2006 год христианского летоисчисления[иудохристиане украли у славян 30.508 лет истории]Академия фундаментальных наукИсследования в рамках Гранта Л-23: «Создание информационной ленты дат (ИЛД) основных событий, происходивших в древней Руси: точные даты закладки-постройки городов-селений, темпы строительства, источники финансирования; даты сражений, походов и других важных событий».Основные термины и понятия Русский народ древнейший мононациональный народ, в настоящее время полностью идентифицируемый с индоевропейской расой (кстати, именно поэтому у современных «русских» нет как таковой территориально-государственной подчинённости, в том числе именно поэтому в России [21] живут россияне, а уже в их числе русские). Русский народ издревле исповедует Славянство, в основном, традиционное [30]. Свастика (^ Свастические символы) древнейшая (старше 60 тыс. лет) иероглифическо-руническая письменность русского народа, распространена на всей территории расселения русских людей: Евразия, Америка, Северная Африка. Используется по настоящее время [3]. Славянство древнейшая и единственная мировая монотеистическая религия, исповедуемая русским народом. Поэтому русские в религиозном контексте называются Славянами (как, например, исповедующие иудаизм – иудеями, исповедующие христианство – христианами и т.д.). Традиционное Славянство так и называется. Существуют пророко- и мессие-поклонческие традиции Славянства: Астинианство (мессия Астинья-Исус Христос/Христианство) и Магометанство-Ислам (пророк Магомет, или Иса). Одним из славянских учений является Буддизм – достижение Будды (состояния сознания) [20, 30]. Противоборствующая (против – означает «евреи» [18]) традиционному Славянству не национальная и не расовая группировка (семья [18, 19, 30]) исповедует культ славянского бога Велеса (Господа [22]), называя свой культ «иудаизмом». Славянский бог Перун, появившийся над горой Синай под аккомпанемент традиционных для себя грома и молний, поднял первого еврея Моисея в густое облако, закрывавшее вершину, и дал каменные скрижали с высеченными на них заповедями, а также ковчег завета к ним с высеченными Свастиками Перуна [23]. -9.967.486 (9.998.004 до н.э.) год: «появление первых гоминид: относится к интергляциалу пре-Тэйлор 5 (10 – 7 млн.)» [1].[1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-5.967.486 (5.998.004 до н.э.) «появление австралопитека афарского: относится к интергляциалу Эпоха 5 – ранний Гильберт (6 – 4,7 млн.)» [1].[1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-3.097.486 (3.128.004 до н.э.) «присутствие орудийных гоминид в Када Гона, Эфиопия (более 2,63 ± 0,5 млн.)» [1]. [1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-2. 967.486 (2.998.004 до н.э.) год: «разделение австралопитека афарского на виды: австралопитек африканский, бойсов и, предположительно, умелый (присутствие орудийных гоминид в Када Гона, Эфиопия, более 2,63 ± 0,5 млн.) относится к интерстадиалу Бибер I/II (3 – 2,6 млн.)» [1].[1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-2. 967.486 (2.998.004 до н.э.) год: австралопитеки используют огонь: «в слоях пещеры Макапансгат, древность которых могла простираться от 1 до 3 млн. л.н., были обнаружены, наряду с костями гоминид, следы огня. Казалось, обстоятельства гарантировали достоверность находки: после взрывов (там велись разработки строительного камня)» [1] «…обнажился слой золы и сажи, лежавший ранее под твердым пластом сталагмитоподобной породы. Эта порода образовалась на дне пещеры и скрывала следы огня от посторонних глаз. При дальнейшем исследовании в золе был найден череп вымершего павиана» [2, стр. 51]. «Этот обезьяний череп исключительно важен. Р. Дарт доказывал, что австралопитеки охотились на павианов, представил убедительные тому доказательства, в том числе и «костезубороговые орудия». Так, в качестве дубинок употреблялись длинные кости крупных копытных: на них были следы употребления и даже доработки, а шаровидные утолщения суставов хорошо соответствовали радиальным трещинам и проломам в черепах павианов, убитых, как доказывал Дарт, австралопитеками [3]» [1].[1. Косарев В.Д., Прометеев канон, или похищение огня у древнейшего человека, Известия Института наследия Бронислава Пилсудского, № 8, Южно-Сахалинск, 2004; 2. Джохансон Д., Иди М. Люси: истоки рода человеческого. М., 1984; 3. Dart R., The Makapansgat proto-human Australopithecus prometheus // American Journal of Phisical Anthropology. 