Утверждено Постановлением Росстата от «30» декабря 2005г. № 110 Методологические положения по наблюдениюза потребительскими ценами на товары и услугии расчету индексов потребительских ценМосква 2005г. Оглавление 1. Система показателей статистики потребительских цен на товары и услуги и цели ее использования……..…….………………….…………… 5 2. Назначение индекса потребительских цен и средних цен на отдельные виды товаров и услуг…….………………….………………..….. 7 3. Основные этапы организации статистического наблюдения за потребительскими ценами…..………………………...……………………… 8 4. Отбор населенных пунктов………………………….…………….………….. 9 5. Отбор базовых организаций торговли и сферы услуг.….………………….. 10 6. Принципы формирования потребительского набора товаров и услуг......…………………….…………………………….…………………… 13 7. Порядок регистрации цен и тарифов на отдельные виды товаров и услуг…………………...…………………………………..……………..……. 16 8. Особенности наблюдения за ценами на отдельные виды товаров…………. 20 9. Особенности наблюдения за ценами и тарифами на отдельные виды платных услуг, оказанных населению………………..….…….……………. 26 10. Основные методы замены товаров (услуг)-представителей, применяемые при регистрации цен на потребительском рынке ………………………………………….………………..……………. 41 11. Особенности применения метода замены по сезонным товарам и услугами..…………………………………….…………………………….. 46 12. Расчет средних цен товары и услуги………………………………………... 52 13. Порядок расчета индексов потребительских цен ………………………… 54 14. Классификаторы товаров и услуг, используемые при расчете индекса потребительских цен……………………………………………… 56 15. Порядок формирования весов для групповых и сводных индексов потребительских цен на товары и услуги……..…………………………… 61 16. Расчет индивидуальных и сводных индексов потребительских цен …………………………………………………………………………… 74 17. Базовый индекс потребительских цен …………………………………….. 79 18. Расчет индекса потребительских цен к различным базисным периодам……………………………………………..………………………. 81 19. Исчисление стоимости наборов товаров и услуг…….……………………. 84 20. Проверка достоверности информации об уровнях потребительских цен.. 87 21. Краткий глоссарий…………………………………………………………… 89 Приложения к Методологическим положениям по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен…………………………………………………………… 94 1. Перечень населенных пунктов, в которых организовано наблюдение за потребительскими ценами и тарифами на товары и услуги населению.. 95 2. Набор потребительских товаров и услуг для наблюдения за ценами и тарифами……………………………………………………….……………. 100 3. Классификатор индивидуального потребления по целям, адаптированный к индексу потребительских цен (КИПЦ-ИПЦ)……………….…………….. 115 4. Потребительский набор товаров (услуг)–представителей для расчета базового индекса потребительских цен……………………….…………….. 145 5. Потребительский набор товаров (услуг)–представителей, цены на которые не учитываются в расчете базового индекса потребительских цен…………………………………………………………………..…………. 158 6. Перечень и объемы потребления товаров, включенных в минимальный набор продуктов питания…………………………………………..………… 161 7. Перечень и объемы потребления товаров и услуг, включенных в фиксированный набор потребительских товаров и услуг для проведения межрегиональных сопоставлений……………………………….…………... 162 8 . План проведения контрольных проверок регистрации потребительских цен и тарифов на товары и услуги………………….………………………. 166 9. График контрольных проверок регистрации потребительских цен и тарифов на товары и услуги……………………………………….…………. 167 10. Акт контрольной проверки регистрации потребительских цен и тарифов на товары и услуги………………………………………………… 168 Настоящие Методологические положения разработаны с целью совершенствования организации и повышения качества статистического наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления с учетом «Резолюции об индексах потребительских цен», принятой 17-ой Международной конференцией статистиков труда. Федеральное государственное статистическое наблюдение за уровнем и динамикой потребительских цен осуществляется с применением методологии и инструментария, которые разрабатываются и утверждаются Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) по согласованию с другими заинтересованными ведомствами. Наблюдение за ценами и расчет индексов потребительских цен осуществляется в рамках «Перечня (плана) статистических работ Росстата» ежегодно утверждаемого Росстатом по согласованию с министерствами и ведомствами. Расширение границ наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и услуги в части перечня товаров и услуг, населенных пунктов, где осуществляется сбор информации, а также видов расчетов на региональном уровне не финансируется Росстатом. Настоящее положение устанавливает порядок наблюдения за ценами и тарифами на товары и платные услуги на потребительском рынке и определения индекса потребительских цен на территории Российской Федерации.