СодержаниеВведение……………………………………………………………………31. Зарождение экономической мысли…………………………………….42. Меркантилизм – первая школа политической экономии……………..7 3. Эволюция рыночной экономической теории в эпохуклассической политической экономии……………………………....124. Формирование неоклассической экономической теории…………...165. Институционально – социологическое направление………………..216. Эволюция теорий государственного регулирования экономики…...28Заключение………………………………………………………………..31Список использованной литературы…………………………………….32ВведениеЭкономической наука родилась и начала формироваться как самостоятельная отрасль знаний в эпоху первоначального накопления капитала, в период детства капиталистической системы. Она затем прошла с этой системой долгий путь, разделяя ее успехи и неудачи, научившись искать и находить методы обеспечения ее эффективности и в целом — жизнеспособности. Отвечая на двоякого рода потребности общества - с одной стороны, на нужды частного хозяйства и государственного регулирования экономики, с другой, — на требования философского осмысления процессов, происходивших в нем,— экономическая наука постепенно заняла свою нишу в общественной жизни. Она стала теоретической основой экономической политики государства и крупных корпораций, важной сферой идеологического обеспечения рыночной системы. История больших успехов и немалых неудач экономистов весьма интересна и очень поучительна, особенно для тех, кто задумывается над проблемами и трудностями экономики своей страны. Объект работы – теории экономических учений, предмет работы - история развития экономических учений. Цель работы – охарактеризовать этапы развития экономических учений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - выделить этапы развития экономических учений; - дать характеристику каждому этапу развития экономических учений.^ 1. Зарождение экономической мыслиЭкономическая мысль — явление весьма древнее. С тех пор как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обобщать факты. Сначала это были скорее технологические и технические вопросы, которые затем по мере обобщения фактов стали наталкивать на анализ социально-экономических сторон хозяйственной жизни. Первые экономические трактаты мы находим в религиозных книгах Древнего Востока, в иудейских, христианских и мусульманских канонических текстах. На Древнем Востоке достаточно развитыми были товарные и денежно-кредитные отношения. В документах, относящихся к эпохе Ново-Вавилонского царства (VII—VI вв. до н.э.), упоминаются арендные контракты, купчие, расписки, накладные. Дошли до нас бухгалтерские счета и векселя той эпохи. В Ново-Вавилонском царстве не было еще монеты, деньги представляли собой простые серебряные слитки, ценностное содержание которых определялось их весом, но уже существовали настоящие банки, «деловые дома», осуществлявшие все главные банковские операции: принимались вклады, выдавались кредиты, производился учет векселей, оплата чеков, велись безналичные расчеты, финансировалась внутренняя и внешняя торговля. Взлет экономической мысли, связанной с товарно-денежными отношениями, произошел в античном мире. У истоков экономической науки, как и многих других общественных наук, стоят гигантские фигуры греческих ученых Ксенофонта (445—355 до н.э.), Платона (427—347 до н.э.) и особенно Аристотеля (384—322 до н.э.). Ксенофонт, видимо, первый в истории написал специальные экономические работы «Экономикос» и «О доходах». Он жил и работал в кризисный для греческого рабовладельческого строя период, когда у свободного населения греческих полисов не осталось надежд на восстановление хозяйства посредством демократии и появилась тяга к деспотическим режимам. Ксенофонт — безусловный сторонник крупного рабовладельческого сельского хозяйства, отрицательно относящийся к ремесленникам и торговцам. Но добросовестность ученого заставляет его с уважением относиться к деньгам как орудию обмена и накопленному сокровищу. Признавая тезаврацию денег, он одновременно осуждает применение денег в качестве ростовщического и купеческого капитала. Но самое примечательное заключается в том, что этот принципиальный противник рыночных отношений прекрасно понимает роль разделения труда в процессе развития рыночных связей (и, напротив, значение объема рынка для развития разделения труда). Таким образом, Ксенофонт в зачаточной форме высказывал идеи, детально разработанные через 2200 лет Адамом Смитом1. Парадоксальна судьба философских трудов Платона. Ортодоксальный консерватор, сторонник олигархического строя, он одновременно создал гипотетическую модель общества, которая в будущем использовалась в качестве примера... европейскими