1. Определение и классификация затрат.1.1. Затраты и расходы предприятия. В повседневном русском языке слова «затраты» и «расходы» используются практически как синонимы. В профессиональном языке для каждого из них складываются своего рода "области устойчивого применения", закрепляемые в последние годы с тем или иным успехом официальными документами.В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).Смысл этого определения понятен лишь весьма приблизительно из-за того, что сформулировано оно, на наш взгляд, с большой погрешностью. Погрешность состоит в неопределенности понятия «уменьшение экономических выгод», к которому ведет выбытие активов. По определению получается, что не любая трата денег, например, на приобретение ценных бумаг признается расходами, а лишь та, в результате которой «уменьшаются экономические выгоды». Т.е. если предприятие с выгодой для себя приобрело эти бумаги, то тогда расходов не было, а если понесло убытки, то именно эти убытки и являются расходами. Наверное, такая трактовка расходов возможна, но она противоречит всем общепризнанным представлениям, да и не того, по-видимому, хотели и авторы этого определения.Оказывается, что вполне точно определить такое простое понятие, как расходы предприятия, достаточно сложно. В повседневной экономической практике часто ставят знак равенства между расходами предприятия и его платежами Хотя данная точка зрения уязвима для критики, на этой критике мы останавливаться не будем, поскольку совпадение или несовпадение расходов с платежами не носит принципиальною характера. Важно, что они весьма близки между собой. В этом смысле мы и будем ими пользоваться. Поэтому с некоторой погрешностью будем понимать под расходами предприятия все его платежи, не зависимо от цели их осуществления. В таком контексте выплата дивидендов -это тоже расходы предприятия, что, вообще говоря, довольно хорошо согласуется с практическим пониманием расходов.^ Под затратами предприятия будем понимать стоимостную оценку производственных ресурсов предприятия, израсходованных в процессе производства и реализации продукции.Такую трактовку затратам дает «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, и мы не будем с ним спорить.^ Затраты предприятия на производство и реализацию единицы продукции называются себестоимостью продукции. Часто себестоимостью называют затраты на производство всей продукции, используя понятия затраты и себестоимость как полные синонимы. Ошибки здесь нет, хотя всё же правильнее говорить о себестоимости именно единицы продукции.Приведённые выше определения разделили все расходы предприятия на две принципиально различные части: расходы, связанные с производством и реализацией продукции и потому включаемые в себестоимость, и расходы, не связанные с производством и реализацией, и не включаемые в себестоимость. Единственным источником покрытия второй части расходов для нормально работающего предприятия является его прибыль.Таким образом, все расходы предприятия можно раздели [ь на расходы, направленные на производство продукции н тем самым на формирование прибыли и на расходы, представляющие собой использование произведенной прибыли.Упражнение. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с утверждениями, что у предприятия кроме себестоимости и прибыли существуют и другие источники финансирования расходов Например, кредиты банков, авансы, полученные от заказчиков, выручка от продажи излишнего оборудования и т.п.^ Как согласовать эти утверждения, с тем, что было сказано выше?С теоретико-экономической точки зрения затраты предприятия нли себестоимость продукции - строго определенные категории. Но, к сожалению, только с теоретико-экономической. С точки зрения практической экономики, вопрос о том, что следует относить к себестоимости, а что нет, очень не прост.Понятно, что в себестоимость должен включаться достаточно широкий круг затрат. Это должны быть не только затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции, но и целиком или частично затраты на:подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;совершенствование выпускаемой продукции;разработку и внедрение новой продукции:плату за пользование природными ресурсами;гарантийное обслуживание;компенсацию потерь от простоев, брака, хищений и т.п.управление предприятием.Поскольку при заданной цене от величины себестоимости продукции решающим образом зависит величина прибыли, которая, так известно, облагается налогом, то предприятия, не любящие платить. налоги. заинтересовано в том, чтобы включить и себестоимость как можно больше своих затрат (не затратить, a именно включить, даже если они и не очень, связаны с производимой продукцией), государство же, заинтересованное в сборе налогов, обязано регулировать и контролировать этот процесс, определяя, что можно включать в состав себестоимости, а что нельзя.