^ 1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ И ЦЕЛИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯСистема показателей статистики потребительских цен на товары и платные услуги характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей:- индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ) - характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. - средняя потребительская цена (тариф) на отдельный вид товара (услуги) - средняя величина из уровней цен на товар(услугу)-представитель, зарегистрированных в различных торговых организациях. Средние цены складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов.- стоимость наборов товаров и услуг:- стоимость минимального набора продуктов питания определяется на основе минимального набора продуктов питания для мужчины трудоспособного возраста (приведен в Методических рекомендациях по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999г. № 192). - стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации исчисляется на основе единых объемов потребления, а также средних цен по России и ее субъектам. - стоимость необходимого социального набора1 разрабатывается в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 июля 1996г. N 87-Ф3 «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации» для расчета долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства в целом по Российской Федерации.^ 2. НАЗНАЧЕНИЕ ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН И СРЕДНИХ ЦЕН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТОВАРОВ И УСЛУГИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров и т.д. ИПЦ применяется при пересчете макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены. Он исчисляется также с целью характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным субъектам Российской Федерации и Российской Федерации в целом.^ Информация о средних потребительских ценах и тарифах на отдельные виды товаров и услуг используется: - в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ при определении его величины как в целом по Российской Федерации, так и по ее субъектам. - для формирования стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, а также других наборов, исчисленных по различным нормам потребления. ^ Стоимость наборов товаров и услуг определяется в целях экономического анализа и различных сопоставлений:стоимость минимального набора продуктов питания - отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен на продукты питания; стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг - отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен на товары и платные услуги населению.^ 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ЦЕНАМИСтатистическое обследование потребительских цен и тарифов организуется на выборочной основе. Наблюдение за ценами и тарифами на товары и платные услуги на потребительском рынке и расчет индекса потребительских цен включает в себя следующие этапы работы: - отбор населенных пунктов, в которых организуется наблюдение за потребительскими ценами на товары и услуги; - отбор базовых организаций торговли и сферы услуг, в которых осуществляется регистрация цен и тарифов на товары и услуги; - отбор товаров (услуг)-представителей; - регистрация цен и тарифов; - расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги; - формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен; - расчет индекса потребительских цен; - подготовка ценовой информации для стоимостной оценки потребительской корзины, на базе которой проводится определение величины прожиточного минимума; - расчет стоимости различных наборов потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения. Расчет ИПЦ производится на базе информации, полученной из двух источников: - данных об изменении цен, рассчитанных на основе их регистрации на потребительские товары и услуги, за каждый отчетный период; - данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, которые являются основным источником информации для формирования весов при расчете ИПЦ.