Реферат по предмету "Психология"


Психологические проблемы общения

Психологические проблемы общения

Содержание
Введение
1. Понятие, критерии и уровни успешности общения
2. Дефицитное общение: комплексные трудности в общении
3. Методы изучения общения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Общение — это сложный, многоплановый процесс установления контактовмежду людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий всебя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия ипонимания другого человека.
Психология и этика делового общения акцентирует внимание на общениикак партнерском взаимодействии. Многие люди сосредоточились на личных проблемахи собственных представлениях о вещах, явлениях и других людях, сами много говорят,не слушая и не понимая собеседника. И только тогда, когда оба собеседника стремятсяуслышать и понять другого, соотнести свои представления о собеседнике с его действительнымсостоянием, мыслями и поведением — общение представляет собой диалог. Диалог — вотформа партнерского, субъект — субъектного общения.
1. Понятие, критерии и уровни успешности общения
Критерии успешности, средства и способы, необходимые для формированияуспешности межличностного общения, могут быть выведены по аналогии с критериямигрупповой деятельности.
Отсутствие конфликтов не является надежным показателем успешностипо двум причинам: а) вместо открытых конфликтов может наблюдаться напряженность,замаскированная под вежливым спокойным тоном, формальным контактом; б) конфликтыв современной социальной психологии не рассматриваются как абсолютное зло, за нимипризнается определенная позитивная роль.
Успешность любой групповой деятельности в социальном психологическомаспекте определяется достижением целей (в неформальном межличностном общении имиявляется контакт, психологическая близость, доверительное отношение); удовлетворенностью(в данном случае — удовлетворенность самим процессом общения, когда в ходе общенияне возникает чувства досады, длительных пауз и т.п.); отсутствием трудностей (впервую очередь напряженности, скованности, внутренних преград, зажатости и пр.).
Таким образом, психологическим показателем успешности неформальногомежличностного общения является его спонтанность, легкость, обеспеченная навыкамии хорошей саморегуляцией, удовлетворенность общением вследствие достижения психологическогоконтакта и взаимопонимания.
Успешность общения проявляется в достижении и сохранения психологическогоконтакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальнойстадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленностии удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способоввоздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами.
В данном случае успешность определяется скорее не как единичныйконечный результат, но как процесс, в который оба партнера должны сделать равныйвклад, чтобы достигнуть состояния взаимной удовлетворенности.
Основными психологическими критериями успешности общения следуетсчитать легкость, спонтанность, свободу, контактность, коммуникативную совместимость,адаптивность и удовлетворенность.
Общительность относится к числу наиболее общих и первичных чертхарактера.
В общительности выражается потребность человека в других людяхи контактах с ними, стремление к этим контактам, их интенсивность и легкость, атакже склонность человека к дружескому поведению в ситуации общения, стремлениивзять на себя инициативу в контакте, при случае — и роль лидера в группе.
Эта черта характера предполагает наличие коммуникативных навыков,обеспечивающих легкость общения и облегчающих партнеру контакт: умение слушать,высказываться к месту, поддерживать беседу и менять тему, знакомиться, находитьправильную форму обращения к другому человеку; обычно сопряжена с такими умениями,как владение жестикуляцией, уместность и богатство мимики, выразительность интонациии поз. Противоположной чертой является замкнутость, крайнее выражение которой — аутистичность.
Контактность — это специфическое социальное умение, в основекоторого лежит природная общительность. Это способность вступать в психологическийконтакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные насогласии и взаимном принятии: способность, обеспеченная владением навыками и умениемобщения и саморегуляции, а также благоприятствующими контакту личностными свойствами.Она проявляется в большей способности мобилизовать все имеющиеся средства для достиженияконтакта (владение состоянием, телом и мимико-выразительными средствами, настроенностьна контакт), в умении изменять в зависимости от ситуации меру своей открытости иизбираемые средства воздействия, во владении коммуникативной ситуацией в целом.