Начиная с 1992 г., такая регламентация в РФ осуществлялась на основании уже упоминавшеюся «Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость». Это положение подробно регламентирует, какие затраты могут включаться в себестоимость, а какие нет. Кроме того, для целей налогообложения некоторые виды затрат корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. Например, постановлением Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. №262 было установлено, что негосударственные предприятия и организации, включают в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, по нормам возмещения указанных расходов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации. Дополнительные выплаты, связанные с командировкой работников этих , предприятий и организаций, могут производиться за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты установленных действующим законодательством налогов и прочих обязательных платежей в бюджет. Аналогичная регламентация предусматривалась для представительских расходов, расходов на рекламу и др.Принципиально иной порядок включения расходов предприятия в состав себестоимости продукции должен был быть введен Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" с 1 января 1997 г. (Указом Президента РФ от 3 апреля 1997 г. N 283 срок ввода в действие данного порядка перенесен на 1 января 1998г.)В соответствии с Указом, плательщики налога на прибыль должны были относить на себестоимость в полном объеме все расходы, связанные с извлечением дохода, а также в полном объеме все внереализационные расходы, за исключением 11 видов расходов, перечисленных в Указе.В частности, не подлежали отнесению на себестоимость расходы на приобретение основных фондов и финансовых активов, средства, переданные другим' юридическим лицам и гражданам на возвратной основе, расходы по уплате налога на прибыль, выплате дивидендов, возврату основной суммы займа и ряд" других.Принципиальное отличие данного порядка от предыдущего состояло в том, что предыдущий носил разрешительный характер, то есть в инструкциях подробно описывалось, что можно включать в состав себестоимости. При данном порядке - его можно было бы назвать ограничительным - сам Указ описывает, чего нельзя включать в себестоимость.Следует, однако, отметить, что данный Указ так и не вступил в действие. Предполагается, что после принятия Налогового кодекса именно он будет регламентировать отнесение расходов предприятия на себестоимость продукции. В проекте Налогового кодекса пока сохраняется старый, разрешительный порядок с некоторыми уточнениями, которые рассматривать сейчас не имеет смысла.Перейдем теперь к классификации затрат. 1.2. Классификация затрат.Классифицировать затраты можно по различным критериям, но наибольшее,"':) значение имеют классификации по:экономическому содержанию;роли в процессе производства;характеру отнесения на себестоимость конкретного продукта;характеру зависимости от объема выпускаемой продукции.1. Классификация по элементам затрат в соответствии с их экономическим содержанием. Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:материальные затраты;затраты на оплату труда;отчисления на социальные нужды;амортизация основных фондов;прочие затраты.В состав материальных затрат включается стоимость приобретенных сырья и материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями, покупных топлива и энергии всех видов и т.п.Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов.К прочим затратам в составе себестоимости продукции (работ, услуг) относятся налоги, сборы, платежи и т.д.2. По роли в процессе производства затраты подразделяются на основные и накладные;Основные - это затраты непосредственно обусловленные технологическим процессом производства продукции.Накладные - это затраты на обслуживание производственного процесса и создание условий для работы предприятия в целом.Логика этого подразделения состоит в выделении затрат, непосредственно создающих продукт, т.е. затрат, без которых данного продукта не может быть в принципе, и затрат в общем-то дополнительных, с производством продукта прямо не связанных, но, к сожалению, неизбежных.По месту своего возникновения накладные расходы, в свою очередь, подразделяются на:общецеховые;общепроизводственные;общехозяйственные. Общецеховые затраты - это затраты, связанные с функционированием цеха, как места, где осуществляется процесс по изготовлению продукции.К этим затратам можно отнести расходы на управление цехом, амортизацию, отопление, освещение, ремонт помещений цеха, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.п.Общепроизводственные затраты - затраты, направленные на обеспечение производственной деятельности предприятия в целом.Сюда относится амортизация, а также содержание и текущий ремонт основных средств общепроизводственного назначения, производство испытаний, опытов, исследований, содержание научно-исследовательских подразделений, подготовка кадров и т.п.Общехозяйственные затраты - затраты обеспечивающие функционированиепредприятия как целого.Среди них можно выделить 3 основных группы затрат:a) расходы на управление предприятием (заработная плата аппарата управления, командировки, содержание легкового автотранспорта, охрана предприятия и т.п.);b) непроизводственные расходы (потери от простоев, от порчи и гибели материальных ценностей, хищений на заводских складах и т.п.);c) коммерческие или внепроизводственные расходы (расходы на тару, на упаковку, на транспортировку, комиссионные и т.п.). В зависимости от степени включения в себестоимость продукции накладных расходов различают:• цеховую себестоимость, если включены только общецеховые расходы;• производственную, если включены также и общепроизводственные;• полную, если в нее включены все затраты предприятия (в том числе и общехозяйственные).3. По характеру отнесения на продукцию затраты подразделяются на прямые и косвенные.Прямые затраты - это затраты, которые прямо могут быть отнесены на себестоимость производимого продукта, так как они связаны с производством именно данного конкретного продукта и ни с чем больше не связаны.Косвенные затраты - это затраты, которые невозможно прямо отнести на. производство конкретного продукта, так как они связаны с производством многих продуктов. Поэтому для того, чтобы включить эти затраты в себестоимость их приходится распределять, используя косвенные методы.4. По характеру зависимости от объема выпускаемой продукции все затраты предприятия подразделяются на постоянные и переменные.^ Постоянные затраты - это затраты, в широких пределах не зависящие от объемов производства. К ним относится, например, арендная плата за занимаемое помещение, амортизация оборудования, заработная плата руководства предприятия, расходы на охрану, отопление помещений и т.д. Эти затраты связаны с существованием самого предприятия, поэтому в той или иной мере предприятие несет их даже в том случае, когда ничего не производит. Поэтому они и называются постоянными.^ Переменные затраты - это затраты, прямо связанные с объемом производимой продукции. К ним относятся затраты на материал, из которого изготовляется продукция, расход топлива и энергии на технологические цели, сдельная заработная плата основных рабочих и т.д. В случае, если в какой-то период производство не ведется, в этот период переменные затраты равны нулю.Если обозначить через ^ З затраты предприятия, через ЗПС и ЗПЕ, соответственно, постоянные и переменные затраты, то, очевидно, исходя из концепции постоянных и переменных затрат, должно выполняться следующее равенство:З=ЗПС+ЗПЕ·Xгде Х — объем производимой продукции. Любопытно, что если теперь перейти от общего объема затрат к затратам на единицу продукции, то постоянные и переменные затраты как бы поменяются местами: постоянные затраты в целом станут переменными на единицу продукции и наоборот. Действительно, для того, чтобы определить затраты на единицу продукции, разделим З в предыдущей формуле на объем выпуска продукции, т.е. на X:^ З/Х - ЗПС/Х + ЗПЕ Ниже приводятся графики зависимости общего размера затрат (рис.1) и затрат на единицу продукции (рис.2) от объема производства:Понятно, что в действительности ни абсолютно постоянных, ни абсолютно переменных затрат практически не существует.Обратимся к постоянным затратам. Эти затраты, как уже отмечалось, должны оставаться постоянными, не зависимо от того, как изменяется объем производства. Однако по мере роста предприятия появляется потребность в расширении площадей, в найме новых менеджеров и т.д., т.е. в увеличении постоянных затрат. При сокращении производства эти же действия могут последовать в обратную сторону. Сказанное заставляет предположить, что постоянными они являются лишь на отдельных интервалах изменения объемов производства и скачкообразно возрастают при переходе от интервала к интервалу. График постоянных затрат выглядит примерно так, как на рис.3.Поэтому правильнее, конечно, говорить об условно-постоянных затратах. Тем не менее в практических расчетах эти затраты без большой ошибки можно считать постоянными в тех случаях, когда речь вдет не о целенаправленном изменении объемов производства предприятия, а о его колебаниях. Теоретически при сокращении производства постоянные затраты должны уменьшаться так же скачкообразно, как и расти при его увеличении. Однако на практике этого не происходит: при временных сокращениях производства предприятие не может распродавать свои основные средства и увольнять работников, поэтому оно очень осторожно расширяет свой потенциал и при внезапном росте спроса наего продукцию.