социалистами, Рассматривая рыночные связи, он обратил внимание на то, что рынок разделяет людей (в силу разделения труда), но одновременно и связывает их в некое общественное единство. Но рыночные отношения — удел низших сословий: ремесленников, торговцев, свободных земледельцев. Высшие же сословия, прежде всего интеллектуальная элита, аристократия и военные, должны быть освобождены от хозяйственных забот. Они должны жить замкнутыми общинами, не иметь частной собственности, семьи, каких-либо частных интересов. Правда, содержать элиту должны рабы и свободные трудящиеся, но зато внутри аристократической общины жизнь должна идти вполне «по-социалистически», по общему распорядку, планомерно и на общую (аристократии) пользу2. Однако, если говорить о проблематике товарного общества, то наибольший вклад в исследование рыночных процессов внес Аристотель. В обществе, полном неравенства, он, исследуя товарные связи, обнаружил, что в основе эквивалентности обменов лежит нечто, что делает товары равными и соизмеримыми. Это нечто он видел в деньгах. Сами по себе деньги не могут быть предметом собственности, ибо это всего лишь удобное орудие обмена, но поскольку они все же становятся объектами частной собственности, это обстоятельство и делает общество безнравственным. С Аристотеля начинается традиция поиска источника общественного богатства. Подходя к экономике с этической точки зрения, Аристотель обнаруживает две формы богатства — нравственную (экономику) и безнравственную (хрематистику). Экономика есть хозяйствование, под которым он понимал натуральный производственный процесс, имеющий своим результатом потребительную стоимость, вещь, годную для потребления. Хрематистика же — это искусство делать деньги, это обогащение с помощью купли и продажи товаров, что, по мнению Аристотеля, есть неестественный источник богатства. Аристотель не сомневается в том, что нравственно обогащаться благодаря затратам труда и безнравственно — благодаря купле и продаже результатов труда. Если для Аристотеля физический труд хоть и нравственен, но удел низших классов общества и рабов, то уже для средневековой религиозной литературы характерна апология трудовой деятельности. Для Фомы Аквинского (XIII в.) трудовое происхождение не только богатства вообще, но и ценностного богатства — уже общее место. Однако сколь бы ни были гениальны догадки мыслителей Средневековья по поводу происхождения богатства, в целом они оставались на позициях натурально-вещественного понимания этого богатства. ^ 2. Меркантилизм — первая школа политической экономииЭкономическая теория как наука, т. е. система знаний о категориях и законах, начала оформляться в период становления капитализма (конец ХVI-начало XVII в.). Буржуазия первоначально действует не в производстве, а в сфере обращения, где она занимается торговлей и операциями с деньгами, которые стали олицетворением богатства. Поэтому первым экономическим учением стал меркантилизм. Сущность меркантилизма: богатство — это прежде всего золото, на которое можно все купить. Ею приносит торговля, главным образом — внешняя, значит, золото следует ввозить, не допуская вывоза, а потому исследовать надо только сферу обращения. Меркантилизм возник как попытка теоретического обоснования политики, отстаиваемой купцами. Еще в конце XIV в. английский король Ричард II обратился к лондонским купцам с вопросом о том, что нужно сделать для спасения Англии от финансовой гибели. Купцы ему ответили: «Мы должны стараться покупать у иностранцев меньше, чем продавать». Этот принцип сделался основным как для политиков, так и для теоретиков меркантилизма3. Понятием, близким меркантилизму, является камералистика. Камералистика — это направление в развитии германской экономической мысли ХVП-ХVШ вв., предшествовавшее немецкой буржуазной политической экономии и представлявшее собой совокупность административных и хозяйственных знаний по ведению камерального (дворцового, в широком смысле - государственного) хозяйства. С середины XVIII в. в германских университетах стал читаться курс камеральных наук. Во второй половине XIX в. камералистика преподавалась и в русских университетах. Меркантилистическая политика государства прошла два исторических этапа. Ранний период (ХV - начало XVI в.) был связан с первоначальным накоплением капитала, когда выяснилось, что исходным пунктом всякого предпринимательства являются деньги, на которые нанимаются рабочие и покупаются необходимые для бизнеса товары. Поэтому экономическая политика правителей на этом этапе состояла в привлечении в страну денег, драгоценных металлов и их носителей — заморских купцов, «гостей», для которых строились специальные складские помещения, так называемые гостиные дворы, до сих нор украшающие многие города мира. На втором этапе (ХVП-ХVШ вв.) правители и их советники поняли, что самый надежный способ привлечь деньги в страну — развивать производство экспортных товаров. Поэтому государственная власть стала насаждать промышленное производство, покровительствовать мануфактурам. Этим двум стадиям в политике меркантилизма соответствуют и две стадии в развитии теории меркантилизма. На раннем этапе он выступал в форме монетаризма, для которого характерна идеализация серебра и золота как единственной формы богатства. Монетаристы выдвинули теорию «денежного баланса», в соответствии с которой они рекомендовали запретить вывоз денег из страны. На втором этапе меркантилисты обратились к исследованию сферы не денежного, а товарного обмена. Была разработана теория «торгового баланса». В отличие от ранних поздние меркантилисты не запрещали вывоз денег ил страны, рекомендуя увеличить экспорт промышленных товаров, обложить иностранные товары высокими пошлинами, покровительствовать национальной экономике, т. е. осуществлять политику протекционизма4. Представителями меркантилизма являются Т. Мен, А. Монкретьен, У. Стаффорд, Кольбер; в России — Ордин-Нащокин (1605-1680), Петр I (1672-1725), И. И. Посошков (1632-1726) и др. Особого внимания среди меркантилистов заслуживает человек, который ввел в научную литературу термин «политическая экономия». Это был французский подданный Антуан Монкретьен де Ваттевиль (1575-1622), живший во времена Людовика XIII. Познакомившись в Англии с учением меркантилистов и став свидетелем бурного развития английского хозяйства, торговли, ремесел, Монкретъен сделался активным сторонником развития во Франции национальной промышленности и создания гоосударственного хозяйства, в чем пытался убедить и короля. С этой целью в 1615 г. он опубликовал свое единственное экономическое произведение «Трактат политической экономии для короля и королевы», посвятив его молодому Людовику XIII и королеве-матери. Как все меркантилисты, Монкретьен ратует за стимулирование вывоза товаров и за ограничение их ввоза. Иностранных купцов он сравнивает с насосом, который выкачивает из страны ее богатство. В то же время у него встречается более глубокий взгляд на природу богатства, чем простое отождествление его с золотом, что нашло отражение в самом названии его книги. Как же толковать это название? Слово «экономия» (законы домоведения) заимствовано им у древних греков. «Политейя» в переводе с греческого — общественное устройство. Значит, «Трактат политической экономии» можно перевести как «Трактат о законах общественного хозяйства». Вряд ли Монкретьен предполагал, что дает название новой науке. Однако термином «политическая экономия» он явно хотел подчеркнуть важность для Франции создания национального хозяйства. Заслуга А. Монкретьена не только в том, что он дал своей книге такое удачное имя. Главное — в другом: это было одно из первых в Европе сочинений, специально посвященных экономическим проблемам. В нем выделялся особый предмет исследования, отличный от предмета других общественных наук.Политическая экономия объявлялась наукой о законах развития общественного хозяйства. С выходом в свет книги Монкретьена экономическая наука более 300 лет развивалась как политическая экономия. И лишь в последнее столетие появилась альтернативная терминология: «экономикс», мейнстрим, экономическая теория и др. В России капитализм начал развиваться позже, чем в странах Западной Европы. Поэтому русский меркантилизм возник лишь во второй половине XVII в. и не существовал в «чистом» виде. Так же как западноевропейские меркантилисты, первые русские политэкономы заботились об увеличении товарооборота внутри страны, стремились устранить конкуренцию иностранных купцов, вводя высокие таможенные пошлины. Но в отличие от западных русские меркантилисты не ограничивали свои наблюдения сферой обращения, не отождествляли богатство только с деньгами. Внешнюю торговлю они рассматривали как средство развития промышленности и сельского хозяйства. Первым защитником этих идей выступил государственный деятель А. Л. Ордин-Нащокин (1605-1680). Экономическая программа Ордин-Нащокина предшествовала реформам Петра I, которые строились на теории меркантилизма, но имели значительные отличия от нее, обусловленные особенностями России. Своеобразной «программой» этих реформ явилась «Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова (1652-1726), которая принадлежит к числу выдающихся произведений не только русской, но и мировой экономической литературы. Не сводя богатство к деньгам, Посошков различал богатство