Постановление Правительства Санкт-Петербургаот 4 октября 2005 г. N 1505"О Концепции Автоматизированной информационной системыобеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга"(с изменениями от 29 июня 2007 г.) В целях повышения уровня обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга, информационного обеспечения граждан Санкт-Петербурга и органов государственной власти Санкт-Петербурга на основе полномасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, а также рационального использования материальных и финансовых средств Правительство Санкт-Петербурга постановляет: 1. Одобрить Концепцию Автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга (далее - Концепция) согласно приложению N 1. 2. Утвердить План мероприятий на 2005-2006 годы по реализации Концепции Автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга согласно приложению N 2. 3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Тихонова В.В. Губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко Приложение N 1к постановлению ПравительстваСанкт-Петербурга от 4 октября 2005 г. N 1505^ КонцепцияАвтоматизированной информационной системы обеспечения безопасностижизнедеятельности Санкт-Петербурга(с изменениями от 29 июня 2007 г.) ^ 1. Введение 1.1. Цель и задачи настоящей Концепции Настоящая Концепция является методологической базой для создания автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга. Целью настоящей Концепции является выработка единого подхода к пониманию целей, задач и принципов построения автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга (далее - АИС ОБЖ). Основными задачами настоящей Концепции являются: обоснование актуальности создания АИС ОБЖ; постулирование принципов создания АИС ОБЖ; выявление информационных ресурсов, используемых в рамках функционирования АИС ОБЖ; определение основных функций и структуры АИС ОБЖ; определение требований по обеспечению информационной безопасности АИС ОБЖ; формулирование предложений по организационному и правовому обеспечению создания АИС ОБЖ; определение этапности создания АИС ОБЖ.^ 1.2. Основания для разработки настоящей Концепции Основанием для разработки настоящей Концепции является протокол совместного совещания Правительства Санкт-Петербурга и Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации по вопросам развития информационных и коммуникационных технологий в Санкт-Петербурге от 04.03.2005. Основой для предлагаемых в настоящей Концепции решений послужили следующие документы: Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 N 1300; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 09.09.2000 N Пр-1895; Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 N 1244-р.^ 1.3. Область действия настоящей Концепции Предлагаемые в настоящей Концепции положения могут быть использованы при разработке и внедрении АИС ОБЖ в других субъектах Российской Федерации с развитой телекоммуникационной и информационной инфраструктурой. Настоящая Концепция является основой для разработки программы создания АИС ОБЖ, разработки технических заданий, проектирования, создания опытных фрагментов, внедрения и ввода в эксплуатацию элементов АИС ОБЖ.^ 2. Актуальность создания АИС ОБЖ 2.1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности - приоритетнаязадача управления социально-экономическим развитием Санкт-Петербурга В современных условиях, характеризующихся снижением уровня военной опасности, угрозы техногенного, природного, криминогенного и террористического характера до сих пор представляют реальную опасность для населения регионов и развития государства в целом. Характерной особенностью крупных мегаполисов, к числу которых относится и Санкт-Петербург, является большая плотность проживающего населения, концентрация культурных и материальных ценностей, наличие значительного количества потенциально опасных объектов. Это определяет высокую вероятность возникновения и тяжесть возможных последствий чрезвычайных ситуаций различного характера, повышенную опасность для жизни и здоровья населения. Сложившаяся в данной области ситуация характеризуется следующими факторами, оказывающими существенное влияние на управленческие процессы в городском хозяйстве и на социальное и финансовое состояние Санкт-Петербурга: возрастание угроз техногенного характера вследствие морального и физического старения объектов промышленной инфраструктуры, гидротехнического и жилищно-коммунального комплексов; высокий уровень аварийности транспорта (ежегодно в стране на газо-, нефте- и продуктопроводах происходит около 50 тыс. аварий, а количество дорожно-транспортных происшествий доходит до 200 тыс.); возрастание ущерба и числа погибших от пожаров (в 2004 году только на территории Северо-Западного федерального округа произошло более 26 тыс. пожаров, погибло около 2 тыс. человек. Средние потери, приходящиеся на один пожар, выросли до 320 тыс. руб.); рост количества и масштабности последствий природных катаклизмов (лесных пожаров, наводнений и т.