Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках филологического цикла как средство активизации познавательной деятельности учащихся Гуськова Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературыМОУ «Каслинская СОШ № 27» Каслинского муниципального района Челябинской областиkldf@mail.ruСодержание: Роль информационно-коммуникационных технологий в условиях современного общества……………………………………………………………………………….3. Активизация познавательной деятельности посредством информационно-коммуникационных технологий……………………………………………………..4. Система применения информационных технологий обучения на уроках филологического цикла…………………….………………………………………....7. Заключение…………………………………………………………………………...11. 5) Литература...………………………………………………………………………….13. 6) Приложения…………………………………………………………………………..14.1. Роль информационно-коммуникационных технологий в условияхсовременного общества Современное состояние развития цивилизации социологи и философы называют «информационным обществом». Для обеспечения конкурентноспособности выпускника в таком обществе считаю целесообразным применение информационно-коммуникационных технологий. С реализацией «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и проекта «Информатизация системы образования» возможности их использования заметно расширились. Развитие общества обусловливает необходимость перехода школы к новой образовательной парадигме, где на первый план выходят интересы личности учащегося, развитие его способностей и потенциальных возможностей, удовлетворения индивидуальных запросов и образовательных потребностей. С появлением информационных технологий обучения стало возможным реализовать цели и задачи, стоящие перед участниками современного образовательного процесса. Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития. Перед школой информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились. Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельности школьников. ^ 2. Активизация познавательной деятельности посредством информационно-коммуникационной технологии обучения Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания – это естественная потребность учащихся, но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то положительное, что оказывает влияние на самостоятельную познавательную деятельность школьника. Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги-дидакты: Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М. И., Лернер И. Я., Пидкасистый П. И. и т.д. Несомненно, нформационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников. Кандидаты педагогических наук Е.И.Машбиц и М.В.Монахов в своих работах, посвященных теории совершенствования учебного процесса с помощью компьютерной техники, рассматривают психолого-педагогические аспекты компьютеризации обучения. Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников. Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИКТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения. ИКТ (аппаратное обеспечение + программные средства) ресурс для создания образовательной среды информационноевзаимодействие между субъектами образовательного процесса осуществляется на базе средств ИКТ с целью психолого-педагогического воздействия информационная технология обучения система применения ИКТ в процессе обучения, с помощью которой можно решить педагогические задачи (в том числе активизировать познавательную деятельность_)Для чего же используются информационно-коммуникационные технологии на уроках филологического цикла, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения? На уроках филологического цикла ставлю цели, решаемые посредством ИКТ: Интенсификация учебного процесса. Активизация познавательной деятельности учащихся. Формирование образовательных компетенций: формирование языковой компетенции: развитие с помощью педагогических программных средств орфографических и грамматических умений учащегося; формирование лингвистических компетенций: самостоятельное получение знаний о науке, ведущих положениях и ученых-лингвистах из цифровых образовательных ресурсов; формирование коммуникативной компетенции: 4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных. Осуществление самообразования. Формирование информационной культуры. Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках филологического цикла может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера («Фраза», «Репетитор по русскому языку»), с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. На вводных уроках литературы важен яркий визуальный ряд, который можно создать с помощью библиотеки электронных наглядных пособий или образовательных ресурсов сети Интернет. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.) Для внеклассной работы по предмету создаю сама электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У учащихся появляется желание создать подобный электронный продукт. Основная проблема заключается в том, что в применении информационных технологий необходима систематичность. Систему применения ИКТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно представить в виде таблицы: этапы направление деятельности содержание деятельности 1 этап (подготовительный) Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи анализ образовательной программы;анализ тематического планирования;выбор тем;выбор типа урока;выявление особенностей материала данной темы. 2 этап (созидательный) Подбор и создание информационных продуктов подбор готовых образовательных медиаресурсов;создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего) 3 этап (реализационный) Применение информационных продуктов применение на уроках разных типов;применение во внеклассной работе по предмету;применение при руководстве научно-исследовательской работы 4 этап (мониторинговый) Анализ эффективности использования ИКТ изучение динамики результатов;отслеживание рейтинга по предмету. Таким образом, считаю, что с целью активизации познавательного интереса учащихся, развития устойчивых внутренних стимулов целесообразно использовать на уроках филологического цикла информационно-коммуникационною технологию обучения, то есть систему применения информационных технологий в учебном процессе.