Содержание: Введение 1Глава 1. Малое предпринимательство 31.1. Структура российского малого предпринимательства 3Субъекты малого предпринимательства 41.2. Роль малого предпринимательства в экономике России 71.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса 10Преимущества: 10Недостатки 111.4. Состояние малого предпринимательства в России на современном этапе 111.5. Государственная поддержка малого предпринимательства 12Глава 2. Состояние малого бизнеса в Тюменском регионе 152. 1. Особенности развития малого бизнеса в Тюмени 152.2. Проблемы развития бизнеса и их пути решения в Тюменском регионе 21Основные проблемы развития 21Пути решения обозначенных проблем 242.3 Перспективы развития малого предпринимательства 26 Заключение 30 Введение Малое предпринимательство - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малое предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимательства. Сегодня малое предпринимательство в России, несмотря на провозглашенный ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения курс на рыночную экономику, развивается замедленно и противоречиво. На ранних стадиях развития рыночных отношений предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие малому бизнесу должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства…). Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную политику в отношении малого бизнеса. Государственную политику необходимо направлять не на административно-директивное регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития. Таким образом, проблема развития малого предпринимательства является для России очень актуальной. В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике. В настоящее время на долю малого предпринимательства в общем ВВП нашей страны приходится около 20%. И лишь в нашей стране малое предпринимательство остается недооцененным и не получает необходимой государственной поддержки. Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня в нашем обществе, является становление предпринимательства, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности. Целью данной работы является выявление роли малого бизнеса в рыночной экономике, определение субъектов малого предпринимательства, а так же понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития.В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:Дать определение малому предпринимательствуОпределить состояние малого предпринимательстваРассмотреть преимущества и недостатки малого бизнесаОпределить роль малого предпринимательства в экономикеВыделить проблемы малого бизнесаНайти возможные пути решения этих проблем Объектом курсовой работы является малое предпринимательство Тюменской области. Мы рассматриваем проблемы предпринимательской деятельности.^ Глава 1. Малое предпринимательство Существует множество определений малого предпринимательства.Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.[1.177]^ Малый бизнес – это деятельность одного или нескольких граждан, которая производится для постоянного получения прибыли путем продажи или производства товаров и услуг. [10]^ Малое предпринимательство – это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ.[10] Исходя из этих определений мы составили общее, которое по нашему мнению более раскрывает смысл этого понятия.^ Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая на свой страх и риск одного или нескольких граждан, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ. Эта деятельность осуществляется субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.^ 1.1. Структура российского малого предпринимательства Наибольшее количество рабочих мест создается в оптовой и розничной торговле и сфере услуг – 4,2 млн. человек (47%). Промышленность и строительство предоставляют 1,8 млн. и 1,6 млн. рабочих мест соответственно (19 % и 17 %). Показатели занятости на малых предприятиях в иных сферах: здравоохранение – 1,2%, жилищно-коммунальное хозяйств – 2,7%, наука – 1,3%, транспорт и связь – 5%, что объясняется значительным присутствием государства в этих секторах. По темпам прироста занятых в малых компаниях лидирует информационно-вычислительное обслуживание (около 11,5 % в год), что свидетельствует о формировании положительной тенденции развития малого бизнеса в этом секторе экономики. Отраслевое распределение занятости является отражением структуры малых предприятий по видам экономической деятельности. Торговля является наиболее распространенным видом деятельности в сфере малого бизнеса. На нее приходится более 72 % оборота малых компаний. Промышленность и строительство – на втором месте (9,8 % и 7 %) [6] Вместе с тем, в производстве некоторых видов продукции доминируют малые предприятия. По имеющимся оценкам Росстата малые предприятия производят 50-60 % металлопластиковых окон и дверей, вина виноградного, почти 70 % рыбы охлажденной. Свыше 97 % строительных организаций – это малые предприятия. В сельском хозяйстве на долю личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств приходятся около 60 % валовой продукции сельского хозяйства. Создание условий для изменения структуры малого бизнеса -несомненная задача Правительства России. Но она не может решаться директивно. Правительство должно создавать условия для прихода малых предприятий в такие сектора как промышленность, транспорт, связь, здравоохранение, наука прежде всего через реформы государственного сектора этих отраслей. Яркий пример - жилищно-коммунальное хозяйство, где малые предприятия демонстрируют высокий уровень рентабельности в 4,2 %, при отрицательной рентабельности «-9%» крупных предприятий. ^ Субъекты малого предпринимательства По Гражданскому Кодексу РФ субъектами малого предпринимательства могут быть граждане (физические) и юридические лица. Физические лица (граждане) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно участвующие в создании хозяйственных обществ, а так же, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ. Право граждан (физических лиц) заниматься предпринимательской деятельностью установлено Конституцией Российской Федерации, гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Индивидуальным предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин Российской Федерации. В соответствии со ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Гражданские права и обязанности возникают в первую очередь из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей и т. д. Вышеуказанные положения гражданского законодательства очень важны для осуществления прав граждан на занятие предпринимательской деятельностью. Так, в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в редакции Федерального закона от 25 мая 1995 г. № 83-93 должностным лицам органов государственной власти и государственного управление запрещается: заниматься самостоятельно предпринимательской деятельностью; иметь в собственности предприятия; самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта. В ряде законодательных актов установлены ограничения на занятие предпринимательской деятельностью работникам, связанным со службой в других органах государственной власти и управления. Гражданским кодексом РФ установлено следующее содержание правоспособности граждан: они могут иметь имущество в собственности, наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Таким образом, дееспособным гражданам законодательством установлены права и определенные гарантии для занятия предпринимательской деятельностью, выбора любого предмета деятельности, не запрещенной законом. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В качестве индивидуального предпринимателя граждане (физические лица) могут заниматься предпринимательством как в качестве основной, так и дополнительной деятельности (в соответствии с законодательством). Права индивидуального предпринимателя в соответствии с гражданским законодательством значительно расширены, так как к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Это означает, что все права и обязанности, которые имеют и несут коммерческие организации, приобретает и индивидуальный предприниматель. Например, он может осуществлять наем работников на основе договоров гражданско-правового характера (договора подряда, комиссии, поручения и др.), заниматься всеми видами деятельности, которые не запрещены законом, а также при получении соответствующей лицензии, как уже говорилось выше, в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» может получать все виды поддержки и льгот, установленные законодательством для субъектов малого предпринимательства. Чтобы гражданин (физическое лицо) стал по закону индивидуальным предпринимателем, он должен в этом качестве зарегистрироваться и получить соответствующее свидетельство. Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, что соответствует законодательному определению сущности важнейшего понятия предпринимательской деятельности, заключающейся в систематическом получении прибыли. Это мотив и цель деятельности субъектов малого предпринимательства.^ 1.2. Роль малого предпринимательства в экономике России Малые предприятия обладают значительными конкурентными преимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах деятельности. Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности. Эффективно функционирующий малый бизнес может дать экономике страны:необходимую насыщенность и мобильность рынка; тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции; ускорение процесса внедрения новых технологий;среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам; глубокую специализацию и кооперацию; среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП. Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики. Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашей высокомонополизированной экономики. ^ Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.^ Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил. Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России. Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий, Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с-другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства и форме налоговых поступлений — все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.^ 1.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса Преимущества: Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способностиМалый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный.[4.105-112] Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. Недостатки По сравнению с крупными предприятиями МП обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.МП зависимы от крупных компаний.Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базойНесмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности МП к изменениям не велики.Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.^ 1.4. Состояние малого предпринимательства в России на современном этапе Малый бизнес уже давно стал основой экономики для большинства развитых стран. Россия по уровню предпринимательской активности соответствует таким странам как Сингапур, Финляндия, Франция или Германия. В нашей стране сейчас насчитывается 1 млн малых компаний и 3 млн индивидуальных предпринимателей, или 70 проц от общего числа всех российских предприятий. В целом в секторе трудится около 20 млн человек - почти треть занятого в экономике населения страны.[6] Ежегодно в России открывается 50 тысяч новых компаний. . В настоящее время 72 проц оборота малого бизнеса приходятся на долю предприятий, работающих в сфере услуг и торговли, а на промышленность и строительство – 13,5 и 7 проц соответственно. Число предприятий, занятых в сфере науки, инноваций, высоких технологий практически умещается в рамки статистической погрешности. В 2007 году у предприятий малого бизнеса в ассортименте выпускаемой продукции преобладают: хлеб и хлебобулочные изделия, мебель, швейные изделия, пиломатериалы, мясные полуфабрикаты и вино-водочная продукция.[9]По данным обследования деловой активности в 2007 году, по мнению большинства респондентов, общая экономическая ситуация на малых предприятиях области, была удовлетворительной. О благоприятной ситуации заявило 15,0 % опрошенных руководителей. О неблагоприятной экономической ситуации сообщили 13,0 % руководителей.^ Количество зарегистрированных малых предприяти^ 1.5. Государственная поддержка малого предпринимательства Проблема «плохих институтов» начинается с правового поля для развития малого предпринимательства. В настоящее время, наряду с Гражданским, Налоговым, Бюджетным, Трудовым кодексами и рядом других основополагающих документов, правоотношения в малом предпринимательстве и правовая защищенность малого бизнеса регулируются специальным Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В нем зафиксированы критерии отнесения субъектов экономической деятельности к числу малых предприятий, имеющих право на государственную поддержку, описаны некоторые принципы государственной политики в отношении малого предпринимательства и правомочия различных уровней государственной власти, а также важнейшие институты и механизмы (федеральные программы, имеющие защищенную строку в федеральном бюджете, и др.) государственной поддержки малого предпринимательства. В то же время к настоящему времени накопился ряд серьезных проблем, которые отчасти связаны с сугубо рамочным характером данного закона, отчасти — с изменившимися реалиями, в том числе и существенно усложнившимся правовым полем, отчасти — с фактической неспособностью (и нежеланием) государства руководствоваться положениями данного закона. 1. Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. [В отношении налогоплательщиков, со дня вступления в силу Федерального закона от 31.07.1998 № 148-ФЗ и введения единого налога соответствующими нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, не применяется абзац второй части первой статьи 9 данного закона (статья 11 Федерального закона от 31. 07. 1998 № 148-ФЗ).] В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. 2. Законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг». Основными положениям данной статьи для арбитражной практики являются положения абзаца 2 пункта 1 . При этом следует отметить два существенных момента, которые не могут быть однозначно интерпретированы субъектами малого предпринимательства, налоговыми органами и арбитражными судами и вокруг которых по этой причине и строятся все судебные разбирательства: • изменения налогового законодательства; • менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства. Следует отметить, что большая часть дел данной категории инициируется предпринимателями, ссылающимися на ухудшение условий деятельности, вызванные изменениями налогового законодательства (83%). В то же время количество решений, вынесенных в пользу налогоплательщиков, практически соответствует количеству решений, принятых в поддержку налоговых органов, настаивающих, как правило, на отсутствии «неблагоприятных последствий» от введения новых налогов или изменения налогового законодательства в целом. В апелляционной инстанции были рассмотрены около 50% дел, рассмотренных в первой инстанции, при этом результаты рассмотрения соответствуют результатам рассмотрения данных дел в арбитражных судах первой инстанции. В то же время в кассационном порядке были рассмотрены более 70% данных дел. В пользу субъектов малого бизнеса из них было вынесено около 50% решений. Типичными основаниями возникновения споров, по которым применялась арбитражными судами данная статья, являются: • введение нового налога для субъекта малого бизнеса при нежелании последнего исполнять данный налог; • изменение ставок налогообложения; • бездействие налоговой инспекции по возврату излишне уплаченных сумм нового налога субъектами малого бизнеса.^ В Тюменской области существует аналогичный закон, от 13.11.1996 №56 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Тюменской области» который был принят областной Думой 10 октября 1996 года. Государственная поддержка малого предпринимательства в Тюменской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Настоящий Закон определяет основные направления и меры государственной поддержки, оказываемой субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность в Тюменской области.(в ред. Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 296) Действие Закона распространяется на субъектов малого предпринимательства, определенных в статье 3 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".(преамбула в ред. Закона Тюменской области от 11.04.2001 N 320)^ Глава 2. Состояние малого бизнеса в Тюменском регионе 2. 1. Особенности развития малого бизнеса в Тюмени Малое предпринимательство занимает важное место в структуре рыночной экономики Тюменской области и играет существенную роль в регионе. Потребительский рынок области и соседних регионов насыщается товарами и услугами местных производителей, создаются новые рабочие места, бюджеты всех уровней пополняются налоговыми платежами, растут реальные доходы населения. Предприниматель, формируя свой жизненный успех, является основой стабильности общества и государства. Важнейшим в деятельности органов власти Тюменской области является государственная поддержка малого предпринимательства. В Тюменской области реализуется областная целевая программа «Основные направления развития малого предпринимательства», способствующая созданию благоприятных организационно-хозяйственных и финансовых условий для развития малого бизнеса. Малое предпринимательство занимает важное место в структуре рыночной экономики Тюменской области и играет существенную роль в регионе. Потребительский рынок области и соседних регионов насыщается товарами и услугами местных производителей, создаются новые рабочие места, бюджеты всех уровней пополняются налоговыми платежами, растут реальные доходы населения. Предприниматель, формируя свой жизненный успех, является основой стабильности общества и государства. Важнейшим в деятельности органов власти Тюменской области является государственная поддержка малого предпринимательства. В Тюменской области реализуется областная целевая программа «Основные направления развития малого предпринимательства», способствующая созданию благоприятных организационно-хозяйственных и финансовых условий для развития малого бизнеса. Основной целью программы является существенное улучшение экономических условий для развития предпринимательства через финансовую, организационную и информационную поддержку предпринимателей. Государственная поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в сферах приоритетного развития малого предпринимательства в Тюменской области:производство промышленных, продовольственных товаров и строительных материалов;рекламная, полиграфическая деятельность; оказание услуг и выполнение работ в жилищно-коммунальной сфере;оказание туристических и гостиничных услуг;оказание консалтинговых услуг;предоставления услуг в области образования и культуры;ремонт техники и оборудования;освоение перспективных сельскохозяйственных направлений;развитие перерабатывающих производств и предприятий пищевой промышленности;оказание транспортных услуг;оказание медицинских, бытовых и иных услуг населению;оказание услуг общественного питания;оказание строительных услуг, строительство и реконструкция торговых комплексов, создание новых объектов производственной сферы. В первую очередь государственная поддержка оказывается следующим категориям субъектов малого предпринимательства:осуществляющим экспортную деятельность, а также производящим импортозамещающую продукцию;начинающим субъектам малого предпринимательства;предпринимателям-пенсионерам, инвалидам, ветеранам и иным;ориентированным на дальнейшее развитие бизнеса путем расширения спектра выпускаемых товаров, оказываемых услуг;производящим товары (работы, услуги), ориентированные на сбыт за пределами региона; Малое предпринимательство играет важную роль в обеспечении стабильности экономического развития области, повышении гибкости экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Наличие в экономике хорошо развитого сектора малого бизнеса влечет рост занятости населения. Наибольшее количество субъектов малого предпринимательства находится в отраслях торговли и общественного питания (29,7%), строительстве (17,8%) и промышленности (9,5%). Доля оборота малых предприятий в валовом региональном продукте составляет 20%. По уровню развития малого предпринимательства лидируют г.Тюмень, г.Тобольск, г.Ишим, г.Ялуторовск.[7] (данные за первое полугодие 2007 года) В Тюменской области для развития предпринимательства и контактов с инос