Реферат по предмету "Разное"


1. Предмет и предназначение философии, философия как мировоззрение и методология познания мира

1. Предмет и предназначение философии, философия как мировоззрение и методология познания мира. Термин «философия» ввел в VI в. до н.э. Пифагор, древнегреческий мыслитель. Это понятие обозначало любовь к мудрости, истине. Детальный перевод filio + sofia – любовь к мудрости. Первоначально философия – сборник умных мыслей человека по отношению к внешней среде. Возникновение 9-13 вв. до н.э. (развитые философские школы). В Европе философию называют метафизикой (то что после физики)—Андроник Доноский. Философия пришла на смену мифологии и религии, которые выполняли основную мировоззренческую функцию.Мировоззрением называется система представлений о мире и о месте человека в нем, о ценностных ориентациях, волевых побуждениях, которые определяют жизненную позицию субъекта. Основой мировоззрения являются знания, имеющие самые различные уровни: научные, повседневно-обыденные, профессиональные, истинные и неистинные и другие. На их основе и в ходе своей деятельности человек вырабатывает свои оценки и систему жизненных ценностей. В мировоззрении сочетаются эмоциональные и рациональные (интеллектуальные) начала, всесторонний опыт людей, и это концентрируется в воле человека. Соединение знаний, воспринимаемых как истинные, отвечающие ценностным ориентациям субъекта, с его волей, побуждающей к действиям, составляет ядро мировоззрения, называемое убеждением.Мифология была свойственна первобытному обществу. Тогда человек еще не осознавал свою вычлененность из природной среды, не имел достаточных рациональных знаний, у него преобладало эмоциональное понимание мира. Поэтому главной особенностью мифологического мировоззрения было очеловечивание окружающей среды, наделение ее свойствами человека, его души и тела. То же, что не поддавалось объяснению, наделялось сверхъестественными качествами. Тем самим отождествлялось естественное, со сверхъестественным и это отражалось в каком-то образе, символе, знаке. Мифологическое мировоззрение не исследовало причинно-следственных связей, не аргументировало выводы, не давало нравственной сценки, только повествовало о рождении чего-либо, утверждало предания. Не отличалось критичностью, довольствовалось только верой. По мере усложнения социальных форм жизни расширялась и сфера духовного развития человека, людей стали интересовать проблемы добра и зла, смерти и бессмертия, формировались нравственные оценки происходящего. Однако мифологическое мировоззрение связывало эти потребности оковами признания сверхъестественных сил, персонифицированных в образах богов. Так появилась религия (лат. слово благочестие, святыня, связь). Сверхъестественным силам было придано независимое от земного существование. Человеку предлагалось следовать необъяснимой воле сверхъестественных сил, божьему промыслу. Эта система нравственных ценностей требовала от человека послушания и покорности. Таким образом, религиозное мировоззрение раздваивалось, разделяя его на сакральный (священный) и природный (реальный). Противоречия мира, земного бытия при этом не разрешались, ибо пути и способы ИХ решения не могут быть определены раз и навсегда, но человеку внушается надежда на их поиск, ему дается нравственный ориентир, вселяется надежда на успех. Так религия обретает регулятивную функцию, это обеспечивает ее живучесть и в наши дни. Сложность мира, форм социального и природного бытия, особенности психологии людей предопределяют живучесть религии. Другой формой мировоззрения является философия. Она дает логическое научно-теоретическое объяснение действительности и рационально обосновывает систему духовных ценностей человека. В философии обозначилось два ведущих направления: одно дает обобщающую картину мира, изучает объективный мир, другое — разрабатывает представление о человеке, его предназначении, о смысле жизни и ее ценностях. Философские знания базируются на универсальном опыте человечества, они отличаются высоким уровнем обобщения и действуют во всех науках и сферах человеческой деятельности. Кроме того, эти знания вечны, неисчерпаемы по своему значению и могут быть духовной и материальной силой, становясь основой убеждений человека. Философия является уникальной формой сознания. В сфере рационального философское знание не отвергает, а диалектически «снимает», преодолевает прежний уровень знаний, включает его в себя как частный случай. В то же время закону восхождения от абстрактного к конкретному, закону прогресса практически не подчиняется духовная (ценностная) составляющая философского знания, она обращается к вечности, представляет мировую философию. Поэтому философская идея многозначна, она может быть продолжена в разных аспектах и направлениях. Идеи философии всегда выражают потребности времени и, следовательно, постоянно развиваются. И.