^ 4. ОТБОР НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВНаблюдение за потребительскими ценами проводится на территории всех субъектов Российской Федерации. Ценовая информация собирается в столицах республик, центрах краев, областей, автономной области, автономных округов, городах федерального значения и выборочно - в районных центрах (городах, поселках городского типа, далее – «города»), отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами. В соответствии с действующей методологией индекс потребительских цен на товары и услуги строится для городского населения. Отбор городов для наблюдения за ценами в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими критериями: - общее число обследуемых населенных пунктов в субъекте Российской Федерации, как правило, должно находиться в пределах 2-4 городов; - города, отобранные для наблюдения за ценами, должны отражать географические особенности региона и располагаться в различных его частях; - в выборку не должны включаться города, расположенные в непосредственной близости друг от друга и от территориального центра, если уровни и динамика цен в этих городах не имеют принципиальных различий; - отобранные для наблюдения за ценами города должны характеризоваться наличием устойчивого наполнения потребительского рынка товарами и услугами, входящими в перечень, принятый для ежемесячного наблюдения; - численность населения городов, отобранных для ежемесячного наблюдения за ценами, суммарно должна составлять не менее 35% городского населения субъекта Российской Федерации. На основании выработанных критериев формируется перечень населенных пунктов (всего 266 населенных пунктов), в которых осуществляется сбор информации об уровне цен и тарифов на товары и услуги (Приложение 1). ^ 5. ОТБОР БАЗОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИИ СФЕРЫ УСЛУГНаблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатки, киоски и т.д.). Отбор базовых организаций торговли и сферы услуг, а также других объектов наблюдения за ценами (в частности объектов по реализации товаров, предоставлению услуг, принадлежащих физическим лицам) проводится специалистами органов статистики по согласованию с другими заинтересованными организациями в каждом городе, где организовано наблюдение за потребительскими ценами. Для отбора базовых организаций могут быть использованы данные статистической отчетности, налоговых органов, организаций по управлению имуществом и других органов исполнительной власти. При формировании выборочной совокупности организаций торговли и сферы услуг необходимо руководствоваться следующими требованиями: - регулярность реализации отобранных для наблюдения товаров и видов услуг в базовых организациях; - наблюдение за ценами (тарифами) проводится в организациях розничной торговли (включая комиссионные), общественного питания и сферы услуг всех форм собственности (государственной, муниципальной, частной, смешанной и общественных объединений, организаций) и организационно-правовых форм (АО, АОЗТ, ЗАО, ОАО, ООО, ТОО, ИЧП и т.п.); - для организации наблюдения за ценами в каждом городе отбираются крупные, средние и малые организации торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем, чтобы в наблюдение попали организации с различными условиями торговли (обслуживания); - фирменные магазины, супермаркеты, магазины-салоны, в которых цены на реализуемые товары и услуги несколько выше среднего уровня, включаются в выборочную совокупность в количестве, пропорциональном объемам продаж организаций торговли и услуг данного уровня в общем объеме продаж. Подобные объекты включаются в наблюдение при условии, что они имеют высокий товарооборот и в них реализуются товары, по потребительским свойствам и уровню цен рассчитанные на массового потребителя; - регистрация цен осуществляется также на городских продовольственных, вещевых и смешанных рынках, мелкооптово-розничных ярмарках (рынках) и местах предоставления услуг, на которых торговля (обслуживание) осуществляется, как правило, физическими лицами, в частности, предпринимателями без образования юридического лица (ПБОЮЛ); - в число наблюдаемых объектов не включаются организации торговли, в которых реализуются товары, уровень цен на которые многократно превышает средний сложившийся уровень цен на аналогичные товары.Например, не рекомендуется регистрировать цены в магазинах-салонах (бутиках), торгующих эксклюзивными моделями одежды или ультрамодной обувью престижных иностранных фирм, так как помимо высокого уровня цен, поступление товаров в этих магазинах производится, как правило, небольшими по объему партиями, с постоянным обновлением ассортимента, что значительно затрудняет процесс отслеживания цен по сопоставимому кругу реализуемых товаров; - уровень цен (тарифов) на товары и услуги, реализуемые в организациях торговли (услуг) и других объектах наблюдения, включаемых в выборочную совокупность, должен быть доступен для массового потребителя; - в случае реализации в регионе отдельных групп товаров в крупных универсальных магазинах, универсамах, специализированных магазинах, расположенных в разных частях города и входящих в единую торговую сеть (фирму), рекомендуется в этих магазинах проводить регистрацию цен по широкому перечню товаров. При этом количество цен, зарегистрированных по каждой позиции в отобранных для наблюдения магазинах данной фирмы, должно репрезентативно отражать объем реализованных товаров во всех магазинах данной фирмы, расположенных в городе. Специалистам территориальных органов государственной статистики для дальнейшей обработки информации о потребительских ценах следует составлять каталог (справочник) базовых организаций торговли и сферы услуг. При составлении данного справочника в целях облегчения дальнейшей идентификации организаций рекомендуется заносить в него полные их наименования (для ПБОЮЛ - фамилии предпринимателей), места нахождения (адреса), телефоны. При осуществлении наблюдения на мелкооптово-розничных ярмарках (рынках) рекомендуется заносить в каталог объектов наблюдения информацию обо всех наблюдаемых торговых точках, с указанием их местонахождения и торговой группы реализуемых товаров.^ Например, мелкооптово-розничная ярмарка «Нагорная», ул. Свободы д.№5, торговые точки:1) торговый ряд №1, место №5 - ПБОЮЛ Иванов – рыбная продукция, сельди;^ 2) торговый ряд №2, место №12 - ПБОЮЛ Петрова – колбасные изделия, сыры, молочная продукция, масло сливочное;3) торговый ряд №3, место №6 - ПБОЮЛ Кузнецова – кондитерские изделия, чай, кофе, макаронные и крупяные изделия. Для проведения в случае необходимости объективной замены базовых организаций рекомендуется производить отбор дублирующих организаций торговли (сферы услуг), в которых ассортимент товаров, уровень цен, условия реализации товаров (услуг), идентичны имеющимся в организациях, включенных в основное наблюдение за ценами.^ 6. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГОНАБОРА ТОВАРОВ И УСЛУГ6.1. Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) с учетом предложений территориальных органов государственной статистики и согласовывается с заинтересованными экономическими ведомствами и остается неизменным в течение определенного времени (не менее года). В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, репрезентативно включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населения, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже. Критерием для включения в набор новых товаров и услуг является их доля в общих потребительских расходах населения. Новые товары и услуги включаются в набор для наблюдения за потребительскими ценами в тех случаях, когда их доля составляет не менее 0,1% от общих потребительских расходов населения. Набор состоит из трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению. Каждая из перечисленных групп представлена подгруппами товаров и услуг, включающих в себя несколько товаров (услуг)-представителей.Например, подгруппа «Яйца» представлена товаром-представителем: «Яйца куриные», а подгруппа «Сыр» представлена двумя товарами-представителями: «Сыры сычужные твердые и мягкие» и «Сыры плавленые». Под товаром-представителем понимается совокупность марок, моделей, артикулов и т.п. определенного вида товара, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства, но должны быть однородными по своему потребительскому назначению. 6.2. Отбор товаров (услуг)-представителей для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки. Росстатом централизованно устанавливается перечень товаров и услуг-представителей, имеющих достаточно общее описание потребительских свойств. Наблюдение за уровнем и динамикой цен и тарифов ведется по отдельным видам товаров и услуг с конкретными потребительскими свойствами. Специалисты территориальных органов государственной статистики в каждом городе, участвующем в наблюдении за потребительскими ценами, самостоятельно отбирают конкретные товары из имеющегося в продаже ассортимента товаров данного наименования, учитывая массовость спроса населения на эти товары и регулярность наличия их в продаже в базовой организации. Отбор товаров конкретных марок, моделей, артикулов для регистрации цен проводится пропорционально объему их продаж. Определение доли продаж отдельных товаров может быть проведено на основании данных статистики торговли о товарообороте проданных товаров, проведения опроса продавцов и путем применения экспертных оценок.