Реферат по предмету "Разное"


1 Предмет и задачи педагогики

1 Предмет и задачи педагогики. Предмет — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция — познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.2 Система педагогических наук. Педагогика — обширнейшая наука. Изучаемый ею предмет настольно сложен, что отдельная, даже очень широкая наука не в состоянии охватить его сущность, все связи. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании. Определенную отрасль знаний называют наукой, когда соблюдаются следующие необходимые условия: 1) четко выделен, обособлен и зафиксирован собственный предмет;2) для его изучения применяются объективные методы исследования;3) зафиксированы объективные связи (законы и закономерности) между факторами, процессами, составляющими предмет изучения;4) установленные законы и закономерности позволяют предвидеть (прогнозировать) будущее развитие изучаемых процессов, производить необходимые расчеты. Все эти требования в отношении педагогики в той или иной степени соблюдены3 Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничн развит личности и предполаг гуман характер отношен между участниками пед процесса. Это требует изучен и развит личности как целостного начала, объедин в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Востребо ванными становятся прежде всего культурность, Интел лигентн- ть, образованность, проф компетентность. Цель гуман.в: создан условий для саморазвит и саморе ализац личности в гармонии с самим собой и общ-вом. Задачи:· 1- ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности; 2-оказание помощи в построен перспективы развит физич, духовн задатков и способн-тей, творч потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество; 3 -приобщен личности к системе культурн ценностей и выработка своего отношен к ним; 4-раскрытие общечел норм гуманист морали и культивирован 5-развитие нравственной свободы личности, способности к адекватн самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деят-ти, 6-возрожд традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечел ценностей, 7-формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, 8- развитие представлений о здоровом образе жизни.5 Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот. Источник — противоречия, борьба противоположностей.Условия — взятые в единстве внутренние (самодвижение) и внешние среда).Факторы — наследственность, среда обитания, социально-экономические условия, микросреда, воспитание, собственная деятельность.Взаимосвязь — немыслимо без обучения, образования, воспитания, деятельности и общения.7.^ Цель образ-я: становление самост., свободн, интеллектуально, физически, эстетич. и нравств.развитой личности, сознающей свою ответственность перед общ-вом, госуд, уважающей труд,права, свободы др. граждан, конституц, способной к взаимопониман. и сотрудничеству между людьми, нациями, религиями. Задачи Образ-я:I 1-Усвоен. опред. объем. знаний 2-Развит. умств.сил и способн-тей 3-Развит познават интересов 4-Формиров. познават. активности II Задачи нравств.воспит-я: Гуманизм , Честь, Совесть, Благородство, Воспит патриотизма III Эстет кач-ва: Чувство прекрасного, Уважен и любовь к природе, иск-ву, Чувство сопереживан IV Физич.воспит: Развит природн.двигат.качеств, Развит стремлен-я быть здоровым, Потребн-ть к занят спортом, Потребн в здоров образе жизни V Трудов восп-е: Поотребн в трудов деят-ти, Уважен к людям труда, Сознательн выполнение трудовых обязан-тей.8 Процесс Обучен-я В соврем понимании для обучен характерны признаки:1) двусторон хар-тер;2) совместн деятельность учителей и учащихся (сотрудничество); 3) пед руководство;4) планомерн спец организация и управление;5) целостность и единство;6) соответствие закономерностям возрастн развития учащихся; 7) управлен развитием и воспитан учащ-ся. Движущая сила учения — борьба противоречий. Главные из них проявляются между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему хочется (следует) узнать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить; тем, как он действует, и тем, как необходимо действовать и т. д.*7 ^ Цели обучения (образ-ния): три уровня: политич, на кот цели поним-тся как обществ цель, госуд политика в обл образ-ния; административный — цели поним. как стратегия решения образоват задач (на уровне региона, учеб заведения); оперативный, на кото цели формулир-ся как оперативн задачи реализации учебн процесса в опред классе. Гл задачи общеобразоват шк: 1удовлетв нац-культурнпотребн-тей населения, воспит-е физич и морально здорового поколения;2обеспеч-ние усвоения учащ-ся системы знаний, определяемой обществ и производственными потребностями; 3форми рован научн миропониман, политич, экологич, эконо мич, правовой культ-ры, гуманистич ценн-тей и идеа лов, творч мышления, самостоят-ти в пополнении зна ний;4 выработка у молодежи патриот-ма, осознан ной гражданск позиции, человеч достоин-ва, участия в де мократич самоуправлен, ответственности за свои пос тупки.6. ^ Содерж-е образ-я: - четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в опред типе учебн заведения. Эта система содержит знания об окр мире, соврем производстве, культуре и иск-ве; обобщенные интеллект. и практич. умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познават деят-ти, творч решения теоретич и практич проблем, овладение кот. обеспечивает опред уровень интеллект, соц и духовн. развития уч-ся. Сод-е О отображает социаль ный опыт(общечелов. культуру) Но накоплен знаний много, чел не может усвоить все. =>соц опыт попадает в содержание шк обучения в «распредмечен ном» виде,т.е раздел. на предметы. Учебн предмет - часть соц опыта, выделенная по опред признакам, чаще все-го принадлежности к опред кл явлений. Общими основа ми формирования содержания соврем образ-ния явл: гуманитаризация, гуманизация, экологи зация, диффе- ренциация, интеграция, целенапр использов-е достоя- ний миров и нац культуры, широк примен-ие нов инфор- мац технологий, формирование творч личн-ти. Гумани- тариизация— это общая направ ленность содерж обр-я на приоритетн усвоен тех зна ний, умений, котор необхо димы всем людям и каждому чел-ку Гуманизация дости -гся использов-ем человеко формирующих возможнос тей шк предметов. Дифференциация - не дальнейш выделен нов предме тов, а создан на уровне сущ-щего лучших усло вий для эффективн обучен различн групп обучаемых. (учитывая разные способности, возможнос- ти, жизнен ные планы детей.Интеграция — процесс и результ становления целого на основе выявлен важных связей между отдельными школьными предметами. Экологизация СО перестраив-ся под углом: чел — час- тичка природы, он или погибнет вместе с нею, или най- дет дорогу дальнейшей общей эволюции. Целенапр использ-е мир. и нац. культуры перестройка образован ия в плане культуросозидат процесса, где цели обуче ния соедин-ся с целями воспитания патриота. Примен нов информ технол преследует цель расши рить объем знаний за счет нов способов их передачи. формирова ние творческой личности —результ полно цен, много компонентн содерж-я и организованного на его основе процесса обучения.Принципы формирования содер- жания 1-научности(соответствие знаний послед- ним достижениям научн, соц и культ прогресса) 2-последо-вательности (планирование содержания, развивающе- гося по восходящ линии, где кажд новое знание опирает ся на предыдущее и вытекает из него; 3-историзма (воспроизвед в шк курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практи ки) 4-систематичности(рассмотрение изучаемых знаний в системе содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в о систему человеч.культуры 5-связи с жизнью (способ проверки действенности изуч знаний и формируемых умений и как ср-ва подкреплен образования реальной практикой);6-соответствия воз- растн возможн-тям и уровню подготовлен-ти шк-ов, ^ 7- доступности Способы реализации содержания. Содерж уч про-цессса как система может иметь различн структуру изложен. Наиболее распростран в наст вр: При линей-ной структуре отдельн части уч материала образуют непрерывн последова-тельность связанных между собой звеньев.Данная структура оправдыв себя при изложен истории, языков, литературы, музыки и т. д. Концентрическая с. предпо-лагает возвращен к изуча-емым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется нес-колько раз, причем его содер-жание постепенно расши-ряется(физики, химии, биолог. Спиральная – учащ-ся, не теряя из поля зрения исход-ную проблему, посте-пенно расширяют круг связан с ней знаний(обществен, пед, психологич науки) Смешанная- комбинация линейн, концентрич и спир.Она позвол маневриров при организац содержания, излагать отдельные его части различными способами. При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности получаемых знаний, а также, по возможности, особенности тех групп учащихся, которым будет адресовано разрабатываемое содержание.10 Дидакт.принципы Под дидакт системой понима-ся выделенное по опред критериям целостное образов-е. Дидак сист характер-тся внутр целостностью струКтур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучен. особенности совр.дид: 1-Методологическую основу ее составляют объективные закономерности философии познания (гносеологии). Взаимодейств чувств, мышлен и практ деят-ти в позна-нии, 2. Сущность обучен отлич. разумное сочетан пед управления с инициативой и активностью школьников. 3- изменились принципы формирован учебн планов и программ: дифферен-цированные уч планы, программы, курсы 4. Набирают силу прогрессивные тенденции технологизации обучен. и образования. Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. Содержательные принципы: 1гражданственности(формированием гражданского самосознания) 2Научности(соответствие содержания образования уровню развития современ науки и техни-ки) 3П воспитывающего обучения(формирование в процессе обучения базовой культуры личности) 4 П фун-даментальности и прикладной направленности (связь обучения с жизнью, теории с практикой) Организационно-методическим принципы: 1 П преемствен-ности, последовательности и системат-ичности обуче-ния(построение определенной системы и последова-тельности процесса обучения). 2Принцип единства групппового и индивидуального обучения предполаг. их оптимальн. сочетание. Этот пр обуслов-лен тем, что индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его взаимодействию с др людьми, а с др - своему стремлению к обособлению. 3П продуктив-ности и надежности обучения (обучен должно быть продуктивным, иметь образоват, развивающий и воспи-тат эффект) 4Принцип наглядности. 5 П соответствия обучения возрастн и индивидуальн особенностям обу-чаемых предполаг реализацию возрастн и индивид подходов.6 П сознательности и творч активности обу-чаемых (развития у обучаемых аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок) 7 П дост-упности при достаточн уровне трудн-ти обучения (пост-роение учебного процесса таким образом, чтобы у уча-щихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха)11 ^ Метод обучения — это упорядоченная деятель-ность педагога и учащихся, направленная на достиже-ние заданной цели обучения. Методы: Классификация методов по источнику зна-ний: Практический:опыт, упражнен-я, учебн-произво-дительн.труд Наглядный: иллюстрац, демонстрация, наблюд-я учащ-ся Словесный: объяснение, разъяснен, рассказ,беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут Работа с книгой: чтение, изучение, реферирование, бегл.просмотр, цитиров-е, излож, сост-е плана, конс-пектир-е, Видеометод: просмотр, обучение, упражне-ния под контролем «электрон.учителя», контроль Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный): Репродуктивный: Проблемное изложение; Частично поисковый (эвристический); Исследователь-ский^ Методы организации и осуществлен уч-познават. деят-ти:( Бабанский) Источники: Словесные, наглядн., практич Логика:Индуктивные, Дедуктивн Мышление: Репродуктивн, Проблемно-поисковые Управление: Методы самост. работы и работы под рук-вом препод-ля Методы в уч-воспитат процессе выполняют функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуж-дающую (мотивационную) и контрольно-коррекцион-ную.. Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, стимулятором познавательной деятельности — в этом заключается его побуждающая функция.12 Хар-тика методов обуч-я: ^ Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный): 1знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; 2учитель организует различными способами восприя-тие этих знаний;3-учащиеся осуществляют восприятие и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти. Репродуктивный: 1знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;2-учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;3-учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;4-необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний. * Проблемное изложение;Частично поисковый (эвристический):1-знания учащи-мся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добы-вать самостоятельно;2-учитель организует не сообще-ние или изложение знаний, а поиск новых знаний с по-мощью разнообразных средств 3-учащиеся под руко-водством учителя самостоятельно рассуж-дают, ре-шают познават задачи, созд и разре-шают проблемн ситуации, анализир, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., исследовательский. 1учитель с учащимися формулир проблему, разрешен котор посвящ-ся отрезок уч вре-мени; 2знания учащ-ся не сообщаются; учащ-ся самос-тоят добыв их в процессе исследования проблемы; средства для достижения результата также опред сами учащиеся; 3деятельность учителя сводится к опера-тивн управлен процессом решен проблемн задач; 4уч процесс характер-ся высокой интенсивностью, учение сопровожд-ся повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действен-ностью.13 ^ Формы организации обучения — это внешн выра-жение согласованной деят-ти учителя и уч-ся, осущест-вляемой в опред порядке и режиме. История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам орг: индивидуальногрупповой (средневековье), взаимного обучения (белланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способ-ностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (существовало в 20-е годы в советской шко-ле), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени уч-ся проводили в больших группах (100— 150 чел.), 20% — в малых (10—15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоят работу. Наибольш распространен в нашей стране и за рубежом получила классноурочная система обуч-я, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более 300 л. разработал теорет основы и воплот в массовую практич техноло-гию Я. А. Коменский. особенности:1-постоян состав уч-хся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); 2-каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);3-учебн процесс осущ-ся в виде отдельн взаимосвязан, следующих одна за другой частей (уроков); 4- кажд урок посвящается только одному предмету (монизм);5-постоян чередование уроков (расписание); 6-руково-дящая роль учителя (педагог. управление);7-примен-е различн видов и форм познават деят-ти учащихся (ва-риативность деятельности). Преимущ-ва: строгой орга-низацион структурой, экономна(1 учит-ль работ с больш группой), созд благоприятн предпосылки для взаимообучения, коллектив деят-ти, соревноват-ти вос-питания и развития уч-ся Недост-ки: ориентация на «средн» ученика, отсутств возм-ти индивидуальн учебно-воспитат работы с уч-ся.В соврем шк испо-ся и другие формы (вспомогат): консультации, доп занятия, конференции, кружковые и факультат занятия, клубная работа, внеклассн чтение, дом самост работ уч-ся, др.14 Урок - Ключевой компонент классно-урочной систе-мы,законченный в смыслов, временном и организац. отношен отрезок уч процесса. урок — сложный и ответствен этап учебн процесса: от качества отдельн занятий в итоге зависит общее качество шк.подготовки^ Общие требов-я к уроку: 1-Использ-е новейш достижен науки, пед практики, построен урока на основе закономерностей учебновоспитат процесса. 2-Реализация на уроке в оптимальн соотношении всех дидактич принципов и правил 3-Обеспечение надлежа-щих условий для продуктивн познават деят-ти уч-ся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.4-Установлен осознаваемых учащимися межпредметн связей. 5-Связь с ранее изучен знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.6-Мотивация и активизация развития всех сфер лич-ности 7-Логичность и эмоц-ность всех этапов учебно-воспитат деят-ти. 8-Эффективн использов-ние пед ср-в9-Связь с жизнью, производствен деят-тью, личн. опы-том учащихся. 10-Формирован практически необходи-мых знаний, умений, навыков, рациональн приемов мышлен и деятельности. 11-Формиров умения учиться, потребн-ти постоян пополнять знания. 12-Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование кажд урока 13-Кажд урок направляется на достижен триедин цели: обучить, воспитать,развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизи-руются в дидактических, воспитательных и развиваю-щих требованиях. Выделяются и: организационные, психологич, управленческие, требования оптимальн общения учителя с уч-ся, требования сотрудничества, санитарногигиенич, этические и т. д.15 ^ Типы и структура урока Классиф-ция уроков по дидактическ. целям и месту уроков в общей системе:1-комбинированные (смешанные);2- изучения новых знаний;3- формирования нов умений;4- обобщения и систематизации изученного;5- контроля и коррекции знаний, умений;6- практич применения знаний, умений^ Структурой урока - его внутрене строение, последова-тельность отдельных этапов. Тип урока определ-ся наличием и последов-стью структурн частей. класси-ческая четырехзвенная структура урока(,Коменский и Гербарт) опир-ся на формальн ступени обучения: 1) подготовка к усвоению новых знаний; 2) усвоение но-вых знаний, умений; 3) их закреплен и систематизация; 4) примен на практике. Соответствующий ей тип урока –комбинированный Его преимущества — возможности достигать на одном уроке нескольких целей. Недост - недостает времени не только на усвоен новых знаний, но и на другие виды познават деят-ти.18 ^ Виды,типы обуч-я: Вид указывает на особенное, спе-циифическое, что характеризуется своей особенной систе-мой и ее организацией. Тип— это нормальное, образцо-вое, наиболее характерное для определенного вида.Осн. виды и типы пед систем: 1-архаическая (первобытн); 2- древняя (шумерийская, египетская, китайская); 3-греческая (эллинская, римско-греческая, римская); 4-средневековая (догматическая, схоластическая); 5-новые (объяснитель-ного, объяснительно-иллюстративного, программирован-ного, проблемно-программированного, компьютеризо-ванного обучения); 6-новые зарубежные (объяснитель-ного, объяснительно-иллюстративного, программиро-ванного, проблемно-программированного, компьютерн обучения, дистанционного обучения с помощью Internet и т. п.). В соврем шке исп-ся три обособл вида обучен: объяснительно-иллюстративное (Объяснение в соче-тании с наглядностью — главн его методы, слушание и запоминание — ведущвиды деят-ти уч-ся, а безоши-бочное воспроизведен изученного — главн требование и основн критерий эффективности). проблемное, прог-рамммированное и компьютерное обучение(основываются на выделении ал-горитмов обучен. Алгоритм как система последоват дейст-вий, ведущих к правильн результату). Сохраняются также элементы средневековых видов обучения — догматичес-кого и схоластического.19 ^ Проблемный подход в обуч-нии. организация обучен путем самостоят добыван знаний в процессе решен учебн проблем, развития творч мышления и познават активности учащихся. Важный этап этого обучения- создан проблемн. ситуации(ощущение мыслительного затруднения). Учеб проблема должна быть трудной, но посильной для уч-ся. Ее введением и осознанием завершается первый этап. На следующем этапе разрешения проблемы («закрытом») учащийся перебирает имеющиеся в его распоряжен знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточ-но для получен ответа, и активно включ-ся в добывание недостающей информации. Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необ-ходимых для решения проблемы знаний. Он завершается возникновением «озарения». Далее следуют этапы реше-ния проблемы, проверки получ результатов,сопоставлен с исходн гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений. Преимущества: самостоят добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высо-кий интерес к учебн труду, развитие продуктивного мыш-ления, прочные и действенные результаты обучения. недостатки: слабая управляемость познават. деят-тью уч-ся, большие затраты времени на достижение целей.20 «программированное обучение» происходит от «про-граммма», обознач систему последовательн действий, выполнен котор ведет к заранее запланирован результату. Основн цель— улучшение управления учебн процессом. Особенности:1-учебн материал разделяется на отдельн порции ;2- учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащ порцию знаний и мыслительн действий по их усвоен; 3-каждый шаг завершается контролем (воп-росом, заданием и т. д.); 4- правильном выполнении контр заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обуч-я; 5- при неправильном ответе учащийся получает помощь и доп разъяснения;6-кажд уч-ся работает самост и овладевает учебн мате-риалом в посильном для него темпе; 7-результаты выпол-нения всех контрольных заданий фиксируются, они стано-вятся известными как самим учащимся, так и педагогу;8-педагог выступ организатором обучения и помощником при затруднениях, осуществляет индивид подход; 9- в учеб процессе широко примен-ся специфич ср-ва обучен (прог-раммирован учеб пособия, тренажеры, контролирующ устройства, обучающие машины).22 Контроль— это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение наз проверкой. Цель П: опред уровня и качества обученности, объема выполняемого им учеб труда. Контроль содержит в себе и оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В табелях успеваемости, кл журналах, базах данных и т. д. оценки фиксируются в виде отметок (условн обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков и т. п.). Основой для оценивания успеваемости учащегося явл итоги контроля. Учитываются качествен, так и количеств показатели работы уч-ся. Количественные фиксир-ся в баллах или процентах, а качеств — в оценочных сужде-ниях типа «хорошо», «удовл» и т. п. Оценка —ср-во стимулирования учения. Именно под влиянием объективн оценивания у шк-ов созда-ся аде-кватная самооценка, критич отношен. к своим успехам. Принципы контрол-ния :объективность(научно обосно-ванное содержание заданий, равное отношение педа-гога ко всем обучаемым), систематичность(проведение контрол-я на всех этапах дидактич процесса нагляд-ность (гласность)(проведение открыт испытаний всех обуч-мых по одним и тем же критериям, оглашение и мотивация оценок). Этапы и звенья контроля 1-е звено - предварит выявлен уровня знаний обучаемых 2- текущая проверка в процессе усвоения каждой изу-чаемой темы 3- повторная тематическая проверка 4- периодическ проверка по целому разделу или значи-тельной теме 5- итоговая проверка знаний, умений обу-чаемых, приобретенных ими на всех этапах дидакт процесса. - комплексная проверка диагностирует спо-собность обучаемых применять полученные знания, умения для решен практич задач (ц: преодолен разры-ва между изучаемыми предметами.)23 Оценка. способы повышен стимулирующ роли 5-бал шкалы: 1- оценки с «+» и «-» 2- цифровая оценка доп-ся словесной 3 - оценка сопровожд-ся записью ро-дителям(негат разруш мотив). 4-высказывание перед классом(негативн разруш мотив) 5-усиление комму-никат возд-вия (если есть сопереживан.учащ-с друг др) 6- экраны успеваем-ти(негат: может способствов вос-питан-я зазнайства у отличников и безразличия у отс-тающ) 7- соревнов-е с самим собой (словесную оценка «лучше» или «хуже».) все обуч-емые в одинак усл-ях. неуспевающий может побед, если получ на одну неуд оценку меньше, чем за прошл неделю. А отличник проигр, когда получ «4». Это соревнование не по успеваемости, а по изменен успеваемости.24 Воспит-е - спец организованное, управляемое и контролируемое взаимодейств воспитателей и воспи-танников, имеющ целью формирован личности, нужной и полезной себе и общ-ву. Особенн-ти В: целенапр. процесс(единство целей, сотрудничество восп-ля и воспит-го) многофакторный(действие множ-ва объект и суб факторов) непрерывный(вся жизнь) комплексный (единство целей, задач, содерж-ния, форм и методов подчиненное идее целостн формиров личн-ти) вариативность и неопределен-сть результ-ов(индивид различ воспит-ков, их соц опыт, отношен к восп-нию). Уровень подготовлен-сти воспит-лей, их мастерство. двусторон хар-тер(от воспит-ля к воспит-нику и от в-ника к воспит-лю) Этапы восп-ния: 1- осознание воспитанниками требуемых норм и правил повед-ния. 2- Знания должны перейти в убеждения(Убежд-я — это твердые взгляды, кот служат руков-вом в жизни 3- Воспит-е чувств(обострение чувств,опора на них) 4- деятельность(чем большее место в воспит процессе заним деят-сть, тем выше эффективность воспитания)25 ^ Принципы воспитания- общие положения, кот вы-ражают осн требования к содержанию, методам, орга-низации воспит-я: Обязательность(пр воспит требуют обязат и полного воплощен в практику) Комплексно-сть(п воспит предполаг их одновременное применен на всех этапах восп-я; использ-ся не в цепочке,а все сразу) Равнозначность(п восп-я равнозначны) их практич реализац личностно обусловлена Принципы оставл систему. Совр отеч система руководств-ся принципами: 1- обществен направленность восп-я;2-связь восп-я с жизнью, трудом; 3-опора на положи-тельное в восп-ии;4-единство воспитат воздействий. В систему нередко включают принципы гуманизации, личностный (индивид) подход, национальн характер воспитания и др положения Обществен направлен-ность восп-ния (Этот принцип требует подчинения всей деят-ти педагога задачам воспит-я подрастающе-го поколения в соответствии с госуд стратегией и направляет деят-сть воспит-лей на формирован социально необходимого типа личности. Связь воспи-тания с жизнью, трудом(накапливается опыт поведе-ния, вырабатываются навыки, необходимые для вклю-чения в общественную жизнь) Опора на положитель-ное (педагог обязан выявлять положит в чел-ке и, опи-раясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформирован или отрицат сориентирован качества. Единство воспитательных воздействий (все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспи-танникам согласованные требования, помогали др дру-гу, дополняя и усиливая пед воздейств-е) 27 ^ Методы восп-я - это способы достижен заданной це-ли восп-я. В шк практике методы— это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств. Клас-ция: Болдырев: По характеру: убежде-ние, упраж-нение, поощрение и наказание (, др.) («характер метода» включает направленность, приме-нимость, особенность и др стороны) Ильина: методы убеждения, организации деятельности, стимулирова-ния поведения школьников, Марьенко: объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможе-ния, руководства, самовоспитания. По результатам: два класса: Влияния, создающие нравственные уста-новки, мотивы, отношения, формирующие представ-ления, понятия, идеи; Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения. Класси-фикация на основе направленности Щукина: три групп-пы: формирования сознания личн-ти; организации деятельности и формиров опыта обществен поведе-ния; стимулирования поведения и деят-ти.28 ^ Методы формирования сознания исп-ся для фор-мирования взглядов, понятий, убеждений. Приме-няются системно, в комплексе с др методами.Наиболее сложн по содержанию и применению — методы словесно-эмоциональн воздействия: рассказ, разъяс-нение, этическая беседа, диспут, метод наглядно-практического воздействия — пример. Рассказ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние различных факторов на здоровье населения
Реферат Психологические особенности гипертимной акцентуации личности
Реферат Гражданская война в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"
Реферат The Devil In The Shape Of A
Реферат Протокол осмотра места происшествия
Реферат Афанасий фет - Фет это утро радость эта
Реферат Cloning Essay Research Paper CLONINGCloning humans has
Реферат Козацька педагогіка як унікальне явище світової педагогічної думки
Реферат Основные положения российского аудита
Реферат Critique Of Bridget Jones
Реферат Трудящиеся женщины в Германии
Реферат Экономико-географическое положение Тверской области
Реферат Геометрии Галилея и Минковского как описания пространства-времени
Реферат Гражданская война и политика военного коммунизма
Реферат Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельнос