1. Меркантилизм как первая школа политической экономииПолитическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху перехода от натурального к капиталистическому товарному хозяйству.Меркантилизм, как первая школа в истории политической экономии, зародился в Италии во второй половине 16 в. Наибольшее развитие получил в Англии в 17 – 18 вв., существовал в Испании, Португалии, Нидерландах, во Франции, России и других странах Европы.Под меркантилизмом понимается экономическая политика государств периода позднего феодализма, способствовавшая накоплению капиталов и подготовке капиталистического способа производства.Меркантилизм это и экономическая идеология, и экономическая политикаМеркантилизм положил начало политической экономии богатстваПод богатством меркантилисты понимали деньги – золото и серебро, и его источник видели во внешней торговле, за счет превышения объемов проданных товаров над купленнымиГлавное в экономических воззрениях меркантилистов и наиболее ценное для науки заключалось в их стремлении выяснить объективное движение денег как капитала и представить прибыль как основной мотив капиталистического хозяйстваВ своем развитии меркантилизм прошел два этапа – ранний меркантилизм – идеология денежного баланса, и поздний – идеология торгового балансаРанний меркантилизм сводил экономическую задачу к удержанию и накоплению денег в странеИдеология позднего меркантилизма сводилась к тому, чтобы деньги не накоплять, а пускать их в оборот с тем, чтобы они приносили большие деньги, при этом денежная сумма покупок должна быть меньше суммы продажи своих товаровВсе меркантилисты являлись сторонниками вмешательства государственной власти в хозяйственную жизнь страны, для того, чтобы обеспечить достижения денежного и торгового баланса. Дело доходило до дипломатических и торговых войн с применением военной силы. Например, Англия в общей сложности провела в торговых войнах около 70 летАнглийский меркантилизм (ранний – ^ Джон Гельс, Томас Грешем; поздний – Томас Мэн)Итальянский меркантилизм (ранний – Гариель Скаруффи; поздний – Антонио Серра)Французский меркантилизм (^ Антуан де Монкретьен; Жан Батист Кольбер – министр короля Людовика Х1У) Идеология и политика меркантилизма возникает в России в конце 17 в. и связана с именами А.Л. Ордын-Нащокина (? – 1680) – Новоторговый устав 1667 г., Ю. Крижанича (1618 – 1683) – «Политические думы» (1659) , И.Т. Посошкова (1652 – 1726) – «Книга о скудости и богатстве» (1724) ( и Петра Великого (1672 - 1725), который, сознавая это или нет, проводил политику меркантилизмаОсобенностью меркантилизма в России является то, что, во-первых, он возник позднее, чем в Европе, во-вторых, он отражал идеологию только позднего меркантилизма, и в-третьих, его представители, прежде всего И.Т. Посошков и Ю.Крижанич, под богатством понимали не только деньги, но и продукты производства, удовлетворяющие потребности людей, и призывали всячески стимулировать развитие национального хозяйства^ 2.Буржуазная классическая политическая экономияБуржуазная классическая политическая экономия зародилась в конце 17 – начале 18 вв. трудами У. Петти (Англия) и П. Буагильбера и Ф. Кенэ (Франция)Время ее завершения рассматриваетя с двух теоретико- методологических позиций: марксистская школа указывает на период первой четверти 19 в. и завершителями классической школы считает А. Смита и Д. Рикардо по другой версии классическая школа исчерпала себя в последней трети 19 в. трудами Дж.С. МилляКак и меркантилизм, идеи классической школы можно квалифицировать как политическую экономию богатстваВ отличие от меркантилистов объектом анализа является не сфера обращения, а сфера производстваИсточником богатства считается труд (Труд – отец богатства, земля – его мать – У. Петти)Под богатством понимается продукт производства, а не деньги, как то утверждали меркантилисты («Зато читал Адама Смита и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет и как живет и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет» - А.С. ПушкинЗадачей политической экономии представители классической школы считали изучение глубинной природы капиталистического хозяйства и выявление объективных законов его функционированияВ трудах представителей классической школы нашли отражение и были проанализированы все основные категории капиталистического хозяйства –труд, стоимость, цена, капитал, прибыль, заработная плата, земельная рента, процент, налогиВпервые в истории экономической науки был поставлен вопрос о методологии экономического анализа, что нашло свое отражение уже в трудах У. Петти В основе экономической идеологии представителей классической школы лежит концепция экономического либерализма , невмешательства государства в экономическую жизнь общества и свободной конкуренцииЧеловек в системе экономических отношений рассматривается только как «экономический человек», для которого характерно лишь такого рода интересы как личная выгода и личное благополучие. Нравственность, культура, обычаи и т. п. не принимаются во вниманиеВсе участники производственного процесса свободны и равны перед закономКаждый экономический субъект осведомлен об уровне цен, прибылей, заработной платы и ренты, т.е. хорошо знает рыночную конъюнктуруРынок обеспечивает полную мобильность ресурсов: труд и капитал могут свободно перемещаться в любую сферу деятельностиНа рынке труда имеет место абсолютная гибкость заработной платы. Ее величина определяется только соотношением между спросом и предложением на рабочую силу Эластичность численности рабочей силы по отношению к заработной плате не меньше единицы, т.е. всякое повышение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а ее сокращение – к уменьшению численности занятыхЕдинственной целью капиталиста является максимизация прибыли на вложенный капиталГлавным фактором увеличения богатства является накопление капиталаКонкуренция должна быть совершенной, т.е. свободной, а экономика ограждена от вмешательства государства. В таком случае стихийные законы рынка («невидимая рука» рынка) обеспечат оптимальное распределение ресурсов и сочетание индивидуальных и общественных интересовФункции государства состоят в защите внешней и внутренней безопасности общества, создании инфраструктуры и обеспечении образования гражданОбщие выводы:Классическая школа относится к числу вполне зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений и заложивших теоретические и методологические основы для дальнейшего развития экономической наукиВеличайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр экономических исследований труд, как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, заложив основы теории трудового происхождения стоимостиКлассическая школа заложила основы идеологии экономической свободы и экономического либерализма^ 3. Экономическая теория У. ПеттиОснователем классической буржуазной политэкономии в Англии был Уильям Петти (1623-1687). Родился он в семье ремесленника, трудовую деятельность начал корабельным юнгой, затем работал моряком. В дальнейшем У. Петти — врач, учёный, политический деятель Англии.У. Петти был выдающимся ученым, которого К. Маркс называл "отцом английской политической экономии". Он написал ряд произведений: "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Слово мудрых" (1664); "Политическая анатомия Ирландии" (1672), "Политическая арифметика" (1676), "Кое-что о деньгах" (1682).Экономические воззрения У. Петти в истории английской политэкономии представляли переходную эпоху от меркантилизма к классической школе. В вопросах экономической политики У. Петти во многом ещё стоял на позициях меркантилизма, постепенно преодолевая его догмы. Так, например, золото и серебро он считал преимущественной формой богатства, а заботу о пополнении денег — одной из важнейших забот государства. По его мнению, драгоценные металлы нужны для всех времён, для всех мест. Он поддерживал идею торгового баланса, считал, что промышленность доставляет больше барыша, чем сельское хозяйство, а торговля — больше, нежели промышленность. У. Петти ратовал за торговую экспансию. Вместе с тем укреплялось его убеждение в том, что основная часть населения должна заниматься производством, а не торговлей. В процессе эволюции своих взглядов У. Петти преодолел влияние меркантилизма.В отличие от меркантилистов У. Петти выяснил внутренние зависимости, сущность изучаемых экономических явлений. Хотя его интересовала главным образом количественная сторона изучаемых процессов, он сделал большой шаг вперёд в развитии экономической теории.Это проявилось прежде всего в учении о стоимости. Трудовая теория стоимости, которая берет свое начало от У. Петти, явилась важнейшим отправным пунктом, от которого началось исследование внутренних зависимостей производства.