Для того, чтобы переменные затраты действительно изменялись пропорционально объему производства, необходимо, чтобы они оставались постоянными в расчете на единицу продукции. Однако и это условие выполняется далеко не всегда: при расширении производства переменные затраты могут сокращаться, например, за счет специализации производства, роста мастерства работников и т.д., но могут и расти, если, например, приходится привлекать более дорогие материалы, платить сверхурочные и т.д. Соответственно, переменные затраты называются прогрессивными, если они растут быстрее объема производства, и регрессивными, если наоборот.Поэтому при разделении затрат на переменные и постоянные первый шаг – определение соответствующего диапазона изменения объемов производства. Лишь в пределах этого диапазона затраты можно считать переменными или постоянными и лишь в пределах этого диапазона выполнять соответствующие расчеты.Поскольку деление затрат на переменные и постоянные играет большую роль в экономике предприятия, остановимся вкратце на способах решения этой задачи. Эти способы, в общем-то, очевидны.Первый из них - его можно назвать аналитическим - состоит в возможно большей дифференциации затрат и тщательном делении их на постоянные и переменные. Высокая степень дифференциации нужна здесь, чтобы точнее разделить затраты. Возьмем, например, зарплату. Для того, чтобы правильно разложить ее на постоянную и переменную части, надо как можно точнее выделить в ней относительно неоднородные составляющие: сдельную и повременную заработную плату рабочих, заработную плату аппарата управления, различного рода премии, доплаты, компенсации и т. п., а потом оценить, является каждая часть, скорее, постоянными затратами или, скорее, переменными.Второй способ - его можно назвать статистическим - представляет собой попытку на основании колебаний объема производства предприятия статистическим путем установить величину его постоянных и переменных затрат.Проиллюстрируем суть этих расчетов на следующем простейшем примере. Пусть некоторое предприятие в январе произвело продукции на 5 млн. руб., при этом затраты составили 4,2 млн. руб. В марте это предприятие выпустило продукции на 5,9 млн. руб., а затраты оказались равны 4,5 млн. руб. Из приведенных цифр следует, что рост производства на 0,9 млн. руб. сопровождался увеличением затрат на 0,3 млн. руб., следовательно, переменные затраты составляют 0,33 руб. на каждый рубль продукции. Отсюда уже легко определить, что при объеме производства 5 млн. руб. в месяц переменные затраты в целом были равны 1,65 млн. руб., а следовательно, постоянные 2,55 млн. руб. в среднемесячном исчислении.Безусловно, представленный выше расчёт – всего лишь схема, позволяющая понять суть. Практически значимый расчёт будет существенно сложнее. Следует также отметить, что 2 приведённых метода не конкурируют, а дополняют друг друга, позволяя в совокупности получить более точный результат.Упражнение. Всю электроэнергию, потребляемую к промышленности, как и другие виды затрат можно разделить на переменную (электроэнергия. используемая двигателями, а также непосредственно участвующая в технологических процессах) и постоянную (например, на освещение служебных помещении) части. Каком их соотношение в промышленности России? По данным Госкомстата, в период с 1990 по 1997 года объем примышленного производства сократился на 52%, а потребление электроэнергии в промышленности — на 35%. Если предположить, что данные Госкомстата точны, то каков Ваш ответ на поставленный выше вопрос?Мы рассмотрели различные классификации затрат. Если теперь попросить у прочитавшего предыдущие страницы привести примеры различных видов затрат, мы получим любопытную картину: ^ Вид затрат Примеры основные: материал и заработная плата, прямые: материал н зарабоч пая плага, переменные: материал п заработная плата: накладные: расходы на управление предприятием; косвенные: расходы на управление предприятием; постоянные: расходы на управление предприятием . Верны ли эти примеры? В общем, да. И на этом основании многие студенты приходят к выводу, что в действительности речь постоянно идет об одних и тех же затратах, по только каждый раз они по-новому называются А вот этот-то вывод и неверен. Приведенные выше примеры - всего лишь примеры, и верны они лишь "в общем и целом", и никаких обобщении па их основе делать нельзя.