Реферат по предмету "Прочее"


«Средневековый фарс и комедия Дель Арта в эпоху Возрождения »

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средней школы № 56 Инна 10 «А» Проверила: Коростина Т. В. ВОЛГОГРАД- 2007 Содержание: 1.Фарс… 2. Комедия Дель Арте …3. Используемая литература…12


ФАРС Фарс(фран. Farce, от лат. Farcio- начинаю: средневековые мистерии «начинались» комедийными вставками), 1) вид средневекового западно-европейского(преимущественно французского) народного театра и литературы бытового комедийно- сатирического характера (14-16 вв.). Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др. 2) В театре 19-20вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.


Площадной плебейский фарс выделяется в самостоятельный театральный жанр со второй половины XV в. Однако он про¬ходит долгий скрытый путь развития, будучи заключен в ткань мистериальных представлений. Само название фарса происхо¬дит от латинского farsa (начинка). И действительно, устроители мистерий сплошь и рядом писали: «Здесь вставить фарс». Но истоки фарса уходят неизмеримо глубже — в представления гистрионов и в карнавальные масленичные


игры. Рассказы гистрионов определили в общих чертах тематику и диалоги фарса, карнавальные шествия — его действенную игровую природу и массовый характер. В мистерии же фарс окреп — сформиро¬вался как сценический жанр. С самого начала в фарсе отчетливо стали различаться мотивы социальной критики, направленной не только против феодалов, но и против бюргерства, которые сыграли огромную роль в рождении фарса.


Особый тип фарсо¬вых представлений составляли пародии на церковную службу, Веселые масленичные представления и народные спектакли дают начало организациям «дурацких корпораций» — объеди¬нениям мелких судейских чиновников, разнообразной городской богемы школяров, семинаристов. В XV в. шутовские общества распространяются по всей Европе. В Париже были четыре боль¬шие организации и регулярно устраивались смотры парады их фарсовых


представлений. В этих парадах осмеивались выступле¬ния епископов, словопрения судей, въезды королей в город. В ответ на это светские и церковные власти преследуют фарсеров, изгоняют их из городов, бросают в тюрьмы. Кроме пародий, фарсеры разыгрывали сатирические сценки-сотй (sotie — глу¬пость). В этом жанре выступали не бытовые персонажи, а шуты, дураки (Тщеславный дурак-солдат, Дурак-обманщик, Клерк-взяточник и т. д.). В соти непосредственно использовался опыт аллегорий моралите,


давалась обобщенная картина дей¬ствительности. Расцвет жанра соти — это рубеж XV—XV вв и сам Людовик XII порой использует народный фарсовый театр в борьбе с папой Юлием II. Однако сатирические сценки были небезопасны не только для церковных, но и для светских вла¬стей — в них высмеивались и Богатство и Дворянство. Это и по¬служило причиной запрещения соти при Франциске I. Условно-маскарадный характер соти лишал этот жанр ис¬тинного полнокровия, которым так отличался


массовый, житей¬ски конкретный, вольнодумный, действенный и буффонный фарс, ставший в XVI в. господствующим жанром. Реализм фарса сказывался прежде всего в том, что в нем уже были человеческие характеры, очерченные, правда, еще очень схематично. С другой стороны, в основу фарсовых сюжетов кладутся чисто бытовые истории. Фарс повернут всем своим содержанием и художест¬венным строем к действительности.


Он высмеивает солдат-маро¬деров (отзвук Столетней войны), монахов — торговцев индуль¬генциями, чванливых дворян, скаредных купцов. За веселым содержанием незамысловатого фарса «О мельнике», которого одурачивают поп и молодая мельничиха, встает злая народная насмешка; остро подмеченные черты характеров несут сатири¬чески заостренный жизненный материал. Осмеивая попов, дворян, чиновников, сочинители фарсов порой не минуют и крестьян. Настоящим героем фарса стал пройдоха-горожанин — сметливый, ловкий, остроумный победи¬тель


