Реферат по предмету "Разное"


1. 1 Русский пейзаж XIX века в оценке художественной критики

www.diplomrus.ru ® Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ...3ГЛАВА ПЕРВАЯ1.1 Русский пейзаж XIX века в оценке художественной критики...111.2. Проблема художественных поисков в русской пейзажной живописи второй половины XIX века...131.3. Техника масляной живописи второй половины XIX века и художественные материалы, доступные русским живописцам...23ГЛАВА ВТОРАЯ2.1. От классицизма до задач пленэра. Пространство видового пейзажа Ф.М. Матвеева, свет и воздух в картинах С.Ф.Щедрина и М..Н. Воробьёва...342.2. Взаимодействие света и цвета в пространстве в пейзажах И.К.Айвазовского и А.И. Куинджи...572.3. Проблема среды. Цвет в природе и цвет в картине.Опыты Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, И.И. Левитана...882.4. Светосила цвета и сила света в пейзажахК.А. Коровина...147^ ГЛАВА ТРЕТЬЯТехника живописи русских пейзажистов XIX века.По материалам исследований произведений Кировскогохудожественного музея...167ЗАКЛЮЧЕНИЕ...173ПРИМЕЧАНИЯ...177^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...211ПРИЛОЖЕНИЕ Введение 3 ВВЕДЕНИЕРусский пейзаж второй половины XIX века по своим живописным проблемам представляет достаточно интересный объект для изучения. В отечественном искусствознании существуют фундаментальные труды, в которых нашли отражение различные аспекты творчества выдающихся художников. Но, к сожалению, в этих трудах мало уделяется внимания технической стороне живописи, а, между тем, именно в технике живописи заложены основы творческого метода художника. Анализ построения структуры картины, оптические характеристики красочного слоя, технические приёмы нанесения красочного материала, химические составы красок во многом обогащают понимание особенностей живописного процесса создания произведения. Изучение живописи на основе комплекса методов (рентгенографии, микроскопии, химического анализа, ультрафиолетовых и инфракрасных излучений) позволяет, например, в элементах структуры картины (грунт, имприматура, подмалёвок, красочная фактура) выявить индивидуальные приёмы пластического построения формы, передачи пространства, световоздушной среды. И таким образом понять процессы, влияющие на формирование творческого метода художникаВ предлагаемой работе мы обратились к исследованию пейзажа второй половины XIX века и выбрали такой аспект, который в нашем искусствознании менее всего изучен, а именно взаимосвязь стилистики и техники живописи.Во второй половине XIX века русская пейзажная живопись достигла своего расцвета, сложившись в яркое самобытное явление. В этом огромную роль сыграли творческие достижения таких крупнейших пейзажистов как А.К. Саврасов, И.К. Айвазовский. Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, A.M. Васнецов и К.А. Коровин. Утверждая идею4национального пейзажа, эти мастера новыми живописными средствами осваивали широкий спектр художественных задач.В русском пейзаже этого времени решались проблемы световоздушной среды и ставились задачи пленэра. Наблюдая\ за* состоянием атмосферы и изменениями природного цвета в зависимости от освещения, художники искали более точные: тонально-цветовые отношения в пейзаже. Формировались и новые приёмы пейзажной композиции, которые позволяли выстроить пейзажное пространство не как кулисную декорацию с расчленением на планы, а как фрагмент живой природы.Подчеркнём, что поиски новых методов передачи световоздушной среды в картине во многом были связаны с экспериментальной работой художников и учёных над выразительными возможностями цвета. Для этих целей необходимы были также красочные материалы, которые могли бы обладать достаточной стойкостью и не изменяли цвет под воздействием света и воздуха. G широким распространением техники alia prima, с решением новых живописных задач немаловажными были скорость высыхания краски, что зависело от качества сиккативов и связующих. Не менее актуальной была проблема сохранности живописи, которая ещё в первой половине XIX века страдала от сседания; и жухлости красок. Надо сказать, что информация о химическом составе красочных материалов и; их смесевых характеристиках публиковалась в справочных пособиях для художников и научных журналах по искусству XIX - начала XX веков, однако эта литература не исчерпывала того круга проблем, которые возникали в процессе работы над самош картиной, когда появлялась необходимость, например, передать прозрачность, воды,и воздуха или выразить предметный цвет в световоздушной среде. При этом художник должен был учитывать всевозможные оптические характеристики- красок и их качественные свойства в фактуропостроении картины. Поэтому, только непосредственно исследуя структуру живописи; наполнители грунта и красочных слоев, а также их оптическую взаимосвязь,5можно представить художественный метод одного мастера или живописцев целой школы.Отсюда можно сделать вывод, что изучение национального художественного наследия, представленного в коллекциях отечественных музеев, требует всестороннего научного подхода. Отметим, что в крупных музеях России (Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж), где уже созданы лаборатории с необходимым оборудованием, постепенно начинает внедряться в музейную практику опыт комплексного изучения произведений, то есть, когда искусствоведческие изыскания подтверждаются или уточняются технологическими данными. Таким образом, в научный оборот постоянно вводится новая информация^ из которой складывается представление о творческом методе того или иного мастера. Результаты подобных исследований регулярно публикуются в ежегодных сборниках «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. Материалы и исследования» (Государственная Третьяковская галерея. Магнум Арс).К сожалению, эти публикации отражают, в основном, частичные вопросы экспертизы, касающиеся выяснения вопросов об оригинальности или копийности живописного метода, датировки того или иного произведения, идентификации манеры мастера, уточнения оригинальной подписи. Очень редко появляются исследования, освещающие стилистические и технико-технологические аспекты творчества крупного мастера или целой живописной школы, направления, жанра1.Что касается региональных музеев, то подобные технико-технологические исследования коллекций провести чрезвычайно сложно из-за отсутствия, во-первых, профессиональных технологов и, во-вторых, нехватки специального оборудования. Тем не менее, в некоторых музеях (например, Екатеринбурга, Новосибирска, Саратова, Серпухова) уже применялись в исследовании произведений физико-оптические и физико-химические методы (изучалась западноевропейская живопись).2В Кировском художественном музее работа по исследованию живописи ведётся с 1995 года (сначала это была европейская, затем русская живопись XVIII - XIX в.в.).3 С 1999 г. в музее исследуется пейзаж. Работа ведётся при сотрудничестве со специалистами сектора научных основ экспертизы Института наследия им. Д.С. Лихачёва, ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.Комплексные исследования проводились на основе целой группы научно технических методов: микроскопическое исследование послойной структуры, рентгенографирование, химический анализ тканой или бумажной основы, состава грунта и красочных слоев, изготовление микрошлифов послойной структуры для изучения стратиграфии живописи, макро и микрофотофиксация структуры и фактуры живописи, исследование живописи в различных областях спектра (ультрафиолетовых лучах и инфракрасных).Объектом наших исследований стала коллекция русской пейзажной живописи второй половины XIX века из' собрания Кировского художественного музея, которая включает произведения таких выдающихся мастеров, как И.К. Айвазовский, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, К.А. Коровин.4 На примере музейных работ можно проследить, как формировались живописные характеристики в пейзаже второй половины XIX в. Для более полного понимания этой проблемы мы привлекли для анализа произведения Ф.А. Матвеева, С.Ф. Щедрина, М.Н. Воробьёва.