Реферат по предмету "Прочее"


Шаманизм

ґ saman 1 2 3 9 ? XIX h L L 1968 ?10 XVII-XVXVII XVII-XVXVII Amanita muscaria 200-90 Amanita muscaria 200-220 90 l наследственная передача шаманского дара утха l отличительный знак на теле - тэнгэрийн тэмдэг божественная отметина l способность видеть духов и общаться с ними l магический полет души шамана l способность целительства l сверхчувственное восприятие l укрощение огня l понимание языка животных l знание обрядов, шаманских молитв и призываний,


имен родовых духов l главный хранитель устного эпического творчества, традиций и обычаев своего народа XVII-XVIII 13 XXI 2000 I 9 , 1-5 1997 45 10 ? 4 1884 13 ? 2001 Байкала. Гмелин, Георги и другие русские и иностранные путешественники XVIII века во время пребывания в Забайкалье встречались с шаманами и шаманками, интересовались предметами


культа, наблюдали камлание. Бурятский шаманизм выделятся целым рядом особенностей представлением о высших божествах, сложной системой обрядов и жертвоприношений, делением шаманов на белых и черных, особой школой шаманского посвящения и другими. В своем генезисе и основных положениях он имет много общего с монгольским шаманизмом, так как предки бурят и древние монголы в силу исторического развития были довольно тесно связаны между собой. Нельзя забывать, что в состав бурятской народности влились многочисленные группы


монголов, покинувшие родные места во время междоусобиц и принесшие с собой религию предков. Шаманисты одушевляют природу, обоготворяют ее явления. По шаманской мифологии, высшим божеством является небо - Хухэ Мунхэн тэнгри Вечное синее небо . Небо считается мужским началом, дарующим жизнь, а земля - женским началом, дарующим форму предметам. Небо рассматривается одновременно и как особый мир, где существует


своя жизнь, живет множество богов - тэнгриев, из которых одни считались добрыми, светлыми, а другие - злыми, темными. Светлые небесные божества назывались огторгойн мянган бурхад - тысяча небесных божеств, они иногда созывали совещания на Плеядах для обсуждения бед, постигших бурят на земле. Небесные божества - тэнгрии - делились на западных и восточных. Когда-то они были объединены под главенством старого и могущественного


Асаранга-тэнгри, а после его смерти разделились на два лагеря 55 западных, добрых, и 44 восточных, гневых, тэнгриев. Во главе западных тэнгриев стоит Хормуста-тэнгри, а во главе вторых - Ата-Улан тэнгри. Каждый тэнгри или группа тэнгриев, местопребывание которых - видимая часть неба, ведают определенной областью природных явлений и жизни людей. Так, например, небу покровительствуют семь тэнгриев, грому и молнии-десять, светилам солнцу, луне и


другим - восемь, болезням - три. Несмотря па вражду, западные и восточные тэнгрии поддерживают между собой связь через специального посланника Сан-Сагаан-нойона. Ступенью ниже тэнгриев стоят их сыновья и внуки, получившие общее название хаты и соответственно разделявшиеся на западных, добрых, и восточных, гневных. Западных ханов 90 и их возглавляет Хан-Шаргай-нойон во главе восточных ханов стоит Эрлик-хан.


В ведении последнего находится подземное царство с 88 темницами, где томятся души людей, совершивших проступки, а также обитает многочисленный штат чиновников писарей, надзирателей, рассыльных и прочих. Жизнь тэнгриев и ханов ничем не отличается от жизни богатых и властвующих на земле людей. Они имеют жен, детей преимущественно сыновей , многочисленные стада скота и табуны лошадей, окружены большой свитой слуг, едят, пьют, гуляют, ссорятся, участвовуют в войнах.


Тэнгрии, как высшие существа, слишком священны и далеки от людей и часто действуют через посредство хатов, поэтому роль последних в бурятском шаманстве была весьма велика. За тэнгриями и хатами в пантеоне следовал другой разряд божеств или духов - эжины, или хозяева - покровители вод, рек, озер, гор, леса, огня и т. д. Разряд этот многочислен. К нему относились души умерших знаменитых шаманов и шаманок, а также простых людей, по тем или иным


причинам приблизившихся к богам. На самой низшей ступени шаманской иерархической лестницы стоят многочисленные мелкие существа - бохолдой, ада, шудхэр, анахай, альбин, дахабари и другие, представляющие собой души простых смертных, которые занимались тем, что постоянно приносили людям вред. Таким образом, перед нами пантеон, устроенный по образцу земных социально-политических институтов, где роль народа играют толпы человеческих душ и других духов, аристократии - разнообразные боги, а монарха


- верховное божество. Помимо общего пантеона, у каждой племенной или территориальной группы имеются свои покровители, тотемы и культ племенных вождей. Так, эхириты считают своим покровителем Хухэ Мунгэн тэнгри, булагаты - Будургуй Сагаан тэнгри, хоринцы - Сахилгаан Сагаан тэнгри, хонгодорцы - Ураг Сагаан тэнгри тотемом у булагатов сивый бык, у хонгодорцев и хоринцев - лебедь, а у эхиритов -


орел. Роды, прибывшие из Монголии и Джунгарии, частично забыли свою мифологию и племенные божества, частично восприняли божеств и онгонов у булагатов, эхиритов, хонгодоров и хоринцев. Утверждение, что каждое бурятское племя или род имеет своих богов и духов-покровителей, которым посвящают молебствия и приносят жертвы, нельзя понимать буквально. Многие из так называемых племенных богов пользуются широкой известностью за пределами рода или племени


и имеют почти общебурятское значение. Так, например, Буха-нойон одинаково был почитаем как булагатами, так и эхиритами, икинатами и другим племенами и группами. Об общебурятском значении некоторых представителей шаманского пантеона свидетельствуют данные хоринских летописей. В частности, в хронике Вандана Юмсунова. в числе 13 северных нойонов Монголии, которым когда-то поклонялись хоринцы, упоминаются


Ажирай Бухэ, Хуа Цолбон, Ама Сагаан-нойон хозяин Ангары , Буха-нойон и другие. Тот же В. Юмсунов говорит о 99 тэнгриях, разделяющихся на западных и восточных, и указывает, что из 55 западных тэнгриев хоринцы возносили молитвы 50, а остальным приносили жертвы. Из 44 восточных тэнгриев упоминались в молитвах 40, но лишь четверым- Гужир Чундур тэнгри, Бомбо Махан тэнгри, Ата Улан тэнгри и


Годоли Цаган тэнгри - приносили жертвы. Представление о шаманах и их учении будет неполным, если не коснуться вопроса о шаманском трансе онго орулха , играющем важную, хотя и не основную роль в шаманском церемониале. В бурятском шаманизме термин онгон означает - божество, дух. Причем онгонами называют только тех божеств или духов которые могут вселятся в тело шамана. Онгоном также называют изображение, иконический знак духа, божества.


Во время транса онгон вошедший в тело шамана может отвечать на различные вопросы, волнующие верующих, находить причину болезней, несчастий и проблем, а также давать рекомендации как исправить ситуацию, какой обряд совершить, и каким божествам или духам поклониться. Время появления онгонов у бурят может быть отнесено к далекому прошлому, к той эпохе, когда они жили общей жизнью с остальными племенами монгольской группы.


Обеспечение хорошей работой, удачи в делах, счастливого потомства, угадывание воли неба, совершение обрядов в честь тех или иных богов и духов, освящение мероприятий общественного характера, благословление новобрачных на свадьбе, знание мифологии, родословных своих соплеменников - вот далеко не полный перечень того, чем должны заниматься шаманы. Они же выступают в качестве врачевателей, астрологов предсказателей , толкователей снов, знатоков и блюстителей родоплеменных порядков и обычаев.


Бурятские шаманы проходят девять ступеней посвящения. Высшие шаманы, то есть шаманы, получившие девять посвящений, называются заарин . Помимо посвященных шаманов, имеются непосвященные- минааша, ябган, хаялгаша и другие, которые, в отличие от высших шаманов, совершающих самые сложные и дорогостоящие обряды, исправляют мелкие требы. Шаманское посвящение рассматривается бурятами как большое общественное событие, поэтому в нем участвуют


не только сами шаманы, но и весь род подрод . Все расходы, связанные с совершением этого обряда, ложились на членов коллектива. Шаманами могут стать только люди, непосредственные потомки шаманов. При посвящениях будущие шаманы дают сородичам клятву о своей готовности оказывать им помощь в любое время, независимо от того, богат или беден человек, не требовать вознаграждения за свои услуги. Опытные шаманы нередко являются знатоками устного народного творчества.


