Реферат по предмету "Разное"


1. Сложным называется предложение, имеющее в своем составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое

Правила по русскому языку (9 – 10 классы)1.Сложным называется предложение, имеющее в своем составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое.2. Простые предложения, входящие в состав сложного предложения, могут объединяться: а) сочинительными союзами; б) подчинительными союзами или относительными словами; в) бессоюзной связью (не связанной ни с сочинением, ни с подчинением).3.Сложносочиненные предложения – это сложные предложения, включающие равноправные по смыслу простые предложения, которые связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.К средствам связи простых предложений в сложносочиненном предложении относятся: сочинительные союзы, интонация, видовременные формы сказуемых, неполнота одного из простых предложений, общие члены предложения, синонимы, антонимы, повторяющиеся слова и др.4. Запятая ставится между частями сложного предложения, связанными союзами соединительными (и, да в значении «и»), противительными (однако, зато, же, а то, а не то), разделительными (или, либо, то…то, не то… не то), присоединительными (то есть, а именно).В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами выражаются: - значения одновременности описываемых действий: Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном; - значения последовательности описываемых действий: Потом разом смерклось, и наступила глухая ночь; - значения причины и следствия: Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали (+ поэтому); Потемки все сгущались, и поэтому предметы теряли свои контуры.В сложносочиненных предложениях с противительными союзами выражаются отношения: - противопоставления: Лето пошло на убыль, но дни стоят душные и тяжелые; - сопоставления: Ранняя птичка носок очищает, а поздняя глаза продирает (средства связи: противительный союз а, сопоставительная интонация, антонимы (ранняя - поздняя), неполнота второго простого предложения (опущено подлежащее птичка).В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами выражаются значения: -взаимоисключения – возможность одного явления (события) из двух или нескольких: Либо сена клок, либо вилы в бок (возможно одно из названных явлений); - чередование явлений (событий): То огонек блеснет во тьме, то перейдет дорогу пеший (чередование событий).5.Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой (перед союзами и, да в значении «и» лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой), например: Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уж был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента; Он держал ее за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживая по этой своей квартире; а она видела во всем одну только пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость; На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты; и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду.6. Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире, например: Я спешу туда ж – а там уже весь город; Один прыжок – и лев уже на спине буйвола.7. Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо в сложносочиненном предложении не ставится: - если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, например: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой; - если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, например: В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги; - между двумя назывными предложениями, например: Прогулка в лесу и катанье на лодках; -между двумя вопросительными предложениями, например: Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?8. Запятая не ставится также между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых, например: Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки.9. Запятая ставится между частями сложносочиненного предложениями, имеющими общий второстепенный член или общее придаточное предложение, если эти части соединены повторяющимся союзом, например: По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.^ 10. ОБРАТИ ВНИМАНИЕ! Ошибки в построении сложносочиненного предложения часто касаются:- подмены одного союза другим, например: употребление противительных союзов а, но вместо соединительного союза и: Тигр вскочил на забор, задел лапами дрова, но дрова упали на него; соединительного союза и вместо противительных союзов а, но: Толстой показывает, что Иван Васильевич не может примириться с существующими порядками и остается пассивным; - использование лишних союзов и постановки рядом однозначных союзов: Всем предприятиям было предложено представить заявки на сырье, но однако некоторые из них своевременно этого не сделали;- тавтологического употребления сочинительных союзов: Искали его три дня, но все напрасно; но (лишний союз) потом нашли в степи без чувств;- объединения сочинительной связью простого и сложного предложений: На собрании речь шла не только об успеваемости, но мы говорили об отношении к учебе и к своим обязанностям (правильно: но и об отношении к учебе и своим обязанностям).