Первые вопросы билетов 1. Образы человека в науке и культуре.Человек ощущающий. Пассивно воспринимает мир. Потребляет и перерабатывает информацию. Человек как вместилище нужд, инстинктов, потребностей (психоанализ З.Фрейд) – человек нуждающийся. Много хочет, но мало может. Гуманистическая психология также рассматривает этот образ, человека как иерархии нужд, потребностей и мотивов.Человек как система реакций, человек реагирующий (бихевиоризм, Дж.Уотсон). Человек-марионетка, послушно реагирующая на внешние стимулы или социальные приказы.Человек деятель (отечественная психологи - Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе). Человек, порождаемый жизнью в обществе, стремящегося к достижению цели и отстаивающего своими делами определенный образ жизни.Человек развивающийся.Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.Культура – совокупность устойчивых норм, правил, традиций.^ 2. Принципы историко-эволюционного подхода в психологии личности.Эволюционный смысл возникновения того или иного феномена в порождающей его системе. Изучение целевой детерминации. Принцип 1. Эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоположных тенденций: к сохранению и к изменению данных систем.Принцип 2. В любой эволюционирующей системе функционируют избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее существования.Принцип 3. Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость.^ 3. Движущие силы и условия развития личности.Факторы развития личности:органические предпосылкисредасама личностьДвухфакторная детерминация развития личности (наследственность – среда) определяет постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке.2 наиболее распространенных варианта двухфакторной теории:1. теория конвергенции двух факторов (Штерн) – компромиссный вариант между теорией «среды» и теорией «наследственности». Штерн считал, что личность выступает как продукт социальной сферы.2. теория конфронтации двух факторов (Фрейд) – вопрос о взаимодействии биологического и социального, их противоборства. Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности – принцип стремления к удовольствию (избегание неудач) и принципа реальности.Подходы к изучению движущих сил развития личности:Стремление к напряжению: Фрейд, Адлер, Левин, Фестингер, Маслоу, Олпорт. Существование первоисточника развития личности, запрятанного в глубинах индивида. Понимание человека как преимущественно адаптивного существа.^ Принцип саморазвития личности как исходный. Выделение двух положений: 1. борьба противоположностей как движущая сила развития личности 2. существование источника саморазвития деятельности в самой деятельности. Узнадзе: функциональная тенденция как источник развития поведения. Божович: потребность во впечатлениях как движущая сила развития личности. Лисина: потребность в общении как движущая сила для человека. Асеев: условием инициации развития является наличие некоторой неиспользованной резервной зоны функциональных возможностей, которые потенциально содержат в себе источник развития личности. Петровский: человеку присуща неадаптивная тенденция ставить “сверхзадачи”, и противоречие между этой активностью и установкой есть механизм развития деятельности личности.Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений. Л.С.Выготский: среда не есть “обстановка развития”, а представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Материалом для развития личности служат те конкретные общественные отношения, которые застаёт индивид, появляясь на свет. Развитие личности происходит на пересечении двух осей в одной системе координат: оси исторического времени жизни личности (в какое время родился, протяжённость детства, режим смены игры учёбой и работой, % времени досуга) оси социального пространства её жизни (“институты социализации”: семья, школа; большие и малые социальные группы). Только в том случае человек становится личностью, если он с помощью социальных групп включится в поток деятельностей и через их систему усвоит экстериоризированные в человеческом мире “значения”. Итак, в схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.^ 4. Системный подход к изучению личности. Человек и его место в различных системах.Объект системного анализа – развивающаяся система.Асмолов: Необходимость системного подхода. Нельзя человека/личность изучать оторвано от других систем/наук. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. Свойства системы: Целостность – не сводимость к сумме частей. Структурность – связи упорядочены в структуру, которая определяет поведение системы в целом. Взаимосвязь: открытый и закрытый характер (не изменяет среду и систему). Иерархичность – каждый компонент системы – и элемент, и система. Взаимосвязь со средой.Человек – элемент различных систем, приобретающий присущие им качества. изучение эволюции и истории порождающих человека систем анализ целевой детерминации живых систем необходимость возникновения феномена личности и ее роли системообразующие основания, обеспечивающие приобщение человека к миру природы, культуры, его саморазвитие.Человек – организм, индивид (биол/соц), личность. Нельзя рассматривать человека в диадах типа человек - среда, человек - общество, вырывая его из природы.