Содержание1,Философия как разновидность мировоззрения2,Раздел философии3,Методы философии4. Функции философии5. Древнеиндийская философия6. Буддизм и его основные идеи7. Общее понятие и характерные черты китайской философии8.Конфуцианство и легизм9. Древнегреческая философия10 Гераклид Эффеский11,Пифагор и пифагорейцы12,Атомизм демокрита13,Элиаты14. Философия софистов и Сократа15. Философия Платона16. Философия Аристотеля17,Киники и скептики18. Эпикур и стоики19. Теологическая философия средних веков20. Философия Августина Блаженного21. Философия Фомы Аквинского (томизм)22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения25. Френсис Бэкон26,Томас Гоббс и Джон Локк28. Философия Лейбница. 29, Философия Иммануила Канта30. Философия Гегеля31. Философия марксизма32. Философия позитивизма Огюста Конта33. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея34. Бытие35. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека1,Философия как разновидность мировоззренияМировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: • мифология; • религия; • философия.2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующиеосновные вопросы: • происхождение Вселенной, Земли и человека; • объяснение природных явлений; • жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; • вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: • очеловечивание природы; • наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); • практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.); • однообразие и поверхность мифологических сюжетов.Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.Основными мировыми религиями являются: • христианство; • ислам; • буддизм.Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: • основано на знании (а не на вере либо вымысле); • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: • космоцентризм; • теоцентризм; • антропоцентризм.Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека^ 2,Раздел философии1. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: • онтология (учение о бытии); • гносеология (учение о познании); • человек; • общество.^ 2. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: • сущность бытия; • происхождение бытия; • материя (субстанция), ее формы; • сознание, его происхождение и природа; • взаимоотношение материи и сознания; • бессознательное; • человек, его сущность и существование; • душа, духовный мир человека; • общество; • общество и человек; • природа; • природа и общество; • духовная сфера жизни общества; • материально-экономическая сфера жизни общества; • социальная сфера общества; • общественно-экономические формации, цивилизации; • перспективы человека, общества; • экология, проблемы выживания; • особенности познания; • влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; • ограниченность и безграничность познания; • движение; • философские категории; • диалектика и ее законы; • иные вопросы.^ 3,Методы философииОсновными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: • диалектика; • метафизика; • догматизм; • эклектика; • софистика; •герменевтика .Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: • обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ; • статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); • однозначно Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводыСофистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных как истинные суждений, чтобы быть выгодной для принимающего данный метод. Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: • материализм; • идеализм; • эмпиризм; • рационализм. При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений^ 4. Функции философии 1. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции философии: • мировоззренческую; • методологическую; • мыслительно-теоретическую; • гносеологическую; • критическую; • аксиологическую; • социальную; • воспитательно-гуманитарную; • прогностическую^ 2. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.^ Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.^ Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).^ Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.^ Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.^ Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.^ 5. Древнеиндийская философия В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: • XV — VI вв. до н. э. — ведический период; • VI — И вв. до н. э. — эпический период; • II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.Веды, как правило, включали в себя: • "священное писание", религиозные гимны ("самхиты"); • описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; • книги лесных отшельников ("араньяки"); • философские комментарии к Ведам ("упанишады").До наших дней дошло всего четыре Веды: • Ригведа; • Самаведа; • Яджурведа; • Атхарваведа. Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам: • буддизм; • джайнизм; • чарвана-лакаята. Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение: • йога; • веданта; • вайшешина; • ньяя; • миманса; • санкхья. Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.). В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм. В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).^ 6. Буддизм и его основные идеи 1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается ^ Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям. Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). "Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины: • земная жизнь полна страданий; • страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; • от страданий можно избавиться; • существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.^ К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: • не убий; • не. укради; • будь целомудренным; • не лги; • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.^ 7. Общее понятие и характерные черты китайской философии 1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: • VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; • III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; • ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии. 2, Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: • даосизм; • конфуцианство; • легизм. Меньшее распространение получили: • моизм; • натурфилософия; • номинализм.^ 8.Конфуцианство и легизм 1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.^ 2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: • жить в обществе и для общества; • уступать друг другу; • слушаться старших по возрасту и по званию; • подчиняться императору; • быть человечным. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель).Руководитель должен обладать следующими качествами: • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; • управлять на основе добродетели ("бадао"); • обладать необходимыми знаниями; • быть благородным; • делать только добро государству и окружающим; • заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен: • быть лояльным по отношению к руководителю; • проявлять старание в работе; • постоянно учиться и самосовершенствоваться. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм . Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти. Основными постулатами легизма являются следующие: • человек обладает изначально злой природой; • как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; • государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; • основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; • основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; • законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам . • государственный аппарат должен формироваться из профессионалов • государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.^ 9. Древнегреческая философия: Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа. • демократический — VII — V вв. до н. э.; • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; • эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.; • римский - I в. до н. э. - V в. н. э.^ К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-"досократиков": • милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); • Гераклита Эфесского; • элейской школы; • атомистов (Демокрита, Левкиппа);и др. Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. ^ Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). К данному этапу относятся: • философско-просветительская деятельность софистов; • философия Сократа; • зарождение "сократических" школ; • философия Платона; • философия Аристотеля. Для эллинистического периода характерно: • распространение антиобщественной философии киников; • зарождение стоического направления философии; • деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; • философия Эпикура и пр. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.Философы милетской школы: • занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными; • пытались объяснить законы природы • искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. • первоначалом всего сущего считал воду ("архэ"); • считал центром вселенной Землю; • точно определил продолжительность года — 365 дней; • сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: • первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; • вывел закон сохранения • первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра: • первопричиной всего сущего считал воздух; • выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); • проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса"; • отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.^ 10 Гераклид ЭффескийГераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе): • первоначалом всего сущего считал огонь; • вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита); • считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды"); • был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; • признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); • всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум; • выступал за материальность человеческой и мировой души; • был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; • движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".^ 11,Пифагор и пифагорейцыПифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика: • первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); • выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); • считали единицу мельчайшей частицей всего; • пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).^ 12,Атомизм демокрита Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: • весь материальный мир состоит из атомов; • атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего; • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.); • между атомами существует пространство, заполненное пустотой; • атомы находятся в вечном движении; • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.13,ЭлиатыЭлеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.Элеаты: • изучали проблемы познания; • жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое; • были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). .^ 14. Философия софистов и Сократа 1. Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости).^ 2. Для софистов характерно: • критическое отношение к окружающей действительности; • стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; • неприятие основ старой, традиционной цивилизации; • отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; • стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; • восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; • субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.Сократ (469 - 399 гг. до н. э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому. • любое знание есть добро; • любое зло, порок совершается от незнания. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой. Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: • способствовал распространению знаний, просвещению граждан; • искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.; • открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; • ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; • воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ". ^ 15. Философия Платона1. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основательсобственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Большинство произведений Платона написано в форме диалогов. 2. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; • окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; • реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; • любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.); • весь мир является отображением чистых идей (эйдосов). 3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: • "единого"; • "ума"; • "души".^ 5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников — "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются: • монархия — справедливая власть одного человека; • тирания — несправедливая власть одного человека; • аристократия — справедливая власть меньшинства; • олигархия — несправедливая власть меньшинства; • демократия — справедливая власть большинства; • тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.^ 16. Философия Аристотеля Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.Философию Аристотель делил на три вида: • теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия"); • практическую - о деятельности человека, устройстве государства; • поэтическую. По Аристотелю, бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. По Аристотелю, материя — это потенция, ограниченная формой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что: • все сущее на Земле обладает материей и формой; • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета; • реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; • потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное; • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Аристотель выделяет шесть типов государства: • монархия; • тирания; • аристократия; • крайняя олигархия; • охлократия (власть толпы, крайняя демократия); • полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).^ Историческое значение философии Аристотеля в том, что он: • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях"; • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; • выделил 10 философских категорий; • дал определение бытия через категории; • определил сущность материи; • выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии; • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения).^ 17,Киники и скептики. Киники — одна из философских школ Древней Греции сократического периода. Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись: • возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества); • добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество; • отсутствие постоянного места жительства, скитания; • паразитический образ жизни, попрошайничество; • предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене; • восхваление физической и духовной бедности; • крайний аскетизм; • замкнутость; • критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических; • непризнание авторитетов; • воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни; • неготовность к спору, стремление подавить собеседника; • отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам; • концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах; • радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений. В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.^ 18. Эпикур и стоики 1. Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела: • учение о природе и космосе ("физика"); • учение о познании ("каноника"); • учение о человеке и его поведении ("эстетика").^ 2. Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие: • ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения • вселенная вечна и бесконечна; • все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты; • атомы и пустота вечны; • атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом); • "мира чистых идей" не существует; • существует множество материальных миров во Вселенной.. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).^ К характерным чертам стоической философии также относятся: • призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом); • признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом; • определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру; • призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру; • признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны; • неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу; • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро; • восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры; • высокий эстетизм в мыслях и поступках; • осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков; • признание стремления к счастью высшей целью человека. Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий^ 19. Теологическая философия средних веков Можно выделить следующие основные черты средневековой философии: • теоцентризм (главной причиной все