Философия. Кафедра Онтологии и теории познания Факультет гуманитарных и социальных наук. Программа спецкурса. Цель курса: овладение понятиями и представлениями о философии как компоненте духовной культуры, ознакомление с проблемами, понятиями, принципами и теориями онтологии, гносеологии и другими разделами философского знания, формирование и развитие основ философско-теоретического мышления. Содержание курса: Место философии в системе культуры. Предмет философии. Система философской деятельности. Структура и функции философии. Типология философских учений. Античная философия. Средневековая философия. Европейская концепция гуманизма. Философия Нового времени. Классическая немецкая философия. Философия истории. Проблемы социальной философии. Политика как объект философского исследования. Задачи эпистемологии и философии науки. Философия биологии. Основные направления современной философии. ^ Организационно-методическое построение курса. Курс состоит из лекций и практических занятий (семинаров). На семинарах обсуждается и анализируется теоретический материал, излагаемый на лекциях, и выполняются практические задания. Необходимым условием подготовки к лекциям и семинарам является чтение обязательной учебной литературы.^ Условия и критерии выставления оценок: От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, выполнение творческих письменных работ (эссе) и научных докладов. Поощряется активная работа на семинаре. Написание рефератов не предусматривается, попытки компенсировать рефератами пропуски учебных занятий и невыполнение практических заданий не допускаются.^ Содержание курса.Тема 1. Место философии в системе культуры. Понятие культуры. Материальная культура. Духовная культура. Культура и творчество. Человек - творец культуры. Творчество как способность человека "выходить за свои пределы". Многообразие определений философии. Типология стратегий философствования. Философия интуитивная и дискурсивная, рациональная и иррациональная. Структура философского знания. Онтология как учение об общих законах бытия, содержании универсальных отношений человека к миру, предельных оснований бытия. Гносеология как учение об общих законах познания. Логика - учение о законах и формах мышления. Аксиология - философское учение о ценностном отношении субъекта к миру. Этика как учение о формах, способах и нормах регуляции общения людей. Эстетика как философское учение о художественно-образном (эстетическом) освоении действительности. Социальная философия как учение о специфике проявления универсальных отношений человека к миру на уровне общества как особой сферы бытия. Философская антропология - учение о специфике проявления универсальных отношений бытия в человеке как особой биосоциальной системе. Отрасли философии, возникающие из взаимодействия философии с другими компонентами духовной культуры. Философия науки. Философские проблемы конкретных наук. Логика и методология научного познания. Философия техники. Философия религии. Эстетика как философия искусства. Этика как философия морали. Философия права. Философия политики. Проблема демаркации философии и нефилософских форм познания и духовного освоения мира. Критичность философии. Философский критицизм и философское сомнение. Философский фундаментализм и философский авангардизм. Каким образом философия может быть не только объяснением и пониманием мира, но и средством его преобразования? Философский реализм и философский утопизм. Философия как "эпоха, схваченная в мысли". Универсальность и уникальность философии. Национальное и всечеловеческое в философии. Философия как самосознание культуры. Философские и нефилософские культуры (общества). Этнокультурное многообразие форм философствования. Западная и восточная философские культуры.Литература:Обязательная: Философия. Под ред. проф. Губина В.Д. и проф. Сидориной Т.Ю. М., 2003, 2005. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М.,1995. Найдыш В.М. Введение в философию. Вьш.1. М., 1990. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. Нагель Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М.,2001. Соловьев B.C. Исторические дела философии// Вопросы философии. 1988, №8. Дополнительная: Булгаков С.Н. Трагедия философии (философия и догмат)// Соч. В 2-х т. Т1.М, 1993. Бринтон К. Истоки западного образа мысли. М.,2003. Бердяев Н.А Философия свободы. Смысл творчества. М.. 1989. Гильденбранд Д., фон. Что такое философия? СПб., 1997. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск. 1994. Мамардашвили М.К. Как я пониманию философию. М..1990, Маритен Ж. Философ в мире. М.,1994. Рорти Р Философия и зеркало природы. Новосибирск. 1997. Соловьев B.C. На пути к истинной философии// Соч. В 2 т. Т.2.М.Л. 1988.Тема 2. Место и значение философии в жизни общества. Социальные условия философского творчества. Философия в условиях тоталитарного и демократического общества. Социальные идеалы и философия. Философия и власть. Философия и политика. Образы философии в культуре общества. Попытки редуцирования философии к нефилософским компонентам культуры. Элитарный характер философии; попытки его преодоления. Философское сообщество. Философия и философы. Философия как социальный институт. Великие философы. Будущее философии. Возрастание роли философии в жизни общества. Личностный смысл философского знания. Философия как образ жизни: абстрагирование от частностей и утверждение всеобщего.Литература:Обязательная: Философия. Под ред. проф. Губина В.Д. и проф. Сидориной Т.Ю. М., 2003, 2005. Эрн В.Ф. От Канта к Круппу.// Сочинения. М., 1991. Никифоров А. Природа философии. Основа философии. М.,2001. Ясперс К. Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии. М., 1999. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М.,1995. Найдыш В.М. Введение в философию. Вып. 1. М., 1990. Дополнительная: Соловьев B.C. Исторические дела философии// Вопросы философии. 1988, №8. Фромм Э. Быть или иметь. М., 1986. Булгаков С.Н. Трагедия философии (философия и догмат)// Соч. В 2-х т. Т.1. М, 1993. Вечные философские проблемы. Новосибирск. 1991 Бердяев Н.А Философия свободы. Смысл творчества. М. 1989. Гильденбранд Д., фон. Что такое философия? СПб., 1997. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск. 1994. Мамардашвили М.К. Как я пониманию философию. М..1990, Маритен Ж. Философ в мире. М.,1994. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. Лиотар Ж.-Фр. Хайдеггер и евреи. СПб.,2002.Тема 3. Античная философия. Происхождение древнегреческой философии. Полисное происхождение античной демократии, ее основные особенности: культ индивидуума, политической свободы, состязательность. Социальный активизм, рационализм, патриотизм. Оппозиция греки и варвары. Особенности античной мифологии, отсутствие жреческой касты. От мифа к логосу. Предфилософский опыт осмысления миропорядка в его связности и целокупности: поэмы Гомера и Гесиода, изречения «семи мудрецов». Философия как «любопытство», стремление определить место для каждой вещи внутри космического миропорядка. Человек осознает себя «вещью среди вещей», место которой нуждается в определении. Философское обоснование вещи как элемента организованной совокупности – космоса, либо вещи как совокупности элементов. «Космос» и «фюсис» - ключевые понятия ранней греческой философской традиции. Милетская школа – древнейшая греческая научно-философская школа. Философская доктрина Фалеса Милетского. Космос Анаксимандра. Натурфилософия Анаксимена. Пифагорейский союз. Числовая структура космоса. Научные и астрономические достижения пифагорейской школы. Второе поколение греческих философов. Проблема существования изменения. Гераклит и Парменид – диаметрально противоположные ответы на вопрос о существовании изменения. Апории Зенона. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.Литература:Обязательная: Философия/ Под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной. Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. М., 2001. Дополнительная: Богомолов А.С. Античная философия. М.,1985. Васильева Т.В. Комментарий к курсу истории античной философии. М.,2002. Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т.1 М., 2001. Т.2 М, 1997. Лурье С.Я. Демокрит Л., 1970. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху Античности. Ранняя греческая наука о природе. М., 1979. Фрагменты ранних греческих философов. М.. 1989. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Спб., 1996.Тема 4. Античная философская классика. Расцвет полисной демократии. Хозяйство, государство, нравственность – все стороны общественной жизни становятся предметом философствования. Антропологический поворот: человек воспринимает себя изнутри специфически человеческого опыта. Характер существования единичной вещи получает свое обоснование в единстве понятия («форма», «идея»). Тождество «научного» и «воспитательного» аспекта в основании первых философских систем – Платона и Аристотеля. Значение деятельности софистов в формировании этического и политического дискурса античной философской классики. Сократ как противоречивое явление в истории философии. Этический рационализм Сократа. Сократические школы. Интерпретация Платоном проблемы знания. Диалектический метод Платона. Учение Платона об идеях. Идея как образец для вещи, общее понятией для класса сходных вещей, сущность класса вещей, причина, цель, к которой стремятся все вещи. Космология Платона. Три первоначала космоса: идеи, ум-демиург, материя. Воспитание человека - главная проблема платоновской философии. Идеальное государство Платона. Критика Платона Аристотелем. Аналитика – философский метод Аристотеля. Классификация наук. Основные моменты онтологической модели Аристотеля: учение о категориях, учение о причинах, учение о возможности и действительности. Концепция иерархической лестницы природы. Эвдемонизм аристотелевской этики. Связь этики и политики. Литература: Обязательная: Философия/ Под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной. Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. Платон. Федон. // Платон. Собрание сочинений. Т.2. М..1994. Дополнительная: Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. Асмус В.Ф. Платон. М., 1969. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М.,1985. Васильева Т.В. Путь к Платону. М.,1998. Маковельский А.О. Софисты. Баку, 1940. Богомолов А.С. Античная философия. М.,1985. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Спб., 1996. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т.1 М., 2001. Т.2 М, 1997. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1987.Тема 5. Философские школы эллинистическо-римского периода. Кризис полисной культуры и экстенсивное ее распространение. Отчуждение индивида от социума. Феномен космополитизма. Философские проблемы познания и бытия нацелены на определение норм и стандартов правильной жизни. «Понятийный» характер мышления сменяется «ценностной» установкой. Ценность и достоверность самого мышления становится под вопрос. Философия теряет связь с наукой, утрачивает характер элитарности. Философский эклектизм поздней античности. Скептицизм Пиррона. «Воздержание от суждений» как метод скептической философии. Эпикурейская философская школа. Этический канон эпикуреизма. Учение стоической школы. Фаталистическая онтология стоиков. Понятие долга у стоиков. Добродетель как бесстрастие. Ресурсы философии в обосновании нравственных принципов. Литература:Обязательная: Философия/ Под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной. Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. Дополнительная: Васильева Т.В. Комментарий к курсу истории античной философии. М.,2002. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М.,1995. Фрагменты ранних стоиков. Т.1-2 М.,1998-2002. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983. Тема 6. Христианская философия.Религиозный опыт как предмет философствования: философствование в вере (религиозная философия), вера как объект философского исследования (философия религии и религиоведение). Различные типы человеческих представлений о Боге: политеизм, пантеизм, деизм, монотеизм или теизм. Философия и богословие. Фундаментальные библейские идеи философского значения, революционные по отношению к античной философии. Монотеистическое представление о Боге – основа иудеохристианской традиции. Креационизм. Антропоцентризм. Закон как Божественное повеление. Новый смысл истории. Переоценка ценностей Золотой век патристики. Отцы Каппадокии и Григорий Нисский. Апофатическое богословие Дионисия Ареопагита. Разработка главных тем христианской философии. Святой Августин. Схоластика. Фома Аквинский. Доказательства бытия Бога. Исторические варианты решения проблемы соотношения разума и веры.Ренессанс идей Августина и Фомы Аквинского в современной философии: неоавгустинианство (Марсель), неотомизм (Жильсон).Современное состояние православной философии. Неоправославие: Клеман О, Яннарас Х., митр. Пергамский Иоанн Зизиулас Философия религии как самостоятельная философская дисциплина (Мюллер, Тиле). Психология религии. Социология религия. Феноменология религии. Литература: Обязательная: Философия/ Под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной. Тертуллиан К.С.Ф. О свидетельстве души. // Тертуллиан Избранные сочинения. М., 1994. Маритен Жак. Философ во граде. // Путь в философию: Антология. М.,2001 Шестов Л. Афины и Иерусалим. О средневековой философии. // Шестов Л. Сочинения в 2-х тт М.,1993.Дополнительная:Кимелев Ю.А. Философия религии.М.,1998.Осипов А.Н. Путь разума в поисках истины. М.,2003.Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.,1997.Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонийского. М., 1991.Жильсон Э. Философия в Средние века. От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004.Соколов В.В. Средневековая философия. М., 2001.Либера А. де. Средневековое мышление. М.,2004.Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время. М., 2003. Мейендорф И.Ф. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс, 1992.Шишков А.М. Философия как служанка теологии: удался ли схоластический эксперимент // Рождественские чтения. М.,2000Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века. // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.^ Тема 7. Европейская концепция гуманизма. Антропоцентризм. Гуманистическая антропология. Основание человеческого благородства – открытость всем традициям. Автономизация человека. Раскрытие гармонического единства Божественного и человеческого в творчестве. Антиаскетизм гуманистической этики. Создание утопий как проявление проективных возможностей человека. «Утопия» Т.Мора. «Город Солнца» Т. Кампанеллы. Поиск новой религии. Уяснение положения человека в мироздании. Метафизическая фантазия Джордано Бруно и Якоба Беме.Учение о божественном единстве всего сущего. Первый пользуется метафорой первосвета, второй смотрит на мир как на организм. Решающее влияние на ход развития позднейшего гуманизма лютеранского раскола и теологии Реформации. Экзегетическая теория Лютера.Смысл гуманизма.Вопрос о человеке в 20 вв. Макс Шелер «Положение человека в космосе»: в соответствии с образом Всечеловека надлежит совершенстваться и действовать реальному человеку. Арнольд Гелен «Человек. Его природа и положение в мире». Позитивизм и прагматизм антропологии Гелена. Человек как итог эволюции живого мира.Литература: Обязательная: Философия/ Под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1994.Дополнительная: Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М.,2004. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М., 1980. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1984. Шелер М. Положение человека в космосе. // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994 Брюнинг В. Философская антропология. // Западная философия (итоги тысячелетия). Екатеринбург, 1997. Вальверде К. Философская антропология. М., 2000. Проблема человека в западной философии. М., 1988.Тема 8. Новое время и вклад философии в становление естественнонаучного метода. Эпистемологический конфликт между эмпиризмом и рационализмом по поводу научного метода. Френсис Бэкон против чистого дедуктивного метода. Индукция и логика открытия. Британские эмпиристы – эмпирический и критический дух научного метода. Классические рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) – дедуктивный и математический характер метода. Гипотетико-дедуктивный метода как компромисс между рационализмом и эмпиризмом. «Знание - сила». Научное познание как возможность понимать и контролировать природные явления. Знание как залог прогрессивного исторического развития. Мир как механизм. Человек как субъект.Философский проект Просвещения – индивид, разум и прогресс. «Эмансипация человеческого разума». Негативное отношение к традициям. Критика социальной действительности. Идея неотчуждаемых прав человека.Монтескье – разделение властей. Гельвеций – индивид и наслаждение. Кондорсе – выгоды прогресса. Педагогика Руссо – ненасильственность воспитательных мер.Литература: Обязательная: Философия/ Под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной. Декарт Р. Правила для руководства ума.// Сочинения в 2-х т. 1, М., 1990.Дополнительная: Хоркхаймер М Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.,1997. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. М., 1996 Рассел.Б. История западной философии. М., 1993. Т.2. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004. Кузнецов В.Н. Мееровский Б.В. Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986. Васильев В.В. История философской психологии. Западная Европа – XVII век. Калининград, 2003 Соколов В.В. Введение в классическую философию. М., 1999.Тема 9. Немецкая классическая философия. Три основных вопроса философии по Канту. Содержание понятия критика в философии Канта. «Коперниканский поворот» в познании. Понятие априорного. Понятие трансцендентального. Основной вопрос «Критики»: как возможны априорные синтетические суждения? Априорные формы чувственности. Нравственная философия Канта.Литература: Обязательная: Философия/ Под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной. Кант И. Введение в «Критику чистого разума»// Кант И. «Критика чистого разума. М., 1998Дополнительная:Васильев В.В Подвалы кантовской философии (дедукция категорий). М., 1998. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии .М., 1986. Жучков В.А. Кант и проблема сознания // Философия сознания: история и современность. М., 2003. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 2003. Молчанов В.И. Время, свобода, познание в «Критике чистого разума» Канта // Историко-философский ежегодник (1987) М., 1987. Бакрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля. Тб., 1973. Гулыга А.В. Гегель. М., 1994. Овсянников М.Ф. Философия Гегеля. М., 1959.Тема 10. Проблема понимания истории.Как возможна история? Каков смысл исторического события? Имеет ли история направление? Кто является творцом истории?Циклическая форма развития истории у древнегреческих мыслителей. Теории исторического круговорота (Дж. Вико, Ницше, Шпенглер, Сорокин). Линейное понимание истории. Христианское понимание истории как временности, с которой соприкасается вечность. Теории исторического прогресса Нового времени. Гегелевская философия истории. Материалистическое понимание истории Марксом.Философия истории в XX в. Идея осевого времени и пульсирующая история К.Ясперса. Эволюция цивилизаций по Тойнби. Историзм как философско-методологический принцип. Наследие В.Дильтея. Демонстрация Дильтеем жизненно-практической обусловленности сознания. Ценность историзма: индивидуализирующее рассмотрение духовных явлений, внедрение в мышление понятия развития. Главная проблема историзма – проблема релятивизма. Негативные коннотации понятия историзм у Ницше, Гуссерля, Поппера.Литература:Обязательная: Философия/ Под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной. Философия истории: Антология. М., 1994.Дополнительная:Визгин В.П. Постструктуралистская методолгия истории. // Одиссей. Человек в истории. М., 1996.Бердяев Н. Смысл истории. М., 1994. К новому пониманию человека в истории: очерки развития современной западной исторической мысли. Томск., 1994. Лооне Э.Н. Современная философия истории. Таллин, 1980. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. //Избранные произведения в 3-х т. М., 1994. Гуссерль Философия как строгая наука. М., Новочеркасск. 1994. Поппер К. Нищета историцизма. М.,1993. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах.// Культурология .XX век. М.,1995. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.Тема 11. Роль философии в политической теории. Государство и власть - предмет философии политики. Источники легитимности государственной власти. Политическая идеология в отличие от философии политики. Политический конфликт как конституирующий признак политических отношений.Маккиавелли и становление принципов реальной политики (эффективная власть, независимая от этических стандартов). Гоббс и теория общественного договора. Политическая теория Локка – индивид и его права. Джон Стюарт Милль: либеральность- условие рациональности. Социализм как политическая идеология. Тоталитаризм и его исследователи в XX веке. Наиболее влиятельные современные философские концепции государства: теория справедливости Дж. Ролза, «минимальное государство». Р.Нозика.Литература:Обязательная: Философия/ Под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной. Бринтон К. Истоки западного образа мысли. М., 2003. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.Дополнительная:Панарин А.С. Философия политики. М,1994.Арон Р. Тоталитаризм и демократия. М.,1993.Арендт Х. Природа тоталитаризма. М.,1996. Д.Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997. Т.4. Тема 12. Предмет социальной философии. Природа социальности. Понятие социальных отношений. Социальная реальность и ее специфика. Закономерности общественного развития. Два доминирующих подхода к проблеме детерминированности человека обществом. Представление о человеке как ансамбле социальных связей (Маркс, Дюркгейм). Понимание человека как автономного субъекта и общества как суммы индивидов-атомов (Вебер, Элиас). Понятие «социальной практики» (Бурдье) как возможность преодолеть ограниченность этих подходов. Трактовки социальности в структурно-функциональном анализе и в социобиологии. Элементы социальности: язык, социальные структуры, системы легитимации. Понятие социальной мобильности. Варианты социальных типологий. Характеристика традиционного, индустриального и постиндустриального общества. Понятие игры в социальных концепциях. Игра как основной способ общения человека с возможным. Игра как способность высвобождения из-под гнета обычных форм принуждения: идеологического, экономического, социального.Литература:Обязательная: Философия/ Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. Философия / Под. ред. В.Н. Лавриненко. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.,1991. Маркс К. Тезисы о Фейербахе.// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50-ти тт, М., 1955-1981гг. т.3 Социальная философия: Хрестоматия./ Сост. Г.С. Арефьева. М.,1994. Найдыш В.М. Введение в философию. Вып. 1. М.,1990. Дополнительная: Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия. // Проблема человека в западной философии. М., 1988. Зиммель Г. Как возможно общество?// Зиммель Г. Избранное. М.,1996. Т.2. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992. Д.Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997. Т.4. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. М., 2004.Тема13. Русская философия.Особенности русской философии: идеал цельного знания, влияние восточно-христанской богословской традиции, проблема самоопределения. Основные формы существования философской и общественной мысли в России. Русская литература и философия. Развитие философских идей под знаком общественной проблематики. Формирование философии «самобытно-русской»: спор западников и славянофилов. Материализм, анархизм, позитивизм в России в конце XIX века. Платонические истоки метафизика всеединства В.С.Соловьева. Спор о Софии. Значение онтологических положений философии Соловьева для русской религиозной метафизики и эстетики русского символизма. Русский религиозно-философский ренессанс: интуитивизм Н.О.Лосского, метафизика свободы Н.А.Бердяева, философский символизм Флоренского и Лосева. Философия русского зарубежья. Рецепция идей русской философии на Западе. Судьба марксизма в России.Философия в СССР. Деятельностный подход к мышлению в психологии и философии. Советская логическая школа. Диалогизм Бахтина. Семиотический подход к культуре Московско-Тартусской школы.Современная философская ситуация в РоссииЛитература:Обязательная: Философия/ Под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной. Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума. М.,1998 Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. // Соловьев В.С Сочинения. М.,1994. Т.1. Дополнительная: Русская философия: Словарь Под.ред. М.А. Маслина. М., 1995. Введенский А.И. , Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки по истории русской философии. Свердловск, 1991. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. К., 1991. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Лосский Н.О. История русской философии. Евлампиев И.И. История русской философии. Спб., 2002.Тема 14. Предмет эпистемологии и характер ее вопросов. Место эпистемологии в архитектонике философии. Взаимосвязь эпистемологии и онтологии. Проблема познаваемости мира. Субъект-объектные и познавательные отношения. Самоисключающая позиция агностицизма. Познание как отражение и создание реальности. Статус знания. Онтологизм, скептицизм, критицизм в эпистемологии. Эпистемологический поворот. Разновидности современных теорий познания.Проблема истины. Истина как цель познания и ценоость. Истина как несокрытость и тайна. Основные концепции истины: классическая, когерентная, конвенциональная, прагматическая. Проблема критериев истины. Познание и практика. Философия и изменение мира. Социокультурные практики как способы конституирования действительности. Литература:Обязательная: Философия/ Под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. // Путь в философию: Антология. М., 2001. Франк С. Непостижимое. // Франк С. Сочинения. М., 1990.Дополнительная:Лекторский В.А Классическая и неклассическая эпистемология. М., 2004. Современные теории познания. М., 1992. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. Полани М. Личностное знание. М., 1985. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. Хайдеггер М. О сущности истины. // Вопросы философии. 1989. №4. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. Гадамер Г.-Г. Что есть истина. // Вопросы философии. 1992 № 5 Лоренц К. Эволюция и априори. // Вестник Московского Университета. Серия 7. 1994, №5 Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. // Вопросы философии. 1993, № 5. Тема 15. Философия науки как особая область философских исследований.Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К Поппера, И.Лакатоса, Т Куна, П. Фейерабенда., М.Полани.Социологический и культурологический подходы к исследования развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Методы научного познания и их классификация.Научные традиции и научные революции. Научные революции как точки роста в развитии научного знания. Селективная роль культурных и социальных условий в выборе стратегии научного развития. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая.Литература:Обязательная: Философия/ Под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной. Кун Т. Структура научных революций. М.,2001. Поппер К. Какой мне видится философия./ Путь в философию. Антология. М.,2002001. Гейзенберг В. Часть и целое. М.,2005.Дополнительная: Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004. Малкей М.. Наука и социология знания. М.,1983. Философия и методология науки. / Под ред. В.И. Купцова. Современная философия науки: Хрестоматия/ Сост.А.А.Печенкин. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.,1986. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М.,1990. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.,2000. Мамчур Е.Л. Проблема социокультурной детерминации филсофского знания. М.,1987. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ. М., 2002. Пуанкаре. О науке.М.,1983. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М.,1995.Тема 16. Предмет философии биологии и его эволюция. Понятие жизни в современной науке и философии. Многообразие подходов к определению феномена жизни. Соотношение философской и естественно-научной интерпретации жизни. Проблема автономного статуса биологии как науки. Основные этапы трансформации представлений о месте биологии в системе научного познания. Принцип развития в биологии. Структура и основные принципы эволюционной теории. Проблема биологического прогресса. Роль теории биологической эвоюции в формировании принципов глобального эволюционизма. Проблема детерминизма в биологии. Основные направления обсуждения проблемы детерминизиа: телеология, механический детерминизм, органический детерминизм, финализм. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной инженерии, клонирования. Этологические и социобиологические основания современных биополитических концепций. Проблема власти в биополитической перспективе.Литература:Обязательная: Лоренц К. Эволюция и априори // Вестник Московского Университета Сер.7, 1994. №4. Биофилософия. М.,1997. Хаксли О. О дивный новый мир. М.,1999. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческой будущее. М.,2004. Стевенсон Л.Два примера научного теоретизирования о человеческой природе.// Десять теорий о природе человека. Найдыш В.М. Научная революция и биологическое познание: философско-методолгический анализ., М.,1987.Дополнительная: Вернадский В.Г. Философские мысли натуралиста. М.,1987. Борзенков В.Г. Философские основания теории эволюции. М.,1987. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.,1999 Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов Л.Я. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.,1995. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.,2000. Методология биологии: новые идеи. М.,2001. Фролов И. Т. Избранные труды. М., 2001-2003. Т.1-3. Олескин А.В. Биополитика. М.,2001. Введение в биоэтику. М.,1999.Тема 17. Экологические императивы современной культуры. Становление экологии в виде интегративной научной дисциплины: от экологии биологической к экологии человека, социальной экологии. Специфика хозяйственной деятельности людей в процессе природопользования. Направления изменения системы приоритетов и ценностных ориентиров людей в условиях эколого-кризисной ситуации. Экофилософия как рефлексия над проблемами среды обитания человека, трансформации общественных механизмов.Экологические концепции XX-го века. Русский космизм и учение Вернадского о ноосфере. Понятия урбоэкология, лимиты роста, устойчивое развитие.Глобалистика как междисциплинарное направление научных исследований. Поиски адекватной модели коэволюции человека и природы и социальная экология. Феномен человека и концепция ноосферы Тейяра де Шардена. Гипотеза Геи Дж. Лавлока.Специфика поисковых и нормативных прогнозов экологического развития. Римский клуб как инициатор глобального моделирования, характеристика его исследовательских проектов.Литература:Обязательная: Вернадский В.Г. Философские мысли натуралиста. М.,1988. Тейяр де Шарден Феномен человека. М.,2003. Гиренок Ф.И. Русский космизм. М.,1987. Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. М., 1994.Дополнительная: Русский космизм. Антология философской мысли. М.,1993. Философия экологического образования./ Отв. ред. Лисеев И.К. М.,2001. Реймерс Н.Ф. Концептуальная экология. М., 1992. Данилов-Данильян В.Н., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.,2000. Философия и экологическая проблема. М., 1990. Философские проблемы социальной экологии. М., 1989. Цивилизация: история, теория, современность. М., Институт философии АН СССР. 1989. Фромм. Э. Психоанализ и этика. М.,1993. Экологический словарь. М.,1993. Хесле В. Философия и экология. М.,1994.Тема 18. Общая характеристика современной философии. Предпосылки современного образа мысли: заслуги Ницше, Маркса, Фрейда в ниспровержении притязаний разума. Концепция отчуждения у Маркса. Перспективизм и воля к власти Ницше. Деструкция рационального сознания З.Фрейдом.Некоторые направления современной философии. Экзистенциальная философия как попытка конкретизации онтологической природы человеческой реальности. Истоки экзистенциализма. «Сущность следует за существованием». Конституирующий смысл свободы для человеческого бытия. Идентичность и признание.