Реферат по предмету ""


Сущность и особенности хозяйственных экономических споров

План:
1.     
       в условиях рынка. Общие принципы защитыправ предпринимателей.                                           стр. 2
2.     Претензионный порядок урегулирования споров.                                                                                стр.3
3. Рассмотрение спороварбитражным судом:                                                                                           стр.5
а) система арбитражных судовРФ;                                                                                                              стр.5
б) основные принципыорганизации и деятельности арбитражных судов;                                             стр.5
в) подведомственность иподсудность споров арбитражнымсудам;                                                       стр.7
г) оформление исковыхзаявлений                                                                                                               стр.8
4. Рассмотрение споров вмеждународном коммерческом арбитраже.                                                   стр.9

1. СУЩНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ(ЭКОНОМИЧЕСКИХ) СПОРОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКА. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПРАВПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Защита прав и законных интересов предпринимателей являетсяодной из важнейших функций права. Так, например, к числу основных началгражданского законодательства относится:
— необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст.9);
—  обеспечениевосстановления нарушенных прав (ст. 12);
—  судебнаязащита нарушенного права (ст. 11 ).
Нормальное развитие хозяйственных отношенийпредполагает, что права их участников реализуются, а обязанности исполняютсянадлежащим образом, добровольно и сознательно в соответствии с действующимзаконодательством и заключенными договорами без вмешательства юрисдикционных органов.
Однако практика предпринимательской деятельности свидетельствует осуществовании большого количества хозяйственных споров и конфликтных ситуаций.Значительное их число относится к имущественным спорам, возникающим призаключении договоров, их исполнении. По данным министерства экономики, в Россиине выполняется 40 процентов контрактов.
Причин невыполнения взятых на себя обязательств сторонамидостаточно много. Анализ практики взаимоотношений предпринимателей позволяетвыделить причины конфликтов между ними:
1) Стремление каждой предпринимательской структуры добиться наибольшейвыгоды для себя в рамках действующих законов и на основе заключенных договоров,предусматривающих твердые гарантии исполнения договорных обязательств другойстороной по договору.
2) Стремление руководителей и других работников предприятий, связанных сзаключением и исполнением договоров, обеспечить свои интересы путем обходазаконов, неправильного их толкования, создания наиболее выгодных для себяусловий, ограничения собственной ответственности. Особенно это ярко проявляетсяв условиях отсутствия конкурентной среды.
3) Нередко споры возникают по причине незнания закона, которым следуетруководствоваться. Некоторые руководители пренебрегают советами специалистовюристов
На практике возникают споры в сфере управления. Их количество, ксожалению, за последние годы стремительно выросло.
Причиной возникновения данной категории споров зачастую служатнеправомерные действия органов власти и управления, нарушающие права и законныеинтересы предпринимателей.
Права предпринимателей в нашей стране защищены законом. Назовем ихосновные способы:
— признания права;
— восстановления положения, существовавшего до нарушения прав ипресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
— признание оспоримой сделки недействительной иприменения последствий ее недействительности, применения последствийнедействительности ничтожной сделки;
— признания недействительным акта государственного органа или органаместного самоуправления; — самозащиты права;
— присуждения к исполнению обязательства в натуре; — возмещения убытков;— взыскания неустойки; — компенсации морального вреда; — прекращения илиизменения правоотношения; — неприменения судом акта государственного органа илиоргана местного самоуправления, противоречащего закону.
Действующее законодательство предоставляет лицу, чьи права нарушены илиоспорены, возможность обратиться в суд (арбитражный суд, третейский суд) для ихзащиты. Гражданский кодекс (ст. II) допускает установление в законе и другогоспособа защиты прав предпринимателей — в административном порядке. Потерпевшаясторона может, а если это предусмотрено законом, то и обязана обратиться сосвоими требованиями к административному органу. Однако, если решение последнегобудет неудовлетворительным, сохраняется право на обращение в суд. Однаконеобходимо иметь в виду, что защите подвергаются только права, осуществляемыенадлежащим образом, не вступающие в противоречие с интересами общества, всегогражданского оборота и его отдельных участников. Действия предпринимателей,осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу,использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, злоупотреблениедоминирующим положением на рынке, а также злоупотребление правом в иных формахне допускаются (ст. 10 ГК). В этом случае суд не только откажет лицу в защитепринадлежащего ему права, но и может применить к нему соответствующие санкции —возмещение причиненного вреда, санкции, установленные антимонопольнымзаконодательством.
