Реферат по предмету "Разное"


1. Русская лексика и культура речи

Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел I. Практикум по культуре речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Тема 1. Русская лексика и культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Тема 2. Согласование главных членов предложения . . . . . . . . . . . 8 Тема 3. Выбор падежной формы управляемого слова . . . . . . . . . . 10 Раздел II. Пунктуация и культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Тема 1. Тире в простом и сложном предложении . . . . . . . . . . . . . 14 Тема 2. Авторские знаки препинания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Тема 3. Двоеточие и тире в простом и сложном предложении . . . 27 Тема 4. Знаки препинания при прямой речи и цитировании . . . . . 34 Тема 5. Знаки препинания в предложениях с союзом «как» . . . . . 38 Тема 6. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Тема 7. Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Особенности пунктуации в предложениях с вводными и вставными конструкциями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Тема 8. Знаки препинания в сложном предложении . . . . . . . . . . . 80 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 ВведениеНа современном этапе развития нашего общества повышение уровня грамотности и общей речевой культуры становится одной из ключевых проблем. Пособие «Культура русской речи: комплексный анализ текста» должно помочь студентам гуманитарных и негуманитарных специальностей глубже освоить основные правила русской орфографии, пунктуации и стилистики. Это пособие состоит из двух частей: 1) практикум по культуре речи, 2) практикум по орфографии, пунктуации и культуре речи; авторы: Л.И. Колпакова, Е.П. Холодова – при расположении материал руководствовались дедуктивным принципом (от знаний к умениям и навыкам ): сначала предлагаются упражнения, состоящие из отдельных предложений (цель – повторение уже известного), а затем даются фрагменты ( стихотворные и прозаические, относящиеся к разным жанрам художественной, научной литературы ) из произведений различных авторов. Обе части, составляющие пособие – практикум по культуре речи и практикум по орфографии, пунктуации, снабженный разнообразными заданиями речеведческого и культуроведческого характера, – базируются на опубликованных в 1956 году и действующих в настоящее время "Правилах русской орфографии и пунктуации". Материал охватывает всю систему орфографии и пунктуации, при этом особое внимание уделяется так называемым трудным случаям. Точность и ясность изложения – основное требование, предъявляемое к любому тексту, – могут быть достигнуты только при соблюдении определенных норм словоупотребления и правил грамматики, поэтому очень важна ещё одна составляющая этого пособия – стилистическая, или культуроречная, – она содержит упражнения, а также рекомендации, направленные на освоение грамматических норм построения текста. Задача данного пособия заключается в повышении уровня практической грамотности студентов, а также выработке основных навыков правильного использования нормативных вариантов русского литературного языка. Настоящее пособие может использоваться как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы. Материал тренировочных упражнений подбирался из произведений русской классической и современной литературы, задания по стилистике составлены авторами данного проекта. Использование пособия предусматривает следующие методические формы работы: выполнение упражнений по пособию, комментированное письмо, текстовые диктанты, работа со словарями.Раздел I ^ ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИТема 1. Русская лексика и культура речиУпражнение 1. Вставьте в предложение подходящие по смыслу слова-паронимы «представить» – «предоставить». Благодаря ходатайству органов опеки инвалиду Петрову … отдельную квартиру. Сотрудники финансового отдела обязаны в срок … отчеты о проделан­ной работе. Вам … право решать эти вопросы самостоятельно. Студенту Иванову … возможность поехать на стажировку в Аргентину. На портрете помещик … в колпаке и халате. Я … себя своей судьбе.Упражнение 2. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов. Ученый стоял у источников ракетостроения. Рядовой Петров был награжден за самоотверженный проступок. Наш город получил статут зоны свободного предпринимательства. На проверку все оказалось гораздо проще, чем предполагалось. Старший менеджер виновен в несвоевременном оповещении клиента об изменении условий договора. Искусство влияет на рост культурности человека.Упражнение 3. Устраните нарушение границ лексической сочетаемости в приве­денных предложениях. Объясните причину ошибки. Вредно кушать всухомятку. Чтение художественной литературы играет положительное значение в вос­питании детей. Подавляющее количество заданий было выполнено без ошибок. Серьезную роль в подготовке спортсменов имеют тренировки. Большая половина игры уже прошла. Болельщики страшно обрадовались победе своей команды.Упражнение 4. Найдите канцеляризмы, исправьте предложения. Ввиду отсутствия дисциплины класс был наказан и не пошел в театр. Вышеупомянутые студенты не пришли на зачет. Во время чаепития остро стоял вопрос о необходимости посмотреть новый фильм. Всем девушкам из нашей группы надлежит знать об изменениях в распи­сании занятий. Старосте необходимо довести до сведения всех сокурсников объявление об общем собрании. В соответствии с нашей договоренностью мы встречаемся в фойе театра перед буфетом.Упражнение 5. Найдите плеоназмы, исправьте предложения. Досрочная сдача экзамена возможна уже в мае месяце. В период сессии студенты должны беречь каждую минуту времени. Пилот крепко держит в руках штурвал руля. У экскурсантов был час времени, чтобы купить памятные сувениры. У меня с собой только двести рублей денег. В отделе кадров в настоящее время есть только одна свободная вакансия.Упражнение 6. Найдите тавтологию, исправьте предложения. Подбирая иллюстрации к книге, необходимо при их подборе учитывать их художественные особенности. Не без труда нашим сотрудникам удалось решить эти сложные и труд­ные проблемы. Следует отметить следующие особенности представленной на обсужде­ние курсовой работы. В середине девяностых годов в нашей стране сложилась довольно слож­ная экономическая ситуация. Перед своей смертью он написал завещание. Незаконное присвоение государственного имущества карается законом.Упражнение 7. Определите стилистическую окраску фразеологизмов, приведенных ниже и представляющих ряд смысловых синонимов.1) Отдать богу душу 2) Приказать долго жить 3) Отправиться на тот свет 4) Отправиться к праотцам 5) Лечь в могилу (в гроб) 6) Лечь (уйти) в землю 7) Испустить дух 8) Испустить последний вздох 9) Закрыть глаза 10) Кончить (свой) век (жизнь) 11) Уйти из жизни 12) Покинуть (белый) свет 13) Заснуть (почить, уснуть) вечным (последним) сном 14) Уснуть во веки веков 15) Сойти в могилу (в гроб) 16) Сложить кости 17) Отойти (переселиться) в вечность 18) Уйти (удалиться, отойти) в иной (загробный) мир 19) Отойти (переселиться) в лучшую (будущую) жизнь 20) Найти могилу где 21) Положить живот (жизнь) 22) Дать дуба 23) Отдать концы 24) Протянуть (вытянуть) ноги (ножки) 25) Сыграть в ящик 26) Откинуть (отбросить) копыта (на сторону) 27) Откинуть (отбросить)сандалии 28) Откинуть штиблеты 29) Задрать ноги 30) Сойти со сцены 31) Опочить (почить) в бозе (в боге) 32) Выйти в тираж 33) Отправиться в Елисейские поля 34) Отойти от мира (сего) 35) Смежить глаза (очи) 36) Принять мученический венец 37) Отойти (скрыться) в горний мир (в горнюю обитель) 38) Отойти к вечному блаженству 39) Решиться жизни 40) Уйти на ниву божию 41) С копыльев (с копыт) долойУпражнение 8. Найдите ошибки и объясните причины разрушения фразеологизмов. Исправьте предложения. Не стоит тратить нервы на пустяки. При разделе имущества он взял себе львиную часть ценностей. Время секретности прошло – следует приподнять занавес над всей этой историей. При тщательной проверке выяснилось, что качество изделий желает много лучшего. Пока суть да дело, мне хочется поднять тост за здоровье юбиляра. Директор предприятия придает особое внимание вопросу подбора кадров, и поэтому положительные результаты не замедлят себя ждать. Издавать они стали мало и плохо – толстые журналы быстренько поле­тели в трубу. В двенадцатом веке общая культура народа Руси находилась на высокой степени развития. День открытых дверей в университете прошел очень оживленно: в ак­товом зале просто дым встал коромыслом.Упражнение 9. Исправьте речевые ошибки и объясните правку.1) Все удивлялись и завидовали его положению: «Вот поди ж ты! Из грязи да в князья!» 