вещественное и невещественное. Под вещественным богатством он разумел богатство государства (казны) и богатство) народа. Под невещественным — «истинную правду», т. е. законность, правовые условия, хорошее управление страной, — те ценности, которые сегодня мы называем «институтами». Поэтому Посошкова можно назвать предтечей российского институционализма. Источником богатства он называл производительный труд, а причинами скудости - отсталость сельского хозяйства, недостаточное развитие промышленности, неудовлетворительное состояние торговли. Для уничтожения скудости и достижения богатства Посошков предлагал два условия: 1) уничтожить праздность и заставить всех людей прилежно и производительно работать; 2) решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию. В лице Посошкова русская экономическая мысль конца ХVП - начала XVIII вв. прочно стояла на уровне мировой экономической мысли того времени5. Оценивая меркантилизм в целом, можно сделать следующие выводы: 1. Источник богатства меркантилисты видели в деньгах. Их теоретические попытки объяснить погоню за деньгами сыграли важную роль в возникновении классической политической экономии. Сам же меркантилизм еще не стал действительной наукой. Его можно назвать предысторией буржуазной политической экономии. 2. Действительная наука началась с тех исследований, которые перешли от анализа обращения (торговли) к анализу производства. Меркантилизм исторически изжил себя в новой эпохе, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал.^ 3. Эволюция рыночной экономической теории в эпоху классической политической экономииРазложение меркантилизма усилила нарастающая тенденция ограничения прямого государственного контроля над экономической деятельностью. В результате «доиндустриальные условия» утратили 6ылую значимость и возобладало «свободное частное предпринимательство", которое, по словам П. Самуэльсона, привело «к условиям абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь», и только «...с конца XIX в. почти во всех странах происходило неуклонное расширение экономических функций государства»6. В действительности период абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь стал девизом нового направления экономической мысли — классической политической экономии, а ее представители развенчали меркантилизм и пропагандируемую им протекционистскую политику в экономике, выдвинув альтернативную концепцию экономического либерализма. Классики обогатили экономическую науку многими фундаментальными положениями, во многом не потерявшими свою актуальность и в настоящее время. Но прежде рассмотрим сущность «классической школы», охарактеризуем главные этапы ее развития. Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап существенного расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У. Петти и П. Буагильбер безотносительно друг от друга первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товарной продукции или блага. Осуждая меркантилизм и исходя из причинной зависимости экономических явлений, основу богатства и благосостояния государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства. Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XVIII в. Ведущие авторы этой школы Ф. Кенэ и А.Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле. Критикуя меркантилизм, физиократы еще более углубились в анализ сферы производства и рыночных отношений, хотя и в основном по проблемам сельского хозяйства, неправомерно отдаляясь от анализа сферы обращения7. Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем и трудами Адама Смита — центральной фигуры среди ее представителей. Его «экономический человек» и «невидимая рука» провидения убедили не одно поколение экономистов в естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов. Во многом благодаря ему вплоть до 30-х годов XX столетия неопровержимым считалось положение о невмешательстве правительственных предписаний в свободную конкуренцию. Классическими по праву считаются и открытые А.Смитом (по материалам анализа булавочной мануфактуры) законы разделения труда и роста его производительности. На его теоретических изысканиях в значительной мере основываются также современные концепции о товаре и его свойствах, деньгах, заработной плате, прибыли, капитале, производительном и непроизводительном труде и другие. Третий этап эволюции «классической школы» политической экономии приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи, и в том числе ученики А.Смита, подвергли углубленной переработке и переосмыслению основные идеи и концепции своего кумира, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей данного этапа следует особо выделить французов Ж. Б. Сэя и Ф. Бастиа, англичан Д. Рикардо, Т.