1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения. Теология условна. Теологический подход – апологетический подход (апологетика – защита истинности). Для богословско-теологического подхода религия есть сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это объяснение религии с позиции верующего человека. С точки зрения теологии понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом «встречи с Богом». Отражается в названии: Православие – правильная защита Бога. Других христиан они называют кривославные, а нехристиан – иноверные.Католицизм (католикос вселенский). Папа Римский – главный христианский пастор мира.Пуритане – чистые + Гугеноты = кальвинизм.Ислам – «мир». Мусульмане – преданные истинному Богу. Есть понятие «Зимнии» - это люди книги (Библии). В исламе есть понятие «джихад» («моральное превосходство»), борьба с неверными. Иудаизм – «религия избранного народа».Буддизм – самая толерантная к другим религиям. Буддизм не запрещает находиться одновременно в нескольких религиях. Дхарма – это буддийская истина. ^ Наука смотрит на религию как на многообразный опыт человечества. Светский ученый при анализе религии руководствуется принципом «свободы совести» (ст. 28 конституции РФ: каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними). Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жизни: каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей, как действуют те или иные религиозные организации, каковы функции религии в обществе и пр. Наука «изучает» религию, а философия над ней «размышляет». Научное знание о религии не религиозно, не антирелигиозно. ^ Основные разделы Религиоведение сегодня включает ряд разделов, основными среди которых являются философия, социология, психология, феноменология, история религии.^ Философия религии—совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии # них осуществляется под углом зрения какого-либо субординирующего принципа—материализма, экзистенциализма, феноменологии,' герменевтики, прагматизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа. Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее /возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию. Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей. Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения. История религии обрисовывает движущийся во времени мир религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. ^ 2. Широкий и узкий смысл понятия религия. Светская религия и ее формы.Религия – от латинского – объединять, связывать.Широкий смысл: Религия понимается как система высших абсолютных священных ценностей и смыслов, которые определяют смысл жизни. Фромм говорил о религии чистоты.^ Узкий смысл: Религия – это мировоззрение, мировосприятие и мироотношение, которые основываются на признании высшего, абсолютного священного начала.Этот термин употребляется в научной литературе и публицистике как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле слова под религией подразумевается один из важнейших элементов духовной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога (монотеизм) или нескольких богов (политеизм).Религия в узком смысле слова (конкретная религия) - это своего рода духовная общность людей, имеющая единое происхождение, характеризующаяся определенной догматической и культовой спецификой и не сводимая к более крупным организмам такого же характера.^ Светская трактовка: Религия понимается как наделение священными качествами на уровне массового сознания различных явлений и процессов из политической, экономической, культурной и спортивной жизни. Фанатские движения + культ политических лидеров, классов, партий. Новые формы сейчас – киберрелигия. Была, например, битломания. Если рассматривать в более широком смысле слова, то социологи утверждают, что в действительности отсутствуют «светские общества», и что слово «нерелигиозный» зачастую просто неправильно употребляют. Социологи говорят о том, что «нерелигиозные люди» - это просто те люди, кто получает сведения и оценивает систему, прежде всего, сначала с позиции альтернативы, то есть со стороны светских, культурных или иначе представленных систем (то есть религий), а не традиционных религиозных система. Что интересно, так это то, что подобно традиционным религиозным учениям, «светские религии», такие как коммунизм, учение Платона, Фрейдистская психология, нацизм, пантеизм, атеизм, национализм и так далее одобряют многие ораторы. В таких странах ораторы и лидеры государства утверждают, что они представляют народу универсально действительную и применимую Правду. Подобно традиционным религиям, светские системы подчинены как быстрым, так и постепенным изменениям. Эти изменения могут касаться популярности, модификации, и исчезновения. Эти факторы являют немногими из факторов, которые помогают сделать оценку размера «светской религии» в обществе, то есть атеистов, агностиков и просто нерелигиозных людей.