1. Список специализаций специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» Техническое обслуживание и ремонт судовых энергетических установок Эксплуатация судовых ядерных энергетических установок Эксплуатация плавучих атомных тепловых электростанций Эксплуатация атомных энергетических установок кораблей Перезарядка ядерных реакторов атомных энергетических установок кораблей Эксплуатация паросиловых и газотурбинных энергетических установок кораблей Эксплуатация корабельных дизельных и дизель-электрических энергетических установок Энергетические установки судов освоения шельфа и буровых платформТребования к результатам освоения основной образовательной программы Область профессиональной деятельности специалистов включает: техническую эксплуатацию судового главного и вспомогательного энергетического оборудования морского, речного, рыбопромыслового, технического и специализированного флотов, энергетических установок кораблей и вспомогательных судов военно-морского флота; техническую эксплуатацию энергетических установок буровых платформ, плавучих дизельных и атомных электростанций, автономных энергетических установок; работу на судоремонтных предприятиях; научно-исследовательскую и проектную деятельность в области судовых энергетических установок и их элементов (главных и вспомогательных). Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: судно; судовое энергетическое оборудование; энергетические установки кораблей военно-морского флота; энергетические установки буровых платформ, плавучих дизельных и атомных электростанций; газо-турбокомпрессорные установки; судоремонтные и судостроительные предприятия. Специалист по направлению подготовки ^ 180405 Эксплуатация судовых энергетических установок в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: эксплуатационно-технологическую и сервисную; организационно-управленческую; проектную; производственно-технологическую; научно-исследовательскую; научно-педагогическую. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. Специалист по направлению подготовки ^ 180405 «Эксплуатация судовых энергетических установок» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:эксплуатационно-технологическая и сервисная деятельность: техническая эксплуатация судов и судового энергетического оборудования; техническое наблюдение за судном, проведение испытаний и определение работоспособности судового оборудования; организация безопасного ведения работ по монтажу и наладке судовых технических средств; выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов; организация экспертиз и аудита при проведении сертификации производимых деталей, узлов, агрегатов и систем для судового оборудования, услуг и работ по техническому обслуживанию и ремонту судов;организационно-управленческая деятельность: организация службы на судах в соответствии с национальными и конвенционными требованиями; организация работы коллектива исполнителей с разнородным национальным, религиозным и социально-культурным составом, осуществление выбора, обоснования, принятия и реализация управленческих решений; организация работы коллектива в сложных и критических условиях осуществление выбора, обоснования, принятия и реализация управленческих решений в рамках приемлемого риска; совершенствование организационно-управленческой структуры предприятия по эксплуатации, хранению, техническому обслуживанию, ремонту и сервису судов и судового оборудования; организация и совершенствование системы учета и документооборота; выбор и, при необходимости, разработка рациональных нормативов эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения судового оборудования и транспортных средств; нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроками исполнения) при долгосрочном и краткосрочном планировании эксплуатации судового оборудования, выбор рационального (оптимального) решения; осуществление технического контроля и управление качеством изделий, продукции и услуг; осуществление обучения и аттестация обслуживающего персонала и специалистов;проектная деятельность: формирование цели проекта (программы), решения задач, критериев и показателей степени достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом системы национальных и международных требований, нравственных аспектов деятельности; разработка проектов объектов профессиональной деятельности с учетом физико-технических, механико-технологических, эргономических, эстетических, экологических и экономических требований; использование информационных технологий при проектировании, разработке и эксплуатации новых видов судового оборудования, а также транспортных предприятий; участие в разработке проектной и технологической документации для ремонта, модернизации и модификации судового оборудования; участие в разработке проектов технических условий и требований, стандартов и технических описаний, нормативной документации для новых объектов профессиональной деятельности;производственно-технологическая деятельность: определение производственной программы по эксплуатации судового оборудования; организация и эффективное осуществление контроля качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов; обеспечение экологической безопасности эксплуатации судового оборудования, безопасных условий труда персонала; внедрение эффективных инженерных решений в практику; монтаж и наладка судовой техники и оборудования, инспекторский надзор; организация и осуществление надзора за эксплуатацией судовых технических средств; организация экспертиз и аудита при проведении сертификации производимых деталей, узлов, агрегатов и систем для судового оборудования; подготовка и разработка сертификационных и лицензионных документов; осуществление метрологической поверки основных средств