В действительности мы имеем классификации по разным критериям. Затраты попадают в ту или иную группу в соответствии именно с этими критериями. Поэтому, хотя сделанный выше вывод не лишен оснований, выделенные группы затрат совершенно не обязательно совпадаютНапример, амортизация основного оборудовать, несомненно, должна быть отнесена к основным затратам. Но если на этом оборудовании производятся различные виды продукции, то в себестоимость ни одного из них она прямо включена быть не может, поэтому должна быть отнесена к косвенным затратам.Едва ли у кого-нибудь вызывает сомнение, что расходы на заработную плату, удобрения, семена, амортизацию, горюче-смазочные материалы при возделывании льна-долгунца являются основными затратами. Но поскольку при возделывании этой культуры получается два равноценных продукта (льняное семя и льняное волокно), то прямо отнести эти затраты на себестоимость продукции нельзя, поэтому, строго говоря, все они являются косвенными. Аналогичная ситуация возникает при отнесении стоимости нефти на себестоимость получаемых из нее продуктов и во многих других случаях.До сих пор мы приводили примеры, когда основные затраты не являются прямыми. Легко привести и обратные примеры. На предприятиях, производящих только один вид продукции, все затраты будут прямыми (в том числе и накладные), так как они все могут быть отнесены на один продукт, т.е. не нуждаются в каком-то косвенном распределении. Примером таких предприятий являются электростанции, многие сахарные заводы и т.п. Еще больше цехов, производящих только один вид продукции. В них прямыми являются общецеховые затраты.Нет однозначного соответствия и между прямыми и переменными затратами;переменные затраты почти всегда бывают прямыми и косвенными. В то же время постоянные затраты вполне могут быть прямыми. Например, амортизация оборудования, используемого для производства только одного продукта.Поэтому, еще раз повторю, приведенное выше .распределение затрат - это распределение по разным критериальным признакам, причем каждое из них, как мы увидим далее, играет важную, но свою специфическую роль в экономике предприятия.2. Смета затрат.Смета затрат - один из основных документов, непосредственно связанный с, планированием затрат и управлением ими на предприятии. Прежде все советские предприятия разрабатывали смету затрат в обязательном порядке, так как она входила в состав так называемого техпромфинплана, без разработки и утверждения которого не могло работать ни одно предприятие. Сейчас разработка этого документа не является обязательной, и многие, особенно молодые, предприятия смету затрат не составляют.На многих крупных, бывших государственных предприятиях, составление смет затрат является, скорее, данью традиции, чем сознательным использованием возможностей этого механизма экономии затрат.В то же время опыт западных предприятий учит, что в условиях жесткой рыночной конкуренции невозможно добиться успеха без тщательного контроля собственных затрат, основой которого как раз и должна служить смета.По-видимому, все слышали, какое значение в управлении финансами предприятия в странах с развитой рыночной экономикой играет так называемое бюджетирование - составление самых разнообразных бюджетов: бюджета затрат на оплату труда, бюджета общепроизводственных расходов, бюджета коммерческих расходов, бюджета продаж и т. д. Между тем, бюджет - это та же смета, составленная с учетом спе1(ифики соответствующей сферы деятельности.Что же такое смета затрат предприятия в привычном для многих «российском понимании»? Смета - это полный свод затрат предприятия за некоторый период времени на весь объем производства и реализации его продукции.В смету включаются все виды затрат, связанных с производством и реализацией продукции предприятия, не зависимо от того, в каком именно подразделении предприятия и на какие конкретные цели они будут израсходованы.Внутри сметы все затраты группируются по экономически однородным элементам.Эта группировка должна в наибольшей степени соответствовать структуре затрат каждого конкретного предприятия, поэтому структура сметы может сильноразличаться не только для предприятий разных отраслей, но и внутри одной отрасли.В наиболее общем варианте основные статьи сметы могут быть следующими:сырье и основные материалы (за вычетом отходов) в т.ч. покупные изделия, полуфабрикаты и услуги со стороны;вспомогательные материалы;топливо со стороны;электроэнергия со стороны,заработная плата;отчисления во внебюджетные фонды;амортизация основных фондов;прочие денежные расходы.Упражнение. В приведенном выше перечне затрат присутствует такая статья, как «электроэнергия со стороны». Предположим, в состав предприятия входит своя электростанция, и предприятие всю электроэнергию получает от этой станции. Означает ли это, что в смету должна быть включена статья «электроэнергия собственного производства»?Упражнение. Если Вы в предыдущем упражнении дали отрицательный ответ, то как Вы считаете, как же тогда включить в себестоимость продукции затраты на производство электроэнергии?