Кант, характеризуя философское знание, подчеркивал в нем сочетание истины, добра и красоты. Гегель в философском знании обозначал логику, философию природы и философию духа. Поэтому правомочно говорить о социальной философии (философии истории), философии естествознания (философии науки). В философии теория и история связаны между собой глубже, чем в любой другой отрасли научного знания. И, опираясь на инструментарий логики, любой специалист полнее познает сущность и закономерности своей науки. Философия развивалась в развитых рабовладельческих странах. Карл Ясперс (20 в., Германия) считал, что возникновение философии совершило своеобразную революцию в мышлении человека, т.к. выявило ряд вечных проблем, разрешить которые за прошедшее время (3 тыс. лет) не удалось. Арнольд Тойнби считает, что каждая эпоха выдвигает перед человечеством и нациями все новые и новые проблемы. Задача философии – найти правильные ответы на все вопросы. Существует две позиции по отношению к происхождению философии: 1) философия – главная наука человечества (царица всех наук). Философия теоретический базис для развития конкретных наук. Происхождение философии – появление философской науки.^ 2. Специфика философского знания. Базовые проблемы философии. Научное знание безразлично к смыслам, ценностям и интересам человека. Фил.знание — знание о месте и роли человека в мире. Ф. истина объективна, но переживается каждым по своему, в соответствиии с личностным жизненным и моральным опытом. Так знания становятся убеждениями, защищать и отстаивать которые человек будет до конца. В этой главнейшей функции ф. есть не что иное, как стратегия жизни—учение о том, каким надо быть, чтобы быть человеком. Ф. полагается на разум, но втоже время философские проблемы таковы, что однозначного ответа на них получить невозможно. Вопросы ф., вопросы мировоззрения нельзя разрешить исчерпывающе, потому что с каждым новым, более высоким уровнем общественных отношений, в общественном мире человека складываются иные ситуации, иные противоречия. Ф. не довольствуется объективной картиной мира. Она обязательно втискивает в неё человека. Отношение ф. к человеку—вечный предмет философии. Цель ф.—вывести человека из сферы обыденности, придать его жизни истинн7ый смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Органическое соединение в философии 2-х начал—научно-теоретического и критическо-духовного—определяют её специфику как совершенно уникальной формы сознания. В философии новое знания не отвергает, а диалектически «снимае», продлевает свой прежний уровень, т.е включает его в себя как частный случай. Историческое бытие философии двойственно, а поэтому и уникально: как наука.. постигающая реальные отношения в объективном мире и познании, она развивается, её построения переходящи. Но как ценностно-личное проявлени духа, как смысложизненная ориентация сознания философское учение прорывает пелену времени, оно обращается к Вечности, а потому ни «устареть», ни уступить своё уникальное, незаменимое ничем и никогда место в культуре ее новым образом оно не может. Ф. идея многозначна, она может быть развита, продолжена в разные, даже противоположные направления(идеализм—материализм). Особого объяснения и внимания к себе требует сам факт существования и развития—в относительной самостоятельности по отношению к мировой философии—философии национальной. Не может быть немецкой математики. Однако немецкая, русская, французская философия—понятия не только допустимые, но и совершенно необходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе рождения и жизни философских идей в мире культуры и цивилизации. Составляя стержень нац-го самосознания, нац ф открывает такие истины, вырабатывает такие ценности, которые невозможно понять и принять, не соучаствуя в жизни и делах своих сограждан и соотечественников. Простой экспорт фил-х, мировозренчеких идей из одной страны в другую, с иным историческим опытом и социальным образом жизни, с иным менталитетом и иной психологией не возможен. Такие идеи не прививаются с духом народа, смассовым сознанием, не вызовут широкого интереса, оставаясь для любителей интеллектуалов —отвлечённым нежизненным знанием. Фил.знания есть единство истины и заблуждения. Но в философии данные понятия наполняются своим, особым смыслом. Этот смысл—социально исторический, социально-правовой, он включает в себя оценку не только нашей мысли, но и связанного с ней, основанного на ней нашего единства. Однако лишь то действие истинно, которое отвечает высшим целям, высшему предназначению человека—развитию его универсальных, физических, интеллектуальных и духовных сил. Истина, как истинная жизнь, есть следование таким императивам и ценностям, которые не ограничивают, не сужают, а расширяют и развивают сущностные силы и творческие способности человека. Заблуждение со своей стороны—тоже не простая логическая, субъективная ошибка, не «недосмотр» или недочёт, тем более, не подвох злоумышленников, а неизбежное следствие того, что ошибается сама история. Отличительной чертой философского творчествав является ещё и то, что оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли. Творимый философский мир никто иной сотворить не сможет. Многообразие, неповторимость, неожиданность и даже парадоксальность фил.идей, концепций, учений — не слабость, а сила философского творчества.^ 4.-5. Основные направления и тенденции развития античной философии. Античная философия. Слово «античная» (древняя) употребляется для обозначения истории, культуры Древней Греции и Древнего Рима на протяжении почти тысячелетнего периода. Античная философия имела ряд особенностей. Во-первых, она возникает прежде всего в городах Малой Азии и поэтому испытала влияние восточной культуры и ее философии. Во-вторых, она использовала новый способ духовного самовыражения — стройную логическую форму и рационализм. В-третьих, ее отличал космоцентризм, осмысление космоса и природы, в рамках которых обычно рассматривался и сам человек. Выделяют три этапа античной философии: 1) древнегреческий (У1-У вв. до н. э.) - в центре внимания были проблемы космоса и природы. 2) классический (У-1У вв. до н. э.) — главный предмет изучения — это проблемы человека, его сущности и познавательных возможностей. 3) греко-римский? или эллинистический этап (IV в. до н.э. — IV в. н. э.) — период упадка греческой демократии, полисной системы и перемещения центра духовной жизни в столицу Римской империи. Обратимся к первому этапу. Главным субъектом политической и духовной жизни был свободный гражданин полиса (города — государства). Основные темы философии этого периода-проблемы космического и логико-гносеологического характера и в меньшей степени этика. Философия рассматривается как наставница жизни и обобщенная научная система. Первой научной и философской школой в европейской цивилизации была, милетская школа, зародившаяся на западном побережье полуостро ва Малая Азия в г.Милете. Ее представители Фалес, Анаксимандр, Анаксимен были родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии. Фалес полагал началом всего воду. Из воды все происходит и в воду все возвращается. Анаксимандр – ввел понятие «апейрон» – первоначало всего сущего. В мире происходит вечный круговорот, в котором одно появляется на основе апейрона, другое исчезает, превращаясь в апейрон. Апейрон, бессмертен и неуничтожим. Ему принадлежит глубокая догадка о происхождении жизни. Живое зародилось на границе суши и моря из ила под воздействием небесного огня. Анаксимен – первоначало воздух. Все возникло из воздуха через его разрежение и сгущение. Солнце – это земля, которая раскалилась от быстрого движения, Земля неподвижна, а другие светила движутся воздушными вихрями. Представители милетской школы тем самым пытались рационализировать мифы, но одновременно признавали и материальное начало мира, наделяли все его проявления ду шой, отождествляя Бога и природу, т.е. они были пантеистами, пытались . соединить эмпирические и теоретические знания. Другой школой ранней античной философии была пифагорейская. Она объединяла и философов, и врачей, и скульпторов и представителей других областей знаний. Ее основателем был Пифагор. Он утвердил математику как научную дисциплину, ввел понятие «философия» и считал, что началом всего является число, так как оно имеет вневременную природу — и вечно. Число - «физис» вещей, некая реальность, стоящая выше реальных вещей. Вечный мир доступен только интеллекту, но не чувствам. И процесс познания — это процесс познания управляющих миром чисел. Чувственный мир подгонялся к математическому идеалу. Пифагор был основателем рационалистической религии и вместе с тем он обо значил космос, как порядок, устанавливаемый числом. Пифагорейцы считали, что душа должна освобождаться от тела путем очищения, поиска блага, истины, достигать единения с Богом. Пифагор признавал бессмертие души путем ее бесконечной миграции в телах людей и даже живот ных. Среди выдающихся философов ранней античности назовем еще Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Сократа. Так, Гераклит первым стал различать чувственное и рациональное познание и был основоположником гносеологии и стихийной диалектики. Ему принадлежат высказывания: «все течет», «нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Гераклит – выдвинул мысль о море, как основном космическом законе. Первооснова – огонь. Выдвинул понятие «логос» – объективный закон мироздания. Исходит из того, что все изменчиво, нельзя в одну реку войти дважды. . Существовала так же Элейская школа (Зенон, Парменид, Ксенофан) Элсаты считаются родоначальниками рационализма, они подошли к понятийному отражению действительности, но переход от чувств к разуму рассматривали обособленно друг от друга. Зенон был основателем школы субъективной диалектики и утверждал, что существует только то, что можно логически доказать. Он сформулировал 40 апорий (неразрешимых затруднений). На пример, на основе апория «Стрела» он утверждал, что «движущееся тело не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет.»Эмпедокл выдвинул идею о строении и многокачественности мира, о вечности «корней бытия»: земли, воздуха, огня и воды, которые подчиня ются двум силам (Любви и Вражды). Взаимодействуя, эти силы и образу ют многокачественный мир, а также и космос.Анаксагор утверждал, что мир состоит из сочетания многообразных материальных сущностей (гомеомерий). Они инертная масса и их приво дит в движение Нус (ум), «Разум в центре мира». Основой познания Анаксагор считал ощущения, дополненные разумом.Демокрит — яркий энциклопедист античности. Он написал около 70 произведений в сфере самых различных знаний (математика, этика, ме дицина, астрономия и т.д.) В мире есть пустота и частицы (атомы) Они неделимы и различны по форме и порядку расположения. Демокрит впер вые рассмотрел движение как способ бытия материальных тел и выделил три формы движения: перемещение, вихревой поток, испарение предметов космоса (запахи). Демокрит обосновывал причинную зависимость явле ний мира и вещей. Выяснение причин и есть цель познания, в котором выделяется чувственная и рациональная стороны. Высшей нравственнос тью Демокрит считал «блаженное состояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии. Демокрит был ярким сторонни ком демократии, основой которой должны быть закон и добродетель.Платон – организовал академию, занимался гносеологией, антропологией, этиоэстетикой, проблемами общества и государства. Его философия универсальна, затронул все проблемы. У него все вытекает из центра – теория идей. По Платону философия не должна заниматься накоплением всего о мире. Философ должен знать сущности всего. Сущности – совершенны, вечны, объективны, идеальны, их надо определять. Сущностью он называл идеи. Под сущностью понимал содержимое понятий. Разделил все бытие на мир идей и мир вещей, который был тенью истинного мира. Люди, лошади и т.д. Это отблески идей, это все бестелесно. Человек живет во вторичном мире – мире иллюзий. Идеи – объект чувственного познания – чувственный мир идей и вещей. Благодаря чувственному познанию мы имеем мнение, иллюзии, заблуждения. Поскольку задача познания – выявить сущность, а сущность познается только умом, то настоящее познание – рациональное, мысленное. Понятия, которыми человек оперирует – отражают идеи в уме. Человек двойственен, телесен и духовен. Душа попадает в человека из мира между чувством и бесчувством – мир неба на звездах. Душа ближе к миру бестелесного. Души низвергаются и их местом обитания является тюрьма – душа человека. Душа вечна, бестелесна, идеальна, но она может вернуться только тогда, когда побывает в мудреце, а если попала в ремесленника, то переселится в другие тела. Понятие – вещ, объект, предмет. Сущность – явление. Общее – отдельное, единичное. Единое – многое, различное. Причина – следствие. Содержимое – телесная форма.