС, синтезирующий как постановления, относящиеся к ОВПБ и ЕПБО, так и те положения Договора о Сообществе, которые регулируют его внешнеполитическую активность. Здесь же рассматриваются вопросы осуществления общей торговой политики и сотрудничества с третьими государствами в гуманитарной, финансово-экономической и технической области, а также оказания гуманитарной помощи. В случае подписания Конституции вводился пост Союзного Министра Иностранных Дел. Он д.б. представлять едину. Внешнюю политику. Он ответственен перед Комиссией и занимает там пост одного из вице-президентов. Гл.3 ст209 – Он имеет право созыва Совета ЕС в течении 48часов. Гл.2 ст40. – призыв к консультациям по любому вопросу внешних действий касающихся ЕС. Кроме того, вводиться клаузула солидарности, в случае террористического нападения. (Совместная оборона стран ЕС. Если на 1у из них нападают террористы, другие оказывают поддержку)Ст 41 п 7.+ Возможность совместных операций по разоружению. ОВПБ и ЕПБО финансируются из общего бюджета ЕС, за исключением случаев привлечения вооруженных сил. В этом случае оплачивает специальный фонд+ определяются отчисления гос членов, если реш. Совет Министров Иностранных Дел. + Принимается концепция постоянного структурного сотрудничества (ПСС), аналогичная сотрудничеству по вопросам безопасности и обороны.10. Особенности процесса ППР во II опоре. Система ППР по вопросам, входящим в сферу ОВПБ, существенно отличается от «метода сообществ». в этой сфере ^ Комиссия не обладает исключительным правом законодательной инициативы. Предложения относительно принятия новых норм могут вноситься также гос-член или самим Советом. Предложения Комиссии носят характер пожеланий. Совет принимает свои решения, как правило, на основе принципа единогласия. Амстердамским договором были внесены, два существенных изменения. Прежде всего, был создан механизм обхода права вето, неизбежного при процедуре единогласия. Как и в рамках первой опоры, государства-члены получили возможность «конструктивно воздерживаться» при голосовании. Это означает, что, несмотря на наличие воздержавшихся, решение может быть принято голосами остальных членов Совета и при этом считаться принятым единогласно. Лишь в том случае, если голоса воздержавшихся превышают одну треть взвешенных голосов в Совете, решение не принимается. Далее, статья 23 (2) предусматривает возможность использования принципа квалифицированного большинства, когда принимаются решения о совместных позициях, общих действиях или другие решения, основанные на общей стратегии, а также любые решения, касающиеся совместных действий или общих позиций. В то же время той же статьей предусмотрена «защитная оговорка», воскрешающая Люксембургский компромисс: «Если член Совета заявляет, что по важным мотивам национальной политики он намерен выступить против принятия решения, требующего квалифицированного большинства, голосование не проводится. Совет может, действуя квалифицированным большинством, предложить передать вопрос Европейскому совету для решения на основе единогласия». 3. роль ЕП в этой сфере крайне ограничена. Договор обязывает-е государство консультироваться с Парламентом по основным аспектам ОВПБ. Председательствующее государство и Комиссия должны регулярно информировать Парламент о развитии ОВПБ. Парламент имеет право задавать вопросы и высказывать свои рекомендации Совету. Ежегодно проводятся парламентские дебаты относительно прогресса в осуществ-ии ОВПБ. Однако Договором не предусмотрены даже консультации с Парламентом при принятии решений по вопросам ОВПБ. 4.основная ответственность за исполнение принятых решений лежит на председат-ем гос-ве. Оно представляет ЕС в вопросах ОВПБ. Оно же выражает позицию Союза в межд-х организациях и на межд-х конф-ях. Комиссия лишь «подключается» к осущ-ю этих задач. Председате-му гос-члену оказывает содействие Генеральный секретарь Совета, кот выполняет функцию Высокого предст-ля по ?м ОВПБ.11. Сотрудничество ЕС и ЗЕС23 октября 1954 г. были подписаны Парижские соглашения, которые внесли изменения и дополнения в Брюссельский договор =>Западный союз был преобразован в Западноевропейский союз (ЗЕС), членами которого, наряду «6ой- Фр и Великобр+Бенилюкс стали ФРГ и Италия Западноевропейский союз (ЗЕС) - междунар организация, - военно-полит союз европ государств, объедин-х свои усилия и ресурсы в решении вопросов обороны и безопасности, включая взаимные гарантии в случае вооружо нападения - учрежден в мае 1955 г. Главное условие сотрудничества: в системе НАТО + элемент независимости. Этапы развития ЗЕС:1) 1954 — 1984 гг. — большая зависимость от НАТО. Практически полное отсутствие самостоятельности. Действие по принципу «America leads — Europe follows» 2) 1984 —1992 — борьба атлантистов и европеистов. Тенденция к снижению зависимости от НАТО, усиление самостоятельности. (Еврокорпус). Пегерсбергские задачи. С созданием ЗЕС на него была возложена задача организации европейского сотрудничества в оборонных областях. Однако на практике его роль оказалась очень скромной. В ЗЕС не существовало собственной системы внешнеполитической координации. Начиная с 50-х – эра Де Голля – интергаверментализма. Он принимает дискурс «Атлантицизм против Европеизма». Чтобы противостоять Америке –Европа должна говорить в 1ин голос. С этой целью - создание комитета Фуше. Он приготовил проект, исходя из межправит. подхода – совместные действия глав. Д.бб появиться союз с 3мя принципами: 1. единогласия, 2. возможность конструктивного воздержания при голосовании, 3. индивидуальность вместо супранационализма. –провал. В 1962г- 2ой План Фуше. Очень четко проводиться мысль об опасности углубленного сотрудничества ЕС- с НАТО и Британией( проводник интересов США.) Провал плана Фуше привел к созданию Франко-Германского Блока. 27 октября 1970 г.- Доклада экспертной группы Давиньона, =>система Европейского полит сотруд-ва(ЕПС) – межгос-й механизм взаимной информации и политич-х консультаций на уровне мин-в ин дел (не реже 1раза в полгода), кот готовились Полит-м комитетом (``комитет Давиньона'') в составе директоров полит-х департ-в МИД. ЕПС функц-ло вне форм-х рамок Рим/ договора; в его компет-ю не вход ?ы обороны. Попытки перейти от координации нац-х позиций к выработке единой полит линии + вопр обороны и безоп -сер70-х. => Доклад о Европейском Союзе, (премьер-мин Бельгии Лео Тиндеманс в 75 г). Но он не встретили поддержки. В 1980-е гг. наблюдается развитие ЕПС и активизация ЗЕС, но предлож-я наделить Сообщества полномочиями в оборонной области по-прежнему отвергались. ^ 1981-г – Лондонский доклад - узаконил деятельность Европейской Комиссии на всех уровнях. Консультации с комиссией и ее мнение станов обяз-ым. Ответственность за координацию внеш пол - председатель ЕС. Была создана Тройка, а в помощь ей Секритариат.январь 1981 г - ``инициатива Геншера-Коломбо'' (мин ин дел ФР и Ит). –объединение в общ полит систему деят-ть органов ЕС, под эгидой Евр Совета. Этот план вылился в Торжественную декларацию о ЕС принят-ю в Штутгарте (1983 г.) –она распространила компетенцию ЕПС только на ``политические и экономические аспекты безопасности''. Данный шаг был официально закреплен статьей 30 Единого европейского акта в 1987 г.. В Е