Например, по товару-представителю «Сыры сычужные твердые и мягкие» пропорционально отбираются конкретные виды сыров отечественного и зарубежного производства определенного сорта, жирности, наименования, предприятия-изготовителя в соответствии с долей реализации товара в различных организациях торговли. Учет пропорций осуществляется через количество ценовых котировок. Под ценовой котировкой понимается цена товара, имеющего конкретные потребительские свойства (наименование, производитель, характерные особенности), зарегистрированная в определенном магазине.Например, по товару-представителю «Масло сливочное» в одном городе может быть зарегистрировано несколько ценовых котировок: - магазин № 1 - масло «Валио», жирность 82%, 200г, пр-во Финляндия;- мелкооптово-розничная ярмарка «Нагорная» (ряд 1, место 7) – масло «Вологодское», жирность 82%, 200г, пр-во г. Вологда;- гастроном № 3 – масло «Смоленское», жирность 82%, 200г, пр-во г. Смоленск.На каждый товар (услугу) следует зарегистрировать такое количество ценовых котировок, которое позволит репрезентативно определить его среднюю цену. По большинству товаров количество собранных в ходе регистрации ценовых котировок с различным уровнем цен (тарифов) должно отражать реальную структуру покупок населением конкретных товаров (получения услуг) в организациях торговли (сферы услуг) с различными условиями их реализации и обеспечивать возможность определения реального уровня средневзвешенных цен (тарифов) на каждый товар (услугу) в городе. На каждый товар (услугу)-представитель должно быть зарегистрировано не менее 5 ценовых котировок (как правило, регистрируется 5-10 котировок). Исключение составляют отдельные виды услуг (электроэнергия, услуги связи, муниципальный городской транспорт и т.п.), на которые в городе действуют единые тарифы. По товарам-представителям, ассортимент которых достаточно разнообразен, а разброс цен на отдельные марки, модели, артикулы достаточно велик, рекомендуется регистрировать большее количество ценовых котировок, чем по товарам-представителям, которые представлены однородными позициями. 6.3. В городах, отобранных для наблюдения за ценами, в особенности в краевых, областных центрах и в крупных городах республиканского и областного подчинения, необходимо обеспечить регистрацию цен и тарифов по наиболее полному перечню наблюдаемых товаров и платных услуг из перечня товаров (услуг)-представителей, принятого на уровне Российской Федерации. В случае систематического отсутствия на потребительском рынке некоторых городов (районных центров) отдельных наблюдаемых видов товаров и платных услуг допускается исключение из наблюдения этих позиций. В набор товаров (услуг)-представителей, по которым осуществляется наблюдение за ценами, помимо позиций, цены на которые используются при исчислении индекса потребительских цен, дополнительно включаются некоторые виды товаров и услуг, уровни цен на которые наблюдаются в соответствии с различными нормативными документами (например, Федеральным законом Российской Федерации от 24 октября 1997г. N 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и т.д.). По каждой позиции товаров (услуг)-представителей, отобранной для регистрации цен в отчетном году, наблюдение должно осуществляться в течение всего отчетного года. Пропуски регистрации цен на наблюдаемые товары и услуги в отдельные периоды текущего года недопустимы. Потребительский набор товаров (услуг)-представителей, по которому осуществляется наблюдение за ценами в действующей в 2006г. классификации, приведен в Приложении 2. Набор с указанием спецификации товара в соответствии с Классификатором индивидуального потребления по целям, адаптированного к индексу потребительских цен (с использованием которого в настоящее время проводятся экспериментальные расчеты) приведен в Приложении 3.^ 7. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН И ТАРИФОВ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТОВАРОВ И УСЛУГ7.1. Регистрации подлежит фактическая цена товара, имеющегося в свободной реализации на потребительском рынке (без учета товаров, реализуемых на льготных условиях для отдельных категорий граждан) и оплачиваемого наличными деньгами. Например, не рекомендуется регистрировать цены на сахар-песок или муку пшеничную, реализуемые мешками, или цены на отдельные непродовольственные товары (одежду, обувь, предметы сложнобытовой техники и т.