^ Утопия Платона. Высоко оценил государство и роль государства; человек для государства, а не государство для человека. Государство делит людей на три сословия: мудрецы, воины, производители, каждый занимается своим делом. Особое внимание уделил воинам – не имеют частной собственности, семьи, но дети есть. Детей забирают и тоже воспитывают как воинов. Мудрецы – человек, который собирается вершить судьбами других, он должен ничего не иметь (семьи). Туда попадают из касты воинов, способные мыслить.^ 6. Сократ и сократические школы. В V веке до н.э. в греческой философии акцентировалось внимание к проблемам человеческой жизни, ее практической и теоретической стороне. Представителями этого направления были софисты (учителя мудрости), которые обучали искуству красноречия. Это были платные учителя, помогавшие «мыслить, говорить и делать». Они отрицали объективную истину и признавали только субъективную. Ярким представителем ЭТОГО направления был Сократ. Он разработал метод субъективной диалектики, призванный установить истину. Человек должен познать самого себя, свою сущность, сосредоточенную в душе. Для ее совершенствования требуется знание добродетели, умение управлять страстями. Истину можно познать только в процессе диалога, с помощью которого происходит уточнение понятий. Метод субъективной диалектики Сократ называл майевтикой (повивальным искусством). Применялся также метод индукции — выведение более общих знаний из частных. Сократ считал, что познать мир невозможно и пониманию человека может быть доступна только его душа, в познании которой состоит и суть философии.Сократ - гуманист, софист,сын простых людей, говорящий философ, имел много учеников и основные идеи опредляют по трудам учеников; осн. ученики:Платон, Диоген Синопский. Считал что сущность человека это его душа, а она не дается, а воспитывается. Основные методы работы сократа с молодежью: а)“метод “Маевтики”-ученик должен быть беременным идеями идеей, должен сам поставить проблему и сам ее решить; б) метод ученного незнания - считал, что умный знает, то что знает и то, что незнает; ставил проблему ученного незнания; говорил:”я знаю, что ничего не знаю, но некоторые незнают малой доли , чего я знаю”. Сократ автор рационалистической этики: люди совершают зло по незнанию; основная благодетель - знание, основа зла незнание; человек не сделает зла когда он знает; не мог объяснить профессионального исполнения зла людьми; высказал идею о насилии в рамках права; считал демократию словесным одурачиванием избирателей для достижения власти, пытался показать мотивы выступающих перед народом за что был приговорен по специально принятому закону к отравлению ядом цыкуды. Смерть Сократа указала на невозможность победы чистыми методами над людьми, играющими грязными. Сократ имел многочисленных последователей. Наибольшую извест ность получили: киники, кирснаики. Киники отличались не столько идея ми, сколько экстравагантным поведением. Так Диоген жил в бочке, сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяния. Киники предпочитали жить по своим собственным законам, отвергая общепринятые нормы поведения. Цивилизация то, что сковывает свободу человека, поэтому киниками становились оставив семью, работу Кирснская школа в центре своей философии ставили этику, считая, что поведение человека определяется его душой, которая имеет два состояния: плавное и резкое. Первое порождает наслаждение, второе — страдание и боль. Целью жизни считается счастье, или возможность получать наслаждение. Но при этом надо оставаться свободным, не быть рабом жизненных благ, сохранять благоразумие. Мегарики: Эвкулипт Мегарский. Пошел по Сократу – разработка общих понятий; абстрактная понятная сторона рассуждений Сократа была ими унаследована. От них остались задачки для тренировки мышления. Гедоники – основоположник Аристик из Кирены. Исповедовал смысл жизни, человек живет для счастья. Эфдемонизм – направление, которое считает, что человек рожден для счастья. Наслаждение – вот, что доставляет человеку удовольствия: телесные, духовные, чувственные (дружба, любовь, наука). Они исходили из представления, что удовольствия связано с целой гаммой чувств.^ 3. Современная трактовка основного вопроса философии. Основной вопрос философии—это вопрос отношения мышления к бытию, духа к природе. Ф.