Знание фольклора и умение мастерски исполнять его - свойство, видимо, не одних бурятских шаманов. Вообще шаманы в Алтае, в Саянах и Таннуоле - главные хранители народных преданий отмечал в свое время Г. Н. Потанин. Это объясняется тем, что в шаманизме нет молитвенных книг и священного писания, различные обряды и связанные с ними правила не приведены в систему, письменно зафиксированную. Но шаманы, как посредники между верующими и высшими существами, должны совершать молебствия, разбираться


в категориях и потребностях можно было бы сказать капризах богов и духов, угадывать прошедшее, предсказывать будущее, объяснять верующим происходящие жизненные процессы, то есть иметь какие-то знания и уметь удовлетворять духовные нужды страдающих. Многое зависит от способности шамана к импровизации, от овладения им фольклорной традицией. Мифы, сказки, легенды, предания, родословные - именно это духовное богатство народа используется шаманами. Особенно часто шаманы обращаются к мифологии - виду устного народного творчества, в котором


отражаются воззрения людей на окружающий мир. Эрудиция шамана в этой области с давних пор в известной мере определяла и его авторитет. Некоторые шаманы хорошо знали и исполняли произведения героического эпоса, приписывая их героям божественное происхождение. В старину у бурят, как и у тувинцев и других народов, эпические произведения - улигеры - исполнялись нередко в религиозно-магических целях для умилостивления богов и духов при несчастных случаях, стихийных


бедствиях, во время охоты и в продолжительных поездках, для обеспечения удачи. Между шаманизмом и эпосом есть точки соприкосновения и даже некоторый параллелизм. Бурятские эпические герои действуют в мире, управляемом богами, и представляющем собой сложную иерархическую структуру. Шаманы, безусловно, всегда понимали значение улигеров в жизни людей, поэтому овладеть этим мощным средством эстетического воздействия на верующих было делом большой важности.


Именно по этой причине ламы одним из средств борьбы с шаманизмом считали запрещение исполнения улигеров, рассматривая их как идеологическое оружие шаманства. Этим объясняется небольшая сохранность улигеров в Забайкалье. Имелся и чисто шаманский фольклор, функции которого заключались в выражении идеологических аспектов шаманизма, в объяснении обрядов. Представление о


Вселенной, о потустороннем мире, о сверхъестественном, о душе и смерти, о посредничестве шаманов между людьми и духами, обожествление сил природы - все это отражалось в произведениях устного народного творчества шаманов и верующих масс народа, Бурятский шаманский фольклор отличался многообразием жанров, включая в себя мифы, рассказы, предания, легенды, генеалогии, заговоры и заклинания, гимны, клятвы, призывания и найгуры. Шаманская мифология состояла из мифов о божествах высшего ранга шаманского пантеона - тэнгриях


небожителях об их сыновьях- хатах или ханах о великих эжинах хозяевах Байкала, Ангары, Ольхона, Лены и других крупных рек, Саянских гор, Кяхты, озер, местностей о владыке подземного царства Эрлин-хане с тремя его писарями о первых шаманах и шаманках, о появлении шаманства у бурят. Мифов о тэнгриях, хатах и эжинах было так же много, как много этих богов.


Они часто связывались с космогоническими и другими мифами и вместе с последними создавали интереснейшие и весьма поэтические картины Вселенной. Существенной идеологической частью шаманизма, не менее важной, чем мифы, являлись многочисленные рассказы анимического содержания о душе, о смерти, о потустороннем мире, о духах рек, лесов, домашнего очага, скотного двора, о кознях злых духов ябадал, дахабари, анахай, ада, шудхэр , о нечистых местах, об оборотнях, о живых шаманах и шаманках.


В них повествуется о событиях, имевших место в действительности или выдаваемых за действительные, и дается их объяснение. Шаманисты верили в реальность этих рассказов и свою веру связывали с совершением каких-либо обрядов. В анимистических образах, создаваемых религиозными людьми, олицетворялось то, что поражало их воображение, вызывало у них страх, затрагивало их жизненные интересы. Приобретая художественное и образное выражение, эти рассказы оказывали большое эмоциональное воздействие


на слушателей. Шаманские предания повествуют о более или менее отдаленных событиях, связанных с шаманским верованием и трактуемых как достоверные. В преданиях шаманского фольклора обычно рассказывается о происхождении и истории шаманских родов и корней утха , например, о знаменитых тарасинских и хурдутских шаманских родах, о нэрьеэр или буудал утха небесный или спустившийся корень о жизни и деятельности великих шаманов - зааринов об испытании шаманских сил по воле ханских властей о так называемых горных старцах, аханутах,