1948. V. 6. № 3; idem. The osteodontoceratic culture of Australopithecus prometheus // Transvaal Museum Memoirs. 1957. № 10]-2.267.496 (2.300.010 до н.э.) год: человек на Алтае (Улалинка, Горно–Алтайск) сформировал галечную культуру [1; 2, стр. 115 – 125]. [1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996; 2. Окладников А.П., Рагозин Л.А. Загадка Улалинки // Сов. этнография, 1982. № 6]-2.267.486 (2.298.004 до н.э.) год: орудийные гоминиды в Евразии (интергляциал Бибер/Донау, 2,3 – 2 млн.) [1]. [1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-2.267.486 (2.298.004 до н.э.) год: человек прямоходящий проник в Индонезию (Моджокерто, Ява; менее 1,9 ± 0,4 млн.) [1]. [1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-2.167.496 (2.200.010 до н.э.) год: гоминиды освоили Францию (Сен-Валье) [1]. [1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-1.967.492 (1.998.000 до н.э.) год: гоминиды в Южной и Восточной Азии, в Китае: «первичное расселение гоминид в субтропические районы Южной и Восточной Азии происходило вероятно не позже 2 млн. лет назад. Одна из самых ранних находок Homo из Южного Китая (пещера Лоньгупо, Сычуань), возможно, проявляет некоторое сходство с африканским H. ergaster, а очень примитивные каменные артефакты – с простейшими орудиями из Омо. К сожалению, пока нельзя сказать ничего определенного о строении посткраниального скелета самых ранних азиатских гоминид из Китая, Пакистана и Индонезии» [1].[1. Хрисфанова Е.Н., Физический тип палеолитического человека (опыт реконструкции) // Раиса Денисова. Библиография к семидесятилетнему юбилею. Рига, 2000]-1.967.488 (1.997.996 до н.э.) год: использование огня в Азербайджане: «в Азыхской пещере отчетливые следы огня зафиксированы даже в самом нижнем, седьмом слое, возраст которого приближается к 1,5 – 2 млн. л.н. [1, стр. 15 – 16, 31, 45, 50]» [2].[1. Гусейнов М.М., Древний палеолит Азербайджана. Культура Куручай и ее развитие. 1500000 – 70 тысяч лет назад. Баку, 1985; 2. Косарев В.Д., Прометеев канон, или похищение огня у древнейшего человека, Известия Института наследия Бронислава Пилсудского, № 8, Южно-Сахалинск, 2004]-1.967.486 (1.997.994 до н.э.) год: на реке Лене самое древнее поселение человека – Диринг-Юрях: В 1983-1984 гг. обнаружена уникальная стоянка древнего человека, жившего 1-2 миллиона лет назад. На площади в несколько гектаров найдено много изделий, по форме сравнимых с древними орудиями знаменитой олдувайской культуры (названа на основании находок в ущелье Олдувай, Восточная Африка).[История Сибири. Учебное пособие под ред. Бояршиновой и др. – Томск: Изд. ТГУ, 1967. – 472 с., Академия наук СССР. Институт всеобщей истории. Институт истории СССР. Институт славяноведения и балканистики. История Европы с древнейших времен до наших дней (в восьми томах). Предс. Редак. Коллегии З.В. Удальцова. Том I. Древняя Европа, 1988, Молчанов Ю.А. Древнейший палеолит Диринга и проблема внетропической прародины человечества. – Новосибирск: ВО Наука, 1992.]-1.767.496 (1.800.010 до н.э.) год: появлением первого представителя рода «человек» – человека прямоходящего в Восточной Африке (между 1,8 — 1,6 млн.) [1].[1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-1.767.492 (1.798.000 до н.э.) год: Homo erectus распространён в Африке и Азии: «1,8 – 1,6 млн. лет назад Homo erectus (возможно, Homo ergaster), был известен не только в Африке, но и в Юго-Восточной и Восточной Азии. Дальнейшее распространение гоминид происходило неравномерно, но постоянно на протяжении всей плейстоценовой эпохи» [1].[1. Хрисфанова Е.Н., Физический тип палеолитического человека (опыт реконструкции) // Раиса Денисова. Библиография к семидесятилетнему юбилею. Рига, 2000]-1.767.492 (1.798.000 до н.э.) год: возраст гоминид Дманиси (Грузия) – до 1,8 млн. лет [1]. [1. Хрисфанова Е.Н., Физический тип палеолитического человека (опыт реконструкции) // Раиса Денисова. Библиография к семидесятилетнему юбилею. Рига, 2000]-1.757.486 (1.790.000 до н.э.) год: возникновение человека прямоходящего; он в это же время в Евразии (интерстадиал Донау II/III, 1,79 – 1,6 млн.) [1].[1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-1.617.496 (1.650.010 до н.э.) год: ранний «человек прямоходящий использовал в Африке культуры развитого олдовая, раннего ашеля, индустрию карари (Кооби–Фора, Туркана, Кения, 1,65–1,25 млн.)» [1].[1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-1.567.496 (1.600.010 до н.