1. Понятие и предмет философии. Философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира Стадии эволюции философии: Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы ч/з могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (Древняя Индия, Древний Китаюй, др. страны Востока, Древняя Греция).Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего ч/з господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (средневековая Европа).Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).^ Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют основные разделы: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество. 2. Место и роль философии в культуре.Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура – это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. Философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию. Актуальная философия – это пиковые достижения культуры, которая по своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию.Философия является важнейшей частью духовной культуры. Ее роль в обществе определяется основными функциями: мировоззренческой, методологической, гуманистической и моральной. В своей совокупности все функции философии направлены на развитии в человеке человеческого, вырабатывают у человека культуру мышления. Сколько существует философских учений, столько существует открытых граней человеческой деятельности. Философия располагает в своем активе огромным количеством имён, которые оказали в своё время огромное влияние на человеческую культуру.В широком смысле – культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. 7. Сознание, самосознание, личность (человек разумный).Сознание – способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта. Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Общественное сознание – отражение общественного бытия; формы общественного сознания – наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д. Выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием. Самосознание — динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах: 1) самочувствие – элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей; 2) осознание себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе; 3) возникновение сознания Я, как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Определяющими факторами развития личности являются не ее природные качества, а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Личность – это индивид, который осознает себя субъектом общественной жизни, осознает свое собственное Я.^ 4. Основные направления философии. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении сознания к бытию, а бытия – к сознанию. Материя и сознание (дух) – неразрывные и противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая (бытийная) и гносеологическая (познавательная). Основные направления философии: С онтологической стороны: Материализм ("линия Демокрита") – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIIIв., СССР и социалистических странах в ХХв.Идеализм ("линия Платона") – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направления: 1) объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); 2) субъективный идеализм (Беркли, Юм). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, др. странах Западной Европы.Дуализм–направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания считали, что материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Основателем является Декарт.Деизм – направление в философии, сторонники которого считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и сознание. Представители – преимущественно французские просветители XVIIIв.С гносеологической стороны:Эмпиризм – направление в философии, сторонники которого считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. Основателем является Ф. Бэкон.Рационализм – направление в философии, сторонники которого считали, что истинное знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Основоположником считается Р.Декарт.Гностицизм – направление в философии, сторонники которого считали, что: мир познаваем; возможности познания не ограничены.Агностицизм – направление в философии, сторонники которого считали, что: мир непознаваем; возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал И.Кант В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а, следовательно, никогда не будет познан разумом. Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, т.е. проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.^ 3. Структура философского знания. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, т.к. оно: имеет много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат; однако не является научным знанием в чистом виде. Философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.^ Особенности философского знания: 1) имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.); 2) носит предельно общий, теоретический характер; 3) содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; 4) во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; 5) является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; 6) изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; 7) имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); 8) испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; 9) в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется; 10) опирается на категории – предельно общие понятия; 11) неисчерпаемо по своей сути; 12) ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.5. Религиозные, научные и философские картины мира.КМ называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.