Реферат по предмету "Разное"


1 июля 205 лет со дня рождения Ж. Санд (1804-1876), французской писательницы

1 июля - 205 лет со дня рождения Ж. Санд (1804-1876), французской писательницы.(Sand, George, псевд. Настоящее имя – Амандин Люси Аврора Дюпен [Amandine Lucie Aurore Dupin], по мужу – баронесса Дюдеван [Dudevant]) (1804–1876), французская писательница. Родилась 1 июля 1804 в Париже. Ее отец, внук маршала Мориса Саксонского, служил адъютантом у Мюрата, мать была парижской портнихой. Бессистемное образование, полученное в деревне, будущая писательница восполнила тремя годами (1817–1820) обучения в английском католическом монастыре в Париже. В восемнадцатилетнем возрасте вышла замуж за Казимира Дюдевана, провинциального дворянина. В 1831 жена добилась права жить раздельно, получив весьма скудное содержание, и перебралась в Париж. Здесь началась ее связь с молодым литератором Жюлем Сандо, вдвоем они сочинили очень неровный роман «Роз и Бланш» (Rose et Blanche, 1831), выпустив его под именем Жюль Санд. В следующем году она добилась большого успеха, написав роман «Индиана» (Indiana, 1832) и издав его под именем Жорж Санд. В 1833 Жорж Санд совершила знаменитую поездку в Италию вместе с А.де Мюссе, история их любви легла в основу ее книги «Она и он» (Elle et lui, 1859). В числе других мужчин, которые пользовались более или менее платоническим расположением Жорж Санд, были Ш.О.Сент-Бёв, П.Мериме, доктор П.Паджелло (соперник Мюссе), М. де Бурж, Ф.Ламенне, П.Леру, Ф.Лист, О.Бальзак, А.Дюма-отец, Г.Флобер и Фр. Шопен. Обширное творчество Жорж Санд традиционно делится на четыре периода. Первый – идеалистический, он отмечен лирической и романтической манерой письма; в те годы она истово защищала права угнетаемой обществом женщины и боролась за свободу любви в романах «Индиана», «Валентина» (Valentine, 1832), «Лелия» (Llia, 1833) и др. Второй период был мистико-социалистическим.Под влиянием Ламенне, де Буржа и Леру Санд проповедовала смешение классов через любовные и брачные союзы. Эта фаза представлена такими книгами, как «Странствующий подмастерье» (Le Compagnon du tour de France, 1840), «Консуэло» (Consuelo, 1842), «Мельник из Анжибо» (Le Meunier d'Angibault, 1845). В романах третьего периода, созданных по большей части после возвращения писательницы в Берри вследствие тяжелых переживаний, связанных с крахом революции 1848, используются незамысловатые деревенские сюжеты: «Чертова лужа» (La Mare au diable, 1846), «Маленькая Фадетта» (La petite Fadette, 1848), «Франсуа-найденыш» (Francois le champi, 1849), «Мастера мозаики» (Les Matres sonneurs, 1853). Сочинения четвертого периода в основном представляют собой чисто любовные истории, примерами могут служить «Маркиз де Вильмер» (Le Marquis de Villemer, 1860) и «Жан де ля Рош» (Jean de la Roche, 1860). Последние годы жизни Жорж Санд провела в своем имении, где пользовалась всеобщим уважением и заслужила прозвище «добрая дама из Ноана». Там же она скончалась 8 июня 1876. 1.   Моруа, А.  Жорж Санд /  А.Моруа.- Мн. :  Беларусь, 1983  83.3(4Фра) 2.   Моруа, А.  Жорж Санд /  А.Моруа.- Мн. :  Беларусь, 1983 :  1300 р. 83.3(4Фра) Ф03-1 1.   Величко, Ф.  Жорж Санд ищет Бога / Ф.Величко //  Наука и религия. -  2002. - N6. -  С.38-39. 2.   Всеволжский, А.  Мятежная Аврора / А.Всеволжский //  Вокруг света. -  2004. - N7. -  С.129-136. 3.   Едакова, М.  Жорж Санд. Неукротимая Аврора / М.Едакова //  Имена (приложение к журналу "Отдохни!"). -  2008. -    N2. -  С.158-169. 4.   Естужева-Лада, Великая Аврора//  Смена. - 2000. - N6. - С.92-103.2 июля - 295 лет со дня рождения К. Глюка (1714-1787), немецкого композитора.Глюк родился 2 июля 1714 года в Германии в местечке Эрасбах (Верхний Пфальц) в семье лесничего. С трёхлетнего возраста он жил в Чехии. Уже с детства начинает проявляться его тяга к знаниям, благодаря которой он позднее становится одним из самых образованных людей своей эпохи. Молодой Глюк попадает в Милан к известному маэстро Саммартини и увлекается итальянской оперой. Первые сценические произведения : "Артаксеркс" (1741), "Деметрий", "Гипермнестра".           В 1745 году Глюк приезжает в Лондон, где пишет оперы "Падение гигантов" и "Артамена". В качестве дирижёра оперной труппы он бывает в Дрездене, Праге, Гамбурге, Копенгагене, но потом оставляет своих коллег и в 1750 году поселяется в Вене. С 1754 года в течение 10 лет он занимает  привилегированную должность дирижера придворной оперы. В этот период Глюк пишет оперы "Милосердие Тита" (1752), "Антигона" (1756), "Король-пастух" (1765), "Телемак" (1765). Комические оперы, написанные на французские либретто: "Остров Мерлина" (1758), "Адский шум" (1759), "Осаждённая Цитера" (1759), "Волшебное дерево" (1759), "Исправившийся пьяница" (1760), "Одураченный кади" (1761), "Неожиданная встреча" (1764). В 1761 году Глюк знакомится с Раньеро де Кальцабиджи и на его либретто пишет оперы "Орфей" (1762), "Альцеста" (1767), "Парис и Елена" (1770), балеты "Дон Жуан, или Пир с каменным гостем" (1761), "Александр" (1764), "Семирамида" (1765).  