Энгельс говорил о двух сторонах основного вопроса философии. «Что первично — материя или сознание?». Вторая сторона—«В состоянии ли мышление человека не только отражать мир, но и творить его? Что является определяющим ценностным началом — «я» субъекта или объективный материальный мир?» Ряд направлений философии, таких как позитивизм или неопозитивизм, отрицают необходимость рассмотрения проблемы отношений мышления и бытия, фундаментальной базы мировоззрения вообще. Хотя очевидно, что игнорирование этой кардинальной проблемы равнозначно искажению, непониманию самого человеческого бытия. Сторонники философского направления, считающие первичным бытие, материальный мир, природу называются материалистами. Те, кто принимают за первичное дух, сознание именуются идеалистами. Корни материализма уходят в материально-производственную и социально-преобразовательную деятельность человека, порождая тем самым убежденность познающего сознания в его зависимости от природной и социальной реальности, самодостаточной и самоценной, вечно существующей. Идеализм же отводит активную творческую роль в мире исключительно духовному началу, считая его способным к саморазвитию. Материю же идеализм считает низшим родом бытия, сотворенном неведомой силой. Конечно же, творческая природа сознания, духа, интеллекта ярче и она открыта и для любого теоретика, и для общественного сознания в целом. В таком аспекте материальная сторона представляется как что-то грубое, натуральное, вульгарное. На самом же деле материалисты ведут речь только о приоритетности природы, материального начала и не отрицают рационального зерна идеализма, творческого духа сознания, непреходящего характера духовных ценностей человека. Формы материализма и идеализма весьма многообразны. Это объективный и субъективный идеализм, метафизический и диалектический материализм и т.д. Для объективных идеалистов первично объективное, сверхчеловеческое, идеальное начало, вроде Бога, абсолютной идеи и пр. Для субъективных идеалистов первичным является собственное «Я», и его сознание, ощущение. В материализме могут быть различные способы мышления. В одном случае „материализм рассматривает развитие природы, мира, общества, познания с позиций постоянного движения, развития, обновления и совершенствования, преодоления противоречий, т.е. в ракурсе диалектики. Ее можно определить как учение в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно меняющейся материи. Такой материализм называют диалектическим. В другом случае, признавая первичной материю, материалисты абсолютизируют умозрительные методы мышления, пытаются выдвинуть и обосновать непогрешимость абстрактных методов познания, математических начал, установленных законов физики, других естественных наук. Иначе говоря, стремятся упростить, формализировать методы мышления. Так рождается метафизический материализм. Говоря о второй стороне основного вопроса философии, материалисты считают, что мир познаваем, но этот процесс сложный, длительный и противоречивый. Идеалисты, в данном случае, объективные идеалисты, считая мир познаваемым, видят в этом процессе познание только мыслительного начала, абстрактной, якобы вечно существующей идеи. Субъективные же идеалисты не признают мира вне сознания человека, индивида. Субъект в познании, по их мнению, имеет дело лишь со своими собственными мыслями, представлениями, ощущениями и не может выйти за пределы своего собственного «Я». Есть еще одно направление в философии — дуализм, который пытается примирить материализм и идеализм, утверждая, что существуют независимо друг от друга два начала: материальное и духовное. Но дуализм в сущности лишь разновидность идеализма, поскольку, как и идеализм в целом, признает невыводимость духа из материи природной или социальной. То философское направление, которое оспаривает возможность познаваемости мира, называется агностицизмом. Итак, мы видим, что в философии существует два противоположных основных направления — материализм и идеализм. Они имеют под собой не только и не столько социальные корни, историческую поляризацию классов и социальных групп, сколько гносеологические начала. Речь идет об абсолютизации в идеализме какой-то одной стороны сложного и противоречивого процесса познания, поиске в мышлении самостоятельного самодовлеющего начала. Тем самым происходит отрыв от материи, природы, их произвольное обожествление. Прямолинейность и односторонность, дерсвянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота — таковы гносеологические корни идеализма. Причем основное заблуждение идеализма чаще всего гнездится в исходных посылках, в самой направленности логики рассуждений. В свете сказанного отметим, что предметом философии, как науки, является, прежде всего, мировоззренческая система координат, включающая в себя: а) познание бытия, взаимосвязей