^ 3. Религиозное сознание. Его уровни.Существует 4 основных элемента в религии:- религиозное сознание- религиозное действие- религиозные отношения- религиозные организацииР. Сознание – это главный элемент, основанный на вере. Вера, по определению Апостола Павла, - это уверенность в невидимом и осуществлении ожидаемого. В религиозной вере объект не подлежит сомнению. Есть 2 уровня религиозного сознания: 1) теоретический - это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций. В ее состав входят: 1) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, теология, богословие, символы веры и т. д.); 2) осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства, т. е. религиозно-экономические, 3) религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм, христианский экзистенциализм, христианская антропология, метафизика всеединства и др.). Священное писание и интерпретация. Самый старый – Веды (индуизм). Библия писалась более 1500 лет. В православном Ветхом завете 50 книг, 11 из них отмечены звездочкой, так как они считаются не каноническими (например, книги об иудеях). В католицизме те же книги, но некоторые соединены, так получается 45 книг. У протестантов – 39 книг (канонических). У иудеев в Священном Писании тоже 39 книг. В новом завете – 27 книг. В западном христианстве есть доказательство существования Бога, а в православии – нет. 2) обыденный уровень, конкретный опыт. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, влечений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагментарном виде - разрозненных представлений, взглядов или отдельных узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции - чувства и настроения, содержание сознания облечено в наглядно-образные формы. ^ 4. Религиозные действия. Культовые и внекультовые действия. Религ.деятельность представляет собой"движущий", "беспокойный" компонент. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов, групп, институтов и организаций. Нерелигиозная деятельность осуществляется во внерелигиозных областях: экономическая, производственная, профессиональная (в различных сферах разделения труда), политическая, государственная, художественная, научная. Она может быть религиозно окрашена, в качестве одного из ее мотивов может выступать религиозный мотив. Но по объективному содержанию, предмету и результатам - это внерелигиозная деятельность. Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. Существуют два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность образуют разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии сочинение богословских произведений и т. д. Разновидностями практической внекультовой деятельности являются производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в религиозных организациях и институтах, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах. Следует подчеркнуть, что, как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере проникают и элементы культа. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Прежде всего выступает в виде культового текста (тексты Священного Писания, Предания, молитв, псалмов и пр.) Воспроизведение этих текстов актуализирует в сознании участников религиозные образы и мифы («драматизация религиозного мифа»). Культ – есть реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. С точки зрения христианства действия культовые – это все, связанное с почитанием Бога, святых и молитвы, совершение таинств: крещение, миропомазание, причастие, исповедование, священство, брак, соборование. Грехи – чревоугодие, похоть, гнев, лень, гордость, зависть, жадность. Обряд носит символический характер. Символ – знак, образ, воплощающий какую-либо идею или представляющий какой-либо образ. Символами могут быть вещи (крест – символ христианской веры…), действия (крестное знамение…), мифы, предания (библейское повествование о сотворении мира…).^ 5. Религиозные отношения. Их виды и формы.Религиозные отношения, как и другие виды общественных отношений, характеризуются наличием статусов и ролей. Первые отношения развертываются в плане сознания, однако проявляются в действительных отношениях между людьми, например, между мирянином и священнослужителем. Имеются различные способы фиксации и опосредования религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать: 1) предметы неживой и живой природы - храм, икона, крест, распятие, ступа, "черный камень", корова, крокодил, голубь и т. д., - и тогда религиозные отношения принимают предметную, вещную форму; 2) индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель "дара" и др.; в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации взаимных связей верующих и т.д.