Основой сюжета оперы "Ифигения в Авлиде" (1774) было произведение Расина "Ифигения", автор либретто - Франсуа Леблан дю Рулле, атташе французского посольства в Вене.                    В связи с постановкой "Орфея" в Париже Глюк оказывается в гуще возобновившейся после 20-тилетнего перерыва борьбы между поборниками итальянской оперы ("буффонистами") и французской национальной оппозиции ("антибуффонистами"). Итальянский стиль, безраздельно господствовавший в то время во всём мире, придавал чрезмерную важность мелодии и личности певца. Самые выдающиеся представители духовного мира Франции, философы и поэты во главе с Глюком выступили за более драматический и более человечный стиль, за драматическую правду. Напряженность борьбы достигает высшей точки, когда в Париж прибывает Никколо Пиччини, в то время один из самых модных итальянских композиторов. Итальянская партия сразу же избирает его своим вожаком, и с этого времени две партии уже называются "глюкистами" и "пиччинистами". В 1777 году терпит неудачу опера Глюка "Армида" и в то же время с большим успехом идёт "Роланд" Пиччини. Однако великая борьба все же решается в пользу Глюка: в 1779 году триумфально проходит премьера оперы "Ифигения в Тавриде", а Пиччини публично признает своё поражение.             После премьеры последней оперы "Эхо и Нарцисс" Глюк возвращается в Вену. Глюк скончался 15 ноября 1787 года.            Другие оперы Глюка (всего более 40) : "Эцио", "Иссипиль", "Китайцы", Оправданная невинность", "Пор" (1744), "Триумф Клелии" (1763), "Эхо и Нарцисс" (1779). Виктор Гюго : "Глюк - это могучий лес 1.   Гивенталь, И.А.  Музыкальная литература /  И.А.Гивенталь, Л.Д.Щукина-Гингольд.- М. :  Музыка, 1984  85.313(3) 2.   Музыканты и композиторы /  Сост.И.И.Комарова.- М. :  РИПОЛ КЛАССИК, 2002.-( Краткие биографические словари). :  3780 р.  85.31 Ф03-1, А242-12 июля - 170 лет со дня рождения К.Е. Маковского (1839-1915), русского живописца.Маковский Константин Егорович, русский художник, мастер живописи, представитель академического романтизма. Родился будущий художник в Москве 20 июня (2 июля) 1839 в семье Е.И.Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Брат художника В.Е.Маковского. Учился в МУЖВЗ (1851-1858), где главным его наставником был С.К.Зарянко, а также в Академии художеств (1858-1863). Участник "бунта четырнадцати", был одним из членов-учредителей "Товарищества передвижников" (1870), однако с 1883 выставлял свои вещи самостоятельно, занимая независимую позицию по отношению и к "передвижникам", и к Академии. В 1876 посетил Ближний Восток, в том числе Египет, а также Болгарию и Сербию. Жил и работал в Петербурге, Москве и Париже. Константин Маковский получил академическую золотую медаль за мелодраматическую картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862), решенную всецело в русле романтического историзма. Написал немало сентиментальных типажей и сценок из "народного быта", в том числе популярных «Детей, бегущих от грозы» (1872) и трогательный образ старого слуги Алексеича (1882). Проявил себя как крупный мастер портрета («Оперный певец О.А.Петров», 1870; все — в Третьяковской галерее). Однако подлинный авторитет завоевал полотном «Балаганы на Адмиралтейской площади» (1869, Русский музей), где придал жанровой сцене невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ "всего Петербурга", как заметил В.В.Стасов, оценивший картину весьма высоко. Здесь проявился его главный дар: талант художника-режиссера, умеющего к тому же придавать своим вещам особый колористический лоск. Этот лоск вкупе с усиливающейся любовью к экзотическим и средневековым, далеким от "злобы дня" темам надолго закрепили за Константином Маковским репутацию "салонного художника", наглядным укором которому как бы служил его, более политически ангажированный младший брат. Однако на деле искусство мастера было стилистически перспективно, открывая прямую дорогу к символизму и модерну с их упоением ослепительной, сверхреальной красотой. Развитию же "режиссерского" дара способствовала любовь мастера к домашним оперным спектаклям, в которых он сам выступал как незаурядный