2-я МАККАВЕЙСКАЯI1 Братьям Иудеям в Египте - радоваться; братья Иудеи в Иерусалиме и вовсей стране Иудейской желают счастливого мира.2 Да благодетельствует вам Бог и да помянет завет Свой с вернымирабами Своими: Авраамом, Исааком и Иаковом!3 Да даст всем вам сердце, чтобы чтить Его и исполнять волю Его всемсердцем и усердною душею!4 Да откроет сердце ваше для закона Его и повелений и дарует мир!5 Да услышит моления ваши и да будет милостив к вам, и да не оставитвас во время бедствия!6 Так ныне здесь мы молимся о вас.7 В царствование Димитрия, в сто шестьдесят девятом году, мы, Иудеи,писали к вам в скорби и страданиях, постигших нас в те годы, какотложился Иасон и соумышленники его от святой земли и царства.8 Они сожгли ворота и пролили невинную кровь. Тогда мы молилисьГосподу и были услышаны, и приносили жертву и семидали возжигалисветильники, и предлагали хлебы.9 И ныне совершайте праздник кущей в месяце Хаслеве.10 В сто восемьдесят восьмом году живущие в Иерусалиме и в Иудее, истарейшины и Иуда - Аристовулу, учителю царя Птоломея, происходящемуиз рода помазанных священников, и пребывающим в Египте Иудеям -радоваться и здравствовать.11 Избавленные Богом от великих опасностей, мы торжественно благодаримЕго, как бы сражавшиеся против царя,12 так как Он изгнал ополчившихся на святый град.13 Ибо когда царь пошел в Персию и с ним войско, которое казалосьнепобедимым, они поражены были в храме Нанеи через обман,употребленный жрецами Нанеи.14 Именно, когда Антиох, как бы намереваясь сочетаться с нею, пришелна то место, а бывшие с ним друзья пришли взять деньги как приданое,15 и жрецы Нанеи предложили их, и Антиох с немногими вошел вовнутренность храма, - тогда они заключили храм, как только вошелАнтиох,16 и, отворив потаенное отверстие в своде, стали бросать камни, ипоразили предводителя и бывших с ним, и, рассекши на части и отрубивголовы, выбросили их к находившимся снаружи.17 Во всем благословен Бог наш, предавший нечестивцев.18 Итак, намереваясь в двадцать пятый день Хаслева праздноватьочищение храма, мы почли нужным известить вас, чтобы и вы совершилипраздник кущей и огня, подобно тому как Неемия, построив храм ижертвенник, принес жертву.19 Ибо, когда отцы наши отведены были в Персию, тогда благочестивыесвященники, взяв огня с жертвенника тайно, скрыли его во глубинеколодезя, имевшего безводное дно, и в нем безопасно сохранили его, таккак никому не известно было это место.20 По прошествии же многих лет, когда угодно было Богу, Неемия,присланный от Персидского царя, послал за сим огнем потомков техсвященников, которые скрыли его. Когда же объявили нам, что не нашлиогня, а только густую воду,21 тогда он приказал им, почерпнув, принести ее; и когда потомприготовлены были жертвы, Неемия приказал священникам окропить этоюводою дрова и положенное на них.22 Когда же это было сделано и наступило время, когда просияло солнце,прежде закрытое облаками, тогда воспламенился большой огонь, так чтовсе удивились.23 Священники же, доколе горела жертва, совершали молитву, священникии все; Ионафан начинал, а прочие припевали, как и Неемия.24 Молитва же была такая: "Господи, Господи Боже, Создателю всех,страшный и сильный, и праведный и милостивый, единый Царь иблагодетель,25 единый податель всего, единый праведный и всемогущий и вечный,избавляющий Израиля от всякого зла, избравший отцов и освятивший их!26 Прими жертву сию за весь народ Твой - Израиля, и сохрани сей уделТвой, и освяти его;27 собери рассеяние наше, освободи порабощенных язычниками, призри науничиженных и презренных, и да познают язычники, что Ты Бог наш;28 покарай угнетающих и обижающих нас с надмением,29 насади народ Твой на святом месте Твоем, как сказал Моисей".30 Священники воспевали при сем торжественные песни.31 Когда же жертва была сожжена, Неемия приказал оставшеюся водоюполить большие камни.32 Как только это было исполнено, вспыхнуло пламя, но от света,воссиявшего от жертвенника, оно исчезло.33 Когда это событие сделалось известным и донесено было царю Персов,что в том месте, где переселенные священники скрыли огонь, оказаласьвода, которою Неемия и бывшие с ним освятили жертвы;34 царь, по исследовании дела, оградил это место, как священное.35 И тем, к кому царь благоволил, он раздавал много даров, которые самполучал.36 Бывшие с Неемиею прозвали это место Нефтар, что значит: "очищение";многими же называется оно Нефтай.II1 В записях пророка Иеремии находится, что он приказал переселяемымвзять от огня, как показано2 и как заповедал пророк, дав переселяемым закон, чтобы они незабывали повелений Господних и не заблуждались мыслями своими, смотряна золотые и серебряные кумиры и на украшение их.3 Говоря и другое, подобное сему, он увещевал их не удалять закона изсердца своего.4 Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественномуоткровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда онвосходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие.5 Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию иковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход.6 Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметитьвход, то не могли найти его.7 Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это местоостанется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонманарода.8 И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, какявилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилосьместо.9 Было сказано и то, как он, исполненный премудрости, принес жертвуобновления и совершения храма.10 Как Моисей молился Господу, и сошел огонь с неба, и потребилжертву, так и Соломон молился, и сошедший огонь истребил жертвывсесожжения.11 И сказал Моисей: так как жертва о грехе не употреблена в пищу, топотреблена огнем.12 Точно так и Соломон торжествовал восемь дней.13 Повествуется также в записях и памятных книгах Неемии, как он,составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде иписьма царей о священных приношениях.14 Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны,всё собрал, и оно есть у нас.15 Итак, если вы имеете в этом надобность, пришлите людей, которые вамдоставят.16 Намереваясь праздновать очищение, мы писали вам об этом; хорошосделаете и вы, если будете праздновать эти дни.17 Бог же, сохранивший весь народ Свой и возвративший всем наследие ицарство и священство и святилище,18 как обещал в законе, - надеемся на Бога, - Он скоро помилует нас исоберет от поднебесной в место святое.19 Ибо Он избавил нас от великих бед и очистил место.20 О делах же Иуды Маккавея и братьев его и об очищении великого храмаи обновлении жертвенника,21 также о войнах против Антиоха Епифана и против сына его Евпатора,22 и о бывших с неба явлениях тем, которые подвизались за Иудеев стольревностно, что, быв весьма малочисленны, очищали всю страну ипреследовали многочисленные толпы неприятелей,23 и воссоздали славный во всей вселенной храм, и освободили город, ивосстановили клонившиеся к разрушению законы, когда Господь с великимснисхождением умилосердился над ними;24 о всем этом изложенное Иасоном Киринейским в пяти книгах мыпопытаемся кратко начертать в одной книге.25 Ибо, имея в виду множество чисел и трудность, происходящую отобилия содержания, для желающих заняться историческимиповествованиями,26 мы озаботились доставить душевное назидание желающим читать,облегчение старающимся удержать в памяти и всем, кому случится читать,пользу;27 хотя для нас, принявших на себя труд сокращения, это нелегкое дело,требующее напряжения и бдительности,28 как нелегко бывает тому, кто готовит пиршество и желает пользыдругим. Но, имея в виду благодарность многих, мы охотно принимаем насебя этот труд,29 предоставляя точное изложение подробностей историку и стараясьпоследовать примерам сокращенного изложения.30 Ибо как строителю нового дома предлежит заботиться обо всемстроении, а тому, кто должен заняться резьбою и живописью, надлежитизыскивать только потребное к украшению, так мы думаем и о себе.31 Углубляться и говорить обо всем и исследовать каждую частностьсвойственно начальному писателю истории.32 Тому же, кто делает сокращение, должно быть предоставленопреследовать только краткость речи и избегать подробных изысканий.33 Итак, в связи с сказанным начнем теперь повествование: ибонеразумно увеличивать предисловие к истории, а самую историюсокращать.III1 Когда в святом граде жили еще в полном мире и тщательно соблюдалисьзаконы, по благочестию и отвращению от зла первосвященника Онии,2 бывало, и сами цари чтили это место, и прославляли святилищеотличными дарами,3 так что и Селевк, царь Азии, давал из своих доходов на все издержки,потребные для жертвенного служения.4 Но некто Симон из колена Вениаминова, поставленный попечителемхрама, вошел в спор с первосвященником о нарушении законов в городе.5 И как он не мог превозмочь Онии, то пошел к Аполлонию, сыну Фрасея,который в то время был военачальником Келе-Сирии и Финикии,6 и объявил ему, что Иерусалимская сокровищница наполнена несметнымибогатствами, равно как несчетное множество денег скоплено, и нет в нихнужды для приношения жертв, но все это может быть обращено во властьцаря.7 Аполлоний же, увидевшись с царем, объявил ему об означенныхбогатствах, а он, назначив Илиодора, поставленного надгосударственными делами, послал его и дал приказ вывезти упомянутыесокровища.8 Илиодор тотчас отправился в путь, под предлогом обозрения городовКеле- Сирии и Финикии, а на самом деле для того, чтобы исполнить волюцаря.9 Прибыв же в Иерусалим и быв дружелюбно принят первосвященникомгорода, он сообщил ему о сделанном указании и объявил, за чем пришел,притом спрашивал: действительно ли все это так?10 Хотя первосвященник показал, что это есть вверенное на сохранениеимущество вдов и сирот11 и частью Гиркана, сына Товии, мужа весьма знаменитого, а не так,как клеветал нечестивый Симон, и что всего четыреста талантов серебраи двести золота;12 обижать же положившихся на святость места, на уважение инеприкосновенность храма, чтимого во всей вселенной, никак не следует.13 Но Илиодор, имея царский приказ, решительно говорил, что это должнобыть взято в царское казнохранилище.14 Назначив день, он вошел, чтобы сделать осмотр этого, и произошлонемалое волнение во всем городе.15 Священники в священных одеждах, повергшись пред жертвенником,взывали на небо, чтобы Тот, Который дал закон о вверяемом святилищуимуществе, в целости сохранил его вверившим.16 Кто смотрел на лице первосвященника, испытывал душевное потрясение;ибо взгляд его и изменившийся цвет лица обличал в нем душевноесмущение.17 Его объял ужас и дрожание тела, из чего явна была смотревшим скорбьего сердца.18 Иные семьями выбегали из домов на всенародное моление, ибопредстояло священному месту испытать поругание;19 женщины, опоясав грудь вретищами, толпами ходили по улицам;уединенные девы иные бежали к воротам, другие - на стены, а иныесмотрели из окон,20 все же, простирая к небу руки, молились.21 Трогательно было, как народ толпами бросался ниц, а сильносмущенный первосвященник стоял в ожидании.22 Они умоляли Вседержителя Бога вверенное сохранить в целостивверившим.23 А Илиодор исполнял предположенное.24 Когда же он с вооруженными людьми вошел уже в сокровищницу, Господьотцов и Владыка всякой власти явил великое знамение: все, дерзнувшиевойти с ним, быв поражены страхом силы Божией, пришли в изнеможение иужас,25 ибо явился им конь со страшным всадником, покрытый прекраснымпокровом: быстро несясь, он поразил Илиодора передними копытами, асидевший на нем, казалось, имел золотое всеоружие.26 Явились ему и еще другие два юноши, цветущие силою, прекрасныевидом, благолепно одетые, которые, став с той и другой стороны,непрерывно бичевали его, налагая ему многие раны.27 Когда он внезапно упал на землю и объят был великою тьмою, тогдаподняли его и положили на носилки.28 Того, который с большою свитою и телохранителями только что вошел возначенную сокровищницу, вынесли как беспомощного, ясно познаввсемогущество Божие.29 Божественною силою он повергнут был безгласным и лишенным всякойнадежды и спасения.30 Они же благословляли Господа, прославившего