Реферат по предмету "Разное"


1. Понятие и виды акций

1. Понятие и виды акцийАкция - ценная бумага, удостоверяющая долевое участие владельца в капитале деловой единице бизнеса, имеющего статус юридического лица в форме корпорации. Акция - доля акционера в имуществе, капитале и доходе компании. В соответствии с законом Об АО от 24 ноября 1995 года, акционерное общество - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное количество акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам АО и несут риск убытков, связанных с его деятельностью только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Уставный капитал обществасоставляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенной акционерами. Номинальная стоимость акций АО должна быть одинаковой. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный уставный капитал ОАО - 1000 МРОТ, ЗАО - 500 МРОТ.Виды акций:1.Обыкновенные. Их владельцы обладают всеми правами, предусмотренными акционерным правом, но не дающие никакихдоговорных прав. Обыкновенная акция позволяет её хозяину статьсовладельцем корпорации, иметь право голоса в принятии важнейших решений и получать соответствующие дивиденды. Каждая акция наделяет её владельца одним голосом на общем собрании акционеров. Вместе с тем обыкновенная акция не дает гарантии на получение дивиденда, так как он зависит от результатов деятельности корпорации и является частью чистой прибыли, оставшейся после выплаты налогов, то есть здесь имеет место остаточный принцип. Собственники обыкновенных акций пользуются определенными правами и полномочиями:а) право голоса при выборе в Совет директоров и право быть избранным в cовет директоров (имущественный ценз - минимально необходимое количество имеющихся у претендента акций). В компетенцию директоров входит: управление корпорацией, структурные изменения в капитале, распределение доходов корпорации (передача корпорацией собственности среди её акционеров в виде дивидендов).б) право получать дивиденды. Они определяются, исходя из годового оборота корпорации. Выплаты могут осуществляться и поквартально (как предоплата). Существуют следующие виды дивидендов: дивиденды наличными, имущественные дивиденды (обычно в случае ликвидации корпорации), дивиденды в форме акций (распределение дополнительных акций пропорционально количеству имеющихся акций у акционера).в) право переуступать собственность на обыкновенные акции (продажа,дарение, завещание, залог, обеспечение банковской ссуды);г) право голосовать по вопросам, касающимся имущественных интересов акционеров в корпорации (эмиссия новых ценных бумаг, продажа части активов корпорации);д) право проверять отчеты корпорации (реестр акционеров, баланс,налоговая ведомость и др.);е) право на ограниченную ответственность (в рамках принадлежащих им акций);ж) право на получение части активов в случае ликвидации корпорации.Каждая корпорация может выпускать обыкновенные акции:серии “А” - для учредителей корпорации (большие права и возможность получать большие дивиденды, как плата за риск);серии “Б” - для прочих инвесторов.Акции имеют цены: номинальную, рыночная, балансовая (бухгалтерская -стоимость активов или обязательств, отраженная в бухгалтерской отчетности), ликвидационная, залоговая, оценочная (при исчислении налога на собственность), стоимость для инвестора.2.Привилегированные. Гарантирует акционеру получение определенных дивидендов независимо от размера получаемой прибыли. Привилегированная акция не дает права голоса. Владелец данной акции имеет право на первоочередное получение дивиденда до выплаты по обыкновенным акциям. Величина дивиденда фиксирована. Доход может выплачиваться в виде процента к номиналу или в виде конкретной денежной величины (в случае акции без номинала). При подсчете подлежащего уплате подоходного налога корпорации, дивиденды по привилегированным акциям не подлежат вычету в качестве расходов (изчистой прибыли).Обычно привилегированные акции - именные ценные бумаги. Корпорация может выпускать несколько видов привилегированных акций, при этом каждая серия содержит неодинаковый объем привилегий. Корпорация в этом случае определяет очередность выплаты дивидендов по данным сериям. Виды привилегированных акций:а) участвующие и неучаствующие (право получения дивидендов сверх установленного уровня);б) кумулятивные и некумулятивные (учет ранее не выплаченныхдивидендов в последующем году);в) конвертабельные и неконвертабельные (право конвертироватьпривилегированные акции в обыкновенные).Номинальная стоимость привилегированных акций при размещении на должна превышать 25% от уставного капитала.Все акции общества по законодательству РФ являются именными.^ 2. Отличие акций от корпоративных облигаций.Корпоративные облигации и акции различаются по следующимпризнакам- по субъектам выпуска. Акции может выпускать толькоакционерное общество, тогда как облигации эмитирует любоепредпринимательское общество, государство, муниципалитеты, азависимости от законодательства конкретной страны;- по целям выпуска ценных бумаг. Акции выпускаются приобразовании акционерного общества или при увеличении его уставного капитала. К выпуску облигаций прибегают с целью временного привлечения дополнительных ресурсов, необходимых для предпринимательской деятельности (как правило, на длительный срок),без риска потерять контрольный пакет акций;- по статусу держателя ценных бумаг. Акционер находится вдолевых отношениях с другими участниками акционерного общества, выступая как совладелец. Облигационер является кредитором эмитента и не участвует в управлении акционерным обществом;- по формам и условиям выплаты доходов. Дивиденды по акциямвыплачиваются только из чистой прибыли; при ее наличии акционеры могут получать доход в течение всего времени существования акционерного общества, а проценты по облигациям являются составной частью издержек и подлежат выплате даже при отсутствии прибыли у эмитента.^ 3. Понятие и виды корпоративных облигаций.АО имеет право финансировать свою деятельность не только за счетвыпуска акций, но и облигаций. О – эмиссионная цб. О – именные и на предъявителя.КО- мб закладная, обеспечивается имуществом эмитента. М.б о подпервый заклад(имущественные претензии удовлетворяются в первую очередь), под второй з, под заклад финн активов(обеспечиваются цб.) отзывные(м.б погашены досрочно по желанию владельца), безотзывные( погаш. в установленный срок по номиналу). Корпоративные облигации делятся на конвертируемые и неконвертируемые. Конвертируемые облигации, как и конвертируемые привилегированные акции, подлежатобмену. Они дают право владельцу облигаций обменять их на акции этого же эмитента по определенной цене и в обусловленный срок, что делает их более привлекательными для инвесторов. Общество в свою очередь не имеет права размещать конвертируемые облигации, если количество объявленных акций определенных категорий и типов меньше того количества акций, право на приобретение которых предоставляют такие облигации. Владельцы реконвертируемых облигаций подобным правомпокупки акций не обладают. Обменные облигации, как разновидность корпоративных облигаций, предоставляют их владельцам право приобретать обыкновенные акции других обществ по фиксированной цене. При этом сами акции служат закладом, обеспечивающим выполнение обязательств эмитента. Надежность и доходность корпоративных облигаций можно определить, учитывая их рейтинг. (Рейтинг — оценка инвестиционных качеств облигаций с помощью расчетов определенных коэффициентов). Облигации, имеющие высокий рейтинг, зачисляются в высшую категорию и отличаются тем, что эмитент этих ценных бумаг при любых условиях выполняет взятые на себя при выпуске облигаций обязательства. Средний рейтинг имеют облигации, которым присущи элементы спекуляции: у владельца этих облигаций нет полной уверенности в срок получить по ним проценты и погасить их. На последнем месте в системе рейтинга находятся облигации с низкими инвестиционными качества уверенность в выполнении принятых эмитентом обязательств крайне мала. Рейтинги корпоративных облигаций служат надежным ориентиром не только при приобретении, но и при дальнейшем владении этими ценными бумагами.По ранее размещенным займам независимые организации регулярнопересматривают показатели оценки инвестиционых качеств облигаций, что влияет на их привлекательность для инвесторов.В России рынок корпоративных облигаций находится в стадии развития. Он составляет не более 1—2% выпуска акций. Между тем в развитых странах облигационная масса корпораций равняется от 10—15% до 60—65% общих объемов эмиссии корпоративных ценных бумаг.