СодержаниеВведение1. Специфика естественнонаучного и гуманитарного типов культур. Путь к единой культуре2. Научные методы и критерии научности3. Общие модели развития наукиЗаключениеСписок литературыВведение Естествознание является сегодня не только наукой, но и учебной дисциплиной. За последние годы эта учебная дисциплина многократно видоизменялась, так как добавлялись новые знания, открытия, теории, концепции. В результате сформировалась учебная дисциплина – «Концепции современного естествознания» как сложный интегрированный курс. На мой взгляд, развитие науки и учебной дисциплины тесно взаимосвязано, поэтому в представленной работе речь пойдет о развитии учебной дисциплины. В связи с этим будут выделены основные категории, постулаты, функции, направления. Понятие "концепция" (от лат. conception) означает единый, определяющий замысел, ведущую мысль какого-либо произведения. Соответственно, под концепциями естествознания следует понимать такие фундаментальные естественнонаучные идеи, модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках. Поэтому курс "Концепции современного естествознания" представляет собой не просто совокупность избранных глав традиционных разделов физики, химии, биологии и т. д., более того, не просто рассматривает междисциплинарные отношения - связи между разными естественнонаучными дисциплинами, а изучает трансдисциплинарные концепции в естествознании в целом. Курс концепций современного естествознания давно введен в ряде стран (США, Англии, Франции и др.) и достаточно убедительно обоснован необходимостью дифференцированного подхода к обучению специалистов гуманитарной и сугубо технической ориентации. Он охватывает наиболее существенные положения состояния нынешнего уровня развития знаний по естественным дисциплинам на базе комплексного синергетического метода анализа природных явлений. В нашей стране преподавание этой дисциплины ведется только с середины 90 х годов ХХ века. Хотя в 20 е годы уже делалась попытка объединения в одной учебной дисциплине основополагающих законов и теорий физики, химии и биологии. Курс "Концепции современного естествознания" можно рассматривать как систему, закладывающую фундамент для объединения разрозненных знаний о Природе в целостную естественнонаучную картину Мира, систематизацию представлений о ней для осмысления экологических аспектов научно-технических разработок и внедрений. На мой взгляд, знания в данной области наук являются необходимыми для студентов всех специальностей для расширения кругозора и создания имиджа современного образованного человека. ^ 1. Специфика естественнонаучного и гуманитарного типов культур. Путь к единой культуре Основные цели естествознания: находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления; раскрывать возможность использования на практике познанных законов природы. Современная наука охватывает огромную область знаний - около 15 тысяч дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. В ХХ веке научная информация за каждые 10 15 лет удваивалась. Если в 1900 году существовало около 10 тысяч научных журналов, то в настоящее время - несколько сотен тысяч. Более 90 % ученых, когда-либо живших на Земле, - наши современники, их число в мире к концу ХХ века составило свыше пяти миллионов человек. Научные знания многообразны в своих проявлениях, но едины в контексте человеческой культуры. В настоящее время насчитывается до 500 определений термина "культура". Латинское слово cultura первоначально означало обработку земли, возделывание почвы. Цицерон в 45 году до н. э. применил его в переносном смысле как cultura animi, что переводится как "возделывание, взращивание души, духа". Культуру стали понимать как нечто противостоящее природе, созданное самим человеком. В ХХ веке крупнейший российский социолог П.А. Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. Культура - это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур - материальной, социальной и духовной. ^ Материальная культура - совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает орудия труда, активную и пассивную технику, физическую ("телесную") культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т.д. ^ Социальная культура - система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности. ^ Духовная культура - система знаний, состояний, эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений - знаков. Универсальный знак - язык - естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный. Основные виды духовной культуры - мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т. д. Предметная область науки включает: систему знаний о природе - естествознание (естественные науки); систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества (гуманитарные науки). Естественные науки являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры. ^ Естественнонаучная культура - это: совокупный исторический объем знания о природе и обществе; объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен изложению; усвоенное человеком содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе.Гуманитарная культура - это: совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук; системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т. п.).^ Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание. ^ Специфика гуманитарной культуры: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего. ^ Путь к единой культуре. Почти на всем протяжении ХХ века наблюдалось противостояние двух сфер познания - естественнонаучной и гуманитарной. Английский ученый Ч. Сноу (1905-1980) сформулировал в середине ХХ века тезис об опасности этого противостояния, поскольку развитие естественных и гуманитарных наук не выходит на желаемый уровень интегративности. Ученый показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и "научной культурой", выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв, если не сказать, пропасть. Ч. Сноу размышлял о двух полюсах культуры. На одном из них - культура, созданная наукой, естествознанием. Прежде всего - это современная научная модель физического мира, которая по сложности, емкости, интеллектуальной глубине является удивительным творением коллективных усилий человеческого разума. Но представители другого полюса - гуманитарной культуры - не имеют, как правило, ни малейшего представления об этом творении. В гуманитарном сообществе не приемлют упрощений, идеализаций, забывая, что построение идеальных моделей - одно из условий плодотворного теоретического мышления. В свою очередь, многие гуманитарные ценности остаются неизвестными для большинства естествоиспытателей. Однако к концу ХХ столетия появились серьезные предпосылки для преодоления подобного противостояния. Само по себе сопоставление различных научных дисциплин - это всегда обмен опытом и перенос его из одной области познания в другую. Это одна из возможных точек роста научного знания. Именно поэтому методологическое сопоставление гуманитарных и естественных наук часто приносит новое, дает замечательные научные результаты. Междисциплинарный подход становится все более значимым для нынешнего развития науки. Идет процесс формирования единой науки о человеке, обществе, государстве, природе и жизни. При этом и социальное, и естественнонаучное понимание имеет единые исходные цели (достичь истинного знания). Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем: имеют общую культурную основу; являются основополагающими элементами единой системы знаний; представляют собой высшую форму человеческих знаний; взаимно координируют в историко-культурном процессе; стимулируют появление новых междисциплинарных отраслей знания на стыках естественных и гуманитарных наук.Человек является основным звеном связи всех наук. Это обосновано тем, что человек: непосредственно осуществляет процесс познания, задает его цели, определяет программу, контролирует протекание собственной познавательной активности; использует результаты наук для удовлетворения своих общественных и личных потребностей; постоянно совершенствует научную деятельность; определяет смысл науки, идеалы, прогнозирует их развитие. Среди выделяющихся в последние десятилетия новых отраслей знания значительное число уже по своей природе носит синтетический, интегративный характер (астрофизика, математическая лингвистика, инженерная психология, космическая медицина, техническая эстетика и др.). Интереснейшим примером такого синтеза становится в последние годы синергетика. Возникнув как физическая теория (в термодинамике), она может успешно служить для моделирования многих процессов социальной жизни - демографических, геополитических, социально-экономических и др. ^ 2. Научные методы и критерии научностиНаучный метод - это: путь исследования, познания; форма теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности; в философии - система положений, принципов, категорий и законов. В зависимости от широты применимости в процессе научного исследования используется следующая классификация методов: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специфические). ^ Всеобщих методов в истории познания известно только два: диалектический и метафизический. Метафизический метод с середины ХIХ века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне познания (наблюдение, эксперимент, измерение), другие - только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. ^ Эмпирический уровень познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне происходит процесс накопления информации об исследуемых объектах, осуществляется первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. На теоретическом уровне познания происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам и явлениям. Результаты теоретического познания - гипотезы, теории, законы. ^ Частнонаучные (специфические) методы познания используются только в рамках исследований какой-то конкретной науки (микробиологический, физиологический методы применяются только в биологических науках). Общенаучные методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент и измерение)Наблюдение - метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности. По способу проведения наблюдения могут быть: непосредственными - те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека; опосредованными - проводятся с использованием тех или иных технических средств (микроскопов, телескопов); косвенными - обязательно основываются на некоторых теоретических положениях, устанавливающих определенную связь (например, в виде математически выраженной функциональной зависимости) между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми явлениями; используются в ядерной физике. Эксперимент - метод эмпирического исследования, предполагающий активное, целенаправленное и строгоконтролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей. Эксперимент включает в себя другие методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение) и в то же время обладает рядом важных, только присущих ему особенностей: в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия (например, изучаться при сверхвысоких температурах, при чрезвычайно высоких давлениях и т. п.); экспериментатор может вмешиваться в естественное течение процессов; условия эксперимента повторяются столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов. В зависимости от характера проблем, решаемых в ходе экспериментов, последние обычно подразделяются на исследовательские и проверочные. ^ Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства. Примером может служить обнаружение ядра атома Э. Резерфордом при бомбардировке альфа-частицами золотой фольги. ^ Проверочные эксперименты служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений. Так, существование целого ряда элементарных частиц было вначале предсказано теоретически, и лишь позднее они были обнаружены экспериментальным путем. Исходя из методики проведения и получаемых результатов, эксперименты подразделяются на качественные и количественные. ^ Качественные эксперименты носят поисковый характер и не приводят к получению каких-либо количественных соотношений. Они позволяют лишь выявить действие тех или иных факторов на изучаемое явление. ^ Количественные эксперименты направлены на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении. В процессе исследований обычно качественный эксперимент предваряет количественный. Измерение - метод эмпирического познания, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств. Результат измерения получается в виде некоторого числа единиц измерения. ^ Единица измерения - это эталон, с которым сравнивается измеряемая сторона объекта или явления. Единицы измерения подразделяются на основные, выбираемые в качестве базисных при построении системы единиц, и производные, выводимые из других единиц с помощью каких-то математических соотношений. Методика построения системы единиц как совокупности основных и производных была впервые предложена в 1832 году К. Гауссом. В настоящее время в естествознании действует преимущественно Международная система единиц (СИ), принятая в 1960 году ХI генеральной конференцией по мерам и весам. Международная система единиц построена на базе семи основных, двух дополнительных и большого числа производных единиц. ^ За основные приняты следующие единицы. Метр - длина, равная 1650763,73 длины волн в вакууме излучения, соответствующего переходу между уровнями 2р10 и 5d5 атома криптона-86. Килограмм - единица массы - представлен массой международного прототипа килограмма. Секунда - время, равное 9192631770 периодам излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133. Ампер - сила постоянного тока, который при прохождении по двум параллельным прямолинейным проводникам бесконечной длины и ничтожно малой площади поперечного сечения, расположенным в вакууме на расстоянии 1 м один от другого, вызвал бы на каждом участке проводника длиной 1 м силу взаимодействия, равную 2·10-7 Н. ^ Кельвин - единица температуры, равная 1/273,16 термодинамической температуры тройной точки воды. Моль - количество вещества системы, содержащей столько же структурных элементов, сколько содержится атомов в углероде-12 массой 0,012 кг. Кандела - сила света, испускаемого с поверхности площадью 1/600000 м2 полного излучателя в перпендикулярном направлении при температуре затвердевания платины при давлении 101325 Па. Существует несколько видов измерений. Исходя из характера зависимости измеряемой величины от времени, измерения подразделяются на статические и динамические. При статических измерениях измеряемая величина остается постоянной во времени (измерение размеров тел, постоянного давления и т. д.). При динамических - измеряемая величина меняется во времени (измерение вибраций, пульсирующих давлений и т. д.). По способу получения результатов различают измерения прямые и косвенные. В прямых измерениях искомое значение измеряемой величины получается путем непосредственного сравнения ее с эталоном или выдается измерительным прибором. При косвенном измерении искомую величину определяют на основании известной математической зависимости между этой величиной и другими величинами, получаемыми путем прямых измерений (например, нахождение удельного электрического сопротивления проводника по его сопротивлению, длине и площади поперечного сечения). Общенаучные методы теоретического познания(абстрагирование, идеализация, формализация, индукция, дедукция)Абстрагирование - метод теоретического познания, заключающийся в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Результат, получаемый в процессе абстрагирования - абстракция. Классификация научных абстракций: ^ Абстракция отождествления - образование понятий путем объединения в особый класс, путем отождествления предметов, связанных отношением типа равенства. ^ Изолирующая абстракция - выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами, и обозначение их определенными "именами", что придает таким абстракциям статус самостоятельных предметов (например: "белизна", "электропроводность" и т. д.). ^ Абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от незавершенности процесса образования бесконечного множества, от невозможности задать его полным списком всех элементов. Такое множество просто рассматривается как данное, как существующее. ^ Абстракция потенциальной осуществимости - отвлечение от реальных границ человеческих возможностей, обусловленных ограниченностью человеческой жизни в пространстве и времени.