2) На улице сильный мороз, и мы продрогли до мозгов костей. 3) Они с братом постоянно ссорятся, можно сказать, живут как кошка с собаками. 4) У кого-то из нас сегодня явно мозг набекрень. 5) Все ее ругали на чем свет стоял. 6) Боюсь только одного: не подтолкнула бы эта информация наших зако­нодателей к какой-нибудь драконовой мере. 7) Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии данной науки. 8) Поиск правильного ответа играет большое значение для нашей совместной работы. 9) Малыш ест очень аппетитно, так что только за обеими щеками трещит. Преступник сделал все, чтобы замести следы в воду. Хоть в лепешку разорвись на мелкие части, а работу сделай вовремя! Такая невестка ленивая оказалась: в доме палец о палец не пошевельнет, не то что в деревню съездить – картошку выкопать!Тема 2. Согласование главных членов предложения Упражнение 10. Правильно подберите номер примера, иллюстрирующего правило, которое диктует выбор формы единственного или множественного числа сказуе­мого.– Грамматическое согласование. Обратное согласование. – Собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в род. падеже ед. числа. – Собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в род. падеже мн. числа. – Главные члены оторваны друг от друга. – Есть причастный оборот, согла­сованный с зависимым словом. – При собирательном существи­тельном имеется несколько управляемых слов в форме род. падежа мн. числа, что усиливает представление о множественно­сти производителей действия. – При подлежащем с зависимым словом в форме мн. числа есть ряд однородных сказуемых. – Подлежащее обозначает неоду­шевленные предметы. – Сказуемое выражено страда­тельным причастием.Примеры: 1) Ряд студенток из разных групп нашего факультета участвовали в конкурсе красоты. 2) Большинство приехавших гостей было размещено в комфортабельных корпусах гостиницы. 3) Часть тетрадей были проверены учителем через день. 4) Множество людей вышло на праздничную демонстрацию. 5) Меньшинство группы составляли жители соседнего дома. 6) Часть класса ушла на экскурсию. 7) Выборы прошли успешно: большинство проголосовало за предложенного депутата. 8) Выставка заинтересовала приглашенных – большинство посчита­ли необходимым прийти на от­крытие и заняли отведенные для них места. 9) Часть зрителей, приглашенных на премьеру, явились с опозданием. 10) Ряд вопросов, обозначенных в повестке дня, не обсуждался в связи с нехваткой времени. 11) Большинство студентов, преподавателей и лаборантов факультета поддержали инициативу заве­дующего кафедрой. 12) Ряд учеников вовремя сдали до­машние задания, выполнили все задания на уроке и оказались пол­ностью готовы к контрольной работе.Упражнение 11. Допишите окончание сказуемого, объясните свой выбор. К началу лекции пришл... двадцать студентов. Двадцать студентов получил... зачет вовремя. Сорок человек неожиданно выскочил... из лесу и с криком побежал... по полю. На решение этой задачи отведен... двадцать пять минут. На ремонт понадоб…тся пять килограммов краски. До конца пути оставал…сь двенадцать километров. Со дня окончания школы прошл... два года. Два часа показал...сь мне вечностью. Уже четверть часа прошл... после начала лекции, а вы только приехали. 10) Эта четверть часа пролетел... незаметно. 11) Двадцать три покупателя пришл... в магазин с претензиями по поводу качества этого товара. 12) Четверо детей замерл... в ожидании Снегурочки. 13) У моего соседа был... три дочери. 14) При больнице состоял... два сторожа. 15) В кабинете стоял... четыре стула. 16) Сорок один делегат прибыл... на областную конференцию. 17) Двадцать один делегат встретил...сь за круглым столом. 18) За аренду помещения уплачен... 12 361 рубль.Упражнение 12. Выберите правильное окончание. Укажите номера предложений, где возможны оба варианта.1) Все тридцать одно предложения был... переписан... в тетрадь. 2) Недавно сдан... в эксплуатацию и эти восемь зданий. 3) Всего только тринадцать человек пришл... на собрание жильцов нашего дома. 4) Тридцать дел...ся на пять без остатка. 5) И опять ид...т двенадцать, за плечами ружьеца (А. Блок). 6) В магазине работал... человек двадцать. 7) Десятка три домов был... снесен... 8) Несколько человек оглянул...сь. 9) Несколько студентов сдал... экзамен на «отлично». 10) Сколько событий сохранил...