Упражнение. Можно ли сказать, что итогом сметы затрат является полная себестоимость всей реализованной предприятием продукции? Правильно, нельзя. Каким корректировкам надо подвергнуть "итого" сметы, чтобы получить в итоге "полную себестоимость реализованной продукции "?Предупреждаю, что задание из разряда непростых. В дальнейшем мы к нему вернемся, и Вы сможете проверить свой ответ. Если вдруг окажется, что он у Вас правилен на 100%, то Вы - достаточно квалифицированный экономист.Первые два упражнения являются хорошей проверкой того, насколько Вы внимательны. Если на первое из них Вы ответили утвердительно, то, скорее всего, читая данную лекцию. Вы не очень внимательны. В общем случае электроэнергия собственного производства не включается в смету, а затраты на ее производство участвуют в образовании себестоимости продукции через расходы на топливо для выработки электроэнергии, приобретение смазочных материалов, запасных частей для ремонта заводской электростанции, амортизацию ее оборудования, заработную плату работников и т. д. Точно так же в смету не включается расходование полуфабрикатов, узлов и деталей собственного производства и т. п.Конечно же, подобную статью в смету включить можно, но то, что получится, с большим трудом можно будет назвать сметой, так как при этом нарушается принцип группировки статей сметы по экономически однородным элементам. («Электроэнергия собственного производства» включает в себя и материальные затраты, и амортизацию, и заработную плату). В этом случае из общих затрат на топливо надо будет исключить затраты на топливо для производства электроэнергии, из всей заработной платы - заработную плату работников электростанции и т. п.Смета затрат может составляться по предприятию в целом, а также по отдельным структурным подразделениям, цехам, проектам и т.д.Грамотное составление сметы на достаточно крупных предприятиях, имеющих цеховую структуру, предполагает начало работы над сметой "внизу", в цехах, а затем уже "подъем" на уровень предприятия в целом. При этом исходным пунктом разработки сметы затрат цеха является его производственная программа.Кроме цеховых смет на крупных предприятиях разрабатывают смету общепроизводственных расходов, смету коммерческих расходов, а иногда - для крупных цехов - смету общецеховых расходов.Может показаться, что если составить сметы по всем отделам, цехам и т.п. и сложить их, то получим общую смету предприятия. В действительности это не обязательно так, ибо существует внутренний оборот.Например, рассмотрим сметы затрат двух цехов. Один из них производит комплектующие и поставляет на сборку в другой, который, в свою очередь, добавляет к ним покупные узлы и собирает готовую продукцию. Пусть их сметы затрат выглядят следующим образом (табл. 1).Как видим, сумма смет этих цехов равна 800, однако смета по двум цехам в целом будет после исключения повторного счета лишь 600.Таблица 1 Производство комплектующих Сборка Итого Материал 100 200+150* 450 250 Заработная плата 30 50 80 Отчисления во внебюджетные фонды 20 30 50 Амортизация 40 120 160 Прочие 10 50 60 Итого 200 600 800 600 *200 - это продукция смежного цеха, 150 - покупные изделия.Чем детальнее составлена смета, тем более эффективный инструмент планирования и контроля она собой представляет, поскольку позволяет отслеживать затраты по большему числу позиций. Однако это правило действует до определенного предела, так как при слишком большой дробности точность планирования каждой статьи резко снижается, превращаясь в мнимую точность.Если действительно задаться целью как можно более тщательно спланировать множество мелких статей, то это приведет к резкому росту затрат на разработку сметы. Поэтому здесь, как и везде в экономике, очень важен принцип эффективности: увеличение затрат должно сопровождаться повышением эффекта, в противном случае оно бессмысленно.Смета - это, в основном, плановый документ. Она имеет большое значение в планировании деятельности предприятия: в определении потребности в материалах, заработной плате, общей потребности в оборотных средствах. Смета играет важную роль при разработке финансового плана предприятия и т.д.Однако смета - это не только плановый документ. Цивилизованное управление предприятием предполагает и составление фактических, или отчетных смет. Сравнение плановой и фактической сметы - отличный материал для анализа состояния дел на предприятии, для выработки путей снижения затрат и повышения эффективности его работы.Как уже отмечалось, в плановой смете все затраты группируются по экономически однородным элементам. Естественно, что это же требование должно выполняться и для фактических смет. Это означает, что, например, из стоимости материалов, закупленных предприятием, должны быть исключены расходы предприятия по доставке, погрузке, разгрузке, сопровождению и т.