которые суть души умерших шаманов о людях по каким-то выдающимся обстоятельствам попавших в шаманский пантеон, например, о Хара Ажирай и его друге Харамцай мэргэне, которые храбро воевали с чужеземными захватчиками, о двух хоринских девушках-сиротках, об унгинской бабушке о преследовании шаманов ламами, об изгнании их из Монголии и Забайкалья о хара монголах, то есть о курыканах, духи которых до сих пор якобы живут и требуют ублажения. В легендах рассказывается о чудесных, необыкновенных делах, приключениях


и злоключениях вымышленных шаманов, шаманок, различных заянов, святых, например, о шамане Тоhар, сделавшем 99 мужчин шаманами и 88 женщин шаманками, о шамане-дереве, о буудалах спустившихся камнях . Особенно много легенд посвящено шаманским чудесам, тому, как тот или иной шаман во время камлания втыкал нож в грудь или горло, облизывал докрасна раскаленное железо, опустошал посуду с молочным вином, находясь в совершенно другом месте. Границы между легендами и преданиями, включая и мифы, весьма подвижны.


Шаманский фольклор является неписаной книгой священных преданий, передаваемых из поколения в поколение, живой религиозной хрестоматией. В легендах, в отличие от преданий, повествующих о более или менее достоверных явлениях прошлого, много фантастического, сверхъестественного. Генеалогии или родословия шаманов занимают в шаманском фольклоре небольшое место, но роль их была очень важна. В условиях шаманского избранничества служителям культа необходимо было знать не только происхождение


своего рода и племени, но и шаманскую генеалогию. В прошлом большие шаманы, посвященные, могли перечислить своих предков- шаманов за 14-15 поколений, не говоря о том, что выводили родословия целых родов и улусов от мифического первопредка Буха-нойона до 23-25 поколений. Шаманы в худшем случае должны знать свою шаманскую родословную до девятого поколения, ибо число девять, по воззрениям шаманистов, священно. Заклинания - это магические формулы, посредством которых шаманисты


воздействуют на сверхъестественные силы, на окружающий мир. Раньше у бурят заклинания произносились во многих случаях перед охотой или рыбной ловлей, поездкой в город на базар или в гости в дальний улус, перед вселением в новый дом, во время свадебных и других бытовых церемоний, при обряде возвращения в тело ушедшей души, изгнании нечистых сил из дома или юрты, при освящении коня или быка. Исполнялись они как шаманами, так и стариками и старухами, знавшими шаманскую


обрядность, имеющими часто утха, а иногда, если обряд несложный, просто рядовыми улусниками. Гимны представляли собой хвалебное песнопение в честь определенных богов или духов. Наиболее распространенными были гимны хозяину огня Сахяадай-нойону и его жене Саядай-хатан, прародителю бурят Буха-нойону, воинственным Хан-Шаргаю, Хара Ажираю и другим.


Существовали гимны покровителям кузнечного дела, домашних животных, некоторым онгонам и заянам 2004 21 Среди объектов изучения этнографической науки сибирское шаманство занимает одно из ведущих мест. Понятие шаманизма вошло в литературу в XVIII в. хотя, о шаманах у народов Сибири, имеются упоминания в письменных источниках XVII в. Хотя шаманство существовало и существует у народов всех частей света, эта форма религии приняла


наиболее развитый вид и даже стало господствующей в Северной Азии - у народов Сибири и Севера. Именно в Сибири оно получило свое классическое развитие, что дало возможность Л.П. Потапову определить его как особую религию - алтайский шаманизм или, по Т.М. Михайлову центральноазиатский шаманизм . Непризнание шаманизма как религии неминуемо ведет к ошибочному


заключению о безрелигиозности сибирских народов вплоть до советского периода их истории, ибо, кроме шаманизма у них не имелось никакой другой религии. В действительности же именно шаманизм и является у них традиционной национальной религией, они не были безрелигиозными. Шаманизм - как особая форма общественного сознания, реализуемая в поведении людей и образующая особую систему действий - религиозный культ.


Шаманы играли заметную роль в жизни сибирских тюрок, бурят, эвенков. Они первоначально выделились из общей массы как особая группа людей, способных входить в личный контакт с духами, причинившими им недуг, и выполняя их волю совершать обряды, облегчающие собственные страдания и некоторые виды болезней людей и скота. Довольно часто шаманы и шаманки были хорошими знатоками народных приемов лечения. Немалое значение в их успехах лечения имело умелое использование гипноза и своеобразной


психотерапии, мобилизующих волю больных, направляя ее на усиление сопротивляемости организма. К ним стали обращаться не только для лечения болезней, но и в тех случаях, когда обычные жертвоприношения не удовлетворяли родовых-духов покровителей. Пользуясь этим, шаманы стали монополизировать функции основных исполнителей рода и племени, промыслового и погребального культов. В истории религиозных верований якутов шаманизм занимает особое место.