сь в ее памяти! 11) Много впечатлений стал... для нее мукой. 12) Тройка машин вырвал...сь вперед. 13) Сотня ребятишек кинул...сь в разные стороны. 14) Пришл... масса народу. 15) Машин скопил...сь уйма. 16) Бездна трудностей пережит... жителями нашего села. 17) Полчаса пронес...тся мгновенно. 18) Полдома выскочил... на улицу в недоумении. 19) Последние полчаса тянул...сь мучительно долго. 20) Оставшиеся полгода пройд...т очень быстро.Тема 3. Выбор падежной формы управляемого слова Упражнение 13. Исправьте ошибки и неточности в употреблении беспредложных и предложных конструкций. Анна Сергеевна с радостью прочитала письмо матери. Все сотрудники должны действовать согласно приказа. В современной семье супруги равноправны друг другу. Роман «Герой нашего времени» представляет из себя произведение, состоящее из пяти относительно самостоятельных повестей. Что касается до меня, то я настаиваю на срочной госпитализации. Благодаря мне ты опоздал на поезд. Рецензия о книге оказалась очень резкой. Отзыв на диссертацию был написан согласно требований ВАК. Какова ваша точка зрения о происходящем? 10) Всех учителей восхищает жажда к знаниям этого ребенка. 11) Заведующий отдела издал приказ, согласно которого изменяется время обеденного перерыва. 12) Служащие, вопреки распоряжения директора, отказались работать по вечерам. 13) Этот человек всегда действует наперекор судьбы. 14) Окончательное решение будет принято мною по возвращению из отпуска. 15) В этот район города удобнее ехать трамваем, а не машиной. 16) Ученик справился с решением задачи только из-за помощи учителя. 17) Логические задачи учат правильно оперировать с фактами. 18) Об изменении расписания студенты узнали от заведующего кафед­ры общей биологии. 19) В образ Татьяны Пушкин воплотил свой идеал русской женщины. 20) Евгений Онегин воплощает в себя черты многих молодых дворян.Упражнение 14. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами нейтрально­го стиля речи. Мотивируйте предлагаемую правку. Воспоминания касательно Парижа еще свежи в памяти друзей. В мебельный гарнитур включен обеденный стол о трех ножках и четыре стула. Размышления лектора про роль А. Н. Островского в становлении русского драматического театра заслуживают внимания. Клумба с гладиолусами разбита подле веранды. По окончании ознакомления с выставкой картин экскурсионная группа будет иметь три часа свободного времени. Бригада рабочих, ввиду игнорирования инструкции, допустила грубые ошибки при сборке конструкции. Вследствие изменения часов работы салон причесок лишился ряда клиентов. Благодаря снежным заносам движение транспорта прервано. Катерина Кабанова хочет парить в небе наряду с птицами. 10) Ученики не посещали школу за счет сильных морозов. 11) Эти факты говорят за то, что родители отстающих учеников не прислушиваются к советам опытных педагогов. 12) В мае простой вагонов сокращен наполовину против нормы. 13) Много оказалось недоделок со стороны электроцеха. 14) Он думал о княжне Марье, на которой его сватали. (Л. Толстой.) 15) Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека. (Л. Толстой.) 16) Все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушива­лись на княжне Марье. (Л. Толстой.) 17) Вы правы тем, что не хотите видеть в природе ту самую борьбу, от которой так устали в городе. (М. Пришвин.)Упражнение 15. Подберите номер примера, иллюстрирующего правило, которое диктует выбор формы родительного падежа дополнения. – Наличие в предложении частицы «ни» или местоимения либо наречия, в составе которых имеется указательная частица. – Наличие дополнения, которое имеет разделительно-количественное значе­ние. – Наличие глагола, относящегося к лексико-семантической группе глаголов восприятия, мысли, желания, ожидания. – Наличие глаголов «иметь», «получать», «доставать» и т. п., которые в со­четании с частицей «не» приобретают значения полного отрицания. – Наличие дополнения, выраженного отвлеченным существительным. – Наличие в предложении устойчивых сочетаний, пословиц, поговорок (ча­ще при выражении дополнения отвлеченным существительным). – Дополнение стоит при деепричастии или причастии с отрицанием. – Предложение безличное (инфинитивное), подчеркивается категорический характер отрицания.Примеры: Дети никогда не скрывают своей радости. Не получив удовлетворительного ответа, посетитель покинул кабинет. Она души не чает в своей младшей сестричке. До тебя никто еще не открывал этой книги. Восторга в твоих словах я не слышу. Не дать ли вам свежей воды? Вегетарианцы не едят мяса. Отец не смог улететь в Одессу, потому что не достал билета на самолет. Возражение против этого предложения не дает основания отказываться от го­лосования. Этот кинофильм не имел успеха. Так и не дождавшись письма, брат был вынужден действовать на свой страх и риск. Тебе не решить этой задачи?Упражнение 16. Подберите номер примера, иллюстрирующего правило, которое диктует выбор формы винительного падежа, ослабляющего значение от­рицания.– Указан конкретный объект («именно этот предмет, а не вообще какой-то»). – Дополнение выражено одушевленным существительным или географиче­ским названием. – Инверсия дополнения. – Предложение вопросительное или восклицательное, общий смысл не имеет характера отрицания. – Предложение побудительное. – Глагол-сказуемое имеет форму совершенного вида, указывающую на ре­зультативность действия. – Двойное отрицание, т.е. усиленное утверждение. – Совпадение различных, но одинаково звучащих падежных форм (для устра­нения неясности). – Наличие слов (частиц) с ограничительным значением. – Наличие в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к прямому дополнению и к сказуемому. – Дополнение распространено несколькими определениями. – Конструкция «не + вспомогательный глагол + инфинитив перех. глагола + дополнение», то есть дополнение относится не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву. – Устойчивое сочетание, пословица, поговорка.Примеры: Мы не отдадим этот стол в реставрацию. Анна Николаевна не обманула Татьяну Александровну, а просто забыла напомнить о собрании. Отец долго не мог простить сыну его проступок. Студент не купил книгу, рекомендованную ему преподавателем. Нельзя не заметить эту прекрасную картину. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь. Я не читал газету. Где только она не задавала этот вопрос! Брюки я не смогла купить. Не покупайте этот корм для кошки никогда. Директор не находит эти меры своевременными. Официант едва не уронил бокал с подноса. Старик задумчиво слушал Наташу и не узнавал в ней тихую, безропотную, скромную внучку.Упражнение 17. Отредактируйте предложения, исправляя скопле­ние одинаковых падежных форм, которые затрудняют понимание высказывания. Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные меры. Речь выступавшего неоднократно прерывалась слушателями шумными аплодисментами. Сотрудники отдела приступили к подготовке к соревнованию. На заседании о дальнейших совместных планах был поставлен вопрос о соглашении о взаимном сотрудничестве трудовых коллективов. Разговор с учителем с большим педагогическим стажем убедил родителей прислушаться к стремящимся к изучению работы на компьютере детей. 6) Я не могу решиться поручить вам пойти просить поэта написать статью для нашего журналаРаздел II^ ПУНКТУАЦИЯ И КУЛЬТУРА РЕЧИТема 1. Тире в простом и сложном предложенииУпражнение 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Свой выбор объясните. Объясните постановку знаков препинания . От чего зависит пунктуация в предложении? 1. Он порча, он чума, он язва здешних мест. 2. Услуга в дружбе вещь св…тая.(И. Кр.) 3. Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нын…че пуще, чем когда, безумных разв…лось людей, и дел, и мнений.(А. Гр.) 4. Я гра(м/мм)отей и стихотворец. Я Пушкин просто, (не/ни) Мусин. Я (не/ни) богач, (не/ни) царедворец; я сам большой: я м…щанин. (П.) 5. Твои речи буд(то) острый нож. 6. Грушницкий – юнкер. 7. "Неужели,– думал я,– мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? (Л.) 8. Пруд как блестящая сталь. 9. Ты молча покорным владела рулем, нас в лодке, как в люльке, несло. 10. Вдоль сонного озера быстро река бежала, как змей золотой.(Ф.) 11. Право, у вас душа человеческая все равно что паре(нн/н)ая репа. (Г.) 12. Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно, и не может быть, увере(нн/н)ые, что и все другие живут точно так же и что жить иначе – грех. 13. Жизнь "для себя и про себя" – не жизнь, а па(с/сс)ивное состояние. 14. Княгиня – ве- личественная красотой, ростом и объемом женщина, к которой, кажется, никогда никто не подходил близко… 15. Я точно деревя(нн/н)ый теперь. 16. Это очень (ни/не)сносно – переезжать.