^ 11. ОБРАТИ ВНИМАНИЕ! К лексическим ошибкам относят нарушение норм лексической сочетаемости. Часто нарушается сочетаемость слов спереди, вперед, сначала, поначалу. Правильными являются сочетания: стоять спереди, пришить пуговицу спереди, сначала ответь, начать сначала, поначалу поверили, идти вперед, заплатить вперед, идти впереди всех, мои часы впереди.12. Сложноподчиненное предложение – это сложное предложение, в котором: - одно простое предложение является главным, другое – придаточным (в нем есть подчинительный союз или союзное слово); - придаточное предложение по структуре и смыслу подчиняется главному; - придаточное предложение присоединяется к главному с помощью подчинительных союзов, союзных слов и интонации.12. Строение сложноподчиненного предложения можно представить в виде схемы, в которой главное предложение обозначается квадратными скобками, придаточное – круглыми. Например, схема сложноподчиненного предложения Недаром говорят, что у каждого влюбленного есть звезда следующая: 1 2 [ глагол - сказуемое ], (что…). Эта схема показывает, что в данном предложении придаточное предложение относится к главному, соединяется союзом что и стоит после главного предложения.13. Средства связи простых предложений в сложноподчиненном: - подчинительные союзы, - союзные слова, - интонация, - указательные слова в главном предложении,- неполнота одного из предложений; - повторяющиеся слова и местоимения и др.14. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Придаточные определительные: - отвечают на вопрос какой?; - относятся к определяемым словам, содержащимся в главном предложении, и дают им характеристику;- соединяются с определяемыми словами при помощи союзных слов-местоимений и наречий: который, что, куда, когда, где и др., прикрепляются к главному предложению с помощью союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда, реже с помощью союзов чтобы, как, словно, будто, точно и др. Например: Наступила и вторая кадриль, которую я танцевал с Сонечкой; С улицы доносился шум, какой бывает только днем; Настала минута, когда я понял всю цену этих слов; Перед ними стелется равнина, где ели изредка взошли; Не было у меня такого уговору, чтобы дрова таскать; Я тот, чей взор надежду губит;- иногда для выделения определяемого слова к нему прибавляется указательное слово тот, такойСравните: Детство – это путешествие (какое?), которое никому не удалось совершить дважды. и Детство –это такое путешествие (какое именно?), которое никому не удалось совершить дважды;- всегда стоят после определяемого слова. Например: Слово – удивительный дар, которым обладает человек. Сложноподчиненным предложениям с придаточными определительными близки сложноподчиненные предложения с придаточными местоименно-определительными, относящимися не к существительным, а к местоимениям, которые употребляются в значении существительного: тот, все, каждый и др. Местоименно-определительные придаточные отвечают на вопросы кто именно? что именно? Например: (Кто именно?) Кто ищет, тот всегда найдет; Благословляю все, что было.Иногда для выделения определяемого слова к нему прибавляется указательное слово тот, такой. Сравните: Детство – это путешествие (какое?), которое никому не удалось совершить дважды. и Детство – это такое путешествие (какое именно?), которое никому не удалось совершить дважды.15. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Придаточные изъяснительные: - отвечают на падежные вопросы;- относятся к находящимся в главном предложении изъясняемым словам со значением речи (сказал (что?), сообщение (о чем?), известен (чем?)) и др.; - уточняют (дополняют, поясняют) смысл изъясняемых слов;- соединяются с изъясняемым словом при помощи союзов что, чтобы, будто, как, как будто, словно, ли и др. и союзных слов кто, что, который, чей, где, куда, откуда, как, зачем, почему, сколько насколько и др. Например: Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес; Ты рада, что ты дома? Отец потребовал, чтобы я ехала с ним; А вы мне скажите, почему вы так боитесь молчания? Воропаев спросил, где председатель; О нем ходят слухи, будто он занялся хлебной торговлей и разбогател сильно.13. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени.Эти придаточные отвечают на вопросы как? каким образом? насколько? в какой мере? до какой степени? и содержат указание на образ или способ совершения действия, степень качества, о которых говорится в главном предложении; прикрепляются к нему с помощью союзов как, что, чтобы, словно, точно, союзных слов насколько, поскольку: Волнение злобы во мне было столь сильным, что я не понадеялся на верность руки; Мать остановила его вопрос движением руки и продолжала так, точно она сидела перед лицом самой справедливости; Надо только стать таким образом, чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней святого Георгия; Было так темно, что Варя с трудом различала дорогу; Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю; В иные дни до того припекало, что становилось трудно дышать.14.Сложноподчиненные предложения с придаточными времени.Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени? и относятся ко всему главному предложению.Сложноподчиненные предложения с придаточными времени можно разбить на две группы: в одной указываются отношения одновременности (полной или частичной), в другой – отношения разновременности.Отношения одновременности передаются с помощью союзов когда, пока и формами глаголов: В длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал газету, Федюшка обыкновенно играл с нею (Каштанкой) (полная одновременность); Пока в цехе шли обычные операции, здание тонуло во мраке (то же); Пока он падал, Алешка схватил с головы Макара шапку и скрылся в тайге (частичная одновременность).Отношения разновременности выражаются различными союзами, соотношением видовых форм глаголов-сказуемых, порядком расположения главного и придаточного предложений: Прежде чем я остановился в этом березовом леску, я со своей собакой прошел через высокую березовую рощу (предшествование того действия, о котором говорится в главном предложении, тому действию, о котором идет речь в придаточном предложении); Только после того как миновало часа четыре дежурства у постели Степана, Иван Иванович отошел душой (следование действия, о котором говорится в главном предложении, за действием, о котором идет речь в придаточном предложении). Для указания на то, что действие, о котором говорится в главном предложении, совершилось или начало совершаться сразу после действия, о котором идет речь в придаточном предложении, используются союзы как только, лишь только, едва только и др.: Но едва только он отъехал от Багратиона, как силы ему изменили; Едва жандармы начали обыск, вернулся из театра Кирилл.15.Сложноподчиненные предложения с придаточными места.В придаточных предложениях места, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?, содержится указание на место, направление, пространство, где совершается то, о чем говорится в главном предложении. Прикрепляются они к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда: Он засмеялся и пошел, куда захотелось ему; Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел; Тетка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали; Откуда ветер, оттуда и счастье ;Все заглядывали вперед, где реяло знамя.16.Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.В придаточных причины, отвечающих на вопросы почему? отчего? по какой причине?, содержится указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главном предложении. Прикрепляются они к главному предложению с помощью союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, так как и др.; Вошедши в зал ,Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный; Собака далеко залезла в конуру, благо не на кого было лаять; Так как вы на все предметы смотрите с их смешной стороны, то и положиться на вас нельзя; И собаки притихли, оттого что никто посторонний не тревожил их.17.Сложноподчиненные предложения с придаточными цели.В придаточных предложениях цели, отвечающих на вопросы зачем? для чего? с какой целью?, содержится указание на цель или назначение того, о чем говорится в главном предложении. Прикрепляются они к главному предложению с помощью союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы и др.: Он предпочел прогулку в линейке, с тем чтобы не разлучаться с милою своей соседкой; Няня оставалась в тени, чтобы вязать чулок; Для того чтобы они поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед.Сложный союз может расчленяться, то есть первая часть используется как соотносительное слово в главном предложении, а вторая выполняет роль союза: Все это сказано для того, чтобы возбудить внимание к жизни многотысячной армии начинающих писателей; Я пригласил вас, господа; с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие; Водитель как раз для того, чтобы люди схлынули, застопорил машину против калитки.18.Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными.Придаточные предложения уступительные содержат указание на условие, вопреки которому осуществляется то, о чем говорится в главном предложении. Прикрепляются они к главному предложению с помощью союзов хотя, несмотря на то что, пускай, пусть, даром что и др. а также сочетаний вопросительно-относительных местоимений или наречий с частицей ни (кто ни, что ни, как ни, где ни, куда ни, сколько ни и др.): Он весь был ясно виден, даром что ехал в тени; Хотя казаков было мало, Левинсон почувствовал вдруг сильное волнение, как в первый, давнишний период его военной деятельности; Несмотря на то что, Семенов говорил чистую правду и действительно был хорошим механиком, все в нем раздражало Василия; Пусть он себя не прославил, сделал себя он сильней. Союз несмотря на то что может употребляться в расчлененном виде; ср.: Раскольников молчал и не сопротивлялся, несмотря на то что чувствовал в себе достаточно сил приподняться. – Несмотря на то, что ветер свободно носился над морем, тучи были неподвижны.19.Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными.Придаточные предложения сравнительные поясняют содержание главного предложения путем сравнения, основанного на каких-либо ассоциациях. Прикрепляются они к главному предложению с помощью союзов как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, как если бы и др.: Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы; Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески; Дед относился к Митрию двояко, словно перед ним было два человека; Они трудились на протяжении всех дней войны, как если бы это был один день.20.Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия. В этом типе придаточных предложений указывается на следствие, которое вытекает из содержания главного предложения. Прикрепляются они к главному предложению с помощью союза так что: У заборов росли липы, бросавшие теперь при луне широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потемках; Вдруг, правда, развеселится, пойдет в пляс, так что с чердака опилки сыплются.21.Сложноподчиненные предложения с придаточными сопоставительными. В предложениях этого типа содержание главного и придаточного предложений сопоставляется в каком-либо отношении. Средством связи обеих частей служат союзы и союзные сочетания в то время как, между тем как, тогда как, по мере того как, чем…тем, если…то и др.: Чем ближе к натуре, тем лучше; В начале рассказа многие обращались невольно глазами к портрету, но потом все вперились в одного рассказчика, по мере того как рассказ его становился занимательней; Сливаясь друг с другом, они покрыли небо сзади нас, тогда как впереди оно еще было ясно; Она Алексея еще не видела, между тем как все молодые соседки только об нем и говорили.22. Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными.Придаточные предложения присоединительные содержат дополнительное сообщение, пояснение по поводу того, о чем говорится в главном предложении. Средствами связи обеих частей служат союзные слова что, где, куда, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем, вследствие чего: Обе девицы надели желтые шляпки и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи; Его не было дома, почему я и оставил записку; Правда была в том, что он на самом деле лишился чувств, как и признался сам; Гусь взял в клюв другую веревочку и потянул ее, отчего тут же раздался оглушительный выстрел.23.Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными предложениями делятся на три группы:- с однородным подчинением (однородными называются одноименные придаточные предложения, относящиеся к одному и тому же члену главного предложения или к нему в целом. Между собой эти предложения связываются сочинительной или бессоюзной связью и потому называются придаточными соподчиненными: Мать с жгучей ревностью видела, что вечерние впечатления владеют ребенком даже в течение следующего дня, что даже на ее ласки он не отвечает с прежней безраздельностью, что, сидя у нее на руках и обнимая ее, он с задумчивым видом вспоминает Иохима - с неоднородным (параллельным) подчинением ( неоднородными называются придаточные предложения разноименные, то есть относящиеся к разным типам по значению, а также придаточные одного типа, но относящиеся к разным членам главного предложения: Когда он подъезжал к заднему возу, Егорушка напряг свое зрение, чтобы получше рассмотреть его; Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки);- с последовательным подчинением (Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой; Настоящую песню скворца надо слушать ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники, которые всегда располагаются отверстиями на восток).