^ Виды отношенийСледует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые актуализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действительные отношения между религиозными индивидами, организациями. Например, занимаясь духовным производством, теологи вступают друг с другом в определенные отношения обмена информацией; "богословских собеседований. Эти отношения, развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимосвязях людей. Во время отправления культа складываются отношения евхаристического соединения, исповедальности, проповеднические, обрядовые и др. Православное венчание, например, включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение устанавливает связь "крестного сына (дочери)" с "крестными родителями (отцом и матерью)". Религиозные отношения подразделяются на внутрицерковные, межцерковные и внецерковные. Внутрицерковные отношения складываются в процессе культовой деятельности: между рядовыми верующими; между мирянами, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений; между священнослужителями различных рангов. Межцерковные отношения включают в себя отношения между организациями различных вероисповеданий, их руководящими органами. Внецерковные отношения возникают в тех случаях, когда поведение людей в различных областях общественной жизни определяется религиозными нормами и установлениями.№^ 6 Религиозные организации Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определённых целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: 1) Выработка систематизированного вероучения; 2) Разработка систем его защиты и оправдания; 3) Руководство и осуществление культовой деятельности; 4) Контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм; 5) Поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом. Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию.Церковь - это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определённого обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство. Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в “избранничестве Божьем”, проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации. ^ Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создаётся на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатана). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.№^ 7Статистика религиозной принадлежности современного населения мира.Христианство(2 млрд):1) Католицизм(более 1 млрд) - Франция Лат. Америка, Испания, Португалия, Польша. Самый строгий – в Польше и Португалии – запрет абортов.2) древне-восточное христианство(15 млн африка)3) православие(200 млн). Основная часть – Европа. Самая большая по численности православных страна – Россия. Существует 15 поместных церквей, для которых характерна эесткая иерархия: главный патриарх – Константинопольский, затем – Александрийский (в Африке), затем – Антиохийский (всея Востока), иерусалимский, московский и всея Руси.4) Лютеранство(более 80 млн) - Швеция. Норвегия, Дания, север Германии5) Протестанизм(более 700 млн):1 Пятидесятники (более 500 млн)2 баптизм 80 млн США. Обама – баптист. В Вашингтоне – совет баптистов. По численности баптистов в Европе 1 место – Украина.3 кальвинизм Швейцария4 англиканство ЮАР и Южная Африка (более 60 млн)5 методисты США. Буш и Клинтон были методистами.6 мормоны восточное побережье США. Основной город – Солт-Лейк-Сити. 7 адвентисты 20 млн. Самые крайние – адвентисты седьмого дня (канун перед Рождеством 4 недели ведут ЗОЖ)8 Свидетели Иеговы 15 млн. Они отрицают ад. Их центр – в Бруклине.Ислам 1млрд300млн1Мусульмане-Сунниты 90% - Индонезия, Сев Кавказ, Узбекистан2Шииты - Иран Азербайджан ТаджикистанИндуизм 1 млрдБуддизм 400 млн юго-восточная Азия, но не Индия.Даосизм и Конфуцианство. Их численность постоянно растет. Сейчас около 300 млн чел. Традиционное верование (более 30 млн)Иудеи 15 млн СшаСикхи индия – 20 млн.Атеисты – 1 млрд 200 млн. основная часть – в Китае. ^ 14. Лютеранство. Кальвинизм. Англиканство. 16 век – возникновение протестантизма. Его история начинается 31 октября 1517г., когда Мартин Лютер на ворота храма повесил док-т, где он сформулировал 95 тезисов против католической церкви. Источник веры – священное писание. Из таинств только крещение и причащение. Мартин Лютер сказал «Твоя профессия- это призвание перед Богом». Главное положение этого учения: существует один истинный Бог в трёх Ипостасях — Отец, Сын, и Святой Дух. Лютеране считают, что после грехопадения Адама все люди рождаются грешными, то есть в состоянии прирожденной неспособности не нарушать Божью волю. Посему, неизбежно все они навлекают на себя Божье осуждение, перед которым никто из людей не в состоянии оправдаться своими собственными силами или поступками.Кальвинизм: Жан Кальвин: Возник в 1630-х гг. в Женеве. В конце 16 — начале 17 вв. Крещение и причащение только символы. Нужно следовать принципа мирского аскетизма. Есть учение о «божественном предопределении»: все люди разделены на избранных и неизбранных, если тебе в твоих делах не везет, ты либо неизбранный, либо это не твое призвание. Кальвин делает вывод, что если ты бедный и больной – ты грешный. Кальвинизм распространился за пределы Швейцарии, во Франции получает название гугеноты, в Германии – реформаты, в Англии – пуритане. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Англиканство. 1534г - возникновение англиканской церкви. Повод – папа римский запретил развод королю Англии, и он создал церковь. Это 1ая протестантская церковь, которая в качестве епископов признает женщин. Это королевская церковь, духовный архиглава – епископ Кентерберийский. Первые общины возникли в начале 18 в. Признают полное погружение в воду в крещение, крещение признается только после достижения совершеннолетия. Существует учение «О церкви на белом престоле», (про апокалипсис – они его избегнут). №^ 8 религиозная ситуация в современной РоссииПравославие — 75 %. Самая крупная и влиятельная конфессия — Русская православная церковь (Московский патриархат) — имеет около 12000 зарегистрированных приходов, монастырей, миссий, образовательных и иных учреждений. Согласно социологическим опросам, до 70 процентов россиян считают себя православными, при этом приблизительно 7 процентов из них регулярно посещают храмы и соблюдают основные православные обряды и предписания.Ислам — 5 %. Третье место по количеству зарегистрированных в России общин занимает Ислам (второе после православия по числу верующих). Мусульманское сообщество имеет 3650 зарегистрированных организаций. Однако еще большее количество исламских общин существует без государственной регистрации. ^ Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше. Старообрядческие, иудейские, католические и буддистские объединения насчитывают соответственно 257, 248, 228 и 190 зарегистрированных организаций. Имеются и религиозные организации, имеющие незначительное количество последователей и исчисляемые всего несколькими зарегистрированными приходами. Это молокане, духоборы, толстовцы, копты, квакеры, сикхи, караимы и другие.Неверующие — 8 % .Протестантизм. Другим крупнейшим направлением христианства в нашей стране является протестантизм, представляющий собой множество самостоятельных церквей, связанных происхождением с Реформацией. Сюда относятся лютеране, евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты, пресвитериане и другие деноминации, имеющие около 4750 зарегистрированных общин. Общее количество членов протестантских конфессий, по данным независимых экспертов и Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, составляет до полутора миллионов человек. ^ 9. Религиозные организации Ивановской области. В Ивановской области более 260 организаций, из которых более 200 – организации русской православной церкви. В период советской власти Преображенский Собор был единственной церковью в Иванове. В Иванове на первом месте – православие, на втором – мусульманство, на третьем – протестантство: пятидесятники, баптисты, седьмого дня, свидетели Иеговы (Тейково), новоапостольская церковь. + буддисты и рэриховцы. 1) Иваново-Вознесенская и Кинешемская епархия Русской Православной Церкви 2) Мусульманское религиозное объединение Ивановской области Мечеть, проспект Строителей 3) Местная религиозная организация «Еврейская община г. Иванова» 4) Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня 5) Объединение Церквей Евангельских Христиан-баптистов Владимирской и Ивановской областей. 6) Религиозная Организация Христиан Веры Евангельской «Ивановский христианский центр». 7) Религиозная организация Римско-Католической Церкви Приход «Вознесения Господня». 8) Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Иваново 9) Ивановская община Волжского регионального отделения Новоапостольской Церкви 10) Местная религиозная организация Старообрядческая община г. Иваново Русской Православной Старообрядческой Церкви 11) Ассоциация христиан веры евангельской Пятидесятническая Церковь Бога 12) Церковь «Эммануил» (пятидесятники) №^ 10 Иудаизм. Танах и Талмуд. Десять заповедей Моисея. Иудаизм в России.Иудаизм, иуде́йство, «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма, стало общим названием еврейского народа ) — религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя из древнейших монотеистических религий человечества. В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются при разговоре, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом. Вероучение иудаизма изложено в ряде канонических текстов: Священном писании (Танах), и священном Предании (Талмуд). Содержание Священного Писания известно нам по Ветхому Завету Библии - главной вероучительной книге иудаистов и христиан. Танах - сокращение, обозначающее все три группы книг, составляющих еврейскую Библию: Тора, Навиим (Пророки) и Ктувим (Писания). Первые пять книг Танаха составляют Тору, центральный документ иудаизма. Наряду с историей праотцов, Моше (Моисей) и исхода из Египта они содержат 613 заповедей. На иврите эти пять книг также называют Хумаш. История гласит, что эти книги были продиктованы Моше Богом на горе Синай примерно в 1220 году до н.э., вскоре после выхода из Египта.Вторая группа книг Танаха - Навиим (Пророки), девять книг, прослеживающих историю евреев и монотеизма с момента смерти Моше (около 1220года до н.э.) до разрушения вавилонянами первого Храма и изгнания евреев из Иерусалима в Вавилон (586 год до н.э.).Заключительные книги Танаха именуются Ктувим (Писания). Их можно разделить на две группы. Первая носит исторический характер, вторая включает в себя 150 псалмов (теилим).Наибольший интерес при рассмотрении вероучения и культа иудаизма представляет содержание того завета, который дал Бог на горе Синае пророку Моисею («Исход», «Второзаконие»). Этот завет представляет из себя 10 заповедей - религиозно-культовых и нравственно-правовых норм: 1. Да не будет у тебя других богов перед ликом моим; 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняйся им и не служи им; 3. Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно; 4. Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней работай, а день седьмой субботу посвяти Господу своему….. 5. Почитай отца твоего и мать твою; 6. Не убивай; 7. Не прелюбодействуй; 8. Не кради; 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; 10. Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твоего… Сегодня в России легально существует несколько всероссийских сетей религиозных организаций иудаизма: ФЕОР, КЕРООР, ОРОСИР и пр. Таким образом, у России 2 Главных Раввина: Берл Лазар (от ФЕОР), Адольф Шаевич от КЕРООР. Крупнейшей сетью организаций является ФЕОР, спонсорами которой являются широко известные в России люди, среди которых Роман Абрамович. В правление организации входит также депутат Госдумы Иосиф Кобзон. Целью ФЕОР является консолидация всех россиян, которые связывают себя с иудаизмом, как в религиозном, так и в историко-культурном смыслах. Что касается ФЕОР, то её организованные общины существуют в более чем 100 городах России. Помимо Москвы, в одном городе находится лишь одна община. В Москве же 13 религиозных общин ФЕОР: 1 община грузинских евреев, 1 община сефардских евреев, 1 община горских евреев, 1 община бухарских евреев и 9 общин ашкеназских евреев.№^ 11Специфика раннего Христианства. Новый Завет. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Апокалипсис. Раннее христианство — период в истории христианства со смерти Иисуса (примерно в начале 30-х годов I века) до Первого Вселенского Собора в Никее (325 г.). Иногда термин «раннее христианство» употребляется в более узком смысле христианства апостольского века. С богословской стороны для древнего христианства были характерны: идея, что Дух Святый во все времена действовал в церкви, и правильная вера необходима для душевного спасения; Исторически церковь оправдывает свой взгляд, указывая на то, что древняя церковь не признавала за собою сил и права развивать догматы по существу и всегда считала себя в праве анафематствовать еретиков минувших времён, даже если при жизни их почему-либо не судили и не осудили; на то, что далеко не все догматы вообще подверглись общеобязательной формулировке вселенского собора, что, однако, не мешало и не мешает им существовать (число таинств определено на Востоке и на Западе в XII веке одинаково и независимо). Новый завет. Тексты исходно были анонимными и авторство каждого Евангелия было согласовано только в начале второго века. В XVIII веке решение об авторстве впервые было поставлено под сомнение. Исходные тексты Нового Завета, появившиеся в разное время, начиная со второй половины I века н. э., были написаны на греческом койне , который считался общеупотребительным языком восточного Средиземноморья в первые века н. э. Постепенно сформировавшийся в течение первых веков христианства канон Нового Завета состоит сейчас из 27 книг — четырёх Евангелий, описывающих жизнь и проповеди Иисуса Христа, книги Деяний апостолов, которая является продолжением Евангелия от Луки, двадцати одного послания апостолов, а также книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). Понятие «Новый Завет» (лат. Novum Testamentum) введено апостолом Павлом в первом и втором посланиях коринфянам: Наиболее ранними из текстов Нового Завета считаются послания апостола Павла, а наиболее поздними — произведения Иоанна Богослова. Наго́рная про́поведь — собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное учение Христа. В главах с 5 по 7 евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей. Матфей делит учение Иисуса на 5 частей, Нагорная проповедь из них первая. Другие касаются учеников Христа, церкви, Царствия Небесного, а также жёсткое осуждение книжников и фарисеев.Самая известная часть Нагорной проповеди — Заповеди Блаженства, помещённые в начале Нагорной проповеди. Также в Нагорную проповедь входят молитва Отче наш, заповедь «не противиться злому» (Мф 5:39), «подставить другую щёку», а также Золотое правило. Также часто цитируются слова о «соли земли», «свет мира», и «не судите, да не судимы будете».