Отказ от права на обращение в суд за защитой недействителен (ст. 4 АПК).Это означает, что в договорах предпринимателей не может быть условий илиоговорок, ограничивающих право стороны на обращение в суд в случае неисполненияобязательства.
2.ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ
Право на обращение в арбитражный суд конкретных субъектов правоотношений(право на предъявление иска) возникает лишь после принятия сторонами мер понепосредственному урегулированию спора в претензионном порядке.
Предъявляя претензию, один хозяйствующий субъект указывает другому насовершенные им неправильные действия (бездействие) или ошибки, которыенеправомерно ущемляют его законные интересы. Сторона требует устранения илиисправления в добровольном порядке этих нарушёний, ссылаясь при этом нанормативные актом и фактические обстоятельства дела. В этом суть каждойпретензии.
Непосредственными задачами претензионной работы являются:
а) восстановление нарушенных прав и защита законных интересовпредпринимателей;
б) выявление причин и условий, влекущих невыполнение договорныхобязательств, выпуск продукции и товаров ненадлежащего качества и др.нарушения;
в) предупреждение нарушений договорной дисциплины, действующегозаконодательства;
г) улучшение экономических показателей хозяйственной деятельностиорганизаций;
д) возмещение за счет виновных лиц ущерба,причиненного предпринимателю.
Претензионная работа, главной целью которой является устранение илипредупреждение отрицательного воздействия на предпринимательскую деятельностьсо стороны контрагентов. Будучи основанной на применении правовых норм иправильно организованной, становится эффективным средством устранения этихотрицательных результатов. Поэтому претензионную работу можно рассматривать какодин из основных способов защиты прав и законных интересов предпринимателей.Путем предъявления претензий к своим контрагентам по поводу нарушениядоговорных обязательств предприниматель защищает свои законные права, требуетвосстановления нарушенных прав, ограждения своих имущественных инеимущественных интересов.
С точки зрения оперативного разрешения возникшего спора претензионныйпорядок его урегулирования позволяет сторонам аргументировано изложить своюпозицию, подтвердив ее ссылками на
соответствующее законодательство, произвести сверку расчетов по взаимнойзадолженности, таким образом, самостоятельно, не прибегая к помощи арбитражногосуда, урегулировать возникший спор. В свою очередь, арбитражные суды освобождалисьот многочисленных беспредметных, по существу, споров, завершавшихся, какправило, признанием иска либо заключением мирового соглашения.
Однако практика применения претензионного порядка урегулирования споров вусловиях становления рыночных отношений, нестабильного финансового положения встране выявила и негативные последствия существовавшего порядка. С принятиемнового Арбитражно-процессуального кодекса соблюдениедосудебного(претензионного) порядка урегулирования спора требуется только вслучаях, предусмотренных законом для данной категории споров или договором (ст.104 АПК). Это означает, что с 1 июля 1995 г. Положение о претензионном порядкеурегулирования споров утратило силу, а порядок урегулирования споров,установленный законами (Кодексом торгового мореплавания СССР, Воздушнымкодексом РФ, Федеральным законам 40 связи»), а также Транспортным уставомжелезных дорог Российской Федерации, Уставом внутреннего водного транспортаРСФСР, Уставом автомобильного транспорта РСФСР продолжает действовать.
Федеральным законом РФ «О связи» от 16.02.95 г. (ст. 38) установлено, чтопретензии при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств припредоставлении услуг связи или выполнении работ в области связи предъявляютсяоператору связи, представляющему услуги или выполняющему работы. Подобныепретензии оформляются в письменном виде и подлежат регистрации в установленномпорядке. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой илиискажением телеграфных отправлений, предъявляются в течение месяца, а востальных случаях (по почтовым отправлениям и др.) — в течение шести месяцев.Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: потелеграфным отправлениям — в течение месяца, по местным почтовым отправлениям втечение пяти дней, в остальных случаях — в течение двух месяцев. По претензиям,связанным с подпиской и доставкой периодических печатных изданий срокипредъявления и рассмотрения претензий для юридических лиц составляют один год.
Еще более детально регламентируется порядок, сроки предъявления ирассмотрения претензий к предприятиям транспорта в отношении перевозки груза. Внормативных актах четко определяется, кто из участников отношений по перевозкам(грузоотправитель или грузополучатель) вправе обратиться к перевозчику с претензиейв связи с допущенным им нарушением.
