Содержание Введение 3Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа компании средствами PR 61.1. PR: сущность и содержание 61.2. Имидж компании: понятие и основные характеристики 10Глава 2. Практические аспекты формирования имиджа компании 222.1. Основные принципы формирования имиджа компании средствами PR 222.2. PR-иснтрументарий для создания имиджа компании 24Заключение 31Список литературы 33 Введение Актуальность темы исследования. Связи с общественностью, являясь одним из важных факторов получения высоких результатов в бизнесе за счет достижения взаимопонимания, основанного на правде и информированности, способствуют формированию достойного имиджа компании, помогают избежать негативных слухов и двусмысленностей, а также повысить качество обеспечения совокупных рыночных запросов потребителей. В современных условиях развития российского бизнеса многие сложности и неудачи, срывы переговорных процессов, заключения контрактов, организации доставки грузов нередко объясняются недостатком информированности, правдивости, гибкости и открытости всех участников рыночного оборота. Паблик рилейшнз — один из важных и активно развивающихся элементов современного цивилизованного рыночного механизма, непосредственно связанного с исследованием и формированием непрерывно изменяющегося спроса и предложения на товары и услуги во всех отраслях мировой экономики, повышением эффективности производства и коммерческой деятельности, удовлетворением потребностей людей во всех сферах общественной жизни. В условиях перехода российской экономики на путь отношений, подчиненных законам конкурентной борьбы, имидж является одним из основных инструментов улучшения рыночного положения компании. Сегодня появляется острая необходимость рассмотрения фирменного имиджа не как абстракции в сознании отдельных индивидов, а как целенаправленно формируемой категории. В новой обстановке при активном внедрении на российский рынок иностранных компаний, обладающих более мощным теоретическим, практическим и финансовым потенциалом, отечественным организациям стоит огромных сил создание положительного имиджа, способствующего привлечению интереса клиентуры. При современном уровне развития производства и состоянии насыщенности рынка, конкурирующие фирмы предлагают покупателям большое количество однотипных товаров, не отличающихся своими потребительскими качествами. При этом главным фактором конкурентной борьбы становится благоприятное впечатление о товаре и компании-производителе, заключенное в созданном имидже. К началу — середине 1990-х годов резко возросла озабоченность компаний тем, как они воспринимаются своими группами общественности. В российских организациях начали активно создаваться подразделения по связям с общественностью, в числе целей которых — формирование имиджа организации. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность организации на рынке. Если положительное отношение сформировано, то за ним обязательно последуют доверие партнеров и, в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор. Понятие имиджа является важным для многих сфер практики: политики, рекламы, массовых коммуникаций. Имидж изучается различными науками, в том числе психологией, социальной психологией, социологией, специалистами паблик рилейшнз. Наряду с «брендом» и репутацией имидж является ключевым нематериальным активом организации. Успешное управление всеми тремя видами нематериальных активов, которые тесно между собой связаны, не только приносит реальную прибыль для компании, но также существенно повышает ее рыночную стоимость и инвестиционную привлекательность в перспективе. Говоря об имидже компании, необходимо отметить: во-первых, имидж компании - это комплексное, интегративное образование. Во-вторых, корпоративный имидж содержит в себе определенный набор компонентов, обладающих специфическими характеристиками, которые по-разному воспринимаются и оцениваются различными статусными группами населения. В-третьих, индивид не в состоянии в полном объеме воспринять имидж организации как целостного образования. Поэтому необходимо целенаправленно воздействовать на приоритетные группы общественности с целью сформулировать у них устойчивое, положительное мнение об организации в целом. Таким образом, создание позитивного имиджа является важнейшей задачей, в решении которой принимают участие специалисты по маркетингу, рекламе, PR, психологи, филологи и даже режиссеры.Объектом работы является имидж современной компании.Предметом работы является роль средств PR в формировании имиджа компании.^ Цель работы: рассмотреть, какова роль связей с общественностью в формировании имиджа компании.