Ключ к пониманию природы человека лежит в тех различных системах, в которых осуществляется его жизнь. Системная методология анализа развития человека включает положения: 1. о человеке как “элементе” различных систем (физических, биологических и социальных), в которых человеком приобретаются и проявляются присущие этим системам качества 2. об изучении эволюции и истории порождающих человека систем 3. об анализе целевой детерминации живых систем 4. о необходимости возникновения феномена личности и её роли в развитии различных систем 5. о выделении таких системообразующих оснований, которые бы обеспечивали приобщение человека к миру природы и культуры, его саморазвитие.Человек как “элемент” одновременно принадлежит к разным системам. Человек неразрывно связан с системой. ^ Человек как «биоэнергетический элемент биосферы». Одна из самых широких систем – биосфера – сфера, в которой развертываются биоэнергетические процессы и обмен веществ следствие деятельности жизни. Биоэнергетические качества человека – предмет исследования при изучении человека в системе биосферы.^ Человек как “организм” исследуется как целостная единица, ответственная за воспроизведение, дальнейшее продолжение жизни в системе биологических популяций.^ Человек как индивид в системе вида человек выступает как “индивид”, целостное образование, которое в ходе жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности.^ Человек как личность в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе. Социальные системные качества человека как “элемента” общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе человек и любые вещи, которых коснулась деятельность человечества, начинают вести “двойную жизнь”: подчиняться одновременно природным и общественно-историческим закономерностям (по Марксу).В процессе труда происходит «очеловечивание» природы: дерево становится стулом. Утилитарные качества – переделывание человеком объектов природы.Интегральные системные качества – утрачивание связи с природным материалом (Шляпа Раскольникова как улика). Интегральное системное качество не присуще объекту как таковому, а обнаруживается в нём только в ходе его жизни в той или иной общественной системе. Человек тоже наделяется такими качествами в семье, классе, этнической общности. В этом смысле социальная сущность человека лежит вне его как биологического индивида.Ещё один аспект изучения человека в этой системе – системно-исторический аспект. Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные “элементы” общественных систем (“личность” в системе общественных отношений) преобразуют некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, и раздвигают границы тех систем, в которые входят. Включенность личности в разные социальные группы вызывает необходимость в ориентировке дополняющих\исключающих друг друга целей этих групп, в развитии самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего подобную ориентировку. Возможность возникновения ролевого конфликта. ^ Личность в системах с конкурирующими целями и самосознание. Возникновение возможных конфликтов человека с другими людьми.«Личность в Мире» или «мир в Личности». Личность является «элементом», который при определенных исторических обстоятельствах может вместить в себя систему и привести к её изменению.^ 5. Человек как индивид в системе биогенезаИндивид – то, в чём человек подобен всем другим людям, то, что объединяет человека со своим видом. Это нечто целостное, неделимое. Преимущественно генотипическое образование. В основе созревания индивида лежат адаптивные приспособительные процессы. Индивидные свойства генетически фиксированы, существует определённый коридор индивидного развития. Это и особенности строения \ функционирования НС, и темпераментные свойства, и задатки как врождённая основа способностей. Индивидом рождаются.^ В общей биологии “организм” исследуется как целостная единица, ответственная за воспроизведение, дальнейшее продолжение жизни в системе биологических популяций. Функциональные особенности “организма” проявляются в общности генетического кода, интеграции проявлений различных входящих в состав организма подсистем (эндокринной, гуморальной и пр.).^ В системе биологического вида homo sapiens человек выступает как “индивид”, целостное образование, которое в ходе жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Структурно-функциональные качества биологического индивида, доставшиеся ему в наследство, гибко пригнаны к условиям образа жизнедеятельности вида. Они уже присущи индивиду как “элементу” и неотделимы от него самого.^ 6. Человек как личность в системе социогенеза.Личность – такая целостность, которая рождается в обществе. В немецком: “Persoenlichkeit” как внешние проявления личности и “Personalitaet” как ядро личности, телесно инкапсулированная, автономная. Личностные свойства предшествуют личности. Человек становится личностью, когда жёсткая иерархия мотивов начинает перестраиваться. Личностные свойства в своём развитии не зависят от индивидных: м.