Социальная защита в России, пенсионное законодательство Содержание. 1. Содержание 2. История российского пенсионного законодательства 3. Новейшая история российского пенсионного законодательства 6 4. Из истории негосударственного пенсионного обеспечения 5. История социальной защиты в России 6. Список источников 15
История российского пенсионного законодательства. Пенсия (от латинского слова pensio - платеж) - это регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам. Такое определение данному слову дают словари. Само же понятие старо как мир, уже невозможно с точностью установить, кто и когда придумал такой вид государственного поощрения, как пожизненная рента. История пенсий или, более точно, пожизненного содержания уходит корнями в глубину веков.
Первоначально назначение пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, отмечен особым расположением за заслуги. С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии, вместо оттенка избранности и отличия, постепенно приобретая ярко выраженный социальный аспект. Первые в мире государственные пенсии появились более 100 лет назад.
В России зачатки пенсионной системы появились в годы реформ Петра I. У нас, как и во многих других странах, пенсионное обеспечение первыми получили военные, а именно морские офицеры, которым, согласно утвержденному в 1720 году Морскому уставу, по "благоустремлению верховной власти" могла быть назначена премия по старости. В случае смерти офицера его вдове или сиротам также предусматривалось содержание, и это содержание
было безусловным и обязательным к выплате для всех иждивенцев или членов семьи, имевших доход меньше того, что приносил погибший кормилец. Начинания Петра I в свое время были одними из самых передовых в Европе, однако дальнейшие реформы шли не так успешно. Пенсионная система, охватывающая всех государственных служащих, сложилась в России только во второй половине XIX века. Так, согласно данным обзора "
Пенсионные накопления в дореволюционной России" Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, с 1853 г. по 1868 г. было произведено 127965 пенсионных назначений на 16 млн. 493 тыс. 391 руб. 71 коп. В 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 году уже на 2,5 служащих, а в 1868 году - на одного служащего. То есть уже тогда
Россия столкнулась с одной из самых серьезных проблем пенсионной системы, которая весьма актуальна и сегодня высокое финансовое бремя, создаваемое перераспределительным механизмом, когда пенсионные выплаты формируются за счет доходов работающих. Эта проблема приводит к тому, что государство вынуждено либо сокращать число получающих пенсионное обеспечение (например, за счет подъема пенсионного возраста), либо уменьшать размеры пенсионных выплат. Неудивительно поэтому, что попытки сделать пенсионное страхование
всеобщим в дореволюционной России фактически ни к чему не привели и введенное в 1912 году для всех рабочих социальное страхование было совершенно ничтожным по размеру. Необходимо отметить одну важную особенность, что уже тогда, в период предреволюционного экономического подъема, российское общество пыталось найти и другие механизмы пенсионного обеспечения, которые сегодня можно отнести к категории добровольного пенсионного страхования.
Такие пенсионные системы предназначались, как правило, для определенных категорий работников и служащих, работодатели которых брали на себя ответственность за их социальное обеспечение. Строились такие системы на более прогрессивных по отношению к перераспределительным механизмах - механизмах накоплений, предусматривающих инвестирование накапливаемых на лицевых счетах будущих пенсионеров средств. Такое пенсионное обеспечение реализовывалось через систему пенсионных эмитарных касс, которые создавались
крупными промышленными предприятиями или их объединениями. При этом все расчеты по размерам взносов и выплат базировались на весьма серьезной статистической базе, в которой отслеживались все важнейшие показатели, связанные с трудовым возрастом, продолжительностью жизни, статистикой заболеваний и инвалидностью. Эти расчеты велись с учетом территориальной и отраслевой специфики, что придавала актуарной системе высокую эффективность.
Пенсионная система в СССР, несмотря на особый политический путь страны, формировалась в русле общемировых тенденций, разве что только с существенным опозданием: в 1956 г. право на пенсию по старости получили все рабочие, а в 1964 г колхозники. Пенсионная система в СССР, как и в других странах, строилась на перераспределительных принципах "солидарности поколений". В условиях экономического и демографического подъема, характерного для конца
XIX века - 70-80-х годов XX века, перераспределительная система была эффективной и экономически оправданной. За счет постоянного роста числа плательщиков и увеличения их совокупных доходов удавалось поддерживать относительно высокий уровень социальных выплат. Новейшая история российского пенсионного законодательства. История современного этапа реформ российской пенсионной системы отсчитывается от 1995 года, когда Правительство РФ утвердило концепцию реформы. Концепция определила общие рамки, механизмы и структуру
новой пенсионной системы, выделив в ней базовую, страховую и накопительную части. Концепция была утверждена постановлением Правительства РФ "О мерах по реализации концепции реформы пенсионного обеспечения". В дальнейшем предпринимались шаги по развитию этой концепции, в частности, в 1997 г. была предложена ее новая редакция, которая, однако, не была утверждена правительством.
Сегодняшнее развитие пенсионной реформы задано фактически не этим документом, а правительственной программой, разработанной в 2000 г. при активном участии Минэкономразвития ("программа Грефа"). За годы, прошедшие с начала реформ, несмотря на трудности и бюрократические проволочки, сформировано базовое законодательство в области пенсионного обеспечение, в частности: • Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "
Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; • Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"; • Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 18-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"; • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "
О государственном пенсионном обеспечении в РФ"; • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"; • Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ "; • Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111 "
Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", а также целый ряд подзаконных нормативных актов (постановлений и приказов Правительства РФ и отдельных ведомств), конкретизирующих положения законов. Специалисты отмечают, что, хотя неясностей по реализации пенсионной формы пока еще остается достаточно, в целом принятая нормативно-правовая база позволяет приступить к началу практического этапа реформ.
При этом все разночтения и неточности могут быть решены непосредственно в ходе реформирования. Способствовать этому будет и постепенный характер перехода на накопительную систему пенсионного обеспечения. Помимо общей схемы формирования пенсий, наши законодатели взяли из опыта развитых стран еще один юридический механизм - систему жесткого государственного контроля над деятельностью Управляющих Компаний. Делается это для того, чтобы будущий пенсионер не лишился своих трудовых сбережений.
Деятельность частной Управляющей Компании постоянно контролируют, как минимум пять независимых организации: Министерство Финансов, Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг, Общественный совет по надзору за инвестированием накопительной части трудовой пенсии, Специализированный Депозитарий, отслеживающий все сделки управляющей компании, и Независимый Аудитор. Из истории негосударственного пенсионного обеспечения.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), как добровольный и весьма эффективный способ накоплений на старость, придумали англичане более двух с половиной веков назад. В России НПФ стали появляться во второй половине 19-го века. Назывались они, правда, по иному - "пенсионными" или "эмеритальными" кассами. К началу 20-го века в России достаточно мощными были фонды железнодорожников, учителей, некоторых крупных
предприятий и, даже такой экзотический, как фонд работников казенных питейных заведений. А в современной России создание НПФ стало возможным после указа президента РФ от 16 сентября 1992 года. Как и в Англии, НПФ в России создаются в виде некоммерческих организаций. Этот статус не дает учредителям НПФ право на получение дивидендов с их взносов в совокупный вклад учредителей
(уставный капитал) фонда. Говоря, тем самым: Ваша цель, господа, не в извлечении прибыли от Ваших вложений в совокупный вклад учредителей НПФ, а в создании системы дополнительного к государственному пенсионного обеспечения Вас и Ваших работников, а также других граждан. Непосредственно НПФ некоммерческий статус не дает возможности произвольно наращивать собственный капитал за счет дохода от инвестирования пенсионных денег.
Федеральным законом № 75-ФЗ от 7 мая 1998 года «О негосударственных пенсионных фондах» установлен предел в размере 15 % дохода от инвестирования пенсионных денег, в рамках которого НПФ должен покрыть все свои расходы (выплата зарплаты сотрудникам, оплата услуг ЖКХ, услуг банков по выплате пенсий, услуг управляющих компаний, услуг специализированного депозитария и аудитора, других расходов). А остальные 85% инвестиционного дохода
НПФ должен безоговорочно распределять по пенсионным счетам граждан и предприятий пропорционально размерам этих счетов. Кроме того, НПФ не выполняет типичного для банков и очень трудоемкого расчетно-кассового обслуживания. Наоборот, банки и почта работают как агенты НПФ по выплате негосударственных пенсий. И делают это не хуже, чем при выплате государственных пенсий. Статус НПФ, как некоммерческой организации, имеет еще ряд следствий.
Одно из них состоит в том, что процент начислений на пенсионные счета является для всех вкладчиков НПФ одинаковым. И этот процент не зависит ни от величины взносов на пенсионный счет, ни от суммы накоплений на этом счете. Величина этого процента определяется по фактически полученным за год доходам от инвестирования пенсионных денег, а не назначается заранее, как для банковских депозитов. Другое следствие состоит в том, что НПФ не имеет права совершать такие рискованные коммерческие операции,
как кредитование. Он может инвестировать пенсионные деньги преимущественно в ценные бумаги, торгующиеся на биржах. При этом законодательство о НПФ жестко реализует известный жизненный принцип – «нельзя все яйца класть в одну корзину». Выполняя эти требования, НПФ инвестирует в каждый вид ценных бумаг (акций или облигаций конкретных корпораций или облигаций регионов России) не более 2-3 % всего объема накопленных в фонде пенсионных средств.
И мировой и российский опыт показал, что НПФ, выполняющие установленные законами правила инвестирования, не подвержены кризисам и банкротствам. История социальной защиты в Россси. История социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. Толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства в 988 году. Идея государственного призрения, сформулированная
Стоглавым собором в правление Ивана Грозного не была реализована никем из его преемников, хотя благотворительностью занимались царь Федор, последний из династии Рюриковичей, Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович. Эпоха нищелюбия пришлась на время царствования Петра I. По его инициативе были открыты госпитали, смирительные дома, содержание и обучение сирот и
солдат в монастырях. Система государственного призрения в России сложилась при Екатерине II, издавшей в 1763 году указ об открытии в Москве, а затем в Петербурге воспитательного дома. А в 1773 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного призрения, занимающиеся вопросами помощи нуждающимся. Продолжила дело Екатерины II жена сына, императрица
Мария Федоровна, которая возглавила императорские воспитательные дома и коммерческое училище для мальчиков, основанное в Москве на средства А. Демидова. К числу наиболее известных благотворительных заведений следует отнести Императорское Человеколюбивое общество (1802), Ведомство учреждений Императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. За годы царствования Александра I, Обществом было основано 10 богоугодных заведений в
Петербурге и учреждено 6 попечительных комитетов в Москве. Ко 2 половине XIX в. был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся. С конца XIX в. до начала ХХ в. только в Москве существовало 628 богоугодных заведений: приюты, школы, богадельни, ночлежные дома, столовые и т. п значительная часть которых содержалась на деньги московского купечества. Одно из почетных мест в истории российского меценатства принадлежит фабриканту
Павлу Михайловичу Третьякову. В начале ХХ в. в стране было основано 82 % всех благотворительных заведений и 95 % благотворительных обществ. Социальная политика советского государства на разных этапах его существования представляется одной их наиболее малоисследованных и интересных проблем отечественной истории. В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся.С декабря 1917 г. было введено
Положение о страховании на случай безработицы. Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК О страховании на случай болезни. В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи.
Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения. 1923 г. – стали создаваться кооперативные организации инвалидов; Всероссийское общество слепых; Всероссийское общество глухонемых. В 1928 г. учреждены пенсии по старости рабочим текстильной промышленности, в 1929 г. – введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта.
26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных. После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного
строительства, увеличение заработной платы. К середине 80-х гг. с 10 до 20% был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50% на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться.
В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части – социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ. Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений подтолкнули экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли к результате распада единого социального,
экономического и геополитического пространства В начале 1990-х Правительством разрабатываются экономические и социальные программы, а также комплекс неотложных мер, направленных на выход России из кризиса. В 1993 г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием.
В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. В области пенсионного обеспечения предусматривались индексации пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов;
в области охраны материнства и детства – совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. На региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих. Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты
населения, начиная с 90-х гг осуществляло Министерство социальной защиты (ныне Минздравсоцразвития). Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года, когда в соответствии с решением №92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.
День социального работника отмечается в России 8 июня. Этот день был установлен Указом Президента от 27 октября 2000 года №1796, впервые отмечался в 2001 году. Выбор даты связан с историей социальной работы в России. 8 июня 1701 года Петром I был подписан указ №1856 «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых».
В последние десятилетия роль социальных работников в нашем обществе стала особенно заметной, ее трудно переоценить. Поворот государства к человеку и его потребностям, воплотившийся в ряде приоритетных национальных проектов, еще более поднимает роль социальных служб и их работников в российском обществе. Список источников. 1. www.npf-stroycomplex.ru, «СтройКомплекс» Негосударственный Пенсионный Фонд; 2. www.sarfic.ru,
Саратовский Фондовый Интернет Центр; 3. www.minsocium.ru, Министерство Социальной Политики.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |