Реферат по предмету "Международные отношения"


Рынок прямых иностранных инвестиций

Содержание Введение 1. Теоретические основы прямых иностранных инвестиций 1.1 Сущность и задачи ПИИ 1.2 Причины экспорта и импорта ПИИ
2. Анализ исследования прямых иностранных инвестиций в 2010- 2012 гг 2.1 Прямые иностранные инвестиции в 2010- 2011 гг 2.2 Основные страны – инвесторы в 2010 г 2.3 Прямые иностранные инвестиции в России 2010 г 2.4 Иностранные инвестиции в экономике России в 1 –м пол. 2011г 2.5 Анализ исследования ПИИ в 1 пол. 2012 г 3. Проблемы и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России 3.1 Проблемы привлечения ПИИ 3.2 Перспективы и пути привлечения ПИИ Заключение Список используемой литературы
Введение Прямые иностранные инвестиции играют сейчас важнейшую роль в создании интегрированной интернациональной производственной системы – производственного ядра мировой экономики. Развитые страны создали эффективную систему государственной поддержки национальных компаний стремящихся внедриться в рыночную структуру других стран, причем субсидии или запретительные меры, как правило, в нее не входят. В настоящее время, при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов и огромной потребности в них в целях осуществления структурной перестройки на более высокой технологической основе велика значимость прямых иностранных инвестиции для тех отраслей, государственные дотации которым минимальны. К таковым относятся отрасли АПК, энергетика, транспорт, связь, химическая промышленность. Прямые иностранные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые иностранные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок. В настоящее время в России происходит увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Более того, неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Целью курсовой работы является наиболее полно рассмотреть и изучить мировой рынок прямых иностранных инвестиций. Для достижения цели курсовой работы были решены следующие задачи: 1. изучить сущность и задачи ПИИ 2. определить причины экспорта и импорта ПИИ 3. исследовать анализ ПИИ в 2010-2012 гг. 4. выявить проблемы и перспективы привлечения ПИИ Предмет исследования включает в себя прямые иностранные инвестиции, обеспечивающие иностранным инвесторам право на управление предприятием, представляют собой преимущественно взносы в уставный фонд совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий. Объектом исследования в данной работе является сущность и понятие мирового рынка прямых иностранных инвестиций. Теоритической и методологической основой при написании курсовой работы явились труды авторов таких как, M. С. Каминский, М.М. Богуславский, П.В. Кралин, К.Р. Костенко, Д.В. Темник. 1.Теоретические основы прямых иностранных инвестиций 1.1 Сущность и задачи ПИИ Прямые иностранные инвестиции - это вложения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса. По определению Международного валютного фонда, прямые иностранные инвестиции - это такая форма инвестирования, когда инвестор обладает управленческим контролем над объектом, в который вложен капитал. Прямыми считаются инвестиции, которые охватывают более 10% акционерного капитала и дают право контроля над предприятиями.[2] Прямые инвестиции осуществляются в форме вложений собственного капитала в зарубежные промышленные, торговые и другие предприятия путем организации экспортером капитала производства на территории другой страны. К прямым иностранным инвестициям относится также реинвестирование прибыли, полученной за рубежом, в производство страны, где она была получена. Интерес к прямым иностранным инвестициям обусловливается: · стремлением закрепить технологическое лидерство: осуществляя прямые инвестиции за рубеж, корпорации, обладающие контролем над ключевой технологией, закрепляют, таким образом, свое конкурентное преимущество; · разницей в среднем уровне оплаты труда; · ограниченностью возможности сбыта продукции на внутреннем рынке; · масштабами корпораций (чем больше размер корпорации, тем больше возможностей для прямых инвестиций); · потребностью в природных ресурсах. Прямые инвестиции делятся на две группы: [2] 1) трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное - нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности; 2) транснациональные вложения - прямые вложения, часто в соседней стране. Черты, характерные для прямых иностранных инвестиций: · при прямых иностранных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка; · большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях; · более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала. На приток прямых иностранных инвестиций влияют две основные группы факторов: · обеспеченность страны ресурсами, необходимыми для реализации проекта (сырье, материалы, рабочая сила, рынок сбыта); · инвестиционный климат (законодательство, политика, налоги). Первая группа факторов оказывает влияние на доходность проекта, вторая – на степень риска вложений в данный проект. Улучшение инвестиционного климата означает уменьшение рисков вложений при сохраняющейся доходности, что приводит к росту количества привлекательных проектов, и, следовательно, к росту прямых иностранных инвестиций в Россию. Аналогично, рост экономики будет влиять на доходность вложений при неизменном риске, что также будет способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций в Россию. Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями: [4] · организация новых предприятий;
· скупка или поглощение уже существующих компаний. Создаваемые за рубежом предприятия могут иметь форму: · филиала - предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору; · дочерней компании - предприятия, в котором прямые иностранные инвестиции составляют более 50 %;
§ ассоциированной компании - предприятия, в котором прямые иностранные инвестиции составляют менее 50 %. 1.2 Причины экспорта и импорта ПИИ Причины экспорта и импорта прямых иностранных инвестиций весьма разнообразны. Главные – стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, сократить уровень налогообложения и диверсифицировать риск. Многомерные эконометрические исследования, проводившиеся под эгидой экономических служб ООН, показали, что специфические причины экспорта и импорта прямых инвестиций в значительной степени пересекаются, правда их относительная роль различна. Причины экспорта капитала: [3] • Технологическое лидерство. Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций за рубеж. Чем ниже доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпорации, тем меньше объем ее экспорта прямых инвестиций за рубеж. Предпринимая прямые инвестиции за рубеж, корпорации стремятся удержать тем самым контроль над ключевой технологией, дающей им конкурентные преимущества. Прямая взаимосвязь уровня развития НИОКР с объемами экспорта капитала подтверждается практически для всех развитых стран. • Преимущества в квалификации рабочей силы, которые обычно измеряются средним уровнем оплаты труда работников. Чем выше уровень оплаты труда в корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций. Чем ниже уровень оплаты труда в корпорации, тем меньше объем ее экспорта прямых инвестиций. • Преимущества в рекламе, которая отражает накопленный опыт международного маркетинга. Чем выше удельный вес затрат на рекламу в продажах корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций. Чем ниже удельный вес затрат на рекламу в продажах корпорации, тем меньше объем ее экспорта прямых инвестиций. • Экономика масштаба. Чем больше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем больше объем экспорта прямых инвестиций. Чем меньше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем меньше объем экспорта прямых инвестиций. Большинство корпораций, перед тем как инвестировать за рубеж, полностью используют возможности экономики масштаба в рамках внутреннего рынка. • Размер корпорации. Чем больше размер корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций. Чем меньше размер корпорации, тем меньше объем ее экспорта прямых инвестиций. • Степень концентрации производства. Чем выше уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций. Чем ниже уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем меньше объем ее экспорта прямых инвестиций. • Обеспечение доступа к природным ресурсам. Чем выше потребность корпорации в определенном природном ресурсе, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций в ту страну, где этот ресурс имеется. Чем ниже потребность корпорации в определенном природном ресурсе, тем меньше объем ее экспорта прямых инвестиций в ту страну, где этот ресурс имеется. • Прочие причины экспорта капитала: сокращение транспортных издержек на доставку товара потребителю за счет создания предприятия в непосредственной близости от него; преодоление импортных барьеров зарубежной страны за счет создания подконтрольного производства на ее территории. Причины импорта капитала:[3] • Технологическое лидерство. Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпорации, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций из-за рубежа. Чем ниже доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпорации, тем меньше объем ее импорта прямых инвестиций из-за рубежа. • Уровень квалификации рабочей силы. Чем выше уровень оплаты труда в корпорации, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций. Чем ниже уровень оплаты труда в корпорации, тем меньше объем ее импорта прямых инвестиций. • Преимущества в рекламе, которая отражает накопленный опыт международного маркетинга. Чем выше удельный вес затрат на рекламу в продажах корпорации, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций. Чем ниже удельный вес затрат на рекламу в продажах корпорации, тем меньше объем ее импорта прямых инвестиций. • Экономика масштаба. Чем больше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем обычно меньше объем ее импорта прямых инвестиций. Чем меньше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем обычно больше объем ее импорта прямых инвестиций. • Размер корпорации. Чем больше размер корпорации, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций. Чем меньше размер корпорации, тем меньше объем ее импорта прямых инвестиций. • Степень концентрации производства. Чем выше уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем меньше объем ее импорта прямых инвестиций. Чем ниже уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций. • Потребность в капитале. Чем выше потребность корпорации в капитале, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций. Чем ниже потребность корпорации в капитале, тем меньше объем ее импорта прямых инвестиций. • Количество национальных филиалов. Чем большее количество подразделений имеет корпорация внутри страны, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций. Чем меньше подразделений имеет корпорация внутри страны, тем меньше объем ее импорта прямых инвестиций. • Издержки производства. Чем ниже издержки производства в принимающей стране, тем больше ее объем импорта прямых инвестиций. Чем выше издержки производства в принимающей стране, тем меньше ее объем импорта прямых инвестиций. • Уровень защиты внутреннего товарного рынка. Поскольку импорт капитала является альтернативой импорту товаров, то чем выше уровень таможенной и иной защиты внутреннего товарного рынка страны, тем больше ее импорт прямых инвестиций. Чем ниже уровень защиты внутреннего товарного рынка страны, тем меньше ее импорт прямых инвестиций. • Размер рынка. Чем больше размер внутреннего рынка страны, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций. Чем меньше размер внутреннего рынка страны, тем меньше объем ее импорта прямых инвестиций. • Прочие факторы: экспортная ориентация промышленности, которая основана за счет иностранных прямых инвестиций, существование правительственных программ экономического развития. Как видно, факторы, определяющие экспорт и импорт прямых инвестиций, во многом совпадают, что приводит к перекрестным инвестициям. Преимущества в развитии НИОКР, уровень квалификации рабочей силы, преимущества в рекламе, отражающей накопленный опыт международного маркетинга, и размер корпорации являются одновременно факторами как экспорта, так и импорта прямых инвестиций. Экономика масштаба, высокий уровень концентрации производства и потребность в природных ресурсах, напротив, являются факторами экспорта, но не импорта прямых инвестиций. Потребность в капитале, значительное число национальных филиалов, более низкие издержки производства, более высокая защита внутреннего рынка и его значительный размер, в свою очередь, являются факторами импорта прямых зарубежных инвестиций. [7]
2. Анализ исследования прямых иностранных инвестиций в 2010- 2012 гг. 2.1 Прямые иностранные инвестиции в 2010 – 2011 гг. За 2011 год объём прямых иностранных инвестиций в экономику страны сократился на 12% к 2010 году на фоне роста общих инвестиций на 9,7%, и доля прямых иностранных инвестиций упала с 65,6% до 52,6% притока иностранного капитала. За 2010 год объём прямых иностранных инвестиций в экономику страны вырос на 17,2% на фоне роста общих инвестиций на 32,1%, а доля прямых иностранных инвестиций сократилась с 75% до 65,6% притока иностранного капитала.
За 2011 год из-за рубежа в экономику было вложено $7569,6 млн. против $6900,1 млн. за 2010 год, $5052,8 млн. за 2009 год и $4893,2 млн. за 2008 год. Рост в 2011 году связан с увеличением привлечения кредитов и прочих инвестиций на 55,4%: их объём составил $3583,5 млн. против $2305,9 млн. за 2010 год, $1245,1 млн. за 2009 год, $861,8 млн. в 2008 году. Прямые иностранные инвестиции составили $3982,6 млн. против $4526 млн., $3790,7 млн. и $4030,4 млн. соответственно. При этом спад прямых инвестиций по нефтегазовому сектору составил за 2011 год 18,3%: $3339,8 млн. против $4086,1 млн. за весь 2010 год, $3422,3 млн. за 2009 год, $3799,9 млн. в 2008 году. Рост прямых инвестиций в прочие сектора составил 46,1%: $642,8 млн. против $439,9 млн., $368,4 млн. и $230,5 млн. соответственно. За 2011 год было получено $3,5 млн. нефтяных бонусов против $68,2 млн. за 2010 год, $17 млн. за 2009 год и $1 млн. в 2008 году. По кредитным заимствованиям под государственные гарантии за прошлый год отмечен рост на 58,3%: $698,7 млн. против $441,3 млн. за 2010 год, $351,3 млн. за 2009 год и $282,1 млн. в 2008 году. По не гарантированным государством кредитам отмечен рост на 63,4%: $2344,6 млн. против $1435,3 млн., $632,2 млн. и $416,3 млн. соответственно. В нефтегазовом секторе не обеспеченные государством кредиты выросли на 49,9%: $690,1 млн. против $460,4 млн., $274,7 млн. и $287,9 млн. соответственно, а по банкам на 51,7%: $1278,5 млн. против $842,7 млн. против $237,5 млн. и $128,4 млн. 2.2 Основные страны – инвесторы в 2010 г. В 2010 г. в экономику России поступили инвестиции из 108 стран Основные страны-инвесторы, постоянно осуществляющие значительные инвестиции – США, Германия, Кипр, Нидерланды, Швейцария, Франция, Великобритания. Общий объем инвестиций из этих стран составил 7,9 млрд. долларов, или 71,8 % от общего объема поступивших в 2010 г. инвестиций. По накопленному иностранному капиталу по состоянию на конец 2009 г. лидировали США, удельный вес которых в общем объеме инвестиций составил 22,0 % (7,0 млрд. долларов). Значительные объемы накопленных иностранных инвестиций приходились на Германию – 20,4 % (6,5 млрд. долларов), Кипр – 13,2 % (4,2 млрд. долларов), Францию – 10,5 % (3,4 млрд. долларов), Великобританию – 7,1 % (2,3 млрд. долларов). Таблица 1 - Иностранные инвестиции в экономику России по основным странам-инвесторам (2010г.) Накоплено на конец 2010 г. В том числе Справочно поступило в 2010г. всего в % к итогу прямые портфельные прочие Всего инвестиций 32005 100 16125 507 15373 10958 в том числе по основным странам-инвесторам 28166 88,0 13566 350 14250 8408 из них: США 7030 22,0 5486 92 1452 1594 Германия 6529 20,4 1255 25 5249 1468 Кипр 4230 13,2 3224 135 871 1448 Франция 3353 10,5 256 5 3092 743 Великобритания 2275 7,1 982 36 1257 599 Италия 1752 5,5 161 - 1591 116 Нидерланды 1436 4,5 1152 17 267 1231 Швеция 739 2,3 610 2 127 308 Швейцария 450 1,4 225 38 187 784 Япония 372 1,1 215 0,0 157 117 В 2010г. предприятия государств-участников СНГ вложили в экономику России инвестиции на сумму 22375 тыс. долларов США (менее 1 % иностранных инвестиций в российскую экономику), Казахстан – 5632 тыс. долларов (в 3,6 раза), Узбекистан – 2738 тыс. долларов (в 8,3 раза), Молдавия – 1069 тыс. долларов (в 3,1 раза) [8]. Если рассмотреть долю инвестиций в Россию, как страну относящуюся к Восточной Европе, в глобальном смысле, то мы можем получить наглядное отображение доли регионов-получателей в совокупных прямых иностранных инвестициях по итогам 2010 года (см. рис. 1).