Развивая в пейзаже идею света и цвета, их взаимодействие с пространством, каждый из художников сделал свои открытия при её воплощении. Так, мы отмечаем, что в сочинённом пейзаже Матвеева «Водопады в Тиволи близ Рима» свет и цвет подчиняются перспективному построению пространства. Рассеянный свет в целом приглушает цветовую палитру картины. Соединение видового пейзажа с натурными впечатлениями проявляется в картине Сильвестра Щедрина «Вид в окрестностях Неаполя». Художник передаёт дневной свет, под влиянием которого определяется холодноватая цветовая тональность живописи. В произведении Воробьёва7 •«Восход солнца над Невою», при сохранении некоторых элементов видового пейзажа, отражено изменение цвета в природе в зависимости от освещения восходящего солнца. В пейзаже Айвазовского «Корабли на бушующем море» автор передал проходящий через влажный воздух свет.Следующий шаг в развитии идеи взаимосвязи света и цвета в атмосфере был сделан Куинджи, что можно наблюдать в его музейных этюдах. В картине Васильева «Рассвет» (1873) состояние затуманенной атмосферы участвует в построении пространства. Этюды Шишкина из коллекции музея позволяют рассмотреть проблему взаимодействия рассеянного света и природного цвета в пейзаже. В произведениях Левитана новаторство художника можно увидеть в передаче изменения цветовой тональности пространственной среды. А в музейных работах Коровина полнокровно воплощается идея взаимодействия света и цвета в пространстве, когда изменение цвета связано с экспрессией света.Как видим, картины музейного собрания в достаточной мере показывают, какой большой интерес проявляли художники к проблеме освещения в природе. Мы можем констатировать, что музейная коллекция позволяет рассмотреть творческий опыт русских пейзажистов как основу формирования русской пейзажной живописи второй половины XIX века.Для определения особенностей творческого метода русских пейзажистов мы использовали не только приёмы стилистического анализа, но и комплекс физико-оптических и физико-химических методов. Это помогло нам получить новую информацию об основах и грунтах, узнать специфику подготовительных стадий живописи, в том числе имприматуры, подмалёвка и прочих элементов послойной структуры картины. Как известно, элементы структуры являются немаловажным компонентом живописных поисков. Например, выбор зернистости холста даёт возможность работать художнику либо «гладко», либо «корпусно». А выбор белого грунта, серой или цветной имприматуры позволяет добиться оптических эффектов живописи. Использование тех или иных компонентов (например, свинцовых или8цинковых белил, зелёных, красных, синих кроющих и полукроющих красок) создают разные цветовые модуляции в живописи. В анализе каждой картины из собрания музея применялся один и тот же принцип изучения её послойной структуры, начиная с основы и кончая покровными лаками. Отметим основные этапы исследования послойной структуры картины. Основа. В тканой основе (холст) определялись технические параметры полотна (тип переплетения, степень зернистости, плотность нитей основы и утка на кв. см.), отмечались его сохранность и наличие авторских кромок, дублировочного холста.В исследовании основы из бумаги и картона определялся их качественный состав.Грунт. Давались цветовые характеристики и определялся состав грунта (наполнители и иногда связующего), а также его роль в тонально-цветовом построении живописи.Имприматура. Выявлялись цвет и состав имприматуры, её технологические и эстетические функции.Подмалёвок. Устанавливались его цветовые характеристики и роль в живописном процессе построения картины.Завершающие красочные слои. Исследовался состав красок (пигменты, связующее), оптические характеристики красок (кроющие, полукроющие, лессировочные).Фактура красочного слоя. Изучался характер и специфика мазка, его конфигурация и способ его нанесения.Покр овные лаки. Уточнялись тонально-цветовые характеристики. Выяснялись также сохранность элементов структуры и дефекты предшествующих реставраций.Результаты исследований послойной структуры, рецептура художественных материалов и стилистический анализ художественных аспектов музейных произведений поможет представить, с одной стороны, технологическую картину живописи второй половины XIX века, а с другой -9понять, какими техническими средствами воплощалась та или иная живописная задача мастера.Работу свою мы начинаем с обзора литературы историков искусства и технологов. Мы попытались систематизировать информацию по технике живописи и художественным материалам, найденную нами в немногочисленных литературных источниках XIX и XX в.в.Далее мы рассматриваем достижения русских пейзажистов XIX в., анализируя особенности живописного метода каждого из художников, например, Айвазовского и Куинджи,. Васильева, Шишкина, Левитана и Коровина;В заключительной главе мы обобщаем полученные нами результаты исследований по технике и технологии живописи картин музейного собрания. В приложение мы включаем таблицы, каталог исследуемых произведений и иллюстрации.Таким образом, наша работа содержит технико-технологическую информацию о живописи выдающихся русских пейзажистов, которая может послужить, в какой-то степени, в качестве эталона для исследования произведений того или иного художника. Например, оригинальный приём применения цветных имприматур использовал Куинджи; также применение имприматуры для решения живописных задач мы обнаружили в картине Васильева. Этюды Левитана дали интересную, не известную- ранее, информацию*о химическом составе бумажной основы. Наши исследования картин Коровина подтвердили факт применения* грунтов собственного приготовления.Весь этот аспект технологических данных важен для специалистов, занимающихся изучением творческого метода художников и экспертизой произведений. Материалы наших исследований послужат стимулом для искусствоведов других региональных музеев. Наш опыт в разработке методов изучения произведения может быть использован в дальнейшей работе при подготовке научного каталога музейного собрания.10Автор считает своим долгом выразить особую благодарность научному консультанту по методологии исследования структуры картин Т.В. Максимовой, принимавшей непосредственное участие в обсуждении работы. Мы благодарим за помощь в работе доктора химических наук профессора М.Г Безрукова, рентгенолога Т.С. Никитину за рентгенографирование исследуемых произведений, химика М.И. Филимонову, Д.С. Захарьина за сканирование рентгенограмм (НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва), А.Я. Мазину за химический анализ тканой и бумажной основы произведений, В.И. Барсукову за изготовление микрошлифов послойной структуры картин, Е.А. Хайбуллину за химический анализ грунтов и красочных слоев (ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря), а также доктора искусствоведения профессора B.C. Манина.11^ ГЛАВА ПЕРВАЯ1.1. Русский пейзаж XIX века в оценке художественной критикиК исследованию русского пейзажа обращались многие историки искусства и художественные критики. Но в предлагаемом нами обзоре литературы мы выделили те характеристики живописных проблем, которые связаны с темой нашей работы.Фундаментальные исследования русской пейзажной живописи начались только в XX веке. Здесь необходимо назвать таких крупнейших специалистов отечественного искусствознания, как Н.Н. Коваленскую и А.А. Фёдорова -Давыдова. Научные интересы Н.Н. Коваленской1 были связаны с русской живописью XVIII - первой половины XIX в.в. В теме пейзажа ей принадлежат интересные замечания о творчестве русских мастеров, их живописных поисках в области света и цветаВыдающимся исследователем русской пейзажной живописи был А.А. Фёдоров-Давыдов. Начиная с 1929 года, регулярно появлялись его публикации о пейзаже и пейзажистах как в журналах, сборниках, так и отдельных монографических изданиях. Итогом его исследований стали труды по русскому пейзажу XVIII - начала XX в.в.,2 в которых Фёдоров-Давыдов рассматривает весь путь развития этого жанра с момента зарождения его в. России. Учёный выявляет одно из главных направлений живописных поисков художников, связанных с расширением приёмов передачи световоздушной среды, взаимодействия света, цвета и пространства, что определяло специфику пейзажного жанра в русском искусстве. л'Значительный вклад в исследование творчества русских пейзажистов был сделан Ф.С. Мальцевой. Ей принадлежат труды - «Пейзажная живопись второй половины XIX века», «Мастера русского реалистического пейзажа», «И.И. Левитан и пейзажная живопись 1890-х годов».3 Отдельные её работы12посвящены творчеству Ф.