Реферат по предмету "Разное"


1 Правовое положение иностранных граждан и лица без гражданства (международные документы и документы рф) 7 Глава 2

Содержание Введение 3Глава 1. Понятие «иностранные граждане» и «лица без гражданства», правовое регулирование их положения в РФ 41.1. Правовой статус физического лица, понятие «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» 41.2. Правовое положение иностранных граждан и лица без гражданства (международные документы и документы РФ) 7Глава 2.Особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в отдельных сферах административных отношений 162.1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в трудовых отношениях 16^ 2.2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в семейных отношениях 25 Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется разделом VII Семейного кодекса РФ. Данная группа коллизионных норм применяется к широкому кругу семейных отношений, касающихся заключения брака (ст. 156, 157); признания браков, заключенных за пределами Российской Федерации (ст. 158); недействительности брака (ст. 159); расторжения брака (ст. 160); личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов (ст. 161); установления и оспаривания отцовства (ст. 162); прав и обязанностей родителей и детей (ст. 163); алиментных обязательств совершеннолетних детей и других членов семьи (ст. 164); усыновления (ст. 165). 252.3. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в наследственных отношениях 29Заключение 33Библиография: 34 Введение Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания. В международном частном праве речь идет о правах и обязанностях, возникающих в таких областях, как гражданские, семейные, трудовые отношения, осложненные иностранным элементом. Международный законодатель с начала прошлого столетия ведет политику по исключению любой дискриминации, в том числе, по расовому, национальному признаку: Закон должен уважать и защищать права любого человека, даже если таковой не имеет национальных связей с государством (гражданства), где он находится; «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности; все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона; все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации» (Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.))1. Конституция РФ2 закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч.3 ст.62). В настоящей курсовой работе рассматриваются особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в отдельных сферах административных отношений. Целью данной курсовой работы является исследование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи: Определение правового статуса физического лица, понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства»;. Исследование правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ (международные документы и документы РФ) Последовательное изучение особенностей правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в отдельных сферах административных отношений. ^ Глава 1. Понятие «иностранные граждане» и «лица без гражданства», правовое регулирование их положения в РФ 1.1. Правовой статус физического лица, понятие «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» Физические лица в общем понимании – это люди, члены общества. Основной чертой физического лица является его принадлежность определенному биологическому виду – homo sapiens, т.е. физическое лицо – это человек, индивид. Физическое лицо как участник гражданских правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его правовое положение – его правовой статус. К таким признакам и свойствам следует отнести: имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол. В национальном законодательстве Российской Федерации зачастую происходит подмена понятий «физическое лицо» и «гражданин» - типичный пример: в п.2 ст.1 Гражданского кодекса РФ3 понятие "физические лица" использовано как синоним понятия "граждане" (имеются в виду граждане Российской Федерации), также глава 3 ГК РФ носит название «Граждане (физически лица)», разграничивая таким образом физические лица от юридических. В международных соглашениях, а также в законодательстве многих стран понятие «граждане» вообще не употребляется, а используется понятие «физические лица», которое имеет более широкое содержание, поскольку охватывает всех людей как участников гражданских и других правоотношений на территории данной страны (или стран). Не указывая на территориально-гражданственную принадлежность физическое лицо может обозначаться в законодательстве просто как «лицо». Жизнедеятельность человека пронизана частым вступлением в различные правоотношения. Для участия в правоотношениях люди должны обладать определенными качествами (правоспособностью и дееспособностью), получившими в праве обобщающее понятие «правосубъектность». В соответствии со ст.17 ГК РФ правоспособностью гражданина является способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособностью обладают все граждане независимо от возраста. Правоспособность гражданина (читай – физического лица) возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Дееспособность определяется в ст.20 ГК РФ как способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность – это чисто «человеческая» категория, присущая исключительно физическим лицам. Обладать дееспособностью - означает иметь способность лично совершать различные юридические действия: осуществлять правомочия собственника, заключать договоры, выдавать доверенности, нести ответственность за свои действия. Особым статусом обладают физические лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели. Вообще физическое лицо часто рассматривается в противоположность юридическому лицу. Очевидно, что юридическое лицо и физическое лицо - это два разных субъекта права, каждый из которых обладает обособленным имуществом, самостоятельно участвует в гражданском обороте от своего имени и на свой риск, несет самостоятельную имущественную ответственность. Поэтому предпринимательская деятельность гражданина «путем создания юридического лица» невозможна в принципе. Что же касается предпринимательской деятельности физического лица (индивидуальной предпринимательской деятельности), то она может осуществляться гражданином только непосредственно, без образования юридического лица, от своего имени, на свой риск и под свою ответственно4. Итак, подытожим: физическое лицо – термин в гражданском праве, употребляемый для обозначения человека как участника правоотношений, носителя гражданских прав и обязанностей. Понятие «физическое лицо» шире понятия «гражданин», т.к. последнее предполагает частное определение физического лица имеющего определенную связь с государством (гражданство). Фактор гражданства является лишь элементом характеристики физического лица. Правовой статус физического лица определяется его правовым положением по действующему законодательству. Правовой статус физического лица, по нашему мнению – это его возможность вступать в различные правоотношения, нести права и обязанности. Правовой статус определяется признаками каждого конкретного человека, такими, как: имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол. Например, вступать в брак физическое лицо на территории РФ по общему правилу может только по достижении определенного возраста (фактор – возраст), а также только за представителя противоположного пола (фактор – пол). Человек - субъект множества прав и обязанностей, в том числе и гражданских. Гражданское законодательство РФ для обозначения человека как субъекта гражданских прав и обязанностей употребляет понятие «гражданин». Это понятие характеризует, как мы уже указали выше, человека как лицо, состоящее в определенной связи с государством. Следовательно, гражданин - понятие юридическое. Гражданство определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях. Гражданское законодательство, употребляя понятие «граждане», имеет в виду граждан данного государства - Российской Федерации5. Вместе с тем иные федеральные законы указанные понятия разделяют, устанавливая особые режимы правового регулирования для каждого из них. Так, в соответствии с пп.23 ст.2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»6 к российским физическим лицам относятся лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющиеся гражданами Российской Федерации или имеющие право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из данного определения В.В.Кудашкин7 делает вывод, что гражданин Российской Федерации с точки зрения российского внешнеторгового законодательства не может относиться к иностранным физическим лицам в силу его российского гражданства, если он имеет постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации. Если же он, являясь российским гражданином постоянно или преимущественно проживает за рубежом, то его правовой статус может быть определен в качестве иностранного физического лица. Критерием такого разделения, как видно, является только территория преимущественного проживания человека. Данный вывод, с точки зрения автора, принципиально важен в силу того, что отдельными законодательными актами установлен запрет на участие российских граждан в осуществлении отдельных видов внешнеторговой деятельности. В состав «физических лиц» входят граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Легальные определения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» содержатся в ст.2 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон): - Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (абз.1 ст.2 Закона). - Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (абз.2 ст.2 Закона). Заметим, что в целях Закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан (п.2 ст.2 Закона). Таким образом, для двух категорий «лиц» установлен по общему правилу единый правовой режим, за исключением случаев, когда это прямо обговорено законодателем. Аналогичное «решение» мы находим и в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.), ст.1 которой устанавливает, что термин "иностранец" означает, с должным учетом положений Декларации, любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится. Как отмечает О.Е.Кутафин8, обладание гражданством (подданством) соответствующего государства является для человека естественным состоянием, и потому состояние «безгражданства» - отсутствие гражданства (подданства) - сравнительно редкое исключение.^ 1.2. Правовое положение иностранных граждан и лица без гражданства (международные документы и документы РФ) Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 25 июля 2002г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"9, иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации. Рассмотрим, прежде всего, национальное законодательство Российской Федерации. Базисным законодательным актом, как мы уже неоднократно подчеркивали, является Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», действующий в настоящее время с изменениями и дополнениями от 30 июня, 11 ноября 2003г., 22 августа, 2 ноября 2004г. Как закреплено в ст.1 Закона, он определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Наряду с ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…» необходимо выделить Федеральный закон от 15 августа 1996г. №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"10 (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.) регулирующем порядок выезда из РФ и въезда в РФ. Нормы, направленные на регулирование особенностей правового статуса иностранных граждан содержатся также в: Налоговом кодексе РФ; Жилищном кодексе РФ; Таможенном кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Кодексе внутреннего водного транспорта РФ, Кодексе торгового мореплавания РФ, Воздушном кодексе РФ, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, Основах законодательства РФ об охране здоровья и иных законодательных актах. Как видно даже из представленного списка, институт правового режима иностранных граждан пронизывает огромное количество разноотраслевых законодательных актов, устанавливая особенности статуса данной категории лиц. Только комплексное применение данных законодательных актов, с учетом конституционных принципов и базисов Закона «О правовом положении иностранных граждан…» гарантирует правильное применение норм права. Наряду с законодательными актами, действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона «О правовом положении иностранных граждан…». В качестве примера можно выделить ряд ключевых постановлений Правительства РФ: - Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 714 "Об утверждении на 2005 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности"11; - Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 793 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета"12; - Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2003 г. N 731 "О признании действительными до 1 января 2006 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства"13; - Постановление Правительства РФ от 28 августа 2003 г. N 532 "Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов"14; - Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 241 "Об утверждении Положения о подтверждении иностранным гражданином или лицом без гражданства наличия средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявлении гарантии предоставления таких средств при обращении за визой либо в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации"15; - Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. №199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации"16; - Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 193 "Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации"17. Данный перечень далеко не исчерпывающий. Названные акты не должны применяться в части не противоречащей законодательным актам. Как мы уже подчеркнули, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации. Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства РФ. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Прежде всего, необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.), наряду с Декларацией это следующие акты: - Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)18; - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)19; - Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)20; - Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации(Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.)21; - Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.)22; - Конвенция Международной Организации Труда №97 о трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году) (Женева, 8 июня 1949 г.) (не ратифицирована РФ); - Европейская Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов (24 ноября 1977 г.) (не ратифицирован РФ); - Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г.) (конвенция не вступил в силу). Выделим также Конвенцию о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.)23. Российская Федерация не присоединилась к данной конвенции, однако, как справедливо замечают исследователи, тот факт, что Россия не участвует в данной конвенции, не следует расценивать как препятствие для отказа в признании статуса апатрида за лицами, которые по Конвенции пользуются защитой или помощью органов или учреждений ООН, за которыми компетентные государственные власти страны признают права и обязанности, связанные с их гражданством. Отказ возможен и тогда, когда есть серьезные основания полагать, что такие лица совершили преступления против мира, военные преступления или преступления против человечества, совершили тяжкое преступление неполитического характера или виновны в деяниях, противоречащих целям и принципам ООН24. Отдельно необходимо выделить двухсторонние международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами, и, прежде всего, в рамках СНГ. Это следующие акты: - Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства (Москва, 28 апреля 1998г.)25 (договор принят решением Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 28 апреля 1998 г. №28); - Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 29 августа 1997 г.)26; - Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Тбилиси, 15 сентября 1995 года)27; - Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 18 мая 1995 г.)28; - Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 20 января 1995 г.)29. Данные двухсторонние соглашения вводят такую дополнительную дефиницию как "постоянный житель", означающую гражданина одной стороны, постоянно проживающего на территории другой стороны на основании разрешения, выданного этой другой стороной. Положения указанных договоров не распространяется на лиц, имеющих гражданство обоих государств. Отдельно остановимся на рассмотрении вопроса о возможности правового регулирования рассматриваемых правоотношений субъектами Российской Федерации. Как отмечают исследователи, дискуссионным является вопрос о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования и защиты прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно пребывающих на территориях субъектов Российской Федерации. По Конституции РФ права и обязанности российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства одинаковы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Естественно, такая формулировка исключает участие субъектов Российской Федерации в регулировании прав, свобод и обязанностей иностранных граждан, лиц без гражданства в Российской Федерации30. Определение статуса иностранных граждан нормативными актами субъектов Российской Федерации может создать серьезные трудности для этой категории лиц, поскольку их правовое положение в разных субъектах может оказаться неодинаковым, в виду чего нарушается ряд конституционных принципов. Вышесказанное подтверждает и судебная практика. Так, например, можно выделить: Определение Верховного Суда РФ от 13 марта 2001г.31 Об оставлении в силе решения Московского городского суда от 30 октября 2000г. о признании отдельных положений Закона города Москвы "Об условиях пребывания в г. Москве иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию" не соответствующими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу. Перейдем к рассмотрению правового статуса иностранных физических лиц и лиц без гражданства. Конституции РФ закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч.3 ст.62). Нормы действующего законодательства максимально уравнивают права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства с правами и обязанностями граждан Российской Федерации, то есть предоставляют так называемый «национальный режим». Как подчеркнул Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 17 февраля 1998 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура"32, согласно статье 62 (часть 3) Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Из данной статьи в ее взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции РФ, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, то есть возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами. Как по буквальному смыслу статей 22 и 46 Конституции РФ (с учетом употребления в них терминов "каждый" и "лицо"), так и по смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции РФ, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации. В силу положений Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, иностранцы пользуются в соответствии с внутренним законодательством и с учетом соответствующих международных обязательств государств, в которых они находятся, в частности, следующими правами: (а) правом на жизнь и личную неприкосновенность; ни один иностранец не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей; ни один иностранец не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом; (b) правом на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь и в отношении жилища или переписки; (с) правом на равенство перед судами, трибуналами и всеми другими органами и учреждениями, отправляющими правосудие, и, при необходимости, на бесплатную помощь переводчика при уголовном разбирательстве и, когда это предусмотрено законом, при других разбирательствах; (d) правом на выбор супруга, на брак, на создание семьи; (е) правом на свободу мысли, мнения, совести и религии; правом исповедовать свою религию или убеждения с учетом лишь таких ограничений, которые предусмотрены законом и которые необходимы для защиты общественной безопасности, порядка, здоровья или нравственности населения или основных прав и свобод других; (f) правом на сохранение своего родного языка, культуры и традиций; (g) правом на перевод доходов, сбережений или других личных денежных средств за границу с учетом внутренних валютных правил. С учетом ограничений, предусмотренных законом, иностранцы пользуются следующими правами (п.2 ст.2 Декларации): (а) правом покидать страну; (b) правом на свободное выражение своего мнения; (с) правом на мирные собрания; (d) правом владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими с учетом внутреннего законодательства. Таким образом, при определении особенностей правового статуса иностранных физических лиц необходимо учитывать, что речь идет об особенностях, применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина РФ. При этом необходимо учитывать, что права каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту относятся к общепризнанным принципам не возникающими в силу гражданства (не «дарованными» государством). В качестве примера ограничений прав иностранных граждан можно привести следующие нормы. В силу п.3 ст.15 Земельного кодекса РФ33 иностранные граждане, лица без гражданства… не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Согласно ст.11 Федерального закона от 20 декабря 2002 г. №175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"34 (с изменениями от 20 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г.) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению, регистрации кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов. Как следует из п.2 ст.23 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"35 (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г.), не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства. Право на свободу передвижения по территории Российской Федерации и нахождения в любом месте ограничено в силу норм Закона (п.1 ст.11 Закона), Постановления Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754 "Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение"36. В этой связи выделим: - Перечень закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 508)37; - Перечень территории Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан (утвержден постановлением Правительства РФ от 4 июля 1992 г. №470) (с изменениями от 14 октября 1992 г., 17 ноября 1994 г., 27 ноября 1995 г., 27 декабря 1997 г., 2 февраля 2000 г., 30 октября 2001 г., 29 апреля, 9 июля 2002 г., 11 июня 2004 г.)38. Важно подчеркнуть, что различие в объеме правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства зависит и от такого фактора, как их постоянное проживание или временное пребывание в Российской Федерации. Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусматривает разделение всех иностранцев на следующие категории: - временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (абз.8 ст.2 Закона); - временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание (абз.9 ст.2 Закона); - постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство (абз.10 ст.2 Закона).^ Глава 2.Особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в отдельных сферах административных отношений 2.1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в трудовых отношениях Закон об иностранных гражданах указывает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п.1 ст.13 Закона). Как мы уже подчеркивали, Закон устанавливает три различных статуса для иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание. Указанные выше ограничения распространяются только на иностранных граждан временно пребывающих на территории РФ. Таким образом, ограничения не распространяются на следующие категории лиц (абз.3 п.4 ст.13 Закона): - постоянно и временно проживающие в Российской Федерации; - являющиеся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; - являющиеся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющими монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; - являющиеся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющие работы (оказывающие услуги) в течение каникул; - обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающие в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; - приглашенные в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях). Итак, ограничения по трудоустройству относятся лишь к лицам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, которые могут находиться в России в течение срока выданной им визы либо в случае въезда в безвизовом режиме - не дольше девяноста суток (п1 ст.5 Закона). Срок пребывания может быть продлен или сокращен в определенных ситуациях решением компетентного органа. В случае же заключения таким иностранцем трудового договора или же гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) срок его пребывания продлевается на срок действия такого договора, но не более чем на один год с момента въезда на территорию Российской Федерации. Причем для такого продления необходимо соответствующее решение территориального органа внутренних дел и отметка в миграционной карте. Работодателем (заказчиком работ, услуг) в соответствии с нормами Закона является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (п.2 ст.13 Закона). Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.