Реферат по предмету "Психология"


Античнофилософские истоки концептуальный психотерапии

А.Н. Бегоян Евразия Международный Университет Бегоян А.Н. (2009) Античнофилософские истоки концептуальной психотерапии // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей Международной научной конференции: в 5 т. / под ред. Е.В.Дегтярева, Д.А.Теплых. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. –


Вып. 4. – Т.3. – 155 с.; с. 141-145. Античнофилософские истоки концептуальный психотерапии Согласно Аристотелю, Сократ в молодости посетил Дельфы и его взволновала и захватила надпись «Познай самого себя». Это изречение послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление его философских поисков истины. Сократовское проникновение в существо человеческих проблем требовало новых, истинных путей познания. Как отмечают специалисты, философский интерес


Сократа к проблематике человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии [4, с. 13]. Человек и человеческое познание стали центральной проблемой философии Сократа и главной темой почти всех его бесед. И в этом отношении концептуальная психотерапия подобно сократовской философии имеет дело не с бытием, а со знанием о бытии. Именно со знанием, которое является в некоторой степени субъективным и имеет самые разные очертания


у разных людей. Краегольным камнем философии концептуальной психотерапии является теория познания, в теоретическом свете которой наиболее важной является проблема познания бытия и конструирования реальности. Эта проблема всегда была основным объектом измышлений мыслителей всех времен: особенности возникновения знаний, идей, опыта всегда волновали умы философов и нередко становились причиной полемик и горячих споров. Относительно познания бытия еще Парменид Элейский в


V в. До н.э. отличал два пути – "путь истины" и "путь мнения", которые дают две картины мира: мир единого и вечного бытия и противостоящий ему кажущийся мир мнения [6]. То есть перед человеком предстают две картины, два пути определения и изучения онтологических явлений и реалий – научная пресуппозиция объективного существующего мира и субъективный мир личности. При определении выбора "пути", естественно, необходимо исходить из поставленных перед познанием


задач: задается ли человек целью постичь бытие как объективную, независящую от его сознания экзистенцию, всеобъемлющую сущность или его интересует последнее лишь в психосоциальной плоскости, т.е. существующие в общественном сознании и опыте представления об этом мире, а именно – каким "видит" и "знает" этот мир, как отдельная личность, так и общество вообще. Общественное "видение" реальности отражается в какой то мере и в науке, и в обыденном сознании,


и в искусстве и т.д. Однако субъективное представление о мире отдельной личности презентируются лишь в ее психике, особенности которой (для постороннего наблюдателя) проявляются лишь во внешней активности человека. Именно эта внутренняя картина и представляет наибольший интерес для концептуальной психотерапии. Это то, что называется "образом мира" (в трактовке А.Н.Леонтьева) или "концептуальной системой личности".


Далее Парменид отмечает, что "путь мнения" – это необходимый способ объяснения чувственного мира, навязываемый людям их чувствами, воспринимающими множественность, изменчивость, возникновение и уничтожение вещей [2, с. 83]. И в этом отношении необходимость объяснения внутренней картины мира, концептуальной системы личности, вне всяких сомненинй, считается важным не только в концептуальной психотерапии, но и почти во всех психотерапевтических направлениях.


И для решения этой задачи в концептуальной психотерапии чаще всего прибегают к теории системы реальностей личности (ТСРЛ/TSRP – The Theory of System of Realities of the Person). ТСРЛ – это научный подход, метод дифференциации и презентации внутреннего психического пространства личности (модели мира, концептуальной системы) в целях оптимизации процесса диагностики и терапии путем погружения во внутренний мир субъекта. Этот подход не является самим методом терапевтического вмешательства.


Так Платон, разграничивая научное знание ("подлинное знание") и "мнение", придавал важное значение именно мнению. И в этом отношении методология науки всячески старается осмыслить и своими средствами эксплицировать объективность знания, выделить "знание в собственном смысле". В современной философии целостная концепция объективности научного знания разработана К.Поппером. Свою философскую позицию К.Поппер характеризует как "наивный реализм", согласно


которому реальны и физический мир, и сознание, и психические переживания других людей [5]. Эти теоретические положения наивного реализма разделяет и концептуальная психотерапия. Исходя из дальнейших размышлений Парменида, можно придти к одному из основных положений концептуальной психотерапии о том, что человеку подвластно силою разума выйти за границы чувственного познания к миру умопостигаемому. И Парменид настолько уверен в превосходстве разума над чувствами, что готов сделать


сущим то, что мыслится, в его отличие от того, что воспринимается чувствами [2, с. 84], и что реально лишь то, что мыслимо [3]. Однако в концептуальной психотерапии постулируется, что чувственное и мыслимое выступают как неразрывно связанные психические содержания (гештальт-концепты), которые, в принципе, и являются для личности единственной и истинной реальностью. В этом аспекте, знаменитый тезис Протагора "человек есть мера всех вещей" является приемлемым


положением для концептуальной психотерапии. Ибо "человек-мера" означает, что "какой мне кажется вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она, в свою очередь, для тебя". Ведь мы (согласно Платону) слышим, т.е. чувственно воспринимаем чужую речь, но не понимаем ее, т.е. не знаем, что имеется ввиду. Человек выступает мерой всех вещей выступает, в конечном счете, и у Сократа; однако если у Протагора это ощущения и чувства человека, то у


