Реферат по предмету "Педагогика"


Игровая технология в начальных классах школ

ВВЕДЕНИЕ
Пути повышения эффективности обученияищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи являетсяразработка и внедрение новых педагогических технологий. Технологический подходк обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессоми гарантированный успех поставленных учебных целей. Технология (от греч. « techne » — искусство, мастерство, умения и«логос» — наука) – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либоделе, мастерстве, искусстве.[1]Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентовпедагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная вовремени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Ведущимипризнаками технологии являются:
1. совокупность (сочетание,соединение) каких-либо компонентов;
2. логика, последовательностькомпонентов;
3. методы, приёмы, действия,операции;
4. гарантия результата.[2]
Впервые в педагогике понятие«технология» появилось на рубеже 1940-1950-х гг. и было связано сиспользованием в педагогическом процессе технических средств ипрограммированного обучения.
Технологизация учебного ивоспитательного процесса в современной отечественной и зарубежной педагогикесвязана с поиском дидактических подходов, которые могли бы превратить обучениев своего рода « производственно-технический процесс с гарантированнымрезультатом»[3]
Так как в моей курсовой работе речьидёт об эффективности учебного процесса в НАЧАЛЬНЫХ классах, то нельзя обойтинекоторые факты. Маленький ребёнок обладает целостным миропредставлением исвоеобразным ощущением. Для него мир един и целостен. Этот мир может бытьдобрым и злым, цветным и чёрно-белым, открытым и загадочным.
Когда он попадает в школу целостныймир в его сознании распадается на множество фактов, понятий, законов. Чтобыпонять учеников, найти к ним подход. Не следует рассматривать их как маленькихвзрослых. Их мир существует, и они рассказывают о нём в игре.
Переход от дошкольного детства, гдедоминирует игра к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба. Долженбыть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игреэффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы,поэтому опора на игру – это важнейший путь включения младших школьников вучебную работу.
Игра вводит ребёнка в жизнь, вобщение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегдаимеет определённую цель. В музыкальных играх этой целью является развитиеинтеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самойтворческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстромузапоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей.Избавлению от комплексов.
Такому вопросу уделяли вниманиеследующие учёные: П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров («Игра есть то, что задуманои сделано; то, что есть, что думает и о чём думает субъект, когда ондействительно увлечён этой деятельностью с непременной установкой на очевидныйвсем результат»), Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский. Технологический подход кобучению сегодня активно разрабатывается отечественной педагогикой: емупосвящены работы М.Е. Бершадского, В.И.Боголюбова, В.В. Гузеева, Т.А. Ильиной,М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, В.Я.Пилиповского, А.Я.Савельева, а так же зарубежных авторов ( Л. Андерсон, Дж.Блок, и др.).
АКТУАЛЬНОСТЬ: В наше время всё большевнимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышенияэффективности учебного процесса, но далеко не все педагоги умеют правильноиспользовать её в обучении.
ГИПОТЕЗА: Использование игровыхтехнологий на уроках музыки в начальной школе способствует успешному усвоениюзнаний учащихся.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Игроваятехнология в начальных классах школ РБ.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Процессобучения с использованием игровых технологий в начальных классах на урокахмузыки.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Проанализироватьиспользование игровых технологий в начальных классах на уроках музыки.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
— рассмотреть использование игры вкачестве метода обучения в начальных классах;
— рассмотреть классификацию игровыхтехнологий;
— проанализировать процессиспользования игровых технологий в начальных классах средней школы;
— обосновать возможностипрактического применения игровых технологий в начальных классах средней школы.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Анализтеоретической литературы, эксперимент, научное наблюдение.

1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Игра как метод обучения
Всем хорошо известно, что дляразвития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо сранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Игра наряду с трудом иучением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феноменнашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условияхситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которомскладывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игрыневозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В этоми содержится её феномен, что является развлечением, отдыхом, она способнаперерасти в обучение, в модель воспитания.
Игру как метод обучения и воспитания,передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкоеприменение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольныхучреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию иинтенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующихслучаях:
· в качествесамостоятельных технологий для усвоения понятия, темы и даже раздела учебногопредмета;
· как элементы(иногда весьма существенные) более обширной технологии;
· в качестветехнологии урока (занятия) или фрагмента; — как технология внеклассной работы.
«Понятие «игровые педагогическиетехнологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организациипедагогического процесса в форме различных педагогических игр».[4]
Педагогическая игра в отличии отобычных игр обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обученияи соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут бытьобоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательнойнаправленностью.
«Игры – особо организованное занятие,требующее напряжения эмоциональных и умственных сил» — М.Ф. Стронин. Игравсегда предполагает принятия решения, как поступить?, что сказать? Решение этихвопросов обостряет мыслительную деятельность играющих. Для детей игра преждевсего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже самым слабымученикам. Чувство равенства, радость – всё это даёт ребятам возможностьпреодолеть стеснительность, мешающую благотворно сказываться на результатыобученья.
Игра представляет собой небольшуюситуацию, построение которой, напоминает хроматическое произведение со своимсюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрываетсянесколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуацияигры – ситуация реальной жизни. Несмотря на чёткие условия игры в нейобязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, ребёнокначинает думать, как на него ответить. Поэтому для игры характерно спонтанностьречи. Речевое общение, включающее не только речь собственную, как жест, мимику,имеет целенаправленность и носит обязательный характер.
В человеческой практике игроваядеятельность выполняет такие функции:
· развлекательную(это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить,пробудить интерес);
· коммуникативную:усвоение диалектики общения;
· самореализации вигре как полигоне человеческой практики;
· диагностическую:выявление отклонений от нормального поведения;
· функциюкоррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
· межнациональнойкоммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
· социализации:включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческогообщежития.