Правовые нормы указывают, к какой конкретно транспортной организациинадлежит предъявлять претензию в зависимости от характера допущенных нарушений.Особенно это актуально, когда перевозка осуществляется силами несколькихтранспортных организаций одного или различных видов транспорта. Например,согласно ст. 159 Устава автомобильного транспорта РСФСР претензии, возникающиеиз перевозки грузов, предъявляются к автотранспортному предприятию, выдавшемугруз, а в случаях полной утраты груза — к автотранспортному предприятию,принявшему груз к перевозке.
Законодательно устанавливаются требования к оформлению претензий иподтверждению их определенными документами. Например, в соответствии со ст. 138Транспортного Устава железных дорог РФ к претензии о недостаче, порче илиповреждении груза должны быть приложены железнодорожная накладная икоммерческий акт, выданный дорогой, в случае отказа железной дороги всоставлении коммерческого акта представляется накладная и документы обобжаловании отказа.
Право определило сроки для предъявления и рассмотрения претензий,дифференцированные в зависимости от характера требований и порядок исчисленияэтих сроков. Например, согласно ст. 139 ТУЖД, претензии к перевозчику могутпредъявляться в течение 6 месяцев, а претензии об уплате штрафов — в течение 45дней. Срок на предъявление претензий о возмещении за порчу, повреждении илинедостачу груза исчисляется со дня выдачи груза; о возмещении за утрату груза —по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки, а за утрату груза приперевозке в прямом смешанном сообщении — по истечении 4 месяцев со дня приемагруза к перевозке и т.д. Следует помнить, что сроки, установленныезаконодательством для предъявления претензий транспортным организациям,являются пресекательными и восстановлению неподлежат.
Срок на предъявление претензий перевозчику не входит в установленный длятаких требований срок исковой давности. Если претензия перевозчиком отклоненаили ответ не получен в установленный срок, заявителю предоставляется 30 днейдля предъявления иска со дня получения отрицательного ответа или истечениясрока, установленного для ответа.
3.      РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ
а)Система арбитражных судов РФ
Переход к рыночной экономике предопределил принципиально новые формыразрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательскойдеятельности. К настоящему времени в нашей стране упразднено государственное арбитражирование хозяйственных споров и создан специальныйорган правосудия — Арбитражный суд. Любой из арбитражных судов РоссийскойФедерации функционирует в качестве составной части единой системы. Этоозначает, что все арбитражных судыРоссийской Федерации являются федеральными судами, применяют единоематериальное и процессуальное законодательство, обеспечивая равную для всехвозможность судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законныхинтересов.
Система арбитражных судов Российской Федерации установлена Федеральнымконституционным законом 406 арбитражных судах в Российской Федерации» от 5апреля 1995 г. Создана трехзвенная система, состоящая из: — ВысшегоАрбитражного суда Российской Федерации; — федеральных арбитражных судовокругов; — арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
По новому законодательству Высший Арбитражный Суд РФ освобождается отрассмотрения множества дел как суд первой инстанции. В этом качестве он будетрассматривать лишь две группы дел:
1) дела о признании недействительными актов Президента РФ, СоветаФедерации и Государственной думы РФ, Правительства РФ, не носящих нормативногохарактера, в случае их несоответствия закону я нарушения прав и законныхинтересов организаций и граждан;
2) экономические споры между Российской Федерацией и субъектамиРоссийской Федерации, а также споры, возникающие между самими субъектамиРоссийской Федерации.
Все остальные дела по первой инстанции будут рассматриваться арбитражнымисудами субъектов Российской Федерации.
Дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силусудебные акты арбитражных судов будет рассматривать только одна судебнаяинстанция — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
Главной задачей Пленума Высшего арбитражного Суда РФ становится изучениеи обобщение судебно-арбитражной практики и дача разъяснений арбитражным судам применениюзаконодательства.
Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке вкассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ,принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Всего в Российской Федерациидействуют десять федеральных арбитражных судов округов.
Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают в первой инстанции все дела,подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел,отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, а также рассматривают вапелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в том суде в первойинстанции.
б)Основные принципы организации
идеятельности арбитражных судов.
Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основепринципов законности, независимости судей, равенства организаций и гражданперед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласностиразбирательства дел (ст. 6 Федерального конституционного закона РФ «Обарбитражных судах в Российской Федерации»).
