Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Деятельность органов внутренних дел по пресечению и предупреждению

--PAGE_BREAK--Глава 3. Роль ОВД в борьбе с правонарушениями в сфере охраны общественного порядка
Роль органов внутренних дел строится из обеспечения охраны основных направлений жизнедеятельности: 1) обеспечение безопасности личности; 2) охрана общественного порядка; 3) обеспечение общественной безопасности; 4) охрана собственности; 5) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений; 6) предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; 7) розыск отдельных категорий лиц; 8) содействие криминальной милиции.
Охрана собственности состоит в исполнении договоров об охране имущества физических и юридических лиц, обеспечении сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, охране имущества, оставшегося без присмотра при чрезвычайных ситуациях.
Универсальный характер носит деятельность МОБ по борьбе с административными правонарушениями. Она распространяется на весьма широкий круг административных правонарушений. Такими объектами воздействия выступают различные виды правонарушений:
посягающие на права граждан, здоровье населения (проведение запрещенной предвыборной агитации, нарушение санитарно-эпидемиологических требований, незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах и т.д.);
посягающие на собственность (самовольная добыча янтаря, мелкое хищение чужого имущества и др.);
в области охраны окружающей природной среды (выпуск в эксплуатацию транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, нарушение правил пользования объектами животного мира, правил охраны рыбных запасов, правил содержания собак и кошек и т.д.);
на транспорте и в области дорожного движения (нарушение правил регистрации и эксплуатации транспортных средств, нарушение водителями и пешеходами правил дорожного движения, безбилетный проезд и т.д.);
в области предпринимательской деятельности, финансов (незаконная продажа товаров, нарушение правил продажи отдельных видов товаров, обман потребителей в небольшом размере и т.д.);
посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения, стрельба из огнестрельного оружия в не отведенных для этого местах и т.д.);
посягающие на порядок управления (неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, самоуправство и т.д.).
МОБ непосредственно предупреждает и пресекает указанные и иные административные правонарушения, принимает меры к их выявлению.
Достаточно широки в этой связи ее процессуальные полномочия. Сотрудники МОБ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, опрашивать свидетелей, назначать экспертизы, осуществлять административное задержание и другие действия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. По значительному числу составов административных правонарушений в соответствии с ст. 23.3 КоАП РФ должностные лица МОБ наделены правом рассмотрения дел о них.
Задача предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений МОБ решается в отношении преступлений, по которым производство предварительного следствия не обязательно. В их числе: умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, заражение венерической болезнью, оскорбление, кража, присвоение, растрата без квалифицирующих признаков, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, незаконное предпринимательство без квалифицирующих признаков, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, незаконное использование товарного знака, обман потребителей, незаконный оборот оружия без квалифицирующих признаков, незаконная охота и т.д.
В отношении данных преступлений милиция общественной безопасности проводит дознание.
В плане реализации розыскной задачи милиция общественной безопасности непосредственно отвечает за розыск лиц, уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы по призыву, и за установление личности граждан, не имеющих документов, удостоверяющих личность.
Содействие со стороны милиции общественной безопасности криминальной милиции обеспечивается по всему спектру решаемых ею задач. Силы и средства милиции общественной безопасности используются при проведении операций по пресечению деятельности преступных групп, при ликвидации вооруженных формирований, освобождении заложников, в борьбе с терроризмом, для розыска лиц, уклоняющихся от следствия и суда, в интересах государственной защиты должностных лиц правоохранительных органов и для исполнения ряда других подобных задач, решаемых криминальной милицией.
Названные задачи не исчерпывают всей компетенции милиции общественной безопасности. Наряду с ними сотрудники милиции общественной безопасности выполняют контрольные функции за соблюдением установленных правил регистрационного учета, въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, учета, хранения и использования средств цветного копирования, оказывают содействие органам государственной власти, их должностным лицам в выполнении возложенных на них задач, когда им оказывается противодействие или угрожает опасность, конвоируют задержанных и лиц, заключенных под стражу, и др.
Главенствующим направлением деятельности милиции общественной безопасности является административно-правовая деятельность. Она складывается из административно-правовых отношений, в которые вступают сотрудники милиции с гражданами и организациями при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Это отношения преимущественно власти и подчинения. В границах административно-правовых полномочий, предоставленных Законом о милиции, сотрудники милиции общественной безопасности:
получают от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки;
вызывают граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции;
проверяют у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность;
осуществляют административное задержание граждан на срок до трех часов;
доставляют в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержат в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе;
входят беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривают их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай;
проводят освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направляют или доставляют данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении;
временно ограничивают или запрещают движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, доступ граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывают их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;
запрещают эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, останавливают транспортные средства и проверяют документы на право пользования и управления ими;
осматривают места хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются;
изымают у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, и осуществляют другие юридически значимые действия.
В компетенцию милиции общественной безопасности входит также производство по делам об административных правонарушениях.
Глава 4. Деятельность специальных подразделений МОБ по борьбе с правонарушениями в сфере торговых предприятий, финансовой и хозяйственной деятельности.
Основной формой административно-правового контроля милиции в сфере предпринимательской деятельности является выявление и пресечение правонарушений в данной сфере.