певец. Сказочная живописность Востока воплотилась в масштабном полотне «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876, там же). В 1880-1890-е годы Маковский часто обращался к русской истории 17 в., написав целый ряд пышных "боярских пиров" и "свадеб", которые имели шумный успех за рубежом («Поцелуйный обряд», 1895, Русский музей; и др.). Особым размахом, массой ярких деталей отличается огромное полотно «Минин на Нижегородской площади» (1896), написанное для Нижегородской ярмарки и помещенное в специальном павильоне (ныне — в городском Дворце Труда). В поздний период пожинал плоды успеха, коммерчески варьируя удавшиеся мотивы. Маковский стал жертвой уличной аварии (его пролетка была сбита трамваем) и умер в Петербурге 17 (30) сентября 1915. 1.   Мацкевич, М.  Сказка о красивом художнике / М.Мацкевич //  Дошкольное воспитание. -  2003. -  N1. -  С.28-33ББК 85.143(2)13 июля - 145 лет со дня рождения М. Пятницкого (1864-1927), собирателя и исполнителя русской народной песниПятницкий Митрофан Ефимович (1864, село Александровка, ныне Воронежской области, — 1927, Москва), собиратель и исполнитель русских народных песен, заслуженный артист Республики (1925). Родился в семье дьякона. Учился в Воронежском духовном училище. В Москве впервые в 1897, с 1899 поселился в Большом Боженинском переулке, 11. С 1903 член Музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. Основатель и руководитель Русского народного хора (1910, с 1927 его имени). В 1911 хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания и привлёк внимание многих деятелей культуры, в том числе К.С. Станиславского. В 1912 концерты хора проходили в консерватории. В 1918 хор выступил в красноармейском клубе Кремля (состоялась также личная встреча Пятницкого с В.И. Лениным, после которой хор получил поддержку советского правительства). В 1921—1925 Пятницкий преподавал пение в 3-й Студии МХТ (ныне Театр имени Евг. Вахтангова). Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1927, после смерти Пятницкого, его квартира на Девичьем поле в Москве стала домом-музеем (в настоящее время не функционирует). Большая коллекция народных инструментов и костюмов, собранная Пятницким, является собственностью Русского народного хора.1.   Григорьева, Е.  Звезда Митрофана Пятницкого / Е.Григорьева //  Работница. -  2001. - N5-6. -  С.74-75. 2. Прокофьева, Е.  Митрофан Пятницкий. Крестьянский капельмейстер / Е.Прокофьева // Крестьянка. -  2008. -  N2. -  С.62-65.6 июля - 100 лет со дня рождения Б. Балтера (1919-1974), русского писателя.Балтер Борис Исаакович, русский писатель, переводчик, литературовед. Родился 6 июля 1919 в Самарканде. С 1931 жил в г.Орехов Запорожской обл., затем в Евпатории, откуда после окончания школы в 1936 был направлен в Ленинградское Краснознаменное пехотное училище. Участвовал в советско-финляндской 1939–1940 и Великой Отечественной войнах, с 1943 член КПСС (в 1968 исключен после подписания письма в поддержку правозащитников Б.Галанскова и А.Гинзбурга). В 1945–1946 – слушатель Военной академии им. М.В.Фрунзе (уволен по болезни). В 1948–1953 учился в Литературном институте им. А.М.Горького в семинаре К.Г.Паустовского, после чего несколько лет руководил литературным отделом Хакасского НИИ языка, литературы и истории в Абакане. В 1952 в альманахе «Владимир» опубликовал повесть о начале войны «Первые дни», которая дала название его первому сборнику прозы (1953). Итогом внимательного изучения истории и фольклора хакасов стали изданные в переводе и литературной обработке Балтера сборники «Хакасские народные сказки» (1955, переизданы в 1986 в Абакане с предисловием Балтера) и «Поющий чайхан» (1958), исторические повести о прошлом хакасского народа «Степные курганы» (1955) и «О чем молчат камни» (1964). В 1964 по мотивам повести «До свидания, мальчики» Балтер в соавторстве с В.Токаревым издал одноименную лирическую драму и (в соавторстве с М.Каликом) сценарий одноименного фильма (повесть также переведена на французский и некоторые др. языки). До ранней смерти (которую Балтер предчувствовал в своей автобиографической повести, говоря об уставшем сердце, «спотыкающемся» по ночам) писатель успел опубликовать в журнале «Юность» (1965, № 10) рассказ «Проездом». В изданном в 1991 сборнике произведений опубликованы также пьесы Балтера «А у нас во дворе...», рассказы «Открытие», «Неожиданный день». Балтер много переводил с узбекского и таджикского языков, выступал также как редактор поэтических сборников. Автор литературно-критических и публицистических статей. Умер Балтер в Москве 8 июня 1974.^ 7 июля - 125 лет со дня рождения Л. Фейхтвангера (1884-1958), немецкого писателяФейхтвангер Лион, немецкий писатель, лауреат Национальной премии ГДР (1953). Родился 7 июля 1884 г. в Мюнхене в семье богатого еврейского фабриканта. Окончив гимназию, в 1903 г. поступает на филологический факультет сначала Мюнхенского, а потом и Берлинского университета, помимо литературы изучая древние языки, астрологию, философию и германистику. В 1907 г. оканчивает университет и в том же году защищает докторскую диссертацию. В 1907—1914 гг. много путешествовал, подолгу живя в Италии и во Франции, занимался журналистикой и театральной критикой. Начало Первой мировой войны застало его в Тунисе, откуда он был интернирован как немецкий гражданин. Не приняв войну, Фейхтвангер выражает свою антивоенную позицию, обработав классические античные пьесы: «Персы» Эсхила (1917) и «Мир» Аристофана (1918), а также в собственном творчестве — пьесе «Военнопленные» (1919) и стихах.   В 20—30-е гг. выходят его романы «Томан Вендт» (1920), «Безобразная герцогиня Маргарита Маульштадт» (1923), «Еврей Зюсс» (1925), трилогия «Зал ожидания» («Успех», 1930; «Семья Оппергейм», 1933; «Изгнание», 1939). В историю мировой литературы Фейхтвангер вошел, прежде всего, как автор исторических романов: «Иудейская война» (1932), «Сыновья», «Лже-Нерон» (1937), «Настанет день», «Братья Лаутензак» (1942), «Симона» (1944).   В 1933 г. писатель эмигрирует во Францию, где участвует в международном движении в защиту культуры, совместно с Б. Брехтом редактировал издававшийся в Москве в 1936—1939 гг. журнал «Баз УоП». После захвата Франции войсками гитлеровской Германии, уехал в США, где и прожил до конца своих дней.   После войны международную известность получили его романы «Лисы в винограднике» (1947), «Гойя, или Тяжкий путь познания», «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (1952). Многие произведения Фейхтвангера были экранизированы. Умер Фейхтвангер в 21 декабря 1958 г. в г. Лос-Анджелес, штат Калифорния. 1.   История немецкой литературы.- М.:  Выш. шк., 1978  83.3(4Гем) А242-1 2. Фейхтвангер, Л.  Успех: три года из истории одной провинции / Л.Фейхтвангер.- Кишинев :  Картя Молдовеняскэ, 1974  84(4Гем) А242-110 июля - 120 лет со дня рождения Н. Асеева (1889-1963), русского поэта.Асеев Николай Николаевич, поэт. Родился 28 июня (10 июля н.с.) в городе Льгов Курской области в семье страхового агента. Детские годы провел в доме деда, Николая Павловича Пинского, охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика. В 1909 окончил Курское реальное училище, поступает в Коммерческий институт в Москве и одновременно слушает лекции на филологическом факультете Московского университета. В 1911 опубликовал свои первые стихи. Литературная жизнь Москвы захватила молодого поэта, он посещает брюсовские "вечера", "ужины" Вяч. Иванова, знакомится с Б. Пастернаком, который покорил его всем: и внешностью, и стихами, и музыкой. С 1913, когда в альманахе "Лирика" появляется подборка стихов Асеева, начинается его активная литературная деятельность. Через 4 года он издал пять сборников оригинальных стихотворений: "Ночная флейта" (1913), "Зор" (1914), "Оксана" (1916), "Леторей", (1915), "Четвертая книга стихов" (1916). Начинается первая мировая война, и Асеева призывают на военную службу. В Мариуполе он проходит обучение в запасном полку, который вскоре отправляют ближе к Австрийскому фронту. Заболевает воспалением легких, осложнившимся вспышкой туберкулеза. Его признают негодным к службе и отправляют домой на поправку; через год он проходит переосвидетельствование, и его снова направляют в полк, где он пробыл до февраля 1917, когда был избран в Совет солдатских депутатов. Началась Февральская революция, полк отказался идти на фронт. Асеев вместе с женой "двинулся" на Дальний Восток. Этот длинный путь через фронтовую, голодную, мятежную страну стал его путем в большую поэзию (очерк "Октябрь на Дальнем"). Во Владивостоке он сотрудничал в газете "Крестьянин и рабочий" - органе Совета рабочих и крестьянских депутатов. Октябрьскую революцию, о которой узнал во Владивостоке, принял безоговорочно. По предложению Луначарского Асеев был вызван в Москву и в 1922 он туда приезжает. Возобновляет знакомство с Маяковским, который имел на него большое влияние. Выходят сборники его стихов: "Стальной соловей" (1922), "Совет ветров" (1923). С 1923 Асеев участвовал в литературной группе "Леф" (левый фронт искусств), возглавлявшейся Маяковским. До конца жизни Маяковский поддерживал его, помогал издавать его книги. В 1920-е годы вышли поэмы "Лирическое отступление", "Свердловская буря", стихи о русских революционерах ("Синие гусары", "Чернышевский"). В 1928, после поездки за границу, написал стихи о Западе ("Дорога", "Рим", "Форум-Капитолий" и др.). Перед войной Асеев публикует поэму "Маяковский начинается" ("...