1 Понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования. Финансовая политика-это совокупность мероприятии по целенаправленному формированию, организации, использованию и контролю финансов для достижения целей предприятия. Цели финансовой политики: - Избежать финансовых трудностей и банкротства; - выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы; - максимально увеличить объем продаж и сектор рынка; - максимизация прибыли; - минимизировать расходы; - максимизация рыночной стоимости фирмы. Задачи в ходе обеспечения максимизации прибыли: Наращивать объем продаж, эффективно управлять процессом формирования рентабельности, бесперебойно обеспечивать производство финансами ресурсами, осуществлять контроль над расходами, минимизировать период производственного цикла, оптимизировать величину запасов. Задачи, решаемый в ходе обеспечения финансовой устойчивости: Минимизация финансовых рисков, синхронизация денежных потоков, тщательный анализ контрагентов, наличие необходимого остатка денежных средств, финансовый мониторинг.2. Финансовая стратегия и тактика предприятия. Цели, основные направления. Стратегия: корпоративная, стратегия конкуренции, операционная стратегия.^ Корпоративная стратегия - вид бизнеса, т.е. какая продукция будет выпускаться, каким объемом денег мы обладаем. Стратегия финансирования: стратегия роста-max выручки min затрат, стратегия слияния, поглощения, выкуп скупка отдельных ресурсов (собственности, доли капитала)Конкуренция основана на 5 принципах и состоит из элементов: Угроза появления новых участников (которое вызвано ценовой конкуренцией и потери прибыли), конкуренция между существующими компаниями (которая происходит из-за развитие отраслей, а в финансовом снижение доли постоянных затрат), продукты –заменители (конкуренция между отраслями), рыночная власть (поставщики, покупатели), цена и качество.^ Операционная стратегия: корпоративная стратегия, конкуренция. Финансовая тактика – это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде. Для обеспечения максимизации прибыли необходимо решение следующих задач: наращивать объем продаж; эффективно управлять процессом формирования рентабельности; бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами; осуществлять контроль над расходами, минимизировать период производственного цикла, оптимизировать величину запасов и др. Второе стратегическое направление подразумевает решение таких задач как: - минимизация финансовых рисков; - синхронизация денежных потоков; - тщательный анализ контрагентов; - наличие необходимого остатка денежных средств; - финансовый мониторинг и др.3. Современные формы финансирования оборотнх средств. Основными и типовыми формами финансиро-вания О.С. в отечественной и мировой практике явля-ются: Собственное финансирование за счет прибыли, амортизационных отчислений и других источников. Кроме прибыли и амортизационных отчислении источ-никами финансирования инвестиций выступают: реин-вестируемая путем продажи часть основных фондов, иммобилизуемая в инвестиции часть излишних оборот-ных активов, страховые возмещения убытков, вызван-ных потерей имущества, другие поступления. Заемное финансирование за счет облигационных займов, бан-ковских кредитов, займов других организаций.В завис от срока – краткоср (до 1 г.), среднеср.(до 3 лет). долго-срочн.(свыше 3 лет). В завис.от формы кредита: товар-ный (лизинг), денежный (в свою очередь, может выда-ваться в национальной валюте, твердой валюте, или мультивалютный); вексельный (в форме векселей для проведения взаиморасчетов); смешанный (комбинация вышеприведенных форм). В зависимости от происхож-дения кредитора - российские, иностранные, междуна-родные кредитно-финансовые и небанковские учрежде-ния. Акционерное финансирование за счет вкладов учредителей и стратегических инвесторов. Представляет собой вклады юридических и физических лиц, в резуль-тате которых инвесторы становятся собственниками предприятия Лизинговое финансирование за счет вкла-дов лизингодателей. Лизинг — это вид инвестиционной деятельности, при котором лизингодатель (лизинговая компания) приобретает у поставщика оборудование и затем сдает его в аренду за определенную плату, на определенный срок и на определённых условиях лизингополучателю (клиенту) с последующим перехо-дом права собственности лизингополучателю.4. Дебиторская задолженность: содержание и этапы управления. ДЗ – сумма долгов, принадлежащая фирме со стороны других предприятий, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами, представлена в виде счетов, отражающих задолженность других компаний. Управление дебитор. задолж-тью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью ср-в в расчетах. Для управления дебиторской задолженностью предприятию необходима информация о дебиторах и их платежах: данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на данный момент; время просрочки платежа по каждому из счетов; размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных фирмой нормативов; кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита). Этапы: 1)планирование величины ДЗ; 2) собирается информация о финансовом положении дебиторов, от которых зависит состояние ДЗ. 3) контроль величины дебиторской задолженности, который предусматривает сравнение фактических данных учета с плановыми или бюджетными. 