Многие христиане считают Нагорную проповедь комментарием к Десяти заповедям. Христос предстаёт истинным толкователем закона Моисеева. Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва — название последней книги Нового Завета (в Библии). Часто также упоминается как Апока́липсис (редк. Апока́липс, с прописной буквы, от греч. — раскрытие, откровение).В этой книге Откровения описываются события, которые произойдут перед Вторым пришествием Иисуса Христа на землю и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов), поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. Книга описывает также второе пришествие Иисуса Христа и события после него.12. Православие. Происхождение термина православие обычно связывается с понятием ортодоксия. Слово православие – буквальный перевод греческого «ортодоксия». Слово «ортодоксия» можно было бы перевести на русский язык и как «правомыслие», и как «православие», т.е. умение правильно славить Бога. Священные таинства исполняются посвященными священнослужителями (иеромонахами и иеродиаконами), простые же иноки не имеют права совершать обряды и таинства. Монахи отличаются от мирян только своим образом жизни, а вовсе не божественной благодатью, которой наделяются только посвященные в сан священнослужителей.Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский (Константинопольский) Символ Веры - изложение главных христианских догматов, безусловное признание которых является обязательным для каждого православного христианина. Перечисление членов «Символа веры в православии» («Верую») является основной молитвой. Особое значение в православном богословии отводится догмату о Святой Троице. Согласно православному богословию, Бог един, но выступает в трех ипостасях (лицах) — Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, составляющих Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог Отец извечно порождает Бога Сына, Божественное Слово (Логос), вторую ипостась Троицы, и от него же извечно исходит Бог Дух Святой. Наиболее древними из ныне существующих автокефальных православных церквей являются Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская. Главной священной книгой православных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Ветхий завет состоит из 50 книг. Новый завет - из 27. Непосредственно за Священным писанием по значимости православная церковь ставит Священное предание. Понять всю глубину Священного Писания без знания Священного Предания невозможно. Православные богословы подчеркивают принципиальную непознаваемость сущности Бога. К таинствам относятся: крещение, причащение, священство, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение. Таинство крещения совершается над всеми, кто становится христианином. Таинство миропомазания совершается после крещения. Во время миропомазания на человека нисходит благодать, ему передаются дары Святого Духа, укрепляющие в жизни духовной. Ароматическим маслом (мирром) крестившемуся смазывают лоб, глаза, уши, другие части тела. Таинство покаяния связано с прощением грехов верующего, которое совершает сам Иисус Христос, хотя «внешне» грехи отпускает священник. Таинство покаяния в православии связано с таинством причащения (евхаристии). Во время причащения, являющегося центральным событием в ходе литургии, верующие вкушают тело и кровь Иисуса Христа (под видом хлеба и вина), чтобы приобщиться к вечной жизни. Таинство брака было установлено для освящения семейной жизни и благословления супружеского союза Церковью. Оно совершается во время обряда венчания. Таинство елеосвящения производится над больными для того, чтобы на них снизошла исцеляющая благодать. Таинство священства связано с возведением верующего в сан священнослужителя. Молитва, являющаяся главной формой духовного общения верующего с Богом. 13. Католицизм. Одно из основных направлений в христианстве, наряду с православием и протестантизмом (от греч. katholikos - "всеобщий", "вселенский"). Как самостоятельное вероучение и церковная организация католицизм окончательно оформился после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 году. Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития западноевропейского общества в эпоху средневековья. Римско-Католическая Церковь строго централизована: она имеет единый всемирный центр - Ватикан и единого главу - Папу Римского, который венчает ее многоступенчатую иерархию. Согласно правилу, окончательно утвердившемуся в XII в., католическое духовенство дает обет безбрачия (целибат). Источником вероучения в католицизме является не только Священное Писание (Библия), но и Священное Предание, которое в отличие от православия включает в себя постановления Вселенских Соборов Римско-Католической Церкви и с