Реферат по предмету "Разное"


1. Определение и классификация затрат

1. Определение и классификация затрат.1.1. Затраты и расходы предприятия. В повседневном русском языке слова «затраты» и «расходы» используются практически как синонимы. В профессиональном языке для каждого из них складываются своего рода "области устойчивого применения", закрепляемые в последние годы с тем или иным успехом официальными документами.В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организа­ции" (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в резуль­тате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возник­новения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).Смысл этого определения понятен лишь весьма приблизительно из-за того, что сформулировано оно, на наш взгляд, с большой погрешностью. Погреш­ность состоит в неопределенности понятия «уменьшение экономических вы­год», к которому ведет выбытие активов. По определению получается, что не любая трата денег, например, на приобретение ценных бумаг признается расходами, а лишь та, в результате которой «уменьшаются экономические выгоды». Т.е. если предприятие с выгодой для себя приобрело эти бумаги, то тогда расхо­дов не было, а если понесло убытки, то именно эти убытки и являются расхода­ми. Наверное, такая трактовка расходов возможна, но она противоречит всем общепризнанным представлениям, да и не того, по-видимому, хотели и авторы этого определения.Оказывается, что вполне точно определить такое простое понятие, как расхо­ды предприятия, достаточно сложно. В повседневной экономической практике часто ставят знак равенства между расходами предприятия и его платежами Хотя данная точка зрения уязвима для критики, на этой критике мы останавли­ваться не будем, поскольку совпадение или несовпадение расходов с платежами не носит принципиальною характера. Важно, что они весьма близки между со­бой. В этом смысле мы и будем ими пользоваться. Поэтому с некоторой по­грешностью будем понимать под расходами предприятия все его платежи, не зависимо от цели их осуществления. В таком контексте выплата дивидендов -это тоже расходы предприятия, что, вообще говоря, довольно хорошо согласу­ется с практическим пониманием расходов.^ Под затратами предприятия будем понимать стоимостную оценку произ­водственных ресурсов предприятия, израсходованных в процессе производства и реализации продукции.Такую трактовку затратам дает «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитывае­мых при налогообложении прибыли», утвержденное Постановлением Прави­тельства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, и мы не будем с ним спорить.^ Затраты предприятия на производство и реализацию единицы продукции называются себестоимостью продукции. Часто себестоимостью называют затраты на производство всей продукции, используя понятия затраты и себестоимость как полные синонимы. Ошибки здесь нет, хотя всё же правильнее говорить о себестоимости именно единицы продукции.Приведённые выше определения разделили все расходы предприятия на две принципиально различные части: расходы, связанные с производством и реализацией продукции и потому включаемые в себестоимость, и расходы, не связанные с производством и реализацией, и не включаемые в себестоимость. Единственным источником покрытия второй части расходов для нормально работающего предприятия является его прибыль.Таким образом, все расходы предприятия можно раздели [ь на расходы, на­правленные на производство продукции н тем самым на формирование прибыли и на расходы, представляющие собой использование произведенной прибыли.Упражнение. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с утверждениями, что у предприятия кроме себестоимости и прибыли существуют и другие источники финансирования расходов Например, кредиты банков, авансы, полученные от заказчиков, выручка от продажи излишнего оборудования и т.п.^ Как согласовать эти утверждения, с тем, что было сказано выше?С теоретико-экономической точки зрения затраты предприятия нли себестои­мость продукции - строго определенные категории. Но, к сожалению, только с теоретико-экономической. С точки зрения практической экономики, вопрос о том, что следует относить к себестоимости, а что нет, очень не прост.Понятно, что в себестоимость должен включаться достаточно широкий круг затрат. Это должны быть не только затраты, непосредственно связанные с про­изводством и реализацией продукции, но и целиком или частично затраты на:подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;совершенствование выпускаемой продукции;разработку и внедрение новой продукции:плату за пользование природными ресурсами;гарантийное обслуживание;компенсацию потерь от простоев, брака, хищений и т.п.управление предприятием.Поскольку при заданной цене от величины себестоимости продукции решаю­щим образом зависит величина прибыли, которая, так известно, облагается на­логом, то предприятия, не любящие платить. налоги. заинтересовано в том, что­бы включить и себестоимость как можно больше своих затрат (не затратить, a именно включить, даже если они и не очень, связаны с производимой продукци­ей), государство же, заинтересованное в сборе налогов, обязано регулировать и контролировать этот процесс, определяя, что можно включать в состав себе­стоимости, а что нельзя.Начиная с 1992 г., такая регламентация в РФ осуществлялась на основании уже упоминавшеюся «Положения о составе затрат по производству и реализа­ции продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость». Это положение подробно регламентирует, какие затраты могут включаться в себестоимость, а какие нет. Кроме того, для целей налогообложения некоторые виды затрат кор­ректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. Например, постановлением Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. №262 было установлено, что негосударственные предприятия и организации, включают в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, по нормам возмещения указан­ных расходов, установленных постановлением Правительства Российской Феде­рации. Дополнительные выплаты, связанные с командировкой работников этих , предприятий и организаций, могут производиться за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты установленных действующим законодательством налогов и прочих обязательных платежей в бюджет. Аналогичная регламен­тация предусматривалась для представительских расходов, расходов на рекламу и др.Принципиально иной порядок включения расходов предприятия в состав се­бестоимости продукции должен был быть введен Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" с 1 января 1997 г. (Указом Президента РФ от 3 апреля 1997 г. N 283 срок ввода в действие данного порядка перенесен на 1 января 1998г.)В соответствии с Указом, плательщики налога на прибыль должны были от­носить на себестоимость в полном объеме все расходы, связанные с извлечением дохода, а также в полном объеме все внереализационные расходы, за исключением 11 видов расходов, перечисленных в Указе.В частности, не подлежали отнесению на себестоимость расходы на приобретение основных фондов и финансовых активов, средства, переданные другим' юридическим лицам и гражданам на возвратной основе, расходы по уплате на­лога на прибыль, выплате дивидендов, возврату основной суммы займа и ряд" других.Принципиальное отличие данного порядка от предыдущего состояло в том, что предыдущий носил разрешительный характер, то есть в инструкциях подробно описывалось, что можно включать в состав себестоимости. При данном порядке - его можно было бы назвать ограничительным - сам Указ описывает, чего нельзя включать в себестоимость.Следует, однако, отметить, что данный Указ так и не вступил в действие. Предполагается, что после принятия Налогового кодекса именно он будет регламентировать отнесение расходов предприятия на себестоимость продукции. В проекте Налогового кодекса пока сохраняется старый, разрешительный порядок с некоторыми уточнениями, которые рассматривать сейчас не имеет смысла.Перейдем теперь к классификации затрат. 1.2. Классификация затрат.Классифицировать затраты можно по различным критериям, но наибольшее,"':) значение имеют классификации по:экономическому содержанию;роли в процессе производства;характеру отнесения на себестоимость конкретного продукта;характеру зависимости от объема выпускаемой продукции.1. Классификация по элементам затрат в соответствии с их экономическим содержанием. Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:материальные затраты;затраты на оплату труда;отчисления на социальные нужды;амортизация основных фондов;прочие затраты.В состав материальных затрат включается стоимость приобретенных сырья и материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и ус­луг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями, покупных топлива и энергии всех видов и т.п.Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов.К прочим затратам в составе себестоимости продукции (работ, услуг) отно­сятся налоги, сборы, платежи и т.д.2. По роли в процессе производства затраты подразделяются на основные и накладные;Основные - это затраты непосредственно обусловленные технологическим процессом производства продукции.Накладные - это затраты на обслуживание производственного процесса и создание условий для работы предприятия в целом.Логика этого подразделения состоит в выделении затрат, непосредственно создающих продукт, т.е. затрат, без которых данного продукта не может быть в принципе, и затрат в общем-то дополнительных, с производством продукта пря­мо не связанных, но, к сожалению, неизбежных.По месту своего возникновения накладные расходы, в свою очередь, подраз­деляются на:общецеховые;общепроизводственные;общехозяйственные. Общецеховые затраты - это затраты, связанные с функционированием цеха, как места, где осуществляется процесс по изготовлению продукции.К этим затратам можно отнести расходы на управление цехом, амортизацию, отопление, освещение, ремонт помещений цеха, износ малоценных и быстроиз­нашивающихся предметов и т.п.Общепроизводственные затраты - затраты, направленные на обеспечение производственной деятельности предприятия в целом.Сюда относится амортизация, а также содержание и текущий ремонт основ­ных средств общепроизводственного назначения, производство испытаний, опытов, исследований, содержание научно-исследовательских подразделений, под­готовка кадров и т.п.Общехозяйственные затраты - затраты обеспечивающие функционированиепредприятия как целого.Среди них можно выделить 3 основных группы затрат:a) расходы на управление предприятием (заработная плата аппарата управле­ния, командировки, содержание легкового автотранспорта, охрана пред­приятия и т.п.);b) непроизводственные расходы (потери от простоев, от порчи и гибели мате­риальных ценностей, хищений на заводских складах и т.п.);c) коммерческие или внепроизводственные расходы (расходы на тару, на упа­ковку, на транспортировку, комиссионные и т.п.). В зависимости от степени включения в себестоимость продукции накладных расходов различают:• цеховую себестоимость, если включены только общецеховые расходы;• производственную, если включены также и общепроизводственные;• полную, если в нее включены все затраты предприятия (в том числе и обще­хозяйственные).3. По характеру отнесения на продукцию затраты подразделяются на пря­мые и косвенные.Прямые затраты - это затраты, которые прямо могут быть отнесены на себестоимость производимого продукта, так как они связаны с производством имен­но данного конкретного продукта и ни с чем больше не связаны.Косвенные затраты - это затраты, которые невозможно прямо отнести на. производство конкретного продукта, так как они связаны с производством мно­гих продуктов. Поэтому для того, чтобы включить эти затраты в себестоимость их приходится распределять, используя косвенные методы.4. По характеру зависимости от объема выпускаемой продукции все затра­ты предприятия подразделяются на постоянные и переменные.^ Постоянные затраты - это затраты, в широких пределах не зависящие от объемов производства. К ним относится, например, арендная плата за занимае­мое помещение, амортизация оборудования, заработная плата руководства пред­приятия, расходы на охрану, отопление помещений и т.д. Эти затраты связаны с существованием самого предприятия, поэтому в той или иной мере предприятие несет их даже в том случае, когда ничего не производит. Поэтому они и называ­ются постоянными.^ Переменные затраты - это затраты, прямо связанные с объемом производи­мой продукции. К ним относятся затраты на материал, из которого изготовляется продукция, расход топлива и энергии на технологические цели, сдельная заработная плата основных рабочих и т.д. В случае, если в какой-то период произ­водство не ведется, в этот период переменные затраты равны нулю.Если обозначить через ^ З затраты предприятия, через ЗПС и ЗПЕ, соответст­венно, постоянные и переменные затраты, то, очевидно, исходя из концепции постоянных и переменных затрат, должно выполняться следующее равенство:З=ЗПС+ЗПЕ·Xгде Х — объем производимой продукции. Любопытно, что если теперь перей­ти от общего объема затрат к затратам на единицу продукции, то постоянные и переменные затраты как бы поменяются местами: постоянные затраты в целом станут переменными на единицу продукции и наоборот. Действительно, для то­го, чтобы определить затраты на единицу продукции, разделим З в предыдущей формуле на объем выпуска продукции, т.е. на X:^ З/Х - ЗПС/Х + ЗПЕ Ниже приводятся графики зависимости общего размера затрат (рис.1) и затрат на единицу продукции (рис.2) от объема производства:Понятно, что в действительности ни абсолютно постоянных, ни абсолютно переменных затрат практически не существует.Обратимся к постоянным затратам. Эти затраты, как уже отмечалось, должны оставаться постоянными, не зависимо от того, как изменяется объем производ­ства. Однако по мере роста предприятия появляется потребность в расширении площадей, в найме новых менеджеров и т.д., т.е. в увеличении постоянных за­трат. При сокращении производства эти же действия могут последовать в об­ратную сторону. Сказанное заставляет предположить, что постоянными они яв­ляются лишь на отдельных интервалах изменения объемов производства и скач­кообразно возрастают при переходе от интервала к интервалу. График постоян­ных затрат выглядит примерно так, как на рис.3.Поэтому правильнее, конечно, говорить об условно-постоянных затратах. Тем не менее в практических расчетах эти затраты без большой ошибки можно счи­тать постоянными в тех случаях, когда речь вдет не о целенаправленном изме­нении объемов производства предприятия, а о его колебаниях. Теоретически при сокращении производства постоянные затраты должны уменьшаться так же скачкообразно, как и расти при его увеличении. Однако на практике этого не происходит: при временных сокращениях производства предприятие не может распродавать свои основные средства и увольнять работников, поэтому оно очень осторожно расширяет свой потенциал и при внезапном росте спроса наего продукцию.Для того, чтобы переменные затраты действительно изменялись пропорцио­нально объему производства, необходимо, чтобы они оставались постоянными в расчете на единицу продукции. Однако и это условие выполняется далеко не всегда: при расширении производства переменные затраты могут сокращаться, например, за счет специализации производства, роста мастерства работников и т.д., но могут и расти, если, например, приходится привлекать более дорогие ма­териалы, платить сверхурочные и т.д. Соответственно, переменные затраты на­зываются прогрессивными, если они растут быстрее объема производства, и рег­рессивными, если наоборот.Поэтому при разделении затрат на переменные и постоянные первый шаг – определение соответствующего диапазона изменения объемов производства. Лишь в пределах этого диапазона затраты можно считать переменными или по­стоянными и лишь в пределах этого диапазона выполнять соответствующие рас­четы.Поскольку деление затрат на переменные и постоянные играет большую роль в экономике предприятия, остановимся вкратце на способах решения этой зада­чи. Эти способы, в общем-то, очевидны.Первый из них - его можно назвать аналитическим - состоит в возможно большей дифференциации затрат и тщательном делении их на постоянные и пе­ременные. Высокая степень дифференциации нужна здесь, чтобы точнее разде­лить затраты. Возьмем, например, зарплату. Для того, чтобы правильно разложить ее на постоянную и переменную части, надо как можно точнее выделить в ней относительно неоднородные составляющие: сдельную и повременную зара­ботную плату рабочих, заработную плату аппарата управления, различного рода премии, доплаты, компенсации и т. п., а потом оценить, является каждая часть, скорее, постоянными затратами или, скорее, переменными.Второй способ - его можно назвать статистическим - представляет собой по­пытку на основании колебаний объема производства предприятия статистиче­ским путем установить величину его постоянных и переменных затрат.Проиллюстрируем суть этих расчетов на следующем простейшем примере. Пусть некоторое предприятие в январе произвело продукции на 5 млн. руб., при этом затраты составили 4,2 млн. руб. В марте это предприятие выпустило про­дукции на 5,9 млн. руб., а затраты оказались равны 4,5 млн. руб. Из приведенных цифр следует, что рост производства на 0,9 млн. руб. сопровождался увеличени­ем затрат на 0,3 млн. руб., следовательно, переменные затраты составляют 0,33 руб. на каждый рубль продукции. Отсюда уже легко определить, что при объеме производства 5 млн. руб. в месяц переменные затраты в целом были равны 1,65 млн. руб., а следовательно, постоянные 2,55 млн. руб. в среднемесячном исчислении.Безусловно, представленный выше расчёт – всего лишь схема, позволяющая понять суть. Практически значимый расчёт будет существенно сложнее. Следует также отметить, что 2 приведённых метода не конкурируют, а дополняют друг друга, позволяя в совокупности получить более точный результат.Упражнение. Всю электроэнергию, потребляемую к промышленности, как и другие виды затрат можно разделить на переменную (электроэнергия. используемая двига­телями, а также непосредственно участвующая в технологических процессах) и по­стоянную (например, на освещение служебных помещении) части. Каком их соотно­шение в промышленности России? По данным Госкомстата, в период с 1990 по 1997 года объем примышленного производства сократился на 52%, а потребление электро­энергии в промышленности — на 35%. Если предположить, что данные Госкомстата точны, то каков Ваш ответ на поставленный выше вопрос?Мы рассмотрели различные классификации затрат. Если теперь попросить у прочитавшего предыдущие страницы привести примеры различных видов за­трат, мы получим любопытную картину: ^ Вид затрат Примеры основные: материал и заработная плата, прямые: материал н зарабоч пая плага, переменные: материал п заработная плата: накладные: расходы на управление предприятием; косвенные: расходы на управление предприятием; постоянные: расходы на управление предприятием . Верны ли эти примеры? В общем, да. И на этом основании многие студенты приходят к выводу, что в действительности речь постоянно идет об одних и тех же затратах, по только каждый раз они по-новому называются А вот этот-то вы­вод и неверен. Приведенные выше примеры - всего лишь примеры, и верны они лишь "в общем и целом", и никаких обобщении па их основе делать нельзя.В действительности мы имеем классификации по разным критериям. Затра­ты попадают в ту или иную группу в соответствии именно с этими критерия­ми. Поэтому, хотя сделанный выше вывод не лишен оснований, выделенные группы затрат совершенно не обязательно совпадаютНапример, амортизация основного оборудовать, несомненно, должна быть отнесена к основным затратам. Но если на этом оборудовании производятся раз­личные виды продукции, то в себестоимость ни одного из них она прямо включена быть не может, поэтому должна быть отнесена к косвенным затратам.Едва ли у кого-нибудь вызывает сомнение, что расходы на заработную плату, удобрения, семена, амортизацию, горюче-смазочные материалы при возделыва­нии льна-долгунца являются основными затратами. Но поскольку при возделы­вании этой культуры получается два равноценных продукта (льняное семя и льняное волокно), то прямо отнести эти затраты на себестоимость продукции нельзя, поэтому, строго говоря, все они являются косвенными. Аналогичная си­туация возникает при отнесении стоимости нефти на себестоимость получаемых из нее продуктов и во многих других случаях.До сих пор мы приводили примеры, когда основные затраты не являются прямыми. Легко привести и обратные примеры. На предприятиях, производящих только один вид продукции, все затраты будут прямыми (в том числе и наклад­ные), так как они все могут быть отнесены на один продукт, т.е. не нуждаются в каком-то косвенном распределении. Примером таких предприятий являются электростанции, многие сахарные заводы и т.п. Еще больше цехов, производя­щих только один вид продукции. В них прямыми являются общецеховые затра­ты.Нет однозначного соответствия и между прямыми и переменными затратами;переменные затраты почти всегда бывают прямыми и косвенными. В то же вре­мя постоянные затраты вполне могут быть прямыми. Например, амортизация оборудования, используемого для производства только одного продукта.Поэтому, еще раз повторю, приведенное выше .распределение затрат - это распределение по разным критериальным признакам, причем каждое из них, как мы увидим далее, играет важную, но свою специфическую роль в экономике предприятия.2. Смета затрат.Смета затрат - один из основных документов, непосредственно связанный с, планированием затрат и управлением ими на предприятии. Прежде все советские предприятия разрабатывали смету затрат в обязательном порядке, так как она входила в состав так называемого техпромфинплана, без разработки и ут­верждения которого не могло работать ни одно предприятие. Сейчас разработка этого документа не является обязательной, и многие, особенно молодые, пред­приятия смету затрат не составляют.На многих крупных, бывших государственных предприятиях, составление смет затрат является, скорее, данью традиции, чем сознательным использовани­ем возможностей этого механизма экономии затрат.В то же время опыт западных предприятий учит, что в условиях жесткой ры­ночной конкуренции невозможно добиться успеха без тщательного контроля собственных затрат, основой которого как раз и должна служить смета.По-видимому, все слышали, какое значение в управлении финансами пред­приятия в странах с развитой рыночной экономикой играет так называемое бюджетирование - составление самых разнообразных бюджетов: бюджета затрат на оплату труда, бюджета общепроизводственных расходов, бюджета коммерче­ских расходов, бюджета продаж и т. д. Между тем, бюджет - это та же смета, составленная с учетом спе1(ифики соответствующей сферы деятельности.Что же такое смета затрат предприятия в привычном для многих «российском понимании»? Смета - это полный свод затрат предприятия за некоторый период времени на весь объем производства и реализации его продукции.В смету включаются все виды затрат, связанных с производством и реализа­цией продукции предприятия, не зависимо от того, в каком именно подразделе­нии предприятия и на какие конкретные цели они будут израсходованы.Внутри сметы все затраты группируются по экономически однородным эле­ментам.Эта группировка должна в наибольшей степени соответствовать структуре за­трат каждого конкретного предприятия, поэтому структура сметы может сильноразличаться не только для предприятий разных отраслей, но и внутри одной от­расли.В наиболее общем варианте основные статьи сметы могут быть следующими:сырье и основные материалы (за вычетом отходов) в т.ч. покупные изделия, полуфабрикаты и услуги со стороны;вспомогательные материалы;топливо со стороны;электроэнергия со стороны,заработная плата;отчисления во внебюджетные фонды;амортизация основных фондов;прочие денежные расходы.Упражнение. В приведенном выше перечне затрат присутствует такая статья, как «электроэнергия со стороны». Предположим, в состав предприятия входит своя электростанция, и предприятие всю электроэнергию получает от этой станции. Оз­начает ли это, что в смету должна быть включена статья «электроэнергия собст­венного производства»?Упражнение. Если Вы в предыдущем упражнении дали отрицательный ответ, то как Вы считаете, как же тогда включить в себестоимость продукции затраты на производство электроэнергии?Упражнение. Можно ли сказать, что итогом сметы затрат является полная себе­стоимость всей реализованной предприятием продукции? Правильно, нельзя. Каким корректировкам надо подвергнуть "итого" сметы, чтобы получить в итоге "полную себестоимость реализованной продукции "?Предупреждаю, что задание из разряда непростых. В дальнейшем мы к нему вер­немся, и Вы сможете проверить свой ответ. Если вдруг окажется, что он у Вас пра­вилен на 100%, то Вы - достаточно квалифицированный экономист.Первые два упражнения являются хорошей проверкой того, насколько Вы внимательны. Если на первое из них Вы ответили утвердительно, то, скорее все­го, читая данную лекцию. Вы не очень внимательны. В общем случае электро­энергия собственного производства не включается в смету, а затраты на ее про­изводство участвуют в образовании себестоимости продукции через расходы на топливо для выработки электроэнергии, приобретение смазочных материалов, запасных частей для ремонта заводской электростанции, амортизацию ее обору­дования, заработную плату работников и т. д. Точно так же в смету не включается расходование полуфабрикатов, узлов и деталей собственного производства и т. п.Конечно же, подобную статью в смету включить можно, но то, что получится, с большим трудом можно будет назвать сметой, так как при этом нарушается принцип группировки статей сметы по экономически однородным элементам. («Электроэнергия собственного производства» включает в себя и материальные затраты, и амортизацию, и заработную плату). В этом случае из общих затрат на топливо надо будет исключить затраты на топливо для производства электро­энергии, из всей заработной платы - заработную плату работников электростан­ции и т. п.Смета затрат может составляться по предприятию в целом, а также по от­дельным структурным подразделениям, цехам, проектам и т.д.