Указанные принципы организации и деятельностиарбитражных судов закреплены также в Арбитражном процессуальном кодексе РФ,принятом Государственной Думой 5 апреля 1995 г, с изменениями и дополнениями,вступившими в силу от  1сентября 2002 г., за исключением _1 «Подведомственность» главы 4,введенного в действие с 7 августа 2002 г. и главы 36, введенной вдействие с 1 января 2003 г..
При осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы иподчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 6 АПК). Какое быто ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельностьлюбых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов,организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленнуюзаконом ответственность.
Важное значение для реализации вступивших в законную силу решений идругих актов арбитражного суда имеет их обязательность. Неисполнение судебныхактов рассматривается как неуважение к суду и влечет ответственность,установленную законом (ст. 13 АПК).
Арбитражный суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создаетнеобходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельствадела); предоставляя сторонам равные права в собирании необходимыхдоказательств. Если сторона имела возможность представить решающеедоказательство, до не представило его, она вряд ли получит удовлетворение своихтребований.
Оперативности разрешения споров способствует установленный законодателемдостаточно короткий срок рассмотрения дела в арбитражном суде. Дело должно бытьрассмотрено и решение принято в срок, непревышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления варбитражный суд (ст. 114 АПК).
Новый Арбитражный процессуальный кодекс существеннорасширяет единоличное рассмотрение споров судом первой инстанции. По сравнениюс коллегиальным такой порядок рассмотрения споров более экономичен и позволяет оперативнее разрешать дела. Коллегиальное рассмотрениеспоров в суде первой инстанции применяется лишь при рассмотрении дел о признаниинедействительными актов государственных органов, органов местногосамоуправления и дел о несостоятельности (банкротстве). Кроме того, по решениюпредседателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. С учетомтого, что все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанцияхпо-прежнему будут рассматриваться коллегиально, это не приведет к снижениюгарантий защиты прав сторон и качества разрешения споров.
Новый АПК несколько изменил порядок обжалования решений арбитражногосуда. Как и прежде, различают обжалование решений, не вступивших в законнуюсилу, и решений, вступивших в законную силу. Первые пересматриваются по жалобамучаствующих в деле лиц в апелляционной инстанции того же суда, который принялрешение в первой инстанции.
Апелляционный суд—новый институт в законодательстве Российской Федерации. При рассмотрении дела вапелляционной инстанции арбитражный суд по имеющимся 6 деле доказательствамповторно рассматривает дело, проверяя законность и обоснованность решения судапервой инстанции в полном объеме. Апелляционная инстанция наделена широкимиполномочиями: она может изменить, отменить и принять новое решение, но не можетотправить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. В этом — гарантияускорения принятия окончательного судебного решения по экономическим спорам.
В связи с введением апелляционной и кассационной инстанций производство впорядке надзора рассматривается как исключительная стадия арбитражногопроцесса. Поэтому надзорное производство может быть возбуждено только попротестам узкого круга должностных лиц, перечисленных в АПК. Широкимиполномочиями наделен Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ при пересмотре делв порядке надзора. Он может отменить решение полностью или в части и направитьдело на новое рассмотрение; изменить или отменить решение и принять новоерешение; отменить решение полностью или частично и прекратить производство поделу либо оставить иск без рассмотрения; оставить в силе одно из ранее принятыхрешений.
Основанием к изменению или отмене решения может служить незаконность илинеобоснованность судебного акта, однако не допускается отмена правильного посуществу решения по одним лишь формальным основаниям.
в) Подведомственность и подсудность споров арбитражным судам
Для правильного решения вопроса куда обращаться с иском следует знатьподведомственность дел арбитражным судам — крут вопросов, подлежащихрассмотрению в арбитражном суде, и подсудность дел — к компетенции какогоконкретно арбитражного суда отнесено рассмотрение тех или иных дел.
К подведомственности арбитражного суда относятся дела по экономическимспорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений (ст.22 АПК). Иначе говоря, понятием экономического спора охватываются все споры,подведомственные арбитражному суду, включая как споры, возникающие изгражданских правоотношений, которые традиционно именовались имущественными, таки споры в сфере управления, возникающие из административных правоотношений.