Помимо контактности, еще одним критерием успешности общения являетсякоммуникативная совместимость. Это один из видов социально-психологической совместимости,означающей готовность и умение сотрудничать, создавать непринужденную атмосферувзаимной удовлетворенности общением, обеспечивать хороший климат в группе.
Совместимостью называется такой психологический эффект, сочетаниеиндивидов, который выражается во взаимном принятии, согласии и частичной идентификациина эмоционально-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях, во взаимнойудовлетворенностью и отсутствия напряженности, конфликтов, неприязни в любых контактах.
Коммуникативная совместимость — частный вид совместимости, возникающийна основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствиемнеблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в виде напряжения, досады,психологического дискомфорта.
Адаптивность в общении говорит о готовности к пересмотру привычныхрешений, умении сохранять настойчивость, способности гибко реагировать на меняющиесяобстоятельства, уверенности в себе и своих принципах, полной включённости в социальныесвязи, следовании социальным нормам; при этом можно отметить достаточно гибкое исвободное владение человеком своими состояниями. По существу, хорошая адаптивностьозначает высокую меру личной свободы в контактах, которая противоположна податливомуконформному поведению.
Удовлетворенность общением и отношениями — характеристика субъективнойстороны личностных отношений на сознательном и бессознательном уровнях, психологическоесостояние, обладающее мобилизующим эффектом во многих видах деятельности, включаетчувство полноценности и стабильности межличностных отношений при отсутствии страхов,подозрительности, напряженности, чувства одиночества.
Исследование успешности общения проводилось В.Н. Куницыной в1991г. Для количественного выражения успешности общения были использованы индексыконтактности, адаптивности и коммуникативной совместимости, каждый из которых представляетсобой соотношение групп свойств, способствующих или затрудняющих осуществление этихпроцессов общения.
Общий показатель успешности представлял собой среднее арифметическоеот суммы трех обобщенных индексов (контактности, коммуникативной совместимости иадаптивности), что позволило выделить и обозначить уровни успешности.
Психологическая характеристика уровней успешности:
1. Уровень мастерства и свободы в общении — предполагает высокуюсовместимость, контактность и гибкость, адаптивность, хорошие навыки и саморегуляцию,отсутствие отчужденности, т.е. включенность в социальные связи, отсутствие фрустрированностии напряженности, адекватность реагирования.
2. Лидерский уровень — его легкодостигают экстраверты, хорошо владеющие навыками и умениями, лидеры по натуре, уверенныев себе и удовлетворенные сложившимися отношениями в близком кругу. Они находят взаимопониманиес людьми, имеют развитое чувство собственного достоинства, которое избавляет отнедоверия к людям и лишних ссор и недоразумений. Лидеры смелы и активны в контактах,ситуативно застенчивы, без излишней чувствительности, прибегают к манипулированию,владеют разнообразными способами влияния и воздействия на людей, не авторитарны,любят советовать.
3. Радикально-партнерский уровень — характерен для партнерски-ориентированныхрадикалов, умеющих выслушать и найти общее решение. Они конформны, хорошо работаютв группе, практичны и не агрессивны, обладают высокой эмпатией, эгоцентричны; имприсущи хороший самоконтроль и самодисциплина.
4. Рационально-консервативный уровень — лица, составившие эту группу, консервативны, закрыты, расчетливы,нон-конформны, погружены в себя, мечтательны, плохо контролируют эмоции; у них отсутствуетэмпатия.
5. Агрессивно-авторитарный уровень — на нем авторитарность сочетается с высокой агрессивностью (что обычно характернодля высоко авторитарных личностей). У таких людей нет достаточной гибкости в способахвлияния, снижено самоуважение, следствием чего является высокая тревожность; недостатоквлияния обусловлен, помимо всего прочего, недостаточной сформированностью навыкови умений, что подтверждается также и отсутствием манипулятивности. Им свойственныповышенная конфликтность, нетерпение, недоверчивость, отсутствие партнерской ориентации,раздражительность, порою взвинченность, внутренние и внешние конфликты.
6. Уровень невротического одиночестваи застенчивости— его составили люди с глубоким чувством одиночества, аутистичные,крайне невротизированные, плохо адаптирующиеся, с неважной саморегуляцией. Они мечтаюто легкости общения, но повышенная самокритичность и неуверенность не дают им реализоватьимеющиеся навыки и умения. Это — застенчивые, сенситивные, необщительные скептикии даже холодные люди.
 2. Дефицитное общение: комплексные трудности в общении
Дефицит доверительных близких отношений приводит к тяжелому чувствупотери связи с людьми, к психологическому одиночеству.
К трудностям общения, в основе которых, в отличии от застенчивости,лежит дефицит доверительного общения, можно отнести одиночество, понимаемое не какразрыв социальных связей, а как тягостное ощущение, переживание субъективной отъединенности,неудовлетворительности и поверхностности сложившихся взаимоотношений, т.е. своеобразноепсихологическое одиночество.
Психологи выделяют следующие 4 разновидности одиночества:
а) космическая (соотнесенность человека с природой и миром; самоотчужденность);
б) культурная (потеря связи с культурным наследием, разрыв поколений);
в) социальная (отторжение значимой группой, результат — смятениеи депрессия);
г) межличностное (неудовлетворенность сложившимися отношениями).
Если человек попадает в перекрестье всех четырех видов одиночества,он глубоко несчастен, его судьба — выпадение из социальных связей и внутренняя дезинтеграция.
Аутистичность — свойства личности, проявляющееся в норме и неотносящееся к сфере психопатологии. Для понимания аутистичности как черты личности,обусловливающей дефицит общения, следует подчеркнуть, что аутизм, аутизация — термины,обозначающие болезненное развитие.
Поскольку главным стержнем аутизма является недостаточность общения,неконтактность, В.Е. Каган определяет это явление следующим образом: «аутизмкак психопатологический синдром характеризуется недостаточностью общения, формирующейсяна основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылокопытов общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение».
Аутистичность как личностная чертаотражается на всей сфере контактов человека; дефицитность общения такого человекаявляется отчасти вынужденной, отчасти неизбежной. Многие черты поведения аутистичногоребенка напоминают сглаженный, нечетко выраженный аутизм. Однако такой ребенок обладаеткомпенсаторными механизмами, которые при благоприятных отношениях в семье позволяютудовлетворительно адаптироваться в среде сверстников.
Среди главных психологических причинаутистического развития можно назвать следующие:
1. Ранимость, повышенная чувствительность,фиксация на неприятных впечатлениях, плохая переносимость внешних воздействий, предрасположенностьк страхам и тревожности.
2. Слабость общего и психическоготонуса, отсюда — быстрая пресыщаемость контактами, недостаточность произвольноговнимания и других произвольных форм поведения.
3. Аутические психопатии, которыемогут стать серьезными и труднопреодолимыми причинами одиночества. Они могут бытьобусловлены следующими факторами: токсикозы при родах, психотравма матери при беременности,болезни первого года жизни, старые родители, решившие завести ребенка в очень позднемвозрасте, — то есть обстоятельствами рождения ребенка.
Отчужденность — проявляется как чувствобессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего;отъединенность, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадением из социальныхсвязей. Это состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружескогои товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей, дефицитомтеплого сердечного общения.
Стержнем отчужденности является аномия,которая определяется как состояние дезорганизации личности, возникающее в результатеее дезориентации.
Причиной такой дезориентации можетбыть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкиваетсяс противоречивыми требованиями, либо ситуация отсутствия норм.
проблема общение психологическая деловое
Аномия формирует чувство бесцельногосуществования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным,отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится«недружелюбным» — жестоким, безразличным, асоциальным.
Отчужденный не принадлежит к группе,социальные связи нарушены. Современные высокобюрократизированные системы лишь усиливаютчувство отчужденности, которое чаще всего является результатом дефектного процессасоциализации. У человека нет возможности и условий для адекватной самооценки и приспособления,и это, в конечном итоге, приводит либо к преступности, либо к отклоняющемуся поведению,либо даже к самоубийству.
