АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССОВ VIII ВИДА. I. Педагогическое изучение детей с отклонениями в умственном развитии. 1. Общая схема изучения познавательной деятельности ребенка а) ознакомление с данными обследования и итоговым заключением ПМПКб) умственная работоспособность (прием и понимание ребенком задания учителя, адекватность начала выполнения задания, структура дальнейшей деятельности (последовательность, логичность, завершенность), самооценка)). Методы: программный диктант, работа с перфокартами, перфорированным текстом, чтение, пересказ, ответы на вопросы, решение и составление задач и приемов, группирование слов по значениям.в) характеристика основных психических функций: восприятие, внимание, память, связь мышления и речи. Методы: проверочные работы по русскому языку и математике, тестирование по устным предметам, беседы, творческие работы (ответы на вопросы, описания, мини-сочинения, игры в младших классах)г) определение реальных и потенциальных возможностей каждого ученика. Методы: мониторинг усвоения программного материала, элементы опережающего обучения, сообщение дополнительного интересного материала по теме, элементы эвристической работы - самостоятельного поиска ответа на вопрос, привлечение ученика к совместной деятельности с учителем по изучению темы урока.д) уровень абстрактного мышления, воображения, элементы творческой способности и инициативы. Методы: беседа по картине, составление рассказа по началу, по заданной теме, составление задач, рисование, лепка, аппликация.е) свойства памяти (объем, время, содержание) воспоминание, осознанность запоминаемого, использование запомненного в речи. Методы: заучивание наизусть, пересказ прочитанного, моделирование диалога, беседы: что я знаю…, что я помню…ж) коммуникативность речи (навыки общения, раскованность, интерес к диалогу, навыки монолога) Методы: моделирование диалога, занятия в «школе общения», рассказ о событиях в повседневной жизни. ^ 2. Общая схема изучения и коррекции эмоционально-волевой сферы детей, в процессе изучения программного материала по предметам.а) ознакомление с данными обследования и заключением ПМПКб) эмоциональное восприятие окружающей действительности (эмоции, ощущение, полярность эмоций, влияние эмоций на поведение) Методы: беседы, чтение, моделирование ситуаций, тестирование, игры.в) характер эффектно - потребностной сферы (влияние интересов, потребностей, притязаний на поведение) Методы: целенаправленные беседы, чтение с ответами на вопросы по содержанию, тестирование.г) представление ученика о высоких нравственных чувствах (доброте, порядочности, честности, справедливости) Методы: беседы, чтение, рассказы о друзьях, случаях из школьной жизни, привлечение жизненного опыта детей.д) выяснение мотивов учения, дружбы, труда, бытовой жизни: влияние мотивационной сферы на поведение ребенка. Методы: наблюдение поведения ребенка в школе, в коллективе, в быту, чтение тематических текстов с обсуждение личностных качеств людей; составление портретов людей с положительными и отрицательными чертами характера и личностными качествами. ^ II. Главное условие коррекционно-компенсаторной деятельности учителя – учет психолого-педагогических особенностей УО детей и принципов коррекционно - развивающего обучения. ^ 1. Коррекционный подход к организации урока (реализация задач коррекционно-развивающего обучения)Подготовка к уроку: постановка образовательно-воспитательных задач; выбор структуры урока; подбор рабочего материала, заданий для самостоятельной работы, наглядности; отслеживание потенциальной коррекционной эффективности каждого метода и суммирование ожидаемого результата, т.е. постановка конкретной компенсаторной задачи. Вне зависимости от избирательной и обоснованной структуры урока обязательное исполнение коррекционных предпосылок на каждом этапе и в процессе его в соответствии с характером особенностей, как отдельных учащихся, так и классного коллектива. В организации класса это мобилизация внимания, повышение интереса, любознательности, ожидания и подготовка к учебной работе. На этапе коррекционного повторения создание экспозиции для изучения нового материала, т.е. установление связи пройденного, изученного раннее с новым, когда новые задания основываются уже на известных. Экспозиционное повторение – также важное условие организации и других этапов урока, как самостоятельные работы, закрепление целой темы, отдельные инновационные уроки: экскурсия, панорама, путешествие, комбинированные уроки, театр в классе и др. На этапе объяснения или совместного с учащимися изучения новой темы – это:а) обращение к личностным качествам учеников и эмоциональному самоощущению, основанное на учительской доброжелательности, уважение, уверенности в способностях и вере в успех каждого, формирующее положительные мотивы учения.б) использование коррекционного метода от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от части к целому, от маленького к большому.в) обдумывание коррекционной целесообразности каждого метода или приема изучения нового материала (рассказа, беседы, игры), включение элементов опережения, эврики, привлечение жизненного опыта детей.г) включение детей в изучение новой темы как прием раскрытия их потенциальных познавательных возможностей и развития личностных качеств (любознательности, решительности, уверенности, самоконтроля)д) использование приемов раскрытия практической направленности изучаемого материала. На этапе закрепления – коррекции мотивов учебного труда, воспитание навыков ответственности, внимательности, обязательности; навыков осознанного поведения; развитие положительной мотивации учения. 2. Диагностика динамики развития познавательной деятельности учащихся путем целенаправленных (коллективных и индивидуальных) проверочных работ, тестов, бесед, наблюдений за жизненной активностью детей (участие во внеклассной работе по предметам, в школьных праздниках, в кружках) 3. Повышение профессионального уровня деятельности: самообразование, курсовая подготовка, участие в работе МО по обмену опытом.