АЗБУКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (дополнительный текст к слайдовой презентации) 1. Что такое Европейский союз? Международная организация, состоящая из 27 государств-членов Не федерация образца Соединенных Штатов Не просто организация сотрудничества образца ООН ЕС уникален: национальная независимость + частичное делегирование права принятия решений Комментарии: Хотя есть несколько определений Европейского союза, упрощенно говоря, это объединение демократических стран, в котором сотрудничают во имя улучшения благосостояния и жизненной среды человека. Сейчас в это объединение входит 27 стран, но очевидно с течением времени членов станет больше. Чтобы стать членом Европейского союза, следует выполнить ряд требований. Входящие в ЕС страны должны быть демократическими и в них должна быть рыночная экономика. Кроме того, они должны имплементировать правовые акты Европейского союза. В мире не существует объединения, подобного Европейскому союзу. Это не федерация, как, например, Соединенные Штаты Америки, которые, несмотря на относительно высокую самостоятельность отдельных штатов, все же являются одним государством с централизованной властью. Но при этом это и не межправительственная организация сотрудничества, как, например, ООН. Именно по этой причине можно говорить о том, что Европейский союз – это нечто уникальное. Государства, входящие в этот союз, сохраняют свою национальную независимость, но объединяют суверенитеты, чтобы добиться могущества, которого по отдельности им было бы не достичь. На практике объединение суверенитетов означает, что все государства-члены отдают часть своего права принимать решения созданным ими институтам Европейского союза, так что ряд решения, касающихся всех стран, принимается совместно. Какие именно решения принимаются совместно, зависит от сферы. Так, например, Европейский союз имеет единую политику в области сельского хозяйства. Но при этом каждое государство проводит свою политику в социальной и культурной сферах. 2. Цели Европейского союза Мир и безопасностьСила и благосостояниеДостойное место на международной арене Комментарии: Исторически Европейский союз – проект мира. В прошлом веке после двух опустошительных мировых войн политики не видели другой альтернативы, как предотвратить повторение этого кошмара в будущем, кроме создания в Европе нового порядка, опирающегося на единые интересы государств и народов. Целью было обеспечение мира между победителями и побежденными после Второй мировой войны. Этой цели Европейский союз добился – государства, входящие в Европейский союз, не воевали более полувека. Этот мир обеспечивается единым экономическим пространством или единым рынком. Единое экономическое пространство и экономическая политика служат целям гармоничного экономического развития и повышения уровня благосостояния. Эти цели по большей части достигнуты благодаря свободе передвижения товаров, людей, услуг и капитала между государствами-членами ЕС, честной конкуренции и защите интересов потребителя. Особенно важным принципом является оказание поддержки менее развитым регионам Европейского союза. Все страны дают деньги в общую кассу, но беднейшие получают оттуда гораздо больше. Сейчас к числу таких стран относится и Эстония. Объединение необходимо также и для того, чтобы вместе противостоять вызовам, которые бросает нам глобализирующийся мир. Ни одна страна Союза не является достаточно сильной для того, чтобы в одиночку совершить что-то в мировой торговле. Но страны-члены могут быть солидарны и в других вопросах, например, во внешней политике, энергетике и пр. Вспомним хотя бы то, как Европейский союз поддержал Эстонию, когда в 2007 году мы оказались под огнем российской пропаганды. 