Федеральным законом «Об акционерных обществах» разрешеноакционерным обществам с 1 января 1996 г. эмитировать корпоративные облигации со сроком обращения менее одного года, что в условиях сохраняющейся нестабильности экономики, несомненно, повысит заинтересованность инвесторов в приобретении этих ценных бумаг, а также будет стимулировать их выпуск.^ 4. Понятие, виды и экономические функции векселей.Вексель - письменное долговое обязательство, составленное в предписанной законом форме и дающее ее владельцу безусловное право требовать по наступлении срока или досрочно от должника уплаты оговоренной в нем суммы . С юрид. т.зр. векселя делятся на: 1. Простые- это простое ничем не обусловленное обяз-во должника (векселедателя) уплатить по наступлении срока конкретную сумму кредитору (векселедержателю). Т.е. участвуют 2 лица. Такие векселя называют solo-векселя, т.к. имеется лишь 1 подпись должника. 2. Переводные (тратта)- письменный док-т, содер-й приказ векселедателя-кредитора, адресованный плательщику-должнику, уплатить деньги в опред. срок и а опред. месте получателю векселя или по его приказу др. лицу- ремитенту. Т.е. 3 лица: трассант- кредитор, трассат-должник, ремитент- получатель платежа. Это вексель д.б. акцептован. В зависимости от условий возникновения долга и выполняемых функций: 1. Коммерческие (товарные, покупательские)- основываются на реальной сделке по купле-продаже Т к кредит. В коммерческом обороте встреч-я безденежные, фиктивные векселя, кот. не связаны с потребностями оборота и выдаются с целью получения ДС посредством учета их в банке: дружеские, встречные, дутые. Дружеские векселя передаются платежес-м п/п в качестве дружеской услуги др. п/п, испыт-му финан-е затруднения и нуждающиеся в кредите для того, чтобы векселедер-ль расплатился векселем со своими кредиторами или учел в банке. Для гарантии от убытков векселедат-я векселедер-ль вручает своему контрагенту встречный вексель на ту же сумму. 2. Финансовые- следствие договора займа, когда 1 сторона получает от др. сумму денег, выдавая взамен вексель. Эти векселя испол. для пополнения оборотных средств: казначейские- краткоср. обяз-ва гос-ва (3,6,12 мес.),выпущенные для покрытия бюдж. дефицита; банковские (плательщик- банк). 3. Обеспечительные- испол. в качестве ср-ва обеспечения своевременности и точности исполнения обяз-ва по к.-л. др. сделке. Обязанная сторона выдает контрагенту соловексель сроком по предъявлении. Такой вексель м.б. предъявлен к платежу только при невыполнении векселедателя обяз-ва, кот обеспеч. вексель. Если платеж осущ. в срок, вексель погашается. Банками впускаются дисконтные и процентные векселя: 1. Дисконтом векселя называется такая операция, в которой банк, принимая вексель от векселедержателя, выдает ему сумму этого векселя до срока платежа по нему, удерживая в свою пользу некоторую сумму (учетный процент или дисконт) в момент учета векселя. Таким образом, путем учете каждый векселедержатель в случае необходимости имеет возможность превратить находящиеся у него векселя в наличные и безналичные деньги. 2. Вексель называется процентным в том случае, если на вексельнуюсумму начисляются проценты.__^ 5. Понятие и виды депозитарных расписок.Депозитарные расписки — это переводные свидетельства о владении акциями иностранной компании.Различают три основных вида депозитарных расписок: американские депозитарные расписки — АДР (AmericanDepository Receipts — ADR); глобальные депозитарные расписки — ГДР (GlobalDepository Receipts —СDR), созданные в 1990 г.; европейские депозитарные расписки — ЕДР (EuropeanDepository Receipts — EDR), созданные в 1999 г.Пока что не сложилось единого мнения относительно четкого разделения их особенностей и случаев их использования.По мнению зарубежных экономистов, американские депозитарныерасписки обращаются на рынке США, они деноминированы вамериканских долларах, европейские — только на рынках стран Западной Европы (в основном, в Лондоне и Люксембурге), а глобальные могут котироваться в Европе и в США (посредством частного или публичного предложения вновь выпущенных ценных бумаг). С юридической точки зрения, с технической и административной сторон, с точки зрения правил проведения операций они практически идентичны.