судей, купцов и всевозможных простофиль. О таком герое рассказывает целая серия фарсов середины XV в. об адвокате Патлене. Они повествуют о различных приключениях, связан¬ных с именем популярного героя, и выводят галерею колоритных фигур — педанта судьи, глуповатого купца, корыстного монаха, прижимистого скорняка, недалекого на вид пастуха, который на самом деле обводит вокруг пальца самого ловкого Патлена. Эти фарсы ярко изображают быт и нравы средневекового го¬рода и порой достигают высшей, возможной


в то время степени психологически обоснованного комизма. (Примером может слу¬жить знаменитая сцена между суконщиком Гильомом и адвока¬том Патленом на суде.) Герой этой серии (так же как десятки его товарищей из дру¬гих фарсов) был не просто пружиной, приводящей в действие фарс; он был подлинным героем, а его плутни должны были вызывать сочувствие зрителей. Ведь его хитроумные проделки посрамляли сильных мира сего и утверждали преимущество ума, энергии, ловкости


людей из народа. Но не это утверждение было прямой, осознанной задачей фарсового театра. Его силой было отрицание, острая насмешка над многими сторонами фео¬дального общества Л Позитивная же программа фарса была примитивна и вырождалась в утверждение узкого, мещанского идеала. В этом сказалась незрелость народных масс, испыты¬вавших влияние буржуазной идеологии. Но все же фарс был детищем народа, театром прогрессивным и демократическим.


В его текст проникала народная диалектальная речь. Он был динамичен, как была динамична базарная, ярмарочная толпа, окружающая подмостки, на которых выступали фарсеры. Внут¬реннему подъему соответствовала и внешняя подвижность. Главным принципом актерского искусства для фарсеров была характерность, доведенная до пародийной карикатуры, и дина¬мизм, выражающий жизнерадостность самих исполнителей.


Сценической задачей фарсеров было воссоздание определен¬ных типов — ловкого городского молодчика, хвастливого сол¬дата, хитрого слуги и т. п. Но при определенности сценических типов-масок была развита и импровизация — следствие живого общения фарсеров с шумной ярмарочной аудиторией. Фарсы ставились главным образом силами любительских обществ(Наиболее прославленными комическими ассоциациями во Франции были кружок судейских клерков «Базошь» и общество «Беззаботных ребят», переживавшие в


XV и начале XVI в. эпоху своего расцвета.). Из этой среды выходили и кадры полупрофессиональ¬ных актеров. История, к сожалению, не сохранила их имен. Хо¬рошо известно нам только одно имя — первого и наиболее прославленного актера средневекового театра француза Жана де л'Эспина, прозванного Понталё, по имени того парижского моста Але, у которого он устраивал свои подмостки. Понталё вступил в корпорацию «Беззаботных ребят» и был


там главным организатором и лучшим исполнителем фарсов и моралите. Сохранилось немало рассказов о находчивости и великолеп¬ном импровизационном даре Понталё. Известен случай, когда Понталё, носивший на спине традиционный горб, подошел к горбатому кардиналу и, притулившись к его спине, сказал: «Все же гора с горой могут сойтись». Рассказывается анекдот о том, что Понталё бил в барабан у себя в балагане и мешал этим священнику соседней


церкви служить мессу. Разозленный свя¬щенник пришел к Понталё и прорезал ножом кожу его бараба¬на. Тогда Понталё надел на голову пробитый барабан и пошел в церковь. Из-за хохота, раздавшегося в храме, священник дол¬жен был прекратить службу. Особенно были популярны сатирические стихотворения


Пон¬талё, дышащие ненавистью к дворянам и попам. Подлинно на¬родным негодованием были проникнуты такие строки: А ныне дворянин-злодей! Громит и губит он людей Безжалостней чумы и мора. Клянусь вам, надобно скорей Их всех повесить без разбора. Слава комического таланта Понтале была столь велика, что знаменитый автор «Гаргантюа и


Пантагрюэля» Ф. Рабле считал его самым большим мастером смеха. Личный успех Понтале означал приближение нового профессионального периода в раз¬витии сценического искусства. Судьба веселых комических любительских корпораций год от года становилась плачевнее. Монархическая власть все сильнее наступала на городское вольномыслие и на одну из форм его — фарсовый театр. В конце XVI — начале XVII в. под ударами власти прекращают существование крупнейшие корпорации


фарсеров. Фарс оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра Западной Европы. В Италии из фарса родилась комедия дель арте; в Испании — творчество «отца испанского театра» Лопе де Руэда; в Англии по типу фарса писал свои интерлюдии Джон Гейвуд; в Германии — Ганс Сакс; во Франции фарсовые традиции питали искусство гениального


Мольера. Именно фарс был звеном между старым и новым театром. Средневековый театр рвался из оков религии, но не смог преодолеть влияние церкви. Это и послужило причиной его твор¬ческого бессилия, его смерти. Но если средневековый театр и не дал значительных произведений искусства, то всем ходом своего развития он показал возрастающую силу сопротивления жизненного, реалистического начала началу религиозному и


под¬готовил почву, на которой произросло могучее реалистическое театральное искусство эпохи Возрождения. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ Комедия дель арте (commedia dell'arte) была высшим до¬стижением итальянского театра, эпохи Возрождения и в значи¬тельной мере способствовала профессионализации всего евро¬пейского сценического искусства. Возникнув в середине XVI в в годы усиленной реакции, комедия дель арте выразила оппозиционный дух и жизнерадост¬ное свободомыслие демократических слоев итальянского обще¬ства.


Сатира, заключенная в спектаклях комедии дель арте, была прямым образом направлена против дворянского парази¬тизма, буржуазной скаредности и схоластического скудоумия — всего того, что вело итальянское общество к загниванию. Существовавший в Италии разрыв между литературной дра¬матургией и сценической практикой привел к тому, что новый народный театр рождался самостоятельно, без непосредствен¬ной поддержки гуманистического сознания и ренессансной по¬эзии. Писатели-гуманисты, которые во всех других странах


Ев¬ропы будут активными строителями нового театра, в создании комедии дель арте участия не принимали. Своим происхожде¬нием итальянский профессиональный театр обязан только ини¬циативе и деятельности демократических актеров, выработав¬ших у себя удивительную способность к импровизации, что и позволило им создавать спектакли без помощи написанного драматического текста. Создание собственного сценического репертуара было дав¬ней традицией фарсовых актеров, в том числе


итальянских; последние в конце XV — начале XVI в. сформировались в кол¬лективы и выступали в разных городах Италии (в Венеции, Болонье, Мантуе, Флоренции и Сиене). Будучи полупрофессио¬нальными, эти труппы имели по сравнению с актерами-люби¬телями более стабильный характер и выработали определенную стилистику. Фарсовые пьесы и буффонная манера игры делали этих актеров прямыми наследниками народной реалистической традиции средневекового театра.


Но эти коллективы не чужда¬лись новых идеологических и литературных веяний. Типична в этом смысле фигура драматурга и актера , Анджел о Беолько (1502—1542). Будучи образованным человеком, Беолько сочинял простонародные фарсы и разыгры¬вал их со своей труппой. В сочиненных им «Сельских диалогах» Беолько в реалистических тонах изображал крестьянские нравы, сочувственно


показывал типы деревенской бедноты. Сценки были различного содержания: буффонные, комедийные и даже драматические, кончающиеся убийствами. Пытаясь найти син¬тез между народным фарсом и «ученой» драматургией, Беолько начал писать также большие комедии («Кокетка», «Анконитан-ка»). В эти комедии были введены персонажи из его «Сельских диалогов», буффонада, диалекты. В спектаклях Беолько неиз¬менно выступали одни и те же постоянные типы (tipi fissi), на¬деляемые от


пьесы к пьесе различными психологическими оттен¬ками ^ разным бытовым обликом. Сам Беолько выступал в роли Рудзанте (т. е. шутника) — веселого, разбитного, разговорчи¬вого деревенского парня, принимавшего то облик обманутого мужа, то глупого слуги, то хвастливого солдата. Но бывало, что с уст Рудзанте срывались горькие укоры и угрозы, в которых слышались отголоски крестьянских жалоб и протестов. Особен¬ностью спектаклей Беолько было то, что все действующие лица, изображавшие


крестьян, говорили на падуанском диалекте, и это придавало им еще более жизненный характер. Творческие поиски Беолько были направлены на создание живого народ¬ного театра, и если сам он создать такой театр не смог, то в пьесах и спектаклях Беолько присутствуют такие характерные для комедии дель арте элементы, как импровизация (в неболь¬шом количестве), типы-маски, широкое использование буффон¬ного комизма, народный диалект; все это является сценической подготовкой театра комедии дель арте.


Живительной почвой для нового импровизационного театра были и городские карнавальные зрелища, именно отсюда на сцену комедии дель арте пришли ее многочисленные маски; маски венецианского купца Панталоне и веселых Дзани были популярны на карнавалах еще до того, как они появились на сценических подмостках и оформились в театральные типы. Атмосфера карнавального веселья определила динамику спектаклей комедии дель арте, обилие в них песен, плясок и всяческих комических трюков.


В этих стремительных и жизне¬радостных представлениях ни на минуту не затихал озорной дух творческой инициативы и изобретательства, столь свойствен¬ный карнавальным увеселениям. Комедия дель арте, помимо своих народных источников — фарса и карнавала, использовала и некоторые мотивы гумани¬стической литературы, сюжеты новелл и «ученой комедии», а так¬же тексты из современной лирической поэзии. Эти заимство¬вания народная сцена подвергала фарсовой обработке и созда¬вала спектакли стилистически


и идеологически единые и целост¬ные. Импровизированные спектакли комедии дель арте имели в своей основе сценарии, в которых давалась лишь краткая сю¬жетная схема будущего действия. Руководствуясь этими указа¬ниями, актеры сами должны были по ходу спектакля уметь строить наиболее увлекательное, логически осмысленное и це¬лостное действие Сценарии эти были по преимуществу коме¬дийные, но в отдельных случаях можно было встретить сценар¬ное


изложение пасторальных и даже трагических сюжетов. С начала XVII в. стали издавать сборники сценариев: число трупп комедии дель арте значительно увеличилось, и не всякий коллектив был способен сочинять для себя сценарии, поэтому стало необходимо пополнять репертуар сценариями других, бо¬лее опытных трупп. Авторами и составителями сборников были чаще всего главные актеры трупп (капокомико). Наиболее из¬вестные сборники составлены


Ф. Скала (1611) и Б. Локателли (1622). Импровизируя текст своих ролей, актеры комедии дель арте должны были все время пребывать в активном творческом состоянии, и это становилось главным условием профессиона¬лизации актерского творчества. Предоставленный самому себе, актер делался творцом собственного образа и должен был рас¬полагать большим материалом из жизненных наблюдений и пппчитанных книг, чтобы всегда быть готовым оригинально и остроумно говорить и действовать от имени своей маски.


Но импровизация, движущая действием спектакля в целом, требо¬вала «согласования различных лиц», поэтому для правильного ведения импровизационного диалога актеру необходимо было внимательно следить за импровизациями своего партнера, оты¬скивая в его непосредственно рождающихся репликах стимулы для дальнейшего развития собственных импровизаций. Таким образом утверждался один из важнейших законов сценического творчества — неразрывность связей с партнером или, употреб¬ляя современный термин, принцип общения в актерском


искус¬стве, результате чего и создавался ансамбль. Но импровизация в комедии дель арте существовала не только в форме создания словесного текста. Этот метод опреде¬лял собой и непосредственно действенную, пантомимическую линию спектакля, которая выражалась во всевозможных буф¬фонадах (лацци). В одних случаях это были сольные номера слуг, не связанные прямо с действием, в других лацци разыгры¬вались парой комиков и имели характер комической пантомимы.


Если сценарий определял логику, сюжетную схему действия, а импровизация была методом сценической игры, то самое со держание — идеология и тематика — спектаклей комедии дель арте отчетливей всего выражалось в типовых масках этого театра. Унаследованная от карнавалов маска, помимо своего игро¬вого, театрального значения, имела и другой смысл: она под¬черкивала не индивидуальную, а типовую, социальную харак¬теристику образа. Все маски комедии дель арте могут быть разбиты на три группы.


Первая группа — народно-комедийные маски слуг, опреде¬ляющие оптимистический пафос, сатирическую силу комедии дель арте и динамику действия. К этим маскам относятся пер¬вый и второй Дзани (Бригелла и Арлекин) и служанка (Сер-ветта). Именно слуги были душой импровизационных спектак¬лей — наглый весельчак и изобретатель всяких интриг Бригел¬ла, ребячливый, добродушный и нескладный Арлекин, разбит¬ная, энергичная, острая на язычок


Серветта. иВторую группу составляли маски господ. Объектом постоян¬ной сатиры комедии дель арте были глупый, жадный и влюбчи¬вый курец-венецианец Панталоне, бахвал и трус испанец Капи¬тан, лжеученый, тупица и болтун Доктор. Эти маски носили подчеркнуто буффонный характер и, становясь жертвами хит¬рых проделок слуг, подчеркивали победу народного здравого смысла над человеческой неполноценностью власть имущих. Поэтическую сторону комедии дель арте определяли идеа¬лизированные образы влюбленных.


Составляя третью группу масок, эти актеры самой маски на лицо не надевали. Но типо¬вой, неиндивидуализированный характер этих персонажей делал их такими же масками, как их комические партнеры. Влюблен¬ные вносили в импровизационные спектакли дух здорового ренессансного мироощущения. Борьба за любовь молодой пары составляла главное содержание сценического действия. Для комедии дель арте был характерен конфликт между старым укладом жизни и молодыми силами.


Молодая любовь постоянно наталкивалась на всяческие сословные и имуществен¬ные преграды, но победа оставалась за влюбленными и за их слугами — этими истинными героями спектаклей комедии дель арте. Народность жанра определялась не только его сатирой и торжеством молодых сил, комедия дель арте была народна и своим языком. Каждый персонаж говорил на диалекте своего города: Панталоне — на венецианском диалекте (так в Вене ции высмеивали обанкротившихся купцов);


Доктор — на болонском (в ученой Болонье смеялись над потерявшими свое былое значение законниками); Капитан говорил на неаполитанском диалекте (так высмеивался испанский воин— хозяин южных земель Италии); бергамский говор слуг указывал район (Бергамо), откуда чаше всего являлись голодные крестьяне, чтобы прокормить себя в других городах; тосканский язык влюблен¬ных был литературным итальянским языком — языком поэзии, которою представляла в комедии дель арте лирическая пара.


Каждый персонаж носил свойственный данной маске театраль¬ный костюм. Дзани были одеты в белые, подпоясанные под жи¬вотом блузы и широкие белые штаны. У Бригеллы на блузе было нашито нечто вроде галунов, а у Арлекина она была покрыта пестрыми заплатками. Оба слуги были «вооружены» — первый — ножом, заткнутым за пояс, а второй — деревянной шпа¬гой. По-крестьянски была одета и служанка.


Со временем бед¬ное одеяние слуг приобрело более элегантный вид. Разодетые по-модному выступали влюбленные. На Капитане был полувоен¬ный костюм испанского покроя и обязательная шпага, которая обычно не вылезала из ножон. Панталоне носил красные штаны, красную куртку, белые чулки и черный плащ. Во все черное был наряжен и Доктор, украшавший себя лишь большим белым жабо и широкополой шляпой.


Актеры, проявив способность к определенной маске, закрепляли ее для себя уже на всю сценическую жизнь. Поэтому в труппах комедии дель арте можно было встретить пожилых актеров, блестяще владевших техникой маски слуги или влюб¬ленного, и молодых актеров на ролях комических стариков. Наиболее прославленными именами мастеров комедии дель арте были Дж*н Ганасса, Никколо Барбьери — создатели масок Дзани,


Франческо Андреини — прославленный Капитан. На всю Европу звучали имена братьев Мартинелли, Тиберио Фиорилли, Доменико Бьянколлели и несравненной Изабеллы Андреини — создательницы грациозного образа лирической героини. Спектакли комедии дель арте отличались яркой зрелищностью и повышенной динамичностью. В них слитно существо¬вало слово, танец, пение, трюк.


Все эти компоненты актерской игры были подчинены единой действенной задаче и составляли основу для оптимистической тональности, для того эмоциональ¬ного состояния, которое на языке самих деятелей* комедии дель арте называлось fanima allegra (веселая душа). Внешнее оформление спектакля было просто и портативно: сиена представляла собой улицу с двумя домами по обеим сто¬ронам, окна и балконы домов служили дополнительным местом действия.