ЗАПОМНИ! При последовательном подчинении в придаточных предложениях не должны повторяться одни и те же союзы и союзные слова. Например: Я был так низок, что у меня дрогнуло сердце от радости, что выдержал характер и дождался, что она вышла первая.24. При последовательном подчинении придаточное предложение, которое поясняет главное, называется придаточным первой степени. Оно является главным для придаточного второй степени.ЗАПОМНИ! Если однородные придаточные предложения соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится, как при однородных членах предложения, например; Есть люди, которых любят все и которые тем не менее никогда не были любимы.25. Бессоюзные сложные предложения – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союза или союзных слов). Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме). Например: Наступила настоящая зима, земля покрылась белоснежным ковром; Снег уже незаметно подтаивал: солнце начало припекать.26. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях: а) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить слова а именно), например: Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана; Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа;б) если в первом предложении при помощи глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т.п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь; Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя; Иногда указанные глаголы опускаются: Он подумал, понюхал: пахнет медом (пропущено: и почувствовал, что). Если первое предложение произносится без оттенка предупреждения, то вместо двоеточия ставится запятая: Слышу: земля задрожала; в) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что), например: Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская дорога.27. Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях: а) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий, например: Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал; Игнат спустил курок – ружье дало осечку; б) если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к первой части, например: Дуб держится – к земле тростиночка припала; Косили версту – выкосили грош; в) если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части, например: Хвалы приманчивы – как их не пожелать?г) если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (можно добавить союз когда), например: Пашню пашут – руками не машут; Лес рубят – щепки летят; д) если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором идет речь во второй части (можно добавить союз если), например: Любишь кататься – люби и саночки возить; На печи лежать – трудодней не видать; е) если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой: Молвит слово – соловей поет.28. В большинстве случаев тире в бессоюзном сложном предложении ставится тогда, когда основная часть высказывания (соответствующая по смыслу главному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится во второй части, а первая часть (соответствующая придаточному предложению сложноподчиненных предложений) имеет подчиненное по смыслу значение (указывает условие, время, причину, уступление). Ср.: Пора вставать: уже семь часов (основное высказывание содержится в первой части, во второй – указывается причина); Уже семь часов – пора вставать (причина указывается в первой части, во второй – следствие).29. Тире ставится также в тех случаях, когда вторая часть бессоюзного сложного предложения является неполным предложением: Я думал – волк.30. Абзац – это отрезок текста от одной красной строки до другой», заключающий в себе обычно несколько предложений, реже – только одно предложение. Примером деления текста на абзацы может служить начало рассказа А.П.Чехова «Каштанка»: Молодая рыжая собака - помесь таксы с дворняжкой - очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась? Она отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар. День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и крикнул: - Каштанка, пойдем!31. Период (от греч. обход, круг, круговращение) – это сильно распространенное предложение (чаще всего многочленное), характеризующееся со стороны содержания значительной- объективность, которая проявляется в изложении разных точек зрения на проблему, в отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения (Считают, что…; Доказать, что…);- строгая логичность, которая обнаруживается в последовательности и непротиворечивости изложения и обычно выражается наречиями, вводными словами: сначала, затем, во-первых, во-вторых, наконец и др.;- доказательность, которая проявляется в наличии цепи рассуждений, аргументации определенных положений и гипотез;- точность, которая достигается использованием терминов, однозначных слов, четким оформлением синтаксических связей слов;- обобщенность и отвлеченность;- насыщенность фактической информацией. 