Содержание 1. Развитие и виды международных сопоставлений. 32. Показатели и этапы проведения международных сопоставлений валового внутреннего продукта 53. Общие принципы методологии расчета результатов международных сопоставлений 134.Учет особых элементов 214.1 СТРОИТЕЛЬСТВО. 214.2 НЕРЫНОЧНЫЕ УСЛУГИ 224.3 ЖИЛАЯ РЕНТА 254.4 ПРОДУКЦИЯ, ПРОИЗВЕДЕННАЯ ДЛЯ СОБСТВЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ. 264.5 ЧИСТЫЕ РАСХОДЫ РЕЗИДЕНТНОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ. 275. О международных сопоставлениях ВВП за 2002 год 28Заключение 31Список использованной литературы 32Практические задания 33^ ЗАДАНИЕ № 1 33Страна 33ЗАДАНИЕ № 2 36Цены в стране ''А'' за 1 кг 36ЗАДАНИЕ № 3 37ЗАДАНИЕ № 4 39 Введение. В связи с переходом нашей страны к рыночным отношениям возникла необходимость перестроить отечественную статистику, внедрить в нее показатели и систему показателей, приспособленных для характеристики функционирования рыночной экономики. Это касается и макроэкономических показателей, призванных обеспечить наиболее общую характеристику важнейших результатов и пропорций экономического развития. С вступлением России в Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) возникла необходимость применять в отечественной статистике систему национальных счетов (СНС), используемую в большинстве стран мира и рекомендованную рядом международных организаций. Система национальных счетов дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов во всем их многообразии и взаимосвязи от момента производства до момента конечного потребления или создания разных видов накопления. С внедрением СНС логическим продолжением явились разработки программ международных сопоставлений, цель которых привести разнообразие в экономическом развитии и достигнутом уровне жизни к некоторым стандартам, позволяющим делать сравнения. В основе международных сопоставлений лежат показатели паритетов покупательной способности и расчет ВВП методом конечного использования. Необходимость международных сопоставлений возникает тогда, когда взаимодействуют две или более страны. Любое государство заинтересовано в получении информации о других странах. Заинтересованность стран в сопоставлении самих себя с другими странами возникает при наличии тесных контактов. В данной работе представлены история развития международных сопоставлений, этапы их проведения, методы и расчет результатов, также приведены данные международных сопоставлений за 2002г. ^ 1. Развитие и виды международных сопоставлений. Одним из важнейших направлений анализа валового внутреннего продукта являются международные сопоставления ВВП и его компонентов. Международные сопоставления ВВП осуществляются раз в три года. Проект международных сопоставлений (ПМС) ООН начал осуществляться в 1968 г. Первый доклад о ПМС был опубликован в 1975 г. Доклад содержит подробное описание и рассмотрение применяемых методов, а также результаты сопоставлений 10 стран (Венгрия, Индия, Италия, Кения, Колумбия, Великобритания, США, ФРГ (в границах до 1990 г.), Франция и Япония) за 1967 и 1970 гг. В данном исследовании, в котором принимали участие страны со всех континентов и с разными экономическими системами, была применена методология многосторонних сопоставлений, что обеспечило возможность увеличения числа участвующих стран. За первым этапом (1970 г.) последовал второй, на котором результаты за 1970 и 1973 гг. были представлены по 16 странам, начиная с третьего этапа (1975 г.), ПМС стал осуществляться с пятилетним интервалом и число стран увеличилось с 34 (1975 г.) до 60 в 1980 г. и до 64 в 1985 г. В 1985 г. Проект был переименован в Программу международных сопоставлений (ПМС). В 1990 г. проводился раунд Европейской программы сопоставлений (ЕПС) с участием около 40 стран. Число стран, участвующих в сопоставлениях по данным 1993 г. достигло 86. 