Рисунок 1 Таким образом, основными получателями иностранных инвестиций являются промышленно-развитые государства. Но и среди остальных стран Россия стоит отнюдь не на первом месте. Данные анализа ситуации на рынке финансовых активов показывают, что потенциальные инвесторы нисколько не теряют интерес к вложениям за рубежом. Скорее наоборот. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция по увеличению объема инвестиций, приходящихся на зарубежные активы, о чем свидетельствует рост глобальных активов фондов, инвестирующих акции за границей. 2.3 Прямые иностранные инвестиции в России 2010 г. Приток иностранных инвестиций в Россию в первой половине 2010 г., по данным Госкомстата, увеличился до 6,7 млрд. долларов по сравнению с 4,8 млрд. долларов в соответствующем периоде 2009 года. Доля прямых инвестиций оказалась равной 37,5 %, прочие инвестиции составили 58,9 %. Основными отраслями – получателями прямых иностранных инвестиций были: торговля и общественное питание (31,2 %), транспорт (15,1 %), пищевая промышленность (10,8 %), топливная промышленность (7,3 %). Электроэнергетика оказалась единственной отраслью промышленности, портфельные инвестиции в которую превышали прямые иностранные инвестиции.[9] К концу первой половины 2010 г. объем накопленного иностранного капитала в российской экономике достиг 33,8 млрд. долларов Объем накопленных прямых иностранных инвестиций составил 17,6 млрд. долларов. Основными инвесторами в рассматриваемом периоде выступали Кипр, США, Франция и Швейцария. Среди стран-доноров максимальный приток ПИИ за все годы обеспечили США – 22 % всех накопленных ПИИ. На втором месте следует Кипр – 21 %. Германия переместилась в первой половине 2010 г. на пятое место, обеспечив приток 8 % всех накопленных ПИИ. Наиболее значительно прямые иностранные инвестиции выросли во II квартале 2010 г., составив 1,5 млрд. долларов – самое высокое значение за 2г. В первом полугодии 2010 г. выросло и изъятие ранее осуществленных прямых инвестиций, о чем свидетельствуют данные платежного баланса. Чистые вложения иностранцев в Россию составили в первой половине 2010 г. 1,2 млрд. долларов, что на 16 % больше, чем аналогичные период 2009 г. Разница между динамикой чистых и валовых прямых иностранных инвестиций может быть обусловлена незначительным интересом иностранных компаний к проектам в России вследствие отсутствия стабильных экономических и правовых условия для ведения бизнеса, а также невысокими темпами проведения преобразований. Рисунок 2 – Динамика потоков капитала в Россию Согласно данным платежного баланса, прирост участия иностранных компаний в российской экономике в 2010 г. по сравнению с 2009 г. уменьшился. Таблица 2 – Приток прямых иностранных инвестиций 2006 2007 2008 2009 2010 (1-я п) Чистый приток ПИИ по данным платежного баланса 4,9 2,8 3,3 2,7 1,2 Приток ПИИ по данным Госкомстата 5,3 3,4 4,3 4,4 2,5 Изъятия ранее осуществленных инвестиций иностранными компаниями 0,5 0,6 1,0 1,7 1,3 К числу факторов, которые оказывают неоднозначное влияние на приток ПИИ в Россию, можно отнести замедление экономического роста во всем мире в 2010 г. и, в частности, значительное замедление роста в США. В связи с этим прибыли американских компаний сокращаются, что отражается на объемах инвестиций в собственное развитие. Часть компаний может свернуть свои высокорисковые инвестиционные проекты в России и других развивающихся странах. Напротив, некоторые компании могут переориентировать свою деятельность с внутреннего, депрессивного рынка на внешний, в результате чего инвестиции таких компаний внутри США будут сокращаться, а в другие страны – расти. Это касается, прежде всего, транснациональных корпораций, международные операции которых не уступают по масштабам операциям на внутренних рынках. [9] 2.4 Иностранные инвестиции в экономике России в I полугодии 2011 г. Согласно опубликованному отчету Росстата, накопленный иностранный капитал в экономике России на конец I полугодия 2011г. составил $66,1 млрд., что на 36,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В накопленном иностранном капитале увеличилась доля прочих инвестиций (57,2%; на конец I июня 2010 г – 50,9%), осуществляемых на возвратной основе. Доля прямых инвестиций сократилась до 40,7% (46,7% – на конец июня 2010 г.), а портфельных до 2,1% (2,4%). [9] Доля группы основных стран-инвесторов (Германия, США, Кипр, Великобритания, Франция, Нидерланды) в общем объеме накопленных иностранных инвестиций уменьшилась до 68,6% (71% – на конец I полугодия 2010 г.). При этом по прямым инвестициями доля увеличилась до 74,3% (71,8% – на конец I полугодия 2010 г.) от общего объема накопленных ПИИ. Рисунок 3 – Основные страны - инвесторы Всего за I полугодие 2011г. в экономику России поступило $19 млрд. иностранных инвестиций, что на 49,9% больше, чем в соответствующем периоде 2010 г. В частности, во II квартале 2011г. объем инвестиций увеличился в 2 раза и составил $12,8 млрд. Напомним также, что в I полугодии 2010 г. прирост иностранных инвестиций в экономику страны составил 51,3% (всего – $12,7 млрд.).
Рисунок 4 – Иностранные инвестиции в Россию в 1 полугодии 2011 г. Объем прямых иностранных инвестиций увеличился на 35,3% и составил $3,43 млрд. Однако по отношению к ВВП изменений практически не наблюдается (1,28% в I полугодии 2010 г., 1,32% в I полугодии 2011г.). В общем объеме поступивших иностранных инвестиций доля прямых уменьшилась с 20% до 18%.
Объем прочих иностранных инвестиций составил $15,4 млрд., что на 52,9% превышает значение аналогичного периода 2010 г. Таким образом, несмотря на наметившуюся в I квартале 2011г. тенденцию сокращения поступлений прочих иностранных инвестиций (-11,7% по сравнению с I кварталом 2010 г.), по итогам полугодия их доля в общем объеме выросла до 81,3% (+79,7% в I полугодии 2010 г.). Объем портфельных инвестиций по-прежнему остается на мизерном для России уровне ($129 млн., 0,7% от общего объема инвестиций), хотя следует отметить высокие темпы роста (+240% к I полугодию 2010 г.). В отраслевой структуре поступлений иностранных инвестиций до 54% от общего объема инвестиций выросла доля промышленности. Всего за данный период в промышленный сектор поступило $10,25 млрд. инвестиций, что в 2,4 раза больше чем в I полугодии 2010 г. При этом объем инвестиций в топливный сектор вырос более чем в 5 раз, в результате чего его доля в поступлениях инвестиций в промышленность выросла с до 52% с 24,3%. Как и ранее, далее по объему привлеченных иностранных инвестиций (32,2% от общего объема) следует сектор торговли и общественного питания ($6,11 млрд.), в котором 65,6% приходится на внешнюю торговлю. Таким образом, доля указанных двух секторов выросла до 86,2% (79,1% в I полугодии 2010 г.). Наиболее быстрорастущей по объему привлеченных инвестиций является отрасль финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения, доля которой в общем объеме выросла до 2,5% ($468 млн.) Рисунок 5 – Структура поступлений иностранных инвестиций по отраслям 2.5 Анализ исследования ПИИ в 1 полугодии 2012 г. Рост прямых иностранных инвестиций возможен в IV квартале 2012 г. считают в «Уралсибе». «Согласно опубликованным данным Росстата, во II квартале 2012 г. приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику продолжал сокращаться. Однако совокупный объем иностранных инвестиций по итогам II квартала существенно вырос за счет кредитов, привлеченных российскими компаниями в рамках реструктуризации долгов». С апреля по июнь приток ПИИ в российскую экономику составил $2,9 млрд, а совокупный объем иностранных инвестиций — $20 млрд. Показатели I квартала 2012 г. — $3,2 млрд и $12 млрд соответственно. По прогнозу «Уралсиба», в III квартале 2012 г. объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) останется низким, но уже к концу года станет расти и по итогам 2012 г. достигнет $17,5 млрд, тогда как в I полугодии 2012 г., он составил лишь чуть больше $6 млрд. Во II квартале 2012 г. список стран, направляющих самые большие объемы инвестиций в российскую экономику, возглавили Люксембург, Кипр, Нидерланды и Германия. По состоянию на 1 июля 2012 г. самый большой накопленный объем инвестиций пришелся на долю Нидерландов (19%), Кипра (17%), Люксембурга (15%) и Великобритании (10%). 3 Проблемы и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России 3.1 Проблемы привлечения ПИИ В настоящее время можно утверждать, что в России сложились неблагоприятные условия для привлечения прямых иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией и сохраняющейся опасностью очередного передела собственности, плохо развитой инфраструктурой (финансовой, транспортной, сервисной, в области связи). Высокие налоги, правовая незащищенность и нерешенность многих вопросов собственности не способствуют инвестициям вообще, а иностранным в особенности. Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов - неспособствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики государства, постоянное изменение «правил игры». При принятии законов и других решений, касающихся иностранных инвестиций, превалирует не столько желание создать благоприятные условия для них, сколько боязнь, что иностранные компании внедряться в важные сектора российской промышленности[7] . Чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений - одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Эта зарегулированность заключается не столько в количестве регулирующих актов (в некоторых западных странах их не меньше), а в возможностях чиновника принимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты - не прямого действия) и нерешенности вопросов собственности. Это приводит во-первых, к неопределенности - что можно делать и на что можно рассчитывать, а что нельзя; во-вторых - необходимости большого количества согласований и разрешений. Кроме того, еще не образовался «конвейер» по решению в государственных органах многих стандартных вопросов, в результате чего это требует дополнительных усилий и времени. Например, на строительство завода в Санкт-Петербурге компании Coca-Cola понадобилось 48 месяцев, из которых 18 заняло непосредственно сооружение завода, а 30 - всевозможные согласования. Отсутствие нормальных отношений в сфере купли/продажи земли и пользования коммуникациями привело к тому, что компании пришлось «выбивать» участок для завода у горсовета (уверенного, что Coca-Cola должна платить за сам факт своего присутствия и обустраивать окружающую территорию) и возможность подключиться к инженерным сетям. Нефтяным СП постоянно приходится добиваться таможенных льгот на вывоз нефти. Возможность получения таких льгот решается в субъективном порядке, а сами льготы действуют в течение ограниченного срока - после чего процесс начинается с начала. Однако даже получение таких льгот не означает, что подобное соглашение будет выполнено. Сложилась ситуация, когда одним из основных условий реализации любого сравнительно крупного проекта стала поддержка на правительственном или региональном уровне[5]. Некоторые регионы предоставляют налоговые льготы иностранным компаниям. Однако эти льготы обычно обставлены такими условиями, которые ставят инвестора в зависимость от субъективных действий чиновников и выполнение которых требует значительных усилий и расходов. Размер «привилегий» напрямую зависит от объемов инвестиций. Общее правило таково - чем значительнее сумма вложений, тем большими льготами пользуется инвестор. Например, для проектов с участием иностранных компаний в Татарстане предусмотрены значительные налоговые льготы (полное освобождение от налога на прибыль и НДС, уплачиваемых в республиканский бюджет). Однако эти налоговые льготы действуют только при вложении иностранной стороной не менее 100 тыс. долларов, а главное, для их получения необходимо положительное решение специальной республиканской комиссии, которая должна определить: работает ли проект на благо республики. В Московской области для получения хоть каких-то налоговых послаблений объем инвестиций должен превышать 1 млн. долларов.
Еще одна сложность масштабных инвестиций в модернизацию производства заключается в том, что иностранной компании приходится работать с предприятиями, которые зачастую не имеют нормального финансового обслуживания, не располагают квалифицированными (для работы в рыночных условиях) менеджерами, не проводят маркетинга и не имеют современных сбытовых структур. Все это иностранная фирма (помимо инвестиций в модернизацию производства) должна создавать самостоятельно. Поэтому часто выгоднее купить предприятие аналогичного профиля в одной из западных стран или построить новое предприятие в развивающейся стране, где иностранному инвестору предоставляются разнообразные льготы.
Как уже отмечалось ранее, основная проблема, резко ограничивающая заинтересованность иностранных инвесторов - это нестабильная политическая ситуация, не позволяющая рассчитывать на полный возврат вложенных средств в будущем. Политический риск в России в настоящее время может быть оценен как весьма серьезный и трудно поддающийся прогнозированию. Процессы либерализации и перестройки, начавшиеся в 1991 году, не только не завершились, но даже не перешли в состояние, когда можно хоть с какой-либо уверенностью сказать о тенденции их дальнейшего развития [7]. Общество раскололось на несколько взаимно неприемлющих друг друга групп, формирование которых только началось, идет процесс становления их самосознания и определения позиций, лидеров и идеологий. Все это свидетельствует о предстоящем столкновении этих групп как только ситуация достаточно созреет. Иностранный инвестор должен сейчас пытаться спрогнозировать исход борьбы трех действующих сил на политической арене России. Первой из них является группировка, находящаяся у власти и состоящая из представителей разных течений, но объединенных на какой-то период времени в альянсе, обусловленном взаимной выгодой. Хотя внешне эта группировка выглядит достаточно прозападной, что должно привлекать инвестора, но в своей политике не имеет четкой программы, подвержена резким колебаниям курса и увлекается экономическими экспериментами, в результате чего инвестору невозможно спрогнозировать тенденцию налоговой, денежной политики или другие решения и постановления, которые могут иметь для него серьезные негативные последствия. Вторая группа - это коммунистические, социал-демократические и близкие им по взглядам партии. Все они претерпели значительные изменения во взглядах на иностранное участие в экономике, использование денежных механизмов в экономическом регулировании. Это должно было бы стимулировать иностранных инвесторов, однако, позиция этой группы в отношении частной собственности, особенно собственности на землю, вызывает сомнения инвесторов, привыкших к этим условиям и считающих вопрос гарантий собственности чрезвычайно важным при определении своего отношения к возможности инвестирования. Третья группа - это так называемые "новые русские". Нарождающийся в России класс предпринимателей пока не очень силен и сформирован, но имеет свои шансы. Инвесторов в них привлекает похожесть в менталитете и используемых средствах. Эта группа - наиболее близкий аналог западных деловых кругов и с ними сейчас рассматривается наибольшее число инвестиционных предложений. Однако, эта группа, как показывает практика, далеко не так однозначно относится к иностранным инвестициям, поскольку не хотела бы упустить контроль из своих рук. Иностранная сторона, со своей стороны, как раз хотела бы иметь контроль за использованием