К специфическим задачам осуществления милицией производства по делам об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности относятся изъятие из незаконного оборота товаров и продуктов питания (фальсифицированной алкогольной продукции, контрафактной видео- и аудиопродукции, продуктов питания с просроченным сроком годности, промышленных товаров ненадлежащего качества), обеспечение их сохранности, при необходимости — принятие мер к прекращению деятельности объекта торговли. Их решение согласуется со специфической целью производства, осуществляемого органами внутренних дел — выполнением функций по охране общественного порядка, общественной безопасности, собственности, прав и законных интересов граждан и обусловлено признанием предпринимательской деятельности особой областью общественных отношений, возможностью причинения вреда жизни и здоровью людей, интересам государства при ее осуществлении. Реализация этих задач достигается путем применения мер пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — изъятия, ареста продукции, осмотра помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, в которых осуществляется эта деятельность, приостановлением функционирования объекта торговли, направлением представлений о приостановлении действия лицензии.
Кодекс РФ об административных правонарушениях ограничивает компетенцию органов внутренних дел (милиции) и должностных лиц этих органов в рассмотрении дел об административных правонарушениях (ст. 23.3 КоАП РФ) в сфере предпринимательской деятельности, однако они наделены достаточными правами административной юрисдикции и участвуют в производстве по делам данной категории с момента возбуждения дела об административном правонарушении до передачи протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу.
При этом участие органов внутренних дел (милиции) и должностных лиц этих органов в производстве по делам об административных правонарушениях имеет ряд особенностей, обусловленных их особым административно-правовым статусом:
1. В связи с тем, что к обязанностям милиции относится выявление и пресечение правонарушений в различных сферах общественных отношений, в том числе и в области предпринимательской деятельности, возбудить дело об административном правонарушении и проводить административное расследование по делам данной категории могут только отдельные должностные лица милиции, непосредственно обнаружившие административное правонарушение. Приказом МВД России от 21 августа 2002 г. № 803 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» определен перечень должностных лиц, к которым относятся: сотрудники дежурных частей, занимающие должности среднего и старшего начальствующего состава; участковые уполномоченные милиции при выполнении возложенных на них в установленном порядке служебных обязанностей; государственные инспекторы дорожного надзора; сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних и др.
2.Полномочия по проведению административного расследования исоответственно по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности возложены на сотрудников специализированных подразделений милиции (оперуполномоченных отделов по борьбе с экономическими преступлениями, инспекторов отделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка), поэтому дела об административных правонарушениях, возбужденные сотрудниками других служб, передаются им по подведомственности.
3.Участковые уполномоченные милиции (старшие участковые уполномоченные милиции) при выполнении возложенных на них в установленном порядке служебных обязанностей обладают правом составления протоколов об административных правонарушениях и административной юрисдикции по всем категориям дел, относящихся к компетенции милиции, если правонарушение выявлено или совершено на его административном участке.
В случае выявления правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, если составление административного протокола не относится к компетенции органов внутренних дел (милиции), должностные лица органов внутренних дел (милиции) обязаны пресечь его совершение, зафиксировать имеющиеся доказательства и направить материал по подведомственности компетентному органу или должностному лицу (например, по ст. 14.23 КоАП РФ — должностному лицу органа, уполномоченному в области банкротства и финансового оздоровления).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях за совершение правонарушений в пяти областях предпринимательской деятельности:
—нарушение общих правил и требований к осуществлению предпринимательской деятельности;
—нарушение прав потребителей при продаже товаров и оказании услуг;
—нарушения, связанные с банкротством;
—нарушения в кредитной сфере;
—нарушение правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Также должностные лица органов внутренних дел (милиции) составляют протоколы об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности, которые посягают на несколько объектов и не включены законодателем в главу 14 КоАП РФ (например, предусмотренные ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ — реализация и прокат контрафактных аудио- и видеопроизведений, ст. 6.14 КоАП РФ — производство либо оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам и др.).
В соответствии с п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в сфере предпринимательской деятельности, как правило, являются:
1. Непосредственное обнаружение сотрудниками милиции, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Такие данные выявляются при осуществлении должностными лицами милиции своих повседневных полномочий, профилактической деятельности, проведении плановых проверок, рейдов и других мероприятий, причем не только в сфере предпринимательской деятельности, но и в области охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения и др. Непосредственное обнаружение должностным лицом административного правонарушения позволяет оперативно обнаружить и изъять доказательства правонарушения, установить и опросить свидетелей и потерпевших, в кратчайшие сроки назначить проведение экспертизы, отправить соответствующие запросы.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента производства должностными лицами милиции процессуальных действий, предусмотренных п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ. Например, при реализации индивидуальным предпринимателем контрафактной видеопродукции дело об административном правонарушении возбуждается с момента составления первого протокола или другого процессуального документа, содержащего данные, указывающие на наличие событии правонарушения (заявления и сообщения покупателей, обнаруживавших факт реализации продукции с внешними признаками контрафактное, или письменное объяснение продавца об отсутствии документов, подтверждающих легальность ее происхождения), что дает все основания вынести должностному лицу милиции определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в процессе которого устанавливаются все признаки состава правонарушения: наличие специального статуса субъекта (индивидуальный предприниматель или представитель юридического лица), контрафактность продукции (после проведения экспертизы) и ее принадлежность субъекту правонарушения.
2.      Поводом для возбуждения дел могут выступать материалы из контролирующих органов (государственной инспекции по налогам и сборам, лицензионной и регистрационной палат, центров стандартизации и сертификации, общества защиты прав потребителей и др.) о нарушениях в сфере предпринимательской деятельности, направленные по подведомственности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.