^ 3. Система применения информационных технологий обучения на уроках филологического цикла Одна из серьезнейших проблем современной школы – это резкое падение у учащихся интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно и логично выразить свою мысль, неумение общаться. Диагностика, проведенная мною в 5 классе в 2003-2004 учебном году, показала, что учащиеся слабо владеют формами самостоятельной работы с информацией различных источников, у ребят отсутствует желание заглянуть за страницы учебника, на уроках не проявляется активного отношения к процессу познания. Сегодня вполне осознана цель привития интереса учащихся к родному языку и литературе, формирования умения самостоятельно пополнять свои знания. Для реализации указанной цели на уроках русского языка и литературы на протяжении нескольких лет применяю информационные технологии. Можно выделить определенные временные этапы, которые говорят о росте моей ИКТ- компетенции и качественном изменении уровня применения информационных технологий в обучении ребят на предметах филологического цикла. 2003-2004 учебный год: применение компьютерной техники для создания дидактического материала (индивидуальные карты с заданиями и упражнениями, наглядный материал, памятки). 2004-2005 учебный год: применение ЦОР для подготовки дидактического материала, при организации индивидуальной работы с учащимся. 2005-2006 учебный год: работа с ЦОР на уроках и во внеклассной работе по русскому языку, применение презентационного оборудования, проведение медиауроков. (Приложение 1,3) 2006-2007 учебный год: проведение уроков русского языка в компьютерном классе; организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по литературе, представление проектов в виде мультимедийных презентаций; разработка программы факультатива, представляющего собой интегрированный курс информатики и русского языка; работа в режиме дистанционного обучения, методическая работа с коллегами школы и образовательных учреждений района (Приложения 2, 4) Считаю, что использование информационно-коммуникационной технологии обучения в системе существенно влияет на формирование образовательных компетенций школьников. класс деятельностные формы организации учебного процесса умение работать с информацией виды познавательной деятельности учащихся 5 класс поисковая поиск и отбор информации работа со статьями лингвистических словарей, с материалами энциклопедий и справочной литературы 6 класс поисковая поиск, отбор информации из различных источников;осмысление, сравнение. подготовка сообщений, создание творческих работ 7 класс поисковая, исследовательская поиск, отбор информации; сравнение, обобщение, вычленение существенного подготовка и создание рефератов, создание памяток, алгоритмов, тестов, карт 8 класс исследовательская,научно-исследовательская анализ информации, полученной из разных источников подготовка сообщений и докладов; проектная деятельность 9 класс научно-исследовательская применение информации в практической деятельности, в условиях решения нестандартной новой задачи. проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность Используя систему применения информационной технологии обучения, считаю, что не нужно превращать ИКТ в самоцель и неуемное увлечение. Нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс, так как не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов филологического цикла. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями и формируя компетенции, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь учащихся. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока. При чрезмерном применении степень влияния ИКТ как средства активизации познавательной деятельности станет менее эффективным. Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Предпочитаю использовать апробированные и зарекомендовавшие себя цифровые образовательные ресурсы, которые отвечают требованиям Министерства образования и науки РФ, такие как «Программа-тренажер по русскому языку «Фраза». Гуру. Софт, 2001; «Тесты по орфографии. Тесты по пунктуации» ЗАО «1С», 2005; «Русский язык + Варианты ЕГЭ» ЗАО «1С», 2005; «БЭНП «Литература». ОАО «Физикон», 2005 и др. В зависимости от типа урока применяю тот или иной ЦОР для формирования навыков или проверки усвоения учебного материала. С помощью цифровых образовательных ресурсов ребята получают возможность работать в различных режимах. В обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. (Цифровой образовательный ресурс «1С: Русский язык» содержит не только формулировки правил, но и задания на установление соответствия между правилом и примером из текста, сравнение предложений, слов и т.