Успешность общения отчужденных значительнониже среднего по выборке и объясняется как внутренней конфликтностью, так и чувствомбессилия, одиночества, реальной и психологической отъединенностью.
Отчужденность может быть и не слишкомтяжелым переживанием, поскольку является (условно) добровольно выбранным одиночеством.Но дефицит общения накладывает свой отпечаток на личность и формирует ущербную потребностьв общении, приводя к дальнейшему ослаблению связей с людьми.
В последние годы у юношества, испытывающегосамые разные трудности в общении, появилась возможность получить профессиональнуюконсультацию и помощь специалистов-психологов. В Петербурге создаются специализированныешколы общения, предлагающие хорошо продуманную программу лекций, бесед, практическихзанятий, консультаций.
Опрос участников одной из таких школпроводился в 1990-1991 гг. Для исследования были использованы методики СУМО(«Саморегуляция и успешность межличностного общения») и опросник«Семья и друзья», а также личностный опросник Р. Кэттелла. Было опрошено83 человека (63 девушки и 20 юношей) в возрасте от 16 до 21 года. Для сравненияиспользовался материал опроса по тем же методикам 490 учащихся старших классов петербургскихшкол.
По своему демографическому составуи психологическим характеристикам группа из школы общения значительно отличаетсяот старшеклассников обычной средней школы. Количество лиц, испытывающих при общенииразнообразные трудности, составляет от 1/4 (аутистичные, чрезмерно сенситивные)до 3/4 (застенчивые) общего числа опрошенных участников школы общения.
Оказалось, что полная семья естьтолько у половины опрошенных, у остальных в семье нет отца. Лидером в полной семьечаще бывает мать. Слабое влияние отца в семье может быть одной из причин трудностейв общении. У пятой части молодежи совсем нет друзей. Половина из обследованных веладневник, что свидетельствует о высокой рефлексивности при недостаточности дружескихсвязей.
Слушатели школы общения менее свободны,раскованны; они не умеют поддерживать контакт, с трудом используют мимику и жесты,невысоко оценивают свои возможности в сфере общения и способность влиять на людей.Низок уровень самоуважения, выражено обостренное чувство собственной неполноценности.При этом, несмотря на недостаточное развитие навыков и умений, эти лица не конфликтны.В то же время они, испытывая чувство отъединенности от людей, переживают невозможностьдоверительного общения.
Такой большой вес и разнообразиеразличных трудностей в относительно небольшой группе молодежи, объединенной общимстремлением к улучшению своих взаимоотношений и большей удовлетворенности общением,позволяет предположить наличие синдрома трудностей. В одних случаяхэто — определенный дефект личностной структуры, в других — неблагоприятноесочетаниесвойств личности с отсутствием умений.
Трудности лиц, обратившихся в школуобщения, выражаются в доминировании таких черт, как застенчивость, отчужденность,аутистичность, интровертированность, которые в среднем незначительно превышают выраженностьэтих проблем у учащихся средней школы.
Психологические принципы для выработки рекомендаций и оказанияпрофессиональной психологической помощи должны опираться на представление о сложности,связанности и личностной укорененности трудностей общения, с некоторыми из которых(застенчивость, замкнутость) необходимо научиться жить.
Роль психолога в этом случае должназаключаться в снятии у человека излишней самокритичности, пессимизма, неуверенностив себе. Невротизированным требуется психотерапевтическая помощь, а тем, кто не сформировалв семье необходимые навыки и умения, поможет социально-психологический тренинг.
 3. Методы изучения общения
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощьюкоторых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построениянаучных теорий и выработки практических рекомендаций.
Методы изучения межличностного общения можно разделить на четырегруппы (табл.1).
Таблица1.
Личностно — коммуника-
тивные свойства
Межличностные
отношения
Социальная мотивация
в сфере общения Самоотношение, само — оценка, самоуважение CPI POI-CAT СМО
LSI (ИЖиС) FPI OMO БН СОТКУ СУМО AMORE МАФ СО-14, СО-25 ПАЛ КОСКОМ МЛП ЛК СИГ «Значимые лица» «Привязанности» «ЛЕБЕДЬ»
1. Методы измерения особенностейобщения и личностно — коммуникативных свойств.