Исследователями якутской культуры он воспринимался как мощный и устойчивый пласт традиционной религии якутов. Частью традиционных религий бурят был шаманизм. Среди шаманизма народов Сибири бурятский шаманизм был наиболее развитым и выделялся рядом особенностей сформировавшимся в иерархическом плане политеизмом, сложной системой обрядов жертвоприношений, наличием школы шаманского посвящения. Признаки и черты алтайского шаманизма обнаруживаются у якутов, бурят и


других сибирских народов. Алтайский шаманизм не представлял собой какой-либо мировой религии. Он был скорее религией региональной, характерной в древнетюркское время для ряда народов Центральной Азии, преимущественно кочевых. Религией приспособленной к образу жизни, сросшейся с ней, более того, сознательно сохраняемой и оберегаемой военно-аристократической верхушкой. Вплоть до середины XX века шаманство у тувинцев сохраняло ярко выраженные формы, а число шаманов было


велико еще в начале 30-х годов. Шаман носил название хам. Лишь в южных районах Тувы среди части тувинцев, пользовавшихся монгольским языком, шаманов называли бии. В конце XIX - начале XX века религиозные верования эвенков представлены шаманизмом в стадии политеизма. Эта стадия характеризует религию патриархально-родового общества на ступени перехода от доклассового к раннеклассовому обществу. Одни шаманы совершали религиозно-культовые действия, обращенные к божествам


доброго, жизнетворного начала яян . Другие взяли на себя лечебно-колдовские обязанности и стали называться саман. А обряд совершаемый ими саманил, самалды. Слово шаман заимствовано русскими от тунгусов, говоривших на одном из диалектов маньчжурского языка. Другие народности Сибири и Центральной Азии называют по разному например, алтайские тюрки - кам , якуты - ойун , буряты - бо . Примечательно, что алтайские тюрки, якуты и буряты называют шаманок утган , удган , одегон .


Функции шаманов были разнообразны. Они должны были лечить, гадать и предсказывать будущее, совершать моления об удаче в промысле, находить пропавших людей, животных и вещи перед началом праздничных мероприятий совершать жертвоприношения божествам. Шаманистскими атрибутами были бубен с колотушкой и шаманский костюм. Среди шаманов есть деление на белых и черных . Белые шаманы у бурят являлись служителями белых западных тэнгриев, облагодетельствовавших людей, черные шаманы - служители восточных- злобных тэнгриев.


Шаманство у бурят было строго наследственным. Подобно бурятским, якутские шаманы делились на черных абасы оюна и на добрых, белых айы оюна . Белые шаманы вели свое происхождение от светлых, белых, небесных якуты , западных буряты духов они не имели духов-помощников, не употребляли шаманского плаща, исполнял свои обряды днем, обращались к добрым духам, с просьбами о ниспослании удачного промысла, о даровании плодовитости и т.д. Черные шаманы вели свое происхождение от злых, восточных буряты , нижних якуты духов.


Они имели духов-помощников. Обладали способностью пожирать души людей, насылать на людей всякие болезни. Свои обряды они исполняли по ночам, кроме бубна, пользовались плащом. Черные и белые шаманы вели непрерывную борьбу между собой, пожирая души друг друга, но в общем сохраняли равенство сил. Разделение шаманов на черных и белых захватывало раньше и Алтай. Белые шаманы не совершали камланий Эрлику и не имели шаманского кафтана.


Черные шаманы, служившие Эрлику, носили специальные кафтаны. Камлание Эрлику отличалось от камлания Ульгену. К последнему шаман подымался на небо, а к первому - спускался в подземный мир. При молении Ульгену шаманы обращалися на восток, приносили в жертву скот светлой масти, Эрлику камлали на запад, жертва была черное животное. Обычно тувинский шаман наследовал шаманский дар, имел шаманов-предков.


Однако были, по-видимому, и шаманы, которые вели свое происхождение от Неба, утверждая, что получили свой дар из Верхнего мира. Их называли небесными шаманами - дээр хам. В литературе имеются сведения, что существовали также шаманы, которые по их словам, получили свой от злых духов частности - от албыс , именовавшиеся черными шаманами - кара хам. Им приписывались не только лечебные способности.