я написал о нем поэму, чтобы хоть отчасти выполнить свой долг перед ним. Без него мне стало труднее...", - писал Асеев). Многие его военные стихи и поэмы - страницы поэтической хроники Отечественной войны: "Радиосводки" (1942), "Полет пуль", "В последний час"(1944), "Пламя победы" и др. В 1961 книгой "Зачем и кому нужна поэзия" (1961) Асеев подводит итоги своего творчества и своей жизни. В 1963 поэт умирает. 1.   Воспоминания о Николае Асееве.- М. :  Сов. писатель, 1980  83.3Р7 2. Смола, О.П.  Лирика Асеева /  О.П.Смола.- М. :  Худож. лит.,1980 83.3(2Рос=Рус)6 11 июля - 110 лет со дня рождения П. Павленко (1899-1951), русского писателяПавел Андреевич Павленко, русский советский писатель, разносторонний мастер, обладавший искрометным талантом. Родился 12 июля 1899 года в Петербурге. Он был единственным ребенком в семье. Вскоре после рождения сына семья из-за болезни матери перебралась в Тифлис. В 1901 году, двух лет отроду, Павленко лишился матери. До шести лет мальчик воспитывался у бабушки в маленьком белорусском городке Велиже. Во время учебы в реальном училище юноша мечтал стать писателем, однако, после окончания реального училища, Павленко поступил в Бакинский политехникум на сельскохозяйственное отделение. В 1921 году, будучи комиссаром пограничного отряда, Павленко впервые выступил на страницах красноармейской газеты "Красный воин" со статьей "Достойно примера". В 1939 году Петр Андреевич Павленко за выдающиеся заслуги в области литературы - и в первую очередь за роман "На востоке" - был награжден орденом Ленина. С первых дней финской войны полковой комиссар Павленко на фронте в качестве военного корреспондента красноармейской газеты "Героический поход". За участие в финском походе Петр Андреевич был награжден орденом Красной Звезды. В 1941 году вместе со всем народом становится в строй и Павленко. Уже 24 июня в "Правде" печатается его статья "Великие дни". В 1943 году, в дни боев за Новороссийск, Петр Андреевич награжден орденом Красного Знамени. В 1943 году выходит в свет книга рассказов "Путь отваги". Замысел романа "Счастье" возник у Павленко в1944 году, в 1947 работа над произведением была завершена. В 1945 году, по требованию врачей, Петр Андреевич переезжает в Крым, в Ялту. В декабре 1947 года трудящиеся города избрали писателя депутатом Ялтинского городского совета. Петр Андреевич ведет активную общественную работу. По его инициативе в Алуште была созвана первая крымская писательская конференция. В течение многих лет Павленко являлся членом редколлегии журнала "Знамя". Помог выступить с первыми книгами многим, никому до тех пор неизвестных авторов. Умер Петр Андреевич Павленко в 1951 году.12 июля - 125 лет со дня рождения А. Модильяни (1884-1920), итальянского художника, скульптораАмедео Модильяни  (Modigliani, Amedeo), выдающийся итальянский живописец и скульптор. Родился 12 июля 1884 в Ливорно. После обучения в школе живописи в Ливорно у Г. Микели, в 1902 Модильяни поступил в Академию художеств во Флоренции, а немного позже – в Академию в Венеции. В начале 1906 он приехал в Париж, где занялся поисками современного художественного языка. Испытал влияние П.Сезанна, Тулуз-Лотрека, П.Пикассо, фовизма и кубизма, но в итоге выработал собственный стиль, для которого характерен богатый и плотный цвет. В ноябре 1907 Модильяни познакомился с доктором Полем Александром, который снял для него студию и стал первым коллекционером его работ. Художник стал членом группы Независимых и в 1908 и 1910 выставлял свои работы в их салоне. Знакомство со скульптором Константином Бранкузи в 1909 сыграло основополагающую роль в развитии скульптурного творчества Модильяни. У Бранкузи Модильяни получил поддержку и ценные советы. В эти годы Модильяни в основном занимался ваянием и изучением произведений классической древности, индийской и африканской пластики. В 1912 он выставил семь скульптурных произведений на Осеннем Салоне. С началом Первой мировой войны многие друзья Модильяни покинули Париж. Художника угнетали перемены в жизни, безработица, нищета. Модильяни был дружен с такими разными художниками, как Пикассо, Хаим Сутин и Морис Утрилло, а также с коллекционерами и деловыми людьми – Полем Гийомом и Леопольдом Зборовским. Последний стал покровителем художника и поддерживал его творчество. В эти годы Модильяни вернулся к живописи и создал, возможно, свои самые значительные произведения. Присущая его произведениям отвлеченность явилась следствием изучения искусства древних цивилизаций и итальянского примитива, а также влияния его друзей кубистов; в то же время его работы отличаются поразительной тонкостью психологической характеристики. Позже формальная сторона его творчества становится все более простой и классичной, сводится к сочетанию графического и цветового ритмов. В 1917 Модильяни, в то время уже очень больной и склонный к алкоголизму, познакомился с Жанной Эбютерн, ставшей его спутницей в последние годы жизни. В следующем году Зборовский организовал персональную выставку художника в галерее Берты Вейль. Она не имела успеха, но вызвала скандал несколькими изображениями обнаженной натуры: их сочли неприличными, и по требованию полиции полотна были сняты. Тем не менее, некоторые французские и иностранные коллекционеры проявили интерес к работам Модильяни. В 1918 художник поехал на Лазурный берег для отдыха и лечения и пробыл там некоторое время, продолжая упорно работать. Модильяни умер вскоре после возвращения в Париж, 24 января 1920. Утром следующего дня Жанна Эбютерн покончила с собой. В работах Модильяни сочетаются чистота и утонченность стиля, символизм и гуманизм, языческое чувство полноты и безудержной радости жизни и патетическое переживание мук всегда неспокойной совести. 1. Андрианова, И.А.  Великие живописцы /  И.А.Андрианова.- М. :  АСТ: Астрель, 2004.-( Великие и знаменитые). :  12110 р.  85.14 А242-1 2.  Виленкин, В.Я.  Амедео Модильяни /  В.Я.Виленкин.- М. :  Искусство, 1989.- (Сер. "Жизнь в искусстве")  85.143(3) 1. Байрамова, Л. Модильяни / Л.Байрамова // Смена.- 1999.- N5.- С.104-123 2.   Логинов, Д.  Последняя любовь Модильяни / Д.Логинов //  Смена. -  2007. - N9. -  С.108-117. 3.  Медведенко, А.  Ахматова - Модильяни. Больше, чем любовь / А.Медведенко //  Эхо планеты. -  2008. -  N8. -  С.26-31. 4. Пракопчык, Н.  Каханыя Амедэо Мадыльянi / Н.Пракопчык //  Алеся. -  2001. - N9. -  С.7.13 июля - 110 лет со дня рождения С. Клычкова (1899-1940), русского поэта, писателя Клычков Сергей Антонович (наст. фамилия или деревенское прозвище Лешенков) (1889–1937, по др. данным 1940), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился 1 (13) июля, по др. данным 24 июня (6 июля) 1889 в д.Дубровки Тверской губ. Сын сапожника; учился в школе г.Талдома, затем в реальном училище И.И.Фидлера в Москве, где в 1905 участвовал в декабрьском восстании. Выступил с революционными стихами (Мужик поднялся, Вихрь, Гимн свободы, все 1906) и социально-обличительной прозой (Бездомные, 1907). В 1908, благодаря материальной поддержке М.И.Чайковского, брата композитора, посетил Италию, где познакомился с М.Горьким. С осени 1908 учился в Московского университете (на естественном, затем историко-филологическом и юридическом факультетах; исключен в 1913). С первых поэтических сборников Песни: Печаль-радость. Лада. Бова (1911) и Потаенный сад (1913) Клычков заявил о себе как о поэте новокрестьянского направления, созвучном поэтическим индивидуальностям Н.А.Клюева, С.А.Есенина, П.В.Орешина и др. «сопесенников крестьянской купницы». С началом Первой мировой войны был призван в армию, в 1919 с молодой женой уехал в Крым, где чудом избежал расстрела (сначала махновцами, затем белогвардейцами). В 1921 вернулся в Москву, работал в журнале «Красная новь» и издательстве «Круг». После выпуска поэтических сборников Дубравна (1918), Домашние песни, Гость чудесный (оба 1923), В гостях у журавлей (1930), разрабатывающих прежние темы и образы, сгущенные и обостренные переживаниями военных лет, зрелищем разрушаемой деревни, одухотворенные присутствием утонченного и отрешенного одинокого странника – лирического «Я» поэта, Клычков обращается к прозе. Из задуманной серии в девяти романах опубликованы Сахарный немец (1925; 2-е изд. 1929; в 1932 вышел под назв. Последний Лель), Чертухинский балакирь (1926), Князь мира (1928; журнальное назв. Темный корень, 1927). Продолжающее гоголевскую традицию совмещение реального и фантастического планов позволяет Клычкову в присущей ему сказовой манере сочной, самоцветной народной речью гротескно-сатирически изобразить события глубоко чуждой ему войны (Сахарный немец, где полный юмора и печали рассказ ведется от имени человека из народа), в сплаве различных мифопоэтических традиций передать легенды и предания отеческой деревни (Чертухинский балакирь, где действуют, наряду с жителями села Чертухино, лешие, домовые и водяные, где сплетены размышления о христианском начале и языческих корнях, крепости и «природности» русского мужика, перекликающиеся с давними замыслами Клычкова пересказать песни о русских богатырях: о Микуле – «земле, весенней пахоте», Алеше – «диком, осеннем поле и беспричинной тайной сладости-печали», о Чуриле-«солнышке»), а также с помощью архетипического сказочного сюжета «обмена» обликом старика и молодого солдата показать зло корысти и бессердечия, разъедающее русскую крестьянскую общину со второй половины 19 в. – времени отмирания крепостного права (Князь тьмы, под этим назв. Темный корень вышел в издательтве «Круг»). В 1930-е годы Клычков активно занимался переводами и литературной обработкой эпоса народов СССР (вогульские сказания, марийские народные песни, киргизский эпос Манас, грузинская классика – поэма Витязь в тигровой шкуре Ш.Руставели, произведения Г.Леонидзе, А.Церетели, Важа Пшавела и др.). В 1937 Клычков был арестован по ложному обвинению в принадлежности к антисоветской организации «Трудовая крестьянская партия» и связи с Л.Б.Каменевым и расстрелян 8 октября 1937 (по др. данным 21 января 1940). 1. Павлова, Г.В.  "...А говорить меня научили меня научили звезды" / Г.В.Павлова // Литература в школе. -  2007. -  N9. -  С.19-22.13 июля - 100 лет со дня рождения А. Крона (1909-1983), русского драматургаКрон (Крейн) Александр Александрович, прозаик, драматург. Родился 30 июня (13 июля н.с.) в Москве в семье композитора. Во время гражданской войны попал в детскую исправительную колонию под Москвой, где учился и приобретал специальность. Работал. В 1930 окончил историко-философский факультет Московского университета. Будучи студентом, написал за 20 дней пьесу "Винтовка № 492116", посвященную проблеме детской беспризорности в годы гражданской войны. Пьеса была поставлена в Ленинградском театре. В 1930 - 1931 работал в Баку. В 1930-е были написаны пьесы: "Трус" (1934), "Наше оружие" (1936), популярная в свое время комедия "Глубокая разведка" (1937 - 40). В годы Отечественной войны служил во флоте, участвовал в обороне Ленинграда, одновременно работая для военной печати. В 1942 пишет (совместно с В.Азаровым и Вс. Вишневским) комедию "Раскинулось море широко", поставленную во время блокады Ленинграда; в 1944 - пьесу "Офицер флота", поставленную МХАТом в 1945. После войны опубликовал пьесы "Второе дыхание" (1946) и "Кандидат партии"(1950). В 1950-е "Заметки писателя" А.Крона были подвергнуты резкой критике. В 1960-е написал ряд рассказов и книгу очерков о путешествии в Индонезию ("На ходу и на якоре", 1961). В 1964 опубликовал роман "Дом и корабль"; в 1977 - роман "Бессонница", имевший большой успех у читателей. Последним произведением писателя была повесть "Капитан дальнего плавания", вышедшая в 1983. А.Крон скончался 24 февраля 1983. ^ 13 июля - 115 лет со дня рождения И. Бабеля (1894-1940), российского писателяБабель Исаак Эммануилович (1894- 1940), прозаик. Родился 1 июля (13 н.с.) в Одессе в семье торговца. "Дома жилось трудно, - пишет позже Бабель, - потому что с утра до ночи заставляли заниматься множеством наук". Учился в Одесском коммерческом училище, откуда благодаря учителю мистеру Вадону вынес прекрасное знание французского языка и любовь к Франции. Окончив училище, уехал в Петербург, где в 1915 "начал разносить свои сочинения по редакциям". В 1916, попав к М. Горькому, обрел в нем учителя и наставника ("Я всем обязан этой встрече..."). Горький напечатал два первых рассказа Бабеля, но затем отправил его "в люди". Прервав занятия литературой на семь лет, Бабель переменил множество профессий: сотрудник Нарком-проса, типографский служащий, репортер, боец 1-й Конной армии, служил в ЧК. "И только в 1923 научился выражать свои мысли ясно и не очень длинно. Тогда вновь принялся сочинять". В начале 1924 появились первые рассказы писателя - "Соль", "Письмо", "Король". Вместе с написанными позднее, они составили два цикла - "Конармия" (отдельное издание 1926) и "Одесские рассказы" (отдельное издание 1931). "Конармия" была воспринята современниками неоднозначно: литературной критикой - восторженно, командармом Буденным названа "клеветой" и "бабьими сплетнями". На защиту писателя встал М. Горький. В 1928 Бабель написал пьесу "Закат", тематически связанную с "Одесскими рассказами". Интерес Бабеля к культуре Франции и его неоднократные поездки в Париж давали повод для сплетен в московских литературных кругах. Подозрительное отношение к Бабелю особенно усилилось, когда в июне 1935 Бабель отправился в Париж для участия в Международном конгрессе писателей в защиту культуры и, пренебрегая осторожностью, общался с представителями русской эмиграции. В конце 1930-х по стране прокатилась волна репрессий. В то время Бабеля печатали крайне редко, поскольку он не освещал успехов партии и не выражал любви к вождю (как это требовалось от писателей). На съезде писателей он был подвергнут резкой критике за то, что "оторвался от жизни, отяжелел, стал наблюдателем...". Для Бабеля это не было неожиданностью. После смерти М. Горького он сказал: "Ну, теперь все, каюк. Жить мне не дадут". 