Грамотное составление сметы на достаточно крупных предприятиях, имею­щих цеховую структуру, предполагает начало работы над сметой "внизу", в це­хах, а затем уже "подъем" на уровень предприятия в целом. При этом исходным пунктом разработки сметы затрат цеха является его производственная програм­ма.Кроме цеховых смет на крупных предприятиях разрабатывают смету обще­производственных расходов, смету коммерческих расходов, а иногда - для крупных цехов - смету общецеховых расходов.Может показаться, что если составить сметы по всем отделам, цехам и т.п. и сложить их, то получим общую смету предприятия. В действительности это не обязательно так, ибо существует внутренний оборот.Например, рассмотрим сметы затрат двух цехов. Один из них производит комплектующие и поставляет на сборку в другой, который, в свою очередь, до­бавляет к ним покупные узлы и собирает готовую продукцию. Пусть их сметы затрат выглядят следующим образом (табл. 1).Как видим, сумма смет этих цехов равна 800, однако смета по двум цехам в целом будет после исключения повторного счета лишь 600.Таблица 1 Производство комплектующих Сборка Итого Материал 100 200+150* 450 250 Заработная плата 30 50 80 Отчисления во внебюджетные фонды 20 30 50 Амортизация 40 120 160 Прочие 10 50 60 Итого 200 600 800 600 *200 - это продукция смежного цеха, 150 - покупные изделия.Чем детальнее составлена смета, тем более эффективный инструмент плани­рования и контроля она собой представляет, поскольку позволяет отслеживать затраты по большему числу позиций. Однако это правило действует до опреде­ленного предела, так как при слишком большой дробности точность планирова­ния каждой статьи резко снижается, превращаясь в мнимую точность.Если действительно задаться целью как можно более тщательно спланировать множество мелких статей, то это приведет к резкому росту затрат на разработку сметы. Поэтому здесь, как и везде в экономике, очень важен принцип эффектив­ности: увеличение затрат должно сопровождаться повышением эффекта, в про­тивном случае оно бессмысленно.Смета - это, в основном, плановый документ. Она имеет большое значение в планировании деятельности предприятия: в определении потребности в мате­риалах, заработной плате, общей потребности в оборотных средствах. Смета иг­рает важную роль при разработке финансового плана предприятия и т.д.Однако смета - это не только плановый документ. Цивилизованное управле­ние предприятием предполагает и составление фактических, или отчетных смет. Сравнение плановой и фактической сметы - отличный материал для анализа со­стояния дел на предприятии, для выработки путей снижения затрат и повыше­ния эффективности его работы.Как уже отмечалось, в плановой смете все затраты группируются по экономи­чески однородным элементам. Естественно, что это же требование должно вы­полняться и для фактических смет. Это означает, что, например, из стоимости материалов, закупленных предприятием, должны быть исключены расходы предприятия по доставке, погрузке, разгрузке, сопровождению и т.п., которые должны быть сперва разложены по элементам: зарплата, отчисления, амортиза­ция, топливо, материалы, а потом уже отнесены на соответствующие статьи.Зато это позволяет быть уверенным, что, например, заработная плата в целом равна именно той величине, которая указана в смете.Опыт показывает, что составление серьезной сметы - дело довольно дорогое, требующее значительных затрат времени, средств, привлечения квалифициро­ванных экономистов. Разработка смет (особенно фактических) - дело добро­вольное, не регламентируемое никакими документами, но, повторим, для циви­лизованного управления предприятием - необходимое.От сметы затрат коммерческого предприятия следует отличать смету доходов и расходов бюджетной организации.Смета доходов и расходов - важнейший финансовый документ любой бюд­жетной организации, на основании которого и осуществляется ее финансирова­ние.В разработке этой сметы никакой самодеятельности не допускается. Название и содержание всех статей определяется Бюджетной классификацией РФ, утвер­жденной Федеральным Законом от 15.08.96 №115-ФЗ "О бюджетной классифи­кации Российской Федерации". Всего в этой классификации свыше 100 статей.