Реферат по предмету "Разное"


1 Самовыражение личности в общении как объект

Введение Данное пособие адресовано студентам психологического факультета РГУ, слушающим спецкурс «Самовыражение личности в общении». Оно содержит основной материал по проблемам самораскрытия и самопредъявления личности в общении. Это направление изучения личности является относительно новым и малоизученным в отечественной психологии, поэтому мало научной литературы по данным вопросам на русском языке. В этой связи главная цель данного пособия состоит в том, чтобы свести воедино информацию из работ зарубежных и отечественных психологов, а также систематизировать ее в соответствии с заявленной темой. ^ Тема 1 Самовыражение личности в общении как объект психологического исследованияПроблема самовыражения личности в общении становится темой все большего числа исследований в отечественной психологии. Этому, на наш взгляд, способствуют два фактора. Во-первых, приверженность идеям гуманистической психологии, главной из которых является представление о человеке как субъекте собственного развития и воплощения себя в разных формах жизнедеятельности. Во-вторых, смена парадигмы в социальной психологии с изучения Человека Воспринимающего на изучение Человека Транслирующего, что обусловлено, в свою очередь, возрастанием личной инициативы и активности современного человека. В зарубежной психологии данная проблема изучается через два феномена: самораскрытия, под которым понимается сообщение информации о себе другим людям, и самопрезентации, состоящей в целенаправленном создании благоприятного впечатления о себе в глазах окружающих. Большинство работ по данной проблематике посвящено общим закономерностям протекания этих процессов, а также факторам их, детерминирующим. Под самовыражением личности нами понимается максимально широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, который человек использует для передачи информации о себе другим лицам, независимо от степени их осознанности и целенаправленности. Человек является сложным объектом восприятия, поскольку он является носителем большого числа свойств, которые можно воспринимать в основном по визуальному и аудиальному каналам. ^ Уровни самовыражени Р.Баумайстер и Д.Тайс считают, что в основе самопрезентации лежат два главных мотива: стремление вызвать определенное поведение со стороны других людей, т.е. мотив социального функционирования, и обретение публичной идентичности. Р.Лири и М.Ковальски выделяют три группы мотивов самопрезентации (цели управления впечатлением):максимизация вознаграждения в социальных отношениях;повышение самооценки;способствование развитию желаемой идентичности. Люди всегда более мотивированы на самопредъявление, когда создание определенного образа связано с тремя группами целей, описанными выше. Одним из важных факторов, побуждающих человека к самопредъявлению, является гласность или публичность (publicity – гласность, реклама). Гласносность зависит, во-первых, от вероятности, что чьё-то поведение станет известным другим, и, во-вторых, от количества других людей, которые могут видеть и обсуждать это поведение. Чем более публичным является поведение, тем более человек озабочен, как он выглядит в глазах окружающих. Публичное поведение больше вызывает стремление управлять впечатлением других людей о себе потому, что оно ближе к достижению целей, чем приватное поведение. Вторым фактором является зависимость от мишени, т.е. человека, на которого рассчитано поведение. Чем больше зависимость от человека-мишени, тем более человек настроен на то, чтобы создать хорошее впечатление о себе в его глазах. Некоторые категории людей провоцируют самопредъявление партнеров больше, чем другие. Это влиятельные люди, обладающие высоким статусом, привлекательностью. Люди с высоким статусом находятся часто в позиции человека, от которого зависит удовлетворение чужих потребностей. Руководители, учителя, инспектора и другие авторитеты могут удовлетворить просьбу того, кто им понравится и кто произведет на них впечатление. Естественно, человек, находящийся в зависимой позиции, старается больше понравиться вышестоящему лицу, чем наоборот. Это не означает, что руководящие лица не стараются управлять впечатлением о себе, которое они производят на подчиненных, но они это делают с меньшим рвением. Очень часто люди обнаруживают (или им так представляется), что окружающие имеют более низкую оценку их поведения, чем их собственная. Это может произойти в случае, когда они совершают какую-то публичную ошибку или попадают в затруднительные обстоятельства. В некоторых экспериментах это даже специально моделировалось. Естественно, тогда мотивация по улучшению впечатления о себе возрастала. Они при этом старались подчеркивать свои выигрышные качества, искать поддержки у окружающих, ассоциировать себя с успешными людьми, даже отыгрывать неприятную ситуацию в свою пользу. Иногда люди, уронившие себя в глазах одного человека, стараются повысить свою самооценку по данной характеристике в глазах других людей, которые этой оплошности не видели. Я-концепция является главной детерминантой управления впечатлением других о себе. В этом участвуют три процесса: 1) Я-концепция снабжает человека руководством к действию; 2) человек стремится к тому, чтобы окружающие наиболее точно восприняли их положительные качества; 3) большинство людей стремиться не лгать, что препятствует стремлению сильно искажать образ, предъявляемый другим. Б.