№1 Понятие туристско-рекреационного потенциала. В связи с развитием туризма, особенно в последние годы, возникает необходимость чёткого определения понятия "туристско-рекреационный потенциал" для формирования у специалистов по туризму представления о данном термине. Конкретное содержание, которым различные авторы нагружают словосочетание “туристско-рекреационный потенциал”, нередко оказывается весьма сложно, поскольку широкоизвестных, общепринятых профессиональных трактовок этого понятия применительно к туристике не существует. Вместе с тем содержание этого термина далеко не элементарно и в туристике должно быть ограничено более или менее отчетливыми рамками. В общих толковых, а также в энциклопедических словарях термином “потенциал” (от латинского potentia - сила) обозначаются “возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи”. Это достаточно ёмкое и универсальное определение, безусловно, может быть принято за основу и в туристике. Необходимо только наполнять его конкретным содержанием в зависимости от: - объекта, потенциал которого характеризуется, - задачи, для решения которой может быть использован этот потенциал. Термин “потенциал”, при всей его близости термину “ресурс”, отличается от последнего тем, что хотя и применяется в форме единственного числа, но всегда подразумевает совокупность характеристик, предметов, явлений. Еще одно отличие потенциала от ресурса состоит в том, что потенциал достаточно четко связан с конкретной задачей, для решения которой он определяется, в то время как ресурс хотя и рассматривается в контексте своего назначения, но его связь с конкретным пользователем не столь определенна. Так, например, лесные ресурсы территории могут использоваться и туристами, и промышленностью. Если же мы говорим о туристском потенциале территории и оцениваем при этом его лесной компонент, то сразу подразумеваем именно те свойства, которые существенны для их туристского использования. Третье отличие – при описании потенциала какого-либо объекта, как правило, предполагается и оценка этого потенциала с помощью сравнения с потенциалом другого объекта. Существует множество точек зрения по определению туристско-рекреационного потенциала, но все они сводятся к отдельным понятиям туристский и рекреационный потенциал. По мнению автора книги «Рекреационная география» Д.В. Николаенко: «Рекреационный потенциал – совокупность природных и социо-культурных предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории». Совершенно иное определение рекреационного потенциала даёт В.А. Квартальнов, по его мнению, рекреационный потенциал – отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов. В словаре «Knowledge base» рекреационный потенциал рассматривается, как свойство природной территории оказывать на человека положительное физическое, психологическое, гигиеническое воздействие. В наибольшей мере проявляется во время отдыха. Для того чтобы раскрыть различия между туристским и рекреационным потенциалом рассмотрим понятие туристкого потенциала. Туристским потенциалом какого-либо объекта (или территории) именуется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ. Под потенциалом понимаются, в основном, памятники культуры, достопримечательности, которые могут включать как этнокультурные особенности региона, так и заповедные зоны. Разумеется, несмотря на показанные различия, эти понятия можно употреблять с достаточной степенью свободы, поскольку контекст все же часто позволяет понять какое в них вкладывается содержание. №^ 2 Районы с положительным балансом туристских потоков: 1.1. Территории с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями, с широким спектром индустрии отдыха и относительно развитой производственной и социальной инфраструктурой (Краснодарский край). 1.2. Территории с благоприятными природно-климатическими условиями, со специализацией на бальнеологических услугах, с развитой социально-производственной инфраструктурой (Ставропольский край). 1.3. Территории с благоприятными в летний сезон природно-климатическими условиями, имеющие выход к морскому побережью и развитые в социально-экономическом плане (Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калининградская область). 1.4. Территории европейской части России с относительно благоприятными природно-климатическими условиями в летний сезон и имеющие высокие показатели социально-экономического развития (Москва и Московская область, Башкортостан, Татарстан, Челябинская, Самарская, Нижегородская, Свердловская, Новосибирская, Саратовская, Воронежская области). Здесь можно особо выделить столичный регион, который имеет значительные финансовые ресурсы развития рекреации, а также отличающийся инновационными разработками в индустрии отдыха. №^ 3 Районы с отрицательным балансом туристских потоков: 2.1. Территории с благоприятными природно-климатическими условиями, но с низким уровнем социально-экономического развития (республики Северного Кавказа, Калмыкия, Астраханская область, Сахалинская и Амурская области, Приморский край). 2.2. Территории России с относительно благоприятными природно-климатическими условиями в летний сезон, но со средним и низким уровнем качества жизни населения (все остальные субъекты европейской части, за исключением северных районов, а также регионы южной Сибири и Дальнего Востока). 2.3. Территории с неблагоприятными природными условиями для рекреации (регионы России, включающие субъекты Федерации на севере и северо-востоке страны). Таким образом, можно говорить о значительной дифференциации территорий Российской Федерации по степени туристско-рекреационного потенциала, а также направлений и возможностей его использования в сочетании с уровнем качества жизни населения. №^ 4 Туристские ресурсы. Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Однако некоторые из них, имеющие особое значение, отнесены к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Туристские ресурсы — это совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта, который представляет собой комплекс услуг, предоставленных туристским предприятием гражданам. Ими являются природные, исторические, социально-культурные объекты, также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности потребителей туристских услуг, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил. Таким образом, в туристской отрасли органически объединяются природные и социально-экономические факторы. Как правило, туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе. Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства: - Целостность—взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта и мн. др. -Динамичность -Емкость туристских ресурсов заключается в возможности включать в себя ресурсы и других сфер экономики, не имеющие тесного контакта с туризмом. -Привлекательность – основное свойство туристских ресурсов. Именно она делает объект предметом туристского показа. Туристские ресурсы включают природные, культурные, исторические и иные объекты данной территории, которые составляют или могут составить основу туристского продукта. Туристские ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения Туристские ресурсы используется следующие механизмы. №^ 5 Рекреационные ресурсы. Ресурсы (от французского ressources) - это средство, запас, возможность, источник чего-либо (Современный словарь..., 1992). В географии ресурсы - это источники удовлетворения материальных и духовных потребностей. Виды ресурсов: - материальные, к которым относится все, созданное человечеством, в том числе культурные ресурсы - источники познания культурных ценностей; - трудовые, которыми является трудоспособное население, способное производить какой-либо полезный продукт, а также профессиональные навыки и образовательно-культурный уровень этого населения; - природные - это природные объекты и явления, используемые в человеческой деятельности для получения в основном материальных, но также и духовных благ. Рекреационные ресурсы - это ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме. На основе рекреационных ресурсов возможна организация отраслей хозяйства, специализирующихся на рекреационном обслуживании. К рекреационным ресурсам относятся: - природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, водоемы, растительность, животный мир); - культурно-исторические достопримечательности; - экономический потенциал территории, включающий инфраструктуру, трудовые ресурсы. Инфраструктура - это совокупность зданий, сооружений, систем и служб, необходимых для обеспечения производства и жизни населения. К инфраструктуре относятся: - транспортные магистрали, вокзалы, порты и аэропорты, камеры хранения, склады; - инженерные коммуникации: сети газовые, энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализации и др.; -кредитно-финансовые учреждения, узлы связи и другое. №^ 6 Основные виды культурно-исторических ресурсов. 1) Туризм по знакомству с искусством и литературой.Известные деятели литературы и искусства и их произведения могут быть ведущим фактором привлечения иностранных туристов. Например, роман Н.Островского «Как закалялась сталь» не только был включен в «Список рекомендованных книг для школьников» министерства образования Китая, но и был важной причиной привлечения многих китайских туристов в Украину. Прекрасные стихитворения великого русского поэта А. Пушкина привлекают иностранных любителей литературы посетить Россию. Известно, что китайский древний философ Лаоцзей написал пятитысячесловную книгу, которая называется «Канон нравственности». В этой связи возникла известная достопримечательность – «Тэйчжугун», находяющая в пригороде Саньмэнщя провинции Хэнань Китая, которая является местом написания этой книги Лаоцзеем. Древнекитайского философа Конфуция назвали «учителем человечества», его книга «Лунь юй» является частью основ «Этики». До сих пор родина Кунфуция – город Чюйфу провинции Шаньдун Китая является одной из самых популярных достопримечательностей Китая, и архитектурные ансамбли (включая Кунфу – место жительства Кунфуция, Кунмяо – храм Кун и Кунлинь – мавзолей Кун) были включены как культурные ландшафты в Список всемирного наследия ЮНЕСКО ^ 2) Исторический туризм.Исторические памятники не только являются целевыми местами работы специалистов, но и интересными местами для массовых туристов.3) Туризм архитектурной культуры.Каждая страна или каждый народ имеет свои историко-культурные источники. Архитектурная культура как «застывшие исторические стихи», стили архитектуры весьма разнообразны. Как правило, разница стилей архитектуры разных стран и национальностей является главной причиной формирования потока иностранных туристов. Например, туристам из восточных стран нравятся стили архитектуры Венеции Италии, Москвы и Санкт-Петербурга, Киева. И наоборот, туристов из западных стран интересуют восточные стили архитектуры. Например, китайские города Щиань, древний город Пинъяо (провинции Шаньси), и древний город Даянь (провинции Юньнань) являются первоочередными целевыми местами иностранных туристов в Китае.^ 4) Туризм тематических парков культуры.Тематические парки (Theme Parks) являются искусственными рекреационными ресурсами, которые рождены творческой мыслью и создают особую атмосферу с одной темой или несколькими темами, чтобы привлекать туристов. В 1955 г. американец Валт Дисней (Walt Disney) создал Диснейланд (Disneyland), открывая историю тематического парка в мире. Вслед за ним, в западных странах, особенно в Северной Америке и Европе, были созданы великолепные тематические парки, самым популярным среди которых стал парк «Экскурсия космической студии» (The Universal Studio Tour) Голливуда, и который привлекает около 10 млн. туристов ежегодно.Развитие тематических парков в Китае прошло две стадии. В конце 80-х годов прошлого века тематические парки были созданы по темам имитации древней культуры Китая, культуры других народов и разных стран мира. Главным тематическим парком стал «Прекрасный Китай», созданный в современном городе Шэньчжень. «Прекрасный Китай» занимает площадь 300 тыс. кв. метров, в его обустройство вложено 12,2 млн. долл. США. Он является самым крупным тематическим парком по величине и оборудованию в мире с полным набором тематических экспозиций об истории, культуре, искусстве и древней архитектуре Китая. Он был открыт в сентябре 1989г., и в конце 1991г. уже полностью окупил все затраты. С 1990 по 1993г. «Прекрасный Китай» принимал по 447 тыс. иностранных туристов ежегодно. Большую популярность получили тематические парки «Окно мира» в городе Пекин и «На реке в День поминовения усопших» в городе Кайфин провинции Хэнань. В настоящее время тематические парки культуры как вид индустрии рекреации уже стали ведущей частью историко-культурного туризма Китая.^ 5) Туризм городской среды и культуры.Города как места сосредоточения культуры, экономики и политики стран и регионов имеют своё преимущество и формируют туристический рынок первого класса для иностранных туристов. Их роль в историко-культурном туризме постоянно возрастает.^ 6)Музейный туризмМузеи как места экспозиции историко-культурной квинтэссенции страны пользуются достаточно высокой аттрактивностью, особенно для иностранных туристов. Например, музей Гугун (Пекин, Китай), музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Лувр (Париж, Франция), Прадо (Мадрид, Испания) и т.д. являются всемирными достопримечательностями.Представленные шесть видов историко-культурного туризма формируют ядро культуры туристических центров. №^ 7 Познавательный и развлекательный туризм. Познавательный туризм связан с информационным потреблением рекреационных ресурсов. Он ориентирован преимущественно на ознакомление туристов с культурными ценностями: археологическими и культурно-историческими памятниками, архитектурными ансамблями, этнографией (быт, культура, традиции народов, фольклор), хозяйством. Познавательный туризм редко выступает в качестве самостоятельного направления, обычно познавательные цели путешествия сочетаются с иными — отдых, развлечения. В чистом виде познавательный туризм обычно краткосрочен, имеет продолжительность от одиночной экскурсии до 5—7 дней. В познавательном туризме очень высока доля лиц старшего возраста, что обуславливает требовательность к качеству услуг гостеприимства. Познавательный туризм концентрируется преимущественно в городах с богатой историей. Наиболее известные культурно-исторические центры сосредоточены в Европе и Азии — Париж, Рим, Венеция, Флоренция, Лондон, Прага, Иерусалим, Пекин. Европейские музеи — настоящие сокровищницы искусства. Среди наиболее известных и посещаемых: Лувр (Париж), Национальная галерея (Лондон), Эрмитаж (Петербург), Прадо (Мадрид), Национальная галерея (Берлин), Галерея Уффици (Флоренция), Художественно-исторический музей (Вена). Каждый год в мире появляются новые музеи, нередко с весьма экзотичными экспонатами. Своей необычностью они привлекают толпы туристов: музей картофеля (деревня Оттерап, Дания), музей саун (местечко Муурума, Финляндия), музей Несси (графство Ивернесс, Великобритания), музей загадок (Пече, Венгрия), музей мусора (Нью-Джерси, США), музей чертей (Каунас, Литва), музей мышеловок (Марктобердорф, Германия), музей колокольного звона (Углич, Россия). Объектами просветительных экскурсий становятся «чудеса», созданные человеком, демонстрирующие достижения технического прогресса. Например, знаменитая башня, творение А. Г. Эйфеля, украшающая Париж с 1889 г. Эйфелева башня — самый посещаемый объект в мире (6,1 млн человек в 2001 г.). Одним из популярных направлений познавательного туризма является этнографический туризм — посещение мест традиционного проживания аборигенов. Великолепные условия для этнографического туризма имеются в странах Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, Австралазии, Океании, в северных и восточных районах России. Наиболее успешно этнографические путешествия развиваются в США, где культура американских индейцев стала неотъемлемой частью индустрии туризма. Растет интерес и к познанию природных объектов. К таковым можно отнести редкие и интересные явления (объекты) природы: водопады, пещеры, гейзеры, лежбища котиков, птичьи базары. Познавательный туризм тесно смыкается с экологическим, так как главная цель посещения ненарушенных человеком территорий — познание природы. Посещение природных объектов предъявляет особые требования к туристской инфраструктуре. Например, гейзеры должны быть огорожены леерами, проложены тропинки с настилами (Долина Гейзеров на Камчатке). Для осмотра лежбищ морских зверей делают закрытую галерею для подхода туристов и смотровую башню. Водопады оборудуют смотровыми площадками с леерами, канатными дорогами (Ниагарский водопад). Все объекты туристского посещения должны иметь удобные транспортные подъезды. Ведущим видом транспорта в познавательном туризме является автобус, но могут использоваться также катера, вертолеты, самолеты. Преимущество автобуса заключается в его мобильности и возможности вести экскурсию на ходу. К познавательному туризму относится облет живописных территорий, например, горных или вулканических районов, мощных каньонов (каньон реки Колорадо в США — Большой Каньон).^ Развлекательный туризм Как правило, любой туристской поездке присущи развлечения. Люди отправляются в путь за новыми незабываемыми впечатлениями, острыми ощущениями и положительными эмоциями. Отдых в сочетании с развлечениями преобладает среди других целей путешествий и формирует наиболее массовые туристские потоки в мире. Они зарождаются в странах Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и одновременно тяготеют к этим же регионам. Центрами развлечений все чаще становятся курортные районы, привлекающие тысячи людей для отдыха и лечения. Всемирно известными центрами развлекательного туризма стали города- курорты Майами, Монте-Карло, Сан-Диего. Развлечения в туристской поездке могут быть связаны с посещением различных мероприятий (спортивные состязания, фестивали, конкурсы, шоу, карнавалы) и учреждений (магазины, бассейны, кинотеатры, тематические парки и парки аттракционов, казино). В настоящее время развлечения превратились с мировую индустрию с огромными, быстро растущими доходами. Особое место в этой индустрии занимают тематические парки. Идея тематических парков зародилась в Европе еще в конце ХIХ в. На Всемирной выставке в Брюсселе впервые появился уголок аттракционов (от франц. Attraction — «притяжение») — карусели, колесо обозрения. Немного позднее в Париже появился первый в мире аттракцион на литературной основе — «Из пушки на Луну». Посетители по одному залезали в тесный «космический аппарат», их окутывал дым, а потом за иллюминатором появлялся лунный пейзаж. Вместе с каруселями, расположенными по соседству, это стали называть Луна-парком. Современное воплощение идеи тематического парка — созданный в Нидерландах в 1952 г. парк по мотивам европейских сказок. В настоящее время во многих европейских странах созданы тематические парки, но подлинный расцвет они получили в США, откуда и стали распространяться по всему свету. Центры развлечений, организованных в форме тематического парка, развиваются в США, Франции, Испании, Нидерландах, Дании, Германии, Великобритании, Японии, Китае, Австралии. Популярность тематических парков растет. За год парки США посещает свыше 90 млн человек, а доходы достигают почти 3 млрд долларов. Европейские тематические парки принимают в год около 60 млн гостей (доходы — 1,8 млрд долл.). За год Европейский Диснейленд принимает посетителей в 2 раза больше, чем Лувр и Эйфелева башня. Наиболее известные и посещаемые тематические парки мира. 1. «Диснейленд» (Disneyland) — старейший тематический парк США (создан в середине 1950-х гг.) находится в Калифорнии в 40 км от Лос-Анджелеса. Это первый «настоящий» парк развлечений. Парк стал местом действия героев любимых сказок. Помимо развлечений, отдых в парке носит информационно-познавательный характер. Здесь постоянно действуют экспозиции, рассказывающие об истории Америки, культурах разных народов. Посетителям парка предлагают принять участие в аттракционе «Космическое путешествие». 2. «Дисней Уорлд» (Walt Disney World) — США, штат Флорида, пригород города Орландо. Это крупнейший развлекательный комплекс в мире. В него входят 4 тематических парка, посвященные героям Диснея, достижениям в области науки и техники, животному миру различных регионов мира и парк аттракционов. Здесь же располагаются аквапарки, магазины, рестораны, гостиницы. 3. «Си Уорлд» — США, штат Калифорния, город Сан-Диего. Посетители могут познакомится с жизнью подводного мира, увидеть красочное шоу с участием дельфинов, касаток, тюленей, с помощью новейших лазерных технологий и голографических спецэффектов предпринять «путешествие» в Антарктиду. 4. «Юниверсал Стьюдиоз» (Universal Studios) — США, штаты Калифорния (Лос-Анджелес) и Флорида (Орландо). Это кинопарки. В калифорнийском «Юниверсал Стьюдиоз» очень натурально устроен «Парк Юрского периода». По нему путешествуют на лодке, в сопровождении экскурсовода, рассказывающего о доисторических животных и по пути сталкиваясь с динозаврами. И в Орландо можно стать участником съемки фильма с захватывающим сюжетом. Такой же парк создан в Осака (Япония). 5. «ЕвроДиснейленд» — Франция, расположен в 30 км от Парижа, крупнейший тематический парк Европы. Этот парк построен по образцу калифорнийского «Диснейленда» и объединяет 5 тематических зон. 6. «Футуроскоп» — французский тематический парк, расположенный в 400 км от Парижа в городе Пуатье. Парк представляет собой огромное количество павильонов из стекла, выполненных в модернистской манере «городов будущего». Здесь можно посетить кинозалы, сделанные в виде кристалла, трубы, шара, куба. Экран расположен всюду, даже под ногами. Это один из самых технически продвинутых парков, где собраны аттракционы ХХI века. С помощью лазеров здесь создается особая атмосфера «виртуальной реальности». 7. «Астерикс» — французский парк, гости которого попадают во времена Древнего Рима и Древней Греции. 8. «Страна муми-троллей» (Moominworld) — Финляндия, находится в 20 км от города Турку. 9. «Санта-Парк» — крупнейший финский развлекательный центр, находится в 5 км от города Рованиеми. Это Лапландия — родина Санта–Клауса. Город расположен за Полярным кругом, имеет собственный аэропорт, сеть гостиниц, благоустроенные лыжные трассы. 10. «Порт Авентура» (Port Aventura — Порт приключений)– крупнейший парк развлечений в Испании, второй по величине в Европе, расположен в курортной зоне Средиземноморья вблизи города Салоу. Гости парка путешествуют в пространстве и во времени, имея возможность посетить «Полинезию», «императорский Китай», «города индейцев майя» или «дикий Запад Америки». 11. «Земля мифов» (Terra Mitika) — парк раскинулся в Испании, рядом с городом Бенидорм. Парк изображает великие древние цивилизации: Египет, Грецию, Рим. 12. «Европа-парк» — крупнейший тематический парк Германии (25 км от города Фрайбурга). На его территории в 60 га воссозданы географические особенности различных европейских стран, в том числе и России. 13. «Леголенд» — датский парк расположился в городе Белунд (Дания). Именно здесь в 1934 г. был создан первый конструктор «Лего». В парке представлены собранные из конструктора модели крупнейших европейских городов, ландшафты Африки, поселения древних индейцев, средневековый замок. Еще один «Леголенд» расположен в Сан-Диего (США). 14. «Диснейленд» в Японии, расположен вблизи Токио, создан по типу «Диснейленда» в Калифорнии и Париже. Один из самых распространенных в мире типов парков — «Водный мир». Это многочисленные бассейны и водные аттракционы, например, водные горки (как маленькие для малышей, так и такие высокие, что не каждый смельчак решится скатиться). Воссоздаются искусственные объекты и явления природы — течения, гроты, подземные реки, морской прибой. Сеть тематических парков расширяется, появляются и новые темы для их организации. Так, в США в штате Вирджиния, где в прошлом прошли кровопролитные бои, открыт парк, посетители которого могут ощутить себя солдатом времен Гражданской войны. Во Флориде тематический парк «Энимл Киндом» воспроизводит саванны с огромными баобабами и экзотическими африканскими животными. В Италии строится тематический парк, воссоздающий старый Рим. Притягательной силой для туристов обладают учреждения игорного бизнеса, такие как казино. В мире открыто много казино, но столицей игорного бизнеса по праву считается Лас-Вегас (США, штат Невада). Ежегодно этот город посреди пустыни посещает около 30 млн человек. Славу центров азартных игр и развлечений снискали американские города Атлантик- Сити (штат Нью-Джерси) и Майами (штат Флорида). На Европейском континенте «большой игрой» известен Монте-Карло (Монако). Казино в Монте-Карло — первое в Европе, оно основанов 1863 г. В начале ХХ в. здесь бывали известные люди: Дягилев, Шаляпин, Карузо, представители царствующих домов Европы.№8 География Религиозного туризма. Религиозный туризм развивается в нескольких формах: паломничество, экскурсионный туризм религиозной тематики, научный туризм с религиоведческими целями и миссионерство. Паломничество — это путешествие с культовыми целями, одна из самых старых форм туризма, развитие которой связано с формированием мировых религий. К мировым религиям причисляют буддизм (возник 6-5 вв. до н. э.), христианство (1 в. н. э.), ислам (7 в. н. э.). Любая церковь поощряла паломничество, это повышало ее авторитет, способствовало распространению веры по миру и давало значительный доход. Отличаясь от остальных форм туризма лишь целью и мотивом путешествий, паломничество, как и туризм, бывает международным и внутренним. История религиозного туризма исчисляется тысячами лет. Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. В средние века паломничество принимает массовый характер и своеобразные формы. Так в ХI-XII в. — крестовые походы против мусульман на Иерусалим, за освобождение от них святых мест христианства. Паломническое движение расширяется в XV-XVI в. Но только в XIX в. оно принимает организованные формы. Начиная с 1861 г. ежегодно во Франции снаряжался паломнический караван в знак покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. Число его участников достигало 300—400 человек. В настоящее время религиозная мотивация оказывает большое влияние на развитие туризма. Свыше 200 млн чел. ежегодно совершают паломничество. При этом около 150 млн чел. в этом потоке составляют христиане. Выделяют 13 крупных районов паломничества в мире, среди них есть моно- и поликонфессиональные. Европа — господствует христианство Северная Америка — доминирует христианство, оно дополняется другими многочисленными религиями Латинская Америка — доминирует христианство, в сочетании с местными традиционными религиями Северная Африка — доминирует ислам Восточная и Западная Африка — господствует ислам, существуют отдельные центры христианства, районы распространения традиционных религий Западная Азия — доминирует ислам, имеются районы христианства и иудаизма Южная Азия — доминирует индуизм, обширные районы ислама, центры христианства, буддизма, сикхизма, джайнизма Юго-Восточная Азия — преобладание буддизма, также широко распространен ислам, христианство, имеются анклавы индуизма Восточная Азия — господствует буддизм в сочетании с конфуцианством, синтоизмом, есть центры христианства и ислама Центральная Азия — доминирует буддизм Средняя Азия — господствует ислам Россия — преобладает христианство с анклавами ислама и будизма Австралия и Океания — господствует христианства в сочетании с местными религиями. №^ 9 Основные центры христианского, буддийского и мусульманского паломничества. Каждая религия имеет свои объекты поклонения. Каждый крупный религиозный район — центры паломничества мирового значения. В них собираются потоки паломников со всего света. Крупнейшим религиозным центром мира, по праву, считается Иерусалим. Его особое место среди других центров паломничества обусловлено тем, что Иерусалим почитается святым среди представителей сразу трех религий — иудаизма, христианства и ислама. Для евреев, исповедующих иудаизм, нет определенных мест в Иерусалиме, к которым они совершают паломничество: священным считается весь город. Но любой верующий обязательно помолится у Стены Плача. Эта традиция восходит ко времени разрушения города и храма евреев римлянами в 70 г. н. э. Десятки тысяч евреев были убиты, оставшиеся в живых обращены в рабство, отправлены в изгнание, тем, кто уцелел под страхом смерти запрещалось возвращаться в город. Позже избранным позволили совершать туда паломничество и оплакивать руины. Иудейские паломники, приезжающие в Иерусалим, обязательно приходят в другую обитель скорби — Йад-ва-Шем, Зал памяти о шести миллионах убитых нацистами в годы холокоста. Для христиан Иерусалим связан с земным пребыванием Иисуса Христа. Христианские паломники приезжают в Иерусалим, чтобы пройти по его стопам. Самым важным пунктом паломнической программы христиан является храм Святого Гроба Господня. Немало христианских мест расположено в стороне от Иерусалима. В нескольких километрах к югу находится Вифлеем — место рождения Христа. В самом центре небольшого города находится, возможно, самая древняя (VI в.) христианская постройка в мире — храм Рождества Христова. В 100 км к северу в г. Назарет Иисус «возрастал и укреплялся духом», усмирил волны Галилейского моря и нашел себе учеников среди рыбаков. Местом притяжения мусульманских паломников является мечеть Омара (Купол скалы) в Иерусалиме — самое старое из дошедших до наших дней исламских культовых строений. В конце 7 в. мусульмане, захватившие Иерусалим, построили восьмиугольную мечеть над тем местом, откуда, по преданию, пророк Мухаммед — основатель ислама, вознесся на небеса. Ее купол символизирует священную гору, с которой и произошло вознесение. В отличие от Иерусалима, где переплелись различные религии, большинство центров паломничества связано с одной конфессией. В христианском мире существует множество святых мест в различных районах земли. Но наиболее почитаемые из них находятся в Европе (всего около 6000 посещаемых мест). В храмах европейских городов хранятся многочисленные реликвии, связанные со страданиями последних часов земной жизни Иисуса Христа. В Соборе Парижской Богоматери (Нотр Дам), хранится терновый венец, покрывавший голову Христа. Многочисленные центры христианского паломничества связаны с культом Девы Марии. Ее культ особенно развит у католиков. Отсюда обилие Соборов Девы Марии (Сбор Нотр Дам). Две трети святых мест в Европе посвящены ей. Один из них — Лоретто (провинция Анкона в центральной Италии), где находится дом, в котором жила Пресвятая Дева. Это последний пункт паломничества, к которому ежегодно стекаются миллионы пилигримов (паломников), особенно на Пасху. Из других культовых мест известностью пользуются те, в которых людям являлся образ Девы Марии: Фатима (Португалия), Сан-Себастьян-де-Гарабан дал (Испания), Междугорье (Югославия), Гуадалупе (Мексика). Но самое известный центр — Лурд (юго-западной Франция).В исламе паломничеству придается особое значение. Каждый совершеннолетний мусульманин должен стремиться к совершению обряда «священного хаджа». Хадж — паломничество в Мекку (Саудовская Аравия), город, в котором родился Мухаммед. Лишь приверженцы ислама имеют право посещать самый священный из всех городов. Здесь находится храм Кааба. Храм Кааба представляет собой большой грубый куб, сложенный из серо-зеленых гранитных блоков. В одном из углов Каабы находится большой черный камень (вероятно метеоритного происхождения), который поместил там сам Мухаммед. Главная цель паломничества мусульман в Мекку состоит в том, чтобы 7 раз обойти вокруг Каабы в направлении против часовой стрелки, прикоснуться к черному камню и поцеловать его. Медина (Саудовская Аравия) — второй по значению священный город мусульман, куда они совершают паломничество (место захоронения Мухаммеда).^ В буддизме верующие не совершают массовых посещений святых мест. Однако они нередко отправляются в индивидуальные путешествия, стремясь достичь более глубокого духовного совершенства. Основатель буддизма Гаутама жил и умер в долине Ганга, здесь у буддистов есть свои святые места, особо почитается Варанаси (здесь просвещенный Гаутама- Будда прочитал первую проповедь). Одно из культовых мест в буддизме — город Лхаса на Тибете. Здесь расположены буддийский монастырь и дворец далай-ламы — духовного главы буддистов. Дворец Потала — 13-этажное здание, возведенное в XVII веке. Во внутренних покоях находятся 10000 святынь и 20000 статуй; вес, хранящихся там изделий из золота и серебра исчисляется тоннами. Центрами поклонения стали многочисленные храмы, в которых размещаются статуи Будды в различных позах с разными ритуальными жестами рук, символизирующими разные аспекты его учения. Крупнейший в мире буддийский монастырь и собрание статуй Будды — храм Борободур (что означает «много будд») находится на о. Ява (Индонезия). Известностью пользуется японский город Нара, в храме которого находится статуя Великого Будды — самая большая в стране. В городе Канди (Шри-Ланка) на берегу искусственного озера стоит обнесенный рвом Храм Зуба, где как величайшее сокровище хранится один из зубов Будды. В южной Азии располагается обширный ареал индуизма — религии, отличающейся многообразием и множеством объектов поклонения. Все святые места индуизма находятся в Индии, их количество исчисляется десятками тысяч. Основные посвящены главным божествам индуистского пантеона — Шиве, Кришну, Вишну. Святые места индуизма: Патна, Варанаси, Амарнат, Аллахабад, Мадурая. Священной в индуизме почитается река Ганг. По ее берегам расположено множество храмов и спускающихся к воде ступеней (гхат). Миллионы мужчин и женщин собираются на берегах реки и со священными заклинаниями совершают ритуальные омовения. Для приверженцев религиозного течения сикхизм (распространен в штате Пенджаб, северная Индия) местом поклонения является Золотой храм в городе Амритсар. Здесь в храме хранится самый древний рукописный экземпляр священной книги Гуру Грант Сагиб, в которой излагаются основы сикхизма. Религиозный туризм оказывает существенное влияние на экономику. Религиозные центры получают доходы от паломничества. Пилигримы оставляют в стране посещения значительную часть взятых в дорогу денег, в том числе делая приношение непосредственно церкви. Во время «великого праздника жертвоприношения» («курбан-байрам») туризм является основным средством заработка населения Мекки, Медины и других религиозных центров. Деньги, полученные от обслуживания паломников, являются основным средством существования носильщиков, лодочников, грузчиков, торговцев и ремесленников. Приносит весомый доход и торговля сувенирами, религиозной одеждой для паломников, продуктами питания, предоставление жилья и различных сервисн