Ход урока1. Организационный момент.2. Повторение изученного материала. а) синтаксический разбор предложения по (2 человека у доски)На вечернем небе зажглись звёзды. (Повеств., невосклиц., простое, распространённое).б) подготовка к изучению нового материала -Какую часть речи мы сейчас изучаем? (имя существительное) - Что такое имя существительное? (правило об имени существительном) - На какой вопрос отвечают одушевлённые существительные? неодушевлённые? - Какие существительные называются собственными? Что вы знаете об их правописании?3. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня на уроке мы будем говорить о женском, мужском и среднем роде имён существительных, и будем упражняться в определении рода имени существительного.(слайд с текстом на экране)4. Работа по теме урока. а) Ребята, скажите, пожалуйста, как определить род имени существительного? Вспомните слова-помощники, с помощью которых легко определить род существительного?М.р. Он мой Текст выведен на слайдеЖ.р. Она мояСр.р. Оно моёб) Выполнение упражнения 484 из учебника.в) Игра «Кто больше?». Детям даётся задание по вариантам (1,2,3) написать за 1 минуту существительные: 1в. – женского рода, 2 в. – мужского рода, 3 в. – среднего рода. Затем результаты проверяются и исправляются ошибки. г) динамическая пауза Проводится под музыку детской песни. Смотрите на меня и повторяйте мои движения. Какие существительные вы услышали в этой детской песенке, определите их род (задание даётся в сильном классе).д) Работа со сказкой. (Текст есть у каждого учащегося) - Сейчас мы с вами прочитаем интересную сказку об имени существительном. Послушайте, пожалуйста, сказку внимательно и ответьте на вопрос: кто и как помогает определять род имени существительного в тексте?(вопрос на экране) Слова учителя: Я старый сказочник, я знаю много сказок – Про злых волков, про зайцев косоглазых, Про хитрых лис, про глупых попугаев… Я старый сказочник, я много сказок знаю. (Ю.Кукин)Учитель читает сказку и проводит анализ по вопросам, поставленным перед сказкой. (Помогают окончания прилагательных и местоимений, по этим окончаниям легко определить род существительных, особенно существительных иностранного происхождения). - К этой сказке мы вернёмся завтра на уроке, когда продолжим разговор о роде имени существительного.е) Игра «Определи род имени существительного» Задание: учитель показывает презентацию с картинками и словами, нужно распределить их в 3 столбика по родам. Затем идет проверка, дети сверяют свои работы со слайдом на экране.- Будьте внимательны, распределяя слова по столбикам, в некоторых словах будут пропущены буквы. Подумайте, какую букву нужно писать в этих словах? Затем мы сделает проверку.В какой столбик вы написали слова: шампунь, кофе, кенгуру, шимпанзе? (муж р.) повидло?(ср.р.) Запомните, что эти слова относятся к мужскому роду (учитель показывает слайд с распределением данных слов в правильные столбики, ребята вносят исправления в тетрадь.) Идёт проверка выполнения задания. Как вы думаете, что нужно сделать, если трудно определить род имени существительного? (посмотреть в словарь) У вас на партах лежат словари, откройте их на той странице, где лежит закладка, и определите род следующих существительных: фламинго, вермишель, какао, тюль.ж) работа по карточкам Тестовые задания по одному заданию каждому, взаимопроверка.з) Закрепление изученного материала (проводится при достаточном количестве времени на уроке, если с предыдущими заданиями дети справились быстро или задаётся только сильным ученикам). Упр. 485(письменно) упр. 486(устно, если останется время)5. Подведение итогов урока, обобщение пройденного материала, выставление оценок. Что мы сегодня изучали на уроке? Как определить род имени существительного? К какому роду относятся слова кофе, кенгуру, шимпанзе, шампунь? повидло?6. Домашнее задание.Упр. 489.