Юридические лица и граждане-предприниматели — это основная категорияучастников споров, подведомственных арбитражному суду. Кроме того, в случаях,установленных законом, арбитражному суду подведомственны споры с участиеморганизаций, которые юридическими лицами не являются —споры РоссийскойФедерации с субъектами Российской Федерации, а также между самими субъектамиРоссийской Федерации. Среди участников правоотношений, споры между которымиподведомственны арбитражному суду, называются и иностранные лица. Эта новаякатегория дел. Прежде такие споры, как правило, рассматривались в судах общейюрисдикции.
К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся, вчастности, следующие споры:
— о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено закономили передача разногласий по которому на разрешение арбитражного судасогласована сторонами — так называемые, «преддоговорные споры»;
—        об изменении условий или о расторжении договоров;
—        о неисполнении или ненадлежащем исполненииобязательств;
—        об истребовании собственником или законнымвладельцем имущества из чужого незаконного владения;
—        о нарушении прав собственника или иного законноговладельца, не связанном с лишением владения;
—        о возмещении убытков;
— о признании недействительными ненормативных актов государственныхорганов и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовымактам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
— об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения отгосударственной регистрации в установленный срок;
Новый АПК отнес к подведомственности арбитражных судов также споры озащите чести, достоинства и деловой репутации предпринимателей.
Кроме того, арбитражный суд рассматривает иные категории дел:
—  обустановлении фактов, имеющих юридическое значение (например, о признании факта владенияземельным участком);
—  Онесостоятельности (банкротстве) предпринимателей.
Более подробно регламентируются в новом АПК вопросы определенияподсудности дел. Дела, подведомственные арбитражному суду, рассматриваютсяарбитражными судами субъектов РФ, за исключением дел, отнесенных к подсудностиВысшего Арбитражного Суда РФ (ст. 24 АПК).
В ст. 25 АПК сформулированы общие правила о территориальной подсудности —иск предъявляется по месту нахождения ответчика, а иск к юридическому лицу,вытекающий из деятельности его обособленного подразделения — по местунахождения обособленного подразделения.
Однако из этого общего правила есть исключения. Так АПК (ст. 26)предусматривает подсудность по выбору истца (альтернативную подсудность). Вчастности, по выбору истца может предъявляться иск, если он относится кнескольким ответчикам, которые находятся на территории разных субъектовФедерации. Иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения —может быть предъявлен по месту исполнения договора.
По вышеперечисленным категориям дел АПК допускает установление договорнойподсудности, то есть установленная в ст. 25 и 26 АПК подсудность может бытьизменена по соглашению сторон. Указанная возможность не распространяется на теслучаи, когда кодексом устанавливается исключительная подсудность. Так,например, в соответствии со ст. 29 АПК иск к перевозчику, вытекающий издоговора перевозки, предъявляется по месту нахождения органа транспорта. Иски кгосударственным органам, органам местного самоуправления субъекта РоссийскойФедерации, вытекающие из административных правоотношений, предъявляются варбитражный суд этого субъекта Российской Федерации, а не по месту нахождениясоответствующего органа.
Иск предъявляется в тот арбитражный суд, которому соответствует уровеньданного органа.
Свои особенности определения подсудности имеют дела об установлениифактов, имеющих юридическое значение. Они, как правило, рассматриваются поместу нахождения заявителя. Исключение составляют дела об установлении фактавладения недвижимостью, они рассматриваются по месту нахождения этих объектов.Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются по месту нахождениядолжника.
г)Оформление исковых заявлений
Законодатель предъявляет определенные требования к оформлению исковых заявлений,которые следует неукоснительно соблюдать, чтобы ускорить рассмотрение спора посуществу. В исковом заявлении должны быть указаны (ст. 102 АПК):
—      наименованиеарбитражного суда, в который подается заявление;
—     наименование лиц, участвующих в деле, и ихпочтовые адреса;
—     цена иска, если иск подлежит оценке;
—     обстоятельства, на которых основаны исковыетребования;
—     доказательства, подтверждающие основания исковыхтребований;  
—     расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;
—     требования истца со ссылкой на законы и иныенормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикамтребования к каждому из них;
—     сведения о соблюдении досудебного(претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда этопредусмотрено законом для данной категории споров или договором;
—     перечень прилагаемых к заявлению документов. Кисковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие (ст. 104 АПК): уплатугосударственной пошлины в установленных порядке и размере; направление копийискового заявления и приложенных к нему документов другим лицам, участвующим вделе; соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора сответчиком, когда это предусмотрено законом для данной категории споров илидоговором; обстоятельства на которых основываются исковые требования.