У. Петти различал рыночные и естественные цены, меняющиеся в зависимости от соотношения спроса и предложения. Такую цену он называл политической ценой. Вместе с тем Петти приходит к выводу, что основу цены составляет "естественная цена", или стоимость. Он определял ее затраченным на производство товара трудом. Такая цена, по его мнению, выражается определённым количеством серебра. "Если одну унцию серебра можно добыть и доставить в Лондон из перуанских рудников с такой же затратой времени, какая необходима для производства одного бушеля хлеба, то первый из этих продуктов будет составлять естественную цену второго; и если вследствие открытия новых, более богатых рудников две унции можно будет добывать так же легко, как и теперь одну, то при прочих равных условиях хлеб будет так же дёшев при цене в 10 шил. за бушель, как теперь при цене в 5 шил."* У. Петти рассматривал стоимость только в денежной форме. Он не исследовал меновое отношение двух товаров, не видел, что в нем заключен зародыш денежной системы, беря её в таком виде, как она проявляется в процессе обмена. "Опутанный представлениями монетарной системы, он объявляет этот особый вид реального труда, которым добывается золото и серебро, трудом, создающим меновую стоимость"* Высказав исходную идею трудовой теории стоимости, Петти не сумел развить её в стройное учение и последовательно проводить в своих исследованиях. Не понимая двойственного характера труда при товарном производстве, он смешивал стоимостную и натуральную формы богатства, не мог согласовать такие его источники, как труд и земля. "Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать", — говорил Петти. Это верно по отношению к потребительной стоимости, производство которой требует сочетания конкретного труда и вещества природы. Распространив данное положение на стоимость, Петти впал в глубокое противоречие и вынужден был отойти от первоначального определения стоимости. Так, стоимость ирландской хижины он сводил к числу дневных пайков продовольствия, потребных её строителям, т.е. по существу, к заработной плате.Опираясь на трудовую теорию стоимости, Петти рассматривал другие экономические категории, высказав ряд весьма ценных для политической экономии положений. Это проявилось прежде всего в определении ренты как разницы между стоимостью товара и заработной платой. Рента представляла излишек стоимости над издержками производства, сводившимися в основном к стоимости рабочей силы. Рента у Петти — единственная форма прибавочной стоимости. Он высказал догадку о природе прибавочного продукта, указал, что рента как выражение совокупной сельскохозяйственной стоимости выводится не из земли, а из труда, и определяется как созданный трудом избыток над тем, что необходимо для поддержания жизни работника.Характеризуя заработную плату, Петти исходил из того, что она имеет объективную основу, установил её зависимость от стоимости средств существования рабочего. Петти сводил заработную плату к минимуму средств существования. Он был сторонником низкой заработной платы, считая, что только в этом случае рабочий будет трудиться с достаточным напряжением сил.Опираясь на трудовую стоимость, Петти сделал существенньш шаг вперед в вопросе о цене земли. Он рассматривал её в тесной связи с проблемой ренты. По его мнению, цена земли должна представлять капитализированную ренту, т.е. сумму годовых рент за определённое число лет. Петти дал оригинальный расчёт, по которому цена земли включала такое количество годовых рент, которое определялось продолжительностью совместной жизни представителей трех поколений: деда (50 лет), сына (28 лет) и внука (7 лет). Это составило 21 год. Такой расчет был произвольным и не решал проблемы. Для ее научного понимания требовалось знание природы ссудного процента, который у Петти выступал не в качестве заранее данной величины, связанной с движением прибыли, а лишь как особая форма ренты. Прибыли как особой, отличной от ренты, категории, Петти не выделял.^ 4.экономичские идеи А. СмитаКак называлась и какие основные идеи несла в себе первая книга А. Смита? «Теория нравственных чувств» (1759) Эта книга признана Деизмом. Деизм (Deus – Бог) – религиозно-философское учение, отрицающее сверхъестественное вмешательство в дела людей и в природу. ^ Основные идеи «Теории нравственных чувств»: Общественная деятельность должна строиться на естественных чувствах взаимной симпатии. Создание богатства – это дело самой природы, оно не поддается регламентации.^ В чем А. Смит видел главный источник национального богатства? В книге Смит по-новому подходит к определению главного источника богатства: Если у меркантилистов это правильно организованная торговля, у физиократов – естественное плодородие почвы, то у Смита – это стимулируемое обменом производство. В отличие от меркантилистов Смит подчеркивал обоюдную выгодность обмена для обеих сторон. Свободный обмен стимулирует разделение труда, а значит и рост его производительности. Свободный обмен – исключительное свойство человеческого существа. В основе этого – ущербность человека (человек больше зависит от других, чем детеныши животных от своих родителей). Именно в силу неразвитости человеческого существа он может достигать результата только с помощью коллективной деятельности.^ В чем сущность учения А. Смита об общественном разделении труда? Предпосылка роста богатства – разделение труда. С анализа разделения труда Смит начинает свое исследование. Разделение труда увеличивает ловкость каждого работника, обеспечивает экономию времени при переходе от операции к операции. Оно способствует применению более совершенных машин и механизмов, более эффективных приемов, облегчающих труд, делающих его более результативным. Пример про производство булавок (в результате применения РТ производительность ↑ в 240 раз).^ Чем, по Смиту, определяется меновая ценность товара? Всякий товар представляет ценность в двояком смысле: сколько денег можно за него извлечь (основа ценности – вложенный в товар труд) потребительная ценность Если товар покупается важно, на сколько он полезен. Но определить общую основу невозможно. Рыночную цену нельзя сводить к потребительной. Смит задается вопросом, что лежит в основе рыночной цены: потребительная или трудовая ценность. Ответ – трудовая. Пример: Вода (потребительная ценность важнее) и Алмаз (стоит больше, чем стакан воды, т.к. его сложно найти).^ Какие виды основных доходов выделял А. Смит, и как он характеризовал их источники? Капитал → производство → прибыль = (вычет из меновой стоимости, результат эффективности средств, вознаграждение за услуги и риск) Труд → з\п = (цена труда, часть меновой ценности) Земля → рента = (вычет из меновой стоимости, результат естественного плодородия, следствие монополии на землю)^ В чем видел А. Смит хозяйственную роль денег? Деньги – «великое колесо обращения» (техническая роль, не имеют внутренней ценности). Смит - сторонник количественной теории денег, которая утверждала, что масштаб цен напрямую зависит от того, сколько денег государство пустило в обращение (скорость обращения считается постоянной).^ Охарактеризуйте аргументацию А. Смита в вопросе о необходимости проведения либеральной внутри- и внешнеэкономической политики государства. За государством исключительно охранительные функции. Невмешательство в свободу хозяйствующих субъектов. Гос-во – арбитр, который должен принимать социально острые решения – с кого и в каком количестве взимать налоги. Основной формой налогообложения было косвенное. Смит предлагает альтернативу: прогрессивное подоходное обложение – чем больше доход, тем больше налог.4. РекардоДайте краткую характеристику основных трудов Д. Рикардо.1809 г. – «О высокой цене слитков». Он писал книгу довольно долго, постоянно общаясь с большим количеством просвещенных людей того времени. Книга посвящена критике чрезмерной эмиссии денежных знаков, то есть количественной теории денег.1815 г. – «Опыт о влиянии низких хлебных цен на промышленность» В этой работе Д. Рикардо пишет о том, что низкие цены на хлеб положительно влияют на экономику страны, так как снижают издержки производства и улучшают жизнь рабочих. Таким образом, им можно платить меньше заработной платы.1817 г. – «Начало политической экономии и налоговой политики» Мысли, изложенные в этой книге – основа его мировоззрения.^ Что Рикардо считал главной задачей политической экономии?Теорию распределения доходов между основными общественными классами Рикардо считал главной задачей экономиста. Он выдвинул теорию, согласно которой, интересы одного класса никогда не соответствуют интересам других классов. Он называл классовую борьбу дележом одного куска пирога.Опишите пример, которым Рикардо иллюстрировал свой принцип относительных издержек во внешней торговле? В чем состоит отличие этого принципа от принципа абсолютных издержек? Он рассматривает систему торговли 2 товаров между 2 странами: товары – вино и драп, страны – Англия и Португалия. Цены: в Англии драп стоит 100 монет, вино – 120 монет, в Португалии – 90 и 80 монет соответственно. Теперь мы Англичане: Купим в Англии драп за 100 монет. В Португалии продаем её за 90 монет. На 90 монет покупаем 1,125 бочонка вина (так как вино стоит 80 монет). Везем вино в Англию, где продаем вино за 1,125*120=135 монет. Прибыль – 35% Теперь мы Португальцы: Покупаем бочку вина в Португалии за 80 монет. Везем её в Англию, где продаем её за 120 монет. Вывозить деньги нельзя, поэтому покупаем 1,2 пачки драпа. Продаем драп в Португалии 1,2 *90=108. Прибыль (их 80 монет получаем 108) – 35%Чем, по Рикардо, определяется движение прибыли и заработной платы?Труд имеет свою цену, которая определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для содержания рабочего и его семьи. Изменение з\п не влияет на стоимость (и цену (бред)) производимых продуктов. Изменяется лишь соотношение между размером з\п и прибыли, получаемой предпринимателем: «Все, что увеличивает з\плату, неизбежно уменьшает прибыль». Т.о., по мнению Рикардо, з\п и прибыль находятся в обратной зависимости.^ Как связано учение Рикардо о дифференциальной ренте с его тезисом об исторической тенденции нормы прибыли к понижению?Рента носит дифференциальный хар-р; ее получают владельцы лучших участков, более плодородных земель. Но источником ренты служит не плодородие земли, а затраты труда, необходимые для возделывания. Издержки на производство центнера зерна на разных участках разные. Избыток продукции, получаемый на лучших землях (при одинаковых вложениях) трансформируется в ренту, получаемую собственником. Можно привести пример с разными по качеству землями.^ 6.Экономические взгляды. П. БуагильбераВо Франции зарождение классической политэкономии связано с именем Пьера Буагильбера (1646-1714). Автор ряда работ ("Розничная торговля Франции", "Трактат о природе возделывания, торговле и пользе зерна", "Рассуждение о природе богатства, денег и налогов"), Буагильбер во времена Людовика XIV занимал высокие судебные и административные должности.П. Буагильбер выступал с критикой меркантилизма, считая его главным виновником бедственного экономического положения страны, в особенности доведённого до нищеты французского крестьянства. Он отверг концепцию и экономическую доктрину кольберизма, ратуя прежде всего за улучшение положения сельского населения. Для этого Буагильбер считал необходимым проведение покровительственных мер по отношению к сельскому хозяйству, которые уменьшили бы гнёт крестьянства и облегчили его положение.По мнению П. Буагильбера, богатство нации заключается не в деньгах, а в полезных вещах, прежде всего в продуктах земледелия. Он рассматривал богатство в противоположность меркантилистам как сумму потребительных стоимостей, а его основу видел в сельском хозяйстве. Деньги, по его мнению, должны находиться в постоянном движении, их роль сводится к средству обмена.П. Буагильбер уделил большое внимание экономической теории. Независимо от У. Петти он положил начало учению о трудовой стоимости. Буагильбер различал рыночную цену и "истинную стоимость". Если рыночные цены — случайны, то "истинная стоимость" закономерна, определяется трудом, затраченным на производство товара. Её величину Буагильбер определял рабочим временем. Стоимость выступала у него в пропорциях между обмениваемыми товарами, отражающими равные затраты труда."Истинную стоимость" Буагильбер принимал за основу пропорционального обмена. Его идеальной формой, обеспечивавшей сохранение пропорциональности, он считал обмен товара на товар. Такой обмен должен был развиваться на основе свободной конкуренции.Не понимая связи между товарной и денежной формами стоимости, П. Буагильбер выступил против денег, которые он назвал "всеобщим палачом". Они, по его словам, "объявляют войну всему роду человеческому". В деньгах он видит причину нарушения правильных пропорций между обмениваемыми товарами, основное зло и источник бедствий народа. Будучи основателем классической политической экономии во Франции, П. Буагильбер в своих работах широко отразил специфику экономической мысли страны. Она определялась резким разрывом с меркантилизмом, возросшим вниманием к аграрным проблемам, сочувственным отношением к находившемуся в бедственном положении крестьянству.^ 7. общая характеристика физиократической школы.Классическую политэкономию во Франции после П. Буагильбера представляла школа физиократов, основанная в середине XVIII в. ^ Франсуа Кенэ (1694-1767). В неё входила большая группа экономистов (А. Тюрго, В. Мирабо, В. Дюпон де Немур, Г. Летрон и др.).Исходным в концепции физиократов было учение о "естественном порядке". Оно означало признание объективной реальности окружающего мира, существование которого объяснялось соответствием "естественному порядку" или "естественному праву". Кенэ рассматривал такое право как выражение высшей справедливости, идущей от Бога. По его мнению, соблюдение "естественного порядка" обязательно для всех людей уже потому, что представляющее его "естественное право" признаётся "светом разума". Кенэ не разделял выводов просветителей. Он считал, что человек не может претендовать "на всё" (это равносильно праву ласточки на всех летающих мошек), а должен исходить из того, что в состоянии обеспечить своим трудом. Физиократы опирались на идею "естественного права" для определения существующих норм поведения человека. В соответствии с учением о "естественном порядке" Кенэ и его коллеги признавали экономические и политические законы в качестве естественных (не зависящих от людей и политической власти). Такие законы трактовались как вечные.Школа физиократов выступила с резкой критикой монетаризма. Она отвергала ошибочные исходные положения его концепции о том, что единственной формой богатства является золото, а его источником — внешняя торговля. Ф. Кенэ и его коллеги считали, что богатство складывается из потребительных стоимостей. Деньгам отводилась роль посредника в обращении. Источник богатства они видели в производстве, а не в торговле, для которой характерен, по их мнению, только обмен равных ценностей (эквивалентный обмен). Заслуга физиократов в том, что они перенесли исследование о происхождении прибавочного продукта в сферу непосредственного производства и тем самым заложили основу для анализа капиталистического производства. Физиократы одними из первых дали анализ капитала.Вместе с тем толкование производства у них одностороннее: сфера производства ограничена лишь сельским хозяйством. Отсюда единственно производительным трудом считался труд земледельцев. Физиократическая система выступала как выражение нового капиталистического общества, пробивающего себе дорогу в рамках феодального. Для объяснения процесса физиократы брали такую отрасль труда, которая "выступает наружу независимо от процесса обращения", что они видели только в земледелии. С их точки зрения, промышленность не являлась производительной отраслью хозяйства.Центральное место в учении физиократов занимала проблема "чистого продукта" и его производства. Это избыток над той частью, которая возмещала заработную плату. Иными словами, под "чистым продуктом" имелся в виду прибавочный продукт. Исходя из того, что "земля есть единственный источник богатства", Кенэ полагал, что "чистый продукт" производится только в земледелии. С этой точки зрения промышленность оказывалась "бесплодной". Единственной формой чистого продукта считалась рента.Физиократы противоречиво толковали производство "чистого продукта". С одной стороны, он представлялся как результат естественного процесса роста, свойственного земледелию, следовательно, как дар природы. Вместе с тем "чистый продукт" выступает у них и как результат земледельческого труда, избыток над заработной платой. Прибыль рассматривалась как разновидность заработной платы.В соответствии со своим пониманием производства Ф. Кенэ делил общество на три класса: 1) собственников (дворянство, духовенство, король со свитой, чиновничество); 2) фермеров, к которым относил и капиталистов, и наёмных рабочих; 3) "бесплодных", включавших торгово-промышленное население страны.Физиократы категорически отвергли экономическую доктрину меркантилизма. В области экономической политики они выступили как сторонники невмешательства государства в экономическую жизнь страны, противники всякого рода монополий, защищая свободу предпринимательской деятельности в условиях капиталистической конкуренции.