п.), реализуемые во время краткосрочных распродаж, а также цены со скидками (льготные цены), по которым осуществляется реализация товаров отдельным категориям населения. По услугам регистрации подлежит фактическая цена (тариф) предложенного к реализации отдельного вида платной услуги, оказанной населению. Потребительская цена (тариф), которая является конечной ценой потребления, включает НДС, акциз, налог с продаж и другие прямые и косвенные налоги, а также расходы и доходы товаропроводящей сети. В наблюдение включаются как товары отечественного производства, так и импортные товары. В случае, когда цены на товары зарубежного производства или вид услуг в отдельных организациях торговли (услуг) указаны в условных единицах или долларах США, их пересчет в рубли может быть осуществлен либо в соответствии с официальным курсом Банка России, объявленным на дату регистрации цен, либо в соответствии с курсом, применяемым данной организацией торговли, либо в соответствии с курсом, запрашиваемым продавцом. 7.2. ^ Сбор информации о потребительских ценах проводится специалистами территориальных органов государственной статистики путем регистрации цен и тарифов на конкретные виды товаров и платных услуг, оказанных населению. Регистрация цен и тарифов на отдельные виды товаров и платных услуг, оказанных населению, осуществляется с использованием бланков регистрации цен (форма №1 – потребительские цены «Бланк регистрации цен и тарифов на товары и платные услуги населению»), а также терминалов (мини-компьтеров) для сбора данных о ценах и тарифах. При отборе для наблюдения за ценами отдельных видов одежды и обуви рекомендуется отдавать приоритет не остро модным товарам, а моделям традиционного направления, за ценами на которые можно проводить наблюдение в течение длительного периода, проводя, по мере необходимости, соответствующую замену, чтобы избежать наблюдения за ценами на устаревшие модели. При регистрации цен на каждый конкретный отобранный товар (услугу)-представитель в бланк регистрации цен или в терминал сбора данных для регистрации цен и тарифов необходимо заносить наименование товара и информацию, в которой содержится краткое описание с четкой и ясной его характеристикой. В описании товара должны быть указаны марка, модель, артикул, состав сырья, цвет изделия, размер, сорт, вес, предприятие-изготовитель, страна-изготовитель, назначение товара, определенное качество и другие качественные характеристики и признаки, позволяющие отличить данный товар от других. Детализация описания товара должна быть такова, чтобы можно было зарегистрировать цены на данный товар в течение длительного периода времени, а также безошибочно найти его в продаже при последующей регистрации цен не только специалисту, сделавшему запись в текущем месяце, но и вновь привлеченному к этой работе. Отсутствие подробных характеристик товаров делает невозможным проведение оценки реального изменения цен по конкретным моделям, так как рост цен может иметь место за счет улучшения потребительских свойств товаров, введенных в наблюдение в новом сезоне. Зарегистрированная цена товара в его фактической расфасовке пересчитывается (при несоответствии) на цену данного товара, соответствующую установленной единице измерения. Регистрация цен на товары-представители на рынках, включая вещевые, осуществляется по опросу продавцов. При этом для более объективной регистрации цен не рекомендуется проводить какие-либо записи в присутствии продавца. Регистрация цен на товары, реализуемые по сниженным ценам, производится в случае, если акция снижения цен не носит краткосрочного характера (в течение 1-15 дней). При этом необходимо учитывать, что при поступлении через определенный промежуток времени новых партий аналогичных товаров, с более высоким уровнем цен, соответственно будет зафиксировано их повышение. В связи с этим рекомендуется применять индивидуальный подход к регистрации цен на товары, реализуемые по сниженным ценам, используя метод замены товаров (см. раздел 11 настоящих Методологических положений). 7.3. Одним из основных условий получения максимально точной и достоверной информации, используемой для расчета индекса потребительских цен, является соблюдение сопоставимости цен в отчетном и базисном периодах. Необходимым условием сопоставимости цен является одинаковое количество ценовых котировок, регистрируемых на каждый товар (услугу) в течение всего отчетного года. В тех случаях, когда это правило не соблюдается, точность рассчитанных индексов цен может быть недостаточной.Так, например, если на какой-либо товар-представитель в базисном периоде было зарегистрировано 6 цен, а в отчетном периоде – 5 цен, и расчет средних цен, а также их изменений произведен на основе всех зарегистрированных в каждом периоде ценовых котировок, то может быть зафиксировано изменение средних цен, в то время как практически все цены остались без изменения и только один из конкретных видов данного товара (на который была зарегистрирована цена в базисном периоде) исчез из продажи. Для обеспечения сопоставимости ценовой информации в смежные периоды и ее непрерывности при расчете индекса потребительских цен рекомендуется применение методов замены товаров (услуг)-представителей. Важнейшей задачей при построении динамических рядов уровней и индексов цен является наличие информации в длительной непрерывной динамике. 7.4. Регистрация цен и тарифов осуществляется:- ежемесячно – по полному перечню товаров (услуг)-представителей с 23 по 25 число отчетного месяца. По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, регистрация цен может быть проведена на один-два дня ранее установленного времени. При проведении сбора ценовой информации необходимо соблюдать установленные сроки регистрации цен на одни и те же товары на одних и тех же базовых предприятиях с тем, чтобы выдерживать интервал между двумя регистрациями в один месяц. Например, если в магазине «Зенит» цена на стиральную машину «Малютка» зарегистрирована 24 января, то в феврале рекомендуется провести регистрацию цен также по состоянию на 24 число.- еженедельно – по ограниченному кругу товаров и услуг-представителей, определенному соответствующими нормативными актами в сроки, установленные этими документами. По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, еженедельная регистрация допускается в предшествующий день недели, однако по товарам и услугам, цены (тарифы) на которые растут неравномерно и опережающими темпами, еженедельная регистрация проводится строго в определенный день. Регистрируемая в оперативном режиме (еженедельно или с иной периодичностью) ценовая информация на товары (услуги)-представители, увязывается с ежемесячной регистрацией и должна проводиться на тех же объектах наблюдения. При этом, если сроки обеих регистраций совпадают, то информация по отдельным организациям торговли и сферы платных услуг, полученная в течение еженедельной регистрации, может быть включена в массив ежемесячной информации. ^ 8. ОСОБЕННОСТИ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЦЕНАМИ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТОВАРОВ8.1. Особенности сбора ценовой информации на отдельныe виды продовольственных товаров. По позиции «Масло подсолнечное» при пересчете цены, зарегистрированной за один литр, в цену за кг, применяется коэффициент пересчета 0,93, т. е. один литр масла подсолнечного равен 0,93 кг. Например, на масло подсолнечное зарегистрирована цена 24 руб. за литр, в результате пересчета цена за кг составит: 24 руб. : 0,93 = 25,81 руб. По позиции «Ужин в ресторане заказной (включая спиртные напитки)» для наблюдения рекомендуется сформировать типичный набор из блюд, которые являются наиболее востребованными в данном ресторане, и цены на которые возможно отследить в данном ресторане в течение длительного периода времени. Кроме того, рекомендуется включать в данный набор блюда, цены на которые находятся на среднем уровне, т.е. не регистрировать цены на блюда, имеющие крайние значения цен (наиболее высокие или наиболее низкие). Для формирования цены на «Ужин в ресторане заказной, включая спиртные напитки, на одного человека» должны быть зарегистрированы цены на отдельные блюда, включенные в типичный набор. При формировании меню (набора) типичного ужина рекомендуется включать перечисленные ниже составляющие по одной порции в расчете на одного человека.Закуски (две разные): - ассорти рыбное или ассорти мясное, рыба заливная, язык заливной и т.д.; - салат (мясной, рыбный, «оливье», ассорти и т.д.).^ Горячее блюдо: мясное блюдо (антрекот, лангет, шашлык, ромштекс, котлета по-киевски, цыплята табака, свинина или говядина жареные, запеченные, тушеные и т.д.) или рыбное блюдо (шашлык рыбный, рыба запеченная, жареная, фаршированная и т.д.).