э.) год: человек прямоходящий на территории Хорватии (Шандалья 1) [1]. [1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-1.567.496 (1.600.010 до н.э.) год: человек прямоходящий в Кении (Нариокотоме III) []. [1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-1.467.486 (1.500.000 до н.э.) год: у человека прямоходящего отмечены первые признаки альтруистического поведения [1; 2, стр. 199]. [1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996; 2. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А., У истоков человеческого общества: Поведенческие аспекты эволюции человека. М., 1993]-1.436.981 (1467489 до н.э.) год: будущие протославяне европеоиды в Денисовой пещере на р. Обь: Денисова пещера расположена в бассейне верхнего течения р. Ануй, в низкогорно-среднегорной зоне Северо-Западного Алтая. «^ Заселение людьми этого района началось в период с 1,5 млн. лет назад до 300 тыс. л.н.». К. Тернер заключил, что зубы ископаемых гоминидов из Денисовой пещеры обладают рядом хорошо выраженных черт неандертальского одонтологического комплекса, тяготеющего к представителям европейских, а не азиатских групп Homo sapiens neandertalensis [1]. Находки содержат протославянский ромбо-меандровый орнамент [2, 3, 4].[1. Деревянко А.П., Шуньков М.В., Агаджанян А.К. и др., Природная среда и человек в палеолите Горного Алтая. Условия обитания в окрестностях Денисовой пещеры. Новосибирск: Изд-во ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2003; 2. Жарникова С.В., Архаические мотивы северорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях): Автореф. канд. М.: АН СССР, Ин-т этнографии, 1988; 3. Багдасаров Р., Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки, Белые Альвы, - М.: 2001; 4. Тюняев А.А., Энциклопедия свастических символов, - М.: 2006 – 2007]-1.397.496 (1.430.010 до н.э.) год: в Испании преашельская индустрия (Эль Акуладеро): (1,43 – 1,36 млн.), синхронно – ранний ашель Восточной Африки [1].[1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-1.367.507 (1.398.015 до н.э.) год: использование огня в Кении: «в начале 1980-х гг. в кенийском местонахождении Чесованья (тж. Чесованджа, Chesowanja) в слое, надежно датированном возрастом в 1,4 млн. л.н., наряду с огромным количеством (1.000 – 1.500) орудий, были раскопаны десятки кусков обожженной глины вперемешку с костями охотничьей добычи. Исследование показало, что глина подвергалась термическому воздействию в 400 оС, что соответствует средней температуре обычного костра [1, стр. 62; 2, стр. 5; 3]… огнепользователями могли быть не австралопитеки, а представители рода Homo» [4].[1. Хрисанфова Е.Н., Мажуга П.М., Очерки эволюции человека. Киев, 1985; 2. Раков В.А., Предисловие / Гусейнов М.М. Древний палеолит Азербайджана; 3. Gowlett J.A. J., Harris J. W.K., Walton D., Wood B.A., Early archaeological sites, hominids remains and traces of fire from Chesowanja, Kenya // Nature. 1981. Nr. 294; 4. Косарев В.Д., Прометеев канон, или похищение огня у древнейшего человека, Известия Института наследия Бронислава Пилсудского, № 8, Южно-Сахалинск, 2004]-1.327.496 (1.360.010 до н.э.) год: человек прямоходящий на территории Испании (Вента Мисена) [1]. [1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-1.167.496 (1.198.004 до н.э.) год: ритуальное использование охры: «первобытные народы, отправляя свои обряды, раскрашивают тело и ритуальные предметы красной охрой – например, австралийские аборигены [1, стр. 190 – 223, 344 – 345]. Возможно, охра, находимая на палеолитических стоянках, имела именно такое назначение. Древнейшие находки красной охры известны на стоянке ВК II Олдувайского ущелья, Танзания (верхняя часть слоя II, развитый олдовай В, ок. 1,2 млн., 2 куска красной охры)» [2].[1. Берндт Р.М., Берндт К.Х., Мир первых австралийцев. М., 1981; 2. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-1.067.490 (1.097.998 до н.э.) год: использование огня в Африке: «опровергнуто и мнение о позднейшем появлении огнепользования в Африке по сравнению с более холодными регионами ойкумены. Многочисленные места стоянок Homo erectus древностью 1 – 1,1 млн. лет были найдены на юге континента [1]. В 1980-х гг. обнаружились достоверные свидетельства огнепользования австралопитековых или современных им гоминид. Еще в предыдущие десятилетия спорадические и загадочные следы огня исследователи встречали в африканских отложениях, связанных с хабилисом – в Олдувае I, Кооби Форе, Мелка Контуре [2]. Но поскольку речь шла об открытой местности, а не о пещерах, не было уверенности в искусственном происхождении этих следов» [3].[1. Лалаянц И., Гомо сапиенс и геном // Наука и жизнь. 2002. № 7; 2. Perles C., Prehistoire du feu. Paris, 1977; 3. Косарев В.Д., Прометеев канон, или похищение огня у древнейшего человека, Известия Института наследия Бронислава Пилсудского, № 8, Южно-Сахалинск, 2004]-967.507 (998.015 до н.э.) год: использование огня в Словении, Греции, Азербайджане: «известно не только об очагах пещеры Эскаль, но и о двух-трех (по меньшей мере) памятниках огнепользования древностью около или более 1 млн. л. н., где все искомые свидетельства достоверно представлены и обугленные кости, и уголь, и зола, и обожженные камни. Это – пещерные стоянки Шандалья в Словении, Петралона в Греции и Азых в Азербайджане [1, стр. 177 – 182; 2, стр. 103, 105; 3, стр. 31 – 32]» [4].[1. Скленарж К., За пещерным человеком. М., 1987; 2. Гладилин В.Н., Ситливый В.И., Ашель Центральной Европы. Киев, 1990; 3. Гусейнов М.М., Древний палеолит Азербайджана. Культура Куручай и ее развитие. 1500000 – 70 тысяч лет назад. Баку, 1985; 4. Косарев В.Д., Прометеев канон, или похищение огня у древнейшего человека, Известия Института наследия Бронислава Пилсудского, № 8, Южно-Сахалинск, 2004]-697.496 (728.004 до н.э.) год: в Гюнц/Минделе древнеашельская индустрия достигла Италии (0,736 – 0,718 млн.) [1]. [1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-697.496 (728.004 до н.э.) год: появился вербальный (лингвистический) язык: «родство франко–кантабрийской мифологии, существование которой предполагает язык, с мифологией среднего–нижнего палеолита дает основание предполагать, что древность вербального языка не уступает возрасту нижнепалеолитического искусства – 0,73 млн. лет» [1].[1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-697.496 (728.004 до н.э.) год: возникла анималистическая мифология: «анималистическая мифология …теоретически может быть синхронна самым началам изобразительной деятельности у гоминид 730000 лет назад» [1].[1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-697.496 (728.004 до н.э.) год: появились лунный календарь и арифметический счёт: «как показали А. Маршак и Б.А. Фролов [1, 2], верхнепалеолитическое знаковое творчество, в том числе и франко–кантабрийское, отражает существование лунного календаря (А. Маршак) и арифметического счета (Б.А. Фролов). Характерные для франко–кантабрийского искусства парные знаки (например, прямоугольник + ряд параллельных черт, и т.п., см. Приложение) выражали календарные пометки (лунный месяц + количественное пояснение к нему). Парные знаки франко-кантабрийского типа известны уже в нижнем палеолите, что позволяет датировать возникновение лунного календаря и арифметического счета возрастом мобильного искусства — 0,73 млн. Связь мифологии с календарем не может удивлять, поскольку, например, у австралийских аборигенов мифологические ритуалы имеют календарную привязку [3, стр. 190 – 223]» [4].[1. Marshack A., The roots of civilization. N.Y., 1972; 2. Фролов Б.А., Числа в графике палеолита. Новосибирск, 1974; 3. Берндт Р.М., Берндт К.Х., Мир первых австралийцев. М., 1981; 4. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-667.492 (698.000 до н.э.) год: человек пришёл в умеренные широты: «В период 0,7-0,3 млн. лет назад ранний архаический сапиенс (H. heidelbergensis) осваивал более умеренные среды» [1].[1. Хрисфанова Е.Н., Физический тип палеолитического человека (опыт реконструкции) // Раиса Денисова. Библиография к семидесятилетнему юбилею. Рига, 2000]-667.487 (697.995 до н.э.) год: человек пользуется огнём во Франции: «стало известно об открытии на юге Франции, близ Марселя, пещеры Эскаль. Внутри них были обнаружены очаги с бесспорными и обильными следами огнепользования возрастом в полтора раза древнее, чем в Чжоукоудяне – около 700 тыс. л.н. [1, v. 68. nr 2, pt. 2; 2, p. 205]» [3].[1. Howell F.C., Observations on the earlier phases of the European lower paleolithic // American Anthropologist. 1966; 2. Coles J.M., Higgs E.S., The archaeology of early man. L., 1969; 3. Косарев В.Д., Прометеев канон, или похищение огня у древнейшего человека, Известия Института наследия Бронислава Пилсудского, № 8, Южно-Сахалинск, 2004]-619.486 (652.000 до н.э.) год: в Гюнц/Минделе древнеашельская индустрия достигла Франции (Аббевиль, 0,654 млн.) [1]. [1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-467.486 (497.994 до н.э.) год: начало шайтанского оледенения в Северной Азии: В геохронологической шкале палеолиту соответствует плейстоценовая эпоха. В плейстоцене Северной Азии первое оледенение раннеплейстоценовое носит название шайтанского и соответствует миндельскому оледенению Западной Европы. Его возраст 500-400 тыс. лет».[История Сибири. Учебное пособие под ред. Бояршиновой и др. – Томск: Изд. ТГУ, 1967. – 472 с., стр. 9.]-425.486 (458.000 до н.э.) год: синантроп использовал магию и огонь в Китае: синантроп – представитель древнейших ископаемых людей, скелетные остатки которого были впервые открыты в Китае в 20-х гг. 20 в. в пещере Коцетанг, близ ж.-д. станции Чжоукоудянь (около 45 км к Ю.-З. от Пекина). Антропологически синантроп сходен с питекантропом, но обладал более крупным черепом (в среднем 1040 см3), более высокими лбом и сводом черепа. Скопление золы и углей, обожжённые кости животных (гигантский олень и др.) свидетельствуют об умении этих людей пользоваться огнем. Время существования синантропа – конец миндельского оледенения или начало миндель-рисского межледниковья; абсолютная древность около 400 тыс. лет [5, 6].«Магию отличают «обряды, идея которых состоит в сверхъестественном воздействии человека, непосредственно или посредством материальных предметов, слов или движений, на материальный же объект» [1, стр. 30], в чем состоит активное, наступательное начало магии [2, стр. 39, 53 – 64]. Предметной же формой магии является инструмент магии, в качестве которого могут выступать самые разнообразные объекты [3, стр. 224 – 254]. Древнейшие гипотетические инструменты магии – это неутилитарные призмы из кварца, найденные на стоянке синантропов в Нижней пещере Чжоукоудянь, Китай (рубеж Миндель I – Миндель I/II, 459000, палеомагнитный возраст – 460000)» [4].«Пекинский человек не только делал орудия, но и мог добывать огонь…» [7, стр. 51 – 52].[1. Токарев С.А., Ранние формы религии и их развитие. М., 1961; 2. Фрэзер Дж.Дж., Золотая ветвь: Исследование магии и религии. 2–е изд. М., 1983; 3. Берндт Р.М., Берндт К.Х., Мир первых австралийцев. М., 1981; 4. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996; 5. Иванова И.К., Геологический возраст ископаемого человека, М., 1965; 6. Урысон М.И., Питекантропы, синантропы и близкие им формы гоминид, в сборнике: Ископаемые гоминиды и происхождение человека, М., 1966 (Тр. института этнографии. Новая серия, т. 92); 7. Беллвуд П., Покорение человеком Тихого океана: Юго-Восточная Азия и Океания в доистирическую эпоху. М., 1986]-367.486 (398.000 до н.э.) год: «0,3 – 0,4 млн. лет назад люди проникли и в северные широты, кроме арктических зон» [1]. [1. Хрисфанова Е.Н., Физический тип палеолитического человека (опыт реконструкции) // Раиса Денисова. Библиография к семидесятилетнему юбилею. Рига, 2000]-367.486 (398.000 до н.э.) год: использование огня; ашельская культура в Европе, Азии, Африке: «археологическая культура древнего палеолита; сменяет шелльскую культуру (аббевильскую) и сменяется мустьерской культурой. Распространена почти во всей Африке, на юге Европы и Азии. Примерная древность ашельской культуре 400 – 100 тыс. лет. Характеризуется овальными, округлыми, треугольными каменными ручными рубилами, тщательно оббитыми с двух сторон, топоровидными орудиями с прямым лезвием, грубыми рубящими орудиями, массивными отщепами, а также нуклеусами. Костные остатки людей раннеашельской культуры, напоминающих питекантропов и синантропов, найдены в Алжире (Тернифин) и Марокко (Сиди-Аб-даррахман); позднеашельские костные остатки, принадлежащие палеоантропу (неандертальцу), найдены в Англии (Сванскомб). Люди ашельской культуры жили в пещерах и под открытым небом, пользовались огнем, занимались охотой и собирательством, находились на начальном этапе развития первобытнообщинного строя [1, 2].[1. Ефименко П.П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; 2. Leroi-Gourhan A., La Prehistoire, P., 1966]-367.486 (398.000 до н.