Вершину физиократической системы составила попытка анализа воспроизводства общественного капитала, предпринятая Ф. Кенэ в знаменитой "Экономической таблице" (1758).Рассматривая процесс воспроизводства, Ф. Кенэ анализировал происхождение доходов, обмен между капиталом и доходом, отношение между производительным и окончательным потреблением. В качестве момента процесса воспроизводства он пытался представить "обращение между двумя большими подразделениями производственного труда — между производством сырья и промышленностью". Всё это воплощалось в одной экономической таблице.При построении "Экономической таблицы" Кенэ исходил из определённых предпосылок, делал ряд допущений. Он абстрагировался от влияния внешнего рынка, колебаний цен, рассматривая простое воспроизводство, что правомерно для начала анализа. Анализируя общественное воспроизводство, Кенэ взял движение товарного капитала, обнаружив верный экономический такт, поскольку проблема воспроизводства есть прежде всего проблема реализации общественного продукта."Экономическая таблица" воплотила в себе все основные положения физиократов: деление общества на три класса (земельных собственников, фермеров и "бесплодных"); чистый продукт (прибавочная стоимость) производится только в сельском хозяйстве; для промышленности характерно лишь сложение стоимостей; обмен эквивалентов в торговле как результат свободной конкуренции. Капитал фермеров делится на первоначальные ежегодные авансы. Кенэ ввёл различие стоимостной и натуральной формы совокупного общественного продукта, разграничил категории капитала и дохода.Автор "Экономической таблицы" исходил из того, что существует крупное земледелие, где землёй владеют собственники, получающие ренту, а хозяйство ведут фермеры, арендующие землю и владеющие капиталом. Капитал фермеров складывается из двух частей: 1) первоначальных авансов (основной капитал) в сумме 10 млрд ливров, которые служат в течение 10 лет, ежегодно десятая часть (1 млрд ливров) входит в стоимость годового продукта; 2) ежегодных авансов (оборотный капитал) в сумме 2 млрд ливров, за счёт которых покрываются расходы на сырьё, заработную плату всех работников сельскохозяйственного производства; эта часть капитала служит в течение одного года, а стоимость её входит в стоимость продукта; она полностью подлежит возмещению. Стоимость годового продукта фермеров, кроме перенесённой капитальной стоимости (3 млрд ливров), включает стоимость чистого продукта в сумме 2 млрд ливров и составляет в целом 5 млрд ливров.По своей натуральной форме сельскохозяйственный продукт состоял из: 1) семян и продовольствия, потребных для возмещения оборотного капитала; 2) продовольствия для обмена и 3) сырья для промышленности.В стоимость совокупного общественного продукта входит также стоимость продукта, произведенного "бесплодными" (2 млрд ливров). По натуральной форме это — промышленные изделия. Стоимость совокупного общественного продукта в целом составляет, таким образом, 7 млрд ливров."Экономическая таблица" Кенэ включает, по существу, две таблицы: большую, отражающую движение "чистого продукта", и малую, содержащую изображение всего процесса воспроизводства и обращения общественного капитала. Реализация общественного продукта приурочена к окончанию хозяйственного года (сбору урожая). Весь процесс в укрупненном виде можно представить в виде нескольких крупных актов.Он начинается с того (акт 1), что земельные собственники, обладающие деньгами в сумме 2 млрд ливров (рента, полученная за предыдущий период), приобретают продовольствие у фермеров на 1 млрд ливров, а на второй млрд ливров покупают промышленные изделия у "бесплодных" (акт 2). Класс "бесплодных" на вырученные деньги (1 млрд ливров) приобретает у фермеров продовольствие (акт 3). Фермеры в свою очередь на 1 млрд ливров покупают у "бесплодных" мануфактурные изделия для возмещения сношенной части орудий труда (акт 4). "Бесплодные" у фермеров приобретают на 1 млрд ливров сырье, потребное для продолжения производства (акт 5).Процесс реализации опосредован движением денег. Первая их половина (1 млрд ливров) после первого акта выходит из обращения и остается у фермеров. Второй млрд ливров обслуживает реализацию и в итоге тоже оседает у фермеров. Деньги в сумме 2 млрд ливров будут выплачены земельными собственниками в качестве ренты. Учитывая это обстоятельство, Ф. Кенэ выдвинул требование, чтобы все налоги в государстве выплачивались получателями ренты — земельными собственниками.В "Экономической таблице" рассматривалось только простое воспроизводство, отсутствовала проблема накопления. Кенэ не показывал, каким образом реализовывалась оставшаяся у фермеров часть сельскохозяйственного продукта. Игнорировалась необходимость восстановления средств труда у "бесплодных".Тем не менее "Экономическая таблица" Ф. Кенэ впервые показала условия, необходимые для осуществления воспроизводственного процесса.Завершил учение физиократов выдающийся экономист, видный государственный деятель Франции^ Анн Робер Жак Тюрг10. Экономическая концепция Прудона. ^ 1 Особенности прудонизма как мелкобуржуазной идеологии.Французский мелкобуржуазный экономист и социолог Прудон, так же как и Сисмонди, выражал интересы мелких производителей. Однако система взглядов Прудона - прудонизм - отличается от сисмондизма.Во-первых, Прудон защищал интересы мелких производителей во второй половине ХIХ в., когда сложились в своей основе капиталистические производственные отношения, определилась классовая структура капитализма, а мелкая буржуазия заняла промежуточное положение, когда жизнь доказала невозможность осуществления идеалов экономического романтизма, возврата от романтизма к патриархальщине. Буржуазная революция 1848-1849 гг. опровергла практическую программу и проекты Сисмонди. Во-вторых, если Сисмонди был завершителем классической школы во Франции, то Прудон - одним из родоначальников анархизма и реформизма. Вся система взглядов Прудона была проникнута реформизмом, анархизмом, вульгаризмом. Это объясняется классовой позицией Прудона, природой мелкой буржуазии. Прудонизм - это отражение двойственности, противоречивости взглядов мелких собственников. В-третьих, подобно Сисмонди, Прудон хотел лишь подправить, улучшить капитализм. Однако Прудон выражал интересы мелкой буржуазии в иной период времени, в иной период времени, когда история доказала несостоятельность мелкобуржуазных утопий. Стало быть, прудонизм по своей сущности имеет более реакционную направленность. В-четвертых, Прудон, так же как Сисмонди, является представителем мелкобуржуазного социализма, но он, по словам Маркса, - наиболее “чистокровный”, стопроцентный идеолог мелкой буржуазии.Первоначально Прудон выступил как критик капитализма. Громкую известность ему принесла работа “Что такое собственность» (1840), которая, по оценке К. Маркса, является его лучшей работой. В ней Прудон бросил вызов буржуазии, сделав вывод, что “Собственность - это кража”. В ней Прудон выступает как критик капиталистической собственности. Здесь еще не излагается его практическая программа. Поэтому возникла видимость, что Прудон - прогрессивный мыслитель. Из-за нескольких трескучих фраз Прудон первоначально прослыл даже опасным революционером, ниспровергателем государственных основ. Мелкобуржуазная природа прудонизма в полной мере проявилась в его главном труде “Система экономических противоречий, или Философия нищеты” (1846). В этой работе отчетливо выступает реакционно-утопическая и реформистская сущность прудонизма В последующих трудах: “Решение социальной проблемы” (1848), “Исповедь революционера” (1849), “Теория налога” (1861) и других, Прудон пытался разработать практическую программу реформирования капитализма, обосновать анархические взгляды на ненужность политической борьбы и ненадобность государственной власти, стремился убедить правителей Франции в своей политической лояльности.Выдвигая свою мелкобуржуазную концепцию, Прудон излагает взгляды по широкому кругу вопросов. Разделение труда, свойства товара, заработная плата, собственность, капитал, прибыль, процент, стоимость и другие проблемы он активно исследует с позиций экономического романтизма. В одной из центральных работ “Система экономических противоречий...” Прудон первоначально рассматривает разделение труда, которое, с одной стороны, способствует росту богатства, с другой- ведет к нищете, бедности. Его бессодержательные рассуждения сводятся к тому, что надо сохранить полезные свойства разделения труда и устранить вредные. В методологическом плане здесь сказывается вульгарная трактовка диалектики общественных процессов, внеисторический подход. С таких же позиций Прудон “исследует” свойства товара. По его мнению, существует вечная