Мальтуса и Н. Сениора, американца Г. Кэри и др. Хотя эти авторы, следуя, как они утверждали, А.Смиту, стоимость товаров и услуг рассматривали как количество затраченного труда либо как издержки производства, все же каждый из них оставил в истории экономической мысли и становления рыночных отношений довольно заметный след. Так, Ж. Б. Сэй в своем догматичном с позиций современной экономической теории «законе рынков» впервые «ввел» в рамки экономического исследования проблематику равновесия между спросом и предложением, реализации совокупного общественного продукта в зависимости от конъюнктуры рынка. В основу этого «закона», и Ж. Б. Сэй, и другие классики вкладывали положение о том, что при гибкой заработной плате и подвижных ценах процентная ставка будет уравновешивать спрос и предложение, сбережения и инвестиции при полной занятости. Д. Рикардо более других своих современников полемизировал с А.Смитом. Но, разделяя всецело взгляды последнего о доходах «главных классов общества», он впервые выявил закономерность имеющей место тенденции нормы прибыли к понижению, разработал законченную теорию о формах земельной ренты. К его заслугам необходимо отнести также одно из лучших обоснований закономерности изменения стоимости денег как товаров в зависимости от их количества в обращении. К триаде экономистов-классиков — последователей смитовской политической экономии — правомерно наряду с Д. Рикардо и Ж. Б. Сэем отнести Т. Мальтуса. Этот ученый, в частности, в развитие несовершенной концепции А.Смита о механизме общественного воспроизводства выдвинул теоретическое положение о «третьих лицах», в соответствии с которым обосновал реальное участие в создании и распределении совокупного общественного продукта не только производительных, но и непроизводительных слоев общества. Т. Мальтусу принадлежит также не потерявшая и в наше время свою актуальность идея о влиянии на благосостояние общества численности и темпов прироста населения, что свидетельствует одновременно и о взаимозависимости экономических процессов и природных явлений. Четвертый, завершающий этап развития классической политической экономии охватывает вторую половину XIX в., в течение которого упомянутые выше Дж. С. Милль и К. Маркс обобщили лучшие достижения школы. С другой стороны, к этому времени уже обретали самостоятельное значение новые, более прогрессивные направления экономической мысли, получившие впоследствии название «маржинализм» (конец XIX в.) и «институционализм» (начало XX в.). А что касается новаторства идей англичанина Дж. С. Милля и К. Маркса, писавшего свои труды в изгнании из родной Германии, то эти авторы «классической школы», будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции и осуждая классовую тенденциозность и вульгарную апологетику в экономической мысли, все же симпатизировали рабочему классу, были обращены «к социализму и реформам». Причем К.Маркс, кроме того, особо подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна была, по его мнению, неизбежно привести к диктатуре пролетариата, «отмиранию государства» и равновесной экономике бесклассового общества8.^ 4. Формирование неоклассической экономической теорииНеоклассическое направление возникло в 70-80-х гг. XIX в., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории, который можно охарактеризовать как разрыв постепенности и нарушение преемственности развития. Начало этого скачка принято связывать с именем У. С. Джевонса, которого впоследствии поддержали те, кого сегодня называют основателями неоклассического направления. — Л. Вальрас, В. Парето, И. Фишер и др. Отличительной характеристикой этой плеяды исследователей является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию. Стремление внести в экономическую теорию формальные методы объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма социально нейтральной. Неоклассическое направление включает в себя целый ряд школ: австрийскую (математическую), кембриджскую, чикагскую и др. Особый интерес представляет австрийская школа. Австрийская школа — это субъективно-психологическое направление в политэкономии, разработавшее в борьбе с теорией трудовой стоимости потребительскую версию ценообразования в форме теории предельной полезности. Австрийская школа пыталась преодолеть односторонность теории трудовой стоимости, не давшей анализа роли потребителя (покупателя) в процессе формирования рыночной стоимости и цены товара. Поворот от господствовавшей в классической и марксистской школах до 80-х гг. XIX в. «производственной версии» ценообразования был столь значительным, что он получил в экономической литературе наименование маржиналистской революции9. Авторы данной концепции для исследования экономических процессов стали использовать особый инструментарий — изучение так называемых предельных величин: предельной полезности, предельной производительности, предельного продукта и т. д. Дальнейшее развитие теория предельной полезности получила в трудах А. Маршалла, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина «политическая экономия» в пользу «экономикс». Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл (1842-1924), издавший книгу «Принципы экономики». Особое внимание австрийская школа обращает на исследование роли потребителя в процессе ценообразования. Все экономические явления эта школа исследует с точки зрения примата сферы потребления по отношению к сфере производства. Теория субъективной ценности и предельной полезности ставит ценность хозяйственных благ, а в конечном счете и их цены в зависимость от степени удовлетворения потребностей человека в этих благах. Именно потребители на рынке своим выбором определяют, какой труд товаропроизводителей является общественно необходимым, а какой нет. Если товаров произведено больше, чем это необходимо для потребителя, труд, пошедший на их изготовление, не становится общественно необходимым и не образует стоимости. Вместе с тем, абсолютизируя роль потребителей и фактически игнорируя значение труда товаропроизводителей в процессе ценообразования, австрийская школа дает односторонние знания стоимости и цены. С маржиналистской революции начался пересмотр предмета экономической теории. Если в центре классической теории стояла задача изучения роста общественного богатства, то в центре неоклассической теории оказалось изучение поведения отдельной фирмы, максимизирующей свою прибыль, и отдельного потребителя, «экономического человека», который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты. Такой подход получил название микроэкономического. В рамках неоклассического направления появилось и развивается множество различного рода теорий: либерализм, монетаризм, теории «экономики предложения», «рациональных ожиданий», «экономического роста», «общего экономического равновесия», «экономики благосостояния» и др. Обратимся к двум из них. Либерализм — это экономическая доктрина, утверждающая, что лучшей экономической системой является та, которая основана на частной собственности на средства производства и гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов. Либерализм возник как теория, отвергающая необходимость широкого вмешательства государства в экономическую жизнь. Он родился еще в XVIII в. в условиях промышленной революции и стал официальной доктриной государств, вставших на путь промышленного развития. Главными теоретиками концепции современного либерализма (неолибералнзма) являются Л. Мизес (1881-1973) и Ф. Хаек (1899-1992). В отличие от своих предшественников неолибералы оценивают процессы хозяйственной жизни не с микроэкономических позиций, а с точки зрения национальной экономики в целом (макроэкономика). Неолиберализм оставляет государству только те функции, которые рынок не может осуществлять (например, производство общественных благ), а также функции, необходимые для создания структуры, в рамках которой частные предприятия и рынки могли бы эффективно функционировать (например, законодательство, определяющее права собственности и юридически закрепляющее антимонопольную политику). На позиции либерализма медленно, но неуклонно переходит современная Россия. Монетаризм — это экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Основоположник монетаризма — создатель Чикагской школы, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. американский ученый Милтон Фридмен. Его рекомендации использовались в 1960-1970-е гг. в США, Великобритании, ФРГ, Чили и других странах. В России неудачные монетаристские преобразования в начале 90-х гг. XX в. предпринимались Е. Гайдаром. Монетаристы допускают вмешательство государства в экономику, но роль его сводят только к контролю над денежной массой. Теоретические постулаты неоклассической школы можно подытожить несколькими выводами: 1. Отвергнув марксистский, классовый подход в изучении экономики, неоклассики стремились исследовать «чистую экономику», отвлекаясь от характера общественных отношений, в рамках которых она организована. 2. Отошли от изучения объективно действующих законов, сконцентрировав внимание на изучении внешних форм проявления этих законов, их поверхностного среза. К примеру, неоклассики изучают количественные пропорции между спросом и предложением, которые есть не что иное, как внешнее проявление закона стоимости, открытого представителями классической школы. 