Большинству игр присущи четыреглавные черты:
1. Свободнаяразвивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, радиудовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.
2. Творческий, взначительной мере импровизационный. Очень активный характер это деятельности.
3. Эмоциональнаяприподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция,аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
4. Наличие прямыхили косвенных правил. Отражающих содержание игры.
В структуру игры как деятельностьорганично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализрезультатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивацияигровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора иэлементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении,самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
· Роли, взятые насебя играющими;
· Игровые действиякак средства реализации этих ролей;
· Игровоеупотребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
· Реальныеотношения между играющими;
· Сюжет (содержание– область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать иоценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен,что являясь развлечением, отдыхом она способна перерасти в обучение.
Игра в обучении — яркий пример двух плановости,когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме. Анализлитературы по использованию игры в обучении показывает, что игра – явлениеполифункциональное. Трудно переоценить воспитательное значение игры, еёвсестороннее влияние на ребёнка. Игра помогает сплотить детский коллектив, вактивную деятельность вовлекаются робкие и застенчивые и это способствуетсамоутверждению каждого в коллективе. В играх воспитывается сознательнаядисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность.
На уроках игровая форма занятий создаётсяпри помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средствопобуждения учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуацийпри урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебнаядеятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется вкачестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования,который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнениедидактического задания связывается с игровым результатом.
Программа игровой деятельностисостоит из набора развивающих игр, которые при всём разнообразии имеют однуобщую идею. Каждая игра – это набор задач. Задачи даются ребёнку в различнойформе – в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, устной илиписьменной инструкции – и таким образом знакомят его с разными способамипередачи информации. Задачи могут быть самые разнообразные: лёгкие – доступныемалышам и трудные – непосильные для взрослого. Поэтому задачи могут развиватьребёнка, постоянно усложняя задачи. Это позволяет ребёнку идти ребёнку вперед исовершенствоваться самостоятельно.
В развивающих играх удалосьобъединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с оченьважным принципом обучения творческой деятельности самостоятельно поспособностям. Это позволяет решать сразу несколько проблем, связанных сразвитием творческих способностей:
· Развивающие игрымогут дать «пищу» для развития творческих способностей с раннего возраста;
· Задания всегдаопережают развитие способностей;
· Поднимаясьсамостоятельно, доходя до определённого уровня, ребёнок развивается наиболееуспешно;
· Все развивающиеигры разнообразны по содержанию, но создают атмосферу непринуждённости,радости.
В игровой модели учебного процесса созданиепроблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации. Основудеятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихсяпроисходит в условно-игровом плане. Итоги игры выступают в двойном плане – какигровой, так и учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игрыреализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровойситуации как моделирующей, её соотношение с реальность. Важнейшая роль принадлежитобсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют результаты игры,соотношение игровой модели и реальности.
Результативность дидактических игрзависит от:
· Систематическогоих использования
· Целенаправленностипрограммы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится какцелостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса иобъединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развиваетсяпараллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебныйпроцесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых технологий изотдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.
Таким образом, многое зависит отпонимания учителем функций и классификации педагогических игр.
игровой педагогический школьник творческий
1.2 Виды педагогических игр
Игровые технологии используются вобучении с незапамятных времён. В настоящее время они чаще используются в сференачального образования. В средней и в высшей школе обращаются к игровымтехнологиям редко. Игры могут использоваться при знакомстве друг с другом наначальных этапах обучения; могут сочетаться с различнымипсихолого-педагогическими тренингами по развитию коммуникации. Также они могутиспользоваться непосредственно в процессе обучения.
Игры следует разделить по видудеятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные),трудовые, социальные и психологические. Классификация педагогических игрприведена на рисунке № 1.
По характеру педагогического процессавыделяются следующие группы игр:
А) обучающие, тренировочные,контролирующие и обобщающие;
Б) познавательные, воспитательные,развивающие, социализирующие;
В) репродуктивные, продуктивные,творческие;
Г) коммуникативные, диагностические,профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игрпо характеру игровой методике.
Три большие группы составляют: игры сготовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаютсяпо ходу игровых действий; игры, которые сочетают свободную игровую стихию иправила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.
Важнейшие из других методическихтипов; предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры –драматизации.

/>
По содержанию игры с готовымиправилами различают: все предметные, спортивные, подвижные, интеллектуальные,строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные,танцевальные), лечебные, коррекционные, шуточные, ритуально-обрядовые и т.д.
«Вольные» игры различают по той сфережизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные,бытовые игры в профессию, и этнографические.
Различают игры с предметами и безпредметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО,а также с разными средствами передвижения.
Форма – способ существования ивыражение содержания. По форме выделяют самостоятельные типовые группы, вкоторых следующие игры: игры – празднества, игровые праздники; игровойфольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровыеанкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования,состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебныеобряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы,маскарады; игровые аукционы и т.д.
Педагогические игры обладаютсущественным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ейпедагогическим результатам, учебно-познавательной направленностью.
Активизировать познавательнуюдеятельность учащихся позволяет игровая форма занятий, которая создаётся припомощи игровых приёмов и ситуаций.
Дидактическая цель при планированииигры превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правиламигры, учебный материал используется как средство для игры, в учебнуюдеятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическуюзадачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается сигровым результатом.
Важнейшая роль в игровых технологияхпринадлежит заключительному ретроспективному (подробному) обсуждению, в которомучащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровоймодели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.
Развитию психологических качествличности, эмоциональности и гибкости ума способствую игровые уроки. Привлечениеучащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, активного поиска,умения анализировать, принимать решения, общаться. В игровой увлекательнойформе учащимся даётся тот материал, который в традиционной форме усваиваетсяочень слабо и без интереса. Когда учащиеся увлекаются, они не замечают, чтоучатся – легко познают, запоминают новое, ориентируются в необычной ситуации.
Рассмотрим некоторые особенностиметодических типов игр, принимаемых в образовательном процессе.
Деловые игры – хорошая форма коллективногопознания. Они моделируют реальную производственную деятельность. Учащиесяразбиваются на группы, которые получают своё задание.
Возможные варианты структуры деловойигры на уроке.
· Знакомство среальной ситуацией;
· Построение еёимитационной модели;
· Написаниесценария;
· Подборнеобходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;
· Уточнение целейпроведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков,дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
· Разработкаспособов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.
При разработке содержания игрыставятся игровые и учебные цели, определяется объём необходимых знаний, функциии роли участников игры, инструкции участникам.
Попробуем рассмотреть более подробнотехнологию деловой игры. Деловая игра используется для решения комплексныхзадач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей,формирование обще учебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучитьучебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различныемодификации деловой игры: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр,психодрамма и социодрама.[5]Схематично технологию деловой игры можно представить следующим образом.

Рисунок №2.Технология деловой игры.Этап подготовки Разработка игры
Разработка сценария;
План деловой игры;
Общее описание игры;
Содержание инструктажа;
Подготовка материального обеспечения. Ввод в игру
Постановка проблемы, целей;
Условия, инструктаж;
Регламент, правила;
Распределение ролей;
Формирование групп;
Консультации. Этап проведения Групповая работа над заданием
Работа с источником;
Тренинг;
Мозговой штурм;
Работа с игротехником. Межгрупповая дискуссия
Выступление групп;
защита результатов;
правила дискуссии;
работа экспертов. Этап анализа и обобщения
Вывод из игры;
Анализ, рефлексия;
Оценка и самооценка работы;
Выводы и обобщения;
Рекомендации.
Этап подготовки начинается сразработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержаниесценария входят: учебная цель занятий, описание изучаемой проблемы, обоснованиепоставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры,содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
После идёт ввод в игру, ориентацияучастников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цельзанятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакетыматериалов, инструкции, правил, установок. Собирается дополнительнаяинформация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам законсультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками деловойигры. Негласные правила запрещают от полученной по жребию роли, выходить изигры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент иэтику поведения.
Этап проведения – содержание; процессигры. С началом игры никто не должен вмешиваться и изменять ход игры. Ведущийили учитель только может корректировать действия участников, если они уходят отглавной цели игры. Различают три способа развития игрового процесса:детерминированный, спонтанный, смешанный (сочетание алгоритмизации с учётомвероятного характера событий, наиболее присущих деловой игре). Деловые игры взависимости от модификации могут быть введены различные типы ролевых позицийучастников:
· По отношению ксодержанию работы в группе – генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит,диагност, анализатор;
· Поорганизационным позициям – организатор, координатор, интегратор, контролёр,тренер, манипулятор;
· По отношению кновизне – инициатор, осторожный критик, консерватор;
· По методологическимпозициям – методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлектирующийпрограммист;
· Посоциально-психологическим позициям – лидер, предпочитаемый, принимаемый,независимый, не принимаемый, отвергаемый.
Этап анализа и обобщения результатовигры подразумевает выступление экспертов, обмен мнениями, защиту своих решенийи выводов. Учитель объясняет достигнутые результаты, отмечает ошибки, делаетвывод занятия. Внимание обращается на сопоставление используемой имитации ссоответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержаниемучебного предмета.
Ролевая игра характеризуется более ограниченнымнабором структурных компонентов. Их можно разделить по мере возрастания исложности на три группы:
· Имитационные,направленные на имитацию определённого профессионального действия;
· Ситуационные,связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
· Условные,посвящённые разрешению например, учебных конфликтов и т.д.
Выделяют в структуре ролевой игрыследующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
1. Роли. Роли, которые выполняютучащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Социальные ролиобусловлены местом в индивида в системе объективных социальных отношений(профессиональные, социально-демографические). Межличностные роли определяютсяместом индивида в системе межличностных отношений ( лидер, друг, соперник идр.). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать ушкольников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности:чувства коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки т.п.
2. Исходная ситуация. Выступает какспособ её организации. При всём разнообразии определения понятия ситуациинеобходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, ивзаимоотношение коммуникантов.
3. Ролевые действия, которыевыполняют учащиеся, играя определённую роль. Ролевые действия как разновидностьигровых действий органически связаны с ролью – главных компонентом ролевых игр– и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры,которые включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.
По сути, ролевая игра являетсяхудожественно-образным отражением тех или иных сторон, фактов, моментов жизни.Это одно из важнейших средств первичной социализации ребёнка, позволяющеерасширить ролевой репертуар, отработать навыки ролевого поведения, овладетьролевым этикетом и осознать его условность. Детские ролевые игры – своеобразнаяантология сценарных вариантов жизни и моментов, определяющих ход сценарногодействия.
Таким образом называя ролевую игруигрой, иметь ввиду, что это «игра в жизнь», т.е. искусство, способ расширенияреального жизненного опыта человека новым, иллюзорным, но переживаемым ипоэтому подобным опыту подлинному.
