Об утверждении Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питанииПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ9 апреля 2007 г. № 74 В соответствии с Положением о Министерстве торговли Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 961, в целях обеспечения единого порядка документального оформления и отражения в бухгалтерском учете товарных операций в розничной торговле и общественном питании ПРИКАЗЫВАЮ:1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании.2. Признать утратившим силу приказ Министра торговли Республики Беларусь от 29 марта 1999 г. № 38 "Об отражении товарных операций в розничной торговле и общественном питании".3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания. Министр А.И.Иванков СОГЛАСОВАНОПисьмо Министерства финансов Республики Беларусь06.03.2007 № 15-8/182 УТВЕРЖДЕНОПриказ Министерства торговли Республики Беларусь09.04.2007 № 74 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании Методические рекомендации по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании разработаны с учетом норм Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 89 "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета" и введенного в действие с 1 января 2004 г., а также других нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы документального оформления и учета товарных операций в розничной торговле и общественном питании. Нормы и положения настоящих Методических рекомендаций могут применяться только в той части, в какой они на момент применения не противоречат действующему законодательству Республики Беларусь.Содержание1. ^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ1.1. Требования к первичным учетным документам и порядку их оформления1.2. Требования к отчетности материально ответственных лиц1.3. Общие положения по оформлению и организации учета товарных операций1.3.1. Учет и оценка товаров в розничной торговле и общественном питании1.3.2. Особенности учета движения товаров в оптовой торговле1.3.3. Отражение в учете скидок, предоставленных поставщиками предприятиям оптовой торговли2. ^ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ3. ОСОБЕННОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ И УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ3.1. Документальное оформление операций3.1.1. Продажа товаров за наличный расчет3.1.2. Расчеты за товары чеками из чековых книжек и расчетными чеками3.1.3. Расчеты за товары банковскими пластиковыми карточками3.1.4. Поступление и реализация товаров в мелкорозничной сети3.1.5. Продажа товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям3.1.6. Продажа товаров по заказам3.1.7. Продажа товаров по образцам3.1.8. Продажа товаров в кредит3.1.9. Продажа товаров по договорам комиссии3.1.10. Возврат товаров покупателями3.1.11. Оформление недостачи, потерь от боя, лома, порчи товаров3.1.12. Переоценка товаров, снижение цен и предоставление скидок покупателям3.1.12.1. Переоценка в розничной торговле3.1.12.2. Переоценка в оптовой торговле3.1.12.3. Снижение цен на товары с истекающими сроками реализации и товары, пользующиеся ограниченным спросом у населения3.1.12.4. Предоставление скидок покупателям со сформированной розничной (продажной) цены3.2. Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле3.2.1. Учет поступления и реализации товаров3.2.2. Учет товаров, принятых на комиссию от населения3.2.3. Учет товаров, принятых на комиссию от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей3.2.4. Учет операций при выявлении некачественного товара при приемке от поставщиков3.2.5. Учет движения стеклянной посуды в розничной торговле и общественном питании3.2.6. Учет товаров, использованных на оформление витрин3.2.7. Учет операций по возврату товаров покупателями3.2.8. Учет фактических потерь товаров в магазинах самообслуживания, торгующих с открытой выкладкой товаров3.2.9. Учет недостач и потерь от боя, лома, порчи товаров, выявленных при их хранении и реализации3.2.10. Учет переоценки товаров, снижения цен и предоставления скидок покупателям4. ^ ОСОБЕННОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ И УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ4.1. Документальное оформление операций4.1.1. Движение продуктов и товаров в кладовой. Отчетность материально ответственного лица4.1.2. Движение сырья, продуктов, готовой продукции на производстве (кухне)4.1.2.1. Приемка сырья и продуктов4.1.2.2. Отпуск готовой продукции из производства (кухни)4.1.2.3. Реализация готовой продукции из производства (кухни)4.1.2.4. Отчетность заведующего производством (кухней)4.1.3. Движение сырья, продуктов и готовой продукции в заготовочных цехах общественного питания4.1.3.1. Поступление сырья и продуктов. Отпуск готовых изделий. Отчетность материально ответственных лиц4.1.3.2. Особенности документального оформления и учета производства мясных крупнокусковых полуфабрикатов4.1.4. Движение покупных товаров в буфетах, барах и других объектах общественного питания4.2. Бухгалтерский учет товаров в общественном питании4.2.1. Учет приемки и движения продуктов в кладовой (на складе)4.2.2. Учет операций отпуска и реализации продуктов и готовой продукции из производства (кухни)4.2.3. Учет движения сырья, продуктов и готовой продукции в заготовочных цехах общественного питания4.2.4. Учет движения товаров в буфетах, барах и других объектах общественного питания ПРИЛОЖЕНИЯ^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ1.1. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРВИЧНЫМ УЧЕТНЫМ ДОКУМЕНТАМ И ПОРЯДКУ ИХ ОФОРМЛЕНИЯ В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года "О бухгалтерском учете и отчетности" в редакции Закона Республики Беларусь от 25 июня 2001 года факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. Первичный учетный документ составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками хозяйственной операции. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету товарных операций в торговле утвержден постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 29 ноября 2001 г. № 45. Первичный учетный документ, форма которого не предусмотрена в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование, номер документа, дату и место его составления; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях; должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи. В зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден руководителем организации. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции, связанные с поступлением или выплатой денежных средств, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, - непосредственно после ее совершения. Лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, обеспечивают своевременное и качественное оформление этих документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных. В первичных учетных документах стирание записей и неоговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в первичных учетных документах исправляются путем их зачеркивания и надписи правильных. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. Первичные учетные документы, составленные на иных языках (кроме русского и белорусского), должны иметь подстрочный перевод на русский или белорусский язык. Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. Если первичные учетные документы составляются на машинных носителях информации, организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию государственных органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь, суда и прокуратуры. Программы кодирования, идентификации и машинной обработки данных первичных учетных документов на машинных носителях информации должны храниться в организации в течение срока, установленного для хранения первичных учетных документов на бумажных носителях, и обладать системой защиты.^ 1.2. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТНОСТИ МАТЕРИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫХ ЛИЦ Материальная ответственность работников организаций, в том числе работников торговых предприятий и предприятий общественного питания, регламентируется нормами Трудового кодекса Республики Беларусь (ТК). Материальная ответственность может быть полной (статьи 256, 402 и 404 ТК) или ограниченной (статьи 402 и 403 ТК), индивидуальной или коллективной (бригадной). Письменные договоры о полной материальной ответственности заключаются в соответствии со статьей 405 ТК. Форма примерного договора о полной индивидуальной материальной ответственности и примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 764. Наниматель имеет право уточнять перечень должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться договоры о полной индивидуальной материальной ответственности. Письменные договоры о коллективной (бригадной) материальной ответственности заключаются в соответствии со статьей 406 ТК. Положение о коллективной (бригадной) материальной ответственности, примерный перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, а также форма примерного договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 54. Подписав договор о материальной ответственности, работник подтверждает, что он в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности персонала берет на себя полную материальную ответственность за сохранность принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. Форма отчетности материально ответственного лица (бригады) и сроки ее представления определяются администрацией предприятия исходя из особенностей его деятельности, организации аналитического учета движения товаров, степени автоматизации этого участка счетной работы и других условий. Отчетность материально ответственных лиц может быть как ежедневной, так и охватывать более длительные сроки. Отчеты (реестры, товарные отчеты, товарно-денежные отчеты и т.