В 1990 г. в США появилась новая разновидность АДР — ограниченные депозитарные расписки (RADR — Restricted American DepositoryReceipts). Они могут обращаться только среди квалифицированных институциональных покупателей (Qualified Institutional Buyers), и требования к ним со стороны Комиссии минимальны.Один из новейших инновационных продуктов интеграциимеждународного рынка капиталов, вызывающего постоянное появление новых финансовых инструментов, на рынке негосударственных ценных бумаг — европейские депозитарные расписки — ЕДР (European Depository Receipts — EDR), разработанные Ситибанком и Парижской фондовой биржей в 1999 г. ЕДР предоставляют возможность использования рынка акций Европы, деноминированных в новой денежной единице — ЕВРО.целом, все преимущества, получаемые эмитентом при выпускедепозитарных расписок, можно классифицировать следующим образом:коммерческие: расширение рынка предложения ценных бумаг компаниейпосредством быстрого и широкомасштабного предложения; улучшение имиджа предприятия;финансовые: выход на международный рынок капиталов; стабилизация или повышение котировок акций фирмы-эмитента; гибкость капиталовложения;стратегические: расширение круга потенциальных инвесторов; получение действенного механизма и выгодногоинструмента для слияний и приобретений.^ Депозитарные расписки бывают следующих четырех видов:1. Частное владение (Правило 144). В данном случае акции зарубежных компаний не поступают на открытый рынок, а приобретаются напрямую инвесторами страны распространения расписок. Таковыми инвесторами, как правило, являются крупные частные инвестиционные фонды. В соответствии с Правилом 144 выпуск данных расписок не требует регистрации в Комиссии по ценным бумагам США, и тем самым компании, акции которых выпускаются в виде ДР, имеют право не декларировать свою финансовую информацию по американскимстандартам. В связи с тем, что расписки не поступают в свободнуюпродажу, они приобретаются со значительным дисконтом из-за своей низкой ликвидности. Более того, они несут в себе значительный информационный риск ввиду отсутствия подтвержденной финансовой документации по стандартам страны распростанения.2.Уровень I ДР. Это самый простой способ вывода акций на зарубежные финансовые рынки.ДР первого уровня, как и в случае с частным распространением, непроходят регистрации в Коммисии по ценным бумагам и биржам США, и компании не обязаны публиковать свою финансовую информацию по американским стандартам. После конвертации акций в расписки ДР поступают в свободное обращение на американский рынок. Они торгуются исключительно «за прилавком» и не попадают на основные биржи. В целом первый уровень ДР позволяет компаниям пользоваться всеми преимуществами публичной компании без каких-либо серьезныхзатрат на регистрацию выпуска ДР и без изменения своих стандартов бухгалтерского учета. Этим и можно объяснить растущую популярность уровня I у многих компаний по всему миру.3.Уровень II ДР. Данный уровень, при выполнении всех требований по регистрации и перевода бухгалтерского учета на американские стандарты, позволяет компаниям попадать в листинг крупных бирж, таких, как NASDAQ или Нью-Йоркской фондовой биржи. 4.Уровень III ДР. В дополнение к преимуществам второго уровня ДР уровня III дают компаниям право публичного размещения расписок с возможностью привлечения капитала.__^ 6. Определение, участники и инфраструктура рынка еврооблигаций.Иностранными считаются облигации, которые выпущены инвесторами, иностранными по отношению к стране размещения. Евробонды представляют среднесрочные и долгосрочные облигации государств и компаний, предназначенные для размещения среди инвесторов различных стран, осуществляющих операции на рынке евровалют.Евробонды можно классифицировать на три группы:- с фиксированной процентной ставкой. Эта группа занимает наибольший удельный вес в общей сумме обращающихся на рынке евробондов; - с плавающей процентной ставкой. Данная группа появилась в 1970 году, и ее удельный вес имеет тенденцию к увеличению; - конвертируемые в обыкновенные акции.При размещении евробондов ведущее место занимают иностранныеинвестиционные банки-андеррайтеры. Как правило, исходя изформальных условий выпуска еврооблигации проходят процедурулистинга на одной из ведущих европейских фондовых бирж(Люксембургской, Лондонской, Франкфуртской), что существеннорасширяет круг потенциальных инвесторов на внебиржевом рынке.Расчеты по сделкам с еврооблигациями осуществляются черездепозитарно-клиринговые системы: Euroclear и CEDEL.Все участники торговли рынка евробондов объединены всаморегулируемую организацию ISMA («Ассоциация участниковмеждународного рынка ценных бумаг»), которая разработала и внедрила правила - стандарты торговли евробондами, требования к членам ассоциации, а также порядок разрешения спорных ситуаций.Регулирование рынка евробондов в отличие от размещения АДРотличается большей либеральностью, поскольку не требуется отэмитентов подтверждения соблюдения норм законодательствагосударства, где выпускаются евробонды.Мерой надежности эмитента при выпуске евробондов выступаеткредитный рейтинг, который осуществляется специализированными агентствами (Standart & Poor's , Moody's, Fitch IBCA) и характеризует ценные бумаги следующим образом: Ааа (ААА) -высшее качество; Аа (АА) - высокое качество; А - качество выше среднего; Ваа (ВВВ) - среднее качество; Ва (ВВ) - преимущественно спекулятивные; В – низкое качество; Саа (ССС) - вероятно невыполнение обязательств; Са (СС) - весьма спекулятивные; С - низшее качество; DDD – невыполнение обязательств.__^ 7. Российские корпоративные эмитенты на рынке американских депозитарных расписок и еврооблигаций. Первой российской компанией, эмитировавшей свои ценные бумаги за рубежом, стало предприятие связи «Вымпелком» (оператор московской сотовой сети «Билайн»). Давно обращающиеся на вторичном рынке американские депозитарные расписки третьего уровня надежности на акции «Вымпелкома» (что является достаточно высоким достижением для страны с переходной экономикой) появились на Нью-Йоркской фондовой бирже в 1995 г. Крупная компания российского энергетического сектора — РАО «Газпром» в октябре 1996 г. выставила на продажу на международном рынке через андеррайтера (агента по размещению) «Морган Стэнли» 9% своих акций, что стало примером широкомасштабного выхода российских ценных бумаг на мировую арену после распада СССР. Осенью 1996 года, после получения международного кредитного рейтинга Российская Федерация впервые вышла на международный рынок капитала с выпуском еврооблигаций, номини-рованных в долларах США. Вплоть до лета 1998 г. Правительство России неоднократно прибегало к внешним заимствованиям с помощью евробондов (номинированных в долларах США, немецких марках и итальянских лирах, всего - 9 выпусков еврооблигаций), доведя номинальный объем рынка еврооблигаций РФ до 16 млрд долларов США. После финансового кризиса августа 1998 года, приведшего к фактическому дефолту по внутреннему государственному долгу и резкому снижению международных кредитных рейтингов РФ, международный рынок капитала для новых. займов Правительства России стал недоступен - во всяком случае, до окончательного урегулирования проблемы внешнего долга Российской Федерации. Российские корпоративные эмитенты, среди которых: компании Сибнефть, Татнефть, Мосэнерго, ЛУКойл, а также пять крупных банков, впервые присоединились к участникам рынка еврооблигаций в том же году, что и Правительство РФ. Кроме того, еврооблигации выпустили правительства трех субъектов РФ: Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской .области.8. Понятие форвардного контракта: Форвардная цена, цена поставки и форвардного контракта.^ Форвардный контракт – это соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается вне биржи. Все условия сделки оговариваются контрагентами в момент заключения договора. Исполнение контракта происходит в соответствии с данными условиями в назначенное время. Форвардный контракт может заключаться либо: 1) для осуществления реальной продажи или покупки базисного актива и страхования продавца или покупателя от возможного неблагоприятного изменения цены (поставочный контракт); либо: 2) для игры на разнице курсовой стоимости активов (беспоставочный контракт). Заключение контракта не требует от контрагентов каких-либо расходов. Исполнение контракта происходит в соответствии с условиями, которые были согласованы участниками в момент его заключения. В типичном форвардном контракте, заявкой на поставку актива в будущее время и с оплатой по доставке, две стороны встретились и согласились на условия, которые они считают взаимовыгодными. При заключении форвардного контракта стороны должны осознавать недостатки, присущие самой его природе. ^ Недостатки форвардного контракта.