человека с природой и другими людьми, б) познание социума, человеческого сообщества, в) познание человека в его многообразных проявления сущности. Таким образом, философия призвана выработать систему стратегического ориентирования субъекта в мире. Используя наработанный двухтысяче-летней историей категориальный арсенал, методы постановки и решения проблем, философия вскрывает и исследует общие законы функционирования и развития природы, общества, познания. Однако классическая философия с ее основными направлениями, существенно обогатившись новейшими достижениями науки, расширив свой арсенал методов познания, вынуждена была уточнить или пересмотреть свой подход к проблемам бытия, общества и познания. Оказалось, что отношения внутри социума более сложные и многообразные, чем представлялось ранее. Так, в некоторых странах наука обнаружила свой «звериный оскал» и силу познания стала использовать во вред человеку. Да и сам человек в своей природе показал иррациональный инстинкт, разрушительную силу подсознания. Поэтому появились принципиально новые философские картины мира и стили мышления, в которых не безликие силы, а человек был поставлен в центр развития мира, исторического прогресса. Кроме того, стали широко распространяться модернизированные иррационально-мистические представления о мире, актуализировались астрология, медицинская, церемониальная, религиозная магия, оккультные науки, расширился спектр пара нормальных явлений. Природа неисчерпаема, а наука и практика обнаружила свою ограниченность. Тем самым основной вопрос философии получил расширенную и углублённую трактовку. 2) философия – бессодержательная информация; беспредметное мышление, не имеющее отношения к науке. Поэтому философия не имеет практического значения и существует в области метафизики и догматических истин, которые сдерживают развитие цивилизации. Задача философии – что главное в человеке, определить сущность вещей. Предмет философии. Первоначально – сборник мудрости (любомудрие). Вопросы интересующие мудрецов: что хорошо, что плохо; как надо жить к чему стремиться, чем надо руководствоваться в поступках. Платон: философия – познание вещего, сущего, неприходящего. Аристотель: философия – познание сущности первопричин бытия. В эпоху нового времени впервые ставится задача о новом предназначении философии. Центральная задача в немецкой классической философии – познание человеческого разума, его возможностей и предела. Гегель считает, что главной целью философии является самопознание разума. Карл Ясперс: философия связана с явлениями пробуждения человечества, она является пробным камнем для решения авангардных задач. Вернадский: философия нужна человечеству как воздух, она формирует на базе эмпирических данных крупные теоретические выводы. Сегодня главный вопрос: куда идет человечество. Философия занимается изучением того что имеет предельный характер. Философия — стремление охватить универсам в предельных основаниях. Предмет – универсам , мир, вселенная, изучение всеобщих законов, свойств. Фалес Милетский сформулировал проблему над которой билась вся греческая философия: что лежит в основе мира ( что первично?) Основные вопросы философии: Имеет ли мир начало во времени? Мир сотворён или извечен? Есть ли начало и как оно выглядит? Все сто происходит закономерно или нет? Мир извечен или бесконечен? Какое место в мире занимает человек? человек велик или жалок? В чём смысл жизни человека? и др. Особенности философии: 1. Философия относится к области теоретических наук 2. Проблематичность философского знания. Необходимость философского знания возникает там, где имеются неразрешенные проблемы. 3. Интегративный или универсальный характер философского знания. Группировка объекта в целостности, во взаимосвязи с окружающей средой. Философия должна давать обобщающую картину мира. По своей структуре философское знание: Онтология – учение о бытии Гносеология – учение о познании (истине) Логика – учение о правильном мышлении, метод объединения онтологии и гносеологии. Методология — философские знания о методе. Этика — фил учение о нравственности. Эстетика — фил учение о прекрасном, искусстве. Николай Гартман: они должны тесно взаимодействовать друг с другом, объединяясь но не растворяясь. Основные функции (требования и цели): 1. Мировоззренческая – философия призвана содействовать формированию наиболее правильного мировоззрения, воспитанию в каждом человеке социальных качеств. Мировоззрение – взгляд человека на мир и его место в этом мире. 2. Методологическая. Суть: второй важной философской задачей является разработка методов познания; нормативных требований, предъявляемых к науке; критериев истинности научного знания. Философия – методология научного познания. 3. Гуманистическая. Связана с пониманием природы и сущности человека. Гуманизм требует от любого вида деятельности обязательного учета человеческого фактора. Человек есть мера всех вещей. Основная цель – анализ и воплощение в жизнь общечеловеческих ценностей. 4. Гносеологическая раскрывает сущность познавательного процесса, соотношение знания и реальности, определяет формы, способы п пути познания. 5. Аксиологическая, т.е. соотношение духовных ценностей с реальным миром. 6. Онтологическую (учение о бытии, его формах и способах его существования), коммуникативную и гуманистическую.^ 7. Философия Платона. До конца 5 в днэ основным типом древнегр фил был материализм. Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии. Фил развитие началось в школе Сократа. В городах ю. Италии и Сицилии он продолжил ознакомление с фил элейцев и пифагорейцев. В 387г он вернулся в Афины и основал школу (академия). Платон - первый греческий философ, создавший целостную концепция объективного идеализма.Платон автор “Апология сократа”, “Федон”, “Государство”, “Горгий”, “Законы”, “Миф о пещере”. Все работы Платона носят образный(не понятивный) характер. С точки зрения бог Демиург создал самые прекрасные в мире идеи бестелесные, вечные, истиные, постоянные. Долина эйдосов - “гиперурания”, где существуют все идеи расположенные друг относительно друга в определенном порядке. Все существующие вещи являются лишь материальным, изменчивым, смертным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи. “Гиперурания” - прекрасный образ духовного горизонта бога. Душа человека бессмертна и душа в человеке чувствует себя плохо. После смерти человека душа поднимается над “гиперуранией” и созерцает ее. Душа человека многократно видела “гиперуранию”- сущность мира, но при вселении в человека она все забывает, но при обучении и развитии человека она может вспомнить. Из этих идей следует, что духовный горизонт человека похож на духовный горизонт бога - внешний мир и духовный горизонт человека хорошо согласованы. Т.к. чувст вещи преходящи то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. (обл непрекращ движения, возникновения и изменения) Матер принимает на себя идеи и превращ их во множество ч. вещей, разделенных пространством. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущ предметов, от нее они получ свою сущность. Идея блага явл не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности) Идеи вечны, ниезменны, тождественны, не зав от условий пространства и времени.Мир ч вещей - мир вечного возникнов и гибели, движ и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены усл пространства и времени. Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и Парменид П. прих к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движ., покой, тождество и изменение - могут мыслится только таким способом, что каждый из них и есть и не есть, и равен самому себе и не равен., и тождественен себе и преходит в иное. Так бытие поскольку оно рассматр само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассм по отнош к иному, содержит в себе различие, изменчиво , подвижно. Поэтому бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. Противоречия есь необхо условие для побуждению души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Семейный бизнес или что такое хорошо, что такое плохо
Реферат Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ ЦО 465
Реферат “Калина красная” В. М. Шукшина
Реферат План А. Шарона по одностороннему размежеванию с палестинскими территориями
Реферат Формулировка определения ‘ноу-хау’ в международных договорах
Реферат Культурно-историческое развитие Кубани в догосударственный период
Реферат Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
Реферат Народні промисли Полісся
Реферат Розуміння добра і зла в історії людства
Реферат Социальный заказ на образование и образовательные ресурсы общества
Реферат Автомобильный транспорт и его роль в рыночной экономике
Реферат Грибы и их роль в природе и в развитии цивилизации
Реферат Печатные издания в годы комсомола
Реферат Анализ системы мотивации персонала на предприятии ОАО ХК Татнефтепродукт филиал Кар
Реферат Энтропия и ее роль в построении современной картины мира