Калифорнийский (СРI) и Фрейбургский(FРI) личностные опросники, СУМО (саморегуляция и успешность межличностногообщения) В.Н. Куницыной, ПАЛ (профильный анализ личности) в модификации В.М. Погольши,СИГ (тест социального интеллекта) Д. Гилфорда и М. Салливена (адаптирован Е.М. Михайловой-Алешиной).
2. Методы исследования межличностныхотношений. В их число входят тест Э. Шострома в адаптации Л.Я. Гозмана (РOI- САТ) и другие методы измерения межличностных симпатий и привязанностей, разработанныеЛ.Я. Гозманом и его соавторами; ОМО (тест на совместимость) В. Шутца, а такжеразработанный В.Н. Куницыной блок методик измерения эмоциональных взаимоотношений.В него входят следующие методы:
1. АМОRЕ (установки на определенный тип симпатии и любви);
2. БЕТРОЗИ и ПРИМАТ (первый опросникизмеряет привязанность к близкому человеку (не родственнику), второй — привязанностьк матери);
3. «ЛЕБЕДЬ» (установкии типы поведения в интимных отношениях);
4. АПЭ (авторитетность, пониманиеи эмоциональная близость в супружестве);
5. «ЗНАЧИМЫЕ ЛИЦА» (партнерскийи зависимый типы отношений со значимыми людьми).
6. Опросник КОСКОМ (коммуникативнаяи социальная компетентность), в котором есть шкала стабильности человеческих отношений.
3. Методы исследования социальноймотивации в сфере общения. «Боязнь неудачи» (БОН) Элерса, «Мотивациясоциального успеха» (СМО) Г. Айзенка, опросник Эдвардса (МЛП), МАФ (метод измеренияаффилиации).
4. Методы измерения самоотношения,самооценки, самоуважения и психологической зашиты.
СОТКУ В.Н. Куницыной, СО-25 и СО-14- самооценка свойств социального интеллекта; методики Р. Плутчика (LSI) иЕ.В. Чумаковой для исследования механизмов психологической защиты; ИЖИС — методика«Индекс жизненного стиля», ЛК — личностный контроль.
СРI — "Калифорнийскийличностный опросник". Автор — Н. G. Gough. Опросник опубликован в 1951 г. и измеряет характеристики и свойства личности, необходимые для успешного взаимодействия и общения,а также особенности поведения индивидов в новой культуре и обстоятельствах. Он создавалсядля измерения преимущественно позитивных и желательных свойств личности, проявляющихсякак в неформальном, так и в ролевом, функциональном общении и глубоко пронизывающихвсе человеческое поведение.
Опросник содержит 480 суждений (178из них взяты из ММРГ), предъявляемых в утвердительной форме; 12 сужденийпродублированы для упрощения машинной обработки. Он позволяет получить 18 стандартныхоценок на основе 20 шкал, объединенных в 5 основных классов на основе общих принциповинтерпретации. Ответы фиксируются на специальном бланке. Время заполнения — от 45минут до 1 часа. По результатам тестирования составляется индивидуальный профиль,который сравнивается со стандартным профилем.
FРI — "Фрейбургский личностный опросник". В исследовательскую практикуотечественной психологии его ввела Н.Г. Колызаева, осуществившая в 1983 году переводи адаптацию теста.
В отличие от предыдущего опросникаFРI позволяет наряду с позитивными свойствами оценитьмногие негативные нежелательные проявления в общении, разнообразные виды агрессивности,эмоциональной незрелости, эгоцентричности, специфичности взаимодействия в зависимостиот психосоматических нарушений и др.