п.); возрастание рисков при перевозке опасных грузов и усиление угроз химического, биологического и радиационного воздействия, напряженная санитарно-эпидемиологическая и санитарно-гигиеническая обстановка; возникновение возможностей нарушения информационных ресурсов, систем и структур, разрушение их или искажение работы и содержания через специальные средств воздействия; создание и провоцирование социальной, межнациональной, религиозной напряженности, возможность манипулирования массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия; нарастание угроз террористических проявлений. В целом сумма материального ущерба от чрезвычайных ситуаций только на территории Северо-Западного региона в 2004 году составила 861 млн. руб., что на 73 процента больше, чем в 2003 году. Подводя итог анализа состояния безопасности жизнедеятельности в регионе и, в частности, в Санкт-Петербурге, следует отметить, что при существующих тенденциях отсутствие кардинальных решений в этой области может привести к целому перечню катастрофических последствий, в том числе к: авариям и катастрофам регионального масштаба; гибели и физическому травмированию людей; разрушению и заражению среды обитания; нарушению системы обеспечения жизнедеятельности Санкт-Петербурга; крупномасштабному уничтожению национальных ресурсов (природных, сельскохозяйственных, продовольственных, производственных, информационных); нанесению крупного экономического ущерба государственным и частным предприятиям и организациям, физическим лицам; массовым нарушениям правопорядка. В этой связи обеспечение безопасности жизнедеятельности и объектов инфраструктуры, формирование, поддержание и развитие среды жизнедеятельности, соблюдение жизненно важных интересов личности, общества и государства, недопущение, предупреждение и оперативная ликвидация чрезвычайных ситуаций являются приоритетными направлениями деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге.^ 2.2. Пути повышения уровня безопасности жизнедеятельностиСанкт-Петербурга В настоящее время Правительством Российской Федерации осуществляется комплекс мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение возможностей по ликвидации их последствий, сокращение материального ущерба и потерь населения. Однако реалии жизни говорят о том, что для ощутимого эффекта необходимы действенные меры именно в субъектах Российской Федерации. Следует отметить, что при существующем состоянии бюджетного финансирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти добиться кардинального изменения положения дел в обеспечении безопасности жизнедеятельности субъекта Российской Федерации применением экстенсивных методов (например, путем количественного наращивания сил и средств силовых структур) крайне сложно. В этих условиях наиболее целесообразными являются организационно-технические мероприятия, позволяющие повысить уровень безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга путем оптимизации использования имеющихся ресурсов и повышения эффективности управления ими. Обеспечением безопасности на уровне субъектов Российской Федерации занимаются прежде всего территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, специализированные городские службы и частные охранные предприятия, коммерческие организации технического обеспечения безопасности. Перечисленные структуры на сегодняшний день не имеют централизованного управления, слабо взаимодействуют друг с другом и, как следствие, неэффективно используют свои ресурсы и технический потенциал. Кроме того, практически отсутствуют действенные механизмы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, имеет место неэффективное использование бюджетных средств Санкт-Петербурга по многочисленным, слабо увязанным между собой федеральным и региональным программам. Вследствие разобщенности структур, решающих задачи безопасности жизнедеятельности в Санкт-Петербурге, инвестиции на их техническое оснащение тратятся на создание изолированных систем, слабо увязанных по задачам и протоколам информационного взаимодействия и требующих чрезмерных затрат