3. Создание Европейского союза Заявление французского министра иностранных дел Роберта Шумана: 9 мая 1950 года Создание Европейского союза угля и стали: 1951 годСоздание Европейского экономического союза (Римский договор): 25 марта 1957 годаДоговор о Европейском союзе (Маастрихтское соглашение): 1992 годАмстердамское соглашение: 1997 годНиццский договор: 2001 годЛиссабонское соглашение: 2009? Комментарии: В каком-то смысле создание Европейского союза еще в XIX веке предсказал писатель Виктор Гюго: «настанет день, когда все народы, населяющие этот материк, станут одним народом, но не утратят при этом своей самобытности… и образуют сообщество высшего уровня – европейское братство». Но честь последующих конкретных шагов принадлежит французам, которые жили намного позднее – возглавлявшему после Второй мировой войны Французский комитет планирования Жану Моне и министру иностранных дел Роберту Шуману. Именно Моне предложил идею, на которой базируется сегодняшний Европейский союз. По его мнению, для достижения мира следовало объединить ключевые отрасли производства Германии и Франции, создав между ними прочные руководящие связи. Руководствуясь представлением Моне о франко-германском союзе, 9 мая 1950 года министр иностранных дел Роберт Шуман представил широкой общественности план подчинить всю французскую и германскую угольную и сталелитейную промышленность единому надгосударственному департаменту. Тогда никто не сможет по своему усмотрению производить оружие и в будущем обращать его против других стран. «Это был бы первый шаг в направлении Европейской федерации» - сказал Шуман. В связи с заявлением Шумана 9 мая отмечается сегодня как День Европы. С предложением Франции во имя мира и экономического развития Европы объединить угольные и сталелитейные производства помимо Германии согласились также Италия, Голландия, Люксембург и Бельгия. Таким образом, именно эти шесть стран в 1951 году и образовали Европейский союз угля и стали, в результате чего в рамках Союза были упразднены таможенные пошлины на экспорт и импорт угля и стали, государственная поддержка и ограничения, влияющие на цену. Значение Союза угля и стали состоит в том, что это была первая в Европе наднациональная институция, которая исходила не из руководящих указаний правительства, а действовала самостоятельно, оказывая влияние на правительства. Так был заложен краеугольный камень франко-германского примирения и возникновения в будущем в Европе единого экономического пространства. Но днем рождения Европейского союза все же считается 25 марта 1957 года, когда те самые страны, которые основали Союз угля и стали, подписали в Риме договор о создании Единого европейского экономического пространства. Этот договор заложил основы для совместной работы и в других областях экономики. Сегодня этот договор известен как Римский договор. В преамбуле Римского договора правительства шести стран отмечают, что они решают положить начало более тесному союзу народов Европы. Целью данного союза называли прежде всего улучшение условий жизни и труда. Помимо экономических вопросов, ответственность Европейского экономического сообществв постепенно расширялась и на другие сферы, в том числе за защиту окружающей среды и социальную защиту, а также на региональную политику. Так как сфера деятельности больше не ограничивалась экономикой, то в 1992 заключённый в Маастрихте договор изменил название объединения на Европейский союз. Все вышеназванные договоры – договоры о создании Европейского союза. Позднее их изменяли каждый, когда к Европейскому союзу присоединялось очередное государство или группа государств. Изменяли их для того, чтобы реформировать институты Европейского союза и передать под ответственность Союза какую-то сферу. Например, договор, заключённый в Ницце, упростил систему принятия решений в Евросоюзе настолько, чтобы она сохранила эффективность и после расширения ЕС в 2004 году. Но и Ниццское соглашение больше не удовлетворяет расширяющийся Евросоюз. Поэтому несколько лет назад был разработан другой договор, получивший амбициозное название – договор о конституции Европы. Хотя договор в 2004 году торжественно подписали главы всех правительств, он провалился на референдумах во Франции и Голландии. Так как реформы жизненно необходимы, в июне 2007 года Совет Европейского союза принял решение на основании договора о конституции разработать новое соглашение. Новый текст был в октябре 2007 года одобрен на неофициальном совете и торжественно подписан лидерами Европейского союза в Лиссабоне в декабре. По этой причине он получил и свое название – Лиссабонское соглашение. Для того, чтобы договор вступил в силу, он должен быть ратифицирован во всех странах членах ЕС. Ожидается, что Лиссабонское соглашение вступит в силу в 2009 году. Цель Лиссабонского договора – адаптировать работу Европейского союза к требованиям времени и сделать её более эффективной. В принципе Лиссабонским договором осуществляются все изменения, предусмотренные договором о конституции. 