1993 г. является годом мирового, глобального сопоставления после 1985 г. (сопоставление 1990 г. было только европейским). Число стран, участвующих в региональных программах сопоставлений, постоянно растет. Всего сопоставления за 1993 г. охватывают 86 стран: страны-члены ОЭСР (24 страны - Группа I), страны Центральной и Восточной Европы, Средней Азии (23 страны), Африки (22 страны), Восточной Азии и Океании (17 стран), включая ограниченное участие Китая. Однако остаются целые регионы, не участвующие в сопоставлениях. Российская Федерация, которая впервые участвовала в данной программе, входила во Вторую Европейскую группу (Группа II), которая в свою очередь состояла из 4 подгрупп: группа 2А: Австрия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Хорватия, Румыния, Болгария, Белоруссия, Россия, Украина; группа 2B: Финляндия, Латвия, Литва, Эстония; группа 2С: Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Турция; группа 2Д: Румыния, Молдавия. Страны группы 2А проводили двусторонние сопоставления с Австрией, которая была центром и координатором. Румыния и Молдавия проводили двусторонние сопоставления. Прочие сопоставления были многосторонними. Результаты данной группы входят в мировые итоги через базовую страну - Австрию. Бывший СССР участвовал в ПМС только один раз по данным за 1990 г. и также входил во Вторую Европейскую группу.^ 2. Показатели и этапы проведения международных сопоставлений валового внутреннего продукта Основным показателем в международных сопоставлениях является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП характеризует стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах (ценах конечного покупателя), произведенных резидентами данной страны за рассматриваемый период времени. Этот показатель, измеряющий конечные результаты экономической деятельности страны, применяется для характеристики экономической мощи и уровня экономического развития страны (прежде всего в международных сопоставлениях), для оценки экономического роста (после устранения влияния изменения цен на объем стоимостного показателя, каким является ВВП). Также одним из основных показателей международных сопоставлений является индекс физического объема ВВП на душу населения. Номинальные стоимостные показатели в национальной валюте пересчитываются с помощью паритетов покупательной способности в реальные величины. Отношение ВВП на душу населения сопоставляемой страны к ВВП на душу населения базисной страны (группы стран) называются индексом физического объема ВВП на душу населения. Хотя индекс физического объема ВВП на душу населения является основным показателем международных сопоставлений, для того чтобы его получить, рассчитываются паритеты покупательной способности (ППС). Для проведения международных сопоставлений показатели ВВП различных стран должны быть выражены в единой валюте. Проведение международных сопоставлений макроэкономических стоимостных показателей требует решения двух основных проблем: 1) унификация экономического содержания сравниваемых показателей; 2) выбор метода пересчета показателей из национальных валют в единую денежную единицу, т. е. выбор метода расчета результатов сопоставлений. Первая проблема решается на основе использования стандартных международных классификаций и применения единой методологии. Решение второй проблемы (выбор формулы расчета, весов, способов агрегирования частных индексов и т.д.) определяется экономическим содержанием, целями и задачами проводимого сопоставления, исходной информацией (степенью ее детализации, точностью, сопоставимостью), аналитическими требованиями, предъявляемыми к результатам. Сложившаяся после второй мировой войны система валютных курсов с 60-х годов и особенно после распада Бреттон-Вудского соглашения в начале 70-х годов и создания плавающих и фиксированных валютных курсов перестала обеспечивать удовлетворительную точность сопоставлений макроэкономических стоимостных показателей, так как система валютных курсов стала обслуживать только сферу внешнеэкономической деятельности. Современные валютные курсы могут колебаться в течение года, месяца и дня по различным политическим и конъюнктурным причинам и в результате таких колебаний не отражают реальное изменение покупательной способности валют. Кроме того, применение в этих целях валютных курсов не может обеспечить удовлетворительную степень точности результатов расчета, так как официальные валютные курсы обслуживают далеко не все операции, включаемые в ВВП, и на их величину оказывают влияние факторы, не имеющие прямого отношения к сопоставлению объемов произведенных товаров и услуг, например международные потоки капиталов, соотношение между спросом и предложением валюты той или иной страны и т.д. Кроме того, использование официальных валютных курсов, хотя и позволяет обеспечить сравнимую оценку ВВП различных стран, однако не устраняет различий в уровнях цен сопоставляемых стран. Поэтому с середины 50-х годов в основе Программы международных сопоставлений ВВП, осуществляемой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под эгидой ООН с целью обеспечения международных сопоставлений макроэкономических показателей, лежат расчеты паритетов покупательной способности валют, которые представляют собой коэффициенты, характеризующие соотношение между ценами стран. Паритет представляет собой количество единиц валюты, необходимое для покупки некоего стандартного набора товаров и услуг, который можно приобрести за одну денежную единицу базовой страны, например доллар США. ППСВ выступают своего рода дефлятором, аналогом индексов потребительских цен. Различие между ними состоит в том, что индексы цен определяют изменение покупательной способности валюты одной страны во времени, а ППСВ измеряют изменение покупательной способности валют разных стран в один и тот же период времени. При этом индексы потребительских цен (национальные дефляторы), в отличие от паритетов покупательной способности (ППС), строятся на основе допущений, связанных с игнорированием изменение структуры ВВП во времени, тогда как при построении межстранового ППСВ предполагается абстрагирование (в определенных пределах) от различий в структуре национальных объемов ВВП. Значения показателей, пересчитанных из национальных валют с помощью ППС в сопоставимую валюту, носят наименование "реальные объемы". В то же время, значения в национальных валютах и для международных сопоставлений, пересчитанные в сопоставимую валюту по валютным курсам, носят наименование "номинальные объемы". ППС является своеобразным пространственным "дефлятором", аналогом динамических индексов цен. Если динамические индексы цен измеряют изменение покупательной способности валюты одной страны во времени, то ППС измеряют различия в покупательной способности валют разных стран в пространстве. При этом существуют некоторые особенности ППС: 1) могут сравниваться страны, разные по масштабам национальных экономик; 2) сопоставление осуществляется в течение базисного года. ППСВ – это статистическая категория. Они не используются для обмена валют, а являются техническим инструментом обеспечения международной сравнимости ВВП. Расчет паритетов покупательной способности валют представляет собой достаточно сложный и трудоемкий процесс, предполагающий сбор и обработку большого массива информации о ценах, объемах произведенной и используемой продукции по отдельным группам товаров. Важным расчетным показателем является сопоставимый уровень цен. Сопоставимый уровень цен рассчитывается как отношение ППС к валютному курсу. Различие между ППС и валютным курсом используется в качестве критерия выявления ''более дешевых'' или ''более дорогих'' стран. Индексы сопоставимого уровня цен также могут рассчитываться по каждому компоненту расходов ВВП. Этот показатель (которым широко пользуются туристы на бытовом уровне) применяется при разделении стран на ''дешевые'' (с низкими значениями показателя) и ''дорогие'' (с высоким национальным уровнем цен). Выявлены закономерности, что более высоким значениям ВВП на душу населения соответствуют более высокие сопоставимые уровни цен. Базовый подход международных макроэкономических сопоставлений заключается в следующем: 1. ВВП каждой страны разбивается на ряд однородных товарных групп (первичные группы) согласно компонентам конечного использования ВВП. В сопоставлениях за 1996 г. для стран, входящих в ОЭСР, и стран Второй европейской группы были выделены соответственно 218 и 266 первичных групп. 2. В рамках каждой товарной группы экспертным путем отбирается некоторое число товаров-представителей, по которым производится регистрация национальных цен, затем на их основе рассчитываются индивидуальные и групповые ППСВ. 3. Групповые ППСВ агрегируются в сводный ППС, как правило, по средним взвешенным, где в качестве весов выступает доля расходов на элементы конечного использования. По первичным товарным группам рассчитывается частный ППСВ по формуле средней геометрической невзвешенной из индивидуальных соотношений цен: где - среднегрупповой индекс цен страны А к стране В;- произведение n-сомножителей;- индивидуальный индекс цен страны А к стране В;- число товаров-представителей в группе. Для международных сопоставлений наблюдаемые цены должны быть согласованны с данными о расходах, т.е. с ценами, используемыми для расчета расходов в национальных счетах. Одновременно показатель потребления населения охватывает поступления из всех источников (от всех институциональных единиц). Поэтому фиксируемая в ходе наблюдения цена должна являться полной, т.е. той, которую потребитель должен был бы заплатить, если бы не было субсидий ''по социальной защите''. В ЕПС используется три основных уровня дезагрегирования: Основные компоненты ВВП; Аналитические категории; Первичные группы. В состав основных компонентов ВВП входят: Конечное национальное потребление; Коллективное потребление органами общего управления; Валовое накопление основного капитала; Прирост запасов; Сальдо внешнеторговой деятельности. Компоненты ''конечное национальное потребление'' и ''коллективное потребление органами общего управления'' пересчитывается согласно концепции ''фактического потребления'', т.е. расходы государства, связанные с удовлетворением потребностей населения (здравоохранение, образование и т.п.), переносятся из государственных расходов в конечное потребление, соответственно коллективное потребление органами общего управления включает в себя расходы на общее управление и оборону. Аналитические категории определяют состав товаров и услуг в агрегатах ПМС. Основные агрегаты ПМС: Пищевые продукты, напитки, табачные изделия; Одежда и обувь; Валовая рента, топливо, энергия; Мебель, домашние принадлежности, оборудование и эксплуатация; Расходы на медицинское обслуживание, здравоохранение; Транспорт и связь; Расходы в области досуга, развлечений, образования и культуры; Коллективное потребление органами общего управления; Валовое накопление основного капитала; Изменение запасов; Чистый экспорт. Количество индивидуальных товаров, по которым проводится регистрация и сопоставление цен, различается в зависимости от первичных групп. Если они содержат разнородные товары, характеризующиеся высокой вариацией цен, цены должны регистрироваться по относительно большому числу товаров по сравнению с первичными группами, отличающимися большей однородностью. Отобраны для сопоставления товары и услуги должны удовлетворять следующим двум основным требованиям: сопоставимость, которая означает, что все количественные или качественные факторы (такие, как размер, физические и функциональные свойства, условия поставки, тип торговой точки и т.д.), оказывающие значительное влияние на образование фактической цены, должны быть идентичными. Наиболее эффективным путем удовлетворения этого требования является спецификация продукта на основе его марки или модели. Необходимо подробно описывать все ценообразующие характеристики данного товара. репрезентативности (как на уровне первичной группы, так и национального рынка), которое означает, что отобранные товары и услуги должны составлять значительную часть расходов в рамках первичной группы и что они являются характерными для структуры расходов в сопоставляемых странах. Отобранные товары и услуги должны пользоваться спросом и иметься в широком наличии на внутреннем рынке. На практике весьма сложно обеспечить одновременное удовлетворение двух этих требований, поскольку товары, являющиеся репрезентативными в одной стране, часто оказываются менее репрезентативными в другой сопоставляемой стране. Таким образом, многие репрезентативные товары и услуги являются несопоставимыми. Если корзина продуктов является относительно более характерной для структуры потребления одной из двух или ряда сравниваемых стран, то это приведет к занижению соотношений цен данной страны и, в свою очередь, к завышению ее физического объема. Одной из фундаментальных проблем межстрановых сопоставлений является определение равно-репрезентативной корзины товаров на многосторонней основе для стран-участниц сопоставлений. Согласно процедуре каждой стране было предложено включит в перечень продуктов для каждой первичной группы по меньшей мере один продукт, репрезентативный для структуры ее национального потребления. При расчете паритетов первичных групп учитывалась информация о характерности для внутреннего рынка товаров-представителей. Окончательный список товаров-представителей в сопоставлениях ОЭСР-Евростата в 1996 г. включал около 4000 наименований потребительских и инвестиционных товаров и услуг. Во Второй европейской группе в список было включено около 2500 потребительских и инвестиционных товаров и услуг.