46. Подстили научного стиля:а) собственно-научный (пишутся научные статьи, диссертации, энциклопедии);б) научно-популярный (представлен в научных статьях, газетах, научно-популярных журналах, книгах, в выступлениях на радио и телевидении. Цель этого подстиля - популяризовать научные знания, приобщить массовую аудиторию к знаниям;в) научно-учебный (представлен в различных учебниках, учебных пособиях, справочниках и т.п.)47. Лексико-фразеологические особенности научной речи:а) употребление слов в прямом значении (безграмотное письмо, процесс чтения); б) широкое использование терминов (орфография, графические символы); в) употребление слов с отвлеченным и обобщенным значением (исследование, смысл, ценность, единство);г) незначительное употребление образной лексики (метафор, художественных символов, гипербол, эпитетов): стилистически беспомощная расписка, на каждой ошибке спотыкаешься.48. Словообразовательные особенности научного стиля:а) использование интернациональных корней, приставок, суффиксов (гидро-, микро-, моно-, дис-, би-, - фил, -граф); б) значительное количество суффиксов, придающих слову отвлеченное значение (-ни(е), -аци (я), - ств(о), -ость: ассоциация, сокращения, успешность, восприятие). 49. Морфологические особенности научного стиля: а) преобладание существительных; б) широкое использование отвлеченных отглагольных существительных (исследование, очертание, письмо); в) употребление формы единственного числа в обобщенном значении (звук речи не имеет значения), г) частотность форм родительного падежа существительных (исследование процесса чтения, для успешности процесса);д) образование формы множественного числа от вещественных и абстрактных существительных (соображения, а также: частоты, соли); е) частое употребление кратких прилагательных (Ископаемое сырье Казахстана богато и разнообразно); ж) использование местоимений и глаголов в первом лице множественного числа (авторское «мы»: …мы как можно легче узнавали графические символы);з) употребление глаголов в обобщенном значении (замедляет восприятие, разбирать расписку, а также: привести доказательство).50. Синтаксические особенности научного стиля: а) логический принцип расположения членов предложения;б) частотны страдательные конструкции, обобщенно-личные предложения, безличные предложения со словами следует, необходимо, важно и др. …На каждой ошибке спотыкаешься, а иногда просто и не сразу понимаешь написанное (обобщенно-личное); …Трудно читать безграмотное письмо; Для полной успешности этого процесса необходимо… (безличное); в) широкое употребление сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными, причины, следствия (В самом деле, ведь совершенно ясно, что если все будут писать по-разному…; Писать безграмотно – значит посягать на время людей…, а потому совершенно недопустимо…);г) использование вводных конструкций (в самом деле, значит, по мнению других ученых, следовательно). 51. Тексты научного стиля – это преимущественно тексты монологического типа.52. Форма текстов научного стиля – преимущественно письменный монолог для общения в специальной среде.53. Основной функцией художественного стиля речи является эмоционально – эстетическое воздействие на читателей, поэтому для него характерны: а) образность, которая связана с созданием в произведениях художественной литературы образов; б) эмоциональность, экспрессивность, которая проявляется в широком употреблении изобразительно-выразительных и эмоционально окрашенных языковых единиц, обладающих значительной силой воздействия на читателя.54. Жанры стиля художественной литературы: а) прозаические: роман, повесть, рассказ, новелла и др.; б) поэтические: поэма, стихотворение, басня, сонет, ода, эпиграмма и др.; в) драматические: комедия, драма, трагедия и др.55. Для языка художественной литературы характерен широкий спектр языковых средств, выбор и использование которых обусловлены идейно-образным содержанием и реализацией эстетической функции произведения: - нормированные языковые средства, составляющие литературный язык; - элементы нелитературного языка (диалектизмы, жаргонизмы, просторечная лексика, арготизмы и проч.); - языковые средства всех стилей, выступающие исключительно в эстетической функции; - перевод слова-понятия и слова-представления в слово - художественный образ; - обилие эмоционально-экспрессивных средств и др.56. Эмоционально – экспрессивные средства используются для усиления изобразительности и выразительности речи, передачи оценочного значения, создания образности, способствуют созданию многоплановости текста, делая его понимание неоднозначным и сложным.57. Эмоционально – экспрессивные средства художественной речи: тропы, риторические