предоставляемых средств, так как не имеет доверия к партнеру, его возможностям и опыту. Сосуществование этих трех групп носит временный характер и в конце концов какая-то из них возобладает, однако, в каждом из трех вариантов инвестор столкнется с разным набором политических условий, многие из которых могут стать катастрофическими для него. Неопределенная социально-политическая ситуация повышает степень вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств, которые возникают в результате событий, неконтролируемых участвующими в проекте сторонами, что является немаловажным фактором отрицательно влияющим на принятие инвестором решения об инвестировании средств. К таким событиям относятся забастовки рабочих, экспроприация собственности, социальные и политические волнения, а также стихийные бедствия, военные действия, катастрофы и т.д. Форс-мажорные обстоятельства влияют на такие ключевые виды услуг, как поставка и транспортировка сырья и готовой продукции. Единственным способом защиты от возникновения подобного рода рисков является страхование каждого конкретного риска частными или государственными страховыми компаниями. Еще одним серьезным недостатком российского рынка, отталкивающим многих иностранных инвесторов является невозможность использования в полном объеме преимуществ метода проектного финансирования, пользующегося большим доверием и популярностью за рубежом. При осуществлении проектов на российском рынке иностранным инвесторам приходится делать значительные отступления от обычного использования этого метода и соглашаться на предоставление инвестиций при наличии серьезных рисков и отсутствии необходимых условий[3]. Как правило, в большинстве стран мира поощряется осуществление проектов, позволяющих выпускать импортозамещающую продукцию, поэтому многие иностранные инвесторы автоматически включают это требование в анализ целесообразности осуществления проекта как один из основных способов, позволяющих сделать проект более привлекательным для государства. На российском рынке они встречаются с абсолютно - обратной тенденцией: более привлекательными являются проекты, позволяющие данному предприятию начать или увеличить объемы выпуска экспортной продукции и тем самым пополнить свои валютные резервы. Если иностранный инвестор только начал свою инвестиционную деятельность на российском рынке, то он нередко или выбирает проект, заранее обреченный на провал, или проводит долгое время в бесплодных переговорах с инициатором проекта, стараясь убедить его принимать более дальновидные решения и заботиться о будущем своего государства. Когда же инвестору все же удается начать анализ целесообразности осуществления проекта, то он сразу же начинает сталкиваться с трудностями, возникающими из-за распада связей между бывшими республиками, что затрудняет, а иногда и делает невозможным, прямой контакт между источником сырья, местом его переработки и сбыта. Зачастую они оказываются в разных государствах с непреодолимыми таможенными барьерами и разными нестабильными валютами. Примером этому могут служить предприятия в Азербайджане, выпускавшие оборудование для нефтедобывающей промышленности, или Рижский и Львовский мопедные заводы, неспособные рассчитывать больше на своих российских производителей двигателей и поставлять свою продукцию в Россию. Эти трудности усугубляются тем, что в нашей стране не существует долгосрочных контрактов с перевозчиками продукции, в которых твердо зафиксированы тарифы и предусмотрена возможность их изменения в соответствии с договоренностью сторон. Такое положение вызвано тем, что перевозчиками являются государственные организации, и тарифы устанавливаются также государством. В связи с этим возникает вероятность того, что тарифы будут неожиданно изменены, что затруднит или сделает невозможным сбыт продукции и поставку сырья.
Перечисленные выше отступления от практики являются чрезвычайно серьезными и делают результаты анализа и модель движения средств неработающими на практике в полную силу, давая лишь чисто иллюзорное представление о возможности осуществления проекта. В связи с этим иностранные инвесторы редко идут на осуществление проекта в чистом виде, так как окупаемость проекта начинается через несколько лет после осуществления самого проекта и начала реализации продукции, производимой в соответствии с ним. Чаще всего используется некий смешанный вариант, при котором начало осуществления проекта и первые поступления практически совпадают, т.е. проект начинает окупаться за счет продаж уже существующей продукции, на которую выделены квоты.
Таким образом, можно говорить о том, что зачастую решение иностранных инвесторов осуществлять инвестиции в России является не обдуманным шагом, принятым на основе положительных результатов анализа, а скорее волевым решением администрации, знакомой со спецификой российского рынка и готовой к риску[7]. Тем не менее, потенциально Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высоким уровнем образования населения, емкому рынку. При этом не стоит переоценивать дешевизну рабочей силы в России, поскольку во многих развивающихся странах (например, в Юго-Восточной Азии) стоимость рабочей силы ниже, а работники более дисциплинированны.