Если исковое заявление подписано представителем истца, то прилагаетсядоверенность, подтверждающая его полномочия.
К заявлению о понуждении заключить договор прилагается проект договора.
В случае несоблюдения установленных Требований коформлению, содержанию и предъявлению искового заявлению, судья возвращаетисковое заявление истцу.
4.РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ АРБИТРАЖЕ
Для споров, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видовмеждународных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы однойиз сторон находится за границей, а также споров предприятий с иностраннымиинвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территорииРоссийской Федерации, между собой, споров между их участниками, а равно ихспоров с другими субъектами права Российской Федерации установлена возможностьих рассмотрения в специально созданном органе — международном коммерческомарбитраже в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993г. «О международномкоммерческом арбитраже».
Разрешение указанных споров осуществляется двумя постоянно действующимиарбитражными учреждениями — Международным коммерческим арбитражным судом (МКАС)или Морской арбитражной комиссией (МАК), созданными при Торгово-промышленнойпалате Российской Федерации. Положения об этих органах приведены в приложениях1 и 2 к указанному закону.
Разбирательство дел в МКАС осуществляется в соответствии в с Регламентом,утвержденным Торгово-промышленной палатой в редакции от 1 мая 1995 г. Иныенормативные акты, относящиеся к рассмотрению гражданско-правовых споров,например, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальноезаконодательство, непосредственно при рассмотрении дел в МКАС не применяются.Кроме ограниченного числа случаев, прямо предусмотренных в Законе «Омеждународном коммерческом арбитраже».
Процедура рассмотрения споров в МКАС отличается ярко выраженнойсостязательностью, что в первую очередь означает весьма ограниченныевозможности проявления инициативы со стороны суда в ходе рассмотрения спора. Сдругой стороны, это ставит успех в достижении своих целей участниками спора взависимость от эффективности их процессуального поведения. Бездействие илиотсутствие необходимой активности одного из участников процесса не может бытькомпенсировано активностью арбитров в выяснении его позиции.
В МКАС споры рассматриваются, как правило, коллегией арбитров, состоящейиз трех человек. При этом спорящие стороны вправе участвовать я формированиирешающего их спор состава путем избрания арбитров. Для облегчения выборастороны могут воспользоваться списком арбитров, утверждаемымТоргово-промышленной палатой. Вместе с тем, список арбитров являетсяобязательным в случае, когда арбитр назначается за сторону, невоспользовавшуюся предоставленным ей правом избрать арбитра, а также приизбрании председателя состава.
Арбитры при рассмотрении спора должны быть независимыми ибеспристрастными. Они не являются представителями сторон даже в тех случаях,когда они избраны непосредственно сторонами. В том случае, если арбитр неотвечает названным требованиям, он может быть в установленном порядкедисквалифицирован для участия в рассмотрении споров по мотивированномузаявлению заинтересованной стороны.
При разрешении спора, когда возникают вопросы, не урегулированные в самомконтракте, арбитры применяют материально-правовые нормы в соответствии ссоглашением сторон. Если такое соглашение отсутствует, то арбитры по своемуусмотрению определяют коллизионные нормы, на основе которых они устанавливаютприменимое материальное право. Арбитры вправе применять также общепринятыеторговые обычаи и обыкновения при решении опора.
Не исполненные добровольно решения МКАС приводятся в исполнение как натерритории РФ, так и за границей в соответствии с гражданско-процессуальнымзаконодательством и международными соглашениями при подаче письменногоходатайства в суд по месту нахождения ответчика или его имущества.
Морская арбитражная комиссия разрешает споры, которые вытекают издоговорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торговогомореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъектыроссийского и иностранного права, либо только российского или толькоиностранного права. Разбирательство дел в Морской арбитражной комиссии осуществляетсяпо тем же правилам.

Литература:
1.      ЗаконРФ от 7 июля 1993г. «О международном коммерческом арбитраже».
2.      Арбитражныйпроцессуальный кодекс РФ, 24 июля 2002г.
3.      Федеральныйзакон РФ «О связи» от 16.02.95 г.
4.      Гражданскийкодекс РФ, (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.)
5.      Гражданско-процессуальныйкодекс, от 14 ноября 2002г.
6.      АнюхинВ.С. Предпринимательское право:Учеб. Для студ. ВУЗ.- М.: 1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.