3. Используя принцип А. Смита невмешательства государства в экономику, неоклассики ратовали за рыночный, а не государственный механизм установления равновесия между производством и потреблением, выступали за свободу частного предпринимательства. 4. Используя микроэкономический подход к описанию экономики, они перешли от трудовой оценки стоимости товара к субъективной теории предельной полезности, поставив в центр своих исследований субъективно-психологические мотивы поведения отдельных хозяйствующих субъектов. 5. Неоклассики заложили базу для более поздних теорий, которые ныне составляют «новый классический экономикс», лежащий в основе курса, преподаваемого во всех университетах мира под названием «мейнстрим». 6. Маржиналистский подход неоклассиков имеет существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками, формулами. А главное — несоциален. Интерес к неоклассической теории, отстаивающей свободу предпринимательства и ограничивающей вмешательство государства в экономику, волнообразен: усиливается в периоды поступательного развития экономики и затухает в периоды экономических неурядиц. «Первые звонки» о своей несостоятельности неоклассические идеи получили в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.10 Как реакция на неспособность неоклассической теории ответить на вопрос о причинах кризиса и путях стабилизации экономики появляется кейнсианство.^ 5. Институционально-социологическое направлениеТермин «институционализм» происходит от слова «институт» или «институция», под которым понимается определенный обычай, порядок, принятый в обществе, а также закрепление обычаев в виде закона или учреждения. Идеологи институционализма относили к институтам как социальные, политические, так и экономические явления: государство, семью, частную собственность, корпорации, систему денежного обращения и др. Расплывчатое понятие «институт» тем не менее носило уже отмеченную идейную нагрузку: оно означало стремление к расширению предмета экономической науки, включение в анализ неэкономических явлений и учреждений. Институционализм зародился в США на рубеже XIX и XX вв. Два крупных экономиста стоят у его истоков: Торстейн Веблен (1857—1929) и Джон Коммонс (1862—1945). Они же определили и два течения внутри институционализма. Общим для всех институционалистов является отрицание ортодоксальных теорий по следующим положениям: • жизнь дискредитировала гедонистический мотив человеческого поведения, т.е. поведения, направленного на получение наслаждения и удовольствия, что было характерно, с легкой руки Джевонса, для маржинализма; • основной постулат классической политэкономии об индивидуалистической конкуренции неверен и неточен, что особенно ярко видно в США в условиях развития корпоративной собственности и господства монополий; • центральная проблема политической экономии об определении условий экономического равновесия, традиционно разрешаемая в духе А. Маршалла, основана на недоразумении, которое отождествляет экономическую науку с физикой и предполагает статический взгляд на экономику и на организацию производственного процесса в отличие от действительного развития. Отказываясь изучать «личные интересы» субъектов экономических отношений, институционалисты подчеркивали общественные мотивы в поведении людей, критиковали концепции автоматического регулирования экономики и являлись своеобразными предтечами кейнсианства, обращая внимание на необходимость государственного регулирования. Т. Веблен создал технологический вариант институционализма. Основным противоречием капитализма начала XX в. он считал «дихотомию» (разделение, раздвоение) между «индустрией» и «бизнесом». Бизнес подчинил производство своим финансовым интересам. Индустрия, т.е. сфера функционирования реального капитала, не имеет сама по себе социальных антагонизмов. Противоречия и конфликты связаны с функционированием капитала в финансовой сфере и с фиктивным капиталом, т.е. с бизнесом и его давлением на индустрию. Паразитический характер бизнеса для Т. Веблена несомненен. В своей лучшей книге «Теория праздного класса» он показал связь расточительного и демонстративного потребления с интересами бизнеса, мотивами максимизации прибыли. Коллективные же интересы общества непосредственно совпадают с интересами беспрепятственного повышения производительности труда, его эффективности. Носителями общественных интересов выступают инженеры, специалисты, квалифицированные рабочие, занятые в промышленности. Все они — однородный класс, социальное сознание которого проявляется в нетерпимом отношении к расточительству, ограниченному и уродливому испо