ОСНОВЫ РИТОРИКИдоцент Евгения Борисовна Шерешевская ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи курса "Основы риторики". Основные проблемы современной публичной речи. Содержание, объем и задачи курса. Проблематика основных разделов. Связь риторики с философией, логикой, психологией, языкознанием и другими гуманитарными науками. ТЕМА 1. Ораторское искусство в период античности. Эволюция понятий "риторика" и "ораторское искусство" в истории культуры. Греческие солисты – родоначальники ораторского искусства. Сократ – ученик и критик софистов. Ораторское искусство Демосфена. Аристотель и его "Риторика" как первый научный трактат о красноречии. Развитие греческой риторической традиции в Древнем Риме. Риторический идеал Цицерона. "Риторические наставления" Квинтилиана. ТЕМА 2. Российские традиции ораторского искусства. Первые риторики XVI - XVII вв. М.В. Ломоносов – основоположник теории ораторского искусства в России и его "Краткое руководство к красноречию". Научные трактаты и учебники по красноречию И.С. Рижского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, Н.Ф. Кошанского, М.М. Сперанского. Академическое и судебное красноречие в России ХIХ в. Духовное красноречие: гомилетика – искусство проповеди. Риторические традиции в советское и послесоветское время. ТЕМА 3. Виды ораторских речей и образ оратора. Справедливость, польза, приятность как классическое триединство целей речи. Виды ораторских речей в зависимости от цели и отношения ко времени. Судебная, совещательная, показательная (эпидейктическая) речи. Этическая составляющая образа оратора. Индивидуальность, личностные свойства и качества оратора, внушающие доверие аудитории. Механизм влияния на аудиторию. ТЕМА 4. Основные части риторического действия. Инвенция как замысел, изобретение, нахождение аргументов. Композиционное расположение частей речи: введение, главная часть, заключение. Элокуция – словесное наполнение речи, третья составная часть риторического действия. Внимание, внутренняя сосредоточенность, запоминание – необходимые элементы риторики. Произнесение – заключительный этап риторического действия. ТЕМА 5. Этапы работы над текстом выступления. Выбор темы. Составление библиографии, предварительного плана, работа с первоисточниками и литературой. Сбор, обработка и структурирование материала. Продумывание композиции, написание выступления. ТЕМА 6. Логические основы риторики. Подчиненность доказательству главной идеи выступления. Виды доказательств. Требования диалектической логики, предъявляемые к публичному выступлению. Соблюдение законов нормальной логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания). Методы логического мышления, их использование в речи оратора. Логические ошибки. Доводы в споре. Доводы сильные и слабые. Уловки как некорректное логическое средство. ТЕМА 7. Искусство спора как одно из важнейших составляющих риторического процесса. Спор как средство выяснения истины. Виды спора (диалог, беседа, дебаты, прения, дискуссии, диспут, полемика). Принципы ведения спора. Требования к говорящему и слушающему. Корректность и позитивная направленность научного и делового спора. Культура спора. ТЕМА 8. Культура звучащей речи. Фоника – наука о звучащей речи. Основные сведения об устройстве речевого аппарата человека. Дыхание. Голос. Сила голоса. Дикция. Интонация. Темп. Тембр. Пауза. Стили произношения. Варианты произношение ударения в современном русском языке. Владение литературными нормами произношения как непременное условие культуры речи. Основные орфоэпические правила: редукция гласных звуков, закон ассимиляции согласных, оглушения звонких согласных в конце слова, правила произношения различных сочетаний согласных звуков и др. Закон упреждения в звучащей речи. ТЕМА 9. Невербальные формы общения оратора с аудиторией (внешность, манеры, поза, мимика, жесты выступающего). Культура невербального общения. Параязык в системе обратных связей. Совокупность неречевых средств выразительности, начальная пауза. Условные и неусловные жесты. Интернациональный и национальный характер жестов. Особенности русской традиции жестикуляции. Координация речи и движения. Психологическая функция мимики. Язык мимики. ТЕМА 10. Речевой этикет оратора. Взаимоотношение понятий "этика" и "речевой этикет". Интернациональные и национальные особенности речевого этикета, этикетные правила ведения диалога для говорящего и слушающего. Социальные роли говорящих. Речевой этикет и вежливость. Ситуации, требующие употребления речевого этикета (обращение, поздравление, представление, благодарность, телефонный разговор и т.д.). Основные формулы русского речевого этикета. ТЕМА 11. Культура речи оратора. Понятие о культуре речи. Нормативность – основа речевой культуры. Точность, логичность, чистота, ясность, богатство, образность, выразительность – главные качества хорошей речи. Приемы и средства речевой выразительности (использование синонимов, антонимов, фразеологизмов, тропов, фигур, синтаксических конструкций). ТЕМА 12. Русское академическое красноречие. История русского академического красноречия (М. В. Ломоносов, Т. Н. Грановский, Ф. И. Буслаев, В. О. Ключевский, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев, С. М. Соловьев и др.) Красноречие выдающихся сибирских ученых (М. А. Лаврентьев, С. Л. Соболев, А. И. Мальцев, И. Н. Векуа, Г. И. Будкер, А. А. Трофимук, Г. И. Марчук, В. А. Коптюг, А. П. Окладников и др.)Литература Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов н/Д, 1995.Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1992.Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета. М., 1986.