Реферат по предмету "Педагогика"


Знакомство дошкольников с сезонными изменениями в природе

Бийский педагогическийгосударственный университет имени В.М. Шукшина
Контрольная работа поэкологии
Тема:«Знакомство дошкольников с сезонными изменениями в природе»
Бийск 2009 г.

Содержание
Введение
Задачи и содержание знаний осезонных изменениях
Сезонные явления в природе
Методы обучения детейсезонным изменениям в природе
Наблюдениекак основной метод ознакомления детей с природой
Календарь природы каксредство закрепления знаний
Заключение
Список литературы

Введение
 
Природа –это уникальная книга.
Ее тираж –один экземпляр.
Только один!И поэтому, читая ее,
Нужноберечь каждую страницу!
Проблема экологического воспитанияявляется в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействиечеловека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящеевремя человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен вэкологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда ониполучают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, как мы ужеотмечали, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, атакже навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированиюбережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Крометого, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательноеотношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Знания о сезонных изменениях в природе. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе:каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характерпогоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживойприроды определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данныйсезон.
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установлениявременных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходятте или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать заизменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому,обучать некоторым несложным способам охраны природы.


Задачи исодержание знаний о сезонных изменениях
Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детейрасширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждойвозрастной ступени совершенствуется достигнутое.
Систематически знакомить детей с природой начинают впервой ивторой младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накоплениезнаний, т.е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы: оприродном материале и его свойствах. Им дают первые знания об отличительныхпризнаках сезонов. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи междуявлениями природы: дует ветер – качаются деревья, светит солнце – становитсятеплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы.При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следуетпридерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательскимдействиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения.Задача воспитателя – формировать у ребят эмоционально-положительное, бережноеотношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).
В средней группе представления детей о свойствах и качествах«предметов неживой природы расширяются и конкретизируются. Воспитанники среднейгруппы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность посравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать задачунаблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать,связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.
В старшей группе основной становится задача формирования у детейзнаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений иживотных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторымиорганами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, осезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательностисезонных изменений. Систематизация знаний о сезонах происходит на основеустановления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чегопроисходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умениенаблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всемуживому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
В подготовительной к школе группе основной задачей являетсяуточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживойприроды, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформироватьпредставления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительностидня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.
Вывод. Знания о сезонныхизменениях в природе. В дошкольном возрасте доступны следующие знания обизменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенныйхарактер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явленийнеживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животныхв данный сезон: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной по мере увеличенияпродолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия дляроста и развития растений – начинается период активной вегетации. Самыеблагоприятные условия для жизни растений создаются летом: наступает длинныйдень, повышается температура воздуха, выпадают обильные дожди. Осеньюпродолжительность дня постепенно сокращается, температура воздуха падает,замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя.
Жизнь животных также в большой степени зависит от изменений вприроде. Многие животные приспосабливаются к зимним холодам: идет осенняялинька птиц и зверей; некоторые из них заготавливают корм, меняют убежище.Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезаютнасекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут бытьусвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будутсформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня,температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных,труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребятадолжны знать последовательность времен года.
Вывод. Все эти знания постепенноусваиваются детьми к концу дошкольного возраста.
 
Сезонныеявления в природе
Периодические явления природы, обусловливаемые годовым ходомметеорологических элементов, называют сезонными явлениями. В умеренных широтахвыражены закономерная повторяемость и последовательность времен года. Сменавремен года происходит в результате годового обращения Земли вокруг Солнца принеизменном положении наклона земной оси к плоскости орбиты.
Поэтому изменяются высота Солнца над горизонтом, угол падениясолнечных лучей на Землю, количество поступающей солнечной радиации. ПоложениеЗемли на орбите определяет наступление астрономических времен года. Однакоастрономические сроки времен года не совпадают со сроками периодическихизменений погоды 'и живой природы.
Например, лето начинается у нас не 22 июня, с началомастрономического лета, а раньше, и кончается оно не 23 сентября, а также раньшеэтого срока. Это обстоятельство заставило исследователей природы принять вовнимание, кроме астрономических, другие показатели времен года.
Сезонные изменения в живой природе изучает наука фенология.Наблюдения за периодическими изменениями в растительном и животном миреназывают фенологическими. Сущность фенологических наблюдений состоит в том,чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты ихнаступления. Используя даты многолетних фенологических наблюдений, натуралистысоставляют фенологические календари (календари природы). Наблюдая из года в годза одними и теми же объектами и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательнозаписывают сроки этих явлений, а потом выводят (вычисляют) средние срокинаблюдаемых явлений. Например, средний срок зацветания вербы в Подмосковьеприходится на 22 апреля.
Наблюдения за сезонными явлениями включают наблюдения заизменением продолжительности разных частей суток, температуры воздуха,появлением осадков и их видами. Основным содержанием наблюдений являютсянаблюдения за ростом, развитием, а также состоянием растений и животных. Впроцессе систематических наблюдений ученые отмечают определенные моменты(фенофазы) в жизни наблюдаемых объектов. Так, у деревьев и кустарников этобудут начало сокодвижения, набухание почек, начало развертывания листьев,появление бутонов, зацветание, массовое цветение, конец цветения, началосозревания плодов и семян, начало осеннего окрашивания листьев, началолистопада, полное осеннее окрашивание листьев, конец листопада. Фенологическиепрогнозы, предсказывающие, какими будут предстоящие весна и лето, помогаютполеводам выбрать для посева, нужные сорта растений, садоводам – защитить садыот губительного воздействия заморозков. Фенологические наблюдения за жизньюнасекомых в связи с ростом и развитием растений позволяют установить срокиборьбы с вредителями культурных растений.
Методыобучения детей сезонным изменениям в природе
В педагогическом процессе детского сада используются различныеформы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсиичаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд инаблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой илииндивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные,практические, словесные). Методы обучения – это способы совместной деятельностивоспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, уменийи навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей сприродой широко используются все указанные методы. К наглядным методамотносятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов,диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуютвозможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяютсформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Практическиеметоды – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этихметодов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнятьпредставления детей, углублять их путем установления связей и отношений междуотдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученныезнания, упражнять дошкольников в применении знаний. Словесные методы – эторассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе,беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе,систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детейэмоционально положительное отношение к природе. В работе по ознакомлению детейс природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильносочетать их между собой. Вывод. Выбор методов и необходимостькомплексного их использования определяются возрастными возможностями детей,характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок,также требует использования разнообразных методов.

Наблюдениекак основной метод ознакомления детей с природой
Наблюдение – это специально организованное воспитателем,целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятиедетьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разныхзнаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строенияпредметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонныхявлений.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумываети использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задаетвопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливатьсвязи между отдельными объектами и явлениями природы.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественныхусловиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленныхвзаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступнынепосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формируетэлементы материалистического миропонимания природы. Систематическоеиспользование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детейприглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитиюнаблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственноговоспитания.
Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования удетей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживойприроды, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств,признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечиваетнакопление у детей ярких, живых знаний о природе.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшимигруппами (в 3–6 человек), так и со всей группой воспитанников.
Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдениймногообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений,развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонныенаблюдения за неживой и живой природой и т.д. Организуя длительное наблюдение,воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения илиживотного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на системуэпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда измененияпроявились у объекта достаточно ярко.
Осенью воспитатель ежедневноорганизует наблюдение за состоянием погоды. Для того чтобы дети научилисьобращать внимание на температуру воздуха, он предлагает им одеть куклу напрогулку. С детьми необходимо советоваться, что лучше надеть на куклу. По мерепохолодания воспитатель обращает внимание на то, как одеты сами дети.Предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. Вдни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать»солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует обращатьвнимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки,бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуютнаблюдение за дождем: слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят,как на улице появляются лужи.
Зимой используют различныеспособы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: воспитательвместе с ребенком одевает куклу, готовясь к прогулке, напоминая при э) том, чтона улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулкепредлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращаетвнимание на то, как тепло одеты дети и взрослые. В начале зимы после снегопадарекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как многовокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, накрышах домов.
Весна. В начале весны следуетобращать внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Полезнопонаблюдать за солнечным лучом (солнечным зайчиком). Весной организуются игры сводой. Воспитатель обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы),пускает в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодоч и дети наблюдают,как они плывут. Большой интерес вызывает них игра-календарь «Какая сегодняпогода?». Каждый день, вращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобыуказывала на картинку, соответствующую данной погоде.
Лето. Продолжается наблюдение засостоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определятьтеплое и жаркое время дня. Воспитатель помогает им осознать это с помощьювопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера почему не снималкурточку (рубашку)? Почему сегодня такие горячие камни (песок)? Продолжается наблюдениеза ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращаетвнимание как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья.
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, ономожет быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости отпоставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным иитоговым (обобщающим).
Вывод. Каждое последующеенаблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется системазнаний, умений и навыков детей
Календарьприроды как средство закрепления знаний
 
Ценным пособием для знакомства с природой может стать календарьприроды. В средней группе он должен быть несложным по представленномуматериалу, ярким. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детейинтересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Рисункидетей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этомследует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представленоувиденное Работа с календарем природы. В старшей группе детского сада календарьприроды может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизнивозросли возможности воспринимать л осмысливать природные явления, отражатьувиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонныеявления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре болееподробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использоватькалендарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития уних умения «читать» календарь.
Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, атакже накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать вкалендаре значительное количество (6–7) условных изображений погодных явлений.Например, осенние явления погоды могут быть представлены условнымиизображениями.
Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторымипервоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому воспитатель можетвнести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числудней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированныенаблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природыв относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о дняхнедели. В календарь природы в старшей группе, так же как и в средней, следуетпомещать наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдения запогодой, жизнью растений и животных, людей. Воспитателю следует побуждать детейк самостоятельным наблюдениям, выражать заинтересованность этой деятельностью,положительно ее оценивать, формировать потребность зарисовать увиденное,рассказать о нем, пользуясь своим рисунком. Возле календаря природы хорошо иметьвсе необходимое для рисования – бумагу, карандаши или краски.
Оформляюткалендари природы в старшей группе по-разному. Например, в начале года можетбыть использован календарь с незначительным усложнением по сравнению со среднейгруппой. В нем сюжетные картинки с изображением различных сезонных явленийзаменяются условными изображениями. Добавляются изображения новых состоянийпогоды
 

Заключение
Разрабатывая конкретное занятие, педагог должен обратиться кпрограмме детского сада и определить тот объем знаний, навыков познавательной илипрактической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Наиболеецелесообразно использовать для этого занятия, проводимые методом наблюдения.Широко применяется и особый вид занятий – экскурсии в природу. Еслинепосредственное наблюдение за объектами по каким-либо причинам невозможно илизатруднено, накопление конкретных представлений может быть осуществлено назанятиях с использованием дидактических картин (рассматривание картинприродоведческого содержания).
Такимобразом, занятия обеспечивают последовательное усложнение, обогащение ирасширение знаний, умений и навыков, их обобщением.
 

Списоклитературы
1.Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Подред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 19992. – 240 с. 5–09–003254–8.
2.Меремьянина О. Край, в котором я живу [Текст]/ О. Меремьянова //Дошкольное воспитание. -1999. – №5. – С. 44–39.
3.Программа воспитание и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильевой. –М.: Просвещение, 1985.-240 с.
4.Рыбаков Б.В. Народный календарь [Текст] / Б.В. Рыбаков. –Средний урал, 1980.-80 с.
5.Урунтаева Т.А. Знакомиммалышей с окружающим миром [Текст] / Т.А. Урунтаева, А.М. Афонькина. –М., 1997. – 104 с. – ISBN 5–7042–1124–0


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Розрахунок величини підприємницького ризику
Реферат Michelangelo Buonarroti Essay Research Paper Michelangelo BuonarrotiMichelangelo
Реферат Монастырские крестьяне
Реферат Лексико грамматические группы слов в названиях магазинов
Реферат Характеристика отраслевой структуры экономики России
Реферат 1 Договор регулирует трудовые и иные отношения между Директором и Работодателем
Реферат Вопрос об открытии второго фронта. Тегеранская конференция
Реферат Работа с конфигурацией
Реферат Вред курения
Реферат Общественные братские и государственные школы конца XVI и XVII веков
Реферат Использование Интернет-технологий для обеспечения информативности населения
Реферат Влияние конфликтов на эффективность управления организацией на примере ЗАО Миэль-недвижимост
Реферат Однородные и неоднородные системы линейных дифференциальных уравнений
Реферат An Analysis Of Orwell
Реферат Методы путевого анализа и их применение к системам одновременных уравнений