После того как бюджетная организация составила свою смету, она передает ее в вышестоящую инстанцию на утверждение. Если эта смета утверждается, то по ней открывается финансирование. Средства выделяются по каждой статье от­дельно и, как правило, должны использоваться на цели, предусмотренные дан­ной статьей, правда, организация в настоящее время довольно свободно может перераспределять деньги между статьями уже утвержденной сметы. Хотя в перераспределении средств и сейчас существуют некоторые ограничения, рань­ше эти ограничения были очень жесткими, а, например, в 50-х годах за подоб­ное перераспределение можно было угодить в тюрьму.Основным отчетным документом бюджетной организации является отчет об исполнении сметы, являющийся, по сути, балансом бюджетной организации.3. Калькуляция себестоимости.3.1. Общие идеи калькуляции себестоимости.Определение себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг назы­вается калькуляцией себестоимости. Калькуляция может быть отчетной и плановой. Отчетная калькуляция используется для целей контроля, анализа и т.п. Плановая калькуляция используется для обоснования цен, оценки выгодно­сти той или иной продукции и для других целей.Как уже отмечалось, затраты бывают прямые и косвенные. Прямые затраты сразу, без каких-либо дополнительных расчетов относят на себестоимость кон­кретного изделия. Так можно делать потому, что эти затраты относятся к одному единственному изделию и поэтому никаких проблем здесь не возникает. Если же взять затраты, которые относятся к производству нескольких изделий, то так по­ступать уже нельзя, и эти затраты приходится каким-то образом распределять между изделиями. Чем более «косвенными» являются затраты, то есть чем дальше они находятся от непосредственного производства, тем сложнее пробле­ма их распределения. Не так уж сложно распределить между несколькими про­дуктами амортизацию используемого для их производства оборудования. Значи­тельно сложнее обоснованно распределить между этими продуктами затраты от­дела сбыта или, например, финансовой службы завода. Искусство калькулирова­ния как раз и состоит в возможно более точном распределении косвенных за­трат.Следует еще раз подчеркнуть, что деление затрат на прямые и косвенные свя­зано именно со способом отнесения их на себестоимость конкретной продукции и никакого отношения не имеет к оценке их значимости, необходимости и т.д.Обычно основную часть косвенных затрат образуют накладные расходы - об­щецеховые, общепроизводственные, общехозяйственные. Однако, как уже ука­зывалось, прямого соответствия здесь может и не быть. Например, зарплата на­чальника цеха относится к накладным расходам и обычно она действительно распределяется между различными видами продукции, т.е. относится к косвен­ным затратам. Но если цех выпускает только один вид продукции, то необходи­мость в распределении исчезает, и этот вид затрат прямо относится на себестои­мость производимой продукции, как материал, заработная плата основных рабо­чих и т.д.Механизм калькулирования себестоимости в наиболее простом и общем виде состоит в добавлении к прямым затратам доли косвенных затрат в некоторой пропорции, одинаковой для всех видов производимой продукции. В качестве ко­эффициента распределения может использоваться соотношение между прямыми и косвенными затратами, сложившееся в предшествующем отчетном периоде.Процедура расчета здесь может выглядеть следующим образом. Предположим, что в рассматриваемом квартале общий объем затрат некото­рою предприятия состав


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инфекция. Стадии, формы, микробы, токсины. Воспаление, медиаторы воспаления. Эндотоксикоз, эндотоксический шок. Сепсис, септический шок
Реферат Организация кассовой работы в банке
Реферат Влияние физкультурных занятий по лыжной подготовке на физическое воспитание детей среднего дошко
Реферат А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области Рассмотрена Утверждена На заседании кафедры Приказ по гимназии протокол № от 200 г от 200 г. Программа
Реферат Constantine The Great Mini Biography Essay Research
Реферат JFK Essay Research Paper It
Реферат Песочная терапия как вид нетрадиционной лечебной методики
Реферат Колористическая станция: значительный шаг в будущее печати
Реферат Контрактная система найма и стимулирование труда работников
Реферат Розробка програмного продукту "Тестер"
Реферат Разработка основных рекомендаций по развитию сферы рекреационных услуг в Нижнекамском муниципальном районе
Реферат Методы активации химических процессов
Реферат Налоговое планирование на предприятии 3
Реферат Ян Гус
Реферат Методология наук