(И. Г.) 17. Уди- вительное дело сон.(Т.) 18. Родятся люди женятся умирают, – значит, так нужно, значит, хорошо.(А. Остр.) 19. "Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского.(Добр.) 20. Вера – это согласие воли с совестью. 21. Сообщение важное, а значит, срочное. 22. Любить – значит делать добро. 23. Быть молодым – значит уметь удивляться. 24. Грешить – дело человеческое, оправдывать собственный грех – дело дьявольское. 25. Счастье есть удовольствие без раскаяния. (Л. Т.) 26. И небо синее над нами – звездами утка(нн/н)ый шатер.(П. В.) 27. Мой подарок вам – очень великолепный ковер.– Поберите омофоны и омографы к выделенным словам. – Назовите все значения слова "мещанин". В каком из них употребил А. Пушкин это слова и почему он с гордостью или, может быть, с некоторым вызовом называет себя мещанином? – ^ Найдите в упражнении слова с маркировкой "книжное, устаревшее". – Выпишите из текста все устойчивые сочетания. Дайте им толкования. – Найдите предложения, в которых есть плеоназм. – Выпишите номера предложений разговорного типа. Мотивируйте свой выбор. Чем выражены в них подлежащие и сказуемые? Каковы синтаксическая и стилистическая функции подобных сказуемых? – ^ Поменяйте местами подлежащее и сказуемое. Какие пунктуационные и смысловые изменения повлечет эта мена?Упражнение 2. Уберите лишние знаки препинания. Аргументируйте вашу правку. Выпишите номера предложений, в которых, по вашему мнению, возможны варианты. 1. Это грешно и мелко – людей портить. 2. А он – туча, тучей. 3. Но это не суть важно. 4. Люди, житье бытье которых составит предмет этого рассказа, – суть жители Старгородской слободы. 5. Они все – не суть важны.(Н. Л.) 6. Писать свои переживания, или описывать геройские подвиги – скучно и старо. 7. Бежать – бесполезно. 8. Безмерное самолюбие и самомнение – не есть признак чувства собственного достоинства.(Ф. Д). 9. Вы – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик, и мы никогда не поймем друг друга. 10. Не велика штука – быть любимым. 11. Главное, когда создаешь что-то новое, – быть уверенным, что это когда-нибудь пригодится. 12. Вальдшнеп, или, как говорят у нас лесной, кулик, – птица осторожная. 13. Вспомнили, между прочим, роман некоего Райского – "Семейство Снежиных", – роман, если верить моей памяти, – очень недурной. 14..В людях ангел – не жена, дома с мужем – сатана…Сатана была, – сатана и есть. 15. Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, – это большое удовольствие. 16. Вы, говорит, – как цветок. 17. Наша Лида – замечательный человек. 18.Читать такие письма – обидно. 19. Стрелять в земской избе – как это бестактно. 20. Твой прадед – Полознев, генерал, – сражался при Бородино; дед твой – был поэт, оратор и предводитель дворянства; дядя – педагог; наконец, я – твой отец – архитектор! 21. Что касается Короленко, то делать какие-либо заключения о его будущем – преждевременно. 22. "Психологические опыты" – клевета на науку.(А. Ч.) 23. "Онегин" – есть самое задушевное произведение Пушкина – самое любимое дитя его фантазии… 24. Оценить такое произведение – значит оценить самого поэта, во всем объеме его творческой деятельности… 25. Разгадать тайну народной психеи – для поэта, значит, быть верным действительности, уметь равно при изображении и средних и высших сословий. 26. Эти стихи – ключ к тайне характера Онегина. 27. Онегин не Мельмот, не Чайльд-Гарольд, не Демон, не пародия, а просто – "добрый малый, как ты, да я, как целый свет".(В. Б.) 28. Какую жизнь я вела, об этом, разумеется, говорить нечего: она у всех таких бедных – одинакая. (Н. Ч.) 29. "Ритм и рифма – суть предмета поэтического, или суть предметы поэтические, или суть предмет поэтический?" – спрашивал Галкин себя и не мог ни на чем остановиться. 30. Ее несбыточная мечта – были гастроли. 31. Стянка – вместительная: 581 автомобиль умещаются на трех этажах комфортабельного паркинга.– Найдите предложения разговорного типа и книжного. Объясните, почему их можно считать стилистически окрашенными. – ^ Найдите в тексте глаголы, употребленные в архаичной форме. – Укажите, в каких случаях неверно употреблены архаичные формы глаголов. – Вы можете выбрать в предложении 29 правильный вариант построения фразы? – ^ Найдите в тексте слова и словосочетания разговорного стиля. – Дайте толкование выделенных слов и словосочетаний. Какова их стилистическая принадлежность? – ^ В каких предложениях форма сказуемого не соответствует нейтральному стилю речи? – Выпишите номера предложений, в которых , по вашему мнению, обратный порядок слов. – Найдите предложения, в которых неправильный порядок слов, то есть порядок слов, затрудняющий понимание текста. Сделайте правку. – Найдите предложения с грамматическими ошибкам.Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните ваш выбор правилом.1. Цветы пр…ношение верного Елениного покло(н/нн)ика гвардии поручика Леонида Юрьевича Шервинского друга продавщицы в уютном цветочном магазине "Ниц…кая флора". 2. Уныния допускать нельзя, большой грех уныние. 3. Тальберг сказал, что те в шар…варах ав…нтюристы, а корни в Москве и эти корни большевис…кие. 4. Мышлаевский мохнат бел в халате и лицо в пятнах от водки и беше(н/нн)ой усталости. 5. Глаза его в красных кольцах стужа пережитый страх водка злоба. 6. И принц (не/ни) дарил и клинок (не/ни) дамасский но верно вещь дорогая и красивая. 7. Русскому человеку честь одно только лишнее бремя. 8. Единственный способ сохранить боеспособным дивизион задержать его на ночь здесь. 9. Юнкеры это вам не студенты. 10. Карась очень хвалил квартиру и уютно и хорошо меблирова(н/нн)о и один недостаток холодно.( М. Б. ) 11. Рубить эту армию трудно, выловить (не/ни)мыслимо.(И. Б.) 12. Приходилось слышать будто лебедь (не/ни) добрая птица, не терпит возле себя гусей, уток, часто их убивает.(М. Пр.) 13. Ковер под ногами как упругая луговая трава. 14. Даже камень, бывший свидетелем чего-то важного в человеческом быти(е/и), для нас просто камень, а деревья же почти живые свидетели.(В. П.) 15. Проза(е/и)к по самой своей сути человек медлительный, обстоятельный и простой. 6.Ожидать это тоже предчу…ствие счастья. 17. Находить примеры или самим создавать их очень увлекательное занятие. 18. Достичь совершенства в своей работе, дойти до пр…дела большое счастье.(К. П.) 19. Для вас бог не хлеб не жизнь даже не предмет роскоши. 20. Анархизм социализм капитализм для меня враг. 21.Править без него все равно что сесть на табурет о трех ножках. 22. Он у них мальчиком на побегушках вот уже который год. 23. Вы без хвоста но вы он самый.(И.Эр.) 24. Авторская индивидуальность не есть статическая система, литературная личность динамична как литературная эпоха, с которой и в которой она движется. Она не нечто подобное замкнутому пространству, в котором (на)лицо то-то, она скорее лома(н/нн)ая линия, которую изламывает и направляет литературная эпоха.(Ю. Т.) 25. Интеллигент кроме того это человек особой "складки" терпимый легкий в инт…л…ектуальной сфере общения (не/ни) подверженный никаким предрассудкам. 26.Культура такая цель, которая сама является и средством к достижению своих вершин. 27.Одна из величайших основ, на которых зижд…тся культура, память. 28.Культура человечества не гении рождающие все из себя. Гении тоже продукт определенной культурной среды.(Д. Л.) ^ – Укажите предложения, в которых допущены грамматические ошибки. Дайте правильный вариант. Прокомментируйте свои выводы. – В каком предложении использован устаревший способ согласования подлежащего и сказуемого? ^ – В каком предложении использовано устаревшее именное управление? – Какова роль кавычек в предложении 25? – Найдите случай нарушения границ устойчивого словосочетания. – ^ Дайте толкование и определите стилевую принадлежность выделенных слов и словосочетаний. Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните выбранные вами варианты правилом. Укажите предложения, в которых возможны несколько вариантов пунктуации. 1. Казнить так казнить, миловать так миловать. 2. Обман всегда обман. 3. Разубедить ее очень трудно, спорить невозможно. 4. Любить значит верить. Верить значит жить. Любить значит жить. 5. Инт…л…гент всегда инт…л...гент, будь он в Штатах или в Новой Зеландии. 6. Курить здоровью вредить. 7. Курить здесь воспрещается. 8. А новые друзья ну целоваться, ну обниматься. 9. Эти "завтра", в другой раз", "у меня д…прес…ия" лишь отговорки выеде(н/нн)ого яйца не стоят. 10. Мальчик как мальчик без всяких украшений. 11. Добиваться в жизни чего-нибудь трудно но успех приятен. 12. Летай иль ползай конец известен. 13. Рожденный ползать летать не может. 14. Эти часы (не/ни) механические.