Декорации не менялись в течение всего спектакля. Дома, расположенные на втором плане, устанавливались с рас¬четом на эффект перепек(ивного удаления. На сцене импровизационной комедии был закреплен главный закон театра — непрерывность развивающегося действия. Здесь оформился целостный спектакль, утвердились такие нормы сце¬нической игры, как коллективность творчества (ансамблевость), связанность с партнером, определенность амплуа, и, что осо¬бенно важно,


было установлено требование непрестанной твор¬ческой активности лицедействующего актера. Так сценическое искусство определилось как новый тип ху¬дожественного творчества, а мастер сцены, сделавшись профес¬сионалом, стал вровень с представителями других видов ис¬кусств. Бродячие труппы актеров подвергались постоянным гоне¬ниям со стороны светских и духовных властей и часто были вынуждены уезжать из Италии. С конца XVI в. актеры комедии дель арте выступали во


Франции, Испании, Англии. Их творче¬ство воздействовало на формирование национальной комедий¬ной драматургии и сценического искусства в этих странах. Осо¬бенно заметно влияние комедии дель арте на раннюю драма¬тургию Мольера. В результате гастролей итальянских актеров в Париже воз¬ник театр «Комеди Итальен». Но приемы игры актеров-импровизаторов тормозили даль¬нейшее развитие сценического искусства эпохи Возрождения. Отрицание литературного текста и сохранение стандартной мас¬ки


противоречило требованиям новой драматургии с ее психо¬логически углубленными и индивидуализированными образами. Одновременно деградировало и само искусство масок и импро¬визации. Комедия дель арте на чужбине, оторванная от итальян¬ской действительности и связанная главным образом с придвор¬ной средой, быстро аристократизировалась. С середины XVII в. начался упадок комедии дель арте в самой


Италии. Под влия¬нием феодально-католической реакции из спектаклей народного театра исчезало его живое содержание, притуплялась социаль¬ная сатира, буффонада приобретала самодовлеющее значение. Наряду с импровизацией актеры часто произносили и предва¬рительно выученный текст, для чего употреблялись так назы¬ваемые дзибальдоне — сборники монологов и диалогов. И все же в Италии традиции комедии дель арте никогда не умирали.


Карло Гольдони, создавая новую/реалистическую ко¬медию характеров, вел борьбу с принципом импровизации и за¬менил схематические маски реалистической обрисовкой героев, но при этом он сохранял лучшие черты народного театра — его динамику, яркость красок, жизнерадостность, национальный ко¬лорит. Романтическую и буффонную стихию комедии дель арте использовал в своих фьябах Карло Гоцци. Демократические и реалистические традиции комедии дель арте плодотворно повлияли на формирование


«театров бульва¬ров» во Франции XVIII в на развитие народного театра в Австрии, а в XIX в. во многом определили возникновение жанра пантомимы. В XIX же веке наследие комедии дель арте развила итальянская диалектальная комедия с ее ярко одарен¬ным авторами и актерами. Лучшие традиции комедии дель арте одушевляют творчество и современных прогрессивных итальянских драматургов, режис¬серов и актеров. Используемая литература:


1. «История зарубежного театра» Издательство «Просвещение» Москва-1971 2. Большая Советская Энциклопедия



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Имидж в системе маркетинга
Реферат Взаимосвязь отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных
Реферат Jem Essay Research Paper Personally I do
Реферат Анализ внутренней среды организации на примере туристической фирмы ООО Дилижанс
Реферат Raving Essay Research Paper Over the years
Реферат Природно-экономическая характеристика СХА «Заря»
Реферат Социальные и организационные проблемы военных реформ 20-30-х годов ХХ века
Реферат Производственные технологии: технология и оборудование швейного производства
Реферат Герцен А.И.
Реферат Теоретичні основи спектральних методів аналізу
Реферат 10 кляса тема 4: кількість І густота населення, його характеристики
Реферат Цифровые фотоаппараты
Реферат Lesson And Battle Royal Essay Research Paper
Реферат Дослідження економічного стану підприємства та проблем франчайзингу на прикладі ТОВ Піца Че
Реферат Проектирование системы электроснабжения машиностроительного завода