п., которые должны быть сперва разложены по элементам: зарплата, отчисления, амортизация, топливо, материалы, а потом уже отнесены на соответствующие статьи.Зато это позволяет быть уверенным, что, например, заработная плата в целом равна именно той величине, которая указана в смете.Опыт показывает, что составление серьезной сметы - дело довольно дорогое, требующее значительных затрат времени, средств, привлечения квалифицированных экономистов. Разработка смет (особенно фактических) - дело добровольное, не регламентируемое никакими документами, но, повторим, для цивилизованного управления предприятием - необходимое.От сметы затрат коммерческого предприятия следует отличать смету доходов и расходов бюджетной организации.Смета доходов и расходов - важнейший финансовый документ любой бюджетной организации, на основании которого и осуществляется ее финансирование.В разработке этой сметы никакой самодеятельности не допускается. Название и содержание всех статей определяется Бюджетной классификацией РФ, утвержденной Федеральным Законом от 15.08.96 №115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации". Всего в этой классификации свыше 100 статей.После того как бюджетная организация составила свою смету, она передает ее в вышестоящую инстанцию на утверждение. Если эта смета утверждается, то по ней открывается финансирование. Средства выделяются по каждой статье отдельно и, как правило, должны использоваться на цели, предусмотренные данной статьей, правда, организация в настоящее время довольно свободно может перераспределять деньги между статьями уже утвержденной сметы. Хотя в перераспределении средств и сейчас существуют некоторые ограничения, раньше эти ограничения были очень жесткими, а, например, в 50-х годах за подобное перераспределение можно было угодить в тюрьму.Основным отчетным документом бюджетной организации является отчет об исполнении сметы, являющийся, по сути, балансом бюджетной организации.3. Калькуляция себестоимости.3.1. Общие идеи калькуляции себестоимости.Определение себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг называется калькуляцией себестоимости. Калькуляция может быть отчетной и плановой. Отчетная калькуляция используется для целей контроля, анализа и т.п. Плановая калькуляция используется для обоснования цен, оценки выгодности той или иной продукции и для других целей.Как уже отмечалось, затраты бывают прямые и косвенные. Прямые затраты сразу, без каких-либо дополнительных расчетов относят на себестоимость конкретного изделия. Так можно делать потому, что эти затраты относятся к одному единственному изделию и поэтому никаких проблем здесь не возникает. Если же взять затраты, которые относятся к производству нескольких изделий, то так поступать уже нельзя, и эти затраты приходится каким-то образом распределять между изделиями. Чем более «косвенными» являются затраты, то есть чем дальше они находятся от непосредственного производства, тем сложнее проблема их распределения. Не так уж сложно распределить между несколькими продуктами амортизацию используемого для их производства оборудования. Значительно сложнее обоснованно распределить между этими продуктами затраты отдела сбыта или, например, финансовой службы завода. Искусство калькулирования как раз и состоит в возможно более точном распределении косвенных затрат.Следует еще раз подчеркнуть, что деление затрат на прямые и косвенные связано именно со способом отнесения их на себестоимость конкретной продукции и никакого отношения не имеет к оценке их значимости, необходимости и т.д.Обычно основную часть косвенных затрат образуют накладные расходы - общецеховые, общепроизводственные, общехозяйственные. Однако, как уже указывалось, прямого соответствия здесь может и не быть. Например, зарплата начальника цеха относится к накладным расходам и обычно она действительно распределяется между различными видами продукции, т.е. относится к косвенным затратам. Но если цех выпускает только один вид продукции, то необходимость в распределении исчезает, и этот вид затрат прямо относится на себестоимость производимой продукции, как материал, заработная плата основных рабочих и т.д.Механизм калькулирования себестоимости в наиболее простом и общем виде состоит в добавлении к прямым затратам доли косвенных затрат в некоторой пропорции, одинаковой для всех видов производимой продукции. В качестве коэффициента распределения может использоваться соотношение между прямыми и косвенными затратами, сложившееся в предшествующем отчетном периоде.Процедура расчета здесь может выглядеть следующим образом. Предположим, что в рассматриваемом квартале общий объем затрат некоторою предприятия состав