СУМО— " Саморегуляцияи успешность межличностного общения". Методика разрабатывалась В.Н.Куницыной с 1985 по 1990 г. Окончательный вариант опросника оформился к 1991 г., прошел многоступенчатую валидизацию и обнаружил устойчивые связи с известными личностными психологическимиопросниками — тестами Кеттелла, Айзенка, ММРI,Элерса и другими. Методика СУМО позволяет определить коммуникативные и личностныеособенности, связанные с неформальным межличностным доверительным общением, — вчастности, выявить степень владения коммуникативными навыками и умениями, наличиетрудностей общения, характер этих трудностей и степень их осознания, выявить свойстваличности, связанные с этими трудностями, стили общения, степень контактности, коммуникативнойсовместимости, а также общий уровень социального интеллекта и коммуникативно-личностныйпотенциал.
В опросник входят 18 основных и 18дополнительных шкал. Каждая шкала содержит 6 утверждений (в сумме — 108); выраженностьсвойств оценивается от 1 до 12 баллов.
Оценка социального интеллекта выводитсякак среднее от суммы значений по 12 основным шкалам опросника. Средний балл социальногоинтеллекта выражается также в пределах от 1 до 12 баллов.
ПАЛ — «Профильный анализ личности».Методика адаптирована В.М. Погольшей в 1995-1998гг. Первая форма методики была созданав1958г. Т.М. Хендриксоном.
В настоящее время ПАЛ является превосходным средством для выявленияповеденческих характеристик индивида, особенно поведения в экстремальной ситуации.
САТ— "Измерение уровнясамоактуализации личности". В основе этой методики лежит адаптированныйтест Э. Шострома, измеряющий самоактуализацию как многомерную величину.
В 1981-84 гг. этот тест адаптировалиЛ.Я. Гозман и Ю.Е. Алешина (кафедра социальной психологии МГУ). Первоначально онназывался САЛ (самоактуализация личности), позднее закрепилось название САТ — самоактуализационныйтест.
В нем осталось 126 пунктов, каждыйиз которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. К 106пунктам, оставшимся после проверки на разброс, было добавлено еще 18 при введениишкал 13 и 14. Каждый пункт содержит два альтернативных суждения, одно из которыхдолжно быть в обязательном порядке выбрано испытуемым как в наибольшей степени соответствующееего взглядам и убеждениям. Ответ фиксируется в ответном листе и оценивается приобработке в 1 балл (при соответствии ключу).
Базовые шкалы и дополнительные шкалы в основном соответствуютопроснику Э. Шострома. При обработке учитывается, что чем выше балл по любой шкалетеста, тем выше самоактуализация субъекта.
"AMORE". Методика была создана В.Н. Куницыной в 1997-98гг.для выяснения установок и отношений к любви и интимной стороне человеческой жизни,а также для определения связи выделенных типов отношения к любви с аффилиацией.
Опросники «БЕТРОЗИ» и«ПРИМАТ». Для измерения типа привязанности В.Н. Куницыной были сконструированыдва опросника. Первый фиксирует привязанность к другу, подруге, родственнику, супругу;второй — привязанность к матери. В них представлены пять типов привязанностей: привязанностьбеспечного типа, тревожно-противоречивая привязанность, замкнуто-отстраненная привязанность,привязанность зависимого типа и истинная (зрелая) привязанность.
«ЛЕБЕДЬ». В основу даннойметодики положен безымянный опросник, опубликованный в журнале «Здоровье».В 1996-98гг.В.Н. Куницыной велась работа по модификации, проверке, валидизации теста.В окончательный вариант вошли 20 пунктов, по 6 возможных выборов в каждом. В результатеопроса более 600 человек, факторного и корреляционного анализа полученных материалов,многовариантной расшифровки с помощью экспертов — профессиональных психологов — удалось выделить 6 профилей, т.е. типов поведения и установок в интимной сфере человеческихотношений. Символические обозначения этих типов содержатся в одном из пунктов опросника,где испытуемому предлагается выбрать костюм для каранавала. Возможные варианты- священник (монахиня), фея, маркиза, бородач, куртизанка (проститутка), дикарь(всего 3 мужских и 3 женских профиля). Тест позволяет также определить девственностьи бисексуальность.
"Значимость другого человека".Методика В.Н. Куницыной содержит 12 критериев, по которым предлагается оценитьсвои отношения с другом и матерью. Половина суждений выражает отношения равенства,доверия, надежности («Является для меня образцом; защищает меня, поддерживает;понимает меня»). Второй блок суждений отражает неуверенность, подчинение, зависимость(«Временами сильно давит на меня; под его влиянием делаю то, что не собиралсяделать; постоянно занимает мои мысли; обеспечивает мое благополучие»).
Нечетные пункты опросника говорято психологической зависимости от значимого лица, четные пункты отражают взаимоотношенияпартнерства и доверия. Обработка результатов позволяет получить количественное выражениедвух тенденций во взаимоотношениях с главными значимыми лицами в жизни каждого человека.
Кроме того, опросник дает возможностьопределить смену значимых лиц опрашиваемого субъекта в разные периоды его жизнии то содержание, которое он вкладывает в понятие «значимый человек».
КОСКОМ (измерение коммуникативнойи социальной компетентности). Опросник разработан В.Н. Куницыной для измерения социальнойкомпетентности как сложного многоуровневого психологического образования, в которыйвходит социально-психологическая компетентность. К настоящему времени тест состоитиз 15 основных шкал, восемь из которых относится к личностным факторам. В каждойшкале содержится 6 суждений, три из них подразумевают положительный ответ, три других- отрицательный. Имеется также шкала лжи.
Целый ряд особенностей межличностногообщения — таких, как уровни понимания людьми друг друга, психологическая совместимостьи ее факторы — мало разработаны и требуют новых методов изучения. Необходимо такжеуделить внимание разработке проективных и полупроективных методов изучения общенияи его результативности.
Заключение
Окружающая нас жизнь сложна и многообразна, как и сам человек.Феномен человеческого общения является значимым для нас. Последние годы интереск теории и практике человеческого общения постоянно возрастает. Не один источникпо психологии никогда не сможет дать готовых рецептов, как действовать в той илииной ситуации. Вместе с тем изучение реальной многогранности всех видов, типов человеческогообщения, особенностей тех или иных ситуаций отрабатывает оптимальные психотехнологиикоммуникационного процесса, позволяет корректировать межличностные отношения. Знакомствас новыми достижениями в области человеческого общения позволяет руководителям достичьвысокого профессионального уровня в управлении людьми и группами.
Список использованной литературы
1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностноеобщение. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2002. — 544с.: ил.
2. 2. Квинн В. Прикладная психология. — СПб.: Питер, 2000. — 560с.
3. Основы психологии. Практикум/ Ред. — сост.Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во«Феникс», 2000. — 576с.
4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии:Учеб. пособие/ В.Д. Бадалин, В.К. Гайда, В.К. гербачевский и др. // Под общей редакциейА.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб.: «Питер», 2000. — 560с.
5. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие/ Под ред. проф.А.О. Прохорова.- СПб.: Речь, 2004. — 480с.
6. Психология личности в трудах зарубежных психологов. — СПб.: Питер, 2000.- 320с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Судебное решение 5
Реферат Баланс предприятия - основной источник информации (на примере Республиканского Унитарного Днепро-Березинского предприятия водных путей)
Реферат Маркировка как важнейшее средство информации о товаре. Требования к маркировке
Реферат 26. Международно-правовые вопросы населения
Реферат Аббревиатура и бленды в современном английском языке
Реферат Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственн
Реферат Композиция рисунка и последовательность его выполнения. Понятие перспективы
Реферат Формування лексико-фразеологічних норм в усному і писемному мовленні майбутніх учителів початкових
Реферат Психология личности Шпаргалки Гусева Т И
Реферат Характеристика маркетинговой политики салона красоты "Фиджи"
Реферат Образование государств-полисов VIII VI вв до нэ
Реферат Участие народов Башкирии в Отечественной войне 1812 г и в заграничных походах России в 1812-1817
Реферат A Sense Of Community By Rituals Essay
Реферат Business english
Реферат Искусство в системе мировых религий