Во-первых, пусть две стороны заключили контракт о поставке через год товара Х по цене $1 за кг. Обе стороны должны верить друг другу, что контракт будет выполнен, как и обещано. Ведь через год на рынке спот цена товара Х может оказаться, скажем, $2 за кг. В таком случае у продавца возникнет понятное желание не выполнить контракт. Сильные мотивы по дефолту по контракту известны заранее обеим сторонам. Поэтому этот тип контракта может иметь место только между сторонами, которые знают и верят друг другу относительно исполнения обязанностей. Уже это ограничивает распространение данного вида контракта.Вторая проблема – сложность нахождения торгового партнера. Ведь обе стороны должны иметь одинаковые желания по срокам, объемам и качеству товара. Это также ограничивает распространение данного вида контракта.Третья проблема. Допустим, одна сторона вдруг решила, что ей выгоднее поставить товар не через год, а через полгода. И эту проблему надо будет как-то урегулировать. Форвардный контракт – это твердая сделка, т.е. сделка, обязательная для исполнения. Предметом соглашения могут выступать различные активы: товары, акции, облигации, валюта и т.п. Лицо, которое обязуется поставить соответствующий актив по контракту (продавец), открывает короткую позицию, т.е. продает форвардный контракт. Лицо, приобретающее актив по контракту (покупатель), открывает длинную позицию, т.е. покупает контракт. Цена поставки (К) – это цена, согласованная при заключении контракта, по которой сделка будет исполнена. Цена поставки остается неизменной в течение всего времени действия контракта. ^ Форвардная цена (F) – это цена базисного актива для определенного времени в будущем Форвардная цена – это более общее понятие по сравнению с понятием ценой поставки. Оно характеризует конъюнктуру данного актива относительно определенного момента времени в будущем Форвардная цена при непрерывно начисляемом проценте F = S e rT,где r – непрерывно начисляемая ставка без риска;Т – время действия контракта в годах;е – иррациональное число, приблизительное равное 2,718281828459045 Форвардная цена товара где ^ F – форвардная цена товара;S – спотовая цена товара;Т – период действия форвардного контракта;r – ставка без риска для периода Т;Z – расходы по хранению и страхованию товара за период Т. Цена форвардного контракта (f) Форвардный контракт можно перекупить на вторичном рынке: контракт приобретается третьим лицом через некоторое время после того, как он был заключен в прошлом^ 9, Фьючерсный контракт. Различия между фьючерсами и форвардами. Организация фьючерсной торговли.Фьючерсный контракт (как и форвардный) – это соглашение о покупке или продаже актива в определенное время в будущем по определенной цене (но, в отличие от форвардного контракта) на бирже. ^ Биржа (расчетная палата) сама разрабатывает условия фьючерсного контракта, и они являются стандартными для каждого базового актива. По сравнению с форвардными контрактами, фьючерсные контракты высоколиквидны, поскольку их условия одинаковы для всех инвесторов. В то же время, стандартный характер условий контракта может оказаться неудобным для контрагентов. Например, им требуется поставка некого товара в ином количестве, в ином месте и в другое время, чем это предусматривается спецификацией контракта на данный базовый актив. Кроме того, на бирже может вообще отсутствовать фьючерсный контракт на актив, в котором заинтересованы контрагенты. Исполнение фьючерсного контракта гарантируется расчетной палатой. Именуются контракты по месяцу их исполнения. Например, мартовский фьючерс. Это означает, что контракт истекает в марте. Фьючерсные контракты обычно бывают краткосрочными: до нескольких месяцев. Однако существуют и долгосрочные фьючерсы, срок действия которых насчитывает несколько лет. В мировой практике котировка фьючерсного контракта дается в расчете на единицу базового актива. В основе контракта могут лежать как товары, так и финансовые инструменты. Контракты, базовыми активами которых являются финансовые инструменты, а именно, ценные бумаги, фондовые индексы, банковские депозиты, драгоценные металлы, называются финансовыми фьючерсными контрактами. Контракты, базовыми активами которых выступают собственно товары, называются товарными фьючерсными контрактами. Биржа должна четко определить содержание контракта: актив, величину контракта, место и сроки поставки.