^ РКМ. Основная проблема – Соотношение Бога и человека. Мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в РКМ всегда понимается как личность (разум + воля). Бог сотворил мир, дал ему законы. Бог творит чудо, способен вызывать сверхъестественные явления. В различных религиозных концессиях РКМ различаются в деталях, но общим для них является принцип божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.НКМ. Основная проблема – Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое. Мир в науке рассматривается как совокупность элементарных объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся определенным закономерностям. Главная особенность НКМ состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и в той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.^ ФКМ. Основная проблема – Соотношение мира и человека. Идеи: материализм, идеализм, дуализм, плюрализм, диалектика, синергетика, метафизика, эклектика, радикализм, механицизм и др. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В ФКМ человек принципиально отличен от всего сущего, т.к. ему присущ разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия. Пространство и время в философской картине мира выступают как категории порядка. Пространство – как способ упорядочения внешних восприятий, время – как способ упорядочения внутренних переживаний. Философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Религиозная, научная и философская картины мира на протяжении истории находились в сложных взаимоотношениях. Во 2-ой половине XXв. стало очевидно, что ни одна из КМ не может утвердить свою истинность и ложность конкурентов. Проблема заключается в том, чтобы допустить сосуществование всех трех картин в едином универсуме человеческого знания. Вместо КМ философы XXв. ввели понятие жизненного мира. 8. Человек, общество, культура (человек культурный).Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с общественными условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории. Ученные разных направлений сходятся в признании того, что исходным отличительным признаком и человека, и общества является культура. Если понимать под обществом лишь совокупность индивидов, которые взаимодействуют между собой, то придется признать наличие общества у животных. Именно наличие культуры отличает общество от любого объединения животных особей, но оно не объясняет того, как возникает и живет общество. Другими словами культура – это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они воспроизводятся. Таким образом, говорить о человеке, как о продукте культуры, можно лишь рассматривая культуру как достаточность, позволяющую отличить человека от животного. С другой стороны, культурой называют все созданное человеком. Она представляется как мир, созданный человеком в отличие от девственной природы. Итак, человек выступает как творец культуры. Таким образом, человек и культура являются неразрывными понятиями. Они взаимодополняют друг друга и одно не мыслится без другого: человек создает культуру и именно она отличает его от других представителей животного мира. 6. Соотношение искусства, науки и философии в мировоззрении.Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место человека в нем.^ Философское мировоззрение – это теоретическая форма осмысления мира и человека. Научным мировоззрением называется такое миропонимание, которое опирается на достижения философии, естественных и общественных наук. Философия, с одной стороны, сама является мировоззрением в его наиболее общей, теоретической форме, с другой стороны, способствует формированию осознанного взгляда на мир и место в нем человека. Философия базирующется на обобщении совокупных научных знаний, отражении реального бытия, интеграции духовной культуры общества. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире. Так называемое художественное творчество для философии вообще не характерно. Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от философии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого. Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Задача искусства – помочь человеку подняться от животного состояния до уровня человека. Искусство отражает и творит мир и человека на эмоциональном уровне, создавая художественные образы, философия же – на уровне понятий, категорий создаёт стройное учение, которые близки с наукой. И философия, и наука, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.9. Общество и его структура (человек относящийся).Под обществом в философии понимают способ организации совместного бытия людей. Понятие общества охватывает всё человечество в его истории и перспективе. Универсальным компонентом общества является человек. Основными формами общественного бытия людей являются экологическое, экономическое, социальное, этническое, политико-правовое и духовное бытие. Каждое новое поколение не просто продолжает то, что сделано их предшественниками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли (объективный фактор). Разнообразная деятельность людей, их живой труд неизменно и непрерывно вносят новые черты в характер общества (субъективный фактор). Развитие общества представляется как результат сложного взаимодействия этих двух факторов. Движущей силой общества в широком смысле является интерес, стремление людей находить лучшие формы жизни. ^ Концепции общественного развития:- социологический идеализм (сознание, дух, идея определяют общественное бытие людей);- географический детерминизм (географические условия являются определяющим фактором общественного развития);- исторический материализм (основой общественного развития являются материальные условия жизни людей, прежде всего – производство материальных благ);- биологический детерминизм (основой общественного развития является биологическая природа человека);- психологизм в понимании общественной жизни (объяснение социальных процессов исходя из психологии больших социальных групп);- техницизм (абсолютизация роли техники в развитии общества).В настоящее время перед социальной философией стоит задача синтеза (интегрирования) всех существующих концепций общественного развития.10. Предметная действительность (человек предметный).Объект – родовое понятие, группирующее вокруг себя целый ряд понятий, таких как предмет, среда, условия, обстоятельства, обстановка.Субъект – это человек (человечество).Человек непосредственно направляет свои усилия не на весь объект, а лишь на его "часть" – предмет. Предмет является либо объектом познания, либо объектом преобразовательной, предметной деятельности человека. Предмет – это "часть" объекта, на которую направлено внимание субъекта и с которой он "работает", непосредственно "имеет дело". Предмет в сознании человека есть единица, часть сущего, все то, что обладает совокупностью свойств, занимает объем в пространстве и находится в отношении с другими единицами сущего. Человек не только научился создавать, использовать и сохранять предметы (орудия труда и предметы иного назначения), он сформировал систему отношений к предмету. Эти отношения к предмету отражены в языке, мифологии, философии и поведении человека. В философии категория "предмет", или "вещь", имеет свои ипостаси: "вещь в себе" и "вещь для нас". "Вещь в себе" означает существование вещи самой по себе (или "в себе"). "Вещь для нас" означает вещь, какой она раскрывается в процессе познания и практической деятельности человека. 11. Эстетические, нравственные и религиозные ценности (человек любящий).Эстетические ценности – это такие исторически сложившиеся феномены (явления) нашей психики, которые лежат в основе эстетического сознания, т.е. осознания действительности в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Эстетические ценности, такие как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, характеризуют эстетическую значимость предметов и явлений для человека, тем самым, удовлетворяя его стремление к прекрасному и возвышенному.^ Нравственные ценности – это смысложизненные установки, ориентиры (добро, честь, достоинство, справедливость и др.), образующие основу нравственного сознания. Нравственное сознание представляет собой такую форму общественного сознания, в которой находят свое выражение нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Нормами поведения являются общепринятые, а не установленные законом, правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Теоретическим осмыслением нравственности занимаются этические учения. Под религиозными ценностями принято понимать основные догматы веры в сверхъестественное.^ Материалистическая философия рассматривает религиозные ценности как результат фантастического отражения действительности в головах людей, как результат удвоения мира в сознании человека. Наряду с нравственными и эстетическими религиозные ценности формируют специфически человеческий духовный мир, являясь существенной частью человеческой культуры.12. Философский смысл проблемы бытия. Смысл человеческого бытия.Бытие – наиболее фундаментальная категория философии, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Учение о бытии называется онтология. Два значения категории бытия: 1) бытие как объективная реальность – материя; 2) бытие как все существующее – вся реальность. Проблема бытия была поставлена древнегреческим философом Парменидом, который дал определения бытия и небытия. Платон разделил всеобъемлющее бытие на бытие идей и бытие вещей. Вся классическая философия решала проблему соотношения материи (объективной реальности) и сознания (субъективной реальности). В новейшей философии эта проблема теряет свою остроту («новая онтология» Гартмана). На первый план выдвинулась проблема бытия человека (экзистенциализм). В широком понимании философская категория бытия означает все существующее, в узком – только объективную реальность, т.е. существующую вне и независимо от сознания. Основными формами бытия, как всего существующего, являются бытие вещей, бытие человека, духовное бытие и социальное бытие. Под смыслом жизни в философии подразумеваются те ценности, которые реализует человек в своих поступках. В этом понимании смыслом жизни обладают все люди, но философов всегда интересовал высший смысл человеческого бытия. Существует несколько принципиально отличных друг от друга концепций смысла жизни: 1. Смысл жизни изначально задан человеку свыше и как высший смысл раскрывается в стремлении к богоподобию. 2. Смысл жизни определяется неизменной сущностью человека, т.е. высшими ценностями добра, блага, мужества и т.д., в реализации которых состоит высшее назначение человека. 3. Смысл жизни зависит от тех ценностей, которые человек выбирает в данной реальности своего существования, он тем значительней, чем ближе эти ценности к идеалу человека данной эпохи. С проблемой смыла жизни связан вопрос о том, как человек распоряжается даром жизни, единственный раз предоставленным ему фактом рождения.13. Материя как категория онтологии и гносеологии.Онтология (сущность+учение) – один из разделов философии. Определяется, как учение о бытие, как таковом; учение о сверхчувственном мире; учение о мире в целом.Гносеология (знание+учение) – теория познания; изучает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении сознания к бытию, а бытия – к сознанию. ^ Бытие – в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. Материя – философская категория, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Материя и сознание – неразрывные и противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая (бытийная) и гносеологическая (познавательная). Онтологическая сторона: Материализм – в отношениях материи и сознания первичной является материя. Идеализм – в отношениях материи и сознания первичным является сознание.