А. Васильева, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина. Автор в своих исследованиях, излагая некоторые замечания о поисках живописцами приёмов передачи освещения, цветовых отношений, прозрачности воздуха, мягкости теней, делает вывод, что художников интересовали в пейзаже проблемы пленэра:Пленэру в русской живописи посвящено специальное исследование О.А. Лясковской «Пленер в русской живописи XIX века».4 Автор прослеживает развитие пленэра на анализе творчества художников в сравнении с европейскими мастерами. Она обращается к теоретическому осмыслению проблем цвета, тона, рефлекса в живописи, привлекая историографию по этим вопросам - работы Л.-Б. Альберти, Леонардо да Винчи, Э. Делакруа, Ф.Ф. Петрушевского, Н.П. Крымова и других. Лясковская отмечает, что художники, обратившись к живописи на пленэре, учитывали все изменения оттенков природного цвета в различное время дня в полном единстве с теми изменениями, которые происходят под воздействием световоздушной среды.Идею пленэра рассматривает В.П.Лапшин в своей работе «Союз русских художников».5 Он обобщает достижения в живописи представителей этого объединения, анализирует тематические и пленэрно1 - импрессионистические искания пейзажистов, их наблюдения за освещением, цветовыми изменениями в природе. Автор отмечает в картинах художников взаимодействие света и цвета, обогащенных рефлексами. Он пишет, что в их пейзажах «предметы взаимосвязаны световым потоком, фор4ма теряла свою определённость, она как бы окутана светом, смягчающим границы и объединяющим все краски на холсте».6Отметим ещё ряд исследователей - М.П. Неведомского, В.М. Зименко, О.П. Воронову, И.И. Пикулева, А.Н. Савинова, Н.С. Барсамова, Т.М. Коваленскую, Н.Н. Новоуспенского, Ю.Ф. Дюженко, Р.И. Власову, А.П. Гусарову, М.Ф. Киселёва, которые в монографических исследованиях о русских пейзажистах второй половины XIX века в разной степени полноты рассматривали живописные задачи художников в области построения13пространства, передачи световоздушной среды, решения проблемы света и цвета.Крупнейшим исследователем русского пейзажа второй половины XIX -XX в.в. мы назовём B.C. Манина. Им написано немало трудов, как монографических, так и по истории развития пейзажа в России. Учёный выявляет такую важную проблему в пейзаже, как взаимодействие света и цвета в пространственной среде. Анализируя пейзаж второй половины XIX века в своём труде «Русский пейзаж»,7 Манин" приходит к следующим обобщениям: в пейзаже 1870-х годов у художников проявился интерес к проблеме цвета, цветовая гамма в их картинах приближалась к натуре. Автор рассматривает пленэрные задачи в русском искусстве и отмечает, что для пленэристов важно было освоить систему цветовых рефлексов.Итак, согласно литературным источникам, которые мы рассмотрели с точки зрения развития идеи света, цвета и пространства в русском пейзаже, можно сделать некоторые выводы. По мнению исследователей, специфику развития пейзажа всего XIX века определяла одна из главных живописных проблем - проблема передачи световоздушной среды. В связи с решением этой проблемы поиски русских пейзажистов были направлены на усовершенствование различных приёмов, выявляющих возможности цветотональных отношений.1.2.Проблема художественных поисков в русской пейзажной живописи второй половины XIX векаНачиная с двадцатых годов XIX века, художники обращаются к изучению сложных состояний природы при различных условиях освещения и связанных с ними световых и цветовых отношений. С середины века в творчестве ряда пейзажистов намечаются тенденции: к расширению живописных и технических приёмов в передаче световоздушной среды. Вспомним, что для мастеров русского пейзажа второй половины XIX века14немаловажным было знакомство с творчеством швейцарских и немецких, прежде всего, мюнхенских и дюссельдорфских, художников, а также французских живописцев, особенно представителей барбизонской школы. Их произведения русские художники видели во время путешествия за границу -Германию, Швейцарию, Францию, Италию. Так, например, в Швейцарии,оГермании и во Франции были А.К.Саврасов, И.И. Шишкин, Л. Л. Каменев, Е.Э. Дюккер.9 За границей долгое время жил А.П. Боголюбов. В его парижской мастерской собирались И.Е. Репин, В.