Свое жилище; и храм,который незадолго пред тем наполнен был страхом и смущением, явлениемГоспода Вседержителя наполнился радостью и веселием.31 Вскоре некоторые из близких Илиодора, придя, умоляли Онию призватьВсевышнего и даровать жизнь лежавшему уже при последнем издыхании.32 Первосвященник, опасаясь, чтобы царь не подумал, что сделаноИудеями какое- нибудь злоумышление против Илиодора, принес жертву оего спасении.33 Когда же первосвященник приносил умилостивительную жертву, те жеюноши опять явились Илиодору, украшенные теми же одеждами, и,представ, сказали ему: воздай великую благодарность первосвященникуОнии, ибо для него Господь даровал тебе жизнь;34 ты же, наказанный от Него, возвещай всем великую силу Бога. И,сказав сие, они стали невидимы.35 Илиодор же, принеся жертву Господу, и обещав многие обетыСохранившему ему жизнь, и возблагодарив Онию, возвратился с воинами кцарю36 и пред всеми свидетельствовал о делах великого Бога, которые онвидел своими глазами.37 Когда же царь спросил Илиодора, кто был бы способен, чтобы еще разпослать в Иерусалим, он отвечал:38 если ты имеешь какого-нибудь врага и противника твоему правлению,то пошли его туда и встретишь его наказанным, если только останется онв живых, ибо на месте сем истинно пребывает сила Божия:39 Он Сам, обитающий на небе, есть страж и заступник того места иприходящих с злым намерением поражает и умерщвляет.40 Вот что произошло с Илиодором, и так спасена сокровищница храма.IV1 А вышеупоминаемый Симон, сделавшись предателем сокровищ и отечества,клеветал на Онию, будто он сам поощрял Илиодора и был виновником зол.2 Благодетеля города, попечителя о соплеменниках и ревнителя законовдерзал он называть противником правительства.3 Когда же вражда дошла до того, что чрез одного из доверенных людейСимона стали совершаться убийства,4 тогда Ония, видя, что борьба опасна, что Аполлоний, как военачальникКеле-Сирии и Финикии, неистовствует, увеличивая злобу Симона,5 отправился к царю не как обвинитель сограждан, но имея в виду пользукаждого и всего народа,6 ибо он видел, что без царской попечительности невозможно мирноустроить дела и Симон не оставит своего безумия.7 Но когда умер Селевк и получил царство Антиох, по прозванию Епифан,тогда домогался священноначалия Иасон, брат Онии,8 обещав царю при свидании триста шестьдесят талантов серебра и снекоторых доходов восемьдесят талантов.9 Сверх того, обещал и еще подписать сто пятьдесят талантов, еслипредоставлено ему будет властью его устроить училище для телесногоупражнения юношей и писать Иерусалимлян Антиохиянами.10 Когда царь дал согласие и он получил власть, тотчас начал склонятьодноплеменников своих к Еллинским нравам.11 Он отверг человеколюбиво предоставленные Иудеям царские льготы походатайству Иоанна, отца Евполемова, который предпринимал посольство кРимлянам о дружбе и союзе; нарушая законные учреждения, он вводилпротивные закону обычаи.12 Намеренно под самою крепостью построил он училище для телесногоупражнения юношей и, привлекши лучших из юношей, подводил их подсрамную покрышку.13 Так явилась склонность к Еллинизму и сближение с иноплеменничествомвследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а непервосвященника,14 так что священники перестали быть ревностными к служениюжертвеннику и, презирая храм и не радя о жертвах, спешили приниматьучастие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска.15 Ни во что ставили они отечественный почет; только Еллинские почестипризнавали наилучшими.16 За это постигло их тяжкое посещение, и те самые, которым онисоревновали в образе жизни и хотели во всем уподобиться, стали ихврагами и мучителями;17 ибо нечестиво поступать против Божественных законов невозможноненаказанно, как показывает наступающее за тем время.18 Когда праздновались в Тире пятилетние игры и царь присутствовалтам,19 тогда нечестивый Иасон послал туда зрителями Антиохиян изИерусалима, чтобы доставить триста драхм серебра на жертву Геркулесу;но сами принесшие просили не употреблять их на жертву, считая этонеприличным, а назначить на другие расходы:20 итак, им посланы эти деньги в жертву Геркулесу от именипосылавшего, а принесшими они обращены на устройство гребных судов.21 Когда затем Аполлоний, сын Менесфея, послан был в Египет по случаювосшествия на престол царя Птоломея Филометора, Антиох заподозрил еговраждебным себе и начал стараться обезопасить себя против него;посему, отправившись в Иоппию, он пришел в Иерусалим.22 Великолепно принятый Иасоном и городом, он вошел при светильниках ивосклицаниях и оттуда отправился с войском в Финикию.23 По прошествии трех лет Иасон послал Менелая, брата вышеозначенногоСимона, чтобы он доставил царю деньги и сделал представление онекоторых нужных делах.24 Он же, представившись царю и польстив его власти, восхитил себесвященноначалие, надбавив триста талантов серебра против Иасона.25 Получив от царя приказания, он возвратился, не принеся с собоюничего достойного первосвященства, а только гнев жестокого тирана иярость дикого зверя.26 Так Иасон, обманувший своего брата, сам был обманут другим и, какизгнанник, удалился в страну Аммонитскую.27 Менелай же получил власть, но нисколько не заботился об обещанныхцарю деньгах, хотя Сострат, начальник городской крепости, и делалтребования,28 ибо на нем лежал сбор даней; по этой причине оба они были вызваныцарем.29 Менелай оставил преемником первосвященства брата своего, Лисимаха,а Сострат - Кратита, начальника Кипрян.30 В то время как это происходило, взбунтовались Тарсяне и Маллоты зато, что они отданы были в дар Антиохиде, наложнице царской.31 Посему царь поспешно отправился, чтобы привести дела в порядок,оставив вместо себя Андроника, одного из почетных сановников.32 Тогда Менелай, думая воспользоваться благоприятным случаем, похитилиз храма некоторые золотые сосуды и подарил Андронику, а другие продалв Тире и окрестных городах.33 Верно дознав о том, Ония изобличил его и удалился в безопасноеместо - Дафну, лежащую при Антиохии.34 Посему Менелай, улучив наедине Андроника, просил его убить Онию; ион, придя к Онии и коварно уверив его, дав руку с клятвою, хотя и был в подозрении, убедил его выйти из убежища и тотчас убил, неустыдившись правды.35 Этим раздражены были не только Иудеи, но и многие из других народови негодовали на беззаконное убийство этого мужа.36 Когда же царь возвратился из стран Киликии, то бывшие в городеИудеи с вознегодовавшими Еллинами донесли ему, что Ония убит безвинно.37 Антиох, душевно огорченный и тронутый сожалением, оплакивалдобродетель и великое благочиние умершего38 и в гневе на Андроника, тотчас совлекши с него порфиру и изодраводежды, приказал водить его по всему городу и на том самом месте, гдеон злодейски погубил Онию, казнить убийцу, чем Господь воздал емузаслуженное наказание.39 Когда же в городе были произведены многие святотатства Лисимахом, ссоизволения Менелая, и разнесся о том слух, то народ восстал наЛисимаха, ибо похищено было множество золотых сосудов.40 Когда восстал народ, исполненный гнева, то Лисимах вооружил до трехтысяч человек и начал беззаконное насилие под предводительством одноготирана, старого летами и не менее застаревшего в безумии.41 Увидев такое насилие Лисимаха, одни схватили камни, другие -толстые колья, а иные, хватая с земли пыль, бросали все вместе налюдей Лисимаха42 и таким образом многих из них ранили, других поразили и всехобратили в бегство, а самого святотатца умертвили близ сокровищницы.43 Об этом состоялся суд над Менелаем.44 Когда царь прибыл в Тир, то посланные от собрания старейшин тримужа представили ему жалобу.45 Менелай, уже взятый, обещал Птоломею, сыну Дорименову, большиеденьги, если он упросит за него царя.46 И Птоломей, отозвав царя в притвор под предлогом отдохновения,извратил дело.47 Менелая, виновника всего зла, освободил от обвинений, а несчастных,которые, если бы и пред Скифами говорили, были бы отпущенынеосужденными, осудил на смерть.48 Так скоро понесли неправедную казнь говорившие в защиту города,народа и священных сосудов.49 Тиряне, негодуя на то, щедро доставили потребное для погребения их.50 А Менелай, при любостяжании начальствующих, удержал за собою властьи, возрастая в злобе, сделался жестоким врагом граждан.V1 Около этого времени Антиох предпринял другой поход в Египет.2 Случилось, что над всем городом почти в продолжение сорока днейявлялись в воздухе носившиеся всадники в золотых одеждах и наподобиевоинов вооруженные копьями,3 и стройные отряды конницы, и нападения и отступления с обеих сторон,обращение щитов, множество копьев и взмахи мечей, бросание стрел иблеск золотых доспехов и всякого рода вооружения.4 Почему все молились, чтобы это явление было ко благу.5 Когда потом разнесся ложный слух, будто Антиох умер, Иасон, собравне менее тысячи мужей, сделал внезапное нападение на город; когда онивзошли на стену и наконец город был взят, Менелай убежал в крепость.6 А Иасон нещадно производил кровопролитие между своими согражданами,не размышляя о том, что успех против одноплеменников есть величайшеенесчастье, и воображая получить трофеи как бы над врагами, а неодноплеменными.7 Впрочем, он не достиг начальства, а концом его злоумышлений было то,что он с позором, как беглец, опять ушел в страну Аммонитскую.8 Концом его злобной жизни было то, что, обвиненный пред Аретою,владетелем Аравийским, он бегал из города в город, всеми преследуемыйи ненавидимый, как отступник от законов, и, презираемый, как враготечества и сограждан, был изгнан в Египет.9 Тот, который столь многих изгнал из отечества, сам погиб на чужойстороне, придя к Лакедемонянам и надеясь, по сродству происхождения,найти у них прибежище.10 Оставивший многих без погребения, он сам остался неоплаканным, и неудостоен ни погребения, ни отеческого гроба.11 Когда все происшедшее дошло до слуха царя, он подумал, что Иудеяотлагается от него, поднялся из Египта, рассвирепев в душе, и взялгород вооруженною рукою.12 Он приказал воинам нещадно бить всех, кто попадется, и умерщвлять,кто станет скрываться в домы.13 Так совершилось избиение юных и старых, умерщвление мужей, жен идетей, заклание дев и младенцев.14 В продолжение трех дней погибло восемьдесят тысяч: сорок тысяч палоот руки убийц, и не меньше убитых было продано.15 Но, не удовольствовавшись этим, он дерзнул войти в святейший навсей земле храм, имея проводником Менелая, этого предателя законов иотечества.16 Скверными руками принимая священные сосуды и иные вещи,пожертвованные от других царей на возвеличение и славу и честь святагоместа, восхищая нечестивыми руками, раздавал.17 И превознесся Антиох в своих мыслях, не разумея, что Господь накраткое время прогневался за грехи обитающих в городе, почему иосталось без призрения это место.18 Если бы они не были объяты многими грехами, тогда,подобно Илиодору,посланному царем Селевком осмотреть сокровищницу, и он, лишь только бывторгся, тотчас был бы наказан и оставил бы свою дерзость.19 Но Господь избрал не для места народ, а для народа это место.20 Посему и самое место, сделавшись причастным бывшим народнымнесчастьям, приобщилось потом благодеяний Господа и, быв оставленоВсемогущим во гневе, опять, с умилостивлением верховного Владыки,восстало во всей славе.21 Итак, Антиох, похитив из храма тысячу восемьсот талантов, поспешноудалился в Антиохию, в превозношении сердца находя возможным сделатьземлю судоходною и море сухопутным.22 Между тем он оставил приставников, чтобы угнетать народ, вИерусалиме - Филиппа, родом Фригийца, нравом же человека еще болеежестокого, нежели каков был поставивший его,23 а в Гаризине - Андроника и, сверх того, Менелая, который превзошелпрочих злобою к жителям и имел враждебное расположение к гражданамИудейским.24 Он послал виновника нечестия, Аполлония, с двадцатью двумя тысячамивойска, повелев всех взрослых избить, а женщин и детей продавать.25 Он же, придя в Иерусалим и притворно храня мир, медлил до святагодня субботы и, застигнув Иудеев во время покоя, велел своим людямвооружиться.26 Всех, вышедших на это зрелище, он умертвил и, вторгшись с войском вгород, избил множество народа.27 А Иуда Маккавей, десятый в роде своем, удалился в пустыню и жил сосвоими приверженцами в горах по подобию зверей, питаясь травами, чтобыне сделаться причастным осквернения.VI1 Спустя немного времени царь послал одного старца, Афинянина,принуждать Иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законамБожиим,2 а также осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмомЮпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того местапришельцы,- храмом Юпитера Странноприимного.3 Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие.4 Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые,обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священныхпритворах и вносили внутрь вещи недозволенные.5 И жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами.6 Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников,ни даже называться Иудеем.7 С тяжким принуждением водили их каждый месяц в день рождения царя наидольские жертвы, а на празднике Диониса принуждали Иудеев в плющевыхвенках идти в торжественном ходе в честь Диониса.8 Такое повеление вышло и соседним Еллинским городам, по наущениюПтоломея, чтобы они так же действовали против Иудеев и заставляли ихприносить идольские жертвы,9 а не соглашавшихся переходить к Еллинским обычаям убивали. Тогда-томожно было видеть настоящее бедствие.10 Две женщины обвинены были в том, что обрезали своих детей; и заэто, привесив к сосцам их младенцев и пред народом проведя по городу,низвергли их со стены.11 Другие бежали в ближние пещеры, чтобы втайне праздновать седьмыйдень, но, быв указаны Филиппу, были сожжены, ибо неправедным считализащищаться по уважению к святости дня.12 Тех, кому случится читать эту книгу, прошу не страшиться напастей иуразуметь, что эти страдания служат не к погублению, а к вразумлениюрода нашего.13 Ибо то самое, что нечестивцам не дается много времени, но скороподвергаются они карам, есть знамение великого благодеяния.14 Ибо не так, как к другим народам, продолжает Господь долготерпение,чтобы карать их, когда они достигнут полноты грехов, не так судил Он онас,15 чтобы покарать нас после, когда уже достигнем до конца грехов.16 Он никогда не удаляет от нас Своей милости и, наказываянесчастьями, не оставляет Своего народа.17 Впрочем, пусть будет это сказано на память нам: после этих немногихслов возвратимся к повествованию.18 Был некто Елеазар, из первых книжников, муж, уже достигшийстарости, но весьма красивой наружности: его принуждали, раскрывая емурот, есть свиное мясо.19 Предпочитая славную смерть опозоренной жизни, он добровольно пошелна мучение и плевал,20 как надлежало решившимся устоять против того, чего из любви к жизнине дозволено вкушать.21 Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению, знавшие этогомужа с давнего времени, отозвав его, наедине убеждали его принести имсамим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, ипритвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса,22 дабы через это избавиться от смерти и по давней с ними дружбевоспользоваться их человеколюбием.23 Но он, утвердившись в доброй мысли, достойной его возраста ипочтенной старости и достигнутой им славной седины и благочестивогоиздетства воспитания, а более всего - святаго и Богом данногозаконоположения, соответственно сему отвечал и сказал: немедленнопредать смерти;24 ибо недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных,узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество,25 и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни,не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие ипятно на мою старость.26 Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но неизбегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти.27 Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я явлюсьдостойным старости,28 а юным оставлю добрый пример - охотно и доблестно принимать смертьза досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошел намучение.29 Тогда и те, которые вели его, незадолго пред сим оказанное емудоброжелательство изменили в ненависть по причине вышесказанных слов,ибо они почли их за безумие.30 Готовясь уже умереть под ударами, он, восстенав, произнес: Господу,имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможностьизбавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, адушею охотно терплю их по страху пред Ним.31 И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но ивесьма многим из народа образец доблести и памятник добродетели.VII1 Случилось также, что были схвачены семь братьев с матерью ипринуждаемы царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичамии жилами.2 Один из них, приняв на себя ответ, сказал: о чем ты хочешьспрашивать или что узнать от нас? Мы готовы лучше умереть, нежелипреступить отеческие законы.3 Тогда царь, озлобившись, приказал разжечь сковороды и котлы.4 Когда они были разожжены, тотчас приказал принявшему на себя ответотрезать язык и, содрав кожу с него, отсечь члены тела в виду прочихбратьев и матери.5 Лишенного всех членов, но еще дышащего велел отнести к костру и жечьна сковороде; когда же от сковороды распространилось сильноеиспарение, они вместе с матерью увещевали друг друга мужественнопретерпеть смерть, говоря:6 Господь Бог видит и поистине умилосердится над нами, как Моисейвозвестил в своей песни пред лицем народа: "и над рабами Своимиумилосердится".7 Когда умер первый, вывели на поругание второго и, содрав с головыкожу с волосами, спрашивали, будет ли он есть, прежде нежели будутмучить по частям его тело?8 Он же, отвечая на отечественном языке, сказал: нет. Поэтому и онпринял мучение таким же образом, как первый.9 Быв же при последнем издыхании, сказал: ты, мучитель, лишаешь наснастоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы,для жизни вечной.10 После того третий подвергнут был поруганию и на требование датьязык тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки,11 и мужественно сказал: от неба я получил их и за законы Его не жалеюих, и от Него надеюсь опять получить их.12 Сам царь и бывшие с ним изумлены были таким мужеством отрока, какон ни во что вменял страдания.13 Когда скончался и этот, таким же образом терзали и мучиличетвертого.14 Будучи близок к смерти, он так говорил: умирающему от людейвожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя жене будет воскресения в жизнь.15 Затем привели и начали мучить пятого.16 Он, смотря на царя, сказал: имея власть над людьми, ты, самподверженный тлению, делаешь, что хочешь; но не думай, чтобы род нашоставлен был Богом.17 Подожди, и ты увидишь великую силу Его, как Он накажет тебя и семятвое.18 После этого привели шестого, который, готовясь на смерть, сказал:не заблуждайся напрасно, ибо мы терпим это за себя, согрешив предБогом нашим, оттого и произошло достойное удивления.19 Но не думай остаться безнаказанным ты, дерзнувшийпротивоборствовать Богу.20 Наиболее же достойна удивления и славной памяти мать, которая,видя, как семь ее сыновей умерщвлены в течение одного дня, благодушнопереносила это в надежде на Господа.21 Исполненная доблестных чувств и укрепляя женское рассуждениемужеским духом, она поощряла каждого из них на отечественном языке иговорила им:22 я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание ижизнь; не мною образовался состав каждого.23 Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроилпроисхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так каквы теперь не щадите самих себя за Его законы.24 Антиох же, думая, что его презирают, и принимая эту речь запоругание себе, убеждал самого младшего, который еще оставался, нетолько словами, но и клятвенными уверениями, что и обогатит иосчастливит его, если он отступит от отеческих законов, что будетиметь его другом и вверит ему почетные должности.25 Но как юноша нисколько не внимал, то царь, призвав мать, убеждал еепосоветовать сыну сберечь себя.26 После многих его убеждений она согласилась уговаривать сына.27 Наклонившись же к нему и посмеиваясь жестокому мучителю, она такговорила на отечественном языке: сын! сжалься надо мною, котораяд