Идеализация - метод теоретического познания, заключающийся в мысленном внесении определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких изменений могут быть, во-первых, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов (например, материальная точка - абстрактный объект, размерами которого пренебрегают); во-вторых, объект может быть наделен какими-то особыми свойствами, в реальной действительности не существующими (например, широко используемая в физике идеализация абсолютно черное тело - объект наделяется несуществующим в природе свойством поглощать абсолютно всю падающую на него лучистую энергию, ничего не отражая и ничего не пропуская сквозь себя). Целесообразность использования идеализации как метода исследований определяется следующими положениями: когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности математического; когда необходимо исключать некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но который затеняет сущность протекающих в нем процессов. Сложный объект представляется как бы в "очищенном" виде, что облегчает его изучение; когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность.Формализация - метод теоретического познания, заключающийся в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков). Например, широко используемые в науке математические описания различных объектов, явлений. Для построения любой формальной системы необходимо: задать алфавит, то есть определенный набор знаков; задать правила, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены "слова", "формулы"; задать правила, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам. В результате создается формальная знаковая система в виде определенного искусственного языка. Достоинства этой системы: возможность проведения в ее рамках исследования объекта чисто формальным путем (оперирование знаками) без непосредственного обращения к этому объекту; обеспечение краткости и четкости записи научной информации, что открывает большие возможности для оперирования ею.Индукция - есть метод теоретического познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, когда на основании знания части предметов класса делается вывод о классе в целом. Различают следующие виды индукции: ^ Неполная индукция. Общий вывод получается из посылок, не охватывающих всех предметов класса. Полная индукция. Вывод об общем классе предметов делается на основании изучения всех предметов класса. ^ Эмпирическая индукция. Рассуждение, основанное на непосредственном (опытном) исследовании элементов относительно небольшого и регистрируемого множества. ^ Популярная индукция. Установление повторяемости признаков у некоторых явлений класса путем их простого перечисления. Научная индукция. Установление повторяемости признака у некоторых явлений класса на основе обнаружения причинной зависимости этого признака от определенных свойств явления. Родоначальником классического индуктивного метода познания является Ф. Бэкон (1561 1626) - виднейший английский философ ХVII века. Но он трактовал индукции чрезвычайно широко, считал ее важнейшим методом открытия новых истин в науке, главным научным средством научного познания природы. Такое неоправданно расширенное понимание роли индукции в научном исследовании получило наименовании всеиндуктивизма. Дедукция - метод теоретического исследования, когда вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества. В науке Нового времени основным пропагандистом дедуктивного метода был крупнейший французский математик и философ Р. Декарт (1596 1650). Декарт односторонне преувеличивал значение интеллектуальной стороны за счет опытной в процессе познания истины. В реальном процессе научного познания индукция и дедукция не используются изолированно друг от друга, а каждый метод применяется на соответствующем этапе исследования. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания (анализ, синтез, моделирование). Анализ - метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения объекта исследования на составные его части. В качестве таких частей могут быть использованы какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения. Анализ занимает важное место в изучении объектов материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания. Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в единстве. Поэтому метод анализа дополняется другим методом - синтезом. Синтез - метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое. Анализ и синтез как методы познания используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования. ^ Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект - оригинал. Применяется следующая классификация моделей. По цели использования моделей в процессе познания они подразделяются на эвристические и дидактические; по способу воспроизведения информации - на знаковые и вещественно-технические модели; по степени участия человека в создании моделей - естественные и искусственные модели. Метод моделирования непрерывно развивается. На смену одним типам моделей приходят другие. Однако неизменным остается важность, а иногда и незаменимость моделирования как метода познания. ^ Критерии научности. Известно несколько критериев разграничения научных и псевдонаучных идей - это: Принцип верификации. Принцип употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Различают: непосредственную верификацию - как прямую проверку утверждений, формулирующих данные наблюдения и эксперимента; косвенную верификацию - как установление логических отношений между косвенно верифицируемыми утверждениями. Принцип верификации позволяет в первом приближении ограничить научное знание от явно вненаучного. Однако он не может помочь там, где система идей скроена так, что решительно все возможные эмпирические факты можно истолковать в ее пользу - идеология, религия, астрология и т. п. ^ Принцип фальсификации. Его суть: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, или опровержимость, то есть только, то знание может претендовать на звание "научного", которое в принципе опровержимо. Принцип фальсификации делает знание относительным, лишая его неизменности, абсолютности, законченности. ^ Рациональный принцип является основным средством обоснованности знания. Он выступает в качестве ориентира на определенные нормы, идеалы научности, эталоны научных результатов. В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии: универсальность, то есть исключение любой конкретики - места, времени, субъекта и т. п.; согласованность, или непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знания; простота; хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество принципов; объяснительный потенциал; наличие предсказательной силы. В целом выделяют следующие характерные черты науки. Универсальность - сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком. Фрагментарность - изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины. Общезначимость - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей. Обезличенность - ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания. Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей. Незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать. Преемственность - новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями. Критичность - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие результаты. Достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным требованиям. Внеморальность - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению. Рациональность - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня. Чувственность - научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными. Эти черты науки образуют шесть диалектически взаимосвязанных пар: универсальность - фрагментарность, общезначимость - обезличенность, систематичность - незавершенность, преемственность - критичность, достоверность - внеморальность, рациональность - чувственность. ^ 3. Общие модели развития науки Общий ход развития науки (и особенно естествознания) включает основные ступени познания и мира вообще: Непосредственное созерцание природы как нерасчлененного целого - идет охват общей картины природы при пренебрежении частностями, что характерно для греческой натурфилософии. Анализ природы, расчленение ее на части, выделение и изучение отдельных вещей и явлений, поиски отдельных причин и следствий, при этом за частностями исчезает общая картина универсальной связи явлений - характерно для начального этапа развития любых конкретных наук, в их историческом развитии, для позднего Средневековья и начала Нового времени. Воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей путем соединения анализа с синтезом - характерно для зрелого периода развития конкретных наук и для современной науки вообще. Очевидно, что научное знание не является раз и навсегда данным феноменом, объем, и содержание его постоянно меняются, происходит появление новых гипотез, теорий и отказ от старых. Но каков механизм развития научного знания, как соотносятся в науке старое и новое, какие существуют модели развития науки? В настоящее время наиболее четко вырисовываются две основные модели развития науки: история науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс; история науки как развитие через научные революции. Каждая из этих моделей доминировала в конкретные периоды развития науки. Долгое время господствующей моделью развития научного знания была кумулятивная, так как в науке больше, чем в любой другой сфере человеческой деятельности, происходит накопление знаний. ^ Кумулятивная модель строится на идее, что каждый последующий шаг в науке можно сделать лишь опираясь на предыдущие достижения, поэтому новое знание всегда лучше, совершеннее старого, точнее отображает действительность. В силу этого обстоятельства значение имеют только те элементы знания, которые соответствуют современным теориям; отвергнутые идеи, признаваясь ошибочными, являются не более чем заблуждениями, отклонениями от магистрального пути развития науки. В середине ХХ века в науку проникают идеи прерывности развития. Они четко формулируются в модели научных революций. Работы ряда физиков, философов, методологов и историков науки были посвящены поиску более емкой структурно-понятийной научной формации, чем фундаментальная теория, с помощью которой удалось бы найти механизмы, приводящие к революциям в науке, обосновать смену стилей мышления, научных картин мира, типов научной рациональности. Наиболее известными являются следующие структурно-понятийные формации: научная парадигма Т. Куна, научно-исследовательская программа И. Лакотоса. Парадигма в переводе с греческого означает пример, образец. Это понятие широко используется в язы