Рассмотрение шаманства различных народов показывает, что институт белых и черных шаманов существовал лишь у тех народов, которые в своем социально-экономическом развитии продвинулись далеко вперед, достигли государственности или сформировались как народности. У палеоазиатов, эвенков и некоторых других народов, стоявших на наиболее низкой ступени социального и культурного прогресса, такие институты не обнаруживаются.


По мнению В.Ф. Трощанского, разделение шаманства является результатом эволюционного развития первобытной религии. Одно направление связано с дальнейшим развитием черного шаманства. Свою высшую форму она находит в оформлении религии поклонников Шивы . Он говорит, что якутские верования как черная вера состояли из верований турецких и монгольских народов. Основа якутского дуализма стала противопоставлением двух рядов мифологических символов - добра


и зла, типологически общих для многих религий. Белые шаманы выполняли жреческую функцию. Они никому не делают зла, они только выпрашивают и молятся богам. Черные шаманы напротив приносят жертвы, впадают в экстаз. Обращаются за помощью небожителю. И повсеместно считалось, что они сильнее белых шаманов. По современным представлениям шаманизм представляется как особая форма религии, широко распространенная


в бесклассовом обществе, главным образом, на стадии его разложения и сохранившаяся как пережиток на более высоких ступенях общественного развития. В более узком смысле шаманством называют религию народов Северной Азии. Ревуненкова Е.В. считает, что шаманизм шаманство не есть религия, так как включает в себя и иные явления, другие области культуры. Он связан с религией, но не является ею. Шаманизм - это особая система мировоззрения, выражающаяся в представлении о возможности реального общения


между тремя космическими зонами вселенной, которые осуществляются особым путем специального ритуала . Басилов В.Н. дает свое определение шаманства это ранняя форма политеизма, особая стадия в развитии человечества, сложившаяся в период, когда основными средствами жизнеобеспечения были охота, рыболовство, собирательство. Среди идей, характерных для мировоззрения идеологии шаманства, наиболее важны одушевление, или ожитворение. Всего окружающего мира, населенного духами взаимосвязь в природе включая и людей тесная


связь человеческого коллектива с космосом возможность человека посещать иные миры. Культовые действия направлены на защиту небольшого коллектива от реальных и воображаемых бед, источником которых признаются различные внешние силы . Наиболее четкая, обоснованная точка зрения у А.И. Гоголева шаманизм это стадильная форма развития религиозной идеологии. Народы Сибири, Казахстана, Средней Азии, индейцев, эскимосов


Америки жили в условиях присваивающего хозяйства, кочевого скотоводства и мотыжного земледелия. Все это, видимо, говорит, что шаманство действительно представляет особую, раннюю стадию развития религии. Шаманство, образно говоря это сфокусированное ядро религиозных верований первобытного общества эпохи разложения, являвшееся в своей основе идеологией присваивающего хозяйства. В тех районах, где с неолита происходил переход к производящему хозяйству, соответственно, изменяются


религиозные представления людей, закладываются основы земледельческих политеистических религий. А в обществах, так и не перешедших к развитому земледелью у высших рыболовов-охотников, собирателей и отчасти у скотоводов , шаманство остается основной формой религиозных верований, приобретая более законченные формы развития . Шаманство явилось основной формой религиозных представлений народов Сибири. И являлся ключевым аспектом в комплексе традиционных верований.


Но все же его нельзя рассматривать отдельно от остальных культов 34 35 36 37 38 39 40.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основні напрями в сучасній зарубіжній кримінології
Реферат Образ музыки в творчестве Эрнста Теодора Амадея Гофмана
Реферат Планета Нептун 3
Реферат Софийский собор
Реферат World Trade Center Партнеры: программа
Реферат Педагогічні умови ефективного використання заохочення і покарання як методів виховання 2
Реферат Организация сертификации и технического контроля качества продукции на предприятии
Реферат Мужество и героизм советских солдат в годы Великой Отечественной войны
Реферат Организационно-экономические особенности свиноводства
Реферат Неотложная помощь при спазмофилии - рахитогенной тетании
Реферат 1. Предмет І завдання курсу «Історія українського суспільства». Його роль у підготовці фахівців економічного І юридичного профілю
Реферат Криминалистическое исследование личности и потерпевшего по делам об умышленных убийствах
Реферат Профессия жидких кристаллов
Реферат Лексические и грамматические трансформации в художественном переводе на материале произведений
Реферат Научный подвиг академика Василия Петрова