15 мая его арестовали по обвинению в принадлежности к троцкистской террористической организации и в шпионаже в пользу французской и австрийской разведок. 27 января 1940 И. Бабель был расстрелян. В 1954 реабилитирован. 1.   500 сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс сред.школы.- М. :  АСТ: Астрель, 2007 :  16570 р.  83.3(2Рос=Рус) А242-1 2.   Бабель, И.Э.  Пробуждение /  И.Э.Бабель.- Тбилиси :  Мерани, 1989.- (ХХ в. Россия - Грузия. Сплетение судеб). :  2000 р.  84(2Рос=Рус)6 А242-1 3.   Воспоминания о Бабеле /  Составители А.Н.Пирожкова, Н.Н.Юргенева.- М. :  Кн. палата, 1989.-( Попул. б-ка; Дневники. Мемуары. Свидетельства).  83.3Р7 47369-1 4.   Сочинения. Русская литература 1917-1945 /  Авт.-сост.С.М.Шведов.- Мн. :  Книжный Дом, 2005 :  2832 р.  83.3Р7 А242-1 1.   Маркиш, Д.  Стать Лютовым / Д.Маркиш //  Октябрь. -  2001. -  N1. - С.67-118. - N2. -  С.33-95.14 июля - 220 лет со дня рождения М. Загоскина (1789-1852), русского писателяЗагоскин Михаил Николаевич, известный романист, родился 14 июля 1789 г. в отцовском селе Рамзае (Пензенской губернии). Научившись в родительском доме только читать и писать, Загоскин в 1802 г. отправился в Петербург на службу в финансовое ведомство. В 1812 г. он поступил в петербургское ополчение и был ранен под Полоцком. Знакомство с князем А.А. Шаховским, который в то время служил при театре по репертуарной части, имело решительное влияние на дальнейшую судьбу Загоскина, открыв ему доступ к театру. В 1817 г. Загоскин вступил на службу помощником члена по репертуарной части, а в 1818 г. перешел в публичную библиотеку. Литературная деятельность петербургского периода жизни Загоскина была отмечена комедиями "Проказник" (1815), "Комедия против комедии, или Урок волокитам" (1815), "Богатонов, или Провинциал в столице" (1817), "Вечеринка ученых" (1817), "Роман на большой дороге" (1819) и "Добрый малый" (1830). Кроме того в 1817 г. Загоскин издавал журнал "Северный Наблюдатель". Переехав в 1820 г. в Москву, Загоскин попал в кружок любителей театра, особенно сблизился с С.Т. Аксаковым и Ф.Ф. Кокошкиным и так же как в Петербурге деятельно занимался литературой и самообразованием. Выдержав в 1821 г. экзамен на чин коллежского асессора, он в следующем году поступил чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе. В 1823 г., когда директором московских театров был назначен Ф.Ф. Кокошкин, Загоскин занял место члена по хозяйственной части. В этот период он написал "Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе" (1821), "Урок холостым, или Наследники" (1822), "Деревенский философ" (1822), "Репетиция на станции" (1827) и "Благородный театр" (1827). С 1827 г. Загоскин начинает писать романы, из которых первый, "Юрий Милославский" (1829), имел необыкновенный успех и доставил автору огромную известность. Последовавшие за Юрием Милославским романы и повести "Рославлев" (1830), "Аскольдова могила" (1833), "Кузьма Рощин" (1836), "Повести" (1837), "Искуситель" (1838), "Тоска по родине" (1839), "Кузьма Петрович Мирошев" (1841), "Брынский лес" (1845) и "Русские в начале XVIII столетия" (1848) ничего уже не могли прибавить к его славе. В 1831 г. Загоскин был назначен директором московских театров и вскоре избран в члены российской академии. В 1842 г. он был сделан директором московской Оружейной палаты. В последние годы своей жизни Загоскин издавал сборник "Москва и москвичи", посвященный прошлому и настоящему древней столицы. Последними произведениями Загоскина были комедии "Поездка за границу" (1850), "Заштатный город" (1850) и "Женатый жених" (1851). Умер в 1852 г. По количеству написанного Загоскин - один из самых плодовитых писателей.  Всеобщий восторг, вызванный романом "Юрий Милославский" у современников, более всего объясняется тем, что это был первый русский исторический роман. Как романист Загоскин подражал Вальтеру Скотту, как автор комедий, из которых многие в свое время имели большой успех, он шел вслед за Шаховским. Успеху произведений Загоскина  способствовала сама личность автора: это был добродушный и искренний человек.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.