4. Расширение Европейского союза. (Временной график) Комментарии: Предпринятое шестью государствами оказалось настолько успешным, что к этому союзу хотели присоединиться и другие государства. Первое расширение, увеличившее количество членов экономического объединения с шести до девяти, было проведено в 1973 году. Присоединение Великобритании, Ирландии и Дании сделало объединение значительно более влиятельным. В 1981 году членом объединения стала Греция, а в 1986 – Испания и Португалия. Во всёх трёх государствах у власти ранее стоял тоталитарные режимы, и в присоединении к Европейскому союзу эти страны видели возможность способствовать развитию своей экономики и демократии. Все они стали получать от Европейского союза щедрую поддержку. Австрия, Швеция и Финляндия присоединились к Европейскому союзу в январе 1995 года. Эти были богатые государства, присоединение которых не вызвало в ЕС никаких проблем. Договор о присоединении заключило и правительство Норвегии, но это решение не было поддержано на референдуме. О принятии в Европейский союз ходатайствовало и правительство Швейцарии, но позже отозвало ходатайство. С 1 мая 2004 года в состав ЕС были приглашены ещё 10 государств, в том числе и Эстония. Это решение не только способствовало значительному увеличению площади и численности населения союза, но и положило конец раздробленности Европы, так как с ней воссоединилась та её часть, которая с 1945 года находилась под властью коммунистической диктатуры. Все эти государства относятся к Европе не только географически, но и исторически, культурно и своими устремлениями. В результате последнего расширения в 2007 году членами ЕС стали Болгария и Румыния. Сейчас Европейский союз состоит из 27 государств-членов, а на его территории проживают около полумиллиарда человек. Однако на этом расширение Европы не закончится. Очевидно, следующей присоединится к ЕС Хорватия. Турцния также предпринимает усилия к тому, чтобы осуществить давнишнюю мечту и стать полноправным членом ЕС. Однако это может потребовать ещё многих лет. Не все государства-члены Европейского союза настроены положительно в отношении дальнейшего расширения. Есть опасения, что слишком разросшееся объединение не сможет хорошо функционировать. По мнению Эстонии, расширение полезно как для присоединяющихся государств, так и для всего Союза. Перспектива присоединения к Европейскому союзу сохраняет у стремящихся к этому государств мотивацию проводить нужные экономические и политические реформы. С расширением Союза увеличатся благосостояние и защищённость Европы, а расширившийся Евросоюз сможет решать проблемы в глобализирующемся мире. Право Европейского союза - acquis communautaireAcquis communautaire – Все правовые акты Европейского союза.Исходя из базовых договоров издаются: 1. Постановление – применяется на единых началах во всех государствах-членах. 2. Директива – обязательна для государств-членов в части цели, средства на усмотрение государства. 3. Решение – одиночный акт, обязателен только для адресата. 4. Мнения и пожелания - необязательныКомментарии: Acquis communautaire (кратко acquis) – франкоязычный термин, приблизительное значение которого „достижения сообщества“. Этот термин применяется в качестве единого наименования по отношению ко всем правовым актам, принятым Европейским союзом, т.е. охватывает всё, начиная с договоров об основании и до деректив, решений Европейского суда, деклараций и международных договоров. На русский язык это можно перевести как право Европейского союза. Каждое государство, стремящееся присоединиться к ЕС, должно быть готово имплементировать acquis. Основной принцип, характеризующий правовой порядок Европы – превалирование законодательства Союза над законодательством государства. Это означает, что внутреннее законодательство государства не может находиться в противоречии с правовой системой Европейского союза. Все правовые акты Союза основываются на договорах об основании. Договоры об основании считаются первичными правовыми актами. Договорами об основании определяется и компетенция ЕС. Так, хотя с течением времени выросло число регулируемых областей, Союз не может принимать решения по вопросам, не оговоренным в договорах об основании. Например, вопрос введения налогов остаётся на усмотрение государств. Из договоров об основании вытекает большое количество вторичных актов, которые прямо влияют на повседневную жизнь граждан Европейского союза. При разработке правовых актов всегда учитывается принцип субсидиарности. Это означает, что Европейский союз может действовать только в случае, если соответствующий акт лучше применять на уровне союза, а не на уровне государства, провинции, уезда т.