Шленкер определил желаемый образ идентичности как образ человека, которым он хочет быть или каким он может быть. Публичный образ отражает баланс между Я-концепцией и желаемым образом идентичности. Каждая роль требует от человека, её выполняющего, проявления определенных характеристик. Руководитель должен быть компетентным, служитель церкви - высоко моральным. Несоответствие поведения человека исполняемой роли может привести ее исполнителя к утрате данной роли. Формирование впечатления о себе, связанное с выполнением роли, всегда основано на прототипическом образе ее исполнителя, т.е. представлений о ее наиболее правильном исполнении, которые существуют в данной культуре. Всякое самопредъявление связано с ожиданием аудитории, на которую это исполнение рассчитано. Человек может специально демонстрировать негативные характеристики, если тот, на кого рассчитана эта демонстрация, ценит эти качества. Например, подросток может совершать хулиганские действия, чтобы заслужить уважение своих друзей. Человек выбирает из своих характеристик те, которые наиболее соответствуют ожиданиям партнера, причем он может не вводить в заблуждение, а просто сместить акценты. Когда человек демонстрирует себя, он учитывает те образы, которые он уже демонстрировал ранее этому лицу и те образы, которые он собирается демонстрировать в будущем. В связи с этим, люди в поезде более откровенны, чем с близкими знакомыми, так как он их больше не увидит. Подводя итоги, можно сказать, что процесс самопредъявления личности в общении основан на ведущих мотивах человека и его Я-концепции, с одной стороны, и на социальных ожиданиях в свой адрес, с другой стороны.^ Тема 6 Стратегии и тактики самопредъявленияВ зарубежной психологии одной из центральных проблем изучения самопредъявления является вопрос о стратегиях и тактиках самопредъявления. Интерес к этой проблеме обусловлен его большой практической значимостью, поскольку каждый человек, с одной стороны, хочет умело владеть этими стратегиями, а с другой стороны, стремится видеть и опознавать их в поведении своих партнеров по общению. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал, свидетельствующий о влиянии многих социально-психологических и личностных характеристик субъекта самопредъявления и его партнера, а также обстоятельств их взаимодействия на реализацию разных стратегий и тактик презентации своего образа. Стратегия самопредъявления является совокупностью поведенческих актов личности, разделённых во времени и пространстве, направленных на создание определённого образа в глазах окружающих. Тактика самопредъявления – это определённый приём, с помощью которого реализуется выбранная стратегия. Стратегия самопрезентации может включать в себя множество отдельных тактик. Тактика самопрезентации является кратковременным явлением и направлена на создание желаемого впечатления в конкретной жизненной ситуации. Э.Джонс и Т.Питтман в 1982 году создали одну из первых классификаций стратегий самопредъявления, основанную на целях и тактиках, которые используют люди в общении с окружающими. По их мнению, самопрезентация позволяет человеку использовать различные источники власти, расширяя и поддерживая влияние в межличностных отношениях. ^ Стремление понравиться – инграциация. Эта стратегия рассчитана на власть обаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель – казаться привлекательным.Самопродвижение – демонстрация компетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоит в доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казаться компетентным.Примерность – стремление служить примером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоит в демонстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждать других людей. Цель - казаться морально безупречным. Запугивание – демонстрация силы, которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основная тактика состоит в угрозе. Цель - казаться опасным.^ Демонстрация слабости или мольба. Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основная тактика – просить о помощи, умолять. Цель - казаться слабым. По зарубежным данным наиболее распространенными являются первые три стратегии самопредъявления, поскольку они соответствуют социально-одобряемому поведению. Р.Баумайстер выделяет две стратегии самопрезентации, различающихся по способам, которыми они достигаются, и по наградам, которых они достигают: «ублажающая стратегия» – направлена на то, чтобы выставить себя в выгодном свете, управляется внешними критериями (подстройка под аудиторию) и достигает внешней награды – одобрения; «самоконструирующая» – критерии и награды внутри самого человека, человек поддерживает и укрепляет свое «идеальное Я», которое и производит впечатление на окружающих. Д.Тедески и Линдсколд выделяют утверждающий и оборонительный вид стратегий: утверждающая стратегия предполагает поведение, направленное на создание позитивной идентичности в глазах окружающих; оборонительная стратегия направлена на восстановление позитивной идентичности и устранение негативного образа. Первая стратегия состоит из активных, но не агрессивных усилий создать позитивное впечатление, включая в себя примерность, служение примером. Оборонительные стратегии включают в себя оправдание, запугивание, мольбу и другие формы социально неодобряемого поведения. Наиболее детальная классификация стратегий самопредъявления осуществлена А.Шутц, которая на основе обобщения большого количества литературы, посвященной данной проблеме выделила собственные критерии для категоризации тактик и стратегий самопрезентации. В качестве таких критериев она предложила рассматривать установку на создание позитивного образа или избегание плохого образа, степень активности субъекта в создании образа и степень проявления агрессивности субъекта в процессе самопрезентации. На основе сочетания этих критериев она выделяет четыре группы стратегий самопредъявления.^ Позитивное самопредъявление. Девиз «Я хороший». Этот вид самопредъявления содержит активные но не агрессивные действия по созданию позитивного впечатления о себе. К этой группе относятся стратегии стремление нравиться, самопродвижение, служение примером. Основные тактики следующие: Греться в лучах чужой славы. Она была впервые описана Р.Чалдини, который занимался изучением психологии влияния. Она основана на ассоциировании себя с известными и уважаемыми людьми. Ассоциирование себя с важными и позитивными событиями (например, человек характеризует себя как участника сражения или стройки). Усиление значимости и важности тех событий, в которых человек участвовал, и тех людей, с которыми ему довелось общаться. Демонстрация влиятельности. Человек внушает окружающим возможность больших позитивных последствий от своих действий. Эта тактика особенно характерна для политиков. Демонстрация идентификации с аудиторией. Человек демонстрирует близость своих взглядов, установок тем людям, на которых направлено самопредъявление.^ Наступательное самопредъявление. Основано на стремлении выглядеть хорошо, очерняя других людей. Это агрессивный способ создания желаемого образа, все тактики которого направлены на критику конкурента. Здесь применяются следующие тактики: Подрыв оппозиции. Сообщается негативная информация о конкуренте для того, чтобы на его фоне лучше выглядеть. Критическая установка в оценке любых явлений действительности. Она создает иллюзию компетентности говорящего в отношении обсуждаемой темы. Критика в адрес тех, кто критикует его. Это создает иллюзию предвзятости со стороны критикующих. Например, политики часто обвиняют журналистов в том, что их подкупили. Изменение темы дискуссии в выйгрышную для себя сторону.^ Предохранительное самопредъявление. Ставит перед собой цель не выглядеть плохо. Человек избегает возможности дать о себе негативное впечатление путем ухода от взаимодействия с другими людьми. Тактики, применяемые в этом случае следующие: Избегание публичного внимания; Минимальное самораскрытие. Осмотрительное самоописание. Человек не рассказывает не только о своих недостатках, но и о своих достоинствах, чтобы не оказаться в ситуации, когда он не сможет подтвердить свое мастерство. Минимизация социального взаимодействия.^ 4. Оборонительное самопредъявление. Субъект ведет себя активно в создании образа, но имеет установку на избегание негативного образа. Эта стратегия, как правило, разворачивается тогда, когда человека обвиняют в причастности к какому-то нежелательному событию. Чем более велика роль человека в этом событии, и чем оно тяжелее, тем труднее человеку изменить свой негативный образ в сторону позитивного. Для этой стратегии характерны следующие тактики самооправдания. Отрицание события. Человек отрицает сам факт негативного события, в связи с которым его обвиняют. Изменение интерпретации события с целью снижения негативности его оценки. Человек признает сам факт события, но подает его в более позитивном ключе. Диссоциация. Человек занижает степень своего негативного участия в этом событии, стремится отмежеваться от него. Оправдание. Человек может настаивать на законности своих поступков, или приводить аргументы в свою пользу. Извинения. Человек утверждает, что не мог поступить иначе, так как не мог контролировать ход событий. Признание вины и раскаивание, обещание впредь не повторять ошибок. Эти тактики могут разворачиваться последовательно по мере того, как обвиняющая сторона получает дополнительную информацию о негативном событии, но могут использоваться и отдельно. Эта классификация тоже не охватывает весь спектр стратегий и тактик самопредъявления. В работах М.Селигмана была описана тактика выученной беспомощности, которая состоит в том, что человек умышленно изображает неспособность к требующимся от него действиям или поступкам в расчете на то, что окружающие люди ему помогут. Эта тактика реализуется в рамках стратегии демонстрации слабости, потому что другие стратегии, выделенные Э.Джонсом и Т.Питманом, основаны на демонстрации превосходства над партнером. Если человек на самом деле был способен самостоятельно справиться с проблемой, то это поведение можно отнести к разряду манипулятивных тактик. Психологически близкой к ней является тактика создания искусственных препятствий самим человеком на пути к достижению цели, которая изучалась С.Стивеном и Э.Джонсоном. Человек защищает свою самооценку и свой общественный имидж, объясняя неудачи внешними обстоятельствами или ситуативными факторами (недомоганием, дефицитом времени на подготовку, преимуществами конкурента и пр.). Тактика восхваления соперника является беспроигрышной, поскольку в случае его победы человек доказывает окружающим, что у него был сильный и достойный противник. Если же побеждает сам человек, то его победа вдвойне почетна. Тактика ложной скромности тоже значительно повышает позитивность образа человека, особенно в тех культурах, в которых ценится самоограничение (например, в Японии, Китае, России). Но эта же тактика в США принесет человеку противоположный эффект, поскольку там принято, открыто заявлять о своих успехах и способностях. М.Лири с соавторами выделяют такую тактику, как красование. В английском языке она получила название «адонизация» по имени мифологического героя Адониса, который был влюблен в самого себя. Цель этой тактики выглядеть внешне привлекательным. Реализации этой тактики достаточно сложна, поскольку критерии привлекательности у разных людей различны, поэтому субъект самопрезентации должен хорошо знать вкусы аудитории, на которую рассчитано оформление его внешности. В заключение необходимо отметить, что человек применяет множество тактик самопредъявления в зависимости от ситуации, в которой он оказался, но при этом у него существуют наиболее предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответствуют его имиджу. Каждый человек выстраивает свой образ, исходя из своего пола, возраста, принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своих личностных особенностей.^ Тема 7 Внешность как средство самопредъявленияВнешность имеет очень большое значение в самопредъявлении личности в процессе общения по ряду причин. Она является внешней оболочкой человека и, собственно говоря, телесным воплощением его души. Внешность достоверно отражает главные характеристики человека, которые учитываются в общении с ним окружающими людьми: пол, возраст, социальный статус, личностные черты и пр. Внешность служит средством категоризации людей и их идентификации с разными социальными группами. Она достаточно достоверно свидетельствует о физическом и психическом состоянии человека в конкретный момент времени. В этом свете становится понятным, почему такое большое значение люди придают собственной внешности и так внимательно относятся к внешности других людей. Если говорить о филогенетических предпосылках восприятия внешнего вида млекопитающими, то главные признаки, которые имеют значение для оценки сородича, связаны с силой и репродуктивной функцией. Оба эти признака сопряжены с молодостью, вернее с периодом зрелости, когда все функции находятся в оптимальной фазе. Поэтому молодость является одним из главных критериев, для определения ценности особи в животном мире. Человеческий мир также высоко ценит молодость, и стремится отодвинуть границу ее окончания как можно дальше. Когда человек биологически молод, то ему не надо ничего предпринимать для ее демонстрации. В животном мире нет проблемы маскировки возраста, поскольку жизненные задачи строго соответствуют возрастным стадиям. У человека произошло существенное увеличение продолжительности жизни за счет развития медицины, что привело к расхождению между биологическим и социальным возрастом. В современном обществе мы сталкиваемся с феноменом относительности возраста, который состоит в том, что в разных культурах один и тот же возраст может быть отнесен к разным возрастным категориям. Более того, даже в пределах одной культуры один человек может быть воспринят как молодой, а его ровесник как пожилой. Внешний облик рассматривается Е.А.Петровой как «средство объективации и интерпретации субъекта, как орудие развития и формирования его психологических структур, в первую очередь образа «я», и как экспрессивно-импрессивного проявления личности». Е.А.Петрова предлагает рассматривать общение через призму психосемиотики. Для анализа внешнего облика человека ею выделяются три семиотических системы: габитус; кинесика; костюм. С.В.Попов выделяет во внешнем облике человека две группы признаков: собственные, которые неотъемлемо принадлежат данному человеку, и сопутствующие, которые дополнительно его характеризуют (одежда, обувь и пр.). К собственным признакам он относит следующие: общефизические (возраст, рост); демографические и антропологические (пол, национальность); анатомические (строение тела и его частей); функциональные (осанка, походка, мимика, речь). Кроме того, признаки, с его точки зрения, можно классифицировать еще по ряду критериев: общие-частные; постоянные-временные; необходимые-случайные; естественные-искусственные. По мнению В.М.Богуславского, восприятие внешности людей обусловлено «психологическими установками, сложившимися в результате познавательной и самопознавательной деятельности человека, которые определяют и психологически мотивируют подход оценивающего к данному объекту». Эти установки автор называет презумпциями и выделяет три их вида. Презумпция восприятия человека как цельного объекта. Это означает, что восприятие человека всегда складывается в некий гештальт, трудно разложимый на составные части. Презумпция индивидуализации восприятия внешности. При восприятии человека внимание всегда направлено на выделение отличительных дифференцирующих признаков, которые позволяют данного человека отличать от других людей. Презумпция эмоционального отношения к объекту оценки. Акт оценки внешности другого человека всегда сопряжен с формированием эмоционального отношения к этому человеку. В.М.Богуславский подчеркивает, что «акт оценки внешности человека носит функционально-ситуативный характер». «Он во многом определяется особенностями человеческого зрения и расстояния между объектом оценки и оценивающим, а также продолжительностью восприятия». Автор по продолжительности восприятия объекта выделяет оценки первого впечатления - первовидение и детализирующие оценки - второвидение. Первовидение является преимущественно эмоциональным восприятием, в то время как второвидение – логико-классифицирующее, преимущественно рациональное восприятие. По данным С.В.Попова, если за 100% принять общее число всех элементов внешнего облика человека, то на отражение физического облика (рост, глаза, лицо, волосы и пр.) придется 82, 5 %, на экспрессию (мимику, жесты, позы, речь и пр.) – 14 %, а на оформление внешности (прическу, одежду, обувь и пр.) – 3,5 %. В исследованиях А.А.Бодалева было установлено, что взрослый человек, воспринимая других людей и затем, воссоздавая их облик, выделяет признаки в следующей последовательности: рост (83 %), глаза (75), волосы (73), мимика (66), лицо (64), телосложение (54), поза, осанка, (10,3), косметика, украшения (8,4), одежда (6,8). При этом надо иметь в виду, что выделение признаков меняется в зависимости от ситуации и характера отношения с партнером по общению. Воспринимая людей в деловой обстановке, все больше сосредоточены на деловых и статусных признаках, восприятие близких людей ориентировано на считывание их эмоциональных состояний. Каждый человек в разных ситуациях фиксирует разные признаки, потому что восприятие подчинено целям взаимодействия с воспринимаемым лицом.^ Тема 8 Речь как средство самовыражения личностиРечь человека содержит много информации о нем как личности и его состоянии в данный момент. В речи необходимо разделять вербальную составляющую речи, т.е. словесный ряд, и невербальные характеристики речи. К последним относятся экстралингвистика и просодика. Экстралингвистические характеристики включают разного рода психофизиологические проявления, которые сопровождают речь человека (особенности дыхания, плач, кашель, смех и т.п.).^ К просодике относят разные характеристики голоса человек^ Продолжение таблицы 2 2 Возраст С возрастом снижается уровень эмоциональности речи, уменьшается частота использования жаргона, сленга. Влияет на невербальные характеристики. 3 Уровеньобразования Образование обогащает словарный запас. Способствует логическому построению речи, развивает навыки письменной речи. 4 Профессия Каждая профессиональная среда снабжает человека терминологией, связанной с соответствующей деятельностью, а также речевой традицией общения (например, речь военных, педагогов, психотерапевтов и др.). 5 Регионпроживания Влияет на формирование диалекта, а также на интонационную составляющую речи. 6 Социальный статус Влияет на демонстрацию через речь своего места в социальной иерархии. Это достигается как с помощью интонации, так и с помощью речевых оборотов, распределения речевой инициативы в процессе взаимодействия. 7 Уровень интеллекта, общая эрудиция Высокий интеллект способствует речевой беглости, метафоричности речи, ее логичности, богатству лексического наполнения. Общая эрудиция проявляется в использовании большого числа терминов из разных сфер жизни, в склонности к цитированию, в вариативности речевых высказываний. 8 Особенности темперамента иэмоциональной сферы Проявляются в невербальных характеристиках речи (скорость, громкость, эмоциональная насыщенность). Влияют на эмоциональную выразительность текста, общий эмоциональный фон. 9 Характерологические особенности Влияют на степень эмоциональной насыщенности речи, ее направленность, активность, владение инициативой 10 Стиль мышления, когнитивный стиль Влияют на тон обращения с партнером, на речевое поведение в плане выбора позиции и дистанции по отношению к нему Список рекомендуемой литературы Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. / Личность. Общение. Групповые процессы. - М.: Изд-во АН СССР ИНИОН, 1991. С.37-74. Багрунов В.П. Голос – логос жизни // Психология и культура. Ежегодник РПО. СПб.: изд-во СПбГУ, 2003, т.1, с.262-265. Богуславский В.М. Оценка внешности человека: Словарь. М.: ООО «Издательство АСТ». 2004. 254 с. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. М.: МПСИ. 1997. 120 с. Бородина М.В. Мотивация самораскрытия в юношеском возрасте // Психологический вестник РГУ, вып. 5, с 229-236. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М., 2000. - 304с. Дерябо С.Д, Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. М., Смысл, 1996, с.160-180. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии, 1999, №3. С.72-80. Зинченко Е.В. Виды самораскрытия в межличностном общении //Психологический вестник РГУ, 1999, вып.4, с.147-152. Зинченко Е.В. Самораскрытие личности как социально-психологический феномен. / Психологический вестник РГУ. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997. Вып. 2. С.404-419. Зинченко Е.В. Межличностные отношения и самораскрытие личности // Психологический вестник РГУ, 2000. Вып. 5. С.250-253. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М.: Смысл, 1999. С.87-104. Кошелева Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений // Вопросы психологии, 1998, № 2. С.107-115. Латынов В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты // Психологический журнал, 1995, т.16, № 6, с. 90-99. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 608 с. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1998. 688 с.Новокшенова Н.В. Влияние личностных черт старшеклассников на особенности их самораскрытия // Психологический вестник РГУ. 2000. Вып.5, с.237-243. Пантилеев С,Р., Визгина А.В., Зимачева Е.М. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта // Психологическое обозрение, 1997, №2, С. 27-30. Петрова Е.А. Знаки общения. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. 256 с. Попов С.В. Визуальное наблюдение.- СПб.: изд-во «Речь».2002. 320 с. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте // Мир психологии, 1999, № 3, с. 132-139. Филонов Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми (методика контактного взаимодействия). - Пущино, 1982. - 40с. Шемякина Н.В. Я-внешнее и Я-внутреннее: самораскрытие и Я-концепция // Психологический вестник РГУ, 2000, вып.5,с.244-249. Шкуратова И.П. Индивидуальные особенности самовыражения личности в общении // Сб. Психология общения: социокультурный анализ. Ростов–на–Дону: Из-во РГУ, 2003. Шкуратова И.П. Мотивация самораскрытия в межличностном общении // Психологический вестник РГУ. Вып. 3. Ростов-на-Дону, 1998. С. 315-322. Шкуратова И.П. Самораскрытие как средство саморегуляции личности // Психология и ее приложения. Ежегодник РПО.Т.9. М., 2002. Шкуратова И.П. Индивидуальные особенности самовыражения личности в общении // Психология общения: социокультурный анализ. Ростов-на-Дону. Изд-во РГУ, 2003, с.335-337. Шкуратова И.П. Самопредъявление подростков в общении с разными партнерами // Имиджелогия 2004: состояние, направления, проблемы. М., 2004, с.225-229. Шкуратова И.П., Гоцева Ю.А. Самопредъявление подростков в межличностном общении // Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, изд-во Фолиант, 2004, с.267-283. Шкуратова И.П. Исполнение социальных ролей как механизм создания имиджа личности // Имиджелогия – 2005: феноменология, теория, практика. М.: РИЦ АИМ, 2005, с.64-67. Шкуратова И.П. Самопредъявление характеристик взаимоотношений в межличностном взаимодействии // Социальная психология сегодня: наука и практика. СПб, 2005, с.205-207. Шкуратова И.П., Гоцева Ю.А. Влияние взаимоотношений подростка с родителями на особенности его самопредъявления и склонность ко лжи // Психология и школа, 2005, №3, с.69-79.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.