Д. Поленов, М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, И.Н. Крамской и другие художники. Боголюбов интересовался живописцами современных ему западноевропейских школ, многих знал лично, собирал их картины. В Германии он работал в мастерской Андриеса Ахенбаха10, в Париже был знаком с Энгром, Деларошем, Коро, Тройоном, Добиньи. В коллекции Боголюбова преобладали произведения мастеров дюссельдорфской и барбизонской школ.Для формирования русских живописцев большое значение имели частные собрания России. Важное событие произошло в 1860 году, когда в Академию художеств была передана коллекция Н.А.Кушелева-Безбородко и впоследствии «открыта для публичного обозрения». В этой коллекции достаточно полно были представлены пейзажи немецких и французских мастеров: братьев Ахенбахов, Гильденбрандта, Калама, Бонера, Диаза, Добиньи, Изабэ, Коро, Милле, Т. Руссо, Тройона и других. Большинство из этих имён приводит А.А. Фёдоров - Давыдов, ссылаясь на каталог 1868 года «Выставка картин и редких произведений художников, принадлежащих членам императорского дома и частным лицам Петербурга».1'Таким образом, русские художники имели широкие возможности ознакомиться с достижениями своих современников. Картины французских, немецких и других пейзажистов привлекали не только мотивами национальной природы, но атмосферой и эффектами освещения. Так, в пейзажах немецких художников Освальда и Андриеса Ахенбахов русских живописцев больше15всего интересовало умение объединить в картине общим рефлексом разные цветовые пятна. Л произведения французских художников удивляли мастерством в организации тонального колорита. Не исключалось из сферы внимания русских пейзажистов и творчество такого большого мастера пейзажной живописи как Камилл Коро (1795 - 1875), в картинах которого наблюдались попытки овладеть искусством пленэра. Свет и воздух были неотъемлемыми элементами его пейзажей. Кроме'того, художник, изучая цветовое многообразие мира, разрабатывал новые цветовые отношения, связанные с понятием валёров;Русские художники также вели поиски в области тональной живописи, в которой значительное внимание уделялось развитию тональных модуляций одного цветового тона. В их творчестве усложняются задачи, связанные с интенсификацией цвета в зависимости от освещения. Нельзя не отметить и достижения пейзажистов в последней четверти XIX века, обогатившие красочную палитру русского пейзажа приёмами валёрной живописи. В это же время художники обращались и к методам импрессионистического письма, открывая для пейзажа новые колористические возможности. Но основной идеей поисков, несмотря на творческую индивидуальность авторов, являлась передача средствами живописи отношений света и цвета в природе. Именно световые и цветовые взаимодействия в колорите картин стали основным приёмом художественного мышления мастеров пейзажа,- что выразилось, прежде всего, в свежести красочной палитры и ясности цветных полутонов.Все эти тенденции в развитии пейзажа были обусловлены художественным и научным осмыслением законов'световоздушной среды в природе многими поколениями живописцев и технологов.Те художники, которые главным объектом своего творчества выбирали многообразие явлений природы, как правило, отталкивались от натурных наблюдений. В первую очередь, они изучали методы передачи в картине пространства, световоздушной среды и её взаимодействия с природным цветом.16Использование линейно-масштабной перспективы позволяло живописцу выстраивать пространство в пейзаже посредством расположения и сопоставления предметов, ближних и дальних планов. Но, чтобы передать различные состояния атмосферы (раннего, ясного утра или пасмурного дня), важно было наполнить это пространство светом и воздухом, без чего не могло быть пейзажной картины. Французский художник Эжен Делакруа (1798— 1863) замечает, что «в пейзаже между вещами существует своеобразная связь, созданная окутывающей их атмосферой и разнообразными отражениями света, которые вовлекают предмет в некую общую гармонию»,12- это зависит от освещения среды.Если обратиться к самой природе, то мы можем назвать несколько источников света: солнце и луна - непосредственные его излучатели, небо, вода и снег - его отражатели. В живой природе все эти источники взаимосвязаны между собой и с тем предметным миром (деревья, горы, поля и луга и т.д.), который художник изображает в своей1 картине. Так, известный английский пейзажист Джон Констебль (1776 — 1837) придавал большое значение небу, как источнику освещения: «Небо - это источник света в природе и влияет на всё, даже наши обычные наблюдения погоды каждый день и то всецело подсказываются им».13Действительно, в условиях природы излучаемый свет от неба, например, голубого, пронизывает воздух, состоящий из водяных частиц, окрашивает их в бледно-голубоватый тон, что определяет прозрачность воздушной среды и её тональность. Поэтому, чем плотнее воздух в дальних планах пространства, тем он синее. Ближе к первому плану воздух более прозрачный и менее окрашенный. Здесь речь идёт об общем рефлексе в природе, идущем от неба. Предметы, находящиеся в этой среде (вдали или вблизи) принимают на себя окраску этого общего рефлекса. Так, например, деревья на первом плане кажутся более светлыми, зелёными, а вдали тёмными, зеленовато-изумрудными. Это проявления воздушной и цветовой перспективы, Отсюда в пространстве наблюдаются цветовые и тональные планы. Интересные17наблюдения в этом отношении были сделаны французским философом Дени Дидро (1713-1784). Он писал, что «ближайшие предметы сохраняют всю яркость и разнообразие своих красок, освобождаясь от тех тонов, в которые окрашивают их воздух и небеса, удалите от себя предмет и очертания стираются и тают, а краски смешиваются: расстояние, причина этой монотонности, сделало предмет бесцветным, серым, серовато-белым и более или менее освещенным, в зависимости от положения источника света и яркости солнечных лучей».14Следует также иметь в виду, что свет, проходя через полупрозрачную, «мутную» среду, рассеивается и попадает на предметы. Предметы при этом отражают цвет и, в свою очередь, на их поверхности появляются цветные рефлексы от других предметов. Через рефлексы происходит взаимосвязь предметов в пространстве. Необходимо обратить внимание на то, что в световоздушной среде освещение вызывает действие закона отношений между цветом предмета и освещением, что зависит от характера света -рассеянного голубого, ярко-жёлтого солнечного, розоватого вечернего. Освещение утемняет или высветляет цвет, или заставляет его светиться, гореть. Например, при вечернем освещении, красном от заходящего солнца, зелень приобретает коричневатую тональность, а тёплые оранжевые и жёлтые цвета становятся ярче, тени получают голубоватый оттенок.Таким образом, наблюдая природу, художник замечает, что цвет предмета в световоздушной среде изменяется от нескольких факторов: от характера освещения в целом, от рефлекса неба и расстояния, от цвета соседних предметов, а также изменение цвета происходит в пограничных зонах от освещенных к затенённым участкам. Так возникает пространственно-цветовая гармония в природе, что особенно интересовало русских пейзажистов.Отношения света и цвета определяют колорит в пленэрном пейзаже. Под этими отношениями подразумевается взаимодействие хроматической гаммы тонов (по цвету) и ахроматической (по светлоте и темноте), имеется в видуСписок литературы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром
Реферат Сведения франкоязычных западноевропейцев по оружию народов Северного Кавказа
Реферат Электроснабжение городов
Реферат Развитие физики
Реферат Поглощенность собой
Реферат Образ фельдмаршала М. И. Кутузова в отечественной культуре ХХ в.
Реферат Проект сервисного центра по обслуживанию владельцев транспортных средств г. Сыктывкара. Разработка услуги по обслуживанию и ремонту скутеров
Реферат Оборудование и безопасность при эпидуральной анестезии
Реферат Аннотация программы дисциплины по выбору «Пенитенциарная психология и педагогика»
Реферат Удивительные приключения братьев Дзено, или Острова, которых не было
Реферат Минералы
Реферат Финансы Украины.
Реферат Организация снабжения предприятий общественного питания, сырьём, полуфабрикатами и материально-техническими средствами
Реферат Спасенные из-под песка забвения
Реферат Эффективность выпуска и размещения государственных ценных бумаг в современной России