измерений; разработка технической и технологической документации;научно-исследовательская: участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в области судоходства и других смежных областях;анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности с использованием необходимых методов и средств исследований;создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности;разработка планов, программ и методик проведения исследований объектов профессиональной деятельности; информационный поиск и анализ информации по объектам исследований; техническое, организационное обеспечение и реализация исследований; анализ результатов исследований и разработка предложений по их внедрению;научно-педагогическая: обучение и воспитание подрастающего поколения, обучающихся и подчинённых членов экипажа судна по дисциплинам общепрофессиональных и профессиональных циклов в системах среднего и высшего профессионального образования и при организации и проведении технической учёбы на судне. Конкретные виды деятельности определяются содержанием ООП разрабатываемой вузом. Выпускники по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО должны обладать следующими компетенциями:а. общекультурными компетенциями (ОК): способностью к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, самообразованию и постоянному совершенствованию в профессиональной, интеллектуальной, культурной и нравственной деятельности (ОК – 1); пониманием сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлением к ней устойчивого интереса, высокой мотивацией к работе (ОК – 2); владением математической и естественнонаучной культурой как частью профессиональной и общечеловеческой культуры (ОК – 3); умением быть гибким, готовым адаптироваться к изменяющимся ситуациям, способностью оперативно принимать решения, в том числе в экстремальных ситуациях (ОК – 4); готовностью полагаться на субъективные оценки, идти на умеренный риск (ОК – 5); нацеленностью на урегулирование конфликтов, обеспечение социальной сплоченности и ответственности в коллективе, обладанием навыками профессиональной и корпоративной этики, хранения конфиденциальной информации (ОК – 6); знанием и пониманием нормы здорового образа жизни, использованием средств физической культуры для оптимизации труда и повышения работоспособности (ОК – 7); способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом моральных и правовых норм (ОК – 8);способностью к эстетическому развитию и самосовершенствованию (ОК – 9); способностью ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда, Владением методами экономической оценки научных исследований, интеллектуального труда (ОК – 10); готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, культурные и национальные различия (ОК – 11); способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умением использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК – 12); способностью собирать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК – 13); владением культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной форме правильно (логически) оформить его результаты (ОК – 14); пониманием роли охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации (ОК – 15); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК – 16); владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умением использовать ресурсы Интернет ОК – 17); владением навыками письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языке (ОК – 18); умением работать с информацией из различных источников (ОК – 19).б. профессиональными компетенциями (ПК):общепрофессиональными: способностью генерировать новые идеи, выявлять проблемы, связанные с реализацией профессиональных функций, формулировать задачи и намечать пути исследования (ПК – 1); способностью и готовностью к самостоятельному обучению в новых условиях производственной деятельности с умением установления приоритетов для достижения цели в разумное время (ПК-2); способностью использовать организационно-управленческие навыки в работе с малыми коллективами, находить и принимать управленческие решения на основе всестороннего анализа имеющейся информации, готовностью возглавить коллектив (ПК – 3); способностью и готовностью быстро идентифицировать и оценить риски, принять правильное решение (ПК – 4); способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ПК-5); способностью и готовностью исполнять установленные функции в аварийных ситуациях, по охране труда, медицинскому уходу и выживанию (ПК-6);в эксплуатационно-технологической и сервисной деятельности: способностью и готовностью осуществлять безопасное техническое использование, техническое обслуживание и ремонт судов и их механического и электрического оборудования в соответствии с международными и национальными требованиями (ПК-7); способностью и готовностью выполнять диагностирование судового механического и электрического оборудования (ПК-8); способностью и готовностью осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов (ПК-9); способностью и готовностью осуществлять разработку эксплуатационной документации (ПК-10); способностью осуществлять техническое наблюдение за безопасной эксплуатацией судового оборудования, проведение экспертиз, сертификации судового оборудования и услуг (ПК-11); способностью и готовностью устанавливать причины отказов судового оборудования, определять и осуществлять мероприятия по их предотвращению (ПК-12);в организационно-управленческой деятельности: способностью исполнять должностные обязанности командного состава судов в соответствии с нормативными документами (ПК-13); обладанием знаниями правил несения судовых вахт, поддержания судна в мореходном состоянии, способностью осуществлять контроль за выполнением установленных требований норм и правил (ПК-14); способностью применять базовые знания фундаментальных и профессиональных дисциплин, осуществлять управление качеством изделий, продукции и услуг, проводить технико-экономический анализ в области профессиональной деятельности, обосновывать принимаемые решения по технической эксплуатации судового оборудования, умеет решать на их основе практические задачи профессиональной деятельности (ПК-15); способностью и готовностью выбрать и, при необходимости, разработать рациональные нормативы эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения судов и их оборудования (ПК-16); способностью и готовностью находить компромисс между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроками исполнения) при долгосрочном и краткосрочном планировании эксплуатации судового оборудования, выбрать рациональное (оптимальное) решение (ПК-17); способностью и готовностью осуществлять организацию работы коллектива в сложных и критических условиях, осуществлять выбор, обоснование, принятия и реализации управленческих решений в рамках приемлемого риска (ПК-18); способностью и готовностью организовать и совершенствовать системы учета и документооборота (ПК-19); способностью и готовностью оценить производственные и непроизводственные затраты на обеспечение качества продукции и услуг (ПК-20); способностью осуществлять обучение и аттестацию обслуживающего персонала и специалистов (ПК-21);в проектной деятельности: способностью и готовностью сформировать цели проекта (программы), разработать обобщенные варианты ее решения, выполнить анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений (ПК-22); способностью и готовностью разработать проекты объектов профессиональной деятельности с учетом физико-технических, механико-технологических, эстетических, экологических, эргономических и экономических требований в том числе с использованием информационных технологий (ПК-23); способностью и готовностью принять участие в разработке проектной, нормативной, эксплуатационной и технологической документации для объектов профессиональной деятельности (ПК-24);в производственно-технологической деятельности: способностью определять производственную программу по техническому обслуживанию, ремонту и другим услугам при эксплуатации или изготовлении судов и судового оборудования в соответствии с существующими требованиями (ПК-25); способностью и готовностью осуществлять монтаж, наладку, техническое наблюдение судовой техники, эффективно использовать материалы, оборудование, соответствующие алгоритмы и программы расчетов параметров технологических процессов (ПК-26); способностью и готовностью организовать и эффективно осуществлять контроль качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов, производственный контроль технологических процессов, качества продукции, услуг и конструкторско-технологической документации (ПК-27); способностью и готовностью обеспечить экологическую безопасность эксплуатации, хранения, обслуживания, ремонта и сервиса судов и судового оборудования, безопасные условия труда персонала в соответствии с системой национальных и международных требований (ПК-28); способностью и готовностью осуществлять метрологическую поверку основных средств измерений, проводить стандартные испытания материалов, изделий и услуг (ПК-29); в научно-исследовательской деятельности: способностью участвовать в фундаментальных и прикладных исследованиях в области судов и судового оборудования (ПК-30); способностью создавать теоретические модели, позволяющие прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности (ПК-31); способностью разрабатывать планы, программы и методики проведения исследований объектов профессиональной деятельности (ПК-32); способностью выполнять информационный поиск и анализ информации по объектам исследований (ПК-33); способностью осуществлять и анализировать результаты исследований, разрабатывать предложения по их внедрению (ПК-34);в научно-педагогической деятельности: способностью передавать знания по дисциплинам профессиональных циклов в системах среднего и высшего профессионального образования (ПК – 35); умением организовать работу по повышению научно-технических знаний работников (техническую учёбу на судне), проведению учебных судовых тревог, внедрению использования передового опыта (ПК – 36). Выпускники со специализацией «Эксплуатация судовых ядерных энергетических установок» в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО должны обладать следующими профессионально-специализированными компетенциями (ПСК): - способен и готов занимать должности и исполнять должностные обязанности командного состава судов с ЯЭУ в соответствии с процедурами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.09.1997 г. № 109 «Об утверждении и введении в действие нормативных документов, регламентирующих подготовку, проверку знаний и дипломирование командного состава судов с ядерными энергетическими установками» и Постановления Правительства РФ от 04.08.1999 г. № 900 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов" (ПСК-1); - способен и готов осуществлять безопасное техническое использование, техническое обслуживание и ремонт оборудования реакторной установки в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, а также Федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. НП-022-2000. «Общие положения обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов» (утв. постановлением Госатомнадзора РФ от 27.09.2000 г. № 5) (ПСК-2); - способен и готов проводить испытания и определение работоспособности установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого оборудования реакторной установки в соответствии с Правилами ядерной безопасности ядерных энергетических установок судов (ПБЯ-С) НП-029-01 (ПСК-3); - способен