фигуры, синонимы, многозначность, разнообразные стилевые пласты лексики и др.58. Троп – это стилистический прием, заключающийся в использовании слова (словосочетания и даже предложения) не в прямом, а в переносном значении. Переносное значение может устанавливаться на основе отношений сходства – это метафора, сравнение, олицетворение; смежности – метонимия; количества – гипербола, синекдоха и др.59. Стилистические фигуры – синтаксические конструкции, в которых художественная выразительность достигается особым сочетанием слов, особым употреблением синтаксических единиц.60. К фигурам речи относятся: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение и др.61. Риторические фигуры – это риторические вопросы, риторические восклицания, риторические обращения.62. Публицистический (от лат. общественный, государственный) стиль – это стиль информационных и аналитических передач по телевидению и радио, стиль газет, журналов.63. Основная функция публицистического стиля – информирование и воздействие: говорящий ставит целью не просто передать информацию, а воздействовать на мысли и чувства человека (заинтересовать, убедить, внушить).64. Стилевые черты публицистической речи: а) логичность, которая проявляется в последовательности и непротиворечивости изложения;б) призывность, которая связана с задачей убедить людей в чем-либо, призвать к каким-либо действиям, поступкам, воодушевить их и вызвать у них определенные чувства; в) эмоциональность, оценочность – выражение языковыми единицами многообразия эмоциональных и оценочных отношений говорящего к тому, что происходит во внешнем мире, с целью воздействия на массового читателя.65. Подстили и жанры публицистического стиля: а) газетно-публицистический подстиль представлен в хроникальных статьях, репортажах, очерках (документальном, путевом, портретном, бытовом, проблемном и др.), фельетонах; б) радиотележурнальный подстиль реализуется в передачах по радио, телевидению, беседах, интервью и др.;в) ораторский подстиль представлен в ораторской и судебной речи, докладах, критических выступлениях на собраниях, дебатах, парламентских, агитационных выступлениях и др.66. Лексико-фразеологические особенности публицистического стиля: а) широкое использование общественно-политической лексики (обычно в газетных жанрах): ближневосточный, взвешенная позиция, внепарламентский, межрегиональный конфликт, сверхдержава; б) употребление отвлеченных слов и выражений, обозначающих понятия этики, морали: ложь, насилие, правда, безжалостный, соучастие во лжи, беспечная жизнь; в) значительное количество заимствований: метод, принцип, энергия, а также грант, девальвация, лицензия, департамент, спикер;г) широкое использование эмоционально-оценочных слов и выражений: Насилие требует от подданных только присяги лжи; насилие душит глотку; насилие дряхлое падет; не отнекиваться безоружностью; не отдаваться беспечной жизни; д) большое количество терминов, отражающих достижения науки, экономики, техники, культуры (чаще в языке СМИ): брокер, кредитование, легализовать, информатизация, кибернетизация, фотодизайнер; е) частотность употребления новых слов и выражений (в языке СМИ): боевик, возвращенец, волонтер, подписант, служба доверия, свободная экономическая зона;ж) использование известных ранее слов в новом значении (чаще в языке СМИ): вливание денежных средств, галопирующая инфляция, бюджетная подпитка, теневая экономика, опасность сползания к тоталитаризму; и) трансформация фразеологизмов и пословиц: мнимо - фантастическое нарушение закона сохранения масс и энергии; Одно только слово весь мир перетянет.67. Словообразовательные особенности публицистической речи: а) продуктивные слова с суффиксами –ость, -ство, -ни(е), -и(е): насилие, разряжение (воздуха), соучастие (во лжи), безоружность, деятельность;б) активны слова с интернациональными суффиксами и приставками: а-, анти-, дез-, контр-, пост-, -аци(я), -изм, -ант, -ист, -инг, -ур(а) (чаще в языке СМИ): постперестроечный, депортация, контрудар, антимонопольный, миграция, маркетинг, рейтинг, мутант;в) частотны сложные слова, в том числе и с интернациональными корнями: сладкоречие, мнимо – фантастическое, а также бизнес – план, масс – медиа, правозащитный, самофинансирование, рекламодатель, видеоинформация, вице – президент, теледебаты.68. Морфологические особенности:а) широкое употребление существительных, образованных в результате перехода в них прилагательных, причастий, числительных, местоимений: Всякий, кто однажды провозгласил…., требует от подданных; Против многого в мире может выстоять ложь; б) употребление прилагательных в превосходной степени сравнения, в краткой форме: безжалостнейший натис


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.