^ 3. Общие принципы методологии расчета результатов международных сопоставлений ППСВ на агрегированном уровне получают при помощи формул агрегатных индексов Пааше и Ласпейреса, используя исчисленные по приведенной формуле среднегрупповые паритеты покупательной способности и веса товарных групп в национальной валюте. ППСВ, рассчитанный по формуле Ласпейреса, имеет следующий вид: где - стоимостной объем товарных групп в стране В (стране-измерителе) в национальной валюте;- среднегрупповой индекс цен страны А к стране В. По формуле Пааше ППСВ примет вид: где - стоимостной объем товарных групп в стране А (исследуемой стране) в национальной валюте. Для устранения известных противоречий, присущих индексам Пааше и Ласпейреса, при расчетах ППС применяют индекс Фишера, рассчитываемый как средняя геометрическая из произведения индексов Пааше и Ласпейреса:Наиболее важным этапом расчета является подбор идентичных товаров с ценами.При подборе аналогичных товаров-представителей с ценами следует подготовить детальное описание товаров для идентификации товаров-представителей на внутреннем рынке. Описание товаров-представителей должно включать следующие элементы: код и наименование товаров; общее описание товара (марка, модель, место изготовления и т.д.); технические параметры (размер, вес, объем, мощность, материал изготовления и т.д.); указание целевого назначения товара (сфера его применения); рисунок.Главными источниками информации при определении цен на товары-представители являются: данные расчета национального индекса потребительских цен (ИПЦ), а также расчета индекса оптовых цен и т.д.; специальные обследования цен (например, во многих странах данные о ценах на товары производственного назначения собираются от производителей, торговых компаний и т.д.); каталоги; прейскуранты. Для оценки товаров-представителей используются средние индексы для экономики в целом, что способствует достижению соответствия между исчисляемыми индексами цен и оценками ВВП по методам принятым в СНС. При расчете ППСВ в статистической практике применяется принцип "картофель есть картофель". Смысл данного принципа заключается в том, что идентичные товары, продаваемые на разных рынках (различных по формам собственности торговых предприятий, условиям торговли, территориальному размещению), при международных сопоставлениях рассматриваются как один и тот же продукт, а цены на него учитывают все особенности (условия) продаж. При окончательном расчете ППСВ осуществляется агрегирование результатов, полученных по основным компонентам ВВП. Для этого данные о расходах оцениваются на основе паритетов по основным компонентам в валюте стран измерителя. После оценки ППСВ эти индексы применяют для пересчета стоимостных показателей данной страны (ВВП, доходов и расходов домашних хозяйств) в валюты других стран. Учет удельных показателей ВВП (в расчете на душу населения), а также доходов домохозяйств в реальном выражении (в национальной валюте страны-измерителя) выполняется с целью проведения межстрановых сравнений уровня жизни населения. Критики этого метода отмечают, что он основывается на необоснованном абстрагировании от различий в уровне торгово-транспортных расходов. Они предлагают для исчисления индекса цен использовать метод усреднения индексов цен, первоначально исчисленных для отдельных каналов реализации товаров. Эта процедура расчетов используется в так называемых прямых парных (двусторонних) сопоставлениях ВВП на основе ППСВ, т.е. в сопоставлениях, проводимых непосредственно для той или иной пары стран. В теории международных сопоставлений различают прямые парные и многосторонние сопоставления, которые осуществляются одновременно для некоторой группы стран. Международные экономические организации (ООН, ОЭСР, Всемирный банк и т.д.), как правило, проводят многосторонние сопоставления. Методология международных сопоставлений имеет свою специфику. К индексам, используемых в международных сопоставлениях применяются следующие основные требования: требование характерности весов, согласно к которому при исчислении индексов для взвешивания индексируемых величин должны быть применены веса, характерные для экономики сопоставляемых стран. Так, при сопоставлении ВВП США и России в качестве весов необходимо использовать цены либо США, либо России, либо средние цены США и России, но не цены какой-либо другой третьей страны. требование транзитивности, т.