на разработку, внедрение и содержание. Таким образом, решение насущных задач обеспечения безопасности жизнедеятельности требует комплексных организационно-технических мероприятий на уровне субъекта Российской Федерации. Первым и наиболее очевидным мероприятием, которое позволило бы повысить эффективность функционирования исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, является организационное и техническое объединение их ресурсов (в первую очередь - технологических и информационных). Централизованное управление ресурсами позволит оптимизировать их распределение при обеспечении безопасности жизнедеятельности всех групп и слоев населения и городских объектов, что практически эквивалентно созданию большого количества обособленных эффективных систем, но менее затратно по финансированию. Задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности, как правило, решаются в условиях жесткого дефицита времени. Ограниченность временных и материально-технических ресурсов и возможностей человека при больших масштабах и скорости развития чрезвычайных ситуаций влияют на адекватность и достоверность информации, используемой при принятии решений, а также на оперативность принятия этих решений. Эти аспекты обуславливают необходимость использования для решения задач безопасности современных технологий автоматизированного сбора, обработки, анализа и визуализации информации. В наши дни становится очевидным, что для эффективного управления сложными территориально распределенными объектами (город, производственное предприятие или коммерческая компания), повышения их среднесрочной и долгосрочной стабильности, снижения нагрузки на первых лиц необходимо применять информационные системы и автоматизированные системы управления, реализующие последние достижения управленческой науки. Таким образом, вторым мероприятием, направленным на повышение эффективности обеспечения безопасности жизнедеятельности, является внедрение в процессы управления новейших информационных и телекоммуникационных технологий. В результате выполнения первого и второго мероприятий возникнет реальная возможность создания интегрированного технологического и информационного ресурса общего пользования для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и других организаций, участвующих в обеспечении безопасности Санкт-Петербурга, который и ляжет в основу АИС ОБЖ.^ 3. Методологические основы создания АИС ОБЖ 3.1. Цель и задачи создания АИС ОБЖ Конечной целью создания и внедрения АИС ОБЖ является повышение уровня безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга. Основными путями достижения поставленной цели являются: повышение качества управления Санкт-Петербургом и городским хозяйством за счет высокой оперативности взаимодействия и улучшения информационного обеспечения заинтересованных городских и федеральных структур с использованием современных телекоммуникационных и информационных технологий; координация совместных действий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге в периоды повседневной деятельности и чрезвычайных ситуаций, в частности, повышение эффективности их работы, а также улучшение взаимодействия между специализированными городскими службами и населением Санкт-Петербурга. При этом приоритетными задачами, решаемыми для достижения цели, являются: интеграция разнородных информационных систем на базе единого стандарта обмена данными в целях повышения эффективности принятия управленческих решений на всех уровнях городской инфраструктуры, улучшения координации взаимодействия между подразделениями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге; создание информационной базы для внедрения типовых административных, технических и технологических решений, обеспечивающих единообразное взаимодействие между разнородными системами, функционирующими на территории Санкт-Петербурга; создание нормативной правовой базы для интеграции и совместного использования информационных и технологических ресурсов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и других организаций, участвующих в обеспечении безопасности Санкт-Петербурга; внедрение новых технологий и автоматизации процессов сбора, обработки, анализа и представления актуальной и достоверной информации оперативного характера о текущей обстановке, физических лицах, объектах и их состоянии, в том числе краткосрочное ситуационное прогнозирование, а также информации стратегического характера, что соответствует задачам среднесрочного и долгосрочного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга, то есть задачам обеспечения безопасности устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга.^ 3.2. Анализ объекта автоматизации АИС ОБЖ Качество управленческих решений, оперативность их принятия во многом зависят от актуальности, достоверности и полноты информации об объектах управления и контролируемых объектах. Этот аспект обуславливает необходимость использования в системе управления обеспечением безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга современных технологий автоматизации процессов информационной поддержки принятия решений. Таким образом, объектом автоматизации АИС ОБЖ являются процессы сбора, обработки, хранения, анализа, представления и визуализации информации. Для выявления существенных сторон объекта автоматизации АИС ОБЖ, которые подлежат обязательному учету при формировании требований к функциональности, составу и структуре АИС ОБЖ, необходимо определение места объекта автоматизации в системе управления обеспечением безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга. Структурная схема процесса автоматизации АИС ОБЖ Санкт-Петербурга отображена на рис.1.^ Рис.1. Структурная схема процесса автоматизации АИС ОБЖСанкт-Петербурга Управляющим объектом является совокупность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, руководство предприятий, учреждений и их структурных подразделений, дежурные и диспетчерские службы. Под объектами управления понимается совокупность контролируемых объектов, в качестве которых могут выступать население, все значимые объекты инфраструктуры Санкт-Петербурга, окружающей среды, хозяйственной и экономической деятельности, а также силы и средства, задействованные в обеспечении безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга. Процессы информационной поддержки принятия решений отображены на рис.2.^ Рис.2. Процессы информационной поддержки принятия решений Исходной информацией, необходимой для принятия управленческих решений в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга, являются: достоверные данные о текущем состоянии (местоположении) объектов управления; критические значения параметров, характеризующих состояние объектов управления; архивные данные об объектах управления; прогнозная информация о тенденциях и перспективах изменений состояния объектов и процессов, полученная по результатам обработки архивных данных с использованием математических моделей; эталонные данные информационных систем (карты, кадастры, регистры, реестры и т.д.); данные других информационных систем. В условиях отсутствия автоматизации процесс сбора информации об объектах является трудоемким и продолжительным. Как правило, информация передается по телефонным (радиотелефонным) каналам, каналам передачи телеметрической информации либо с использованием бумажных носителей. При этом на достоверность информации существенно влияет субъективный фактор, а ее актуальность по окончании сбора может утрачиваться. Процесс контроля над объектами заключается в сравнении результатов наблюдения (текущих или архивных) с некоторыми критериями, на основании которого вырабатывается заключение о нормальном или критическом состоянии объекта. В ряде случаев необходимо прогнозировать изменение состояния объекта (процесса) во времени. Решение этой задачи возможно при наличии соответствующего методологического и математического обеспечения, моделирующего процессы, и, как правило, требует использования больших массивов текущей и архивной информации. Одним из факторов, влияющих на оперативность и качество принимаемых решений, является форма представления информации. Очевидно, что для выработки решений на основе массивов разнотипных количественных и качественных значений показателей необходимо гораздо больше времени, чем в том случае, когда результаты представлены в виде диаграмм, графиков, отражающих существенные стороны процессов. Однако на подготовку данных к представлению также необходимы временные ресурсы. Существенной особенностью АИС ОБЖ является сложная иерархическая структура управляющего объекта, отдельные элементы которого взаимодействуют между собой как в ходе повседневной деятельности, так и при ликвидации чрезвычайной ситуации. В настоящий момент отсутствует однозначное разграничение полномочий между ними, уровень взаимодействия и координации недостаточен. Перечисленные факторы снижают эффективность принимаемых решений, приводят к неоправданному увеличению времени их принятия. Таким образом, анализ информационных процессов показывает, что необходима их комплексная автоматизация. Только в этом случае лицу, принимающему решение, будет представлена оперативная, актуальная, достоверная и полная информация в удобном для него виде, обеспечена возможность оперативного управления действиями подчиненных сил и средств в масштабе времени, соответствующем сложившийся обстановке.