^ Дуализм – материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.Деизм – материя одухотворенная; материю и дух (сознание) не противопоставляются.Гносеологическая сторона:Эмпиризм – в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.Рационализм – истинное знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.Гностицизм – мир познаваем; возможности познания не ограничены.Агностицизм – мир непознаваем; возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. ^ 19. Вера и знание. Люди издавна принимали различные точки зрения в вопросе веры и знания. Верить для того, чтобы понять – в этом смысле вера была начальным (и, возможно, единственным) способом добраться до истины. Фома Аквинский предпринял утверждал, что как вера, так и знание являются путями к истине.Томпсон отмечал: "Те, кто принимают сторону знания в противовес вере, склонны предполагать, что когда вера вступает в конфликт с тем, что они воспринимают как знание, заблуждение покоится в доводах веры. Те, кто встают на сторону веры в противовес знанию, склонны рассматривать как ложный всякий довод знания, который не соответствует их собственной системе веры".Библия учит тому, что вера и знание дополняют друг друга, и когда на первый взгляд они кажутся противодействующими, то что-то не так с тем, что принимают за веру или считают знанием или с обоими понятиями. Библия понятно и различными способами учит тому, что нельзя противопоставлять веру и знание. Вера противопоставляется видению, а не знанию или разуму. Таким образом, вера противопоставляется не знанию, а способу обретения знания. 14. Человек и природа. Антропный принцип.Антропология – учение о человеке, как высшем продукте природы. Все свойства и особенности человека объясняются только своим природным происхождением. Антропология подчеркивает единство человека и природы. В философии сложились три подхода к определению природы и сущности человека: 1. Субъективистский подход: человек – это, прежде всего, его внутренний, субъективный мир. Наиболее полно этот подход представлен в философии экзистенциализма. 2. Объективистский подход: человек – это продукт и носитель внешних, объективных условий существования. Этот подход характерен для материалистических философских учений. 3. Синтезирующий подход: человек – это единство внутренней субъективности и внешней объективности. Природа это естественная среда существования и развития человека и общества. В результате воздействия человека на природу возникает «вторая природа» или техносфера. Основной проблемой системы «человек-общество-природа» является проблема сохранения равновесия между обществом и естественной средой обитания. В античное время природа рассматривалась как часть космоса, при этом ее часто одушевляли; в Средние века природа воспринималась как низшее творение бога, ущербность которой есть следствие грехопадения человека; в Новое время природа понималась как сила, противостоящая человеку, задача которого в том, чтобы полностью подчинить ее себе; в современную эпоху все более утверждается мнение, что природа это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния, человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества.16. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Маркс: Свобода есть деятельность на основе познанной необходимости. Необходимость отражает нечто устойчивое, упорядоченное, что и отражается в законах сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, разнообразного, новых возможностей. Необходимость выражает наличное, показывает, каков мир есть, а свобода отражает будущее – каким мир должен быть. Развитие общества и есть постоянный процесс перехода необходимости в свободу. Гегель: Свобода многолика, но сущность ее одна - наличие разнообразных возможностей, следовательно, она - наибольшая ценность. Индивид становится личностью через осознание свободы и ответственности. Ответственность не существует без свободы, свобода не может быть абсолютной. Подлинное развитие личности возможно только в свободном обществе, в котором каждый индивид осознает свою ответственность за поступки. В широком смысле, свобода всегда есть свобода выбора, прежде всего, целей и средств их достижения, но именно выбора, а не произвола, поскольку человек живет в реальных условиях, с которыми не может не считаться. Мера свободы зависит от конкретных условий, которые изменяются от эпохи к эпохе. С наибольшей полнотой свобода личности проявляет себя в творчестве, т.е. деятельности по созданию новой материальной и духовной реальности (техническое, художественное, научное и другие формы творчества). 15. Человек в системе социальных связей.Социальной структурой общества называется совокупность социальных общностей, являющихся основными субъектами социального действия. Социальная общность – это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни, тенденций и перспектив развития. Историческими формами социальных общностей являются семья, род, племя, народность, нация. Семья – это вид социальной общности, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Род – это общность людей, основанная на кровнородственных связях. Племя – это форма общности людей, в основе которой лежат родовые отношения. Племена разобщены между собой по территории обитания, языку и культуре. Народность – это форма общности людей, которая формируется в процессе слияния племен. Для нее характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков – единым языком. Нация или народ – это общность людей, для которой характерны общность территории, экономической жизни, языка, национального характера и культуры.Классами называются большие группы людей, которые отличаются друг от друга по их месту в исторически сложившейся системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В системе социальных связей классового общества классы играют определяющую роль. Марксистская теория классов обосновывает объективный характер классовой борьбы как движущей силы истории. В современном обществе классовая борьба от насильственных методов все более переходит к цивилизованным методам социального партнерства.17. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. В социальной философии разработаны две концепции общественного развития – формационная и цивилизационная.^ Формационная концепция основана на понятии общественно-экономической формации – типе общества, который характеризуется специфическим экономическим базисом (экономическим способом производства) и соответствующими ему идеологической надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Понятие общественно-экономической формации позволяет представить историю в виде ряда последовательных ступеней, образующих линию прогресса. По К.Марксу переход между формациями неизбежен тогда, когда внутри действующей формации исчерпаны возможности роста производственных сил. Когда они исчерпаны, возникает конфликт между производственными силами и производственными отношениями. Возникает необходимость изменения производственных отношений, что приводит к социальной революции. Выделяют пять формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации.^ Цивилизационная концепция основана на понятии цивилизации. В общем виде, цивилизация – это общество, которое характеризуется специфической социальной организацией, а также всей совокупностью материальных и духовных достижений. Сущность цивилизационного подхода в отрицании единого пути развития человеческого общества. Согласно цивилизационной концепции, ход истории приводит к образованию многих цивилизаций, которые, так или иначе, взаимодействуют друг с другом. Формационная и цивилизационная концепции – это два среза единого исторического процесса, которые взаимно дополняют друг друга. 18. Познание, творчество, практика.Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего мира. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс материализации намерений людей, превращение субъективных творческих способностей, замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно существующую. Творчество есть специфически человеческий вид деятельности, в котором реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество – созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии. Можно сказать, что научное познание не исключает творчества, а предполагает его. Если познание — перевод реального в идеальный план, а практика — перевод идеального в реальное, то творчество (искусство) — способ взаимосогласования и/или “выяснения отношений” идеального и реального, их взаимопереход. Познание и практика — противоположные и опосредующие друг друга формы деятельности. Практика опосредует познавательную деятельность в виде эксперимента и приборно-инструментального наблюдения. Познание опосредует практическую деятельность в виде прикладных наук (технических, сельскохозяйственных, медицинских, педагогических, юридических, политических, экономических).Если познание и практика — противоположно направленные формы связи субъекта с объектом, то творческая деятельность — промежуточная форма связи. Не являясь по-настоящему ни познавательной, ни практической деятельностью, она включает в себя элементы той и другой. 23. Структура научного познания, его методы и формы. С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта: а) Субъект науки (исследователи, научные сообщества, научные коллективы, общество в целом); б) Объект (предмет, предметная область); в) Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины; г) Свой специфический язык – как естественный, так и искусственный (знаки, символы, формулы и тд.). При ином "срезе" научного познания в нем следует различать такие элементы его структуры: а) фактический материал; б) результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях; в) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); г) "вырастающие" из них законы, принципы и теории, картины мира; д) философские установки (основания); е) социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; ж) методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны; з) стиль мышления и т.д. Основными формами научного познания, взаимообуславливающими друг друга, являются эмпирическая и теоретическая формы (уровни), каждой из которых соответствуют определенные методы познания. В рамках эмпирической формы научного познания можно выделить такие методы, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент. В рамках теоретической формы научного познания – метод формализации, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и прагматический метод (в технических и гуманитарных науках). Общенаучными методами познания являются анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, идеализация.22. Научное и ненаучное знание. Критерии научности.Научные знания – это знания, получаемые в результате изучения природы, общества и человека методами науки. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Особенностями научных знаний являются: 1) общезначимость: научные знания не зависят от индивидуальных особенностей познающего субъекта, места и времени получения знаний; 2) систематичность: научные знания получают выражение