Задачи работы: Рассмотреть сущность и содержание PR. Раскрыть понятие и проанализировать основные характеристики имиджа компании. Раскрыть основные принципы формирования имиджа компании средствами PR. Охарактеризовать PR-иснтрументарий для создания имиджа компании. В работе использовался метод анализа специальной и учебной литературы по теме исследования.^ Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа компании средствами PR 1.1. PR: сущность и содержание Сегодня, когда неизбежно растет значение факторов внеценовой конкуренции, а коммуникации пронизывают все аспекты существования общества, все более значимую роль начинает играть сфера деятельности, отвечающая за анализ и формирование коммуникационной среды. Это и есть Public Relations, что в переводе с английского означает «отношения с общественностью», «связи с общественностью». Сегодня как в научной литературе, так и в бизнес-практике используются самые разные обозначения данного понятия: PR, паблик рилейшнз, ПР, пиар. PR -- это функция менеджмента, обеспечивающая установление и поддержание эффективных коммуникаций между организацией и ее общественностью. Основная цель осуществления PR-деятельности в организации — это создание благоприятных для ее успешного функционирования внешней и внутренней среды и обеспечение необходимого поведения этой среды в отношении данной организации. «Практика Public Relations — это искусство и социальная наука, позволяющие анализировать тенденции, предсказывать их последствия, консультировать руководство организаций и претворять в жизнь планируемые заранее программы действий, которые служат интересам как организаций, так и общественности».1 Авторитетный специалист в области PR С. Блэк пишет: PR — «искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».2 Паблик рилейшнз — это управленческая наука и искусство, содействующие установлению взаимопонимания и сотрудничества между социальной организацией и ее общественностью, отвечающих обоюдным интересам и достигаемым с помощью положительных информационно-разъяснительных материалов, активных акций и оценок ответной общественной реакции. PR — это управление социальной информацией, состоянием общественного мнения, корпоративными отношениями в условиях неценовой конкуренции посредством формирования престижа, репутации, авторитета, доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ее результаты не имеют прямого денежного эквивалента, однако, выполняя посредническую функцию управления, PR-деятельность обеспечивает благоприятную атмосферу для жизнедеятельности организации, позитивную деловую репутацию, столь необходимую для получения кредитов, инвестиций, других дополнительных материально-технических средств. Таким образом, характер и содержание предмета PR определяются следующими параметрами. Во-первых, PR - это управленческая деятельность, существо которой составляет управление (менеджмент) коммуникативным пространством и всем комплексом коммуникаций социального субъекта. Или паблик рилейшнз выступает как функция менеджмента по установлению и поддержанию эффективных коммуникаций между организацией и ее общественностью. Во-вторых, паблик рилейшнз - это социально-практическая деятельность, направленная на практическое преобразование социальной реальности, на формирование новых и изменение существующих социальных практик. В-третьих, паблик рилейшнз - это коммуникативная деятельность. Связи с общественностью имеют дело прежде всего с публичной коммуникацией. Они управляют публичной коммуникацией своего базисного субъекта, формируют, организуют и упорядочивают его коммуникативное пространство. Вне и помимо коммуникации связи с общественностью функционировать не могут, так как именно коммуникация предстает в роли объекта управления. В-четвертых, PR — это прежде всего рынок информации. Вне отношений рыночного обмена в коммуникационной сфере связи с общественностью в своем естественном виде существовать не могут. Если информационный рынок ограничен или закрыт, то PR перестает существовать или превращается в пропаганду. Связи с общественностью — это также и деятельность на реальном национальном и международном рынке, новый вид бизнеса и деловой активности, цель которого - получение прибыли. В-пятых, связи с общественностью — это деятельность, в которой присутствуют наука и искусство. PR опирается на собственный научный базис и знания смежных наук -теории коммуникации, социологии, психологии, теории менеджмента. И в этом смысле связям с общественностью присущ научный характер. Работа пиармена - это прежде всего исследовательская, научная деятельность, в состав которой входит изучение коммуникационного рынка, анализ факторов, влияющих на состояние и динамику информационных потоков, построение системной модели PR-кампании и т.д. Профессии паблик рилейшнз присущи свои специфические признаки, отличающие ее от других профессий. Американское общество паблик рилейшнз выделило 14 сфер применения PR: - популяризация (размещение информации) в СМИ; - коммуникации; - общественная деятельность - это отношения с общественностью и правительством, т.е. работа с официальными лицами, исполнительными структурами и влиятельными группами населения (такими, как потребители); - распространение сообщений руководства; - взаимоотношения с правительством; - финансовые отношения в обществе; - групповые взаимоотношения; - отношения с промышленными структурами; - отношения с меньшинствами; - реклама; - агитация в печати; - продвижение товаров и услуг; - отношения со СМИ; - пропаганда.1 Основные функции PR: теоретико-познавательная функция направлена на изучение, описание, анализ PR-деятельности; аналитическая - это поиск полной, достоверной и объективной информации по разнообразным проблемам внешних и внутренних коммуникаций организации, на основе которой вырабатываются информационная политика, стратегия и тактика организации; организационно-техническая — совокупность мероприятий, направленных на практическое преобразование коммуникативного пространства организации, на изменение старых и формирование новых PR-практик; информационно-коммуникативная — это систематическое распространение через средства массовой информации разнообразных сообщений среди внутренней и внешней общественности организации с целью оказания необходимого воздействия на мнение и поведение людей; креативная — способность к творчеству и выполнению творческих решений, так как PR связан с преобразующим характером своей деятельности, нестандартностью оформления события и факта; прогностическая — это разработка научно обоснованных прогнозов развития данной организации, определение перспектив создания и внедрения новых PR-технологий, оценка социально-политических последствий реализации тех или иных PR-проектов, а также прогнозирование кризисных ситуаций.1^ 1.2. Имидж компании: понятие и основные характеристики Как указывает Б. Джи, многие уверены в том, что слово «имидж» применимо только к отдельному человеку. На самом деле это понятие несет в себе намного больше значений. «Имидж имеет отношение к той особой атмосфере, ауре, загадке, которая окружает немногих преуспевающих людей, процветающие компании или популярные товары. Опыт показывает, что понимающие важность имиджа и принципы его построения руководители компаний всегда пожинают богатый урожай высокой прибыли».2 В настоящее время в специальной литературе можно встретить большое число определений имиджа. Перечислим некоторые, наиболее часто встречающиеся из них. Нередко имидж определяется как «целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. Объектом или носителем имиджа могут быть человек, группа людей, организация и т.п.».3 Имидж определяют также как «неповторимые образы-представления о конкретных объектах, которые выделяют, создают впечатление их радикального отличия от других, наделяют дополнительными ценностями. Имидж есть единство представления и эмоционального восприятия объекта, обеспечивающее узнаваемость, позиционирование, формирование особого мнения и отношения к нему».1 Когда речь идет о корпоративном имидже, то его определяют как «специально проектируемый в интересах фирмы, основанный на особенностях деятельности, внутренних закономерностях свойствах, достоинствах, качествах и характеристиках образ, который целенаправленно внедряется в сознание (подсознание) целевой аудитории, соответствует ее ожиданиям и служит отличию фирмы (товара, услуги) от аналогичных».2 Имидж информативен, он сообщает о некоторой совокупности признаков, которые присущи самому объекту. Причем эти признаки могут существовать объективно или же произвольно приписываться объекту создателями имиджа. Многие авторы признают, что имидж, поскольку он зависит от многих факторов, которые могут изменять свои значения, не является чем-то однажды заданным и неизменным. Он динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом носителе или в групповом сознании. Важной особенностью имиджа является его активность. «Он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и целых групп населения. Как следствие, люди отдают предпочтение тем или иным товарам, фирмам, банкам или политическим партиям».3 Имидж близок по значению таким понятиям, как образ, престиж, авторитет, рейтинг, репутация. Еще античные мыслители выделили проблему несовпадения реального поведения человека и его сущности, какой он сам ее видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. Одним из первых к содержанию имиджа обращается итальянский общественный деятель, политический мыслитель Н. Макиавелли в известном трактате «Государь» (1532 г.), подчеркивая необходимость уметь обозревать себя со стороны, представляя окружающим свои положительные сильные стороны: «Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым на самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимым».1 Нередко в литературе встречается утверждение, что имидж — это стиль и форма поведения человека, причем преимущественно внешняя сторона поведения в обществе. Иногда имиджем называют набор значений и впечатлений, благодаря которым люди описывают объект, запоминают его и начинают относиться к нему определенным образом, иными словами, благодаря которым объект становится известным. При этом, как правило, уточняется, что объектом имиджа чаще всего являются человек, группа людей или организация (компания, политическая партия) и значительно реже — неодушевленные предметы (товары, продукты, услуги), по отношению к которым чаще употребляется понятие «образ». В ряде определений подчеркивается то обстоятельство, что понятие «имидж» включает не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные, сформированные. В других определениях делается акцент на том, что имидж во многом предопределяется объективными характеристиками объекта, в частности, имидж человека предопределяется его психологическим типом и личностью, их соответствием запросам времени и общества. Большая часть специалистов по имиджу включает в это понятие не только внешность человека, определяемую его анатомическими особенностями и стилем одежды, но практически все характеристики, доступные восприятию. Еще одна важная характеристика имиджа, которая нередко подчеркивается исследователями, — это его функциональность. Иными словами, имидж не является самоцелью. «Когда мы занимаемся созданием или улучшением своего имиджа, мы предполагаем, что хороший имидж нам нужен для чего-то, что при его помощи мы сможем достичь определенных целей, более эффективно решить какие-то задачи, сделать более успешной ту или иную деятельность, которой мы занимаемся. Именно это и оправдывает усилия по созданию или улучшению имиджа».1 Одним из первых отечественных разработчиков имиджелогии считается Б.Н. Хатунцев, который в книге «О природе власти. Опыт исследования социально-психологических основ власти» (1925 г.) утверждал, что эффективность власти основана на личном обаянии и общественном мнении. Американский экономист А. Болдуинг (советник Дж. Рокфеллера) в 60-е годы XX в. использовал понятие «имидж» и обосновал полезность его для делового успеха. В известном словаре Уэбстера (1961 г.) имидж определен как искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта — товара, института, организации или человека, целенаправленно формирующейся в массовом сознании с помощью паблисити, рекламы, пропаганды. В 70-е годы XX в. слово «имидж» появляется в советской публицистике, но используется чаще в негативном плане. Терминологический анализ изданий справочной литературы позволяет сделать вывод, что понятие «имидж» входит в активный лексикон только в конце 80-х годов XX в. Переход к современной интерпретации имиджа в отечественной науке связан прежде всего с именами В.М. Шепеля, А.Ю. Панасюка, Г.Г. Почепцова, Ф.А. Кузина. Анализируя и систематизируя многочисленные определения понятия имиджа, можно взять за основу следующее: «имидж — это определенный образ, который личность, его Я представляет окружающим, своего рода форма самопрезентации, при которой подчеркиваются сильные стороны и скрываются недостатки. Имидж заключает в себе представление, впечатление о некой реальности, но не саму реальность».1 Составляющими частями имиджа являются имиджевые характеристики, которые Г. Почепцов условно разделяет по следующим направлениям: биологические (демонстрирующие агрессивность или силу); коммуникативные (как зависящие от канала типы телегеничности); социальные (моделирующие чисто человеческие характеристики, которые считаются населением позитивными); мифологические (являющиеся «подведением» объекта к имеющимся стереотипным представлениям) ; профессиональные (отражающие требования массовой аудитории к внешним и частично внутренним представлениям о данном типаже профессии); контекстные (задающие зависимость от своего оппонента).2 Задачей специалистов становится поиск реализаций данных характеристик в вербальной, визуальной и событийной сферах. Важное значение для успеха организации имеет не только внешний (в глазах потребителей, клиентов), но и внутренний имидж. Этот тип имиджа существует в среде сотрудников фирмы и является весомой составляющей организационной культуры. Внутренний и внешний имиджи одного и того же объекта могут сильно отличаться. Это как бы два взгляда с противоположных сторон на один и тот же объект. Различают благоприятный и нейтральный имидж фирмы. Руководители компаний чаще всего хотят, чтобы был создан благоприятный, положительный имидж их компании. Они хотят, чтобы он вызывал положительные эмоции у потребителей, запоминался, побуждал приобретать продукцию компании. «Однако опыт говорит, что формирование благоприятного имиджа фирмы не всегда оправдывает ожидания руководства и понесенные затраты, так как исключительно трудно создать универсальный имидж, который считался бы благоприятным для всех потребительских групп, взаимодействующих с организацией. Поэтому лучше всего формировать нейтральный имидж организации».1 Это не значит, что фирма должна иметь невыразительный, неопределенный или бесцельный имидж. Напротив, такой имидж открыт. Он позволяет всем потребительским группам вписаться в позитивные отношения с организацией. Нейтральный имидж отсекает лишь немногочисленные крайности среди потребителей. Его преимущество состоит в том, что человеку не навязывается отношение или установка к фирме. Если ее имидж не вызывает положительных эмоций у кого-то, то по крайней мере он не должен вызывать отрицательного отношения. Позитивный имидж позволяет:организации: завоевать положение на рынке и усилить свою позицию по отношению к позиции конкурента, имеющего более слабый имидж; пользоваться имиджем как своеобразным гарантом качества, укреплять доверие потребителя к своим товарам и услугам и повышать их привлекательность; сформировать положительное общественное мнение. Организация, которая тратит деньги не только на производство и сбыт, но и на нематериальные ценности (good will), традиционно вызывает уважение; снизить расходы и скоординировать деятельность по продвижению товара или услуги. Новые, но «защищенные» известным имиджем товары и услуги выводятся на рынок с меньшими затратами; на рекламу уже известных товаров тратятся меньшие средства; проработанная концепция имиджа позволяет выдерживать единый стиль при подключении разных специалистов на разных территориях; диктовать цены, не опасаясь падения спроса. Престижность имиджа обуславливает желанность товара для потребителя и обеспечивает дополнительную ценность; добиться вовлеченности персонала в общее дело, повысить профессиональную отдачу каждого сотрудника;потребителю: в условиях изобилия одинаковых товаров и не менее одинаковых рекламных сообщений воспринимать имидж как критерий выбора товара и фактор, подтверждающий правильность этого выбора; относиться к имиджу как к гарантии стабильности («моя парикмахерская», «мои духи», «мои сигареты»...) и символу принадлежности к определенной социальной группе. Приобретение товара, марка которого престижна в той социальной группе, с которой хочет себя отождествлять потребитель, в большей степени способствует повышению его самооценки;персоналу организации: испытывать чувство гордости, самоуважения и удовлетворения от работы; ощущать собственную значимость и сопричастность к общему делу. Общество в целом также заинтересовано в том, чтобы организации заботились о собственном благоприятном имидже, поскольку: имидж служит организующим началом, повышающим уровень цивилизованности бизнеса; работа над имиджем способствует улучшению визуальной среды в компании и за ее пределами (внутреннее и внешнее обустройство, вся исходящая информация); желание организации хорошо выглядеть в глазах разных целевых аудиторий приводит к реальным положительным сдвигам в ее деятельности.1 Имидж может быть различным для разных целевых аудиторий, так как он должен отвечать их ожиданиям, потребностям, установкам и стереотипам поведения. Например, для широкой общественности наиболее предпочтительна гражданская позиция организации, для партнеров — обязательность и конкурентоспособность, для потребителей — надежность и высокое качество товаров и услуг и т. д. Важным отличием имиджа компании является сложность его аудитории. Если взять в качестве примера производственную организацию, то ее внешняя аудитория распадается на такие группы, как конечные клиенты (потребители товара или услуги), дилеры, поставщики, представители государственных и иных властных структур, жители той местности, в которой располагаются производственные мощности организации, представители политических партий и организаций. Внутреннюю аудиторию имиджа организации составляют ее сотрудники. Информация, в предоставлении которой заинтересованы представители перечисленных групп, существенно варьируется. Так, потребителей интересует в первую очередь качество продукции, дилеров — ценовая политика, стабильность работы и различные аспекты взаимодействия, местную общественность — отношение к природной среде региона и готовность участвовать в решении местных проблем и т.д. Поэтому разумно было бы даже говорить не об имидже, а об имиджах организации. Однако в имиджелогической литературе принято, объединяя все внешние имиджи в одно понятие внешнего имиджа, отделять его только от внутреннего имиджа организации, под которым понимается имидж организации у ее сотрудников. Однако различия между внешним и внутренним имиджем не означают, что тот либо другой руководитель компании может строить имидж произвольно, по различным, независимым друг от друга предзаданным программам. В действительности, подобно индивидуальному имиджу, имидж организации не будет жизненным, если не будет имеет под собой надежной объективной подосновы, которая является единой для всех ее имиджей, независимо от их аудитории, обеспечивающей их действенность и надежность. Такой объективной подосновой единства имиджа организации является корпоративная (организационная) культура. Несмотря на то что большинство из нас вполне отдает себе отчет в том, что подразумевается под организационной культурой, достаточно трудно дать точное определение этого общего термина. Понятие культуры пришло из антропологии. Хотя люди могут и не осознавать этого, культура проникает во все сферы их жизни и оказывает существенное влияние на их поведение и поступки. Однако предполагаемые определения и высказываемые мнения по поводу использования данного термина при анализе деятельности организаций во многом расходятся. По мнению Э.А. Смирнова, организационная культура означает «упорядоченную совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей».1 Т.О. Соломанидина считает, что организационная культура — это «социально-духовное поле компании, формирующееся под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, определяющих единство философии, идеологии, ценностей, подходов к решению проблем и поведения персонала компании и позволяющих организации продвигаться к успеху».2 Несмотря на очевидное разнообразие определений и толкований организационной культуры, многие исследователи отмечают ряд общих моментов в содержании организационной культуры: образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения связаны с видением окружающей индивида среды (группы, организации) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т.д.); ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым, помогают индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации; символика, посредством которой ценностные ориентации воспринимаются членами организации. На языке деловых кругов организационная культура означает: важность работы для достижения успеха в бизнесе; восприятие работы не только как средства получения дохода и профессионального роста, но и как способа удовлетворения работником своих потребностей в самоуважении, самодостаточности; уважение к работникам компании, признание ценности каждого сотрудника именно этой компании; ценность таких качеств, как энергия, склонность к разумному риску, инициативность, профессионализм; признание потребителей (клиентов) и их потребностей в качестве центра всей деятельности компании. Е.Б. Перелыгина выделяет следующие элементы корпоративной культуры: стиль отношений между сотрудниками и, в частности, между руководителями и подчиненными; стиль принятия решений; стиль управления проблемами и конфликтами; стиль осуществления изменений; стиль отношений с внешними компонентами микро- и макросреды; история организации, ее «фольклор»; наиболее распространенные отношения сотрудников к миссии и целям организации; ценности организации (как реальные, так и провозглашаемые руководством); установленные формальные процедуры.1 «К обобщенным показателям организационной культуры относится качественный показатель, который называется имиджем организации».2 Организационная культура формируется в результате долговременной практической деятельности по воле руководителя или собственника организации путем естественного отбора наилучших норм, правил и стандартов, привнесенных руководителем и членами коллектива. К ее формированию целесообразно привлекать специалистов консультационных фирм. Выводы PR — отношения фирмы с отдельными лицами или организациями, цель которых заключается в формировании имиджа, репутации, реноме, престижа компании с использованием средств СМИ, рекламы, форм пропаганды. Основное назначение PR — достижение высокой общественной репутации фирмы. PR -- это функция менеджмента, обеспечивающая установление и поддержание эффективных коммуникаций между организацией и ее общественностью. Имидж является представлением о рассматриваемом объекте целевой общественной аудитории. Без четкого имиджа трудно будет объяснить, что представляет собой любая организация, что она предлагает и к чему стремится, что хочет передать общественности. Поиск ответов на эти вопросы и представляет собой комплекс мероприятий корпоративного имиджмейкинга, большую роль в котором играет формирование организационной культуры.^ Глава 2. Практические аспекты формирования имиджа компании 2.1. Основные принципы формирования имиджа компании средствами PR Каждый предмет, компания и идея, каждая и торговая марка индивидуальны, то есть имеют свои, отличительные черты. Для характеристики того или иного человека или события мы находим десятки определений его персональных качеств. Одного и того же человека мы можем описать всяким —добросердечным, высокомерным, малоподвижным и предприимчивым. Аналогично и компания — может характеризоваться как ненадежная, загадочная или, наоборот, открытая и устойчивая. Планируемая индивидуальность любого предприятия должна отвечать основной миссии компании и учитывать основные преимущества, которые бренд, фирма или марка обещают потребителю. Формирование имиджа — это «воздействие на аудиторию имиджа с целью сформировать у членов этой аудитории психологическое притяжение к данному объекту помимо их воли».1 Организация должна стремиться к тому, чтобы ее образ в сознании потребителей как можно больше соответствовал образу, сконструированному ее специалистами. Принципы построения положительного имиджа. Образ организации, сконструированный специалистами, должен основываться на реальных достоинствах организации. Если в жизни выделенные достоинства не подтверждаются, то доверие к организации как к партнеру теряется. Имидж должен иметь точный адрес - свою целевую аудиторию потребителей. Имидж должен отличаться от образов других организаций и легко распознаваться. Имидж должен быть простым, понятным, легко запоминаться и сводить к минимуму возможные искажения его. Оставаясь неизменно привлекательным в восприятии потребителей, имидж должен оперативно изменяться в ответ на изменения экономической, социальной, психологической ситуации, моды, а также под воздействием потребителей. Формирование имиджа фирмы может и должно быть включено в систему рационального социального управления, так как здесь скрывается колоссальный управленческий резерв. Далеко не все руководители осознали значение имиджа в процессе позиционирования своих фирм и организаций контрагентам, общественности, клиентам и др. Имидж организации создается коллективным восприятием организации ее общественностью на основании того, что она говорит и делает. Имидж организации может быть реальным и гипотетическим (проектируемым). Чтобы служащие адекватно реагировали на имидж организации, его нужно сначала определить, распространить и сделать понятным. Специалисты предлагают ряд несложных методик для определения меры соответствия или несоответствия провозглашаемого, ожидаемого и реального имиджа организации. Так, Г. Левинсон рекомендует пользоваться способом, согласно которому нужно последовательно выяснить: что организация делает, исходя из оценки производимой продукции, предлагаемых услуг, а также отношения к своим служащим (как к «товару, который покупается и используется», или как к «способным и зрелым людям»); что организация говорит в процессе коммуникации со служащими («уговаривает ли их, убеждает» или же «привлекает к разрешению общих проблем») и клиентами («сбивает ли их с толку, обещая больше, чем может дать», или же «обманывает при помощи привлекательной упаковки»); какой люди хотят видеть организацию.1^ 2.2. PR-иснтрументарий для создания имиджа компании Для определения технологической цепочки PR-мероприятий нужно найти ответы на следующие вопросы: Каков имидж субъекта? Какой имидж желателен для самого субъекта? Каким субъект представляется самому себе? Каков он на самом деле? Каким он должен быть в глазах общественности? Возможно ли совпадение ответов на первые пять вопросов? Что для этого нужно сделать? и самый важный вопрос, — а хотел бы субъект этого?2 Как считает А. Ульяновский, реализация всех пунктов приводит к созданию адекватного имиджа, отражающего сущность, ценности и принципы субъекта самого по себе и совпадающего с ценностями и потребностями общественности, представление о субъекте в сознании целевых и контактных аудиторий. Их несовпадение фиксирует неадекватный имидж.3 Планирование, разработка и