^ 3.3. Функции АИС ОБЖ Для эффективной поддержки принятия решений по обеспечению безопасности жизнедеятельности АИС ОБЖ должна обеспечить автоматизацию следующих функций: 3.3.1. Обеспечение исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге достоверной и актуальной информацией, представляемой информационными ресурсами, техническими системами, иными источниками данных. 3.3.2. Мониторинг в реальном времени: состояния объектов, обеспечивающих жизнедеятельность субъектов Российской Федерации, важнейших с точки зрения техногенных катастроф; состояния предприятий и учреждений с особо опасными технологическими циклами; перемещения и состояния транспортных средств, перевозящих по территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области опасные и особо опасные грузы; перемещения пассажирского транспорта; перемещений и состояния сил и средств, обеспечивающих общественную безопасность в Санкт-Петербурге; миграционной обстановки; правонарушений, отслеживание деятельности сил и средств обеспечения безопасности от момента обнаружения правонарушения до окончания выполнения оперативных мероприятий; видеоинформации об оперативной обстановке на вокзалах, в аэропортах, в акваториях, на общественно-политических, спортивных, праздничных и других массовых мероприятиях на городских объектах, улицах и площадях, местах скопления транспорта, во дворах жилых домов; информации, публикуемой или транслируемой средствами массовой информации. 3.3.3. Автоматизированное определение типа события, характеризуемого принятым сигналом, сообщением, информацией о чрезвычайных, аварийных или нештатных ситуациях. 3.3.4. Накопление и хранение ретроспективных данных для последующего использования. 3.3.5. Анализ, прогнозирование, моделирование и другие типы интеллектуальной обработки данных. 3.3.6. Позиционирование событий и реакций на них с использованием геоинформационной системы. 3.3.7. Предоставление возможности контролируемого доступа к информационным ресурсам АИС ОБЖ для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и прочих пользователей, в том числе для контроля деятельности подчиненных структур. 3.3.8. Предоставление пользователям АИС ОБЖ единого интерфейса управления информационными ресурсами и отображения информации. 3.3.9. Обеспечение единой централизованной аутентификации пользователей и поддержка иерархии доступа с системой приоритетов. 3.3.10. Ведение отчетности о действиях пользователей и состоянии системы в целом. 3.3.11. Функции обратной связи, такие как: экстренное оповещение о чрезвычайных ситуациях на социальных объектах Санкт-Петербурга; управление нарядами милиции общественной безопасности. Функциональность АИС ОБЖ обеспечит информационную поддержку при решении задач безопасности жизнедеятельности. Ввиду того, что АИС ОБЖ объединяет ресурсы разнородных территориально распределенных информационных и технологических систем с различной ведомственной и отраслевой принадлежностью, кроме вышеперечисленных в состав АИС ОБЖ также должны входить следующие функции: обеспечение безопасности информации и защиты информационных ресурсов в АИС ОБЖ; обеспечение целостности и непротиворечивости информации в АИС ОБЖ; обеспечение электронного удостоверения информации (документов) и прав пользователя; обеспечение централизованного управления доступом к ресурсам АИС ОБЖ. 3.4. Принципы создания АИС ОБЖ Основными принципами построения АИС ОБЖ являются: сохранение существующих механизмов управления в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге и службах Санкт-Петербурга; учет и объединение на функциональной основе созданных и создаваемых информационных и технологических систем для решения задач в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности; интеграция на системном (транспортном, сетевом, прикладном) и организационно-информационном уровнях; развитие функциональных возможностей в части числа решаемых задач, типов и числа взаимодействующих информационных систем, адаптация к различным условиям применения; обеспечение защиты информации на всех уровнях в соответствии с категорией информации; этапность создания АИС ОБЖ; комплексное финансирование создания и содержания АИС ОБЖ; приоритетное использование отечественных разработок, особенно в части обеспечения информационной безопасности; обеспечение высоких потребительских свойств и коммерческого потенциала информационных продуктов АИС ОБЖ. 4. Архитектура и структура АИС ОБЖ 4.1. Архитектура АИС ОБЖ Под архитектурой АИС ОБЖ понимаются общие принципы и логическая организация информационного взаимодействия элементов АИС ОБЖ. 4.1.1.Принципы технологического взаимодействия компонентов АИС ОБЖ 4.1.1.1. Принцип многоуровневой интеграции Транспортный уровень: Построение АИС ОБЖ на базе мультисервисной транспортной сети с унифицированными транспортными протоколами. В основу построения такой сети должны быть заложены следующие принципы: обеспечение централизованного сетевого мониторинга и администрирования; максимальное использование существующих волоконно-оптических и прочих коммуникаций и оборудования; комплексность, унификация и совместимость реализуемых проектных, технических и технологических решений; открытость архитектуры построения; унификация программного и методического обеспечения; обеспечение стандартных интерфейсов и протоколов; резервирование каналов передачи информации; обеспечение возможности разграничения доступа пользователей к различным сетевым ресурсам; обеспечение возможности организации круглосуточного сервисного обслуживания оборудования; возможность поэтапного создания и ввода АИС ОБЖ в эксплуатацию без нарушения функционирования существующих элементов. Следование указанным принципам позволит создать Единую мультисервисную транспортную сеть (далее - ЕМТС).^ Сетевой уровень: Унификация протоколов обмена и форматов данных.Уровень приложений: Применение единого пользовательского интерфейса. Применение стандартизованного интерфейса на основе WEB-технологий. 4.1.1.2. Принцип интеграции на уровне данных Интеграция на уровне данных - это принцип унификации интеграции систем АИС ОБЖ на уровне данных. 4.1.1.3. Принцип "одного окна" для авторизации, аутентификации игенерации отчетов Использование централизованной аутентификации, авторизации и отчетности позволит осуществлять эффективное администрирование и обеспечивать информационную безопасность АИС ОБЖ в части управления доступом. 4.1.1.4. Принцип делегирования прав доступа к информации Доступ к данным ведомственных (отраслевых) информационных систем внешних пользователей должен осуществляться на основе взаимных соглашений и общих регламентов (законодательных актов), в соответствии с которыми определяются права доступа для организаций и физических лиц. 4.1.1.5. Принцип открытости системы В архитектуре АИС ОБЖ должна использоваться эталонная модель взаимодействия открытых систем, что позволит обеспечивать информационное взаимодействие с вновь создаваемыми и внешними системами регионального и федерального уровня. Межсистемные интерфейсы могут реализовываться на базе следующих существующих стандартов: стандарты UN/EDIFACT, разработанные Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций и принятые в качестве международных стандартов; стандарты ISO серии 8613 "Обработка информации. Текстовые и учрежденческие системы. Архитектура, ориентированная на обработку учрежденческих документов (ODA), и формат обмена"; стандарты ISO серии 10021 "Информационная технология. Передача текстов. Системы обмена текстами в режиме сообщений (MOTIS)". 4.1.1.6. Принцип сопрягаемости с действующими или проектирующимисяфедеральными и региональными системами управления, мониторинга, учета ирегистрации, архивными, новостными ресурсами Сопряжение АИС ОБЖ с внешними ресурсами и системами необходимо для обмена информацией и интеграции в вышестоящие системы управления мониторинга, учета и регистрации для реального создания единого информационного пространства Российской Федерации.^ 4.1.1.7. Принцип единства построения подсистемы защиты информации вАИС ОБЖ Подсистема защиты информации в АИС ОБЖ основывается на положениях и требованиях существующих законов, стандартов и нормативно-методических документов по защите от утраты, искажения и несанкционированного доступа к информации (далее - НСД). Основными принципами построения подсистемы защиты от НСД являются: системность и комплексность; простота и гибкость реализации; разумная достаточность; непрерывность защиты; равнонадежность механизма защиты; независимость от секретности проектирования; управление правами пользователя; возможность контроля.^ 4.1.2. Логическая организация информационного взаимодействия АИС ОБЖ представляет собой совокупность локальных узлов (далее - ЛУ), являющихся пунктами концентрации информации, объединенных одним специального вида ЛУ, реализующим ретрансляцию информационных потоков и являющимся центром управления доступом (далее - ЦУД). ЛУ могут представлять собой информационные системы, группы информационных систем, отдельные компоненты систем (база данных, клиент-приложение, сервер-приложение) или группы компонентов. Пользователи системы (должностные лица, службы, специализированные центры) в соответствии с правами доступа получают информацию от ближайшего ЛУ либо через ЦУД от любого другого ЛУ, входящего в состав АИС ОБЖ. Средствами ЛУ обеспечивается единый пользовательский интерфейс в АИС ОБЖ. ЦУД обеспечивает единые маршрутизацию, авторизацию и аутентификацию на основе хранящейся в нем информации о пользователях и источниках. Схема логической организации информационного взаимодействия представлена на рис.3.^ Рис.3 Схема логической организации информационного взаимодействия 4.2. Структура АИС ОБЖ Структура АИС ОБЖ представлена на рис. 4. Рис.4. Структура АИС ОБЖАРМ - автоматизированное рабочее место. АИС ЦУД МОБ - автоматизированная информационная система центра управления доступом милиции общественной безопасности.^ 4.2.1. Функциональные элементы АИС ОБЖ Основным фактором, определяющим состав элементов АИС ОБЖ и их взаимосвязь, является требуемая функциональность системы. В соответствии с перечнем необходимых функций, которые должна обеспечивать АИС ОБЖ для решения задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности, в состав АИС ОБЖ должны входить следующие функциональные элементы: 4.2.1.1. Совокупность функциональных систем, являющихся для АИС ОБЖ первичными источниками информации: системы, обеспечивающие мониторинг объектов и процессов (датчиковые системы, системы дистанционного зондирования, системы видеонаблюдения и т.д.); системы приема информации от населения, системы экстренной связи; информационные системы, в том числе содержащие эталонные данные (кадастры, регистры, реестры, справочники, классификаторы и т.д.). 4.2.1.2. Расчетно-аналитические системы, обеспечивающие обработку информации по заданным алгоритмам. 4.2.1.3. Система управления доступом, обеспечивающая централизованное назначение пользовательских прав по использованию информационных ресурсов АИС ОБЖ. 4.2.1.4. Система обеспечения информационной безопасности, выполняющая требования нормативных и законодательных актов Российской Федерации в области защиты конфиденциальной информации при ее автоматизированной обработке и передаче по каналам связи. 4.2.1.5. Интеграционные системы: ЕМТС, объединяющая элементы АИС ОБЖ в единое информационное пространство и обеспечивающая пользователям полнодоступность (в рамках предоставленных прав) ко всей информации; модули взаимодействия, реализующие клиент-серверные технологии взаимодействия элементов АИС ОБЖ и единый пользовательский интерфейс; базы метаданных об источниках информации. 4.2.1.6. Терминальное оборудование, обеспечивающее прием, заданное представление и отображение информации (автоматизированное рабочее место (далее - АРМ), оборудование отображения коллективного пользования, средства документирования).^ 4.2.2. Территориально-распределенные элементы АИС ОБЖ Перечисленные в пункте 4.2.1. настоящей Концепции элементы АИС ОБЖ могут иметь территориально-распределенный характер. Примером такого построения может служить ЕМТС, выполняющая задачу информационного объединения всех составляющих АИС ОБЖ. Особенностью этой сети является обеспечение передачи разнородной информации (видеоизображение, звук, данные информационных систем) и предоставление пользователям широкого спектра телекоммуникационных услуг. Основу ЕМТС составляют волоконно-оптические сети, связывающие между собой подсистемы АИС ОБЖ с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, органами министерств и ведомств, бюджетными учреждениями Санкт-Петербурга. Сети должны обеспечить потенциально полнодоступное информационное взаимодействие всех элементов АИС ОБЖ, минимальную удельную стоимость единицы трафика, высокоскоростную качественную цифровую связь, в том числе передачу мультимедийной информации в режиме реального времени. Для решения частных задач в ЕМТС могут использоваться ведомственные и государственные линии магистральной связи, а также каналы, предоставляемые различными операторами связи, в том числе каналы телефонной сети Санкт-Петербурга, прямые каналы радиорелейной связи. Для обеспечения взаимодействия и доведения управленческой информации до исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в