Ролевая игра внесла вклад в развитие творческогои эстетического потенциала ребёнка, об изменении характера репродукции в игре ивыработке навыков дедуктивного мышления, но нас интересует в данном случаепрежде всего технология, т.е. принципы, приёмы и средства изображения в ролевойигре.
Можно сделать вывод, что путьвоплощения основных принципов педагогической технологии игровой деятельности науроке – это
1. Организацияпроживания урока как художественного образа;
2. организациятворческих импровизаций, открывающих возможности самореализации всехучастников;
3. осмысление иподведение итогов совместной деятельности.
1.3 Развитие творческой активностимладших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии
Главной задачей системы образованиястановится развитие личности, её творческой индивидуальности, развитие иреализация сущностных сил ребёнка. Однако в работах многих педагогов ипсихологов (Р. М. Грановская, Ю.С. Крижанская и др.) отмечается, что всуществующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целомупласту человеческого опыта – опыта творческой деятельности.
Н.В. Уварина утверждает, что особеннонегативно такая тенденция в образовании отражается на детях младшего школьноговозраста. Создавая у них репродуктивную направленность в обучении, можнопотерять будущего творца, ведь такое обучение, отмечает автор, формирует скореепотребителя, беспомощного в творческом плане, столкнувшись с новыми условиямиили обстоятельствами, он оказывается недееспособным.
Необходимо отметить, что существуетпротиворечие между резервом имеющихся теоретических и методических возможностейи недостаточностью использования этих возможностей как средств активизации иэффективности развития потенциала младших школьников.
Несмотря на разработку отдельныхаспектов данной проблемы ещё недостаточно изучен педагогический аспекттворческой активности учеников начальной школы, связанный с технологическимподходом в организации учебно-воспитательного процесса.
В образовании эта область остаётсямало разработанной и находится в стадии становления. Поэтому педагогическиетехнологии образования как область теории и практики нуждаются в значительнойразработке, и сам термин – в уточнении дефиниции. Разрешение проблемыактивности личности в обучении как ведущего фактора достижения целей обучения,общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементовобучения (содержания, форм, методов). Стратегическим направлением активизацииобучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление иувеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических ипсихологических условий осмысленности учения, включение в него учащегося науровне творческой активности.
Младший школьный возраст –благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциалаличности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой иобразовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности,формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности,лежащих в основе её творческого отношения к деятельности. Поэтому развиватьзаложенную в каждом ребёнке творческую активность, воспитывать у негонеобходимые для этого качества — значит, создавать педагогические условия,которые будут способствовать этому процессу.
Таким образом, всё болееактивизируется проблема устранения противоречий, между возрастающимипотребностями личности в творческой самодетерминации и сложившимисяпедагогическими условиями, препятствующими творческому росту личности младшегошкольника в процессе образования, а также необходимостью использованияпедагогических технологий развития творческой активности младших школьников.
В гуманистической педагогикепонимание развития личности в процессе усвоения, научение предусматриваеттолкование активной самостоятельной деятельности и творчества самого себя.Творчество рассматривается как совокупность сущностного, процессуального иличностного компонентов, обусловливающих появление продукта, отличающегосяновизной, оригинальностью, уникальностью.[6]Синтезируя изложенные точки зрения с учётом возрастных особенностей младшихшкольников, мы определяем творчество как процесс, этапами которого являются:
· накопление знанийи навыков для уяснения замысла и формирования задачи;
· рассмотрениезадачи с разных сторон, построение вариантов;
· реализацияверсий, идей, образов;
· проверканайденных вариантов и их отбор.
Данный подход позволил выявитьосновные составляющие творческой личности младшего школьника: уверенность всвоих силах; доминирование эмоций радости; отсутствие боязни показатьсястранным и необычным; отсутствие комфортности; любовь к фантазированию,способность быть самим собой, слышать своё « Я »;
Исходя из того, что педагогическиеосновы периода начального становления творческой личности изучены недостаточноподробно, и то, что современная педагогическая практика пытается решить этопротиворечие разными путями: реализации личностно-ориентированной идеи в обучениии воспитании ребёнка; прорывами к перспективным образовательным ценностям и др.Чётко вырисовывается тенденция к поиску средств развития мыслительныхспособностей, связанных с творческой деятельности ребёнка: развитие творчествачерез создание специальных условий в разных видах деятельности;целенаправленное развитие творческих способностей с помощью активных методовобучения, а также созданием педагогических технологий.
Сущностью педагогических технологийявляется научно-обоснованный способ построения учебного процесса; экстенсивныйхарактер его развития; гарантированность планирования и воспроизводимостьсистемы. Поэтому под игровой педагогической технологией понимаетсясистематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированногопроцесса обучения, систему способов и средств достижения целей и управлениеэтим процессом.
Исходя из гуманистического подхода,необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития каждогоребёнка. На наш взгляд, это возможно в условиях игровой технологии. Применениетренинго-игрового метода в структуре игровой педагогической технологиипозволяет содержание образования подстроить под ребёнка, через учет реальныхпсихологических механизмов развития личности.
В данной технологии учёт реальныхпсихологических механизмов это экзистенциальная сущность ребёнка, выражающаясяв личностной свободе, обеспечивающая проявление творческой активности младшихшкольников и как следствие полноценное развитие личности.
Уровень применения в начальной школе педагогическихтехнологий направленных на развитие творческого мышления и творческойактивности даёт нам возможность говорить о недостаточной теоретическойразработанности технологий преподавания в начальной школе и их направленностина развитие творческой активности младших школьников.
