Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Что скрывает внутренний мир маленького телезрителя?

Мелешкова Н.О.
Намтак хотелось бы разговаривать и играть с нашими детьми, отвечать на их вопросыи рассказывать им на ночь сказки! Но мы измотаны на работе и заняты своимипроблемами. Так что сил и времени на полноценное общение с ребенкомкатастрофически не хватает. И тогда нам на помощь спешат телевизоры, компьютерыи видеоплееры. Пока ребенок смотрит мультики и телепередачи, мы можем подольшепоспать в выходные, спокойно поговорить по телефону и заняться своими делами, так,чтобы никто не мешал и не дергал. А тем временем малыш оказывается в миререкламы, боевиков, триллеров и сериалов.
— Но разве это серьезная проблема? — спросит кто-то из наших читателей.
Чтобыответить на этот вопрос, давайте разберемся, как такие «виртуальные няни»влияют на развитие ребенка.
Однаждыя открыла дверь детского сада и услышала крик из стайки играющих малышей: «Эй!Кидай сюда горящие бутылки!!!» Воспитатель, увидев мое удивление, пояснила: «Выне пугайтесь! Это вчера по телевизору Джеки Чана показывали. Родители смотрят — и дети вместе с ними. А с утра малыши играют во все, что вечером видели. У насздесь и монстры, и трансформеры, и черепашки ниндзя, и даже Дом 2».
Такиеигры в телегероев отражают огромное влияние виртуальногокомпьютерно-телевизионного воспитания на все сферы развития ребенка.
Мозгмалыша впитывает информацию как губка. А телевизоры и компьютеры представляютсобой идеальные источники легко доступной информации, получение которой нетребует никаких физических и интеллектуальных усилий. Чтобы ее раздобыть ненужно никуда ходить или листать книгу. Необходимо просто нажать на кнопку. Этаинформация фиксируется в подсознании человека в виде образов и сохраняется вего памяти на всю оставшуюся жизнь.
Итак,впустив в себя эти образы, ребенок начинает в них играть. А игра – это непросто детская безделица. С ее помощью каждый ребенок учится использовать вреальной жизни то, что он увидел и узнал. И если малыш играет в черепашекниндзя, это значит, что он упражняется чувствовать, двигаться, думать, общатьсяс окружающими и относиться к самому себе так, как это делают его кумиры.
Давайтерассмотрим более детально, что же происходит с ребенком. Одной из главных задачразвития дошкольника является познание свойств собственного тела и окружающегомира. Малыш учится ползать, бегать и прыгать. Он узнает, что такое горячо, холодно,быстро, медленно, далеко, близко. А главное, он начинает понимать, что для негобезопасно, а что нет.
Иногдавзрослым кажется, что все эти навыки и представления появляются у ребенка самисобой. Однако, это не совсем верно. Для их формирования ребенок должен какможно больше контактировать с реальным физическим миром, находиться на природеи двигаться. Например, представления о времени (быстро – медленно) ипространстве (далеко – близко) развиваются у малыша только при ходьбе пешком.Следуя по разным маршрутам, малыш думает примерно так: «Детский сад – близко!Мы туда с мамой быстро приходим. А поликлиника – далеко. Туда нужно идтидолго-долго, пока не устанешь!» И если ребенок лишен достаточного количествапеших прогулок и игр на улице, то у него появляется искаженное восприятиепространства и времени.
Ксожалению, городские дети слишком мало двигаются, и слишком много сидят утелевизоров и компьютеров, все больше и больше уходя от нас в виртуальный мир.Опасность такого времяпрепровождения кроется в том, что законы виртуального, мультяшно-компьютерногомира и способности его обитателей противоречат законам мира физического исвойствам живых существ. В виртуальном мире мы наблюдаем отсутствие законовпритяжения, а также изменение временных и пространственных рамок. Например, камень,летящий прямо в голову главного героя, вдруг замирает в воздухе в ожидании, покаего не подхватят спасатели, Джин или супермен.
Телеперсонажи,а особенно обожаемые детьми мультяшки, свободно летают, перепрыгивают черезпропасти и проходят сквозь стены. А главное, они способны умирать и оживатьбесконечное число раз. По ним мчатся автомобили, поезда и асфальтовые катки, онипадают с крыш, бьются головами о деревья и стены. Но все это не причиняет им нималейшего вреда. Уже через несколько мгновений они приходят в себя и бросаютсяна встречу новым приключениям.
Ребенок,эмоционально соединившись со своим телевизионным или компьютерным любимцем, приписываетсебе его способности. Пример такой идентификации я могла наблюдать в собственнойпрактике.
Однаждыко мне обратились родители шестилетнего мальчика. Пока они в течение несколькихлет выясняли отношения и решали, кто из них больше любит ребенка, их сынпроводил время за просмотром американских мультфильмов. А к психологу эту семьюпривел тот факт, что мальчик стал копировать поведение мультяшек. Ему хотелосьбыть таким же ловким и сильным, как его мультипликационные друзья. При этом унего отсутствовало представление о том, что повторение их поведения – опасно.Он не понимал, что если его собьет машина, или он выпрыгнет из окна, то сноваожить и продолжить игру, как это происходит в мультиках, он уже не сможет.Вернее, он понимал это теоретически, но не чувствовал, так как представления обокружающей действительности и свой жизненный опыт этот мальчик черпал восновном из мультфильмов.
Авот другая история. Четырехлетняя девочка постоянно падала в обморок. Все врачихором сказали, что она абсолютно здорова. Тогда очередь дошла и до психолога, ився семья пришла на прием. Ничего не обнаружив психолог уже собирался внедоумении развести руками, но тут сам ребенок пришел на помощь. «А вы смотрелимой любимый мультик?» — спросила девочка, проникнувшись расположением к добромудяде-психологу. «Нет. А что там?» И девочка стала рассказывать про погони инелепые смешные перипетии, пока вдруг не произнесла: «А он ему ка-ак даст! Атот ка-ак упадет! Вот так!»… И на этих словах впечатлительная малышка, полностьюэмоционально соединившись с мультяшкой, …упала в обморок.
Кто-томожет мне возразить: «Но мы же Карлсона смотрели – и ничего! Не взлетали!»Правильно! Но главный герой здесь все-таки не Карлсон, а малыш. Главный герой –это тот, кому ребенок больше всего эмоционально сопереживает и с кем себяидентифицирует. В классической сказке – это чаще всего обычный человек, аволшебными свойствами обладает его друг – помощник. Сам же главный геройполучает исключительные способности, преодолев сложные испытания.
Ребенокучится не только держать ложку и завязывать шнурки, но и испытывать те или иныечувства. Да, как это ни странно, но чувствам тоже учатся! И взрослый человексклонен испытывать те из них, которые обычно переживали люди, окружавшие его вдетстве. А если мы обобщим чувства телегероев, то увидим, что на местахчемпионов здесь уверенно расположились страх, тревога и напряжение. Супермены, мультяшкии отважные спасатели постоянно находятся в ситуациях, угрожающих жизни.
Поинтенсивности воздействия фильмы и мультфильмы во много раз превышаютэмоциональные возможности ребенка. Не удивительно, что в последнее время вкабинете психотерапевта все чаще появляются маленькие пациенты, преследуемыестрахами и ночными кошмарами, главные действующие лица которых сошли в их домас экранов телевизоров. Некоторые сюжеты, произведя неизгладимое впечатление наюных зрителей, преследуют их в течение многих лет.
Родителиотмечают, что после просмотра боевиков и ужастиков, детские мультики ребятишкамуже не интересны. Секрет заключается в том, что, перенеся стресс, психикапривыкает находиться в напряжении и испытывать сильные, почти разрушающиевоздействия. Может быть, когда эти малыши вырастут, они и не будут кидатьсягорящими бутылками, о которых упоминалось выше. Но, очень вероятно, чтоспособность оказываться в опасных ситуациях и сильная тревожность станут ихверными спутниками в течение всей жизни.