и готов выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования реакторной установки в соответствии с Правилами технической эксплуатации судовых ядерных паропроизводящих установок РД31.21.61-81 (ПСК-4); - способен и готов организовать безопасное ведение работ по монтажу и наладке оборудования реакторной установки в соответствии с Правилами классификации и постройки атомных судов Российского Морского регистра судоходства (ПСК-5); - способен и готов осуществлять техническое наблюдение за радиационной безопасностью на судне в соответствии Нормами радиационной безопасности (НРБ-99) (ПСК-6); - способен осуществлять организацию и проведение расследований аварийных случаев с реакторной установкой с учетом Федерального закона от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и Правил ядерной безопасности ядерных энергетических установок судов (ПБЯ-С) НП-029-01 (ПСК-7);^ 3. Примерный учебный план Примерные учебные планы содержат перечень учебных циклов и дисциплин базовой и вариативной частей, определяющих профиль подготовки в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 180405 «Эксплуатация судовых энергетических установок» в Приложениях 1-2.^ 4. Примерные программы дисциплин На первом этапе разработки ПООП примерные программы дисциплин разработаны в виде аннотаций. Краткие аннотации примерных программ учебных дисциплин для базовой части каждого цикла, а также для дисциплин вариативной части каждого цикла, определяющих профили подготовки, приведены в Приложении 3.Приложение 1^ ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАНподготовки по специальности 180405 «Эксплуатация судовых энергетических установок»Квалификация - специалист Нормативный срок обучения – 5 лет № п/п Наименование дисциплин(в том числе практик) Трудоемкость Примерное распределение по семестрам(количество семестров указывается в соответствии с нормативным сроком обучения, установленным ФГОС) Зачетные единицы Часы 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр 5-й семестр 6-й семестр 7-й семестр 8-й семестр 9-й семестр 10-й семестр Форма промежуточной аттестации Примечание Количество недель(указывается количество недель по семестрам) 17 22 17 14 14 11 12 13 16 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 С.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 40 1440 ^ Базовая часть 28 1008 1.1. История 3 108 + Э 1.2. Философия 3 108 + Э 1.3. Иностранный язык 18 648 + + + + З, Э 1.4. Экономика 2 72 + З 1.5. Правоведение 2 72 + З ^ Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 12 432 1.6 Деловой английский язык 6 216 + + З, Э по выбору: 1.7 Культурология 3 108 + З 1.8 Психология и педагогика 3 108 + З 1.9 Политология 3 108 + З 1.10 Психологические основы управления экипажем 2 72 + З С.2 Математический и естественнонаучный цикл 38 1368 ^ Базовая часть 34 1368 2.1 математика 17 612 + + + + Э 2.2 физика 8 288 + + Э 2.3 химия 3 108 + Э 2.4 информатика 4 144 + Э 2.5 экология 2 72 + З Вариативная часть 2.6 Атомная физика 4 144 + Э С.3 Профессиональный цикл 126 4536 ^ Базовая часть 88 3168 3.1 Безопасность жизнедеятельности 4 144 + Э 3.2 Начертательная геометрия и инженерная графика 6 216 + + Э,З 3.3 Механика 20 900 3.3.1 Теоретическая механика 9 324 + + Э 3.2.2 Сопротивление материалов 5 180 + + Э 3.3.3 Теория механизмов и машин 2 72 + З 3.3.4 Детали машин и основы конструирования 3 108 + Э 3.3.5 Гидромеханика 3 108 + З 3.4 Техническая термодинамика и теплопередача 5 180 + З, Э 3.5 Материаловедение и технология конструкционных материалов 6 216 + + З, Э 3.6 Метрология, стандартизация и сертификация 4 144 + Э 3.7 Общая электротехника и электроника 3 108 + Э 3.8 Теоретические основы электротехники 2 72 + З 3.9 Теория и устройство судна 4 144 + + З, Э 3.10 Судовые двигатели внутреннего сгорания 5 180 + + З, Э 3.11 Судовые турбомашины 5 180 + + З, Э 3..12 Судовые котельные и паропроизводящие установки 4 144 + Э 3.13 Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха 3 108 + З 3.14 Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства 3 108 + Э 3.15 Электрооборудование судов 3 108 + Э 3.16 Основы автоматики и теории управления техническими системами 3 108 + Э 3.17 Основы теории надежности и диагностики 2 72 + Э 3.18 Технология технического обслуживания и ремонта судов 4 180 + Э ^ Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 38 1368 3.19 Введение в специальность 2 72 + З 3.20 Автоматизированные системы управления СЭУ 5 180 + + З, Э 3.21 Вахтенное обслуживание СЭУ (тренажер машинного отделения) 4 144 + + З 3.22 Управление технической эксплуатацией судов 2 72 + З 3.23 Транспортная безопасность. Техническое обеспечение безопасности судов 3 108 + Э 3.24 Эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания 2 72 + З 3.25 Эксплуатация судовых котельных и паропроизводящих установок 3 108 + З 3.26 Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств 3 108 + + З, Э 3.27 Курс подготовки экипажей гражданских судов 2 72 + З Дисциплины по выбору 12 3.28 Информационные технологии 2 72 + З 3.29 Транспортная безопасность. Предотвращение загрязнения морской окружающей среды 2 72 + З 3.30 Термодинамические основы перевозки сжиженных газов 2 72 + З 3.31 Эксплуатация технологических комплексов танкеров и химовозов 2 72 + З 3.32 Технология использования топлив, масел и воды в СЭУ 2 72 + З 3.33 Анализ причин повреждений судовых технических средств 2 72 + З 3.34 Диагностирование судового электрооборудования 2 72 + З 3.35 диагностирование систем автоматического управления 2 72 + З 3.36 Транспортная безопасность. Конвенционная подготовка по безопасности на получение диплома вахтенного механика 4 144 + + З 3.37 Транспортная безопасность. Информационные технологии в безопасной технической эксплуатации судов 4 144 +