Организация деятельности младшихшкольников по развитию творческой активности можно рассматривать кактехнологический процесс. Его критериями являются: эвристичность в установленииразличий и сходства в изучаемых предметах и явлениях, нахождение общего,единичного, особенного; не регламентированность в поиске и разрешениипротиворечий; комфортность; выразительность речи; высокая творческаяактивность.[7]
Главным показателем развитиятворческой активности младших школьников является устойчивый интерес к учебнойдеятельности, готовность к действию, нестандартное выполнение заданий.
Тренинго-игровой метод выступает какинструментарий развития творческой активности младших школьников, который можноприменять на отдельном занятии и как элемент урока. В связи с этим, мыопределяем тренинго-игровой метод, как много функциональный, способствующийовладению любым сложным видом деятельности, перепрограммирования моделиуправления поведением. Одним из принципиальных положений организации тренингаявляется отсутствие отметки по больной системе, деятельность оценивается наоснове суждений. При помощи данных приёмов, с одной стороны, в работувовлекается максимальное число учащихся, с другой – видно, кто из детей знаетматериал, а кто не знает. В целом применение тренинго-игрового методапредполагает гуманное отношение к детям, которое выражается взаинтересованности их судьбой, оптимистической вере в ребёнка, сотрудничестве,отсутствии прямого принуждения, терпимости, демократизации отношений,уравнивание учителя и учащегося в правах, праве на собственную точку зрения иправе на ошибку, стиле отношений (не принуждать, а убеждать; не командовать, аорганизовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора). Для этого, врамках применения тренинго-игрового метода, используются приёмы, которыесодержат элемент новизны, неожиданности в источнике выполнения задания,элементы юмора, игры, импровизации.
Применение тренинго-игрового метода всистеме уроков открывает перед младшим школьником возможности раскрепощенияинтеллектуальных ресурсов, расширения поля сознания, укрепление веры в своисилы, развития творческой активности, талант к общению, этические инравственные основы поведения. И самое важное он не усваивает насильновнедряемые стандарты, а развивает сам себя.
В целом использованиетренинго-игрового метода в процессе обучения обусловлено возрастнымиособенностями детей начальной школы, целями личностно-ориентированногообразования, задачами развития творческой личности младшего школьника.Правомерно и обосновано его использование для развития творческой активностиученика начальной школы.
Вместе с тем психологическиеисследования ( Л.А. Венгер, В.С. Мухина, С.Н. Карпова, В.А. Петровский, Б.Д.Эльконии и др.)[8]показывают, что если дошкольники достаточно полно реализуют свою потребность всвободе в условиях игровой деятельности, то с приходом в школу, где основнымвидам деятельности становится учение, новообразования дошкольного периода вомногом утрачиваются. Это связано с тем, что успешность учения первоклассниковво многом зависит от их способностей к действиям по правилам и вступлениеребёнка в школьную жизнь сопровождается значительной регламентацией егодействия. Такие важные структурные элементы способной учебной деятельностицелеполагание, планирование, рефлексия, самооценка, практически полностьюмонополизированы учителем.
В воспитании творческой личностиособое значение приобретает компетентность педагога, педагогическое творчество.В связи с этим приведём пример проведения эксперимента по выявлению и степениготовности учителя к использованию педагогических технологий в творческомразвитии личности. Участниками эксперимента были выбраны будущие учителяначальной школы. В соответствии с целями исследования были разработаны критерииготовности будущих учителей к применению игровой педагогической технологииразвития творческой активности младших школьников.¹
На основании предположенных критериевбыли выделены следующие уровни готовности будущих специалистов по применениюигровой педагогической технологии развития творческой активности младшихшкольников: исполнительский (низкий), инициативный (средний), творческий(высокий). В результате использования было установлено, что каждый пятыйвыпускник не готов к реализации игровых педагогических технологий. Половина изних не всегда эффективно может использовать инновации в своей работе. Всё этоопределяет необходимость совершенствовать педагогическую подготовку будущегоучителя с точки зрения развития творческой активности не только учащихся, но исамих педагогов. Теоретическое осмысление проблемы позволило определить пути иусловия развития творческой активности учащихся:
1. развитиетворческой активности младших школьников и её влияние на их творческий ростпроходит более успешно, если деятельность учителя основывается:
· на искреннемуважении и эмпатическом понимании учащихся и умение использовать игровую педагогическуютехнологию, как инструментарий развития творческой активности младшихшкольников;
· умении тонко иделикатно обращаться с младшими школьниками, следовать природе ребёнка,обеспечивать их свободное развитие;
· поощрении вразвитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми;
· воспитаниистремления к свободе.
2. условиями,обеспечивающими эффективность развития творческой активности младших школьниковявляются:
· возможностьовладения школьниками опытом самостоятельной разнообразной для них деятельностичерез испытание тренинго-игрового метода в учебном процессе;
· созданиеобогащённой информационной и досугово-развивающей среды;
· выстраиваниеобразовательного процесса, как процесса взаимодействия индивидуального,уникального учителя и индивидуального, уникального ученика;
· совместнаядеятельность педагога и учащегося, где особое значение приобретаетмировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности сучётом её индивидуальности.
Отсюда игровая педагогическаятехнология строится как сотрудничество, сотворчество взрослого и ребёнка, вкоторых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Обобщая теоретические положения,выдвинутые многими исследователями по рассматриваемой проблеме, мы пришли кследующим выводам: использование тренинго-игрового метода в системе урока,моделирование ситуаций, требующих проявления творческой активности учащихся,творческие задания, подготовка будущих учителей к использованию педагогическихтехнологий являются, на наш взгляд, основными вещами при реализации игровойпедагогической технологии, направленной на развитие творческой активностимладших школьников.[9]

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Использованиеигровых технологий на уроках музыки в начальной школе способствует успешномуусвоению знаний учащихся.
Для подтверждения данной гипотезымной был проведён цикл занятий на базе СШ № 30 в первом классе на урокахмузыки.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХИССЛЕДОВАНИЙ– педагогический эксперимент, научное наблюдение.
Исследовательская работа проходила втрёх этапах: констатирующем, формирующем и контрольном.
2.1 Констатирующий этап
ЦЕЛЬ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА: Изучитьнедостатки работы учителя выявить уровень использования игровых технологий науроках музыки в начальных классах, выявить уровень усвоения учащимисяматериала.
МЕТОДЫ: педагогический эксперимент,научное наблюдение.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема четверти: «Волшебный мир звуков»
Тема урока: «Музыкальное путешествиев осенний лес»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
· Образовательная:выявить и дать знания о музыкальных и шумовых звуках, накопить у детей звуковыеобразы.
· Воспитательная:сформировать у детей хороший музыкальный вкус в индивидуальном характере.
· Развивающая:развивать звуковое воображение, мобилизовать слуховое внимание, накопитьзвучащие жесты, развивать умение ансамблевого исполнения, развиватьмузыкально-ритмическое чувство, развивать интонационную выразительность,развивать слуховые представления и чистоту певческого интонирования, развиватьпевческий голос и певческие умения, накапливать слуховые представления повтора,контраста и музыкальной формы.
Оборудование: учебник, фортепиано.
Ход урока
1. Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте ребята!
2. Сообщение целей и задач урока:Сегодня на уроке мы будем путешествовать по осеннему лесу. Готовы?
3. Песня: Давайте вначале повторимпесню, изученную на прошлом уроке «Зеркало» и «Эхо».
4. Песня: Сейчас попробуемпредставить с вами будто мы в лесу…Что мы можем увидеть у лесу? (Ёжика). Уёжика колючие иголки. Погладим с вами ёжика (дети отрывисто гладят рукой).Хорошо, молодцы дети, получилось у вас познакомиться с ёжиком. А кого ещё мыможем сейчас встретить в сказочном лесу? (Зайчика). Давайте простучим в ладоши:«зай-чик», «за-инь-ка»; точно так же «ё-жик», «ё-жи-ки». Может вы ещё что-тозаметите в осеннем лесу? (Листья). Давайте простучим и проговорим: «ли-стья»,«лис-ти-ки». У вас получается, молодцы! А сейчас время возвращаться в класс.Сейчас мы выучим и споём ту песенку, которую простучали в ладоши. «Ёжик,листики и зайка». Послушайте, я вам её сейчас исполню. (Разучивает с детьмипесню). Хорошо, молодцы, все очень старались!
5. Подведение итогов: Ну вот и всё,наш урок подходит к концу. Сегодня мы побывали в осеннем сказочном лесу,познакомились с различными видами длительностей и выучили красивую песенку. Досвидание.
АНАЛИЗ УРОКА:
Проведение этого урока помоглозаметить необходимость использования игровых технологий в начальных классах науроке музыки. Дети были крайне невнимательны, постоянно отвлекались; были маловтянуты в урок, мало участвовали; мало изучалось различных песен, слушаний;мало использовались игровые методы – в результате чего небыли достигнутыпоставленные цели и задачи урока.
НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Цель наблюдения: Использование игровых методов науроке музыки в начальных классах.
Наблюдение ведётся в СШ № 30 в 1 «А»классе на уроке музыки.
План наблюдения
1. Какие виды игровых технологийиспользовались на данном уроке.
2. Эмоциональная отзывчивость детейна применение учителем игровых методов на уроке музыки.
3. Уровень усвоения знаний учащимисяпри использовании игровых методов на уроке музыки.
4. Активизация творческойдеятельности и развитие творческих способностей детей при использованииучителем игровых технологий на уроке музыки.
Вывод
Наблюдение данного урока отметилонедостатка работы учителя при малом использовании игровых технологий на урокемузыки, что повлекло за собой следующие результаты: были плохо достигнуты целиурока, поставленные учителем, а некоторые из них вообще недостигнуты; детичасто отвлекались и мало понимали о чём говорит учитель; уровень усвоениянового материала, проверенный в конце урока, оказался очень низким; не удалосьактивизировать и творческую деятельность, развить творческие способности.
 

2.2 Формирующий этап
ЦЕЛЬ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА: Повыситьуровень знаний ребёнка, поднят его на ступень выше в развитии.
МЕТОДЫ: педагогический эксперимент.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема четверти: «Волшебный мир звуков»
Тема урока: «Каких чудес припас намвечер?»
Тип урока:
· Образовательная:обобщить представления детей о разнообразии звуков, о способности музыкиотражать окружающий мир и настроение человека.
· Воспитательная:воспитать у детей здоровый интерес к музыке; воспитать в детях высокоепонимание ценностей в музыке.
· Развивающая:развить творческую деятельность учеников; развивать слуховое внимание извуковое воображение детей; дифференцировать и накапливать динамические ирегистровые слуховые представления; развивать звуко-высотный слух и ритмическоечувство учеников; обобщить инструментальные, речевые, певческие и пластическиеисполнительские умения; развивать творческую самостоятельность, навык переносаумений на новый художественный материал.
Оборудование: ТСО, учебник «Музыка 4класс», музыкальные ложки, фортепиано, оркестровый треугольник, свечи,музыкальные диски.
Ход урока
Ученики входят в класс под музыкумарша из балета « Щелкунчик» П.И.Чайковского (движение под музыку и в еёнастроении).
Музыкальное приветствие (тихое игромкое).