б. высокий уровень личностного развития и бедная индивидная основа (компенсаторное развитие). Личностные свойства в своем развитии не зависят от индивидных. Личность вырастает из тела социального индивида и она может не подчиняться адаптации, быть более самостоятельной, не подчиняться принципу редукции напряжения. Личностью становятся.^ Человек как личность в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе. Социальные системные качества человека как “элемента” общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе человек и любые вещи, которых коснулась деятельность человечества, начинают вести “двойную жизнь”: подчиняться одновременно природным и общественно-историческим закономерностям (по Марксу).В процессе труда происходит «очеловечивание» природы: дерево становится стулом. Утилитарные качества – переделывание человеком объектов природы.Интегральные системные качества – утрачивание связи с природным материалом (Шляпа Раскольникова как улика). Интегральное системное качество не присуще объекту как таковому, а обнаруживается в нём только в ходе его жизни в той или иной общественной системе. Человек тоже наделяется такими качествами в семье, классе, этнической общности. В этом смысле социальная сущность человека лежит вне его как биологического индивида.Ещё один аспект изучения человека в этой системе – системно-исторический аспект. Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные “элементы” общественных систем (“личность” в системе общественных отношений) преобразуют некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, и раздвигают границы тех систем, в которые входят. Включенность личности в разные социальные группы вызывает необходимость в ориентировке дополняющих\исключающих друг друга целей этих групп, в развитии самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего подобную ориентировку. Возможность возникновения ролевого конфликта.Асмолов:3 координаты: Историческое время, социальное пространство, жизненный путь. Важность общества. Социально-историческая обусловленность. Искусственное ограничение выбора деятельности – обеспечение поведения (деиндивидуализация – Китайская стена). Мотивообразующий характер социально-исторического образа – изобретение потребностей (телевизор). Личность – элемент развития социальной системы, получает свою характеристику через общественные функции (роли). Социогенез – происхождение и развитие ВПФ, личности, межличностных отношений (обусловленность их особенностями социолизации данной культуры). При исследовании личности в разных культурах нужно избегать европоцентризма. Образцы поведения (этнические стереотипы) могут быть неосознанны, надсознательны. Различие внутри национальности больше, чем между нациями. Приспосабливаясь к социальным условиям человек развивает в себе те черты, которые заставляют его желать действовать так, как он должен действовать. Строгий контроль – эффект выученной беспомощности (невозможность изменить события – отказ от попыток сделать это – нужда в регламентации). Этнический и социальный характер – выражение функциональных ролевых качеств личности, проявляющихся в его социотипическом поведении (личность слита с социальной общностью). Функция социотипического поведения: нейтрализация роста вариативности, индивидуальности; освобождение от принятия решения в типовых ситуациях. Отклонения есть у всех, иначе нет нормы. Леминальность – жизненный переход личности в другую общность – когда старая позиция оставлена, а новая не родилась.Субъект индивидуализации – социальная группа (исторически), которая побуждала члена общины пройти через пороговые (леминальные ситуации). Процесс индивидуализации опирался на знаки – овладение своим Я. ^ 7. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза. Представление о жизненном пути.Индивидуальность – совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека – то, чем человек отличается от других людей. Индивидуальность отстаивают.Жизненный путь личности – это путь становления ее индивидуальности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев).Вследствие изменения механизма формирования личности прошлые события и собственные действия субъекта фактически перестают выступать для него «…как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношений, его действий и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в просто условие и способы его деятельности – сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое открывается ему совсем в новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически перестают существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Эти изменения происходят постоянно, но они могут и концентрироваться, создавая нравственные проблемы. Возникающая переоценка прежнего, установившегося в жизни приводит к тому, что человек сбрасывает себя груз своей биографии».Проблемами анализа индивидуальности личности являются проблема воли, характера, способностей и одаренности.