д. Такие задания предлагаю учащимся 8-х классов при изучении пунктуации в простом и сложном предложениях). В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. (Использую на уроках в 6-х, 8-х классах цифровой образовательный ресурс «Фраза», который представляет собой тренажер по русскому языку. На уроках в 6 классе при изучении раздела «Имя числительное» учащиеся на словосочетаниях и предложениях могут отработать следующие темы и правила: «Мягкий знак в числительных», «Склонение числительных», «Употребление числительных в речи»). Именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения. Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно). Статистическая обработка результатов работы учащихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания. (Комплексный контроль по всему школьному курсу русского языка, а также контроль по отдельным темам можно провести с помощью «1С: Тесты по орфографии. Тесты по пунктуации». Учащимся 8 класса на уроках контроля нравится работать с ЦОР «1С: Русский язык + Варианты ЕГЭ», так как основной курс по орфографии ими уже пройден, и у ребят появляется возможность с помощью версий ЕГЭ проверить уровень сформированности орфографических и пунктуационных умений). Особенностью образовательного процесса с использованием информационных технологий обучения является алгоритмизация самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, большая степень интерактивности -наличие оперативной обратной связи. На основе этого возможна индивидуализация и дифференциация обучения. Это целесообразно использовать при изучении орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся продвинутого уровня выходят на самостоятельную творческую деятельность (создание памяток, проектов, подготовка сообщений с использованием ресурсов сети Интернет), в то время как остальные с помощью тренажеров могут закрепить необходимый минимум. На уроках литературы использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки. (К уроку литературы в 6 классе по теме «Герои былин» мною был составлен следующий визуальный ряд: репродукции картин В. Васнецова, видеофрагмент «В крестьянской избе», иллюстрации художников к сборникам былин). Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес к изучению произведений. Мною разработано 10 уроков в 6-8 классах, на которых использовались презентации, созданные в конструкторе ЦОР «БЭНП «Литература», ресурсы сети Интернет, видеофильмы. За период применения информационно-коммуникационной технологии обучения (2003-2007) мною созданы следующие педагогические, методические и программные продукты: Разработана модель применения информационной технологии обучения в учебном процессе. Составлены электронные тесты к урокам русского языка с помощью тестовой оболочки (см. CD-R). Разработана программа факультатива по русскому языку «Русский язык и компьютер: формирование грамотного письма» (Приложение 2). Создан банк данных образовательных ресурсов Интернет по русскому языку и литературе. Являюсь составителем сборников («Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы», «Образовательные ресурсы Интернет») и автором статей для учителей школы и района (см. CD-R).Заключение Проблема выбора технологии обучения, позволяющей создать адаптивную среду для активизации познавательной деятельности учащихся, актуальна и требует решений. В своей педагогической деятельности как одно из средств активизации использую информационно-коммуникационную технологию обучения. Практическая деятельность показывает, что у учащихся формируются образовательные компетенции, повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности. С целью повышения эффективности образовательного процесса отслеживаю результаты обученности. Основой для мониторинга служат анализ анкетирования учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса, результаты контрольных, проверочных и творческих работ. Показатели обученности за четыре учебных года позволяют сделать вывод о том, что уровень обученности остается стабильным, имеет место рост качества образования. ^ Уровень обученности учащихся по русскому языку учебный год 2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс обученность, % 100 100 100 100 качество,% 35 47 56 62 средний балл 3,6 3,7 3,7 4,1 ^ Уровень обученности учащихся по литературе учебный год 2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс обученность, % 100 100 100 100 качестово, % 66 74 82 95 средний балл 3,6 3,8 4 4,4 Мониторинг уровня образовательных компетенций позволяет сделать вывод о росте, что свидетельствует о перспективе работы по использованию ИКТ как средства познавательной активности. Для формирования интереса к любому содержанию учебной деятельности необходимы по меньшей мере два условия: интерес самого учителя к деятельности, его увлеченность и привлечение учащихся к активной деятельности по овладению знаниями. Считаю, что компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. Литература: Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2004. Гплаев Д.А., Белкин П.Ю. Информационная методическая среда. Пособие для специалистов системы РКЦ-ММЦ. – М.: ЗАО «Е-Паблиш», 2006. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2005. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года/ утвержденная распоряжением правительства РФ от 29.12.2001. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». – М.: Локус-Пресс, 2005. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.