э.) год: зарождение культа медведя в Осетии: «в раннепалеолитических пещерах Кавказа обнаружена группа памятников, свидетельствующих о признаках зарождающегося культа пещерного медведя: (http://www.dazzle.ru/spec/bogi-3.shtml#1) череп медведя с ритуальной шлифовкой клыков в пещере Кударо III, черепа и кости медведей в культовой (как считают археологи) Верхней пещере Цуцхватской горной системы, тайник с черепами медведей в Азыхской пещере [1, стр. 67 – 68]. На зарождение этого культа в ашеле, возможно, указывает и захоронение костей этого зверя в пещере Кударо I» [2]. Кударо, пять карстовых пещер (I, II, III, IV, V) на правом берегу среднего течения р. Джоджори на горе Часавалихох в Южной Осетии. В нижних культурных слоях пещер I и III обнаружены остатки поселения древнепалеолитических охотников ашельского времени. Найдены каменные ручные рубила и др. орудия, обломки костей четвертичных животных, птиц и рыб. Выше ашельских слоев залегали слои более поздних эпох: мустьерской, мезолита, бронзы, средневековья [3].[1. Палеолит СССР. М., 1984; 2. Кабо В, Круг и крест. Размышления этнолога о первобытной духовности. Канберра: Алчеринга, 2002; 3. Любин В.П., Высокогорная пещерная стоянка Кударо I (Юго-Осетия), "Изв. Всесоюзного географического общества", Л., 1959, т. 91, в. 2]-367.486 (397.994 до н.э.) год: конец шайтанского оледенения в Северной Азии: «В плейстоцене Северной Азии первое оледенение раннеплейстоценовое носит название шайтанского и соответствует миндельскому оледенению Западной Европы. Его возраст 500-400 тыс. лет».[История Сибири. Учебное пособие под ред. Бояршиновой и др. – Томск: Изд. ТГУ, 1967. – 472 с., стр. 9.]-348.486 (381.000 до н.э.) год: возникновение тотемизма в Испании: «Развитие предметной формы анималистической мифологии могло породить предметы неопределенного пассивного класса с анималистической составляющей, в которых следует видеть предметную форму тотемизма. Предметные формы тотемизма, как и мифологии, не были рассчитаны на активное воздействие на действительность, а в качестве тотемов могли выступать животные, растения, луна, солнце, реки, камни, младенцы, духи, участки земли, священные предметы, жара, холод, болезни и др. явления природы [стр. 162, 164, 170]. Древнейшая гипотетическая зооморфная тотемная эмблема – целый слоновый череп (наряду с другими разбитыми) рядом с большими костями и бивнем, выстроенными в линию, – обнаружена в Амброне (Сория, Испания, древний средний ашель, Миндель II, 383000 – 362000)» [2].[1. Берндт Р.М., Берндт К.Х., Мир первых австралийцев. М., 1981; 2. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-267.486 (297.994 до н.э.) год: начало тобольского межледникового потепления в Северной Азии. [История Сибири. Учебное пособие под ред. Бояршиновой и др. – Томск: Изд. ТГУ, 1967. – 472 с., стр. 9.]-247.486 (277.994 до н.э.) год: начало самаровского оледенения в Северной Азии: «В плейстоцене Северной Азии второе оледенение – самаровское – 280 – 200 тыс. лет».[История Сибири. Учебное пособие под ред. Бояршиновой и др. – Томск: Изд. ТГУ, 1967. – 472 с., стр. 9.]-227.486 (260.000 до н.э.) год: возникновение фетишизма и магии в Чехии: развитие предметной формы магии вылилось в оформление предметов неопределенного пассивного класса с фактурой инструментов магии (камни, артефакты животного происхождения, орудия и т.д.). «Это определение справедливо для предметной формы фетишизма, поскольку фетишами могли быть любые предметы [1, стр. 210 – 211], а сами фетиши являлись объектом пассивного почитания. Датировка предметов фетишизма проблематична. Возможно, к этому кругу артефактов относится несколько фрагментов кварцита со следами полировки из карьера Писечни врх (Бечов, Мост, Чехия, разрез А, горизонт III/6, древний тейяк [протошарант], интер–Рисс, 262000 – 204000), хотя не исключена их связь с инструментами магии» [2].[1. Тайлор Э.Б., Первобытная культура. М., 1989; 2. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-183.492 (214000 до н.э.) год: Протославяне европеоиды жили на Оби: «по найденному в отложениях горизонта 22.1 (171 ± 43 тыс. л.н. (РТЛ-737)) антропологическому материалу… К. Тернер заключил, что зубы ископаемых гоминидов из Денисовой пещеры обладают рядом хорошо выраженных черт неандертальского одонтологического комплекса, тяготеющего к представителям европейских, а не азиатских групп Homo sapiens neandertalensis» [1].[1. Деревянко А.П., Шуньков М.В., Агаджанян А.К. и др., Природная среда и человек в палеолите Горного Алтая. Условия обитания в окрестностях Денисовой пещеры. Новосибирск: Изд-во ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2003]-170.486 (200.994 до н.э.) год: начало ширтинского межледникового потепления в Северной Азии. [История Сибири. Учебное пособие под ред. Бояршиновой и др. – Томск: Изд. ТГУ, 1967. – 472 с., стр. 9.]-167.516 (198.024 до н.э.) год: религия во Франции: «У порога зимнего жилища в гроте Лазаре на юге Франции, – оно относится к среднему плейстоцену, его древность около 200 тыс. лет, – обнаружен череп волка, из которого был вынут мозг через отверстие, проделанное в теменной кости. Люди положили его здесь, покидая пещеру с наступлением весны. [1, pp. 636 – 639] Зверь, видимо, призван был охранять жилище до возвращения его обитателей в начале следующей зимы. Съев его мозг, они и сами приобщились к его силе. Такой же череп волка обнаружен у порога второго жилища в той же пещере. Раскопки в гроте Лазаре говорят не только о сравнительно высоком уровне общественной и хозяйственной жизни, но и о наличии каких-то религиозно-магических представлений. Как и в ашельской стоянке Лазаре, волк оставался хранителем очага и жилища и значительно позднее. На некоторых позднепалеолитических стоянках Восточной Европы обнаружены кости этого зверя. Как правило, их находят у очагов» [2].[1. La prehistoire francaise. Paris, 1976, t. 1; 2. Кабо В, Круг и крест. Размышления этнолога о первобытной духовности. Канберра: Алчеринга, 2002]-167.486 (198.000 до н.э.) год: появился праязык современного человека: «возраст праязыка современного человека, наверняка, близок возрасту его появления, т.е. не менее 200000 лет» [1].[1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-167.486 (197.994 до н.э.) год: конец самаровского оледенения в Северной Азии: «В плейстоцене Северной Азии второе оледенение – самаровское – 280 – 200 тыс. лет».[История Сибири. Учебное пособие под ред. Бояршиновой и др. – Томск: Изд. ТГУ, 1967. – 472 с., стр. 9.]-127.486 (157.994 до н.э.) год: конец ширтинского межледникового потепления в Северной Азии. [История Сибири. Учебное пособие под ред. Бояршиновой и др. – Томск: Изд. ТГУ, 1967. – 472 с., стр. 9.]-127.486 (157.994 до н.э.) год: начало тазовского оледенения в Северной Азии: «В плейстоцене Северной Азии третье оледенение – тазовское (160 – 130 тыс. лет) – соответствуют среднеплейстоценовому рисскому оледенению Западной Европы».[История Сибири. Учебное пособие под ред. Бояршиновой и др. – Томск: Изд. ТГУ, 1967. – 472 с., стр. 9.]-99.486 (132.000 до н.э.) год: современный человек на Ближнем Востоке: «представители нашего современного подвида гоминид (человек разумный разумный) существовали в ближневосточных субтропиках уже во времена более теплого, чем современное, межледниковья Рисс/Вюрм, 134000 – 110000» [1].[1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-97.486 (127.994 до н.э.) год: конец тазовского оледенения в Северной Азии: «В плейстоцене Северной Азии третье оледенение – тазовское (160 – 130 тыс. лет) – соответствуют среднеплейстоценовому рисскому оледенению Западной Европы».[История Сибири. Учебное пособие под ред. Бояршиновой и др. – Томск: Изд. ТГУ, 1967. – 472 с., стр. 9.]-97.486 (127.994 до н.э.) год: начало казанцевского межледникового потепления в Северной Азии. [История Сибири. Учебное пособие под ред. Бояршиновой и др. – Томск: Изд. ТГУ, 1967. – 472 с., стр. 9.]-92.492 (123.000 до н.э.) год: европеоид в Замбии (Африка): «В 1921 г. в пещере Брокен-Хилл в Северной Родезии (ныне Замбия) были обнаружены очень хорошо сохранившиеся остатки скелета: крестец, большая берцовая кость, фрагменты бедренной и плечевой костей, а также череп. Позднее там же нашли на глубине 28 м фрагмент бедра в ассоциации с каменным сфероидом, не отличающийся по химическому составу от остальных фрагментов бедра и других частей скелета. Наиболее вероятная датировка находки, видимо, около 110 – 125 тыс. лет назад, то есть, она близка ко времени появления современного человека в Африке.При реконструкции морфотипа родезийца, как и других гоминид, использовались регрессионные формулы (в том числе и разработанные нами) для европеоидов и негроидов. Анализ проводился с применением подходов и методов многомерной статистики…Средний рост Брокен-Хилл определен в 1,78 м. Общий вес костного компонента находится в пределах M+d современной европейской серии. Реконструированная длина бедра также попадает в границы M+d современных европейцев или несколько выше. Круральный индекс (около 90) определен приблизительно, но, в любом случае, он выходит за групповой максимум современного человека, отмеченный среди экваториальных групп (85,6). Высокие значения этого указателя характерны также для кроманьонцев. Реконструкция гребневой ширины таза (по ширине крестца) свидетельствует об исключительной узкобедрости человека из Брокен-Хилл; величина этого признака находится на уровне примерно минус 2,5d от европейской средней. Крестец четко долихохиерический, что типично для тропических групп. Реконструкция ширины плеч в данном случае, конечно, может быть только приблизительной и носить сугубо ориентировочный характер. Однако полученная на основании уравнения регрессии ширины плеч по длине бедра в современной мужской европейской серии величина плечевого диаметра, видимо, также свидетельствует о долихоморфии.Морфология большеберцовой кости характеризуется сочетанием значительной длины и массивности с повышенной ретроверсией при выпрямленности диафиза. Тип этой кости в наибольшей степени сближает родезийца с «протокроманьонцами» Схул IV и кроманьонцами в целом. Расчет расстояний по таксономически наиболее значимым признакам показал достаточную близость Брокен-Хилл к «центру» современной европейской популяции и наибольшую удаленность его от классического неандертальского типа Спи.Внутренняя структура длинных костей (по бедру) свидетельствует о несколько большем уровне компактизации диафиза по сравнению со «средним» современным европейцем; соответствующие значения общего медуллярного указателя бедра 38,3 – 41,8 для двух фрагментов бедер Брокен-Хилл и 46,1 в среднем у современных мужчин – европейцев.Принимая во внимание особенности морфотипа африканского H. ergaster, можно предполагать, что некоторые черты тропического адаптивного типа, характеризующегося выраженной лептосомией, могли сформироваться уже около 2 млн. лет назад. Эти люди с вполне современными пропорциями, длинноногие и мускулистые, уже располагали необходимыми предпосылками для расширения территории своего обитания, в том числе и вне Африки» [1].[1. Хрисфанова Е.Н., Физический тип палеолитического человека (опыт реконструкции) // Раиса Денисова. Библиография к семидесятилетнему юбилею. Рига, 2000]-77.486 (108.000 до н.э.) год: у неандертальцев появились погребения: «В качестве одной из ритуальных форм поведения, по-видимому, надо рассматривать погребальный ритуал. Погребения появляются у неандертальцев, по меньшей мере, в Рисс/Вюрме (слой 6 грота Киик–Коба, Тау–Кипчак, Симферополь, Крым, Украина, зубчатое мустье, Рисс/Вюрм, 111000, коллаген)».[1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-72.486 (103.000 до н.э.) амулеты-фетиши во Франции: «нательные подвески (амулеты–фетиши?, начиная с грота дю Пеш–де–л'Азе II, Карсак, Дордонь, Франция, слой IV A, типичное мустье, Вюрм I Амерсфорт, 105000 – 104000, и т.п.)» [1].[1. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. – М., 1996]-67.486 (98.000 до н.э.) год: зарождение религии в Мустьерской культуре: мустьерская эпоха, наиболее поздняя эпоха древнего палеолита, следует за ашельской культурой (эпохой) и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита. Распространена в Европе (к югу от 54° северной широты), на севере Африки, Ближнем Востоке и в Средней Азии. Геологически датируется верхним плейстоценом, концом рисс-вюрмского межледникового периода и первой половиной последнего (вюрмского) оледенения Европы. Памятники поздней мустьерской культуры в Европе датируются радиоуглеродным методом 53 – 33-м тыс. до н.э.; возникновение же её, вероятно, относится к 100 – 80-му тыс. до н.э. Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т.д.). Обработка кости развита слабо. Имеется много разновидностей мустьерской культуры, которые нередко распространены на одних и тех же территориях. Носителями мустьерской культуры были неандертальцы. Погребения неандертальцев свидетельствуют о зарождавшихся религиозных верованиях [1, 2, 3].[1. Ефименко П.П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; 2. Григорьев Г.П., Начало верхнего палеолита и происхождение Homo sapiens, Л., 1968; 3. Bordes F., Le paleolithique dans le monde, P., 1968]-67.486 (97.994 до н.э.) год: конец казанцевского межледникового потепления в Северной Азии. [История Сибири. Учебное пособие под ред. Бояршиновой и др. – Томск: Изд. ТГУ, 1967. – 472 с., стр. 9.]-67.486 (97.994 до н.э.) год: начало зырянского оледенения в Северной Азии: «В плейстоцене Северной Азии четвёртое оледенение – зырянское (100 – 55 тыс. лет)», соответствует западноевропейскому вюрму (поздний плейстоцен).[История Сибири. Учебное пособие под ред. Бояршиновой и др. – Томск: