Реферат по предмету "Разное"


1 Фонетико-фонематические нарушения у дошкольников со стертой формой псевдобульбарной дизартрии

СодержаниеВведение …………………………………………………………………………..3 Глава 1. Научные подходы к проблеме изучения стертой формы псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста…………………6 1.1. Диагностика стертой формы псевдобульбарной дизартрии………………61.2. Фонетико-фонематические нарушения у дошкольников со стертой формой псевдобульбарной дизартрии………………………………………….151.3. Основные этапы и содержание логопедической работы при стертой дизартрии…………………………………………………………………………21 Глава 2. Экспериментальное исследование детей дошкольного возраста со стертой дизартрией (Организация, методика, содержание и результаты констатирующего эксперимента)……………………………………………….312.1. Организация, методика и содержание констатирующего эксперимента……………………………………………………………………31 2.2. Результаты констатирующего эксперимента……………………………34 Глава 3. Организация, содержание, методики и результаты контрольного эксперимента……………………………………………………………………..48 3.1. Организация, содержание и методики обучающего эксперимента…………………………………………………………………….48 3.2. Результаты контрольного эксперимента…………………………………..77 Заключение……………………………………………………………………….85 Библиография…………………………………………………………………….87 Приложение………………………………………………………………………93Введение В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, среди которых весьма распространенным является стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Любая патология речи ограничивает развитие познавательной и личностной сферы ребенка, а также его способностей и социальных возможностей, являясь причиной неудач в предстоящей учебной деятельности, что подчеркивается в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др. Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность представляет диагностика дизартрий, в особенности легких форм. Фонетико-фонематические нарушения при стертой форме дизартрии сходны по своим проявлениям с другими речевыми расстройствами, при этом на практике стертую форму дизартрии бывает сложно дифференцировать ввиду умеренности симптоматики, отсутствия грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Стертая форма дизартрии характеризуется как артикуляционными расстройствами, так и нарушением речевого дыхания, при этом ярким проявлением данного речевого расстройства является нарушение интонационно-выразительной стороны речи. Проблема диагностики и коррекции стертой дизартрии освещена в работах Л.В. Лопатиной, Р.И. Мартыновой, И.Б. Карелиной, М.П. Давыдовой, Е.М. Мастюковой и др. Многими авторами указывается на сложность дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии, отмечается длительность логопедического воздействия, а также подчеркивается необходимость соблюдения единого коррекционного пространства с сетью интегративных связей для получения положительных результатов логопедической работы. В психолого-педагогической литературе отмечается важность усвоения коммуникативных умений для развития личности ребенка, овладения им нормами социального поведения и формирования его эмоционально-волевых процессов. В частности, подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки речевого высказывания. Интонационно-выразительные средства речи организуют речевую деятельность в целом, делая процесс коммуникации наиболее информативным. На это в своих работах указывают Е.С. Алмазова, Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина, Л.С. Волкова, Т.В. Волосовец, Е.Н. Винарская, О.Е. Е.М. Мастюкова, и др. При этом в специальной литературе в недостаточной степени освящены практические аспекты развития интонационно-выразительной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, чем подтверждается актуальность данной работы. У данной категории детей нарушаются такие базовые компоненты речевой коммуникации, как дыхание, голос, интонация, что является препятствием в усвоении ими навыков полноценной коммуникативной деятельности. ^ Объектом нашего исследования являются дети дошкольного возраста со стертой формой псевдобульбарной дизартрии.Предметом исследования выступают особенности логопедической работы по развитию интонационно-выразительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией.^ Целью исследования является выявление особенностей интонационно-выразительной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией, а также определение путей коррекционной логопедической работы по развитию интонационно-выразительной стороны речи у детей данной категории. В соответствии с поставленной целью в исследовании решались следующие задачи: Проведение анализа специальной литературы по проблеме диагностики и коррекции стертой формы псевдобульбарной литературы у детей дошкольного возраста. Подбор методических приемов, направленных на диагностику стертой формы псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста (констатирующий эксперимент). Разработка методических приемов, направленных на коррекцию интонационно-выразительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии дошкольного возраста (обучающий эксперимент). Проверка эффективности данных методических приемов (контрольный эксперимент). В нашем исследовании использовались следующие методы: Анализ психолого-педагогической литературы; Экспериментальное исследование (включает констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент); Количественный и качественный анализ данных.^ Теоретическая новизна работы: дополнены имеющиеся в специальной литературе данные по диагностике стертой формы псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста. Разработаны и введены в практику методы коррекции интонационно-выразительной стороны речи у детей со стертой дизартрией. ^ Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в разработке путей и способов преодоления нарушений интонационно-выразительной стороны речи у детей со стертой дизартрией дошкольного возраста. Полученный практический материал может быть использован в работе логопеда-практика, а также воспитателей ДОУ.^ Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Глава 1. Научные подходы к проблеме изучения стертой формы псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста.1.1. Диагностика стертой формы псевдобульбарной дизартрии. Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата [4]. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения центральной нервной системы. Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Как указывают М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская [60], нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К данным структурам относятся: периферические двигательные нейроны мышц речевого аппарата (языка, губ, щек, неба, нижней челюсти, гортани, глотки, диафрагмы, грудной клетки); ядра периферических двигательных нейронов, расположенных в стволе головного мозга; ядра, расположенные в стволе и подкорковых отделах головного мозга и осуществляющие эмоциональные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания и т.д. Поражение перечисленных структур, согласно О.В. Правдиной [45], ….. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Для псевдобульбарной дизартрии, как отмечают Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов [9], характерными являются пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. При этом не наблюдается мышечных атрофий. Усилен глоточный и нижнечелюстной рефлекс, отмечается гипертрофия мышц языка (язык напряжен и отодвинут кзади). Часто отмечается насильственный смех и плач. Параличи всегда двусторонние, но возможно их преобладание с одной стороны. Как указывает Л.В. Лопатина [27], среди детей псевдобульбарная дизартрия проявляется в следующих вариантах: ………………………………………………………………………………………………………………………. Как отмечает И.Б. Карелина [20], детей со стертой дизартрией отличает быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, сниженная работоспособность. В отличие от детей с функциональной дислалией, дети со стертой дизартрией более пассивны, не уверенны, проявляют негативизм. Несмотря на то, что и при стертой дизартрии и при функциональной дислалии чаще страдают шипящие, свистящие и сонорные группы звуков, при стертой дизартрии возможно правильное изолированное произношение звуков, но в спонтанной речи отмечаются смазанность, палатализация, назализация, нарушение просодической стороны речи. Дети часто говорят конец фразы на вдохе, голос хриплый, слабый, тихий и затухающий. Глава 2. Экспериментальное исследование детей дошкольного возраста со стертой дизартрией (Организация, методика, содержание и результаты констатирующего эксперимента).2.1. Организация, методика и содержание констатирующего эксперимента. Констатирующий эксперимент проводился в три этапа, в ходе исследования применялись следующие методики:^ На первом этапе исследования в обеих группах было проведено логопедическое обследование дошкольников со стертой формой дизартрии. Обследование было проведено по стандартной методике [55]. Логопедическое обследование включало следующие компоненты: сбор анамнестических данных; состояние и особенности строения артикуляционного аппарата; состояние общей моторики; состояние речевой моторики; состояние импрессивной речи; состояние экспрессивной речи (просодика, звукопроизношение, слухопроизносительная дифференциация звуков; фонематическое восприятие и звуковой анализ, активный словарь, грамматический строй речи (словоизменение и словообразование), связная речь).^ На втором этапе нами проведено расширенное обследование речевой моторики [2], включающее изучение речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек).При обследовании речевой моторики детям предлагалось выполнить следующие задания: Открывание и закрывание рта. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть. Имитация жевательных движений. Попеременное надувание щек. Втягивание щек. Оттягивание углов рта как для произнесения звука [ и ], затем губы сделать круглыми - [ о ]; вытянуть губы - [ у]. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание заданной позы на счет до пяти. Покусывание кончика языка. Касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («часы»). Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («кошка сердится»). Присасывание спинки языка к небу, пощелкивание («поцокаем», «поехали на лошадке»). Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу сверху вниз («вкусное варенье»). Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке. Все задания проводились в игровой форме, каждое движение повторялось логопедом 3 раза. Оценка осуществлялась следующим образом: 1 балл – четкое выполнение движений; 2 балла – незначительные изменения объема, силы и точности движений;3 балла – отсутствие удержания поз; выраженные изменения силы, точности, объема; трудности переключения речевых движений; девиации языка. Констатирующий эксперимент проводился в три этапа, в ходе исследования применялись следующие методики:^ На первом этапе исследования в обеих группах было проведено логопедическое обследование дошкольников со стертой формой дизартрии. Обследование было проведено по стандартной методике [55]. Логопедическое обследование включало следующие компоненты: сбор анамнестических данных; состояние и особенности строения артикуляционного аппарата; состояние общей моторики; состояние речевой моторики; состояние импрессивной речи; состояние экспрессивной речи (просодика, звукопроизношение, слухопроизносительная дифференциация звуков; фонематическое восприятие и звуковой анализ, активный словарь, грамматический строй речи (словоизменение и словообразование), связная речь).^ На втором этапе нами проведено расширенное обследование речевой моторики [2], включающее изучение речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек).При обследовании речевой моторики детям предлагалось выполнить следующие задания: Открывание и закрывание рта. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть. Имитация жевательных движений. Попеременное надувание щек. Втягивание щек. Оттягивание углов рта как для произнесения звука [ и ], затем губы сделать круглыми - [ о ]; вытянуть губы - [ у]. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание заданной позы на счет до пяти. Покусывание кончика языка. Касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («часы»). Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («кошка сердится»). Присасывание спинки языка к небу, пощелкивание («поцокаем», «поехали на лошадке»). Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу сверху вниз («вкусное варенье»). Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке. Все задания проводились в игровой форме, каждое движение повторялось логопедом 3 раза. Оценка осуществлялась следующим образом: 1 балл – четкое выполнение движений; 2 балла – незначительные изменения объема, силы и точности движений;3 балла – отсутствие удержания поз; выраженные изменения силы, точности, объема; трудности переключения речевых движений; девиации языка.На третьем этапе исследования определялась степень общего речевого развития детей, а также степень сформированности речевой способности детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при помощи комплексного метода речевой диагностики [42] ( см. Приложение № 1). Исследованию подверглось умение детей практически осознавать и применять элементы речи:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.