Учитель: Как звал нас на урок звонок:одинаково или по-разному? (Тихо и громко, таинственно и радостно.) Давайтепоприветствуем друг друга африканской песенкой, которая подарит нам радостноенастроение. (Игровая приветственная песня из африканского фольклора «Хэй, хэй –привет тебе!») Так как скоро конец четверти и нам предстоит ещё готовиться косеннему празднику «Богач», давайте съездим в осенний лес попрощаться с нашимидрузьями. На каких инструментах мы будем исполнять их музыку? (Музыку лошадки –на ложках, музыка листочков – на маракасах, птичек – на фортепиано и т.д.)(Речевая игра-рондо «Едем – едем на лошадке» (один из вариантов). Исполнение вритме на реальных и «волшебных» (воображаемых) инструментах персонажей игры.).Мы выехали на поляну и встретили кого? (Ёжика.) (игровая песня «Ёжик – ёж».Моделирование движением пальчиков-колючек слуховых представлений.) Вот мы уже вчаще, а там живёт…? (Паучок – паучина.) (Шведская игровая песня «Паучина».Пластическое «рисование» образов.)
Учитель: Ребята, волшебница Музыкаснова помогла нам побывать в осеннем лесу, посмотреть, какой же он красивый вэту пору года. Посмотрите, а ведь в лесу уже темнеет. Осенью вечер наступаетрано. Кто «нарисует» на клавишах фортепиано, как темнеет небо и на землюпостепенно опускается ночь? Давайте зажжём на тёмном небе яркие звёзды.(зажигаю свечи по классу.) (звукоподражание на фортепиано и оркестровом треугольнике:вечер опускается на землю (кластеры на фортепиано из верхнего в нижнийрегистр), в небе зажигаются звёзды (на фоне кластера в нижнем регистрефортепиано игра на треугольнике). (Музицирование на пиано!)
Учитель: А теперь послушаем, как«нарисовал» вечер композитор Р. Глиэр (или С.Прокофьев). Поможем ему «рисовать»движением рук. Как красиво у нас получилось! (Слушание и пластическоеинтонирование – пьесы Р.Глиэра или С.Прокофьева «Вечер» (игра «Зеркало»).
Учитель: Пора уезжать из леса, покасовсем не стемнело. А поедем мы с вами не домой, а к бабушке в деревню. Там запечкою живёт сверчок – маленький жучок, который тоже поёт волшебные песни.(Речевое и пластическое « Едем – едем на лошадке» (окончание игры).
Учитель исполняет ритмодекламацию,затем разучивает её с учениками. (Ритмодекламация под музыку « Золотой сверчок»(муз. К. Нефе, сл. Т.Кубяка)
Учитель: Правда, красивая песня узолотого сверчка? А какие замечательные песни поют нам вечером бабушки и мамы!Кто знает, как они называются? (Колыбельные.) (Слушание в исполнении учителябелорусской народной колыбельной « А ты, коцiк, не хадзi».) Стакими песнями детям сладко спится. Но ведь рано или поздно ночь заканчивается.И даже сверчок перестаёт петь с первыми лучами солнца. Давайте послушаем, какпоёт осень за окном, и поможем солнышку подняться. ( Звукоподражание – (игры«Эхо» и «Зеркало»). Звуки осени: ветер, шуршание опавших листьев, дождь,хлопанье крыльев летающих птиц. Кластерное хоровое исполнение: «Солнышкопросыпается, всходит, ярко светит и заходит, все личики сливаются в один лучик»(унисон).
Учитель: Вот какие вы волшебники,молодцы! А сейчас вспомним нашу игру – песенку на лошадках и исполним её веселои задорно. Будьте внимательны, потому что слова у нас будут новые. (Игроваяпесня «слово на лошадках») ( Ритмическое исполнение с хлопками новых слов:вечер – вечерок; звёзды – звёздочка; мама – мамочка, сказка – сказочка, нашсверчок, колыбельная, просыпайся и т.д.)
Учитель: Ну что же, ребята, наш урокподошёл к концу. Вы уже успели заметить, какая Музыка волшебница. Она припомощи волшебных звуков может «нарисовать» всё вокруг нас, даже картины осени,вечера. А может передать нам своё настроение.
Музыкальное прощание. Выразительность«эха» (Игра «эхо»: учитель – дети.)
Ученики выходят из класса по музыкумарша из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
АНАЛИЗ УРОКА:
Данный урок является одним изнемногих, использовавший игровые технологии на уроке музыки в начальныхклассах; на нем активизировалась творческая деятельность учащихся. Материал,изученный на этом уроке дал качественный показатель усвоения материала; целибыли реализованы – этому способствовало достаточное количество используемыхигровых технологий и правильная их организация.
2.3 Контрольный этап
 
ЦЕЛЬ КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПА: проверитьуровень усвоения учащимися материала на уроке музыки в начальных классах посравнению с первым (констатирующим) этапом.
МЕТОДЫ: педагогический эксперимент.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема четверти: «Волшебный мир звуков»
Тема урока: «Музыкальное путешествие восенний лес»
Тип урока: урок углубления темы.
Цель урока:
· Образовательная:накопить у детей звуковые образы, открыть мир музыкальных и шумовых звуков.
· Воспитательная:сформировать у детей хороший вкус музыки в индивидуальном характере.
· Развивающая:развивать звуковое воображение, мобилизовать слуховое внимание, накопитьзвучащие жесты, развивать умение ансамблевого исполнения, развиватьмузыкально-ритмическое чувство, развивать интонационную выразительность,развивать слуховые представления и чистоту певческого интонирования, развиватьпевческий голос и певческие умения, накапливать слуховые представления повтора,контраста и музыкальной формы.
Оборудование: учебник, фортепиано,ТСО, музыкальные диски, осенние листики, школьная доска, наглядные изображениядлительностей.
Ход урока
Ученики входят под музыку марша С.С.Прокофьева. (Движение под музыку и в её характере).
Музыкальное приветствие.Выразительность «Эха» и «зеркала». (Игровая приветственная песенка «Хэй, хэй –привет тебе!». Игры «Эхо» и «Зеркало».)
Учитель: А сейчас, ребята, мы с вамиотправимся в сказочный осенний лес, где тоже живёт наша волшебница Музыка, ноотправимся мы туда не пешком, а поедем на лошадке. Сожмём кулачки и постучим.Это будут копытца нашей лошадки. Что же мы услышим и увидим в путешествии? Скем встретимся? (Речевое рондо-игра «Едем-едем на лошадке». Игры «Зеркало» и«Эхо». Речевая игра в форме рондо с различными ритмическими заданиями,регистровой, динамической и тембровой нюансировкой в эпизодах.
Учитель: Вот, ребята, мы с вами ужезабрались в чащу. А кого мы там можем встретить? (Ёжика.) Давайте с нимпознакомимся. Сомкните лошадки в замочек, и вот у каждого уже есть свой ёжик. Атеперь споём про него песенку, а пальчиками будем «рисовать» его колючки. Мыбудем ёжику задавать вопросы, а он нам будет отвечать. (Игровая детская песня«Ёжик-ёж» (русский вариант текста Т.Боровик). Разучивание методами «Зеркало» и«Эхо»: работа над чистотой звуковысотного интонирования, координация слуха,движения и голоса. Диалогическое пение: учитель – класс со сменой ролей.)
Учитель: Молодцы, ребята! Хороший увас получился разговор с ёжиком. Ну, а сейчас нужно выехать из лесной чащи.(Продолжение рондо-игры «Едем-едем на лошадке» — речевое и пластическоеинтонирование. Игры «Эхо» и «Зеркало». Знакомство с новымиэпизодами–персонажами.)
Учитель: И приехали мы в класс.Давайте вспомним, кого же мы встретили сегодня в осеннем лесу. А поможет намэто сделать игра-песенка «Слово на лошадках»:
Ё-жик ТА-ТА
Ё-жи-ки ти-ти-ТА
Ли-стья ТА-ТА
Лис-ти-ки ти-ти-ТА
Зай-чик ТА-ТА
За-инь-ка ти-ти-ТА и т.д.
Далее песня исполняется саккомпанементом. ( Игровая песня «Слово на лошадках». Работа надвыразительностью, динамическими нюансами, ритмической точностью и ансамблемисполнения.)
Учитель: Ну что же, ребята, наш урокподошёл к концу. Волшебница Музыка помогла нам с вами побывать в осеннем лесу,услышать как шуршат листья, поют птицы, стучит дятел, прыгает заяц, помоглапознакомиться с ёжиком.
Музыкальное прощание.
Ученики выходят из класса под музыкумарша С.Прокофьева. (Движение в характере музыки.)
АНАЛИЗ УРОКА:
Данный урок показал большую разницуусвоения учащимися материала по отношению с первым (констатирующим) этапом.Дети активно участвовали на уроке, были заинтересованы, проявляли творческиеспособности. Таким образом можно сказать, что использование игровых технологийна уроке музыки в начальных классах с целью эффективного усвоения учащимисянового материала – одно и важнейших требований к современному учителю музыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра – это мощный стимул обучения,это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируютсяпсихологические процессы участников игровой деятельности: внимание,запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры.Состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка,вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего вего непосредственном опыте не было.
Игра эмоциональна по своей природе иопыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой изапоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта формаурока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игрыинтеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какойему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Игра позволяет задействовать вучебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровуюдеятельность.
Понятие «игровые педагогическиетехнологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организациипедагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообщепедагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной цельюобучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут бытьобоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательнойнаправленностью.
Анализ эмоционального состояния детейв результате проведённого урока музыки с применением игровой технологиипоказывает, что урок вызвал у детей эмоциональный подъём, что положительносказывается на усвоение материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Минич О.А., ХаткевичО.А. Педагогические игры. М.2005, С.3
2. Айсмонтас Б.Б.Теория обучения: схемы м тесты. -М.2002, С.59-64
3. Образцова Т.Н.Музыкальные игры для детей. 2005, С.5-6,26-27,
4. ГринченкоИ.С.Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.Учебно-методическое пособие. – М.: «ЦГЛ», 2002, С.4-29
5. СелевкоГ.К.Современные образовательные технологии. М.: 1998, С.14-15,50-60
6. Занько С.Ф.,Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение (в 2-х частях).М.: 1992.
7. Герман Селевко.«Энциклопедия образовательных технологий» «Педагогические технологии на основеактивизации, интенсификации и эффективного управления». «Учительская газета»№40 (10069)/ 2005-10-04
8. Кларин М.В.Образовательные возможности игры // современная педагогика. – 1985, №3
9. Эльконин Д.Б.Психология игры.- М.: 1999 С.8
10. Шмаков С.А. Игрыучащихся – феномен культуры. М.,1994
11. Занько С.Ф.,Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория.
12. Левин В.А.Воспитание творчества.- Томск: Пеленг, 1993.С.63
13. Уварина Н.В.Развитие творческих способностей у младших школьников. Дис.: канд.пед.наук.-Челябинск, 1999. С.184
14. Грановская Р.М.,Крижанская Ю.С. творчество и преодоление стереотипов.- СПб.: ОМS, 1994, С.465.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.