п. К прочим правовым актам относятся в основном постановления, директивы и решения. Постановление – правовой акт, который распространяется на все государства-члены, является для них обязательным и применяется непосредственно. Постановление вступает в силу на территории государства-члена в таком виде, в каком оно принято – наряду с эстонскими законами, постановлениями правительства и министров. Директива – вероятно, самая известная разновидность правового акта. Директива является обязательной в части намеченной цели, но оставляет на усмотрение властей государства методы приведения в жизнь. Таким образом, для вступления директивы в силу требуется предварительно принять меры внутри государства. Решения отличаются от постановлений и директив тем, что являются обязательными для тех, в отношении кого изданы. Решения могут быть адресованы какому-то государству или действующему в государстве физическому или юридическому лицу. Мнения и пожелания не обладают прямой юридической силой, но к ним относятся как к предписаниям или установкам. Правовые акты Европейского союза издаются в информационных бюллетенях ЕС на всех языках Союза, в том числе и на эстонском. Проще всего найти правовой акт ЕС через какую-нибудь базу данных, из них самая известная - EUR-Lex. Пользование базой данных – бесплатно. Важнейшие институты Европейского союза: Совет Европейского союза (представляет государства-члены)Европейский парламент (представляет граждан)Европейская комиссия (политически независимый институт, отстаивает общеевропейские интересы)Европейский суд (следит за исполнением и единых толкованием законов)Европейская контрольная палата (следит за использованием денежных средств)Учреждения с разными функциями Комментарии:Процесс принятия решений в Европейском союзе охватывает три основных института: представляющий государства Совет Европейского союза; представляющий граждан Европейский парламент, избираемый напрямую гражданами; Европейскую комиссию, задачей которой является отстаивание интересов Союза как целого. Эти три института разрабатывают направления политики и правовые акты, которые вводятся в действие на территории всего ЕС. В принципе, предложения о принятии новых првовых актов делает Европейская комиссия, а принимают их Европарламент и Совет Европейского Союза. Ещё два института также выполняют важные задачи. Европейский Суд следит за выполнением правовых актов, а Евроконтроль проверяет финансирование деятельности Евросоюза. Полномочия и задачи этих институтов зафиксированы в договорах об основании, являющихся основой всей деятельности ЕС. В этих договорах также зафиксированы правила и процедуры, которым институты должны следовать. Договоры об основании заключены президентами и главами правительств государств-членов, а ратифицированы парламентами. Помимо основных институтов, в Европейском союзе есть также много учреждений с особыми функциями. Например, Комитет по экономическим и социальным вопросам представляет гражданские объединения и занимается вопросами рынка труда; Комитет по делам регионов представляет региональные и местные самоуправления. Совет Европейского Союза (совет министров)Центральный законодательный институт9 разных составов (министры)принцип единогласносия и квалифицированного большинства голосовКомментарии:Центральным законодательным институтом ЕС является Совет Европейского союза, хотя во многих областях он разделяет законодательную власть с Европарламентом. Совет Европейского Союза также часто называют Советом министров (или просто советом), так как он состоит из министров государств-членов. В каждом заседании совета участвует один министр государства-члена ЕС. То, какой министр участвует, зависит от повестки дня заседания. Если в повестке дня стоят вопросы внешней политики, то в заседании участвует министр иностранных дел, если – сельское хозяйство, то – министр сельского хозяйства и т.д. Всего составов Совета Европейского Союза – девять, и в соответствии с составом характеризуется и совет, например, „совет по окружающей среде“ или „совет по вопросам экономики и финансов“. Решения в Совете принимаются единогласно или квалифицированным большинством. В случае квалифицированного большинства для принятия решения требуется не менее известного количества голосов «за». Это означает, что некоторым государствам приходится акцептовать решения, с которыми они не согласны. Принцип единогласия означает, что предложение может быть отклонено в том случае, если хотя бы одно государство проголосует против его принятия. Иначе говоря, при этом принципе каждое государство обладает правом наложить вето. Принцип единогласия может создать неудобства в том случае, если какое-то важное для всех решение не будет принято из-за неодобрения одного государства. Однако ЕС заинтересован в том, чтобы таких спрепятствий в процессе принятия решений было как можно меньше. Поэтому Лиссабонский договор предусматривает распространение принципа квалифицированного большинства на принятие решений в 40 новых областях, включая, например, изменение климата, энергетическую безопасность и вопросы направления гуманитарной помощи в кризисные районы мира. Принцип единогласия продолжает действовать при принятии решений касающихся сфер налогообложения, внешней политики, обороны и социальной защиты. Также Лиссабонским договором изменяются правила проведения голосования при принципе квалифицированного большинства. Действовавшая до сих пор система „взвешенных“ голосов, при которой известное количество голосов, которыми обладает каждое государство в зависимости от своей площади, заменяется на систему „двойного большинства голосов“. Это означает, что для проведения предложения его должно поддержать большинство государств-членов, представляющих большинство населения ЕС. Более точно: решение должно быть поддержано 55% государствами (в настоящее время 15 государствами из 27), представляющими не менее 65% населения Европейского Союза. Работой Совета государства-члены руководят по очереди. Каждое государство в течение шести месяцев является председателем Совета. Также председательствующее государство отвечает за работу Совета в течение означенного периода и ищет компромиссы при принятии спорных решений. Эстония будет председательствовать в 2018 году. Особой формой Совета Европейского союза можно считать Верховный совет ЕС, когда собираются главы государств-членов (премьеры, в случае некоторых государств – президенты). Лиссабонский договор делает Верховный совет ЕС основным институтом. Верховный совет собирается четыре раза в год. Верховный совет является высшей инстанцией при принятии политических решений, определяет дальнейшие цели объединения. На заседаниях Верховного совета обсуждаются также выжнейшие события мировой политики. Лиссабонский договор создаёт должность председателя Верховного совета. Председатель будет выбираться Советом на два с половиной года. Новая должность призвана обеспечить не только функционирование Верховного совета ЕС как единого целого, но и более эффективное сотрудничество между государствами. Ранее работой Верховного совета ЕС руководил глава или руководитель государства, председательствующего в ЕС. Он делал это помимо своей основной работы. Европейский парламент:Три основные задачи: 1. Законодательство (совместный процесс принятия решений) 2. Надзор за институтами 3. Утверждение бюджета 785 членов (в будущем – 750 + президент)Делится на группы на основании политических взглядов Комментарии: У Европарламента есть три основные задачи. Во-первых, он разделяет с Советом ЕС законодательную власть. Во-вторых, он осуществляет демократический надзор за всеми институтами Европейского Союза, прежде всего за Еврокомиссией. В-третьих, парламент утверждает бюджет ЕС. Лиссабонский договор значительно увеличивает значение Европарламента как законодательного органа. Так как совместный процесс принятия решений, когда правовой акт должен быть одобрен и Советом ЕС и Европарламентом начинает использоваться в примерно пятидесяти новых областях, то Европарламент при принятии решений начинает играть такую же важную роль, как и Совет ЕС. Одобрение Парламента также требуется при принятии важных решений, например – одобрение присоединения к ЕС новых государств. Демократический надзор осуществляется несколькими способами. Например, в течение всего должностного срока Европейская комиссия несет политическую ответственность перед Парламентом. Таким образом, Парламент может вынести Комиссии вотум недоверия, в результате чего Комиссия будет вынуждена уйти в отставку. В целом надзор Парламента состоит в том, что он знакомится с отчетами Комиссии. Кроме того, члены Парламента регулярно задают Комиссии устные и письменные вопросы. Парламент следит также за работой Совета, делая ему устные и письменные запросы. Решения по поводу бюджета ЕС принимают совместно Совет и Европейский парламент. Парламент обсуждает этот вопрос на двух последовательных чтениях и бюджет вступает в силу только после его подписания президентом Европейского парламента. Европейский парламент представляет граждан ЕС. Сейчас в парламенте 785 членов, но Лиссабонский договор предусматривает сокращение их числа до 750 (плюс президент). Места парламентариев делятся на фракции; они не образуют групп на основании национальности или гражданства, но только на основании политических взглядов. Сейчас в Европарламенте 8 фракций. Крупнейшие из них – Народная Партия Европы (христианские демократы), фракция Европейских Демократов и Социал-демократическая фракция. Европарламентарии выбираются путём прямого голосовани на пять лет, количество парламентариев от страны зависит от численности населения этой страны. От Эстонии их шестеро и это число согласно Лиссабонскому договору в будущем не будет изменено. На последних выборах в Европарламент благодаря голосам, отданным за Тоомаса Хендрика Ильвеса, победу одержали социал-демократы. Они получили три кресла из шести предназначенных, для представителей Эстонии и присоединились ко второй по величине фракции Европарламента. Это – Марианее Микко, Андрес Таранд и Катрин Сакс – последняя прошла в парламент последнее, заместив Ильвеса. Тунне Келам принадлежит к крупнейшей фракции Европарламента – Народной Партии Европы (Христианским демократам). Тоомас Сави и Сийри Овиир – члены фракции Союза Европейских Демократов и Либералов. 9. Фото эстонских членов Европарламента Европейская комиссияДействует в общих интересах СоюзаОбладает исключительным правом делать предложения в части правовых актовОтвечает за претворение в жизнь политики СоюзаИмеет в составе по одному члену – уполномоченному - от каждого государства-члена Комментарии: Третий важный институт – Европейская комиссия. Если члены Совета Европейского союза представляют правительства государств-членов, а Европейский парламент – граждан Европейского союза, то Европейская комиссия независима от правительств государств и действует в общих интересах Союза. Европейская комиссия имеет большое влияние на процесс правотворчества Европейского союза, хотя официально решения принимает Совет Европейского союза вместе с Европейским парламентом. Но в принципе только у Комиссии есть право инициировать принятие правовых актов, а это означает, что для того, чтобы Совет мог принять свое решение, Комиссия должна сделать предложение о принятии правового акта. Прежде, чем сделать такое предложение, Комиссии следует основательно взвесить, нужен ли такой правовой акт на общеевропейском уровне. Поэтому Комиссия находится в постоянном контакте с различными группами заинтересованных лиц и с государствами-членами. Комиссия как исполнительный орган Европейского союза отвечает также за претворение в жизнь политики, принятой Парламентом и Советом. В качестве примера можно привести политику в области конкуренции – здесь Комиссия имеет право запретить или разрешить объединение предприятий. Комиссия должна также следить за тем, чтобы государства-члены не финансировали различные отрасли производства таким образом, чтобы это наносило ущерб конкуренции. Если Комиссия находит, что государство-член не применяет европейское право должным образом и, таким образом, не выполняет свои законные обязанности, она предпринимает шаги по исправлению ситуации. Прежде всего она инициирует обсуждение, которое называется производством по нарушению. Если в ходе такого производства решить проблему не удается, Комиссия должна сообщить о случившемся в Европейский суд, который имеет право назначить наказание. В настоящие время в Комиссии состоит по одному члену от каждого государства ЕС, их называют уполномоченными. (Лиссабонское соглашение предусматривает с 2014 года уменьшить количество уполномоченных с тем, чтобы оно соответствовало числу двух третей государств-членов. Уполномоченные будут меняться каждые пять лет). Каждый уполномоченный в Комиссии отвечает за конкретную область политики. И все же Комиссия действует как коллегиальный орган. Это означает, что за принятие решений отвечает не один уполномоченный, а вся Комиссия целиком. Уполномоченный от Эстонии – Сийм Каллас, который также является одним из вице-президентов Европейской комиссии. Таким образом, Каллас не только отвечает за вопросы администрирования, но и руководит борьбой с махинациями. 11. Фото Сийма Калласа 12. Основные сферы деятельности Европейского союза Внутренний рынок и единая валютаЕдиная сельскохозяйственная политикаРегиональная политикаЭнергетика и политика в области окружающей средыЮстиция и внутренние вопросыЕдиная внешняя политика и политика в области безопасности Комментарии: Целью Европейского экономического сообщества составители Римского договора назвали способствование гармоничному развитию экономической деятельности всех членов сообщества, повышение уровня жизни, а также развитие тесных связей между государствами, входящими в сообщество. Сегодня на уровне Европейского союза осуществляется сотрудничество во многих областях, начиная с экономики и сельского хозяйства, и заканчивая вопросами внешней политики и безопасности. 13. Внутренний рынок и единая валюта Природа внутреннего рынка: свободное передвижение товаров, услуг, капитала и денег Экономический и денежный союз, а также единая валюта евро Комментарии: Хотя первоначальной задачей Европейского союза было сохранение мира между государствами-членами, основные усилия все же прилагались к созданию и укреплению единого рынка. Общий, или внутренний, рынок в настоящий момент является ядром Европейского союза. Сутью единого рынка является свободное передвижение товаров, услуг, капитала и денег в пределах Европейского союза. В условиях единого рынка предприятия могут свободно конкурировать друг с другом. Для потребителя это означает более дешевые цены, а также более широкий выбор товаров и услуг. При этом расширились возможности поиска людьми работы. Для тех, кто хочет основать свое предприятие, на едином (или внутреннем) рынке действует свобода учреждения, т.е. если вы создаете бизнес в другой стране, никаких препятствия, связанных с гражданством, быть не должно. Чтобы обеспечить производителям условия для честной конкуренции, государства-члены договорились о единых правилах конкуренции. Основная часть механизмов единого рынка была задействована к 1992 году. Благодаря этому в Европейском союзе созданы миллионы новых рабочих мест. В условиях конкуренции предприятий снизились цены многих товаров и услуг. Однако еще есть простор для развития. Так, например, рынок услуг открывается значительно медленнее рынка товаров. Многие страны-члены не спешат отказываться от того, чтобы при организации господрядов отдавать предпочтение отечественным предприятиям. В некоторых важных отраслях экономики, таких, как воздушных транспорт, энергетика, телекоммуникации, финансовые услуги, действуют дискриминационные ограничения. Свободное передвижение людей обеспечивает т.н. Шенгенское соглашение. Этот договор устранил контроль на большинстве внутренних границ Европейского союза и усилил контроль на внешних границах. Эстония присоединилась в Шенгенскому безвизовому пространству в 2008 году. С созданием единого рынка стала ощутимой потребность в единой валюте. Конкретный план по введению единой валюты был представлен в 1989 году на Совете Европейского союза. Исходя из этого плана была достигнута договоренность о создании Экономического и валютного союза. Ввод в обращение единой валюты – одни из этапов развития этого союза. Общая валюты была названа евро. В виде наличных денег она была введена в обращение в 12 странах с 1 января 2002 года. На сегодняшний день из 27 государств-членов на евро перешли 15. Для того, чтобы перейти на евро, государству-члену следует выполнить ряд экономических требований. Эти требования известны как критерии Маастрихтского соглашения, направленного на создание Экономического и валютного союза. Эстония этим критериями пока не соответствует. От введения евро выиграют как частные лица, так и предприятия. Частные лица смогут сэкономить, так как им не придется менять валюту, путешествуя в зоне евро. Потребителям проще сравнивать цены, а это стимулирует конкуренцию. Предприятия пользуются рядом других преимуществ. Так, например, снижаются риски, связанные с обменным курсом, так как другие государства более охотно принимают счета в евро, чем в валютах, которые ему предшествовали. Евро также способствует лучшему формированию единой европейской идентичности. 14. Единая сельскохозяйственная политика (CAP) Первая цель CAP: снабжение питаниемНынешние цели: стабильность уровня жизни производителей в сфере сельского хозяйства и внутреннего рынка (цен) ПринципыCAP: единый внутренний рынок, предпочтение объединению, финансовая солидарность Меры, применяемые CAP: гарантированные цены, защита рынка, поддержка цен, экспортные пособия, прямые пособияРеформа CAP: переход на систему прямых платежей Комментарии: Единая европейская политика в области сельского хозяйства (Common Agricultural Policy – CAP) – это свод правил и механизмов, регулирующих производство, продажу и переработку в Европейском союзе сельскохозяйственной продукции. Это самая сложная и дорогая политика в ЕС. Первой целью общей сельскохозяйственной политики стало обеспечение жителей Европы продовольствием. У всех были на памяти голодные военные годы, и в условиях холодной войны обеспечение продовольствием считалось первостепенной задачей. Сельскохозяйственная политика состояла в поддержке производства основных продуктов питания. Однако с течением лет и в результате ряда реформ цели CAP и меры по их достижению претерпели существенные изменения. Порядок, выработанный к сегодняшнему дню, обеспечивает, прежде всего, стабильность доходов производителей в сфере сельского хозяйства и стабильность цен для потребителя. К числу задач сельскохозяйственной политики добавилось и сохранение в хорошем состоянии сельских регионов. Для выполнения задач CAP в сфере сельского хозяйства было выработано единое устройство рынка. В его основе лежат три принципа. Во-первых – единый внутренний рынок, что означает перемещение сельскохозяйственных товаров между странами без ограничений и без таможни, а также единые требования в части конкуренции, здравоохранения и пр., а также единые таможенные границы в отношении третьих стран. Во-вторых – приоритет объединения: в использовании продукции сельского хозяйства продукция государств-членов всегда имеет преимущество перед продукцией, импортированной из третьих стран. На практике это означает импортные пошлины на товары, прибывающие из третьих стран, и экспортные пособия на известные товары Союза. В-третьих – финансовая солидарность: все расходы на единую сельскохозяйственную политику финансируются посредством бюджета Европейского союза. Единая сельскохозяйственная политика включает различные меры: гарантированные цены, защиту рынка, поддержку цен, экспортные пособия, прямые пособия. Однако рост эффективности производства вкупе с гарантиями привели к перепроизводству в сфере сельского хозяйства. Поэтому в течение двух последних десятилетий идет реформа CAP. Самое радикальное изменение единой сельскохозяйственной политики с момента ее создания – замена пособия, выплачиваемого на основании объема производства, прямым пособием сельскохозяйственному производителю. Это означает, что размер пособия, выплачиваемого фермерам, не зависит от объема производства. Прежде фермеры получали тем больше, чем больше они производили. Теперь пособие тем, кто выращивает определенные культуры, выплачивается из расчета количества гектаров полей, а животноводам – из количества голов скота. Цель реформы – обеспечить, чтобы производилось то, что необходимо на рынке, и чтобы фермеры не принимали решения, исходя из возможности получить пособие. Пособия, ориентированные не на продукц