Реферат по предмету "Разное"


04 ’ 2010 Декабрь

№ 04’2010Декабрь ГЕНДЕРНЫЙПОДХОД Обучение и проживание в «женском коллективе», с одной стороны, позволяет реализовать гендерный подход в обучении и формировать у девочек качества, присущие женщине, с другой - обостряет потребность в общении с противоположным полом...с.15 Научно – методическийжурнал4’2010 ДекабрьОтветственныеза выпуск: Шипицына Г.А.Компьютернаяверстка и дизайнПопова И.В. Шипицына Г.А.В оформлении использованы фотоработы А.Зайкова, А.Зеленцова, Е. Шуровой, Т.БуньковойНаш адрес: 624860 Свердловская обл. г. Камышлов ул. Маяковского 11. ПЕДКОЛЛЕДЖИздается с 1.10.1998 годаВ номере:^ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПУЗЫРЕВСКАЯ А.Ю.Формирование гендерной идентичности на примере функционирования женской гимназии-интерната при КПК………………5^ ПУЗЫРЕВСКАЯ А.Ю. Женская гимназия-интернат при КПК: содержание и перспективы развития……………………………………….8СЕМЁНОВА Г.Н. Проявление гендерных особенностей девочек подросткового возраста в условиях обучения в женской гимназии-интернате………………………13^ СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯСАВЕЛЬЕВА Е. Гендерный подход в образовании. Сущность, специфика, возможности применения в современной школе……………………………17^ ХАЙРЕТДИНОВА О. Гендерная социализация как условие успешной адаптации в обществе………………………………………………18КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ^ ПАВЛОВА О.Л. Развитие информационной компетенции воспитанниц ЖГИ………20ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИШИПИЦЫНА Г.А. Гендерные аспекты социокультурного подхода в преподавании русского языка в женской гимназии………………………..24^ ЯКИМОВА А.В. Реализация тренинговых занятий с воспитанницами ЖГИ на основе учета гендерных особенностей…………………………………….26ВЯТКИНА Т.Ю. Формирование гендерного мировоззрения на уроках обществознания…………………………………………………….28^ ТОЛЩИНА А.С.Учет гендерных особенностей при формировании ценности здорового образа жизни……………………….31МАСТЕР-КЛАССПАВЛОВА О.Л., РАКОВА М.П. Сценарий занятия для воспитанниц Камышловской женской гимназии-интерната на базе ГОУ СПО КПК…………..……………..33^ БУНЬКОВА Т.В. Сценарий мини-спектакля для воспитанниц ЖГИ «И снова Рождество!»…………………………………………………………….37ШУРОВА Е.В., ГУРИНА И.А., ОРЛЮК Е., ^ ПЕЧЁРКИНА К., КРАПИВИНА И., КУЗНЕЦОВА А.Сценарий званого приёма в женской гимназии-интернате…………………….41ШАРКОВА Е.В.Сценарий «Новогодней «студенческой волны»………………………………..46^ СТРАНИЦЫ ТВОРЧЕСТВА Стихи и рассказы воспитанниц женской гимназии…………………………….52С НОВЫМ ГОДОМ!............................................................................................56 ИННОВАЦИИ^ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ-ИНТЕРНАТА ПРИ КАМЫШЛОВСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕПузыревская Алёна ЮрьевнаГендерная идентичность рассматривается как одна из базовых структур социальной идентичности личности, результат гендерной социализации. Т.е. индивид усваивает социальный опыт, психосоциальные установки, ценностные ориентации, определённые способы поведения и деятельности, присущие представителям того или иного пола, ассоциируя себя с представителями своего пола.[1]Не вызывает сомнения факт, что в любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному и, более того, от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному общаются с ними. [2]. Это зависит, во-первых, от того, каковы особенности развития психических процессов у мальчиков и девочек и, во-вторых, особенностей культуры конкретного общества. Немалое значение имеет и то, кто является главным агентом гендерной социализации ребёнка (родители, сверстники, представители воспитательных организаций). В женскую гимназию-интернат при Камышловском педагогическом колледже в основном принимаются воспитанницы из неполных, многодетных семей, семей, где родители часто и подолгу отсутствуют дома (из-за болезни, особенностей работы и т.п.). Следовательно, в родных семьях происходит нарушение привычных связей, что приводит к нарушению гендерной идентичности девочки по каждому из признаков. Усиливает это состояние и то, что в воспитательных организациях (ДОУ, начальная школа) работают только женщины, что также влияет на формирование представлений о незначительной роли мужчины в обществе. Следовательно, перед педагогическим коллективом стоит цель нивелировать влияние сложившихся негативных стереотипов, сформировать позитивные нормотипичные представления о роли мужчины и женщины в семье и обществе. Работа педагогического коллектива началась с определения основных характеристик проявления гендерной идентичности. С нашей точки зрения, это прямое эмоциональное отождествление себя с половой группой (эмоциональная окрашенность наиболее важна для девочки), наличие внешних признаков отождествления (одежда, причёска, макияж, пантомимика, речь), система ценностей, принимаемая обществом для женщины (материнство, детство, образование, успешность в профессии, равенство), нормотипичное поведение (включая важные свойственные женщине стереотипы поведения), конкретные социальные и практические умения. Создавая и описывая систему воспитательной работы по формированию гендерной идентичности воспитанниц (второй этап работы коллектива), мы отталкивались от определения содержания деятельности каждого из субъектов взаимодействия.Администрация ОУ. При организации быта женской гимназии-интерната администрации необходимо было учитывать особенности физического и физиологического развития воспитанниц. При оформлении жилых комнат учитывать эти особенности не сложно. Выбор цветового решения, мебели, аксессуаров направлен на формирование эстетического вкуса, создаёт пространственные и духовные условия для разнообразных видов занятий. Предусмотрены и личные территории, и возможность активного участия самих девочек в оформлении. Наличие разнообразных первичных и вторичных помещений также позволяет организовать быт воспитанниц в соответствии с их потребностями. Внесение же специфики в учебном корпусе - задача очень сложная. Её решение во многом связано с тем, что гимназия не самостоятельное учреждение, а структурное подразделение колледжа, следовательно, необходимо, создавая условия для девочек-подростков, не ухудшить условия для разнополых студентов юношеского возраста. Серьёзная же перепланировка в историческом здании невозможна. Несмотря на сложности, нам удалось создать тренажёрный зал для юношей-студентов, гигиенические комнаты для воспитанниц гимназии и девушек-студенток, разработать специальное меню для гимназисток и форму, состоящую из пяти предметов одежды (что позволяет разнообразить внешний вид).Учитель-предметник. Его задача – преодолеть сложившееся в системе образования противоречие: мужской способ подачи содержания дисциплины, предложенный в типовых учебниках, и женский способ преподавания (в чём выражается это противоречие и какие последствия оно имеет, неоднократно описывал в своих работах А.В. Мудрик). Рабочие программы отражают те изменения содержания учебной дисциплины, которые внесены учителем (эмоциональный образ женщины, роль женщины в истории и науке, место женщины в современном обществе и семье и т.д.), а также особенности организации процесса обучения, связанные с особенностями психосоциального развития девочки (на генетическом, когнитивном и психологическом уровне), особенностей физического и физиологического развития.Воспитатели. Их цель - так организовать жизнедеятельность, чтобы и содержательно, и по стилю взаимодействия она была благоприятна для девочек. В зависимости от года обучения нами определены темы воспитательной работы. ^ 5 класс – «Я - гимназистка». Работа в данном направлении позволяет создать комфортный психологический климат, способствующий личностному развитию и принятию нового статуса гимназистки, который они будут иметь на протяжении достаточно долгого времени. В соответствии с составляющими результата образования (динамика образованности на разных этапах освоения образовательной программы, динамика развития индивидуальности, динамика освоения и принятия роли женщины воспитанницей гимназии), определённых образовательной программой женской гимназии-интерната, определены линии воспитания, которые соответствуют образу гимназистки (женщины) и позволяют достичь запланированного в образовательной программе результата: образованность, здоровье, женственность, активность, красота, патриотизм. ^ Тема 6-7 класса – «Я и мой мир» - позволяет создать условия для формирования комфортного психологического климата в коллективе, системы конструктивного взаимодействия с людьми разных поколений, способствующих личностному развитию и самореализации воспитанниц. Основные линии работы в этот период таковы: Я - человек, но какой?, Я и моя семья, Я и мои друзья, Я в мире культуры. ^ Направление «Я и мир вокруг меня» (8-9 классы) позволяет создать условия для формирования гармоничных отношений к миру и с миром, к себе и с самой собой. Работа строится по трём основным линиям: самопознание и познание духовных ценностей как основы жизни человека. (Я и мой духовный мир), формирование умений самостоятельно и осознанно осуществлять выбор профессии путём изучения своих особенностей, знакомства со спецификой профессий (Я и моя профессия), формирование жизненного самоопределения путём осознания личностно значимых ценностных ориентаций (Я и моё будущее). Данная система, с нашей точки зрения, позволяет формировать (корректировать) систему ценностей, принимаемую обществом для женщины, в том числе так необходимую в современном обществе активную жизненную позицию; конкретные социальные умения (вступать и поддерживать контакт, выстраивать взаимоотношения, умение творчески подходить к жизни: способность адекватно воспринимать новые социальные требования и в необходимой мере изменяться в соответствии с ними); предпосылки для успешного выполнения основных социальных ролей; конкретные практические умения (по формированию собственного образа, ведению домашнего хозяйства, исследовательские умения и т.д.).Психолог должен так организовать индивидуальную помощь, чтобы воспитанница могла максимально самостоятельно решить проблемы гендерной идентификации (возникающие в различные возрастные периоды). А это значит: понимать и принимать себя, того, кто рядом, удовлетворить собственные интересы, не умаляя интересов ближайшего окружения. Для этого психолог работает не только с конкретной девочкой, но и с временными группами воспитанниц и даёт консультации воспитателям, учителям, родителям. Опыт, накопленный нами при организации функционирования женской гимназии-интерната, позволяет сделать следующие выводы: формирование гендерной идентичности предполагает системное изменение образовательного процесса (содержания, методов, форм, средств); общих представлений о гендерной социализации, полученных в рамках традиционного педагогического образования, недостаточно для организации образовательного процесса на основе гендерного подхода. Следовательно, нужна системная подготовка «единомышленников», включающая в себя обогащение знаниями по гендерной тематике (психолого-педагогическими, социально-правовыми, этическими и т.д.), обучение отбору форм, методов, средств обучения на основе знаний о гендерной специфике контингента (по аналогии с тем, как обучают студентов отбирать формы методы и средства с учётом особенностей возраста), формирование целевых установок на необходимость построения образовательного процесса на основе гендерного подхода; организация женских гимназий позволяет оптимизировать процесс формирования гендерной идентичности, нивелировать негативное влияние окружения на формирование женственности-мужественности, несколько компенсировать семейную феминизацию.Литература Каширская, И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации в процессе гендерной социализации / И.К. Каширская // Вопросы психологии. - 2003.- №3. - С.56-63. Кон, И.С. Ребёнок и общество / И.С. Кон. - М. : Академия, 2003. - 336с. Цитата в тему: О женщинах всегда найдётся сказать что-нибудь новое, пока хоть одна из них останется на земном шаре. Станислав де Буффле^ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ-ИНТЕРНАТ ПРИ КАМЫШЛОВСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ: СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯПузыревская Алёна Юрьевна Русское просвещённое общество всегда ответственно и требовательно относилось к образованию и воспитанию мальчиков и девочек. Подтверждением этого может служить существование в России XVIII – начала XX вв. большого количества государственных и частных, классических и реальных, мужских и женских гимназий. Посещая любую из них, гимназист(ка) мог получить образование, отличающееся высоким качеством. Оснащение библиотек, учебных кабинетов, спортивных и игровых залов, медицинских кабинетов отличалось хорошим европейским уровнем. Все перечисленные виды гимназий выполняли единую цель: образовать ум и сердце воспитанников для служения Отечеству, давая знания, учить учиться, добросовестно трудиться, достойно жить. Достойная цель и для современной системы образования. Вопросы о женской эмансипации стали активно подниматься в конце XIX в. Профессор Николай Алексеевич Вышнеградский в издаваемом им педагогическом журнале «Русский педагогический вестник» поставил вопрос о необходимости сделать женские учебные заведения открытыми и доступными для всех сословий. Им же был разработан проект устройства женского образования «на новых началах». В результате активной деятельности Вышнеградского 19 апреля 1858 г. было основано первое училище «для приходящих девиц», названное Мариинским по имени императрицы Марии Александровны. В 1899 году подобных учреждений было уже 320 (против 299 мужских), в 1908 - 351, в 1913 – 920, в 1915 – 1001. Женские училища стали именоваться гимназиями с 1862 г. Христофорова. Приведём цитату из речи начальника московских женских гимназий, тайного советника Г.К. Виноградова, произнесённую на праздновании 25-летия 1 женской гимназии, в которой он говорил о предназначении этого типа учебных заведений: «… не отрывая девиц от семейной жизни, доставить им образование в науках и искусствах, которое удовлетворяло бы общим и частным нуждам в религиозно-нравственном и умственном отношении и которые должны требоваться от каждой женщины, в особенности от будущей супруги и матери». В гимназию принимались девочки 9-10 лет, умеющие читать и писать, знающие таблицу умножения и «необходимые молитвы». Программа обучения включала в себя 13 предметов (Закон Божий, французский, немецкий и русский языки, математика, история, география, естественная история, физика, химия, минералогия, космография, педагогика) и 5 искусств (чистописание, рисование, пение, танцы, рукоделие). Проучившись 8 лет (последний класс – педагогический), девушка могла работать учительницей, гувернанткой, классной дамой. Образование девочек было вверено наставницам, для наблюдения за правильностью ведения учебного процесса назначались главные и классные надзирательницы. Они также контролировали внешность гимназисток – одежду, причёску – и отвечали за их здоровье. Кроме того, по мере необходимости надзирательницы занимались с отстающими. Такова весьма краткая характеристика женского образования в России конца XVIII – начала XX вв. В советский период в России было принято мальчиков и девочек обучать совместно, по одинаковым программам и учебникам, предъявляя одинаковые требования и не беря во внимание отличия, обусловленные социальным полом. В настоящее время в нашей стране предпринимается большое количество (более или менее удачных) попыток возродить систему раздельного обучения. Общеобразовательные учреждения с разделением учащихся по половому признаку существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Ставрополе, Нижнем Новгороде, Красноярске, Петрозаводске, Уфе, Казани. В Свердловской области уже более 10 лет действуют Кадетские школы-интернаты, открытые при учреждениях начального профессионального образования. Их опыт по созданию условий для успешной социализации дезадаптированных подростков признан успешным. Встал вопрос о создании учреждений с особыми педагогическими условиями и пансионом для девочек, находящихся в сложной жизненной ситуации. В 2008 году при Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Камышловский педагогический колледж» было открыто общеобразовательное отделение с интернатом для девочек, оказавшихся в сложной жизненной ситуации женская гимназия – интернат. Сложная жизненная ситуация трактуется в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области следующим образом: «девочки из семей с одним родителем, малообеспеченных семей, семей родителей-инвалидов, семей, испытывающих трудности с получением их детьми основного общего образования в связи с удалённостью от месторасположения общеобразовательной школы, семей военнослужащих». Цели, задачи и принципы деятельности гимназии определяются нормативными документами, а также спецификой гимназического образования. Ценностными приоритетами гимназии как образовательного учреждения мы определили:качественное образование гимназисток (качественным является образование, обеспечивающее становление ключевых компетентностей);индивидуализация образовательного процесса гимназисток;создание возможности для выбора, полисубъектность в образовании;приобщение к культурно-историческим традициям русского народа;учёт гендерной специфики становления женщины;профессиональная компетентность педагога, позволяющая обеспечить качество реализации образовательных программ с учётом половозрастных и индивидуальных возможностей; придать процессу обучения воспитательный характер; обеспечить исследовательский характер образовательной деятельности учащихся. Педагогическая система гимназии спроектирована как открытая система. Как составная часть, гимназия входит в более широкую образовательную систему – Камышловский педагогический колледж, являясь составляющей регионального образовательного пространства. Одновременно женская гимназия является частью всей социальной системы, и её жизнедеятельность в значительной мере обусловлена внешними воздействиями. Гимназия может посредством своей деятельности активно влиять на социум, т.е. выступать как система адаптивная и в то же время адаптирующаяся. Образование в Женской гимназии обеспечивает: - достижение образованности в соответствии с ГОС; - развитие индивидуальности; - освоение и принятие воспитанницей роли женщины. В учебно-воспитательном процессе гимназии особое внимание уделяется методам развивающего и личностно-ориентированного обучения, усилению роли индивидуального обучения, активизации познавательной деятельности в урочное и внеурочное время, роли самостоятельной творческой исследовательской работы педагогов и учениц. В соответствии с целью, задачами и основными направлениями деятельности обучающимся предлагаются обязательные предметы, предметы по выбору, факультативные курсы, клубы и студии, т.е. создаются условия для развития интересов гимназисток и их сознательного профессионального самоопределения в дальнейшем. Гимназия осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ пяти ступеней образования:^ II ступень – общеобразовательные классы основной школы с углублённой подготовкой по дисциплинам художественной, технологической, гуманитарной направленности;^ III ступень – гимназические классы средней школы (гимназический компонент представлен курсами психологии, литературы, языков) и дополнительным образованием по экономике, основам социологии, основам семейной педагогики. - Содержание образования строится на широкой гуманитарной базе программ основного общего и среднего (полного) общего образования повышенного уровня сложности. - Обучение строится на основе гибких форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию интеллекта, навыков учебного и исследовательского труда, ориентированных на личностные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности, допускающие право выбора самими обучающимися.- Личностная ориентация обучающихся обеспечивается содержанием и организацией учебно-воспитательного процесса при поддержке психологического центра, где предусматриваются условия, содействующие формированию оптимальной работоспособности, снятию психологического напряжения у тех, кто по определенным обстоятельствам не предпочитает углубленное изучение той или иной образовательной области. При формировании учебного плана обеспечивается реализация федерального, регионального компонентов и компонента ОУ. Перечень учебных дисциплин формируется с учётом концепции организации образовательного процесса в женской гимназии-интернате, а также с учётом развития возможностей, потребностей учащихся и их социальных запросов. В то же время – с учётом возможностей КПК и стратегии его развития. Гимназия ориентирована на повышенный уровень образованности. Это предполагает углублённое изучение некоторых основных учебных дисциплин. В результате обучения гимназистки могут усвоить углублённую программу по дисциплинам художественной и технологической направленности: «Искусство (Музыка и ИЗО)», «Технология». Осваивая иностранные языки, учащиеся развивают словарный запас, получают основы устной и письменной речи. Они получают основы здорового образа жизни, осваивают компьютер на уровне формирования основ информационной культуры, могут пользоваться учебными программами, создавать элементарные алгоритмы. Качество образовательного процесса в гимназии напрямую связано с признанием ценности ребёнка. С одной стороны, это выражается в бережном отношении к воспитанницам (их здоровью, интересам, возможностям), с другой стороны, профессиональном создании оптимальных условий для развития учащихся в образовательном процессе. Такими условиями выступают вариативность учебных программ, использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие обучающихся за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, современная методическая и техническая оснащённость образовательного процесса, высококвалифицированный педагогический коллектив, позитивная социально-психологическая атмосфера воспитательной работы. Организация процесса обучения на основе гендерного подхода в основной школе – это деятельность педагога по развитию гендерной культуры, созданию ситуаций успеха, использованию интегративного стиля педагогической деятельности и применению игровых педагогических технологий, реализуемых в системе управленческих функций (сохранение и укрепление здоровья, ориентационной, реабилитационной, коррекционной, стимулирующей, пропедевтической и кооперационной) на каждом этапе процесса обучения с целью развития личности воспитанниц. В преподавании дисциплин доминирует деятельностный подход, позволяющий больше внимания уделять формированию и развитию ключевых компетенций, опыту разнообразной деятельности, необходимой как в интеллектуальной сфере, так и в пропедевтической педагогической «пробе» в рамках самоопределения.При подборе воспитателей, с которыми девочки проводят вторую половину дня, мы обращали внимание на квалификацию претендентов. Среди воспитателей - филологи (носители литературного языка), социальные педагоги (специалисты по работе с детьми данной категории), психологи. Жилые комнаты расположены в отдельном блоке общежития колледжа, количество воспитанниц в каждой – 2-3 человека. Оформление жилых комнат, с одной стороны, создаётся с учётом характера, темперамента, склонностей воспитанниц, с другой – направлено на формирование эстетического вкуса, создаёт пространственные и духовные условия для разнообразных видов занятий. Предусматривается возможность активного участия девочек в оформлении жилых комнат. Для воспитанниц предусмотрены комнаты для самоподготовки, проведения досуга, приёма и приготовления пищи. Наличие разнообразных первичных и вторичных помещений позволяет организовать быт воспитанниц в соответствии с их возрастными и индивидуальными потребностями. Наличие гигиенической комнаты и душевых позволяет формировать навыки ухода за собственным телом. Организация жизнедеятельности предполагает овладение навыками самообслуживания, что означает:поддержание в чистоте и порядке одежды, помещений, оборудования, инвентаря; посильный ремонт одежды, помещений, оборудования, инвентаря; участие в организации приёма пищи и уборке посуды; изготовление наглядных пособий, оформление помещений, реквизита для проводимых мероприятий уход за комнатными растениями. Таким образом, созданная в учреждении среда, как среда обитания ребёнка, генерирует образ жизни, способствующий свободному развитию воспитанниц, формированию определённого образа мыслей, чувств, действий. Мы оценим свою деятельность как успешную, если: воспитанницы Женской гимназии-интерната смогут успешно социализироваться в современном обществе, а именно: будут готовы и способны к выбору собственной жизненной траектории, творческой самореализации; в Женской гимназии-интернате сложится система соуправления и самоуправления; у преподавателей и студентов колледжа сформируется профессионально-педагогическая компетентность области реализации гендерного подхода в образовании; Считаем, что создание Женской гимназии-интерната - это не дань моде, а с одной стороны, возрождение российских традиций образования и воспитания достойных граждан страны, и, с другой - социальная защита девочек, оказавшихся в ситуации, с которой самостоятельно не может справиться ни она, ни её семья.Литература Постановление правительства Свердловской области от 12.12.07. №1237-ПП Об организации деятельности общеобразовательных отделений с интернатом для девочек, находящихся в сложной жизненной ситуации, в учреждениях среднего профессионального образования Свердловской области. Проект «Женская гимназия-интернат» при государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Камышловский педагогический колледж» на 2007-2012 годы. Камышлов, 2007. Христофорова Н.В. Российские гимназии XVIII – XX вв. на материале г. Москвы. Москва, ГЛК, 2001г.^ Цитата в тему: Женщина есть образцовое произведение Вселенной. Готхольд Эфраим ЛессингСовершенная женщина есть более высокий тип человека, чем совершенный мужчина, но и нечто гораздо более редкое. Фридрих Ницше^ ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ-ИНТЕРНАТСемёнова Галина НиколаевнаПодростковый возраст, отрочество – период жизни человека от детства до юности (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он обретает чувство зрелости, приходит к порогу юности. Особенности подросткового возраста по-разному проявляются у мальчиков и девочек. Ученые говорят о более раннем «взрослении» девочек в данный период, что не является каким-либо нарушением социального развития. Большинство характеристик гендерных особенностей девочек описаны, исходя из данных, собранных в условиях совместного нахождения мальчиков и девочек - совместного обучения, взаимодействия в различных ситуациях в учебной и досуговой деятельности. Но каковы же будут проявления поло-ролевых особенностей девочек-подростков в условиях раздельного обучения и проживания? Женская гимназия-интернат при ГОУ СПО «Камышловский педагогический колледж» существует уже 3 года. В гимназии обучаются только девочки. Воспитанницы гимназии учатся в колледже и проживают в общежитии. Наполняемость классов составляет 15 человек. В общежитии девочки проживают в комнатах по 2-3 человека. На выходные и каникулы воспитанницы уезжают домой. Анализируя условия жизнедеятельности девочек, которые могут влиять на формирование гендерной идентичности в данном возрасте, на первое место следует поставить раздельное с мальчиками обучение, проживание вне дома в том же коллективе, в котором проходит обучение, определенную ограниченность взаимодействия с разными людьми. Хотя именно данный аспект является положительным условием для реализации гендерного подхода в обучении и реализации основных целевых установок женской гимназии – формирование девочки – «женщины», обучение выполнению социальных ролей, присущих современной женщине, воспитание «женских» качеств. Охарактеризуем проявление особенностей подросткового возраста и гендерных особенностей девочек в условиях обучения в женской гимназии. Формирование идентичности в подростковом возрасте обусловлено несколькими линиями развития. Развитие абстрактного мышления зависит от социокультурных особенностей среды. Благодаря переходу мышления на уровень формальных операций у подростков появляется способность анализировать собственные мысли и чувства, что приводит к развитию рефлексии. Потребность в рефлексии у воспитанниц ЖГИ можно проследить через выбор тем исследовательских работ («Мир современного подростка» «Образ современной женщины»), через объяснения собственных поступков («Я подумала, что…», «Я не знаю, почему я это сделала…»), через вопросы, задаваемые при личном общении («Что со мной происходит?», «Почему так случилось?»). При обучении в гимназии также создаются специальные условия для развития рефлексивных умений - через сочинения, предлагаемые девочкам, через тренинги, на которых девочки учатся понимать себя и других. Отношения подростка к миру и к самому себе претерпевают значительные изменения. Возникает несоответствие между потребностью подростков добиться признания своей взрослости со стороны взрослых и реальной возможностью «быть взрослым». Признания взрослости девочки добиваются по-разному - это и потребность в самостоятельности - отстаивание права выбора распоряжаться своим временем, отвечать за свои действия, и попытки решать сложные ситуации, даже те, где необходимо вмешательство взрослых. Межличностное общение является ведущей деятельностью подросткового возраста, так как под его влиянием происходят все значимые изменения в структуре личности. Большую значимость приобретают отношения со «значимыми другими», подросток активно ищет модели для подражания. «Местом», где подросток может примерить на себя различные паттерны «взрослого поведения», является общество сверстников. Именно в общении со сверстниками устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу, осваиваются нормы социального поведения и морали. Однако, в условиях закрытого коллектива – с одной стороны, паттерны поведения, проявляемые девочками-подростками, достаточно регулируемы, а с другой - проявляясь в ограниченных условиях - они набирают достаточную интенсивность и проявляются достаточно ярко и демонстративно. К тому же имеет значение наличие отрицательного социального опыта у некоторых воспитанниц. Исследования показали, что привлекательность школы для подростка порой определяется не столько возможностью учения, сколько возможностью общаться с широким кругом товарищей. Женская гимназия не вполне удовлетворяет эту потребность у девочек - круг общения достаточно замкнут - учебная группа в 15 человек и проживание в общежитии с теми же сверстницами. Обучение и проживание в «женском коллективе», с одной стороны, позволяет реализовать гендерный подход в обучении и формировать у девочек качества, присущие женщине, с другой - обостряет потребность в общении с противоположным полом. Частично данная потребность реализуется через общение со студентами-юношами (на совместных тренировках) и через организацию ежегодного Званого приема, участие в Кадетском сборе. Однако данные формы общения являются единичными и не могут полностью удовлетворить потребность девочек в общении с мальчиками, что приводит к нарушениям в формировании гендерной идентичности. Поведение девочки будет соответствовать канонам женственности только тогда, когда они получат опыт его демонстрации и положительное подкрепление при взаимодействии с мальчиками. В подростковом возрасте складываются условия осознания своей уникальности. Девочек очень волнуют проблемы привлекательности и соответствия моде в одежде, значимость фактора внешности. Здесь спорным вопросом является требование в определенной форме одежды для воспитанниц гимназии. Наличие одинаковой формы одежды, причем делового стиля, нередко приводит к конфликтным ситуациям, так как потребность выделяться из общей массы преобладает над необходимостью подчиняться требованиям. Девочкам хочется продемонстрировать свою внешность, причем именно в том виде, которым кажется им достаточно привлекательным (как правило, это универсальный молодежный «джинсовый» стиль). Однако девочкам в гимназии предоставляется возможность выделиться из общей группы - через проявление и развитие своих индивидуальных способностей - в музыке, танцах, художественных, языковых и других способностей. Девочкам предоставлена возможность выявить способности, развивать их и реализовать свои интересы через посещение кружков, мастерских, дополнительных занятий, через обучение в художественной и музыкальной школах. Необходимо отметить такой аспект, как «соревновательность» девочек в подростковом возрасте. Причем соревновательность чаще проявляется в сфере межличностного общения и особенностях внешности девочек. Воспитанницы соревнуются в том, сколько у них подруг, потеря даже не самой близкой подруги для девочки в данных условиях является достаточно значимым событием, переживаемым драматично. Соревнуются в количестве мальчиков, с которыми они общаются. Также показательны соревнования в одежде, во внешнем виде, причем даже в тех аспектах, которые не зависят от девочки - рост, вес, внешние данные. В подростковый период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным. Ученые говорят о повышенной ранимости и чувствительности женщин, реакция на изменения чаще замыкаются на переживаниях, но при этом они легче переносят стрессовые ситуации. У воспитанниц гимназии периодически наблюдаются аффективные состояния и неустойчивое настроение. Это связано с разными причинами: дос


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.