Севастопольский центр переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организацийПрактические задания по формированиюкультуры делового общенияИнструктивно-методические материалы к практическим занятиямСевастополь 2010ББК 81.2-5П69Практические задания по формированию культуры делового общения: инструктивно-методические материалы / Сост. Е.Н. Алисейко. – Севастополь, 2010. – 52 с.Рекомендовано учебно-методическим советом Севастопольского центра переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций. Протокол № 2 от 29.03.2010 года Севастопольский центр переподготовки и повышения квалификации, 2010 Содержание Тема 1. Мастерство публичного выступления…………………Тема 2. Техника речи…………………………………………….Тема 3. Убеждающая речь..……………………………………...Тема 4. Культура речевой деятельности………………………..Тема 5. Слушание в деловой коммуникации…………………...Тема 6. Невербальные средства коммуникации………………..Тема 7. Манипуляции в общении………………………………. Тема 8. Критика в деловой коммуникации…………………….. 58131826293441 ВведениеВ данном пособии изложение принципов делового общения базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин, как лингвистика, риторика, психология, этика, логика, менеджмент. Выполнение практических заданий из данного пособия поможет в дальнейшем успешно выступать перед аудиторией, искусно вести деловой разговор, переговоры, совещания, убеждать, не позволять собеседнику манипулировать собой, преодолевать барьеры в общении. Пособие предназначено для специалистов, профессиональная деятельность которых связана с речевым поведением: государственных служащих, преподавателей, бизнесменов, юристов, работников социальной сферы. Может использоваться при изучении тем «Формирование и развитие коммуникативной культуры государственного служащего», «Основы эффективной деловой коммуникации», «Публичное выступление как эффективное средство деятельности госслужащего» и др. Тема 1. Мастерство публичного выступленияВопросы для самоконтроля1. Какие качества вы отнесли бы к «природным дарованиям» оратора? 2. Согласны ли вы, что обучение по вузовским дисциплинам формирует риторические навыки? Какие рекомендации преподавателей явились наиболее ценными для вас?Задание 1.Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что содержат ключевые слова «как» или «подобно».Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:1. Вода для корабля то же, что___________________ для бизнеса. 2. Цветок вызывает радость так же, как__________________ гнев. 3. Кран для______________ то же, что____________ для свободы. 4. Мой дом – это _________________________________________. 5. Моя работа – это _______________________________________. 6. Беспокойство – это _____________________________________. 7. Правда – это ___________________________________________. 8. Власть – это ___________________________________________. 9. Успех – это ____________________________________________. 10. Счастье – это __________________________________________. 11. Любовь – это __________________________________________. 12. Идеалы – это __________________________________________. 13. Размышление – это _____________________________________. 14. Жизнь – это ___________________________________________.Задание 2. Тренировка умения начинать и заканчивать выступлениеПредложите вступление и заключение к следующим темам, постарайтесь, чтобы они перекликались. Примеры тем: Тема Аудитория Сотвори себя сам Дружба помогает жить Берегите любовь Как жить, не старея Резервы психики человека Как научиться владеть собой Космическое будущее человечества Лучше гор могут быть только горы Море – мир красоты и чудесХорошие манеры прибыльны Когда приходит успех Врачи-хирурги Университетские преподаватели Военные Социальные работники Дипломаты Первоклассники Студенты старших курсов университета Учащиеся профтехучилищаСотрудники рекламного агентства Успешные молодые бизнесмены Государственные служащие Задание 3. «Демонстрация находчивости, парадоксальной логики и красноречия»Из предложенных тем выберите наугад две и сделайте сообщение на одну-две минуты, логически связав между собой обе, казалось бы, совершенно несовместимые темы:· Китайское искусство фэн-шуй. · Бабочка-махаон. · Имидж госслужащего. · Модный галстук стоимостью 200 долларов. · Беловежская пуща. · Проблема разоружения. · Этикет делового общения. · Обучение в театральном институте. · Реклама на телевидении. · Женщина и политика. · Старение населения Европы. · Военная реформа. · Красивая женщина. · Индийский трактат о любви.Задание 4. «Язык без костей» – задание на находчивость и красноречиеВам предлагается составить импровизацию – завершенный логически фрагмент выступления (не более двух минут), куда органической частью включить предлагаемый материал (один из них).А. Провал – это возможность начать снова, но более эффективно. Успех – это когда получаешь то, что хочешь. Счастье – это когда то, что ты получаешь, тебе нравится. Я не знаю ключа к успеху, но ключ к провалу заключается в попытке доставить удовольствие всем. (Генри Форд)Б. Единственные настоящие поэты нашего времени служат в рекламных агентствах. (Теннеси Уильямс)В. Тише едешь – дальше будешь.Г. Желающего судьба ведет, а не желающего – тащит.Д. Если единственный инструмент, которым вы располагаете, – это молоток, то многое вокруг покажется вам гвоздями. (Марк Твен)Е. Большая удача вызывает много мелких неприятностей (японская пословица).Ж. Не плыви по течению, не плыви против течения – плыви поперек течения, если хочешь достигнуть противоположного берега (китайская мудрость).З. В кабинете врача: – Больной! Вам несказанно повезло! У вас такая редкая и неизлечимая болезнь, от которой умирают девять больных из десяти! Но у меня от этой болезни уже умерли девять пациентов, вы – десятый.Задание 5. Тренировка умения приветствовать аудиторию и начинать выступлениеЦель задания – научиться делать начальную паузу и здороваться с аудиторией так, чтобы интонация выражала радость от встречи. Участники по очереди выходят к аудитории и приветствуют собравшихся жестом или фразой. Остановиться нужно в том месте, откуда хорошо видны все собравшиеся. Начинать приветствие следует только после начальной паузы, «собрав» всех взглядом. После приветствия нужно произнести одну - две фразы. Это может быть комплимент собравшимся, вопрос к аудитории, обращение к тем чувствам, которые в данный момент волнуют людей.Задание 6.Придумайте шуточную речь-сенсацию. Необходимо нафантазировать, вообразить, «изобрести» событие, которым вы могли бы поразить, ошарашить слушателей. Проверьте по реакции аудитории, удалось ли вам ее удивить, вызвать улыбку или смех.Задание 7.Напишите и произнесите текст поздравительной речи. Например, на тему «Последнее занятие по деловому общению».^ Тема 2. Техника речиМногих поражала неутомимость японских бизнесменов во время переговоров. Выяснилось следующее. Как только кто-нибудь из них ощущал признаки усталости, он начинал дыхательные упражнения по схеме: 6 секунд вдох, 6 секунд задержка дыхания, 6 секунд выдох. Причем со стороны это совершенно незаметно. Видимо, 6 секунд для каждого периода дыхания и являются тем оптимальным временем, которое следует принять и вам. Упражнения следует повторять 10-12 раз, либо пока вы не почувствуете эффекта прилива бодрости. Для выполнения упражнения надо сосредоточиться и мысленно контролировать последовательность дыхания, пока процесс не станет автоматическим и будет снимать сонливость и усиливать бодрость.^ I. Тренировка речевого дыхания 1) Дыхательное упражнение. Исходное положение: стоя, руки опущены вдоль тела, ноги на уровне плеч. Расслабьтесь. Вдохните медленно через нос, как будто к чему-то прислушиваясь. По окончании вдоха грудь должна быть высоко приподнята, а живот и диафрагма напряжены и втянуты. Задержите дыхание, а затем медленно выдыхайте по обратной схеме: грудь – диафрагма – живот. 2) «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, – отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе. 3) «Свеча». Медленно дуйте на пламя. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см и длиной 10 см. 4) «Свечи». На одном вдохе (без добора) погасите 3 свечи (4, 5... 10), разделив выдох на порции. 5) «Старт». Возьмите в руки часы с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять... Один! Пуск!». Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха. 6) «Егорки». Распределите выдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте паузу после каждого третьего (пятого, восьмого, одиннадцатого) «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т. д.^ II. Голосовые упражнения 1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м». 2) «Колокола». Имитируйте голосом звучание большого колокола: «бом - м - м! бим - м -м ! , бам - м - м !» , стараясь «тянуть» согласный. Изменяйте регистры: от низкого (бом) до высокого (бим) и среднего (бам). 3) Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то громким, то тихим от начала до конца текста:Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно-синею гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним. 4) Если у вас чересчур тихий голос, то прочитайте громко клич глашатая из пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» на открытом воздухе или в большом, шумном помещении: Слушайте - послушайте, Государевы люди, Государеву волю! Идите в красные ворота На красный царский двор! С красного двора в новы сени, На частые ступени, В дубовые двери, В государевы палаты, Суд судить, ряд рядить. 5) Определите, какой у вас темп речи, прочитав за одну минуту стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу ...». Стремитесь выработать нормальный темп. 6) Произнесите фразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными интонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой. Обратитесь к присутствующим: «Господа», выражая голосом чувства (равнодушно, торжественно, иронично, радостно, с просьбой). 7) Попробуйте произносить слова: «здравствуйте», «я слушаю вас», «добрый день», «добрый вечер», «приятно вас видеть», «привет», «алло» и подобные с максимальной доброжелательностью в голосе. Используйте для тренировки целый день. 8) Прочитайте строки К. С. Паустовского выразительно, находя в каждой фразе слово с логическим ударением, сделайте диктофонную запись: «Чайковский садился за рояль. Сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония. Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего толком не сделано ... Ни разу не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. Он никогда не ждал вдохновенья. Он работал, работал ... И вдохновенье рождалось в работе».^ III. Артикуляционные упражнения 1) Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги: -И, Э, А, О, У, Ы; -Е, Я, Й, Ю; -иа, эа, аа, оа, уа, ыа; -еа, яа, йа, юа; -Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф; -АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ; -БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП; БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП; БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП; -ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ, ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ; -ша, шо, шу, ши, шо, шу, ши, ше, шу, ши, ше, ша, ши, ше, ша, шо; -ша, жа, жа, жа, ша, шо, жо, жо, жо, шо, ши, жи, жи, жи, ши, ше, же, же, же, ше; -ПТК, ПКТ, КТП 2) Читайте чистоговорки (фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков): Бык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа. От топота копыт пыль по полю летит. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет. Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон. Протокол про протокол протоколом запротоколировали. Щетинка у чушки, чешуйка у щучки. В Чите течет Читинка. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп. 3) Читайте скороговорки (они построены на сочетаниях слов, включающих звуки, требующие непрерывной перестройки речевого аппарата, смены артикуляций) сначала по слогам, затем, делая небольшие остановки перед каждым фонетическим словом, а после этого - убыстряя темп: На дворе - трава, на траве - дрова; не руби дрова на траве двора. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Король - орел. Либретто «Риголетто». Прецедент с претендентом. Константин констатировал. Тщетно тщится щука ущемить леща.^ IV. Моделирование голоса и тона 1) Нижеприведенные фразы прочтите пятью разными тоном и голосом (спокойным, дружеским, злобным, язвительным, начальственным). После вашего исполнения слушатели должны угадать, какой голос вы изображали. ^ Не читайте свой доклад с каменным лицом и стоя как истукан. Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает? 2) Прочитайте реплики в диалоге, выделяя интонационно важные по смыслу слова: Реплика – стимул Реплика - реакция ^ 1. Вопрос – сомнение Яблоко от яблони недалеко падает? Шила в мешке не утаишь?! До поры остры топоры?! Топоры остры до поры?! Около кола - колокола?! Утверждение Яблоко от яблони недалеко падает. Шила в мешке не утаишь! Топоры остры до поры!До поры остры топоры!Около кола - колокола! Около кола колокола! ^ 2. Вопрос – удивление Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом? ВосхищениеСъел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом! 3. Восхищение Стоит поп на копне, колпак на попе! Копна - под попом! Сам под колпаком! Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка. ^ Сомнение (недоверие) Стоит поп на копне!Колпак на попе? Копна под попом? Сам - под колпаком? Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка? ^ Тема 3. Убеждающая речьУбеждение – это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.Убеждение более действенно:· в рамках одной потребности; · при малой интенсивности эмоций; · с интеллектуально развитым партнером.Вопросы для самоконтроля1. Что способствует эффективности убеждения? 2. Какие аргументы можно отнести к некорректным? 3. Какие факторы влияют на внушаемость? 4. Является ли спор эффективной формой деловой коммуникации? Почему? 5. «В споре рождается истина», «Споры погубили Рим!» – чем, на ваш взгляд, вызвано такое противоречивое отношение к спору?Задание 1. «Импровизация с цветом»Вспомните свой любимый цвет. В течение одной-двух минут составьте текст, убеждающий присутствующих, что этот цвет – лучший в мире!Задание 2. Используя психологические доводы и приемы, постарайтесь убедить:Совершать пробежки: А) даму средних лет; Б) пожилого мужчину.Бросить курить: А) подростка; Б) тридцатилетнюю женщину.Сдавать одежду в химчистку: А) малообеспеченного гражданина; Б) преуспевающего.Застраховать имущество: А) многодетную семью; Б) одинокого мужчину; В) директора фирмы.Изучить курс ораторского искусства: А) выпускника педагогического университета; Б) выпускника политехнической академии; В) государственного служащего; Г) директора фирмы.Сделать пожертвование в общество защиты бездомных собак: А) обычную женщину; Б) преуспевающего директора фирмы.Задание 3. «Выборы»Перед вами несколько персонажей: весельчак, «франт», неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете? Группа оценивает вашу находчивость и решает, удалось ли вам получить подпись или нет. Тот, кому удается собрать наибольшее количество подписей, выигрывает.Задание 4.Кто из слушателей убедительнее докажет: 1. а) дачный участок – это прекрасно; б) дача – это чемодан без ручки.2. а) счастье в браке возможно только тогда, когда молодые люди страстно любят друг друга; б) счастье в браке невозможно, если молодые люди страстно любят друг друга.Задание 5. «Умение убеждать» Обработайте предлагаемый текст для устного сообщения. Ваша задача – уложившись в пять минут, использовать все известные вам средства убеждения, дополнить информацию и подать ваше сообщение так, чтобы: а) оно звучало нейтрально, например, как научное сообщение на конференции; б) опровергнуть его, подвергнуть нападкам, всячески очернить; в) подать в самом хвалебном тоне, чтобы оно звучало, например, как реклама частной практики знакомого психолога.^ Счастье и удача обязательно придут Психологи отмечают, что успех предопределен как элементами везения, так и определенной логикой и стереотипами поведения, заложенными в нас самих. Делового человека отличает организованность, умение четко вести дела, правильно организовать рабочее место, время и себя, совместить в своем имидже элегантность и деловитость. Необходимо иногда пересматривать свои реальные возможности, ценности, круг общения – это позволит делать планы более реальными, а жизненные горизонты более осязаемыми. Умейте избавляться от ненужных эмоций: негативные состояния тормозят ваше продвижение вперед. Помните, что возможных решений всегда больше, чем мы думаем. Развивайте в себе уверенность, она передастся другим, что скажется позитивно на состоянии ваших дел. Учитесь умению общаться: слушать, разговаривать, задавать вопросы, отвечать на них. Усильте свои возможности, обратившись к языку деловой одежды. Учитесь расслабляться и восстанавливать свои внутренние ресурсы. Залог успеха – в нашем желании расти над собой, в совершенствовании своей внешности и личностных качеств. Успех приходит к тем, кто в него верит. Дорогу осилит идущий…Задание 6.Составьте небольшое выступление, цель которого – убедить слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. Для аргументации используйте приведенные высказывания: Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума (А. Теннисон). Воспитанность – единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени (Ф.Честерфилд). Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящных искусств (Р. Эмерсон). Ничто не ценится так дорого и ничто не обходится нам так дешево, как вежливость (Сервантес). Вежливость – это желание всегда встречать вежливое обращение и слыть обходительным человеком (Ларошфуко). Этикет – это разум для тех, кто его не имеет (Вольтер).Задание 7. Работа над изменением отношения к неприятному партнеруСлушатели делятся на пары. Каждый вспоминает своего неприятного партнера или знакомого и рассказывает о нем своему собеседнику по следующей схеме. 1. Как выглядит. Как одевается. 2. Возраст. 3. Семейное положение. Есть ли проблемы в семье. 4. Состояние здоровья. 5. Где учился, где работал раньше. 6. Что представляет собой организация, где он работает сейчас. 7. Как к нему относятся в коллективе. 8. Каковы его политические взгляды, увлечения. 9. Что он больше всего любит. Что умеет хорошо делать. 10. Что для него важно в жизни, чего опасается, на что надеется. Собеседник внимательно слушает этот рассказ, отмечает основные моменты и преобразует информацию так, чтобы на «плохого» человека можно было взглянуть по-другому. Например, вместо «длинный, тонкий» - «стройный», вместо «консерватор» – «человек устоявшихся взглядов», вместо «ругает все иностранное» – «патриот» и.т.д. Такая работа требует широты взглядов и доброжелательности.Задание 8. «Избавьтесь от своих проблем». Ролевая играБольшинство людей постоянно сталкиваются с различными проблемами производственного или личного характера. Вам предлагается решить проблемы сегодня. Каждый участник формулирует такие проблемы и записывает свои проблемы на листке бумаги. Затем все комкают листки и выкидывают их в корзину. После того, как все бумажки собраны, образуйте группы из двух человек. По одному человеку из группы вынимают записки из корзины. Так у каждой группы появляется «вытянутая» проблема, группе дается 3-5 минут, чтобы записать и обсудить возможные ее решения. Затем каждая группа излагает свою проблему и оглашает решения. Остальные участники игры могут сделать добавления по поводу новых предложений.Задание 9.Подготовьте дискуссию по одной из данных тем или предложите свою:1. Женщина и карьера: «за» и «против». 2. Талант: счастье или проблема. 3. Феминизм и современное общество.Тема 4. Культура речевой деятельностиТест на правильность речи А. афера А. никчемность А. одноименный А. ака[д’е]мия А. де[т’е]ктор А. аль[т’е]рнатива А. [д’е]када А. компью[т’е]р А. каталог А. дОговор А. тОрты А. вОзрастов А. профЕссоров А. (задача) слОжна А. (результаты) плОхи А. (работа) нАчата А. (текст) нАбран А. (она) соврАла А. (все) зАмерло А. (ты) вклЮчишь (свет) А. облЕгчить (выбор) А. этот рантье А. эта эмансипе А. этот пенальти А. этот женщина-посол А. эти инспекторы А. эти кремы А. (трое) грузин А. (килограмм) банан А. (десять) децибел А. многочислен А. ответствен А. лучше А. умнейший А. о пятьдесят восьми А. в две тысячи третьем году А. обусловливать А. удостоивать А. (она) машет (рукой) А. (он) мучит (собаку) А. (она) мерит (платье) А. едьте! А. глядите! А. не трогайте А. кладите! А. затихнув А. заведя машину А. альтернатива чему А. аномалия чего А. версия чего А. идентичный чему А. благодарить за что А. отмечать о чем А. вопреки чему А. согласно чему Б. афёра Б. никчёмность Б. одноимённый Б. ака[дэ]мия Б. де[тэ]ктор Б. аль[тэ]рнатива Б. [дэ]када Б. компью[тэ]р Б. каталОг Б. договОр Б. тортЫ Б. возрастОв Б. профессорОв Б. (задача) сложнА Б. (результаты) плохИ Б. (работа) начатА Б. (текст) набрАн Б. (она) совралА Б. (все) замерлО Б. (ты) включИшь (свет) Б. облегчИть (выбор) Б. это рантье Б. это эмансипе Б. это пенальти Б. эта женщина-посол Б. эти инспектора Б. эти крема Б. (трое) грузинов Б. (килограмм) бананов Б. (десять) децибелов Б. многочисленен Б. ответственен Б. более лучше Б. самый умнейший Б. о пятидесяти восьми Б. в двух тысяча третьем годуБ. обуславливать Б. удостаивать Б. (она) махает (рукой) Б. (он) мучает (собаку) Б. (она) меряет (платье) Б. поезжайте! Б. глядьте! Б. не трожьте! Б. ложите! Б. затихнувши Б. заведши машину Б. альтернатива чего, между чем Б. аномалия в чем Б. версия о чем Б. идентичный с чем Б. благодарить о чем Б. отмечать что Б. вопреки чего Б. согласно чего Задание 1. Проработайте возможные орфоэпические ошибки в словах:1) каталог, квартал, красивее, аристократия; 2) товарищеская ответственность, задолго, партер; 3) осведомиться, эксперт, феномен, созыв сессии; 4) упрочение, обеспечение, хозяева, украинец; 5) оптовые цены, валовой доход, мышление; 6) безудержный, начать, бряцать, газопровод, нефтепровод; 7) звонит, загнутый, намерение, ходатай; 8) ходатайствовать, осведомиться, кладовая; 9) языковая колбаса, языковая ошибка, воры, вы правы; 10) одновременный, углубить, опошлить, нормировать; 11) хаос, прибывший, давнишний; 12) истекший, бытие, дебаты, фарватер; 13) тест, темп, диспансер, демагогия; 14) тенденция, претензия, претендент, декольте; 15) компетентный (или [пент]), констатировать (или [стант]), эскорт (или экскорт), юрисконсульт (или юристконсульт), беспрецедентный (или [ценд]).Задание 2. Прочитайте глаголы с подвижным ударением в форме прошедшего времени: отнять - отнял - отняла - отняли; понять - понял - поняла - поняли; начать - начал - начала - начали; начаться - начался - началась – начались; создать - создал - создала - создали; класть - клал - клала - клали.Задание 3. Прочитайте существительные. Обратите внимание на место ударения в форме родительного падежа множественного числа. Дополните список своими примерами: область - областей; отрасль – отраслей; ведомость - ведомостей; местность – местностей; простыня - простынь и простыней; мощность – мощностей; плоскость – плоскостей; прибыль – прибылей;ступень - ступеней (в лестнице) - ступеней (в развитии чего-либо), доска - досок; дно - доньев; сирота - сирот; торт - тортов; шарф - шарфов; порт - портов; уголь - угля (угля); торг - торгов (о торговых учреждениях); торг - торгов (название действия).Задание 4. Прочитайте следующие отглагольные существительные. Обратите внимание на место ударения в них: договариваться - договор;созывать - созыв;обеспечивать - обеспечение;сосредоточивать - сосредоточение;намереваться - намерение; упрочить - упрочение; упорядочить - упорядочение; занять - заём, займа (Р. п.); нанять - наём, найма (Р. п.); Запомните! договор - заговор - сговор; отзыв о диссертации - отзыв посла.Задание 5. Прочитайте существительные иноязычного происхождения, обращая внимание на правильное ударение. Импичмент, дефис, саммит, маркетинг, пиццерия, диспансер, хаос, некролог, квартал, пуловер, нувориш, генезис, биогенез, феномен, эксперт, каталог.Задание 6. Прочитайте краткие формы прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени. Обратите внимание на место ударения в них: близок - близка - близки; горек - горька - горьки; длинен - длинна - длинны (стихи), но: рукава длинны; ровен (путь), но: не ровён час - ровна - ровны; глубок - глубока - глубоки; созван - созвана - созваны; создан - создана - созданы; взят - взята - взяты; занят - занята - заняты; начат - начата - начаты.Задание 7. Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных курсивом слов.Новости экономики и политикиИзраиль подтвердил намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира на Ближнем Востоке. В результате сложных маневров самолеты наемников смогли бомбардировать военный объект противника. Правительства ряда стран осудили инцидент и выразили соболезнования семьям погибших. Ожидается созыв очередного съезда. Необходимо углубить и упрочить начинающиеся позитивные процессы в политической жизни страны. В Москву из США прибыли эксперты ФБР. Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма. Тем самым она безнадежно скомпрометировала себя. - Выборы явились тестом на политическую зрелость. После всестороннего анализа экспертной комиссии и выработки взаимоприемлемой позиции по обсуждавшимся вопросам состоялось подписание договора.^ Прибывшие на саммит лидеры европейских стран обсудили актуальные политические проблемы.Новости культуры На фестивале вы увидите шедевры мирового кино, узнаете о перспективах обмена кинопродукцией между нашими странами. Чрезвычайно интересные фильмы японских режиссеров непременно привлекут внимание зрителей и членов жюри.Новости спорта Проведен сеанс одновременной шахматной игры.К сожалению, приходится констатировать, что спортсмен скомпрометировал себя употреблением допинга. Так или иначе он отстранен от дальнейшего участия в соревнованиях.Прогноз погоды Погода в государствах Закавказья испытывает влияние областей низкого давления. Там пройдут проливные дожди.Рекламные объявления Делайте бизнес с нами. Наши товары конкурентоспособны. Разнообразие услуг фирмы приятно удивит занятых людей! Размер нашего уставного фонда - более 100 млрд. рублей. Выплата дивидендов производится ежеквартально. - Товар со склада продается в розницу и оптом. Для оптовых покупателей - существенные скидки! - Денежные средства акционеров уже работают во всех ключевых отраслях экономики. - В фонде работают ведущие специалисты по маркетингу. Зная конъюнктуру рынка, они покупают пакеты акций крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов. Курсы "Берлиц" специализируются на языковой подготовке и переводах практически на все языки мира. Издательство приглашает к сотрудничеству оптовых покупателей на принципах взаимовыгодных договорных отношений. Наша фирма является крупнейшим поставщиком косметических товаров в страны СНГ.Задание 8. Прочитайте тексты, соблюдая орфоэпические нормы.1) Венцом творения в христианском вероисповедании назван человек. Углубленное изучение Библии позволяет нам понять феномен новорожденного Христа. В яслях из досок родился духовный учитель человечества. Его в дальнейшем стали называть Иисусом Назарянином, по названию местности. Никому не удалось составить каталог его проповедей. Иисус вел не оседлый образ жизни, а постоянно странствовал. В начале своего пути он имел мизерное количество учеников, многие считали его учение аферой, но по его заповедям мы живем до сих пор.2) Томми Хилфиджера не зря называют виртуозом на рынке модельеров. Его кредо не ждать признания у тех, кого уже ничем невозможно удивить – уставших от изобилия богатых продюсеров и кинорежиссеров. Он обратился к публике более отзывчивой и непосредственной – школьникам, студентам колледжей и юным обитателям «черных» кварталов, к тем, для кого одежда – не символ социального статуса, кому гораздо важнее найти свой образ. И оказалось, что Томми смог ответить на все претензии подростков. В каталоге его коллекции можно найти все, что угодно: от легких и мягких шарфов до нарочно грубых шинелей. И все это сшито просто мастерски. «В американской культуре нет запретов для самовыражения: что говорить, во что одеваться и в каком возрасте», – говорит Хилфиджер. Он уже выпустил мужской парфюм, в следующей декаде планирует выпустить женский. Томми замечает: «Я хочу, чтобы все эти духи включали все ароматы, которые мне когда-либо нравились, – грейпфрута, яблочного торта, свежей травы, жареного арахиса ... Это моя альтернатива, мой ответ мрачным, душным экзотическим духам. И хотя мой менеджер говорит, что мои духи не будут покупать, я все-таки рискну ...»3) В оживленном квартале города строители возводят многоэтажное здание офиса с забором из досок. В этом здании будут заключать договоры представители разных отраслей, будут проводиться консультации по маркетингу, менеджменту, аудиту и юриспруденции. Ведь сегодня человек, мастерски ориентирующийся в сфере бизнеса, оптовых поставок в условиях автаркии, – уже не феномен. Углубленный анализ проблем сделают высококвалифицированные специалисты, имеющие необходимое компьютерное обеспечение. Новорожденная фирма поможет правильно вложить средства и получить прибыль, избежав афер.4) Я работаю в организации, которая занимается оптовыми закупками. Уставный фонд нашей компании составляет 100 тысяч долларов. Прежде чем устроиться на работу я прошел собеседование, на котором мне предложили тест. Сейчас я – главный менеджер компании. Мне нравится моя работа, несмотря на то, что она связана с постоянными стрессами. Рейтинг фирмы повышается с каждым месяцем. У нас есть свой отдел маркетинга, множество дилеров в различных местностях. В каждом кабинете – компьютеры и жалюзи. Зарплату мы получаем в долларах. У всех сотрудников есть акции нашей фирмы, и раз в квартал выдаются дивиденды, которые составляют определенный процент от прибыли. Компания гарантирует клиентам прекрасный сервис. Наше кредо: «Идти вперед и не сдаваться».5) Ирина Кузьминична – сотрудник маркетингового центра, поехала заключать договор о поставке товаров по оптовым ценам. Ей пришлось объезжать целый квартал на своем автомобиле из-за случившейся на АЗС аварии – прорвало нефтепровод. После заключения успешной сделки Ирина Кузьминична отправилась в салон красоты. Листая каталог, она обратила внимание на асимметрию в интерьере холла. Парикмахер мастерски сделал женщине прическу. Выходя, довольная, Ирина Кузьминична направилась к магазину «Детский мир», чтобы приобрести подарок новорожденному, но в магазине работал только подростковый отдел. Забежав в кулинарию, где продавали торты, она выбрала тот, что красивее, с арахисом и грейпфрутом, и поехала к своей подруге Ольге Ильиничне. Приятельницы, обсуждая семейные проблемы, сели за трапезу. Приготовленный хозяйкой творог с изюмом очень понравился гостье. Она похвалила и салат из свеклы. Истекший августовский день, половину которого Ирина Кузьминична провела у подруги, грозил тем, что завтра будет много работы.Задание 9.