4) исследуются и выделяются факторы, влияние которых привело к появлению отклонений фактических параметров состояния дебиторской задолженности от плановых показателей. 5) этап разработки ряда альтернативных решений или определения оптимального решения. 6) на этом этапе осуществляется выполнение принятого оптимального решения или нескольких альтернативных решений. На этой стадии определяются необходимые средства, а также порядок реализации принятого решения.5. Характеристика составных элементов долгосрочной финансовой политики.31. Характеристика основных элементов долгосрочной финансовой политики предприятия. Конкретные формы и методы реализации задач управления финансами определяются финансовой политикой предприятия. Основными элементами финансовой политики выступают: -учетная политика; -кредитная политика (в том числе политика предоставления товарных кредитов); - политика управления денежными средствами; -политика управления издержками; - инвестиционная политика; -налоговая политика; - ценовая политика; -политика управления запасами; - политика управления капиталом (привлечением и размещением средств); -дивидендная политика. Свою учетную политику предприятие должно строить в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. При определении кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами, в частности, размер собственных оборотных средств и потребности в заемных средствах (коммерческих, краткосрочных, банковских кредитах). В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучают структуру капитала и финансовую устойчивость предприятия.6 Методы управления денежными потоками предприятия Управление денежными потоками закл. в сл.: анализ движения денежных ср-в на предприятии, планирование бюджета денежных ср-в, оптимизация остатка денежных ср-в. Методы оптимизации денежных потоков: -Выравнивание денежных потоков - Сихронизация денежных потоков.^ Модель Баумоля:ДАмакс- оптимальный размер максимального остатка денежных активов предприятия. ДАср- оптимальный размер среднего остатка денежных активов предприятия Ро- расходы по обслуживанию одной операции пополнения денежных средств Пд- уровень потерь альтернативных доходов при хранение денежных средства (средняя ставка процента по краткосрочным фин-ым вложениям), выраженная десятичной дробью. ПОдо- планируемый объем денежного оборота (сумма расходования денежных средств)^ Модель Миллера –Орра: ДКОм/м=3* ДАмакс=ДАмин+ДКОм/м ДАср=ДАмин+ , где ДКОм/м-диапазон колебаний суммы остатка денежных активов между минимальными и максимальным его значения σ2-среднеквадратическое (стандартное ) отклонение ежедневного объема денежного оборота. Пд- уровень потерь альтернативных доходов при хранение денежных средства (среднедневная ставка процента по краткосрочным фин-ым вложениям), выраженная десятичной дробью.7. Финансовое планирование на предприятии: принципы, содержание, цели, задачи.Финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия. В целом, финансовый план представляет собой программу того, что должно быть сделано в будущемЦели: максимизация продаж, максимизация прибыли, максимизация собственности владельцев компании. Главной целью является максимизация будущей выгоды владельцев компании. Задачи: -Проверяет согласованность поставленных целей и их осуществимость; -Обеспечивает взаимодействие различных подразделений предприятия; -Анализирует различные сценарии развития предприятия и соответственно – объемы инвестиций и способы их финансирования; -Определяет программу мероприятий и поведения в случае наступления неблагоприятных событий; -Осуществляет контроль. Этапы фин. планирования: 1. Расчет показателей и составление документов фин. отчетности. 2. Определение потребности в оборотн. и внеоборотных активах3. прогнозирование фин. ресурсов, мобилизуемых из внутренних источников, а также возможности привлечения внешних (уровень рычага, ликвидность)4. Создание системы контроля за реализацией плана5. Разработка процедур корректировки плана.6. Создание системы мотивации менеджеров Финансовые планы классифицируются по срокам действия: - Стратегическое планирование. - Перспективное финансовое планирование. - Бизнес-планирование. - Текущее фин. планирование (бюджетирование). - Оперативное финансовое планирование. 8 Финансовое прогнозирование, сущность, элементы цикла прогнозирования, методы его осуществления. Финансовое прогнозирование представляет собой соотвестие прогнозируемой эффективности общими целями фирмы. Финансовое прогнозирование позволяет провести анализ чувствительности (что будет если). Финансовый прогноз заключается в сл: Определение потребностей в финансирование, определение будущей денежных потоков, окончательный выбор плана, максимально увеличить стоимость фирмы (рыночную стоимость) На основе фин прогнозирования разрабатывается стратегические планы: стратегическая цель (миссия) (подразумевает максимизацию рыночной стоимости), сфера деят-ти компании (означает области одной или разнонаправльные потоки), целевые показатели бизнеса(доля рынка, рентабельность, рост прибыли, величина EVA, корпоративная стратегия(подходы к бизнесы заключенные в финансовом плане).Методы прогнозирования продаж: Функциональный – инф-ия по прогнозам передается от руководителя отделов к директору по маркетингу. Статистический – вкл. В себя трендовые, корреляционный и регрессионный анализы, которые позволяют сделать прогноз на основе существующих тенденций развития. Экспертный – при составлении прогноза участвуют руководители всех подразделений. Элементы: Анализ исторических коэф-ов; Прог-ие отчета о прибылях и убытках; Прогнозирование баланса; Дополнительное привлечение фин-ых ресурсов; Обратные связи финансирования. 9. 13. Прогнозирование фин-ой устойчивости пред-ия. Модели прогнозирования банкротства13 Модели прогнозирования банкротства пр-я.. Финансовая устойчивость определяется структурой капитала. Показатели структуры капитала отражают соотношение собственных и заемных средств в источниках финансирования компании, т.е. характеризуют степень финансовой независимости компании от кредиторов. Показатели: Коэф-нт автономии СК/Активы; Финансовый рычаг ЗК/СК; Коэ-нт финансовой зависимости Обязательства/активы. А1-НЛА, А2-Быстреа.А, А3-медленнореал.А, А4-трудноА, П1-Нкрат.обяз, П2-Крат-ыеП, П3-долгср-ыеП, П4-пост.П. Модели банкротства: А-Модель – Z=a1x1+….anxn, an – факторы xn – факторные нагрузки на n-ю переменную. В соответствии с методикой А-модели уровень риска оценивают по бальной системе. Если сумма присвоенных баллов по группам системы превышает критический уровень 25 баллов, то это свидетельствует о высоком уровне риска. Z-счет Альтмана – двухфакторная модель и пятифакторная модель, семифакторная модель – более точная. Модель Бивера – коэффициент Бивера, рентабельность активов, доля долга, коэф-нт покрытия активов чистым оборотным капиталом, коэф-нт покрытия. 10. Темпы роста орг-ии и факторы, их определяющие. 1. Коэ-нт внутреннего роста – показывает мах-но допустимый темп роста выручки орг-ии за счет внутренних источников финансирования. 2. Коэф-нт устойчивого роста – показывает мах-но допустимый темп роста выручки за счет внутренних источников (нерасп. прибыль) и доп. выпуска акции. Факторы: Чистая рентабельность продаж, дивидендная политика, финансовая политика, оборачиваемость активов. 11. 44 57 Бюджетирование на предприятии. Цели, виды, порядок составления основных бюджетов. 44. Бюджетирование на предприятии. Виды бюджетов.57. Основные виды бюджетов, используемые на предприятии. Бюджетирование - это процесс составления фин планов и контроль за их использованием (предназначен для повышения финансовой обоснованности принимаемых решений). Цель бюджетирования –повышение эффективности деятельности предприятия.Виды: Операционный бюджет который содержит: бюджет продаж, производственный бюджет, (бюджет прямых затрат на материалы, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет общепроизводственных расходов), бюджет производственных запасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов), бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов из них формируется бюджет доходов и расходов (план прибылей и убытков)^ Финансовый бюджет: инвестиционный бюджет (бюджет капитальных вложений), бюджет движения денежных средств (кассовый бюджет), прогноз баланса.^ Виды бюджетов: жесткий, гибкий.12. Организация бюджетирования на предприятииБюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Как правило, сводный бюджет предприятия составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год). Индикативно, т.е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели бюджетов могут устанавливаться на более продолжительный период (три-пять лет). Кроме того, внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды. Интервал планирования устанавливается бюджетным регламентом конкретной предприятия. Как правило, максимальная продолжительность интервала планирования в рамках бюджетного периода составляет один месяц, а в первом квартале – декаду и даже неделю. Бюджетный процесс включает три последовательных этапа: 1.этап разработки проекта сводного бюджета; 2.утверждение проекта бюджета и включения его в структуру научно-обоснованного бизнес-плана организации; 3.анализ исполнения бюджета по итогам текущего года (сравнение плановых и фактических показателей, выявление отклонений и анализ причин; принятие управленческих решений).Бюджетный цикл включает период времени от начала 1-го этапа до завершения 3-го этапа. В практике разработки систем бюджетирования часто применяется подход, который основан на построении финансовой структуры, т.е. на выделении в качестве объектов бюджетирования и управленческого учета центров финансовой ответственности. Центром финансовой ответственности является структурное подразделение (группа подразделений), осуществляющих определенный набор хозяйственных операций, способных оказывать непосредственное воздействие на доходы/расходы от этих операций и отвечающие за реализацию установленных перед ними целей, соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов и достижение определенного финансового результата своей деятельности. Как правило, в финансовой структуре выделяют четыре типа центров финансовой ответственности : центры затрат (cost center); центры доходов (revenue center); центры прибыли (profit center); центры инвестиций (investment center).14. Бюджет движения денежных ср-тв. Содержание и этапы составления. Бюджет денежных средств дает возможность предприятию постоянно финансировать текущую и инвестиционную деятельность предприятия, выполнять платежные обязательства. Позволяет оценить сколько денежных средств и в каком периоде требуется предприятию. Основная цель составления бюджета денежных средств – это установление реальных сроков поступления денежных средств. Бюджет дает возможность наблюдать за состоянием собственных средств и за возможным привлечением заемного капитала. Бюджет денежных средств характеризует весь денежный оборот предприятия, без подразделения на виды (операционный, инвестиционный, финансовый). Для составления бюджета денежных средств бухгалтерия обеспечивает предоставление информации об операциях на счетах, о дебиторской и кредиторской задолженности, о платежах по кредитам. Отдел сбыта информирует об объеме продаж. Необходимость разработки бюджета денежных средств возрастает с изменением порядка расчетов и кредитования, наличием неплатежей.^ 15.Факторинг и форфейтинг: содержание и особенности проявления в современных условиях. Форфейтинг - своеобразная форма кредитования экспортеров, продавцов при продаже товаров, применяемая чаще всего во внешнеторговых операциях. Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит досрочную, полную или частичную оплату стоимости товара экспортеру. В последующем, денежные средства банку-форфейтору в оплату товара перечисляет, уплачивает импортер. За досрочную оплату банк-форфейтор взимает с экспортера проценты. Операция форфейтинга аналогична операции факторинга. Форфейтинговыми инструментами обычно являются векселя. Факторинг - это комплекс услуг, направленный на финансирование банком (факторинговой компанией) поставок товаров или оказания услуг клиенту, осуществляемых на условиях отсрочки платежа. В операции факторинга участвуют три стороны: 1) момент (банк) - клиент требования; 2) клиент (кредитор, поставщик товара) - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком; 3) плательщик (заемщик) - фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа. Факторинг в имеет следующие преимущества: 1) повышение ликвидности, рентабельности и прибыли; 2) превращение дебиторской задолженности в наличные деньги; 3) вероятность обретать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков; 4) независимость от сроков платежей со стороны дебиторов; 5) возможность расширения объемов оборота; 6) повышение доходности; 7) экономия собственного капитала и т.д.16 Оборотные активы и основные принципы управления имиОборотные активы - характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственно-коммерческого цикла. Эффективное управление оборотным капиталом наиболее важный аспект финансовой политики предприятия, так как именно оборотный капитал, в отличие от внеоборотного капитала, обеспечивает наибольшую норму рентабельности и практически полностью отвечает за платежеспособность предприятия в текущей деятельности. Политика управления оборотными активами – совокупность мер, направленных на рационализацию и оптимизацию объема, состава и источников финансирования оборотных активов с целью повышения эффективности их использования. Главной целью управления оборотными активами предприятия является максимизация прибыли (рентабельности оборотных активов) при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности организации. Эти две цели в определенной степени противостоят друг другу. Так, для повышения рентабельности необходимо, чтобы денежные средства были вложены в различные виды оборотных активов с заведомо более низкой, чем денежные средства, ликвидностью. А для обеспечения устойчивой платежеспособности у организации постоянно должна находиться на счете некоторая сумма денежных средств, фактически изъятая из оборота для текущих платежей, или же часть средств должна быть размещена в виде высоколиквидных активов. Для определения доходности вложений средств в оборотные активы используется коэффициент рентабельности, а также модель Дюпона, которая применительно к этому виду активов имеет вид:Роа = Ррп*Ооа , где Роа – рентабельность оборотных активов; Ррп – рентабельность реализации продукции; Ооа – оборачиваемость оборотных активов. Т.е. чем выше оборачиваемость, тем больше норма доходности. В свою очередь оборачиваемость текущих активов в большей мере зависит от объема средств инвестированных в оборотные активы. Ооа = Чем меньше средств авансированных в текущие активы, тем выше скорость оборота. Однако сокращение средств не должно отрицательно отразиться ни на процессе производства, ни на ликвидности предприятия. Т.е. должен быть обеспечен необходимый объем денежных средств и высоколиквидных активов предприятия с учетом объема и графика предстоящих платежей. Таким образом, важной задачей в части управления оборотным капиталом хозяйствующего субъекта является обеспечение оптимального соотношения между платежеспособностью и рентабельностью путем поддержания оптимальных размеров и структуры оборотного капитала.17. Управление запасами. 35. Эффективное управление запасами как фактор роста прибыли. Необходимо для обеспечения бесперебойного производства при минимизации текущих затрат. Метод экономически обоснованных потребностей EOQ. Цикл начинается с получения заказа на Q единиц, которые расходуются в течение опред. времени. Когда остается объем запасов, достаточный, чтобы удовлетворить текущий спрос в течение времени осуществления заказа, то у поставщика заказывают вторую партию на Q единиц. Заказ будет получен как раз в тот момент, когда уровень запасов станет нулевым (это при идеальных условиях). Оптимальный обхем заказа – компромисс между стоимостью хранения и стоимостью закупки. Где, D – годовой спрос, Q – объем заказа, S – стоимость заказа. Метод А-В-С – классификация материальных запасов в соответствии с определенным показателем важности, в соответствии с этим показателем распределяется вся деятельность по контролю и управлению запасами. А – очень важные, В – средняя степерь важности, С - наименее важные. Концепции: релевантных затрат (затраты влияющие на процесс принятия решений). Концепция бухгалтерские (материальные затраты на оплату труда, А) и вмененные затраты (затраты связанные с отказом от альтернатив). Концепция дополнительных и невозвратные затрат (не меняющиеся в результате принятия решений). Концепция постоянных (не зависящие от V производства) и переменных (зависящие) затрат. Концепция краткосрочных (временно постоянные затраты) и долгосрочных затрат (все затраты переменные). 18. Оценка издержек производства как базы установления цен на продукцию и услуги.41. Цели и методы планирования затрат на производство и реализацию продукции.38. Методы оптимизации величины себестоимости продукции. Затраты, таким образом, являются фактором, определяющим величину предложения и размеры прибыли, а принятие управленческих решений невозможно без анализа уже существующих затрат на производство и реализацию продукции и затрат. Цель максимизация прибыли Различают следующие методы планирования себестоимости: 1) Метод полного включения затрат в себестоимость продукции (абсорпшен-костинг). 2) Метод «директ-костинг» (direct costing) – метод прямых затрат. Выбранный метод планирования влияет на величину себестоимости продукции и, следовательно, прибыль предприятия. ^ Системы калькулирования затрат: Директ костинг: прямые материальные затраты + прямые затраты на оплату труда. Абсорпшен костинг = директ-костинг + общепроизводственные и общехозяйственные расходы.(Согласно методу полных затрат все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции, полностью включаются в себестоимость продукции. Таким образом прямые и косвенные затраты пропорционально распределяются между реализованной продукцией и готовой продукцией на складе. В плановую калькуляцию по заранее установленным нормам включаются как прямые, так и косвенные затраты. Общий объем косвенных затрат пропорционально распределяют на изделия с помощью заранее рассчитанных коэффициентов распределения косвенных затрат.Согласно методу прямых затрат, все издержки подразделяются на переменные (прямые) и постоянные. При этом себестоимость планируется только по переменным затратам. Постоянные затраты в плановую калькуляцию не включают, а периодически списывают на финансовые результаты, т.е. учитывают при расчете прибыли и убытков за период. По переменным затратам (материалам, оплате труда) оцениваются также запасы – остатки готовой продукции на складе и незавершенного производства)Пути оптимизации себестоимости: 1. Повышение технического уровня производства. 2. Совершенствование организации производства и труда. 3. Изменение объема и структуры продукции 4. Улучшение использования природных ресурсов. 5 Отраслевые и прочие факторы.19. Ценовая политика пред-ия: определение цели, выбор модели ценовой политики. ЦП-это система стандартных правил определения цен для типовых сделок продажи товаров пред-ия. Цели: достижение заданного уровня прибыли; стабилизация цен; расширение доли рынка; мак-ия прибыли; достижение наиболее высоких темпов роста продаж. Этапы: 1. формируются стратегические цели предприятия. Н-р. Проникновение на рынок и закрепление на нем, увеличение свое доли продаж и пр. 2. реализация выбранной стратегии при помощи задач (в производстве, управлении затратами, ценообразовании…) 3. разработка тактики ценообразования (меры по достижению задач, поставленных перед специалистами по ценообразованию. 4. определение тактики создает основу для разработки ценовой политики и определении на её основе уровня цен. Ценовая политика во многом зависит от конкурентной структуры рынка. Предприятия можно разбить на : 1. предприятия, формирующие цены (лидеры), 2. следующие рыночным ценам (ценовые последователи). Для первой группы исходным материалом для формирования цены явл. информация о затратах. 20. Структура рынка и ее влияние на ценовую политику пред-ия. Ст-ра рынка – это основные характеристики рынка, к числу которых относится: количество и размер пред-ия, находящихся на рынке, степень сходства (различия) товаров разных фирм, условия вхождения на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации. Типы рынков: чистой конкуренции; монополистической; олигополии; чистой монополии. Ценовая политика во многом зависит от конкурентной структуры рынка. Предприятия можно разбить на : 1. предприятия, формирующие цены (лидеры), 2. следующие рыночным ценам (ценовые последователи). Для первой группы исходным материалом для формирования цены явл. информация о затратах. 21. Ценовая стратегия и тактика предприятия.Ценовая стратегия - это целевые установки в области ценообразования. Ценовая стратегия определяется высшими менеджерами предприятия. Ценовая тактика - это текущие меры по осуществлению ценовой политики, в частности поддержанию установок стратегического порядка, выполнению договоров, действия по профилактике и устранению перекосов в ценовой политике, исправлению негативных последствий изменений цен и др. Тактические задачи должны иметь конкретные сроки осуществления и критерии оценки выполнения. Политику ценообразования разрабатывают в соответствии с выбранной маркетинговой стратегией, которая может предусматривать: - проникновение на новый рынок товаров; - расширение рынка продукции, выпускаемой предприятием; - сегментацию рынка продукции по группам приоритетных покупателей; - разработку принципиально новых видов продукции или модификацию уже существующей для освоения новых рынков. Выделяют три типовые ценовые стратегии: * установление цен несколько выше, чем у конкурентов (премиальное ценообразование); * установление цен примерно на уровне конкурентов (нейтральное ценообразование); * установление цен несколько ниже, чем у конкурентов (стратегия ценового прорыва). В процессе реализации готовой продукции уровень цены определяет возможный объем продаж и соответственно производства. Так, при увеличении объема продаж снижается доля условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Поэтому затратный метод ценообразования при рыночной организации сбыта продукции сопровождается серьезными финансовыми потерями предприятия. Такие потери связаны с тем, что себестоимость изделия соответствует только определенному объему его выпуска и продаж. Следовательно, финансовые расчеты предприятия, основанные на затратном методе ценообразования, могут оказаться неправильными. Решения по вопросам ценообразования целесообразно увязывать с принимаемыми решениями по объему производства и маркетинговой стратегии. Таким решением должен предшествовать сбор исходной информации, стратегический анализ и выбор ценовой стратегии.22. Особенности ценовой политики в условиях инфляции. Ценовая политика – это система стандартных правил определения цен для типовых сделок продажи товаров предприятия. Набор методов, с помощью которых эти правила можно реализовать на практике, называются стратегией ценообразования. В зависимости от типа товаров (рынков) и позиции, занимаемой тем или иным предприятием, все предприятия можно разбить на две группы: 1. Предприятия, формирующие цены (ценовые лидеры). 2. Предприятия, следующие рыночным ценам (ценовые последователи). Когда предприятие является ценовым лидером, то для формирования ценовой политики и стратегии ценообразования важным исходным материалом (базой) является информация о затратах. Такая информация также важна и для предприятия - ценового последователя, когда он определяет объем, ассортимент и качество продукции, на которые должны быть направлены его маркетинговые усилия с учетом доминирующей на рынке цены. Важно в расчетах учитывать инфляционный фактор, поскольку даже при неизменности цен на продукцию происходит их снижение за счет инфляции. Поэтому цены на продукцию в условиях инфляции должны содержать инфляционную составляющую. Наибольшее влияние на ценообразование предприятия оказывают покупатели, конкуренты и затраты. Вес этих факторов при ценообразовании зависит от конкретных обстоятельств. Ценовая политика российских предприятий, как правило, проводится в условиях инфляции и нестабильности рынка, поэтому цены практически не дифференцированы на затраты, недостаточно гибки, слабо увязаны с другими составляющими финансовой и маркетинговой политики предприятия.23. Управление портфелем продукции. Управление портфелем продукции является существенной частью общего процесса стратегического управления. В процессе оптимизации портфеля продукции предприятия, необходимо получить ответы на следующие четыре вопроса: Соответствует ли продукт тому, что предприятие желает производить? Представляется ли рынок данного продукта привлекательным? Будет ли данная продукция рентабельной? Захотят ли потребители покупать рассматриваемый продукт? На основании полученных ответов, необходимо сбалансировать ассортимент продукции, способному увеличить доходы и прибыльность предприятия даже при существующем уровне потребности в капитале. Так же необходимо «разобрать» логистические услуги: Экспертиза существующих логистических цепей предприятия с целью снижения стоимости товара, общих затрат, увеличения прибыли и быстрого реагирования на изменения рынка. Анализ возможного расширения бизнеса с изменением структуры логистической цепи, с целью снижения инвестиционных затрат и минимизации предстоящих издержек. Анализ этого позволит: определить оптимальную схему поставок сырья для производителей и товаров для торговых предприятий; правильно организовать производственный процесс; определить какой должна быть структура складов сырья и готовой продукции для предприятий всех родов деятельности имеющих или арендующих складские площади; оптимизировать схему транспортных операций для предприятий, чья деятельность связана с перевозками и доставкой товаров; выявить, где производить товар для поставки на конкретный региональный рынок; решить другие подобные задачи. ^ Управление жизненным циклом продукции и портфелем позволяет: Анализировать стоимость и значимость проектов, продуктов, функциональных характеристик Оценивать проекты согласно критериям, например, таким как стратегическое значение, преимущества для клиента, стоимость, риск и чистая приведенная стоимость Приводить в действие собственный процесс оценки и выбора проектов, продуктов, функциональных характеристик, рынков Выяснять, как проекты, клиенты, продукты, рынки, риски и просчеты связаны и влияют друг на друга Непрерывно выполнять мониторинг за ходом выполнения проекта, распределять и перераспределять ресурсы между проектами Интегрировать управление портфелем ИТ-проектов с анализом рынка, анализом просчетов, анализом действий конкурентов, управлением требованиями и планированием выпуска.24.Факторинг и коммерческое кредитование организации. Факторинг - это комплекс услуг, направленный на финансирование банком (факторинговой компанией) поставок товаров или оказания услуг клиенту, осуществляемых на условиях отсрочки платежа. В операции факторинга участвуют три стороны: 1) момент (банк) - клиент требования; 2) клиент (кредитор, поставщик товара) - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком; 3) плательщик (заемщик) - фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа. ^ Факторинг в имеет следующие преимущества: 1) повышение ликвидности, рентабельности и прибыли; 2) превращение дебиторской задолженности в наличные деньги; 3) вероятность обретать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков; 4) независимость от сроков платежей со стороны дебиторов; 5) возможность расширения объемов оборота; 6) повышение доходности; 7) экономия собственного капитала и т.д. С помощью факторинга поставщик получает следующие возможности: 1) усилить объем продаж, конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию; С помощью факторинга покупатель получает следующие возможности: 1) обрести товарный кредит; 2) избежать риска получения некачественного товара; 3) повысить объем закупок; 4) улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств. С помощью факторинга банк (фактор) получает следующие преимущества: 1) проценты по кредиту; 2) плата за обслуживание; 25. Взаимосвязь краткосрочного и долгосрочного финансирования. Выбор оптимальной стратегии финансирования оборотных средств.