Индивидуальность личности рассматривается в особой проекции – проекции личности как субъекта выбора. К продуктивным проявлениям личности (те процессы активности, в которых человеку приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями, отыскивать, а иногда и создавать приемы и средства для овладения своим поведением, использовать защитные механизмы и средства для разрешения и перестройки приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций) как субъекта выбора относятся те преобразования, те «личностные вклады», которые личность своими действиями вводит в смысловую сферу других людей и культуру.К проявлениям индивидуальности относятся характер (фиксированная форма смыслового опыта) и способности (определяют меру успешности и эффективности деятельности => степень продуктивности личности). При анализе развития индивидуальности различают функциональную динамику ее развития, наиболее явно проявляющуюся в проблемно-конфликтных ситуациях, и изменения ее «большой динамики» в ходе жизненного пути.Братусь:Развитие личности есть процесс самодвижения. Источники движущих противоречий следует искать в системе предметной деятельности субъекта. Психологические смысловые системы рождаются в сложных, многогранных соотнесениях меньшего к большему, отдельных ситуаций к более широким (собственно смыслообразующим) контекстам жизни. ЛСВ: “За сознанием лежит жизнь”. Смысловые образования – это сплав сознательных (интеллектуальных) и эмоциональных (аффективных ) процессов, чем и объясняется сложность их адекватного осознания. Личностные ценности – осознанные и принятые общие смыслы жизни человека, их следует отличать от декларируемых ценностей. Смысловые переживания могут быть и позитивными, и негативными. Общие смысловые образования (в случае осознания – ценности) могут рассматриваться как основные образующие единицы сознания личности, определяющие относительно постоянные отношения человека к миру, к людям, к себе. Совокупность основных отношений образует свойственную человеку нравственную позицию, а если она сознательна, то становится особенно прочной. Исповедание этих ценностей надолго определяет главные характеристики личности, её стержень, её мораль. ^ Отличия смысловых образований от сферы значений, знаний и умений человека: они существуют не только в осознаваемой, но и в неосознаваемой форме, образуя (ЛСВ) “утаённый план сознания”. Они не поддаются прямому произвольному контролю и вербальным воздействиям (“Личность не учат, личность воспитывают” АНЛ). Они не имеют своего “надындивидуального”, “непсихологического” существования, не бытуют сами по себе, как мир культуры, как нечто объективное, заданное. Они не могут быть поняты и исследованы вне деятельностного, жизненного контекста.^ Функции смысловых образований как основных конституирующих единиц личности Это создание образа, эскиза будущего, перспективы развития личности, не вытекающей прямо из наличной ситуации. Будущее – главное опосредующее звено движения личности. Смысловые образования – основа этого возможного будущего, которое опосредует настоящее. Системы смысловых образований не задают конкретные мотивы, а задают плоскость отношений между ними. Любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны её успешности в достижении целей и со стороны её нравственной оценки. Нравственные оценки подразумевают внеситуативную опору, относительно самостоятельный психологический план, прямо не захваченный ходом событий. Эта опора и есть смысловые образования. Смысловой уровень регуляции не предписывает рецептов поступкам, а даёт общие принципы, которые в разных ситуациях по-разному реализуются. Смысловые отношения порождаются в деятельности, но образуют отдельную сферу. Т.о. есть смысловое поле и действенное поле. ^ Уровни смысловой сферы личности Нулевой: прагматические, ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой. Если очередь большая, а билетов мало, нет смысла стоять ---- смысл привязан к ситуации. Первый: эгоцентрический уровень. Личная выгода, удобство, престижность. Люди рассматриваются как удобные\неудобные. Второй: группоцентрический. Определяющий смысловой момент – группа либо отождествляемая с собой, либо поставленная выше. Люди: свои\чужие. Третий: просоциальный. Характеризуется внутренней смысловой устремлённостью человека на создание таких результатов, которые принесут пользу другим (неважно, кому именно). Принцип самоценности становится всеобщим. Конфликтный смысл: хочется и колется. Поступок – это либо преодоление преграды, либо отказ от действий. Смысловые системы несут функцию не отражения, а преображения действительности. Ценностное восприятие даёт возможность человеку преодолевать неудачи и преграды действенного поля. ^ 8. Проблема периодизации развития в психологии личности.Эльконин задумывался о роли противоречий между развитием мотивационной сферы и развитием операционной технической сферы. Эти две линии могут сходится и расходится. раннее детство - до 3 младенцы непосредственно эмоциональное общение (0-1) раннее детство предметноманипулятивная (1-3) детство - до 12 дошкольники сюжетно-ролевая игра (3-7) младшее школьное детство учеба (7-12) подростки - до 17 младшие подростки интимно-личностное общение (12-15) старшие подростки учебно-профессиональная (15-17) Кризис 3-х лет - «Я сам!», расхождение двух линий. Операционно-техническая наверху, мотивационная сфера – внизу.Кризис 12-ти лет - Операционно-техническая линия преобладает, потом идет схождение как только кризис разрешается (результат разрешения – общий процесс развития личности).^ Э.Эриксон выделил 8 стадий. На каждой стадии присутствует конфликт. Эти стадии обязательны для всех людей. Развитие складывается из 3 процессов: соматического развития, развития сознательного “я” (изучается психологией) и социального развития (изучается общественными науками). На каждом новом этапе развития появляются новые явления и свойства. Переход со стадии на стадию сопровождается кризисом, который внешне напоминает патологические явления. Переход на новую фазу – только при разрешении противоречия, возникшего на старой фазе. младенчество 0-1 выработка “базового доверия/недоверия” надежда раннее детство 1-3 Формирование чувства автономии/стыд, сомнение сила воли игровой возраст 3-6 чувство инициативы/ чувство вины цель школьный возраст 6-12 трудолюбие/неполноценность компетентность Юность (12-19) Эго-идентичность/ролевое смешение верность Молодость (20-25) интимность/изоляция любовь Взрослость (26-64) продуктивность/застой забота Зрелый возраст (65+) Эго-интеграция/отчаяния мудрость Фрейд Оральная (0-1) Сосание, кусание Анальная (1-3) Появление Я Фаллическая (3-5) Адекватная половая идентификация, появление Сверх-Я Латентная (6-12) Снижение сексуальных реакций Генитальная (12-19) Половое созревание Выготский:Кризис новорожденности;младенчество 0,2 –1; кризис 1 года; раннее детство 1-3; кризис 3 лет (строптивость, своеволие, возникновение характерных черт личности ребенка)дошкольный возраст 3-7; кризис 7 лет (неустойчивость воли настроения, возрастание самостоятельности)школьный возраст 8-12 («я» и мир разделены более, чем когда-либо. Изменение установки от наглядности к пониманию) кризис 13 лет; пубертатный возраст 14-18; кризис 13 лет.Особенности кризиса: неотчетливость границ (есть кульминация), трудновоспитуемость детей, конфликты, негативный процесс (“пустыня отрочества”). Новое в схеме Выготского: 1. Введение в периодизацию критических возрастов, 2. Исключение эмбрионального развития, 3. Исключение периода от 18 до зрелости. 4. Включение возраста полового созревания в число стабильных. Периодизация морального развития по Кольбергу. Три периода: преконвенционный (стадии гетерономной морали: последствие, избегание наказания - тюрьма; инструментального индивидуализма/равноценного обмена: ты – мне, я – тебе; должен был украсть лекарство, потому как если бы у него был рак, то он бы хотел, чтобы кто-то украл и для него), конвенционный (взаимных ожиданий и взаимоотношений/межличностной конформности: цену назначить нельзя, не делай другому того, чего бы не пожелал себе; ориентации на социальный закон и порядок: его долг спасти жену, но против закона идти нельзя, надо вернуть деньги), постконвенционный (социального контракта – на основе учета прав личности: есть случаи, когда можно нарушать закон. Каждый сам оценивает результаты своих поступков; универсальных этических принципов: жизнь человека высшая ценность, кража оправдана). Пример – дилемма Хайнца.^ 9. Структура личности и различные подходы к её изучению в психологии.З.ФрейдПредсознательное – то забытое, что с личность можно сделать сознательным.Три части в структуре личности:Оно (Ид) – в бессознательном слое структуры личности, которая является энергетической основой психического развития, т.к. в ней расположены врожденные явления, которые стремятся к своему удовлетворению.Фрейд полагал, что существует два основных инстинкта влечения: эрос и танатос.ЭГО (Я) – врожденная структура. Располагается в сознании и предсознательном слоях. Содержание ЭГО в процессе жизни сужается. ЭГО – арена борьбы.Супер-ЭГО (Сверх-Я) – формируется в процессе жизни.К.Г. ЮнгАрхетип – доопытная схема, в которой запечатлен опыт жизни всего рода; они лишены какого-либо психологического содержания, это чистые формы.Человек должен встречаться со своей тенью, познатьсебя, всё, что уходит из БСЗ в любой момент может появится в сознании и поведении.Самость – центр всей личностиМандола – гармония, когда человек обретает свою самость.^ У. ДжеймсТри составные личности:физическая личность – физические качества самого человека, материальный мир, его кровные родственникиСоциальная личность – все люди, все связи, в которые включен человекДуховная личность – полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых способностей и свойств; мы как мыслящее существо; самый центр – чувства активности; личность стремится быть целостной, интегрированной в таких понятиях как: как целенаправленность, собранность, устремленность.^ 10. Социально-ролевой подход к изучению личностиСоциальная роль как элемент структуры личности задаётся тем, что, попадая в определённую систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определёнными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются тому, кто попадает на это место, с системой ожиданий, что в определённой ситуации он будет вести себя соответствующим образом.Основой, на которой формируются роли, являются социальные нормы.Различие норм и ценностей: Ценности задают некоторые конечные цели, к которым надо стремиться Нормы – это некоторые конкретные ограничители, задающие конкретные установления, которым нужно следовать и которые можно выполнить или не выполнить.В каждой социальной группе существует своя система норм, порождающая свою систему ролевых ожиданий.Два класса ролей: Конвенциональные – шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли, роли пассажира, покупателя, избирателя, семейные роли Неформальные – тоже устойчивые шаблоны, связанные с ожиданиями от человека определённого поведения, но они более вариативны – это то, как именно человек выполняет конвенциональную роль. Конвенциональная роль матери может дополняться неформальными ролями заботливой матери, работающей матери и проч. Очень часто в социальных группах есть строгая иерархия неформальных ролей.По сути человек всю свою жизнь занимается освоением новых социальных ролей. Каждую нужно освоить технически и принять её для себя (смысловая сторона).Из лекций: Роли также можно разделить на формальные (много пить – плохо) и неформальные (мало пить – подозрительно и странно).«Роль-для-группы» - отношения, опосредованные совместной деятельностью той или иной конкретной группы. Индивид выполняет роль в составе группы. «Роль-для-себя» - личностно-смысловые отношения к тем объектам, поступкам и явлениям, ради которых развертывается деятельность и общение человека. Роль вращивается и становится личносной чертой, установкой.2 классических эксперимента по ролям: Зимбардо поставил проблему давления ситуации. Игра в тюрьму, люди поделены на тюремщиков и заключённых. Милгрэм. Про ток, учителя и испытуемого. 11. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Индивидные свойства человека Возрастно-половые свойства Индивидуально-типические свойства Возрастные стадии Половой диморфизм Конституция индивида (телосложение и биохимические свойства) Функциональная ассиметрия БП ГМ (левое – речь, правое – эмоции) Нейродинамические свойства (сила, слабость, уравновешенность) Наивысшей формой интеграции индивидный свойств – темперамент и характер.Теплов говорил, что плохих и хороших типов не бывает, каждый тип будет себя реализовывать в определенной деятельности.На основе первичных индивидных свойств строятся психофизические функции и органические потребности. Индивидные свойства являются условием развития личности.Индивидные свойства преобразуются в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развитияРоль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности. 1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов. 2. Индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения. 3. Когда человеку говорят о его индивидных свойствах, они означиваются, происходит их символизация. При превращении индивидных свойств в знаки происходит переход от объективной детерминации поведения к предметной детерминации поведения. Лурия о “внутренней картине болезни” как участнике в управлении поведением личности. ^ Ф-ии индивидных свойств: Характеризуют энергетический аспект протекания психических процессов. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного характера. Знак – смена тех функции в регуляции динамики поведения развития личности; автономно регулируют индивида. Лежит в основе индивидуальных стилей.12. Социализация личности. Три грани социализации личности. Л.С. ВыготскийРебёнок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые другие применяли по отношению к нему. Ребёнок усваивает социальные формы поведения и переносит их на себя. Отношения между ВПФ были некогда реальными отношениями между людьми. Я отношусь к себе так, как люди относятся ко мне. Культурное развитие ребёнка проходит 3 основные ступени: Жест в себе: указательный жест как неудавшееся хватательное движение Жест для других. Ребёнок просёк, что на что покажешь, то и принесут. Первоначальный смысл в неудавшееся движение вносят другие. Жест для себя. Жест становится движением, направленным на другого человека, средством связи. Ребёнок приходит к осознанию своего жеста последним. Через других мы становимся сами собой. Это относится не только к личности, но и к истории каждой функции. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Всякая ВПФ проходит через внешнюю стадию развития, т.к. функция является первоначально социальной. Всякая ВПФ была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией, она была прежде социальным отношением двух людей. Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва в социальном, потом в психологическом. Это относится и к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. История культурного развития ребёнка – социогенез высших форм поведения. Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности. Асмолов: Первая форма социальной связи – это психологический симбиоз с матерью. Шоттер и Ньюсон обнаружили, что мать общается с младенцем как с диадой, которую она образует вместе с ним. По мере развития симбиотической диады её структура меняется, т.к. ребёнок берёт на себя всё больше психологических функций. Другие примеры диад в межличностном взаимодействии: муж-жена, врач-пациент. В центре процесса социализации личности стоят различные акты содействия, являющиеся основой симбиотических диад. В ходе содействия со вз