^ Актив. Если активом является товар, он может иметь несколько степеней качества. Следовательно, биржа должна обусловить сорт или несколько сортов товара, удостоверяющих ее требованиям. Цена некоторых товаров зависит от сорта поставки. Финансовые активы во фьючерсных контрактах, как правило, очень хорошо и однозначно определены. Например, нет необходимости указывать сорт евро. Но некоторые финансовые активы требуют приведения к некоторой основе (базе). Особенно это относится к процентным фьючерсам (см.: тему 5). ^ Величина контракта. Величина контракта определяет количество актива, поставляемого в рамках контракта. Этот момент для биржи очень важен. Контракт не должен быть слишком велик (тогда многие инвесторы не смогут прибегать к помощи биржи), но и не должен быть слишком мал (торговля может стать невыгодной). Правильная величина зависит от вероятного пользователя. ^ Условия поставки. Место поставки, вид транспорта и вид упаковки должны быть указаны биржей. Характеристика Фьючерс Форвард Стороны договора Расчетная палата – общий покупатель и продавец; конкретные партнеры в контракте обезличены. Два конкретных хозяйственных контрагента. Вид прав-обязательств Свободно заменяемые, переуступаемые. Непереуступаемые. Эмитент и гарант Биржа (расчетная палата) Отсутствует Регламентация Стандартизированные контракты. Устанавливается сторонами сделки. Частота поставки 2-5% 100% Дата поставки Допускает диапазон поставок Обычно одна конкретная дата Величина взносов Определяется биржевыми правилами. В зависимости от доверия сторон. Расчет Производится ежедневно Осуществляется в конце срока Закрывается Как правило, досрочно Как правило, поставкой или наличным расчетом Кредитный риск Практически отсутствует Существует Способ торгов Биржевая процедура. Договорная процедура. Дополнительные различия: 1) в торговле фьючерсами на биржах принимается режим отметки по рынку (Marking-to-Market); 2) фьючерс может становиться базисом опциона. ^ Месяцы поставки. Фьючерсные контракты различаются по месяцам поставки. Биржа должна точно указать период на протяжении месяца, в течение которого может быть выполнена поставка. Во многих фьючерсных контрактах период поставки растягивается на весь месяц. Месяцы поставки изменяются от контракта к контракту и выбираются биржей, исходя из интересов участников сделок. ^ Котировка цен. Котировка фьючерсных цен проста и понятна. Например, фьючерсные цены на сырую нефть на NYMEX котируются в долларах за баррель с двумя десятичными цифрами после запятой (т.е. с точностью до цента). Фьючерсные цены на казначейскую облигацию и казначейский билет на Чикагской продуктовой бирже котируются в долларах и 1/32 долях доллара^ Различия между фьючерсными и форвардными контрактами Таблица.Отличия торговли фьючерсами от торговли другими ценными бумагами и опционами обнаруживается в «яме». Во-первых, на фьючерсных биржах отсутствуют «специалисты», или маркет-мейкеры. Вместо этого члены биржи выступают биржевыми брокерами, т.е. исполняют приказы клиентов. Кроме того, члены биржи могут выступать биржевыми трейдерами. Они исполняют сделки за собственный счет. Биржевые торговцы в определенном смысле похожи на маркет-мейкеров, как и биржевой трейдер они должны иметь запас фьючерсных контрактов и могут действовать как дилер. Но, в отличие от маркет-мейкеров, биржевой трейдер это делать не обязан. Во-вторых, все фьючерсные приказы должны осуществляться путем «аукциона выкриком». Это означает, что любой член биржи, желающий купить или продать фьючерсный контракт, должен устно произнести (выкрикнуть) приказ и цену, по которой он желает заключить сделку. Таким образом, приказ будет слышен всем людям в «яме», что позволит начаться аукциону, и в результате приказ будет исполнен по наилучшей из возможных цен. ^ Расчетная палата биржи (exchange clearinghouse) – это подразделение биржи, выступающее посредником при осуществлении фьючерсных сделок. Она гарантирует выполнение обязательств каждой из сторон сделки. (1) требования брокеров к продавцам и покупателям внести первоначальную маржу; (2) осуществление ежедневного клиринга счетов покупателей и продавцов; (3) требование поддержания каждый день покупателями и продавцами определенной маржи. При открытии позиции по контракту его участник должен внести гарантийный взнос (залог). Этот взнос (залог) называется начальной, депозитной или операционной маржой (performance margin). По величине маржа составляет обычно от 5 % до 15% стоимости контракта Сумма выигрыша или проигрыша, начисляемая по итогам торгов, называется вариационной или переменной маржой Расчетная палата устанавливает минимальную сумму средств, которая должна находиться на счете участника торгов, имеющего открытую позицию. Она называется поддерживающая маржа (variation margin). Она может равняться или быть ниже начальной маржи. ^ 10,Фьючерсная цена, базис, и цена поставки. При заключении фьючерсного контракта участники согласовывают цену базисного актива с поставкой в определенный момент в будущем. Она называется фьючерсной ценой (F). Важно подчеркнуть, что согласованная фьючерсная цена не фиксируется во фьючерсном контракте. Она фиксируется только по счету каждого из участников сделки как цена открытия позиции. Фьючерсная цена может быть выше или ниже текущей цены спот базового актива. F = S + I + Z, где ^ S – цена спот базисного актива;I – процент;Z – расходы по хранению и страхованию;F – фьючерсная цена Ситуация, когда фьючерсная цена выше цены спот, называется контанго (премия к цене спот). Ситуация, когда фьючерсная цена ниже цены спот, называется бэквардейшн (скидка относительно цены спот). ^ Базисом (b) называется разница между ценой спот (S) базисного актива и фьючерсной ценой (F); т.е.: b = S – F. В зависимости от того, выше фьючерсная цена или ниже спотовой, базис может быть отрицательным или положительным. К моменту окончания периода действия контракта базис будет равен нулю, так как фьючерсная и спотовая цены сойдутся. По своей величине базис представляет собой не что иное, как цену поставки базового актива. Понятие «цены доставки» является одним из центральных моментов определения фьючерсной цены^ Цена поставки – это все затраты, связанные с владением базовым активом в течение действия контракта и упущенная прибыль. Цена поставки включает в себя следующие элементы: А) расходы по хранению и страхованию актива; Б) процент, который получил бы инвестор на сумму, затраченную на приобретение базисного актива; процент, который инвестор уплачивает по займу. Разность между двумя фьючерсными ценами для разных месяцев поставки называется спрэд. Он равен:Спрэд = F2 – F1, где F1 – фьючерская цена контракта с более близкой датой истечения; F2 – фьючерсная цена контракта с более отдаленной датой истечения.^ 11. Фьючерс на акции, фондовые индексы, валюту и проценты. Фьючерсные контракты на акции были известны в Голландии уже в XVII веке. Однако до недавнего времени они не пользовались большой популярностью и были представлены в 1980-е и 1990-е годы лишь на периферийных биржах. В 1990-е годы контракты на акции появились и в России. Например, торговля ими велась на Московской центральной фондовой бирже (МЦФБ). Интерес к фьючерсам на акции с новой силой возродился в январе 2001 года, когда торговлю на них открыла LIFFE. Это вызвало интерес в США, так как на LIFFE стали торговаться фьючерсы на акции американских компаний. В ноябре 2002 г. фьючерсы на акции появились в США. Фьючерсы на акции составляют альтернативу коротким продажам акций на спотовом рынке и по сравнению с ними обладают рядом преимуществ. ^ На спотовом рынке для осуществления короткой продажи инвестор должен занять акции у брокера и уплатить ему за это процент. Объем торговли ограничивается возможностями заимствования бумаг. Короткую продажу на спотовом рынке можно осуществлять только в рамках правила uptick, т.е. предшествующая короткой продаже котировка акции должна идти вверх. При торговле фьючерсом на акции правило uptick не действует. ^


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.