3.2 Перспективы и пути привлечение ПИИ в экономику России Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:[7] · привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ); · регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; · привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции; · создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны. Перспектива привлечения прямых иностранных инвестиций более реальна, но только в случае, если российские власти прислушаются к предложениям потенциальных инвесторов: · снизить им налоговое бремя, как и российским производителям (те же изменения по НДС и социальным выплатам, требования по переоценке ценных бумаг и имущества, реализуемых ниже себестоимости); · продолжать работу по приведению российского бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами, что позволяет потенциальным инвесторам более достоверно оценивать деятельность и балансовые показатели российских предприятий при сотрудничестве с ними. Вполне вероятно, что уже в 1999 г. нерезиденты смогут увидеть балансы российских предприятий в привычном для мирового бухучета виде; · принять законопроекты, регламентирующие работу иностранных инвесторов в России в сфере торговой политики, движения товаров и капиталов (соглашение с ВТО, меры по поддержанию российских экспортеров в условиях антидемпинговых ограничений и т.п.), а также концепцию страхования и гарантий иностранных инвестиций в России, что особенно актуальную после августовских событий; · допустить иностранных инвесторов в стратегически важные отрасли российской экономики. При этом правительство, конечно, должно жестко контролировать соблюдение инвестиционных обязательств, взятых на себя зарубежными партнерами. Важно также предлагать инвесторам те проекты, которые им интересны. Пока интересы зарубежной и российской сторон совпадают нечасто. Первая хотела бы вкладывать деньги в телекоммуникации, производство бытовой техники, парфюмерии, косметики. Иностранные инвесторы, которым предоставляют налоговые и таможенные льготы в обмен на гарантированно высокий объем капиталовложений, уже участвуют в совместных проектах. Заключение Прямые иностранные инвестиции играют сейчас важнейшую роль в мировой экономике. В проведенный работе анализ позволяет сделать следующие выводы: прямые иностранные инвестиции являются фактором, оказывающим ярко выраженное позитивное воздействие на экономику; создание преференциального режима для прямых иностранных инвестиций достаточно активно способствует их привлечению. Тем не менее федеральное законодательство не было и в настоящий момент не является достаточно благоприятным, «либеральным» для такого рода вложений; частичная коррекция сложившегося положения происходит за счет принятия законодательных актов регионального уровня. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия. Все это определило низкую конкурентоспособность российского производства, а также дальнейшее уменьшение доли рынка, занятой товарами российского производства. Прямые иностранные инвестиции представляют собой приобретение длительного интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии-резиденте другой страны (предприятии с прямыми инвестициями). Их главной причиной является стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, и диверсифицировать риск. Международное передвижение капитала приводит к увеличению совокупного мирового производства за счет более эффективного перераспределения и использования факторов производства. Подавляющая часть прямых иностранных инвестиций осуществляется между развитыми странами в форме перекрестного инвестирования. Государство оказывает поддержку прямым иностранным инвестициям через предоставление государственных гарантий инвесторам, страхование, исключение двойного налогообложения, урегулирование инвестиционных споров по дипломатическим и административным каналам. Увеличение доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных капиталовложений идущих в Россию и повышение эффективности инвестиционной деятельности должны стать одними из важнейших направлений корректировки современных экономических реформ проводимых в России. Это обусловлено совокупностью причин, главная из которых заключается в том, что без увеличения объемов прямых иностранных инвестиций Россия не в состоянии самостоятельно осуществить подъем национальной экономики, а следовательно, и переломить негативные тенденции в социальной сфере. Повышение инвестиционной активности на всех уровнях экономики – главное условие решения этих задач.
Список использованной литературы 1. Богуславский, М.М. «Иностранные инвестиции»/ М.М. Богуславский. – М.: Юнити ,2009. – 122 с. 2. Каминский, M. С. «Прямые иностранные инвестиции» / М.С. Каминский. – М.: Финансы и кредит, 2008. – 123 с.
3. Костенко, К.Р. «Россия на мировом рынке инвестиций»/ К.Р. Костенко. – М.: Экономист, 2009. – 34 с. 4. Кралин, П.В. «Инвестиционный климат России»/ П.В. Кралин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2008. – 19 с. 5. Наставшев, Д. В. «Проблемы иностранного инвестирования в России» / Д.В. Насташев. – М.: Общество и экономика, 2007. – 110 с.
6. Нижегородцев, Р.М. «Иностранные инвестиции в экономике России: проблемы и эффективность»/ Р.М. Нижегородцев. – М.: Юнити, 2008. – 154 с. 7. Темник, Д.В. «Иностранные инвестиции и инвестиционный климат в России» / Д.В. Темник. – М.: Деньги и кредит, 2007. – 44 с. 8. Филатов, К. П.«Иностранные инвестиции в экономику России» /К.П. Филатов. – М.: Статистическое обозрение, 2009. – 245 с. 9. Фаминского, И.П. «Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы» / И.П. Фаминского. - М.: Международные отношения, 2008. – 230 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.