е. результат, полученный путем прямого парного сопоставления показателей двух стран (А и В), должен быть равен индексу, выражающему соотношение между показателями этих двух стран, но исчисленному косвенным образом через третью страну, выполняющую роль посредника («переходного моста»): I А/В = I А/С / I В/С, где I А/В – индекс прямого сопоставления показателей стран А и В I А/С – индекс прямого сопоставления показателей стран А и С I В/С – индекс прямого сопоставления показателей стран В и С Требование транзитивности очень важно для многосторонних сопоставлений, поскольку индексы, исчисленные для некоторой группы стран, должны быть строго взаимно согласованы и не давать противоречивых ответов; требование независимости индекса от выбора базисной страны. Это другое важное требование к индексам как прямых парных, так и многосторонних сопоставлений. Смысл его состоит в том, что величина индексов не должна зависеть от выбора базисной страны. Математически это требование можно записать следующим образом: I А/В * I В/А = 1 Это требование предполагает, что произведение индекса, выражающего соотношение показателей страны А к стране В, и индекса, выражающего соотношение показателей страны В к стране А должно быть равно 1; требование аддитивности, т.е. индексы, полученные для отдельных компонентов ВВП, должны быть согласованы между собой и с индексом ВВП в целом. Например, не должно быть такого положения, при котором индекс потребления страны А к стране В равен 110, индекс накопления – 115, а индекс ВВП – 120. Требование аддитивности предполагает, что показатель ВВП страны А в целях страны В может быть получен путем суммирования отдельных элементов ВВП страны А в ценах страны В. Однако не все методы и формулы индексов соответствуют требованиям аддитивности. Следует также иметь в виду, что некоторые упомянутые выше требования к индексам находятся в известном противоречии друг к другу. Требование характерности весов противоречит требованию транзитивности, поскольку индексы, которые в наибольшей мере соответствуют требованию характерности весов, как правило, нетранзитивны. Например, формула индекса Фишера, соответствующая требованию характерности весов и позволяющая получить однозначный результат для каждой пары стран, не удовлетворяет требованию транзитивности. Особенность многосторонних сопоставлений состоит не только в том, что они проводятся для группы стран, но и в том, что информация о ценах и количестве произведенной и использованной в этих странах продукции рассматривается и обрабатывается как единое целое для получения системы взаимосвязанных индексов, соответствующих ряду требований аналитического характера. Если, например, сопоставление проводится для группы стран А, В, С, Д и Е и показатели этих стран сравниваются друг с другом на основе методологии парных сопоставлений, тогда можно получить ряд индексов Фишера для каждой пары стран: А и В, С и Д и т.д. Такие расчеты нельзя рассматривать как подлинно многосторонние сопоставления, а их результаты могут быть взаимно противоречивы. Транзитивность индекса может быть обеспечена, если применяется метод многосторонних сопоставлений. Одним из таких методов многосторонних сопоставлений, который в настоящее время широко применяется на практике, является метод ЭКШ (Элтетэ, Кэвеша и Шульца). Формула индекса ЭКШ для стран А и В имеет следующий вид:, где FA/B – индекс Фишера для стран А и В; FAj – индекс Фишера для стран A и J; FBj – индекс Фишера для стран B и J; n – число стран, принимающих участие в сопоставлении. На основе формулы ЭКШ можно получить индексы, соответствующие требованию транзитивности и в наименьшей степени отступающие от требования характерности весов. Индексы ЭКШ соответствуют требованию транзитивности и независимости от выбора страны, однако они не соответствуют требованию аддитивности, и это является их существенным недостатком. Другим методом сопоставления, широко применяемым на практике международными организациями, является метод Гири-Камиса. Формула индекса Гири-Камиса имеет следующий вид: где Rj – паритет покупательной способности j-й страны по отношению к валюте базисной страны; Pi–средняя международная цена i-го товара; Р ij– цена i-го товара в j-ой стране; q ij– количество i-го товара в j-ой стране; Q i– общее количество i-го товара во всех странах; n – число товаров; m – число стран.- nула (9)оставления показателей стран А и С Фишера:официального результата определяется индекс Фищера, пррые дешевле в данной Таким образом, с помощью метода Гири-Камиса можно решить систему линейных уравнений и одновременно определить ППСВ (Rj) и средние международные цены (Рi). Оценка показателей всех стран в международных ценах позволяет получить индексы, которые транзитивны, аддитивны и не зависят от выбора базисной страны. Однако индексы Гири-Камиса не соответствуют требованию характерности весов. Существуют и другие методы многосторонних сопоставлений. Например, в специальной литературе описан метод Уолша. Его формула имеет следующий вид:, где RiA/B– паритет покупательной способности валют для i-ой товарной группы (исчисляется как средняя геометрическая невзвешенная из соотношений цен на товары-представители стран А и В); Мi– доля товарной группы в общем агрегате, например в ВВП (определяется как средняя доля данной товарной группы во всех странах, принимающих участие в сопоставлении). Индексы Уолша транзитивны, и в этом их безусловное достоинство. Они соответствуют требованию независимости индекса от выбора базисной страны, но не соответствуют требованию аддитивности. Другой метод многосторонних международных сопоставлений – метод Джирарди – основан на использовании средних международных цен, исчисляемых исходя из средних национальных цен с помощью формулы средней геометрической невзвешенной. Индексы, получаемые на основе этого метода, соответствуют требованиям транзитивности, аддитивности и независимости от выбора базисной страны. При применении формулы Джирарди «эффект Гершенкрона» не оказывает влияния на результаты сопоставления. Однако экономическое содержание средних международных цен, исчисляемых по формуле Джирарди, неясно. Тем не менее формула Джирарди применялась недолгое время в международных сопоставлениях ВВП на основе ППСВ, проводимых для европейских стран отделом статистики Европейского сообщества (Евростатом). В некоторых случаях для многосторонних сопоставлений применяется метод центральной страны. В соответствии с этим методом показатели ВВП всех стран сравниваются с ВВП одной страны, рассматриваемой в качестве базисной (центральной) страны. В этом случае индексы для любой пары стран (кроме тех пар стран, одной из которых не является центральная страна) исчисляются косвенным методом, т.е. путем сопоставления индексов показателей этих стран к показателям центральной страны. Например, если в сопоставлении принимают участие четыре страны А, В, С и Д, а в качестве центральной рассматривается страна А, тогда индекс, характеризующий соотношение показателей стран В и С исчисляется следующим образом: I B/C = I B/A/ I C/В Индексы, получаемые таким методом, транзитивны, однако транзитивность достигается в известной мере механическим путем. Это означает, что индекс I В/С , исчисленный вышеописанным косвенным методом, будет отличаться от индекса I В/С , исчисленного на основе прямого парного сопоставления стран В и С. Кроме того, индексы, исчисленные с помощью метода центральной страны, не соответствуют требованию независимости от выбора центральной страны. Это означает, что если бы в качестве центральной страны была избрана страна Д, а не страна А, тогда соотношения между показателями всех стран были бы другими. Поэтому метод центральной страны, хотя и широко применяется на практике в международных сопоставлениях, не рассматривается как полноценный метод многосторонних сопоставлений. Его применение связано главным образом с соображениями практического характера: отсутствие исчерпывающей информации, экономия ресурсов и т.д.^ 4.Учет особых элементов В настоящем подразделе описывается ряд процедур, которые применялись для решения проблем, связанных с сопоставлением тех компонентов ВВП, которые требуют процедур учета, отличных от общей методологии. 4.1 СТРОИТЕЛЬСТВО. Основная проблема, возникающая при сопоставлении показателей капитальных вложений в жилищное и гражданское строительство, заключается в том, что в странах-участницах не существует идентичных или сопоставимых строений. Даже строения одного и того же типа могут значительно отличаться между собой по форме, размеру, местоположению, отделке, материалу и т.д. По этим причинам сопоставление на основе стоимости фактических объектов не дает удовлетворительных результатов. В этой связи ЕВРОСТАТ разработал процедуру, получившую название метода "условного строительства". Данный метод заключается в определении стандартного объекта и условной стоимости его сооружения. Этот метод предусматривает составление сметы физических объемов работ с использованием технологического чертежа и разработку на ее основе описания "стандартной" конструкции, которая затем служит базой для сопоставления. Смета физических объемов работ, как правило, разбивается на такие крупные категории, как земляные работы, закладка фундамента, кладка, столярные, малярные, отделочные работы и т.д. Каждая их этих категорий содержит ряд характеристик, определяющих виды работ или операций, относящихся к какому-то конкретному элементу, посредством точного описания производимых работ и используемых материалов. Стена, например, определяется по типу кирпича (бетонный, силикатный, обожженный) и размерам кирпича и виду отделки (дерево, штукатурка, цемент, количество слоев краски, обои). Описание каждого элемента на основе соотношения затрат материалов/труда позволяет получить количественные показатели (м, м2, м3, кг), к которым затем применяется стоимость единицы продукции. Стоимость единицы продукции, помноженная на показатели физического объема, равна общей сумме затрат, т.е. стоимости необходимых материалов, трудозатрат плюс другие соответствующие расходы, такие, как расходы по эксплуатации оборудования, на подготовку рабочей площадки, накладные издержки и т.д. Перечень зданий и строительных объектов подразделяется на три категории объектов-представителей: жилые здания: дом для одной семьи; отдельный дом; многоквартирный дом; нежилые строения: производственное строение; административное здание; начальная школа; сельскохозяйственный сарай; прочие гражданские инженерные сооружения: дорога; дорожное покрытие; бетонный и канализационный трубопровод; спортивное сооружение; мост.^ 4.2 НЕРЫНОЧНЫЕ УСЛУГИ Нерыночные услуги характеризуются как "трудно поддающиеся сопоставлению". Данные трудности обусловлены рядом причин, например, отсутствием надлежащих единиц для измерения выпуска этих услуг, что также означает невозможность определения цены единицы продукции. Еще одна проблема связана с институциональными особенностями оказания некоторых из этих услуг. Например, одни и те же услуги в области здравоохранения в одних странах являются рыночными услугами, обладающими рыночными ценами, в то время как в других они являются нерыночными услугами, на которые рыночные цены не существуют. Имеются даже случаи, когда рыночные и нерыночные услуги существуют параллельно в одной стране. К этой категории согласно схеме ЕПС относятся частично или полностью следующие услуги: медицинское обслуживание и здравоохранение; образование; услуги в сфере социального обеспечения; расходы на функционирование органов государственного управления. Что касается услуг в области здравоохранения, образования и социального обеспечения, то часть этих услуг оказывается на рыночной основе, а часть - на нерыночной. По большинству стран Группы I и по некоторым странам Группы II такая дифференциация производилась непосредственно в рамках сопоставления. Например, в странах, где терапевты, стоматологи и т.д. оказывают свои услуги по "полным" ценам (независимо от того, возмещаются или нет впоследствии расходы пациенту), было невозможно определить цены на целый ряд конкретно определенных видов лечения. В Группе II в большинстве случаев эти услуги учитывались как нерыночные, даже если часть из них оказывалась на рыночной основе ("пересекающиеся категории"). Коллективное потребление органов общего управления полностью было отнесено к сфере нерыночных услуг. Для сопоставления нерыночных услуг использовались следующие подходы: метод учета затрат: в денежном выражении; в показателях физического объема; метод валового выпуска. Метод учета затрат в денежном выражении являлся наиболее широко использовавшимся методом. В соответствии с этим подходом услуги, оказанные индивидуальным пользователям или населению бесплатно или за н