п.) составляются материально ответственными лицами в двух экземплярах. В отчет записывается каждый документ в отдельности с указанием даты, номера, названия, суммы (стоимости товара по учетным ценам). В отдельной графе отчета может отражаться движение тары. Отчеты материально ответственного лица нумеруются последовательно с начала года (начала деятельности предприятия) и до окончания отчетного года. Если в организации (ее структурном подразделении) дата проведения инвентаризации не совпала с установленным периодом отчетности, составляется два отчета: один - с начала установленного отчетного периода до начала инвентаризации; второй - от даты окончания инвентаризации до установленного срока предоставления отчета. В отчете, составленном после инвентаризации, остатки товаров и тары записываются из инвентаризационной описи. Все документы, на основании которых составлен отчет, прикладываются к первому экземпляру отчета и передаются бухгалтеру под его расписку на втором экземпляре, остающимся у материально ответственного лица. При приеме отчета у материально ответственного лица бухгалтер производит так называемую формальную проверку отчета, во время которой устанавливается: все ли перечисленные в отчете документы приложены к нему; все ли документы относятся к тому отчетному периоду, за который составлен отчет; все ли приложенные документы имеют необходимые реквизиты и подписи; нет ли в документах подчисток и неоговоренных исправлений. Проверка приложенных к отчету документов по существу и законности оформленных ими операций, таксировка их, проверка правильности подсчета итогов производится, как правило, в день приемки отчета. О проверке отчета делается соответствующая отметка за подписью лица, проводившего ее. Обнаруженные при проверке отчетов ошибки в таксировке, подсчете итогов и в записи документов исправляются бухгалтером путем зачеркиваний (одной чертой) неправильных и написания правильных сумм и записей. О произведенных исправлениях в отчете сообщается материально ответственному лицу, который вносит соответствующие изменения во второй экземпляр отчета и своей подписью на первом экземпляре подтверждает правильность произведенных исправлений. Правила проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей, составления сличительных ведомостей и оформления результатов инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь от 5 декабря 1995 г. № 54. При определении результатов инвентаризации товаров следует руководствоваться нормами товарных потерь, методикой расчета и порядком отражения в учете, утвержденными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 2 апреля 1997 г. № 42.^ 1.3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ Ведение розничной торговли отдельными видами товаров (продовольственными товарами, технически сложными товарами бытового назначения, мебелью, парфюмерно-косметическими товарами и т.п.) и осуществление общественного питания регламентируется Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384. В случае организации общественного питания в производственных организациях субъектам хозяйствования следует руководствоваться Рекомендациями, утвержденными Министром торговли Республики Беларусь 26 ноября 2004 г. Организация питания школьников осуществляется в соответствии с Положением об организации питания учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177, учащихся учреждений образования, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, - в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Министерства торговли и Министерства образования от 30 ноября 2000 г. № 24/57, учащихся и студентов учреждений образования, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, - в соответствии с Рекомендациями Министерства торговли от 27 марта 2000 г. Классификация торговых объектов общественного питания приведена в Инструкции, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 8 января 2004 г. № 1. Факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги) должен оформляться соответствующим документом. При использовании кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем документом, подтверждающим факт покупки товаров (выполнения работы, оказания услуги), является кассовый чек либо счет в торговых объектах общественного питания при обслуживании потребителей официантами, барменами. При продаже мебели, технически сложных товаров (в случае отсутствия технического паспорта, инструкции по эксплуатации, руководства пользователя), текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с товаром и кассовым чеком покупателю передается также товарный чек, выписываемый в произвольной форме. При продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем документом, подтверждающим факт покупки товаров (выполнения работ, оказания услуг), являются: товарный чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании товара (работы, услуги), стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе). Порядок оформления документов, подтверждающих факт покупки, установлен Положением, утвержденным постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 6 мая 2002 г. № 23. Ведение бухгалтерского учета в торговых организациях и организациях общественного питания осуществляется с учетом норм Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 89, отраслевых особенностей организации учета, в том числе оговоренных настоящей Методикой, а также согласно учетной политике организаций, сформированной ими в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При формировании учетной политики организациям следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. № 62 (с последующими дополнениями и изменениями). Бухгалтерский учет товарных операций зависит от: видов и особенностей деятельности, осуществляемых субъектом хозяйствования (оптовая или розничная торговля, торговля по образцам, заказам, в кредит и т.д.); видов заключенных с контрагентами договоров и права собственности на реализуемый товар (договора купли-продажи, поручения, комиссии (консигнации) и т.п.); порядка установления в соответствии с договорами комиссии размера комиссионного вознаграждения (вознаграждение определено в процентах от стоимости реализованного товара или в виде торговой надбавки, примененной комиссионером к цене комитента); условий, формы и порядка расчета за отпускаемый товар (предоплата или последующая оплата; наличный или безналичный расчет; оплата расчетными чеками, чеками из чековых книжек, банковскими пластиковыми карточками; с применением товарообменных и зачетных операций и т.д.); применяемой валюты контракта и валюты платежа (белорусские рубли, иностранная валюта); варианта оценки и учета товаров на складах, в производстве (по покупным или продажным ценам, в стоимостном или количественно-стоимостном измерении и т.д.); выбора момента признания выручки от реализации товаров (по отгрузке или по оплате); выбора порядка отражения реализации по договорам комиссии (на счетах учета реализации отражается вся стоимость реализованного товара (с учетом налога с продаж) или только сумма комиссионного вознаграждения); организационно-правовой формы объекта общественного питания, правовых отношений объекта общественного питания с производственными организациями, учреждениями образования, принятой формы обслуживания и др. Учет валютных товарных операций осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными, в частности, Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июня 2000 г. № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц", постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2000 г. № 1897 "Об особенностях отнесения коммерческими организациями на финансовые результаты курсовых разниц, учтенных в расходах и доходах будущих периодов" и Положением по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 июля 2000 г. № 78. Номенклатура и содержание статей издержек обращения (производства), варианты учетной политики при отражении издержек обращения (производства) и оценки товаров в организациях торговли и общественного питания регламентируются Методическими указаниями по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 861.1В связи с введением с 1 января 2004 г. нового Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, а также разделением систем бухгалтерского и налогового учета применение норм Методических указаний возможно только в той их части, в какой они на момент использования не противоречат действующим законодательным и иным нормативным правовым актам Республики Беларусь. Названными Методическими указаниями регламентируются также порядок расчета издержек обращения на остаток товаров и порядок распределения транспортных расходов по доставке товаров покупателям. Вопросы принятия произведенных торговыми организациями и организациями общественного питания затрат для целей налогообложения и ценообразования регламентируются соответственно Инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2004 г. № 19, и Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 (с учетом последующих изменений и дополнений).1.3.1. Учет и оценка товаров в розничной торговле и общественном питании Оценка товарных запасов на складах предприятий розничной торговли производится по ценам приобретения либо розничным ценам. В розничной торговой сети учет движения товаров осуществляется по розничным ценам1.1Здесь и далее:а) ценой приобретения товара для предприятия розничной торговли и общественного питания является: свободная отпускная цена поставщика; свободная отпускная цена поставщика плюс торговая надбавка оптового звена;б) ценой приобретения товара, реализуемого по фиксированным (регулируемым) розничным ценам, является фиксированная (регулируемая) розничная цена минус предоставленная поставщиком торговая скидка;в) продажной ценой товара в розничной торговле является стоимость его по ценам приобретения плюс торговая надбавка плюс налог на добавленную стоимость (исключение - фиксированная (регулируемая) розничная цена, розничная цена плюс налог с продаж);г) под продажной ценой продукции общественного питания (товара) подразумевается стоимость его по ценам приобретения плюс торговая надбавка плюс наценка общественного питания плюс налог на добавленную стоимость плюс налог на услуги (налог с продаж). Оценка товарных запасов в кладовой предприятия общественного питания в зависимости от его организационной структуры, наличия подразделений, относящихся к различным наценочным категориям, частоты завоза продуктов и других условий производится либо по ценам приобретения, либо по розничным ценам. Учет движения сырья, продуктов и товаров в торговых объектах общественного питания производится по продажным ценам, за исключением тех товаров, которые реализуют без наценки и учитываются по розничным ценам. Момент реализации в розничной торговле и в общественном питании устанавливается учетной политикой организации. Учет движения товаров на складах (кладовых) предприятий розничной торговли и общественного питания ведется в количественно-стоимостном измерении; в розничной торговой сети (магазинах, киосках и т.п.) - в стоимостном. Количественно-стоимостный учет движения товаров в розничной торговле ведется, в порядке исключения, при торговле ювелирными изделиями, антикварными вещами и произведениями искусства, бытовым серебром, продаваемым на вес; при продаже товаров, принятых на комиссию. Количественно-стоимостный учет движения товаров в розничной торговле может быть введен при использовании субъектом хозяйствования системного кассового терминала. Учет движения сырья, продуктов и готовых изделий на производстве (кухне) предприятий общественного питания ведется в стоимостном измерении. В заготовочных объектах (цехах) общественного питания движение сырья, продуктов и готовых изделий отражается в количественно-стоимостном измерении. Независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организации, принятой ею учетной политики, порядка расчетов с поставщиками и покупателями для учета товарных операций Типовым планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены следующие основные балансовые счета: 20 "Основное производство", 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 44 "Расходы на реализацию", 90 "Реализация". На субсчете 41-1 "Товары на складах" учитываются движение и наличие товарных запасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организаций общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и других. На субсчете 41-2 "Товары в розничной торговле" учитываются движение и наличие товаров, находящихся в организациях розничной торговли: универмагах, магазинах, палатках, ларьках, киосках, лотках, разносно-развозной сети, мелкооптовых базах и магазинах, выделенных для продажи товаров учреждениям и организациям. На этих же субсчетах (41-1, 41-2) учитываются наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.) под товаром и порожней. На субсчете 41-3 "Тара под товаром и порожняя" учитываются наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях розничной торговли и общественного питания), находящихся на складе, в кладовой, на производстве (кухне), в цехах по выпуску полуфабрикатов и кондитерских изделий, в розничной торговой сети. Торговые организации могут учитывать движение тары под товарами и тары порожней по средним учетным ценам, которые устанавливаются по группам (видам) тары применительно к составу и ценам на нее. При этом разницы между ценами приобретения на тару и средними учетными ценами относятся на счет 42 "Торговая наценка" (субсчет 42-1 "Торговая наценка"). Сальдо этих разниц должно выверяться при очередных инвентаризациях и в необходимых случаях корректироваться счетом 91 "Операционные доходы и расходы" (как результат по операциям с тарой). На субсчете 20-9 "Общественное питание" учитывается стоимость сырья (по учетной стоимости), поступившего на кухню под отчет материально ответственного лица. Другие расходы общественного питания на этом субсчете не учитываются. По кредиту субсчета 20-9 отражается учетная стоимость сырья, израсходованного для приготовления проданных блюд. Сальдо по субсчету 20-9 показывает стоимость остатков необработанного сырья, полуфабрикатов и нереализованных изделий. Расходы по приготовлению пищи и ее реализации в организациях общественного питания учитываются на счете 44 "Расходы на реализацию" по установленным номенклатурой статьям затрат. Счет 42 "Торговая наценка" предназначен для отражения информации о торговых наценках (скидках, надбавках) на товары, если их учет ведется по продажным ценам. На предприятиях общественного питания на данном счете учитываются суммы торговых скидок (надбавок) на продукты питания и товары, находящиеся в кладовых, буфетах, на кухне, а также суммы наценок, прибавляемые в установленном размере к стоимости кухонной и буфетной продукции по розничным ценам. На счете 42 "Торговая наценка" учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками торгующим организациям на возможные потери товаров и возмещение дополнительных транспортных расходов. К счету 42 "Торговая наценка" могут быть открыты субсчета: 42-1 "Торговая наценка"; 42-2 "Скидка поставщиков"; 42-3 "Налог на добавленную стоимость в цене товаров"; 42-4 "Налог с продаж" и другие. Кредитуется счет 42 "Торговая наценка" при оприходовании товаров на суммы торговых и дополнительных скидок (надбавок), а методом "красное сторно" - на суммы торговых и дополнительных скидок (надбавок) по товарам, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п. Суммы скидок (надбавок) в части, относящейся к реализованным товарам, отражаются методом "красное