Сократа – это разум и знание человека (человек как мыслящее существо) [4, с. 26-27]. Хотя концептуальная психотерапия основывается на вышеуказанных утверждениях, однако это не означает, что игнорируется факт существования объективного положения вещей, и что можно постичь, в некотором отношении, адекватности в своих представлениях. Так как со стороны концептуальной психотерапии безоговорочно принимается диалектико-материалистическое положение о том, что явления внешнего мира существуют до и


независимо от сознания человека и человечества, но объектом познания становятся фрагменты, аспекты, части материального мира выделенные субъектом познания. Конструкция учения Протагора такова: если вещи постоянно изменяются и в то же время доступны нашему пониманию только в этих изменениях, то подлинной формой их существования является относительность. На фоне относительности бытия оказываются относительными, текучими и изменчивыми и все понятия, варьирующиеся


в зависимости от состояния как материи, так и субъекта [2, с. 120]. И это положение перекликается с тем тезисом, что гештальт-концепты (в концептуальной психотерапии), являются некими, постоянно подвергаемыми реконструкции, когнитивно-аффективно-поведенческими конструктами. Концептуальная психотерапия исходит из того, что как отдельные гештальт-концепты, так и концептуальная система личности вообще, влияют на процесс познания, восприятия определенным образом искажая его.


И, что искажение это, в основном происходит "в пользу" уже имеющихся представлений или выражаясь понятиями концептуальной психотерапии – "сценария развития". И это, естественно, не осознается личностью. Так вот, еще киренаики (IV-III вв. до н.э.) предполагали, что невозможно сказать что именно вызвало то или иное ощущение – восприятия наших собственных или внешних вещей. Ведь человек, страдающий желтухой, видит все в желтом цвете. "


И по этому самому, по крайней мере относительно наших собственных ощущений, никто из нас не находится в заблуждении, относительно же внешнего субстрата мы все сбиваемся" ( [2, с. 130-131] Секст Эмпирик. Против ученых). Относительно адекватности и неадекватности восприятия и конструируемых понятий, интересны взгляды античных стоиков. Так например, "фантасия" представляет собой непосредственное и убедительное впечатление, рождаемое предметом; "фантастон" (воображаемое) – образ, производный


от фантасии, но не связанный непосредственно с предметом; "фантастикон" – фантазия в современном смысле, т.е. пустой призрак, рождаемый воображением, и наконец "фантасма" – призрачное представление, возникающее в состоянии безумия или исступления. Следовательно, стоицизм обращает внимание на активность субъекта в акте познания. Если воображение в силу этой активности может рождать пустые призраки, то объективное восприятие возбуждает “согласие” субъекта.


И акт осознания, включающий этот момент, получил название “каталепсис” (постижение) [2, с. 271]. Проблематика адекватности и неадекватности восприятия занимает важное, можно сказать фундаментальное, место в теоретико-практических исследованиях концептуальной терапии. Так, как основываясь на известном тезисе стоиков о том, что понятия формируются на основе чувственного восприятия и сознательной деятельности ума, концептуальная психотерапия не может не сделать объектом


своего изучения сам процесс восприятия и его особенности (адекватность-неадекватность, условия и т.д.). Обобщая суть вышесказанного, хотелось отметить, что концептуальная психотерапия как направление, разрабатываемое на основе клинических наблюдений автором данных строк, является одним из немногих современных направлений в психотерапии, теоретико-методологические основы которой берут свое начало из недр философской науки. Литература: 1. Амбарцумян, В.А. Философские вопросы науки о вселенной –


Ер.: Изд-во АН Армянской ССР, 1973. – 428 с. Богомолов, А.С. Античная философия – М.: Изд-во Московского Университета, 1985. – 368 с. История философии. Энциклопедия / Сост. и гл.науч.ред. А.А.Грицанов – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. Нерсесянц, В.С. Сократ – М.: Изд-во “Наука”, 1977. – 152 с.


Хачатрян, Л.Б. “Третий мир” Карла Поппера и проблема объективности научного знания / Философия и методологические вопросы науки, отв.ред. Г.А.Геворкян. – Ер.: Изд-во АН АССР, 1977. – С. 169-182. Diels, H. Fragmente der Vorsokratiker. Bd. I-III. Hrsg. Von W.Kranz 11. Auflage, Zurich – Berlin, 1964.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Русская культура ХVII века
Реферат Процеси агрегування та глобалізації офісної діяльності
Реферат Право власності та право повного господарського ведення спільне та відзнаки
Реферат Русский театр
Реферат 1 икт практически используется в процессе проведения занятий и подготовке методических материалов
Реферат Сальвадор Дали
Реферат Актуальность темы курсовой работы
Реферат Армацевтичний ринок України пройшов великий шлях до створення ефективної системи лікарського забезпечення населення необхідними лікарськими засобами (далі лз)
Реферат Mexican American Gangs Essay Research Paper MexicanAmerican
Реферат Роспись по дереву
Реферат Разработка процесса восстановления ступенчатого вала
Реферат Особенности регионального бытования устной несказочной прозы
Реферат Романтические черты гармонии А.Н. Скрябина
Реферат Русская иконопись
Реферат Русская культура