СОДЕРЖАНИЕВведение…………………………………………………………………………...31 Маркетинговые исследования и их виды………………………………..52 Порядок проведения маркетинговых исследований…………………...8 2.1 Выявление проблем и формулирование целей маркетинговых исследований…………………………………………………………………8 2.2 Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации…………………………………………………………………..92.3 Планирование и организация сбора первичной информации…..112.4 Систематизация и анализ собранной информации……………….242.5 Предоставление полученных результатов…………………………243 Организация маркетинговых исследований……………………………26Заключение……………………………………………………………………….29 Список использованной литературы…………………………………………31 Приложения……………………………………………………………………...32ВВЕДЕНИЕТермин «Маркетинг» происходит от английского слова «market» – рынок, рыночная деятельность. Маркетинг является одной из категорий рыночной экономики, которая все в большей мере становится определяющей в нашей жизни. Поэтому руководители и специалисты должны изучить его сущность, основные аспекты и концепции, хорошо знать организацию маркетинга, использовать методы и приемы этой деятельности, а, так же, с максимальной отдачей использовать все позитивное из того, что дает рынок. От того, насколько правильно построена система маркетинга, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Для предприятий различных отраслей и сфер деятельности первостепенной проблемой становится обеспечение сбыта готовой продукции, использование концепции маркетинга – единственно возможный путь создания условий для роста производства товаров. Благодаря ему, может быть достигнуто увеличение прибыли, что является основой для дальнейшего развития предпринимательских структур, обеспечения более полной занятости населения и достижения более высокого жизненного уровня населения. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период маркетинг является одной из важнейших экономических дисциплин. Возникновение маркетинга тесно связано с возникновением обмена и рынка. Маркетинг это работа с рынками ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей посредством обмена. Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как: разработка товара; налаживание коммуникаций; организация распределения; установление цен; исследования; развертывание службы сервиса. По отношению к рынку, маркетинг имеет двухстороннюю структуру, а именно: маркетинг, осуществляемый продавцами, и маркетинг, осуществляемый покупателями. В литературе основное внимание уделяется маркетингу, осуществляемому продавцами. Маркетинг – это комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбыточной деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. Рыночная экономика в нашей стране не развилась пока в полной мере, а, следовательно, старые связи между предприятиями в большинстве случаев безвозвратно потеряны. В такой ситуации руководству предприятия очень сложно ориентироваться на рынке, поэтому реальной основной действительностью на сегодня является недостаток правильной и проверенной информации, важной для принятия управленческого решения. При проведении маркетинговых исследований, руководство компании получает необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия, т.е. емкость рынка, наиболее высокий, где сбыт продукции компании может принести наибольшую прибыль. С помощью проведения маркетинговых исследований определяется, в какие виды производства, какую отрасль наиболее выгодно вложить капитал, где основать свое предприятие. Проведение маркетинговых исследований так же позволяет понять, каким образом компания должна организовать сбыт своей продукции, как надо проводить кампанию по продвижению на рынке новых изделий, строить стратегию рекламы, определить, какие виды продукции, проданные какому потребителю, и в каком регионе, принесут наибольшую отдачу на каждый рубль. Поэтому очень важным является умение руководителя предприятия проводить маркетинговые исследования, знать их технологию и организации.^ 1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ВИДЫ.Для эффективности рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования. Каждая крупная зарубежная компания ежегодно проводит своими силами или заказывает проведение сторонними организациями 3 - 4 маркетинговых исследований. Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование. Таким образом, под маркетинговым исследованием следует понимать целенаправленный на решение стоящей перед фирмой проблемы (комплекса проблем) процесс постановки задач, получение маркетинговой информации, планирование и организация её сбора, анализ и представление отчета о результатах. К основным принципам проведения маркетинговых исследований относятся объективность, точность и тщательность.^ Принцип объективност^ Список использованной литературы Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ. 1995. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002. Гаврипин Ю.Ф. Маркетинг. Челябинск: ЧГТУ. 1995. Голубкова Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика. 1993. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ, М,: Прогресс. 1990. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: практическое пособие, М.: Финстатинформ. 1994. Маркетинг. Сборник: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1984. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э.. Современный маркетинг, М.: Финансы и статистика, 1991.ПРИЛОЖЕНИЯ. Приложение 1 Последовательность процедур отбора источников, сбора и анализа вторичной маркетинговой информации Отбор источников внутренней вторичной информации Отбор источников внешней вторичной информации Сбор внутренней вторичной информации Сбор внешней вторичной информации Систематизация и анализ полноты, достоверности и непротиворечивости вторичной информации Интерпретация информации, формулирование выводов и разработка рекомендаций Определение потребностей в первичной информации Представление полученных результатов Планирование и организация сбора первичной информации Приложение 2 Последовательность процедур планирования и организации сбора первичной маркетинговой информации. ^ Составление плана выработки Выбор метода сбора данных и орудия исследования Подготовка опроса Подготовка эксперимента Подготовка наблюдения Разработка модели функционирования (поведения) объекта Выбор способа связи с аудиторией Подготовка анкеты Проведение тестирования и доработка анкеты Организация сбора первичной маркетинговой информации