(М. Г.) 15. Скромная доброта приятнее слов (не) навязчивая помощь мелкие любезности услуги любимая работа дружба любовь и привяза(нн/н)ости все это очень простые вещи но именно из них сл…гается счастье.(О. Марден) 16. Логическая связь для нас не песня о чижике, а симфония с органом и пением… 17. Любовь Опас…ность Ненависть Коварство не мертвые отвлече(нн/н)ости.(О. М.) Упражнение 5. Объясните пунктуацию в данных предложениях. Используя различные сравнительные союзы, перестройте предложения таким образом, чтобы между главными членами предложения не ставилось тире. Объясните, почему в случае введения новых элементов в предложении тире отсутствует. 1. Жизнь человека – чудо из чудес! 2. Первый утренник – предвестник зимних дней.(Бун.) 3. Гриб в природе – это архитектурное творение.(М. Пр.) 4. Ненависть – сердца последний холод. (И. Эр.) 5. Писательство – призвание.(Пауст.) 6. Сейчас Осип Мандельштам – великий поэт, признанный всем миром.(А. А.) 7.Две барыни красивые(потолще – белокурая, потоньше – чернобровая)… 8. Нос клювом, как у ястреба, усы седые, длинные и – разные глаза: один здоровый – светится, а левый – мутный, пасмурный, как оловянный грош!(Н.) 9. Она – сплошной комок нервов, а он – воплощение олимпийского споко^ Тема 2. Авторские знаки препинания Упражнение 13. Расставьте недостающие, с точки зрения современной нормы, знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. ^ Не мешают ли знаки препинания пониманию текста? Как бы Вы расставили знаки препинания в этом фрагменте? Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил ее – она упала – стала на к…лени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и, наконец, скрылся – во,с/сс)ияло солнце, и Лиза, оставле(н/нн)ая, бедная, лишилась чувств и памяти. Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слезы катятся по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль. ( Н. Карамзин. Бедная Лиза )Определите значение выделенных слов. Каковы их стилистические характеристики?Найдите в тексте фразеологизм и замените его синонимом.Найдите в тексте синонимы. Каковы их стилистические характеристики?На примере этого текста проведите стилистический эксперимент: напишите то же самое, не искажая содержания, только в ином стиле. Сравните получившийся текст с оригиналом. Сделайте выводы о взаимодействии всех элементов текста.Упражнение 14. Расставьте недостающие, с точки зрения современной нормы, знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Проанализируйте функции тире в данных текстах, укажите, возможны ли варианты знаков препинания. Сопоставьте особенности пунктуации, если таковые имеются, с современными нормативными требованиями. ^ Не мешают ли знаки препинания пониманию текста? Как бы Вы расставили знаки препинания в этом фрагменте? Я понял: если даже все погибнет, мой долг (перед вами, мои неведомые, любимые) – оставить свои записки в законченном виде. ^ Я попросил бумагу – и здесь я написал эти последние строки… Я хотел уже поставить точку – так, как древние ставили крест над ямами, куда они сваливали мертвых, но карандаш затрясся и выпал у меня из пальцев… Слушайте,– дергал я соседа.– Да слушайте же, говорю вам! Вы должны – должны мне ответить: а там, где кончается ваша конечная Вселенная? Что там – дальше? Ответить он не успел; сверху – по ступеням – топот— День. Ясно. Барометр 760. Неужели я, Д-503, написал эти двести двадцать страниц? Неужели я когда-нибуд


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 2008 мрежа „Европейска концепция за достъпност“
Реферат Как вести конструктивный спор?
Реферат Миф о Прокне и Филомеле в поэзии Т С Элиота
Реферат Підвищення економічних показників державного підприємства "Дніпропетровські магістральні електричні мережі"
Реферат Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Реферат Разработка бизнес-плана по инвестиционному проекту (покупка высокопродуктивных коров голштинской породы) на примере ООО "Даниловец"
Реферат От информации к знаниям
Реферат Cn Tower Essay Research Paper So Why
Реферат «Проблема управленцев»
Реферат Character Analysis Of Macbeth Essay Research Paper
Реферат Асинхронные электродвигатели
Реферат Валютный курс и факторы его определяющие
Реферат Закон об обеспечении единства измерений
Реферат Федеральный бюджет приорететы и механизмы роста
Реферат Организация работы в психоневрологическом диспансере