Кромесклонности испытывать те или иные чувства, малыш учится форме их выражения.История рассказывает нам о том, что в каждую эпоху существовала своя культурадемонстрации своего внутреннего мира, своих чувств окружающим. Сейчас мы можемнаблюдать такое различие у жителей разных стран.
Нельзяне признать, что в компьютерно-телевизионном мире в проявлении чувствгосподствуют грубость и разнузданность, часто с нарушением основных социальныхнорм поведения. И маленький телезритель должен или принять увиденное им какдолжное, включив его в собственное поведение, или пережить шок. В даннойситуации особенно страдают мальчики, которых принято учить подавлять своичувства, а не выражать их. Так что иногда телевизор – это единственный «членсемьи», который всегда готов рассказать о том, как дать знать окружающим освоем эмоциональном состоянии.
Небез следа постоянное нахождение у телевизора проходит и для мышления ребенка.Полностью «готовая к употреблению» мозгом виртуальная информация, лишает малышапытливости и критичности ума и необходимости добывать знания. Все и так самосыпется в голову! Клипы, и бесконечное прерывание даже хороших фильмов рекламойразвивают у ребенка неспособность сформулировать единую мысль, проследитьсюжетную линию и настроиться на целостное восприятие художественногопроизведения.
И,наконец, нам нужно коснуться проблемы формирования вкуса. Развитие вкуса удетей – это не просто пустой пафосный призыв. Мы воспринимаем мир и рисуемкартину своего будущего, используя образы, запечатленные нами в детстве. Анализтворчества известных художников и композиторов доказывает, что человек создаетновое, интерпретируя то, что он видел и слышал прежде. Поэтому качествохудожественных образов, окружающих ребенка, во многом определяет особенностиего видения мира, творчества и фантазирования.
Приэтом персонажи многих мультфильмов, которые составляют компанию нашим детям втечение многих и многих часов, являются обладателями «сляпанных» на скорую рукулиц и тел, раскрашенных в агрессивные кричащие цвета. Обратите внимание наоблик действующих лиц передач и мультфильмов, которые смотрят наши дети! Именноэти образы стоят перед глазами малышей, когда они ложатся спать, рисуют, играюти думают о том, какими они будут, когда вырастут.
Итак,пришла пора сделать некоторые выводы и подумать, как нам действовать всложившейся ситуации.
Преждевсего, компьютерные игры и телепередачи не должны подменять живое общение сродителями и другими детьми, прогулки на улице и движение. Ни телевизор, никомпьютер не могут стать еще одним членом семьи, развлекающим, обучающим ивоспитывающим ребенка по причине занятости взрослых!
Пятиминутноечтение или рассказ сказки лучше, чем часовой просмотр мультиков перед сном.
Время,проводимое ребенком у телевизора и компьютера, должно быть ограничено.
Относитесьобдуманно к выбору того, что смотрит Ваш ребенок. Это должны быть детскиепередачи и фильмы хорошего качества. Большинство мультфильмов, которые сейчаспоказывают, изначально сделаны для взрослых. Так что купите ребенку диск иликассету именно для детей.
Есливы уже привыкли включать мультики всякий раз, когда необходимо добиться чего-тоот ребенка или заставить его не мешать взрослым, будьте готовы к тому, чтоизменение ситуации потребует от вас усилий. И возможно это будет нелегко.
Помню,как я советовала одной маме сократить время, которое ее четырехлетний сынпроводил у телевизора. На что она с жаром возразила: «Но я же тороплюсь наработу! А если ему включить мультик, то он не капризничает и съедает все, что яему даю». Через полгода она обратилась ко мне с жалобой, что малыша мучаютночные кошмары, и он постоянно играет в мультяшек. К сожалению, такие примерыне единичны!
Действительно,телевизоры, компьютеры, видеоплееры помогают решить сиюминутные трудности инеудобства во взаимодействии с ребенком. Но, подумайте о том, какие проблемы ввиде страхов, нарушения восприятия, мышления и эмоций Вы готовите своемуребенку, а значит и себе, слишком часто прибегая к услугам этих «виртуальныхвоспитателей»…
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.