сторно" по кредиту счета 42 "Торговая наценка" в корреспонденции с дебетом счета 90 "Реализация" и иных соответствующих счетов. Суммы скидок (надбавок) в части, относящейся к проданным и отпущенным товарам со складов и баз, определяются согласно выписанным товаросопроводительным и расчетным документам, списываются в таком же порядке (методом "красное сторно"). Сумму скидки (надбавки) на остаток непроданных товаров в предприятиях оптовой и розничной торговли допускается определять из расчетов среднего процента. Средний процент скидки (надбавки) определяется следующим образом:^ 1. К сумме скидок (надбавок) на остаток товаров на начало месяца прибавляется сумма оборота по кредиту счета 42 "Торговая наценка".2. К сумме проданных за месяц товаров (по учетным ценам) прибавляется сумма остатков товаров на конец месяца (также по учетным ценам).3. Умножением определенной вышеуказанным способом суммы скидок на 100 и делением на сумму проданных и оставшихся товаров определяется средний процент скидок (надбавок) со стоимости этих товаров по учетным ценам.4. Умножением среднего процента скидок (накидок) на сумму остатка товаров на конец месяца и делением на 100 определяется абсолютная сумма скидок (надбавок), относящаяся к непроданным товарам. Если учет продуктов в кладовых, на производстве, в буфетах, барах и других объектах общественного питания ведется по продажным ценам (с наценкой), то торговая скидка (наценка) по проданным товарам определяется в том же порядке, как и в розничных предприятиях торговли. В связи с необходимостью уплаты из суммы наценки общественного питания налога на добавленную стоимость, предприятия общественного питания в зависимости от принятой ими методики учета и настройки программных продуктов могут осуществлять учет сумм наценок и НДС с использованием следующих вариантов:а) Д-т 41-2, 20-9 - К-т 42-1 - на сумму наценки общественного питания за минусом суммы НДС, выделенной из суммы наценки по ставкам применительно к конкретному товару; Д-т 41-2; 20-9 - К-т 42-3 - на сумму НДС, включенную в сумму наценки;б) Д-т 41-2; 20-9 - К-т 42-1 - на сумму наценки общественного питания в полном объеме; Д-т 42-1 - К-т 42-3 - на сумму НДС, выделенную из суммы наценки. Аналитический учет по счету 42 "Торговая наценка" должен обеспечивать раздельное отражение сумм скидок (надбавок) и разниц в ценах, относящихся к товарам на складах и базах, на предприятиях розничной торговли и общественного питания и к товарам отгруженным. Счет 44 "Расходы на реализацию" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции, товаров, работ и услуг. В организациях, осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую деятельность, услуги по общественному питанию, затраты на торговую деятельность группируются по статьям типовой номенклатуры: транспортные расходы; расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды; расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; амортизация основных средств; расходы на ремонт основных средств; расходы на санитарную и специальную одежду, столовое белье, посуду, приборы (если они учитываются в оборотных средствах); расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; расходы на рекламу; потери товаров и технологические отходы; расходы на тару; прочие расходы. Не относятся к расходам на реализацию затраты по упаковке и транспортировке продукции, возмещаемые в соответствии с договорами покупателями сверх стоимости товара. Указанные расходы включаются в расчетно-платежные документы отдельными позициями и взыскиваются с покупателей продукции. Все остальные расходы, связанные с реализацией товаров, продукции, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг. Счет 90 "Реализация" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с видами деятельности, указанными в уставе организации, а также для определения финансового результата по ним. В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 "Реализация" отражается продажная стоимость реализованных товаров в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств и счетов учета расчетов, а по дебету - их учетная стоимость в корреспонденции с кредитом счета 41 "Товары" с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к реализованным товарам, в корреспонденции со счетом 42 "Торговая наценка". Особенности учета движения товаров в оптовой торговле рассмотрены в подразделе 1.3.2, учета скидок, предоставленных поставщиками предприятиям оптовой торговли - в подразделе 1.3.3. Сумма выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг на предприятиях розничной торговли отражается в бухгалтерском учете на момент ее признания в соответствии с учетной политикой организации: при признании в бухгалтерском учете выручки от реализации по мере отгрузки товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и предъявления покупателю расчетных документов (метод начисления) - по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и других и кредиту счета 90 "Реализация" (при условии реализации за безналичный расчет). При оплате товаров, продукции, выполненных работ или оказ